Научная статья на тему 'Механизмы антикризисного регулирования Российской банковской системы'

Механизмы антикризисного регулирования Российской банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / КРИЗИС / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / ДИАГНОСТИКА / КОНТРЦИКЛИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин А. Н.

Деструктивное воздействие глобального финансово-экономического кризиса на банковскую систему страны выявило, что действующая система антикризисного регулирования не в полной мере соответствует своим функциям поддержания стабильности в банковском секторе. Автором обоснована необходимость сформировать систему государственного антикризисного регулирования, более адаптивную к глобальным кризисным явлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы антикризисного регулирования Российской банковской системы»

21 (111) - 2012

Государственное регулирование

финансовой сферы

УДК 336.717

МЕХАНИЗМЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

А. Н. ЛАРИН,

соискатель ученой степени кандидата экономических наук, кафедра антикризисного управления Института экономики и антикризисного управления;

эксперт отдела гарантийных операций, ОАО Банк ВТБ E-mail: oasyse@gmail. com

Деструктивное воздействие глобального финансово-экономического кризиса на банковскую систему страны выявило, что действующая система антикризисного регулирования не в полной мере соответствует своим функциям поддержания стабильности в банковском секторе. Автором обоснована необходимость сформировать систему государственного антикризисного регулирования, более адаптивную к глобальным кризисным явлениям.

Ключевые слова: финансово-экономический, кризис, банковская система, антикризисное регулирование, инструмент, диагностика, контрциклический.

Антикризисное регулирование в современной экономической науке - новое, недостаточно разработанное понятие. На основе проведенного анализа различных подходов современных исследователей к определению понятий «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование», в том числе определений, приведенных в работах М. Мескона [1], А. Г. Грязновой, Д. В. Петухова

[6], А. Н. Ряховской [8], А. М. Тавасиева, автор определяет понятие «антикризисное регулирование банковской системы» для целей настоящей статьи. Это комплекс мер государства по отношению к отдельным кредитным организациям, включающий в себя мониторинг их деятельности и функционирования банковской системы в целом, направленный на своевременное выявление признаков локального или системного банковского кризиса, и борьбу с указанными признаками на нормативном и законодательном уровнях.

В отличие от антикризисного управления, осуществляемого на микроэкономическом уровне, антикризисное регулирование рассматривается в качестве категории макроэкономической, т. е. субъектом антикризисных мер в данном случае выступает государство.

Государственное антикризисное регулирование, как это и происходило до глобального финансово-экономического кризиса, в России осуществляется традиционными макроэкономическими инструментами, среди которых фискальная (в том

числе налоговая и бюджетная), денежно-кредитная (монетарная), социальная, инвестиционная, внешнеэкономическая политика государства. Кратко рассмотрим эти инструменты.

фискальная политика является одним из основных методов вмешательства государства в экономику для сглаживания тенденций экономического роста и обеспечения стабильной хозяйственной системы. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, т. е. налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Денежно-кредитная политика представляет собой политику регулирования количества денег в обращении, осуществляемую главным финансовым регулятором страны - Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Под социальной политикой в контексте государственного антикризисного регулирования понимается система проводимых федеральным правительством через местные и региональные органы власти мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и способствующих преодолению социальных последствий глобального финансово-экономического кризиса.

Государственная инвестиционная политика -это составная часть экономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Внешнеэкономическая политика представляет собой проводимую правительством страны государственную политику в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Система антикризисного регулирования, состоящая только из указанных выше инструментов, оказалась не в состоянии противостоять последствиям, вызванным резким спадом кредитоспособности крупнейших мировых финансовых институтов в 2008 г.

Однако коллапса удалось избежать. Этому во многом способствовали согласованные действия крупнейших экономик мира по стабилизации об-

становки с помощью обеспечения финансовой системы страны достаточной для функционирования кредитных институтов ликвидностью. Несомненно, свою роль сыграло и проведение экстренных антикризисных мер, направленных на укрепление и поддержание стабильности банковской системы.

