2. Hrachova R. Ye. Entsyklopediya bukhhalters'koho obliku [Encyclopaedia of record-keeping] K. : Halyts'ki kontrakty, 2004. s.87-88.
3. Dyrektyva Yevropeys'koho Parlamentu ta Rady Yevropy #2009/110/YeS vid 16.09.2009r. : http: //www. zakon.rada.gov.ua
4. Dyrektyvi 2000/46/YeS „Pro zapochatkuvannya ta zdiysnennya diyal'nosti ustanovamy-emitentamy elektronnykh hroshey ta prudentsiynyy nahlyad za nymy" [About establishment and realization of activity by the establishments-issuers of ecashs and npydeHuJüHuü supervision after them]: http: //www.zakon.rada.gov.ua/laws/show/994_178
5. Radionova I.F. Ekonomika (riven' standartu, ekonomichnyy riven'). 11 klas [Economy (level of standard, economic level). 11 class] Kam"yanets'-Podil's'kyy: Aksioma, 2011. s.48-49.
6. Zakon Ukrayiny' „Pro vnesennya zmin do deyaky'x zakonodavchy'x aktiv Ukrayiny' shhodo funkcionuvannya platizhny'x sy'stem ta rozvy'tku bezgotivkovy'x rozraxunkiv" vid 18.09.2012r. №5284-VI. -[On Amendments to Certain Legislative Acts of Ukraine on the functioning of payment systems and clearing]. http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5284-17.
7. Zakon Ukrayiny „Pro Natsional'nyy bank Ukrayiny" [About the National bank of Ukraine] / http: //www. zakon.rada.gov.ua/go/679-14
8. Zakon Ukrayiny „Pro platizhni systemy ta perekaz koshtiv v Ukrayini" [About the payment systems and transfer of costs in Ukraine] / http: //www. zakon.rada.gov.ua
9. Lyst NBU vid 07.06.2013r. №25-112/6750 /http://www.zakon.nau.ua/?uid=1139.1.831&title=%CD%C0%D6%B2%CE%CD%C0%C
10. Lisitsa T. Elektronni hroshi ta Internet-torhivlya [E-cashs and Internet-trade]//Balans. 2012. №47. s.37-41.
11. Podatkovyy Kodeks Ukrayiny [Internal revenue Code of Ukraine]. : //zakon.rada.gov.ua/go/2755-17
12. Polozhennya pro elektronni hroshi v Ukrayini [Position is about ecashs in Ukraine] : //zakon.rada.gov.ua/go/z1336-10
13. Postanova Pravlinnya NBU „Pro zatverdzhennya Polozhennya pro elektronni hroshi v Ukrayini" vid 25.06.2008r. №178 [About claim of Statute about ecashs in Ukraine]: http: //www. zakon.rada.gov.ua
14. Postanova Pravlinnya NBU „Pro vnesennya zmin do deyaky'x normaty'vno-pravovy'x aktiv NBU z py'tan' regulyuvannya vy'pusku ta obigu elektronny'x groshej" vid 04.11.2010r. №481 : //http: //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z 1336-10.
15. Postanova Pravlinnya NBU vid 30.04.2010r.№223 „Pro zdiysnennya operatsiy z vykorystannyam spetsial'nykh platizhnykh zasobiv" [About realization of operations with the use of the special means of payment]: http: //www.zakon.rada.gov.ua
16. Savchuk D. Elektronni hroshi - ne hroshi? [Are e-cashs not money?] 2012. : //www.kyivpost.ua/opinion/op-ed/elektronni-groshi-ne-groshi-35984.html
17. Sal'nikovD. Elektronnye koshel'ki//Bankovskie tekhnologii. 1998. №2. s.97-101.
18. Tsyvil'nyy kodeks Ukrayiny vid 16.01.2003r. №435-IV[Civil code of Ukraine]//www.zakon.rada.gov.ua/go/435-15 ДАН1 ПРО АВТОРА
Дерев'янко Св^лана 1ваывна, кандидат економнних наук, доцент кафедри облку, аналiзу i аудиту Нацюнапьний уыверситет бюресурав i природокористування Укра'ши вул. Геро'1'в Оборони, 11, м.Кш'в, 03041, Укра'1'на e-mail:[email protected]
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Деревянко Светлана Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины ул.Героев Обороны, 11, г.Киев, 03041, Украина е-mail:[email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Derevjanko Svetlana Ivanovna, Ph.D. in Economical Science, Associate Professor National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine 11, Geroev Oboronu street, Kyiv, 03041, Ukraine е-mail:[email protected]
УДК 339.1
МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ
Егоров А.В.