Российская банковская система получила необходимую поддержку со стороны государства. В конце 2008 г., в период острой стадии глобального финансово-экономического кризиса, в нашей стране был принят ряд федеральных законов, в частности, № 173-Ф3 от 13.10.2008 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» [5], № 174-ФЗ от 13.10.2008 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» [3] и № 175-ФЗ от 27.10.2008 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» [4]. Федеральные законы, принятые в 2008-2009 гг. для поддержки российской банковской системы, указаны на рис. 1.

Названные законы в первую очередь были направлены на обеспечение устойчивости финансовой системы страны и минимизацию негативных последствий глобального экономического кризиса. Эти документы преследовали следующие цели:

• расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы;

• стабилизация объема просроченной задолженности;

• сохранение кредитования предприятий и населения;

• снижение инфляции и стабилизация на валютном рынке;

• обеспечение санации финансовых институтов, испытывающих трудности, но важных для общей устойчивости финансовой системы. Такая стратегия, реализованная государством,

принесла свою пользу. В частности, резкий отток депозитов физических лиц, наблюдавшийся на российском рынке с сентября 2008 г., прекратился. Более того, с начала 2009 г. и на протяжении 2009-2010 гг. объем депозитов физических лиц показал стабильный рост, чему способствовало принятие поправок в Федеральный закон и увеличение предельного размера совокупного страхового возмещения по вкладам граждан в банке, у которого отозвана лицензия, с 400 до 700 тыс. руб.

Рис. 1. Антикризисное законодательство для поддержки банковской системы РФ

в 2008-2009 гг.

Как показывает рис. 2, массовый отток депозитов произошел в октябре 2008 г. Объем вкладов физических лиц по состоянию на начало ноября по отношению к началу октября сократился на 6,4 % с 5,9 трлн руб. в октябре до 5,5 трлн руб. в ноябре. В декабре объем депозитов физических лиц сократился незначительно (на 0,2 %) по отношению к предыдущему месяцу.

В январе 2009 г. начался прирост вкладов физических лиц в российские банки, составляющий в среднем 1-3 % в месяц вплоть до декабря 2010 г. Если бы федеральный закон не был принят, с большой долей вероятности можно было бы говорить о последующем сокращении депозитной базы.

9100 . 8 600 ^ 8100 а 7 600 5 7100 | 6 600 2 6100 5 600 5 100

Другой пример. Совокупный эффект от предоставления Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» депозитов Банка России на общую сумму 50 млрд долл. США и средств Фонда национального благосостояния на общую сумму 450 млрд руб. для целей кредитования российских кредитных организаций и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию составил 834,940 млрд руб. при затратах государства в размере 408,022 млрд руб. Соотношение эффективность/стоимость составило 2,046 [11, с. 91-92].

Кредиты, выданные Внешэкономбанком в рамках Федерального закона от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» перечислены в табл. 1.

В результате реализации столь масштабных государственных антикризисных мер по поддержке российского банковского сектора в период глобального финансово-экономического кризиса российские банки на стадии выхода из кризиса не только удержали своих клиентов, но и оказались в плюсе по значениям прибыльности. Основные показатели деятельности банковского сектора Российской Федерации за 2007-2010 гг. представлены в табл. 2.

8 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ1 ГЧ ГЧ1 ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ ГЧ

СП О гН гН ГЛ ^ 1Л ио Г^ СО СП О гН ГЧ гН ГЧ ГО 1Л ио СО СП О гН ГЧ

О <Н <Н О О О О О О О О о <Н <Н <Н о о О о О о о О О <Н <Н <Н

гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН гН

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

-Объем депозитов физических лиц в 2008-2010 гг., млрд руб.

Рис. 2. Объем депозитов физических лиц в российских кредитных организациях

Таблица 2

Основные показатели деятельности российского банковского сектора

за 2007-2010 гг. [9]

Таблица 1

Субординированные кредиты, предоставленные Внешэкономбанком российским кредитным организациям в рамках Федерального закона от 13.10.2008 № 173-Ф3 [10]

Дата принятия решения наблюдательным советом Организация Сумма кредита, тыс. руб.

16.10.2008 ОАО «Банк ВТБ» 200 000 000,00

ОАО «Россельхозбанк» 25 000 000,00

01.12.2008 ОАО «Ханты-Мансийский Банк» 1 995 032,60

ОАО «НОМОС-БАНК» 4 900 000,00

ОАО «Альфа-Банк» 10 201 455,00

05.02.2009 ОАО «Газпромбанк» 15 000 000,00

27.04.2009 ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» 478 719,00

ОАО АКБ «РОСЕВРОБАНК» 980 000,00

ОАО «ТрансКредитБанк» 2 930 000,00

ОАО «Банк Санкт-Петербург» 1 466 000,00

АКБ «Транскапиталбанк» 729 998,50

ОАО «Первобанк» 725 000,00

ОАО «СКБ-Банк» 810 000,00

ОАО «Промсвязьбанк» 4 000 000,00

ОАО «Банк ЗЕНИТ» 2 140 000,00

ЗАО «Банк Русский Стандарт» 4 958 783,40

27.07.2009 ОАО «Газпромбанк» 690 000,00

ОАО «Газпромбанк» 74 264 000,00

03.08.2009 ОАО «Альфа-Банк» 230 976,75

ОАО «Альфа-Банк» 29 180 733,75

ОАО «Банк Москвы» 11 107 970,25

10.09.2009 АКБ «Транскапиталбанк» 256 749,35

17.12.2009 ОАО АКБ «Связь-Банк» 1 005 392,40

ОАО АКБ «Связь-Банк» 14 971 132,00

Итого... 408 021 943,00

Показатель Значение на начало года, млрд руб.

2008 2009 2010 2011

Годовая прибыль 508,0 409,2 205,1 573,4

Кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России 34,0 3 370,4 1 423,1 325,7

Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций 2 807,4 3 639,6 3 117,3 3 754,9

Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) 3 520,0 4 945,4 5 466,6 6 035,6

Вклады физических лиц 5 159,2 5 907,0 7 485,0 9 818,0

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность 12 287,1 16 526,9 16 115,5 18 147,7

Банк России оценивает свои средства в виде кредитов коммерческим банкам, депозитов и прочих расходов на поддержание стабильности банковской системы в 2008 г. в 3,4 трлн руб. За 2009 г. на эти цели Банком России было пущено 1,4 трлн руб. В 2010 г. для стабилизации российского банковского сектора регулятором потрачено лишь 326 млрд руб. При этом отмечается сокращение годовой прибыли банковско-

го сектора по итогам 2008 г. на 19 % до 409 млрд руб. Прибыльность банковского сектора сократилась в 2 раза по итогам 2009 г. по отношению к предыдущему году до 205 млрд руб. Однако в 2010 г. произошел возврат значения годовой прибыли в банковском секторе к докризисному уровню [12].

Как известно, банковская система существует для обслуживания реального сектора экономики.

Однако не стоит забывать, что банки по своей сути являются коммерческими организациями, т. е. основной целью их деятельности является получение прибыли.

Заметим, что основной особенностью глобального финансово-экономического кризиса 20082010 гг. явилось то, что кризису предшествовала глобальная кредитная экспансия. Банки из года в год наращивали объемы кредитования, появлялись новые производные инструменты, степень риска которых не могли достоверно определить ни участники рынка, ни рейтинговые агентства, что, в конечном счете, привело к глобальному экономическому краху.