Статья посвящена предоставлению методологических и практических рекомендаций в области кредитно-денежного регулирования, направленных на создание механизмов устойчивого роста экономики Беларуси.
Цель: Исследовать причины возникновения в белорусской экономике диспропорций, нарушающих стабильный характер воспроизводства и вызывающих периодические финансовые кризисы. Выявить механизм воспроизводства финансовых кризисов, представить мероприятия по реформированию экономики, реализация которых будет способствовать формированию устойчивого экономического роста.
Метод: Основу методологии исследования составляет подход, согласно которому характерные черты экономического цикла белорусской экономики предопределяются особенностями денежно-кредитной политики, спецификой финансирования экономического роста.
Результаты работы: Выявлено, что состояние хронического несоответствия между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями является причиной возникновения финансовых (валютных) кризисов в экономике Беларуси. Раскрыт механизм возникновения валютных кризисов. Определено, что недостаток внутренних ресурсов для экономического роста (недостаток сбережений) покрывается за счет внешнего (зарубежного) финансирования. Показано, что в рамках существующей структуры белорусской экономики такое финансирование является избыточным - не соответствующим возможностям белорусской экономики по его эффективному использованию. Определено, что избыточное внешнее финансирование приводит к ухудшению сальдо счета текущих операций, что вызывает давление на курс белорусского рубля, нарушение равновесия на валютном рынке. Равновесие на валютном рынке устанавливается посредством девальвации белорусского рубля, валютных кризисов.
Выводы: Определены направления реформирования белорусской экономики, реализация которых придаст процессу воспроизводства устойчивый характер, устранит причины возникновения валютных кризисов.
Ключевые слова: Валовый внутренний продукт (далее - ВВП), экономический рост, источники экономического роста, темпы экономического роста, сальдо счета текущих операций, золотовалютные резервы, инвестиции, сбережения, инфляция, девальвация, валютный кризис, структурные экономические реформы.
THE MECHANISM OF REPRODUCTION OF FINANCIAL CRISES IN THE ECONOMY OF BELARUS
Egorov A.
Article is aimed to provide methodological and practical recommendations in the field of credit and monetary regulation, submitted on creation of mechanisms of steady growth of Belarusian economy.
Purpose: To investigate the emergence reasons in the Belarusian economy of the disproportions breaking stable nature of reproduction and causing periodic financial crises. To reveal the mechanism of financial crises reproduction, to present actions for the economy reforming which realization will promote sustained economic growth formation.
Methodology: Research methodology is based on the approach according to which characteristic features of the business cycle of the Belarusian economy are predetermined by features of a monetary policy, specifics of financing of economic growth.
Results of work: It is revealed that the condition of chronic discrepancy between internal savings and internal investments is the reason of emergence of financial (currency) crises in economy of Belarus. The mechanism of emergence of currency crises is opened. It is defined that the lack of internal resources for the economic growth (a lack of savings) becomes covered due to external (foreign) financing. It is shown that within existing structure of the Belarusian economy such financing is superfluous - not to the corresponding opportunities of the Belarusian economy for its effective use. It is defined that excess external financing leads to deterioration of balance of current operations account that causes pressure upon a Belarusian ruble exchange rate, balance violation in the currency market. ^rrency market balance is set by means of devaluation of Belarusian ruble, currency crises.
Conclusions: The directions of reforming of Belarusian economy which realization will give steady character to reproduction process, will eliminate the reasons of currency crises emergence are defined.