В результате у предприятий реального сектора экономики, как и у банков и остальных участников хозяйственной деятельности, возникли проблемы с недостатком ликвидности. Резкое кредитное сжатие затормозило бизнес-процессы. Готовая продукция так и осталась на складах в ожидании конечного потребителя, который, в свою очередь, оказался не в состоянии ее приобрести. Это привело к недостаточности оборотного капитала на предприятиях для изготовления новых партий продукции, что, в свою очередь, по цепочке лишило предприятия прибыли и породило у них задолженность по погашению кредитов перед банками.

Как было отмечено, при наступлении в 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса сумма кредитов, предоставленных реальному сектору экономики за 2008 г. по отношению к 2007 г. выросла почти на 35 %, однако прибыльность бан-

ковского сектора страны при поддержке государства в лице Банка России упала на 19 %. Сумма кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в 2008 г. составила 16,5 трлн руб., а в 2007 г. - 12,3 трлн руб. Таким образом, можно говорить о возросшем количестве проблемной задолженности у кредитных организаций в 2008 г., появление которой связано с участившимися случаями невозврата нефинансовыми организациями и физическими лицами заемных средств.

Увеличившиеся ввиду недополучения прибыли в 2008 г. кредитные риски побудили банки пересмотреть свою кредитную политику в отношении увеличения процента по кредитам отдельным группам заемщиков в связи с ухудшившейся категорией качества соответствующей ссуды либо отказа в кредитовании отдельным заемщикам, в результате чего наблюдалось резкое «замерзание» кредитования реального сектора экономики в 2009 г. Значения показателя сократились с 16,5 трлн руб. в 2008 г. до 16,1 трлн руб. в 2009 г. Графически данные представлены на рис. 3.

Следует отметить, что по итогам 2010 г. прибыльность российского банковского сектора составила 180 % по отношению к 2009 г. (с 205,1 до 573,4 млрд руб.), вследствие чего произошла «оттепель» на рынке кредитования нефинансовых организаций и физических лиц: по сравнению с 2009 г. наблюдается рост данного показателя почти на 13 % с 16,1 трлн руб. в 2009 г. до 18,1 трлн руб. в 2010 г.

Представленные данные указывают на то, что антикризисные меры, проведенные в России в 2008-2009 гг., позволили российской банковской

18 16 15 13 12 10 9 7 6 4 3 1

000 500 000 500 000 500 000 500 000 500 000 500 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

V

V

■Кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России

■Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, включая просроченную задолженность

Рис. 3. Объемы кредитования Банком России кредитных организаций и кредиты реальному сектору экономики

системе преодолеть острую фазу глобального финансово-экономического кризиса. Однако это меры временные. В федеральных законах прописаны сроки окончания их действия. Например, Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» действует до 31.12.2014 включительно, а у Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и вовсе несколько временных пределов действия (ст. 3 - до 31.12.2010; п. 1 ч. 1, ст. 6 - до 31.12.2008; п. 1 ч. 2, ст. 6 - до 31.12.2009 и т. д.).

С помощью временных мер, к сожалению, не удастся внести изменения в саму систему антикризисного регулирования, они не в состоянии выработать «иммунитет» для борьбы с симптомами «болезни» в будущем. Для выработки такого «иммунитета» не обойтись без политики, способной преодолеть проблемы внутри системы.

Преодоление внутренних проблем должно приостановить спад экономической активности в банковском секторе и, возможно, поможет нарастить объемы банковской деятельности до предкризисных масштабов.

Избрав в качестве цели преодоление проблем внутри системы, необходимо сформировать новую, более адаптивную к глобальным кризисным явлениям систему антикризисного регулирования, которая

оказалась бы постоянной и способной защитить экономику страны от негативных последствий будущих кризисов.

Подобная система антикризисного регулирования должна включать в себя следующие антикризисные инструменты:

• лицензирование деятельности банков;

• актуализация и совершенствование банковского законодательства;

• контроль за уровнем единого процента резервирования в рамках обязательного внутрибанковского резервирования части размещаемых средств;

• контроль за уровнем ставки рефинансирования Банка России;

• проведение Банком России операций с иностранной валютой;

• проведение Банком России операций с ценными бумагами;

• проведение Банком России операций с государственными облигациями;

• проведение Банком России депозитных операций;

• предоставление банкам обеспеченных кредитов;

• комплексная оценка финансовой устойчивости банковской системы;

• финансовое оздоровление проблемных банков;

• реструктуризация проблемных банков;

• предоставление банкам необеспеченных кредитов.

Антикризисные инструменты представлены на рис. 4. При этом по мере перехода состояния экономики от стабильного к кризисному степень использования различных инструментов будет изменяться.

Для построения системы инструментов антикризисного регулирования выделим следующие критерии состояния экономики страны:

• стабильное: при устойчивом состоянии экономики либо в состоянии умеренного экономического роста.

• неустойчивое: при неустойчивом состоянии экономики, к которому, по мнению автора, можно отнести состояние чрезмерного экономического роста как требующее дополнительного регулирования со стороны государства.

• кризисное: при кризисном состоянии экономики.

Такие инструменты, как лицензирование деятельности кредитных организаций, актуализация и совершенствование банковского законодательства, контроль за уровнем единого процента резервирования в рамках обязательного внутрибанковского резервирования части размещаемых средств, контроль за уровнем ставки рефинансирования Банка России, предоставление обеспеченных кредитов и проведение Банком России операций с иностранной валютой, с ценными бумагами и государственными облигациями, а также депозитных операций, по мнению автора, должны применяться в качестве корректирующих мер постоянно, на любой фазе экономического цикла. Назовем такие инструменты перманентными.

Итак, перманентные инструменты будут использоваться государством на постоянной основе как для сглаживания экономики во время экономического роста, так и для ее поддержки в неблагоприятные периоды.

Лицензирование деятельности банков в настоящее время является обязательным инструментом, позволяющим банку осуществлять свои операции. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [2, ст. 12] гласит, что «лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации». Получение банком генеральной лицензии (дающей право на осуществление всех банковских операций) автоматически устанавливает контроль за состоянием его капитала, в частности, «генеральная лицензия может

быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии».

Работа по актуализации и совершенствованию законодательства в области банков и банковской деятельности в качестве перманентного инструмента антикризисного регулирования подразумевает привлечение компетентных органов и ассоциаций для максимальной интеграции законодательства в российскую действительность.

По мнению автора, представляется необходимым отказаться от такого инструмента денежно-кредитной политики, как депонирование определенного нормативами резервирования процента от обязательств банков перед физическими лицами и юридическими лицами - нерезидентами РФ в Банке России. Принимая во внимание Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», которым за банками закреплена обязанность формирования резервов на возможные потери по ссудам, целесообразно установить единый процент резервирования размещаемых средств кредитной организации вне зависимости от категории качества ссуды.

Применение данного подхода помимо решения проблемы двойного резервирования позволит (пусть отчасти) решить еще одну проблему - недостаток ликвидности в банковской системе в периоды экономических потрясений, так как нормативно предпишет банкам формировать долгосрочные резервы по всем своим обязательствам даже при низких значениях кредитного риска. Таким образом, количество резервных средств банков будет соответствовать сумме выданных кредитов, размещенных депозитов и других размещенных средств.

Аргументом в пользу подобного инновационного предложения может выступить резолюция совета по денежно-кредитной политике Ассоциации региональных банков России по итогам обсуждения контрциклического банковского регулирования [7] о том, что резервы на возможные потери по кредитному портфелю банка должны учитывать не только текущие, но и долгосрочные ожидаемые потери.

Поскольку в период кредитного бума риски считаются низкими, банки почти не создают резервов на возможные потери по кредитам, однако

при наступлении кризиса действующая система регулирования обязывает банки создавать все большие резервы на возможные потери. Источников для создания таких резервов при кризисном развитии ситуации у банка практически нет, поскольку доходы от операционной деятельности падают. Из этого можно сделать вывод, что действующая система резервирования не улучшает, а усугубляет финансовое состояние кредитной организации в период кризиса.