Key words: Gross domestic product, economic growth, sources of economic growth, rates of economic growth, balance of the current operations account, gold and foreign exchange reserves, investments, savings, inflation, devaluation, currency crisis, structural economic reforms.
Постановка проблемы. Следует отметить, что комплексного исследования механизма воспроизводства финансовых кризисов в белорусской экономике, которое позволило бы разработать мероприятия по реформированию экономики, направленные на формирование устойчивого экономического роста, все еще нет. Это и предопределило подход к исследованию проблемы устойчивого экономического роста белорусской экономики. В статье предпринята попытка выявить особенности процесса воспроизводства через раскрытие сущности белорусской экономической модели. В работе анализируется возникновение диспропорций воспроизводства на макро и микроэкономическом уровнях, раскрывается природа финансовых кризисов, обусловленная спецификой управления белорусской экономикой, показывается негативное влияние эмиссионного финансирования на инвестиционный климат, определяются направления реформирования экономики.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблема устойчивого экономического роста экономики Республики Беларусь является одной из центральных для белорусской экономической науки. В раскрытии закономерностей воспроизводственного процесса экономики Беларуси многое сделано такими учеными как Усоский В.Н., Пелипась И.В., Крук Д.Э., Чубрик А.С., Гайдук К.В., Ракова Е.Ю. Одной из основополагающих работ в данном направлении является монография Усоского В.Н. «Национальная экономика Республики Беларусь» [1]. В работах Крука Д.Э исследуются угрозы макроэкономической и финансовой стабильности Беларуси [2], в трудах Пелипася И.Г. рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности белорусской экономики [3].
Цель статьи. Исследовать причины возникновения в белорусской экономике диспропорций, нарушающих стабильный характер воспроизводства и вызывающих периодические финансовые кризисы. Выявить механизм воспроизводства финансовых кризисов, представить мероприятия по реформированию экономики, реализация которых будет способствовать формированию устойчивого экономического роста.
Содержание основного материала исследования.
Сущность белорусской экономической модели. Отличительной особенностью белорусской экономики является то, что она функционирует не как трансформационная экономика, развивающаяся в направлении рыночной, а как законсервированный в себе реликт административно-командной социально-экономической системы. Экономика Беларуси организована по принципам работы крупной корпорации. Пользуясь такой аналогией белорусскую экономику можно условно назвать корпоративной экономикой, моделью корпорации-государства. При этом под корпоративной экономикой нами понимается целостная социально-экономическая система, в которой действия отдельных структурных элементов (хозяйствующих субъектов) подчинены общей системной целесообразности, а результаты экономической деятельности формируются не на уровне отдельных субъектов хозяйствования, а на уровне народного хозяйства в целом. Основным структурным подразделениям корпорации-государства - организациям государственной формы собственности -управляющими структурами предписывается поведение, направленное не на достижение традиционных в условиях рыночной экономики целей - рост прибыли, стоимости фирмы, рентабельности вложенного капитала, а на достижение согласованной работы корпорации как единого целого: поддержание плановых темпов роста ВВП, приоритетное развитие определенных секторов экономики, организаций, сохранение занятости, поддержание минимальных социальных стандартов и тому подобное.
Содержательные товарно-денежные отношения действуют по периметру корпоративной экономики - в ее связях с внешним миром. Внутри корпорации-государства во взаимоотношениях между ее структурными звеньями действуют условные товарно-денежные отношения. Внутренние отношения «корпорации Беларусь» регулируются административно-командными методами.
Из двух секторов экономики - внутреннего и внешнего - динамическое равновесное состояние поддерживается рыночными методами только во внешнем секторе. Это вынужденное ситуативное поведение. Что касается внешнеэкономической деятельности, то Правительство, банковский и корпоративный секторы, попадая под воздействие зарубежных товарных и денежных рынков, вынуждены придерживаться задаваемых ими правил жестких бюджетных ограничений, балансируя сальдо текущих счетов. Напротив, что касается внутренней части экономики, участники внутреннего финансового рынка действуют в режиме мягких бюджетных ограничений. Текущие счета субъектов хозяйствования балансируются как рыночными, так и нерыночными (административными) методами. Это проявляется, например, в периодическом списании проблемной кредитной задолженности государственных организаций, либо в улучшении периодически нарушаемой ликвидности системообразующих государственных банков за счет средств государственного бюджета.
Белорусский финансовый рынок характеризуется тем, что частный и государственный секторы экономики не имеют равного доступа к финансовым ресурсам как по возможности их приобретения, так и по цене. Частный сектор белорусской экономики доступа к ресурсам, направляемым на выполнение государственных программ, практически не имеет. Сверхмягкие условия выделения ресурсов на выполнение государственных программ оборачиваются для частного сектора сверхжесткими условиями - очень высокими процентными ставками по банковским кредитам, в разы превышающими процентные ставки для государственных предприятий.
Значительная часть бюджетных финансовых ресурсов распределяется государственным предприятиям через коммерческие банки в форме кредита, хотя кредитом по сути эти ресурсы не являются. Доля «квазикредитов» составляет порядка 50% кредитного портфеля белорусских банков. Это означает, что большинство финансовых решений в белорусской экономике принимается не банками, а администрацией государства-корпорации исходя не из критериев эффективности, а из критериев корпоративной целесообразности. Манипуляция с распределением бюджетных ресурсов через банки осуществляется для того, чтобы скрыть реальную степень административно-командного государственного вмешательства в экономику.
Системообразующие государственные банки, занимаясь кредитованием государственных программ, выполняют не свойственную банкам функцию распределения бюджетных средств. Принципиальным решением вопроса об освобождении коммерческих банков от выполнения распределительной функции являлось бы согласованное с Международным валютным фондом создание так называемого Агентства развития, которое адсорбировало бы на себя проблемные кредиты и занялось бы финансированием государственных программ за счет бюджетных средств.
Однако белорусские власти не решились проводить реформы в таком направлении. Вместо Агентства развития был создан Банк развития. Банк развития не только не устранил отмеченные проблемы, но и усугубил их. В реальности получилось так, что Банк развития не изъял из банковской системы проблемные активы, а напротив путем тщательного отбора перенес к себе на баланс лучшие, наиболее безрисковые и доходные активы коммерческих банков. Банк развития превратился в еще один инвестиционный банк, работающий на бюджетных ресурсах, а государственные программы в значительной своей части как финансировались, так и продолжают финансироваться другими государственными системообразующими банками - ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк». При этом проблемные кредиты по-прежнему остаются на балансах этих банков. Типичный пример того, как здравая идея, направленная на реформирование корпоративной экономики, в содержательной части отторгается ею и выхолощенная принимается формально.
Также как в корпорации-фирме в белорусской корпорации-государстве предусмотрены как центры формирования прибыли, так и создающие условия для извлечения прибыли планово-убыточные подразделения - организации и целые отрасли. Центрами создания прибыли в белорусской экономике являются такие экспортно ориентированные отрасли, как нефтепереработка, производство минеральных удобрений. Планово-убыточными отраслями, в частности, являются общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. Убыточность этих отраслей есть следствие административно устанавливаемого диспаритета цен. Цены на продукцию и услуги планово-убыточных центров занижены, в то время как цены на продукцию и услуги центров создания прибыли завышены.
Нарушение пропорций воспроизводства на микроэкономическом уровне. Покажем на примере взаимоотношений банков и предприятий аграрного сектора каким образом корпоративная модель организации экономики порождает возникновение диспропорций воспроизводства на микроэкономическом уровне.
Около десяти лет назад белорусские государственные банки, а также Национальный банк Республики Беларусь по указанию Правительства приобрели контрольные пакеты акций нескольких крупных аграрных организаций. В частности, Национальный банк инвестировал ресурсы в 7 аграрных организаций. Тем самым банки получили право на внешнее управление предприятиями, ставшими для них дочерними. Целью данного мероприятия, осуществляемого по инициативе Правительства, была организация устойчивого бизнеса в аграрном секторе. Банкам отводилась роль финансовых доноров и эффективных менеджеров. Непрофильная для банков и потенциально убыточная сфера инвестирования не являются препятствием для принятия такого рода решений в корпоративной экономике.