Выделим этот инструмент в качестве перманентного. При этом его применение при стабильном состоянии экономики заключается в увеличении единого процента резервирования с целью накопления резерва и противодействия раздуванию «мыльного пузыря» в периоды низкого кредитного риска, в то время как при кризисном состоянии экономики единый процент резервирования подлежит уменьшению для достижения эффекта ослабления резервной нагрузки на банки, испытывающие финансовые трудности.

Аналогичному регулированию подлежит ставка рефинансирования Банка России. При кризисном состоянии экономики ее значения уменьшаются, а в условиях стабильной экономики ставка повышается.

Отметим, что при неустойчивом состоянии экономики значения двух рассматриваемых показателей подлежат усреднению, т. е. оперативно проводится их коррекция в условиях смены экономического тренда.

Проведение Банком России операций с иностранной валютой также происходит перманентно. Целью таких операций является поддержание курса национальной валюты.

Операции с ценными бумагами и государственными облигациями проводятся Банком России для предоставления дополнительной ликвидности банковскому сектору, поэтому при стабильном состоянии экономики Банк России осуществляет продажу ценных бумаг на открытом рынке и размещение государственных облигаций. Предлагается распространить аналогичные действия и на неустойчивое состояние экономики, особенно на периоды «чрезмерного» экономического роста. Однако при переходе экономики к кризисному состоянию предполагаются покупка Банком России ценных бумаг и скупка государственных облигаций для поддержания банковской системы дополнительной ликвидностью.

Депозитные операции Банка России направлены на абсорбирование излишней ликвидности банковской системы, поэтому при кризисном состоянии экономики происходит сокращение объема таких операций, а при стабильном - увеличение.

Предоставление банкам обеспеченных кредитов Банка России на различные сроки применяется на постоянной основе как «операционный» инструмент, поддерживающий нормальное функционирование банковского сектора.

Оставшиеся инструменты предлагаемой системы антикризисного регулирования, а именно: комплексную оценку финансовой устойчивости банковской системы, финансовое оздоровление и реструктуризацию проблемных банков, а также предоставление банкам необеспеченных кредитов можно классифицировать в группу вспомогательных инструментов.

В стабильной экономической ситуации необходимо проводить комплексную оценку финансовой устойчивости банковского сектора, анализ рекомендуемых авторитетными международными организациями, в частности МВФ, показателей финансовой устойчивости, оценку методами стресс-тестирования. Заметим, что ввиду большой стоимости процедур стресс-тестирования банков, сопоставимой с капитализацией некоторых тестируемых банков, проводить данную работу в условиях неустойчивого и кризисного состояния экономики не рекомендуется. Поэтому отнесем данный инструмент к вспомогательной группе.

Суть финансового оздоровления банка заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства и обязательных нормативов деятельности банков, установленных Банком России.

Крайней мерой, которую, по мнению автора, необходимо использовать, если экономический эффект от восстановления деятельности кредитной организации, достигнутый при помощи ее финансового оздоровления, не в состоянии покрыть затрат на осуществление этой процедуры, является реструктуризация проблемной кредитной организации либо ее ликвидация.

Однако следует отметить, что при неустойчивом состоянии экономики акцент должен быть сделан на механизме финансового оздоровления, в отличие от неустойчивого состояния экономики, где пред-

Таблица 3

Система антикризисного регулирования банковского сектора

Наименование инструмента Степень применения при состоянии экономики

Стабильное Неустойчивое Кризисное

Перманентные инструменты

Лицензирование деятельности банков Применяется Применяется Применяется

Актуализация и совершенствование банковского законодательства Применяется Применяется Применяется

Контроль за уровнем единого процента резервирования в рамках обязательного внутрибанковского резервирования части размещаемых средств Увеличение процента Усреднение* процента Уменьшение процента