Диспаритет цен и принципы хозяйствования в аграрном секторе, где большинство предприятий являются государственными, привели к тому, что обычная схема взаимоотношений между банками и клиентами - посредством кредитования - давно перестала работать. Большинство аграрных предприятий являются хронически убыточными и не возвращают кредиты. При приобретении банками контрольного пакета акций реализуется иная схема отношений банк-клиент. Агрокомбинатам, как дочерним организациям, выдаются кредиты под процентную ставку по уровню гораздо ниже рыночной (в 5-10 раз). Тем самым предполагается, что дешевые кредитные ресурсы будут основой дальнейшего успешного бизнеса.
Но на деле оказалось, что во всех случаях такой формы организаций взаимоотношений банков и аграрных предприятий последние по прежнему не могут рассчитаться с банками по кредитам, выданным на льготных условиях. Появляется просроченная задолженность, которая в данной схеме ликвидируется следующим нетипичным для обычной банковской практики образом. Банки за счет собственных средств увеличивают уставные фонды своих дочерних аграрных организаций, а те, в свою очередь, направляют финансовые вливания на погашение просроченной кредитной задолженности. Такова отработанная годами схема инвестирования банков в аграрный сектор в корпоративной экономике. Финансовое положение таких аграрных предприятий, несмотря на масштабные вложения в основной капитал, не улучшается, а остается неустойчивым.
В чем причина такого положения дел? Ведь, казалось бы, найдена удачная форма взаимоотношений банковского и реального сектора экономики. Финансовое положение организаций аграрного сектора, получающих льготное финансирование, не улучшается потому, что они функционируют не как самостоятельные субъекты хозяйствования, ведущие бизнес на свой страх и риск, а как структурные элементы системы корпоративной экономики. Такие организации не имеют возможности продавать свою продукцию и услуги по своему усмотрению и по свободным рыночным ценам. Продукция реализуется по административным указаниям государственных органов управления и по государством устанавливаемым ценам. Планово заниженные цены не обеспечивают аграрным организациям работу с нормальным уровнем рентабельности. В результате и новая схема взаимоотношений банк-клиент становится убыточной как для банков, так и для дочерних аграрных организаций.
Вся сельскохозяйственная отрасль вследствие отведенного ей места в государстве-корпорации поставлена в тяжелые финансовые условия и имеет в результате низкую эффективность производства. Корпоративная модель ухудшает и без того слабую экономику планово-убыточных организаций. Накопившиеся долги по льготным кредитам тяжелым бременем лежат на балансах организаций. Проблемные кредиты значительно превышают годовой объем производства предприятий аграрного сектора.
Сами принципы организации корпорации-государства нарушают пропорции воспроизводства на микроэкономическом уровне: не только планово-убыточные, но и потенциальные центры создания прибыли не выполняют поставленные им задачи, работают убыточно. Промышленные перерабатывающие предприятия, получая от неэффективно работающих аграрных предприятий дорогое сырье (по ценам выше среднемировых), не могут создать продукт, конкурентный по цене и качеству на внешних рынках. Так по итогам 2013 года большинство белорусских мясоперерабатывающих и молокоперерабатывающих предприятий оказались убыточными.
Белорусская экономика не справляется с вызовами времени и по мере усиления конкуренции на внешних рынках работает все хуже. Так складские запасы в 2013 году выросли более, чем в 2 раза, размеры их в целом по экономике достигли двухмесячного объема производства - максимального в истории суверенной Беларуси. В 2013 году рентабельность производства и продаж снизилась, прибыль в экономике уменьшилась на 50%. Тенденции эти продолжились и в 2014 году. За январь-февраль 2014 года ВВП уменьшился на 1,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года [4].