Контроль за уровнем ставки рефинансирования Банка России Увеличение ставки Усреднение* ставки Уменьшение ставки

Проведение Банком России операций с иностранной валютой Применяется Применяется Применяется

Проведение Банком России операций с ценными бумагами Продажа Продажа Покупка

Проведение Банком России операций с государственными облигациями Размещение Размещение Скупка

Проведение Банком России депозитных операций Увеличение объема Усреднение* объема Сокращение объема

Предоставление банкам обеспеченных кредитов Применяется Применяется Применяется

Вспомогательные инструменты

Комплексная оценка финансовой устойчивости банковской системы Применяется Не применяется Не применяется

Финансовое оздоровление проблемных банков Не применяется Применяется Применяется

Реструктуризация проблемных банков Не применяется Не применяется Применяется

Предоставление банкам необеспеченных кредитов Не применяется Не применяется Применяется

* Под усреднением понимается сохранение показателя на прежнем уровне либо его уменьшение (если увеличивался) или увеличение (если уменьшался).

почтительнее было бы провести реструктуризацию проблемных банков либо ликвидацию отдельных несостоятельных кредитных организаций.

Наконец, рассмотрим такой инструмент антикризисного регулирования, как предоставление проблемным банкам кредитов без обеспечения. В отличие от финансового оздоровления такой кредит может быть предоставлен государством непосредственно кредитной организации на условиях возвратности, срочности и платности, при этом руководство кредитной организации не отстраняется от управления, а продолжает осуществлять свои функции.

В результате получим систему антикризисного регулирования, которая состоит из двух групп антикризисных инструментов, степень применения которых варьируется в зависимости от состояния экономики страны. Представим полученную систему антикризисного регулирования в форме табл. 3.

В заключение следует отметить, что выработка новой системы государственного антикризисного регулирования российской банковской системы является нетривиальной задачей. Предложенная в данной статье система антикризисных инструментов

может быть применена на различных стадиях экономического цикла. Предлагаемый инструментарий антикризисного регулирования банковской системы может быть использован уполномоченными органами регулирования и надзора в банковском секторе, в частности Банком России, в качестве комплекса профилактических мероприятий, применяемых для диагностики зарождающегося кризисного процесса, на любой стадии сформировавшегося кризиса для борьбы с его последствиями и стабилизации ситуации в банковском секторе страны.

Список литературы

1. МесконМ., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004. 495 с.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.

3. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.10.2008 № 174-ФЗ.

4. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31

декабря 2011 года: Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ.

5. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации: Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-Ф3.

6. Петухов Д. В. Антикризисное управление. М.: МИЭМП, 2010. 134 с.

7. Резолюция совета по денежно-кредитной политике Ассоциации региональных банков России по итогам обсуждения контрциклического банковского регулирования. URL: http://asros. ru/media/File/ resolution-2.doc.

8. Ряховская А. Н., Морозова Т. Ю., Васильева И. Н., Жихарева А. В., Халилова Н. А. и др. Анти-

кризисное управление кредитными организациями: учебник / под ред. А. Н. Ряховской. М.: ИЭАУ, 2003. 260 с.

9. Сайт Банка России. URL: http://www.cbr. ru.

10. Сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». URL: http://www. veb. ru.

11. Тавасиев А. М. Антикризисное управление кредитными организациями: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДаНА, 2006. 480 с.

12. ТосунянГ. А., ВикулинА.Ю. Антикризисные меры и антикризисное законодательство России. Общий комментарий: учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. 224 с.

Бесплатная

практическая

конференция

29 МАЯ 2012 г.

Москва, Центральный дом предпринимателя

НАЛОГОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА

практикум для предпринимателя

СПИКЕРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты Министерства финансов РФ • ФНС России • МВД РФ

Организаторы

Подробная информация и регистрация:

[опоРАРоссии www.mosopora.ru 8(495)973-51-52

7х"

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.