Эмиссионное финансирование в корпоративной экономике. Белорусская экономическая модель основана на макроэкономическом регулировании, не совместимом с условиями для развития частных инвестиций (государственные инвестиции осуществляются на несбалансированной основе, их неэффективность покрывается за счет бюджетных средств). Основу управления составляет «ручное» директивное макроэкономическое регулирование. В качестве инструментов административного регулирования используется во-первых, бюджетное финансирование (доля его значительна и сопоставима с совокупными кредитами банков экономике), и, во-вторых, эмиссионное финансирование, при котором недостаток финансовых ресурсов покрывается за счет чрезмерной кредитно-денежной эмиссии Национального банка.
Прямым следствием эмиссионного финансирования является высокий уровень инфляции в экономике, постоянное обесценение национальной валюты. Инфляция никогда не опускается ниже 10% в год, а в моменты финансовых кризисов доходит до 200%. В это трудно поверить, но за время существования суверенной Беларуси национальная денежная единица девальвирована по отношению к доллару США в 100 000 000 раз.
При реализации инфляционного финансирования в кредитно-денежной сфере возникают следующие причинно-следственные связи. Избыточная денежная эмиссия Национального банка вне потребностей оборота платежеспособных предприятий ведет к относительному избытку ликвидности у коммерческих банков. Это в свою очередь способствует кредитной экспансии коммерческих банков в экономику. Принудительная кредитная экспансия коммерческих банков, направляющая ограниченные ресурсы в неэффективные предприятия, позволяет временно устранить дефицит их расчетных счетов. Рано или поздно плохо обслуживаемая кредиторская задолженность неэффективно работающих предприятий создает проблему для банков-кредиторов. Банки не могут возвратить кредитные ресурсы, которые плохо обслуживаются неплатежеспособными заемщиками. В итоге кредиты замораживаются в неэффективных проектах, а банки несут убытки по ним. Невозврат денег приводит к дефициту ликвидности у банков (в первую очередь системообразующих). Банки начинают испытывать трудности при обслуживании своих обязательств. С целью недопущения сокращения банками обязательств и валюты балансов Правительство периодически осуществляет увеличение уставных фондов государственных банков за счет бюджетных средств. Накопление противоречий в сфере поддержания краткосрочной ликвидности у системообразующих банков в перспективе приводит к последующей денежной эмиссии Национального банка.
Макроэкономическое регулирование в корпоративной экономике создает такой макроэкономический климат, при котором не возможно производить сколь-нибудь точные инвестиционные и бизнес прогнозы. Неопределенность при принятии среднесрочных и долгосрочных финансово-экономических решений в белорусской экономике чрезвычайно высока. Инфляция и девальвация обесценивают результаты хозяйственной деятельности организаций. Накопление в национальной валюте в условиях высокой инфляции становится практически неразрешимой задачей.
Влияние эмиссионного финансирования на эффективность реализации инвестиционных проектов. Покажем на конкретном примере негативное влияние факторов инфляции и высокой стоимости кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов. При этом воспользуемся методикой учета влияния инфляции и девальвации на эффективность инвестиционных проектов, предложенной белорусским экономистом Д.А.Лапченко [6, с.92-94]. Отметим, что средняя стоимость кредитных ресурсов в 2012 году составила 31,5%, в 2013 году - 40,5% [5].. Инфляция за 2012 год составила 21,8%, по итогам 2013 года - 15,6% [4].
Допустим, что инвестор вложил в инвестиционный проект капитал в размере 50000 тысяч белорусских рублей. Проект рассчитан на 4 года, уровень налогообложения прибыли - 18%, процентная ставка по кредиту - 33%. Рассчитаем денежные потоки по инвестиционному проекту при условии полного отсутствия инфляции в таблице 1.
Таблица 1. Расчёт денежных потоков по инвестиционному проекту, тыс. рублей
Год Выручка Текущие затраты Амортизация Прибыль Налоги Чистая прибыль Денежный поток после налогообложения
1 10000 5000 1200 3800 684 3116 4316
2 10000 5500 1200 3300 594 2706 3906
3 12000 6000 1200 4800 864 3936 5136
4 16000 7000 1200 7800 1404 6396 7596
Рассмотрим ситуацию, когда уровень инфляции в год составит 21,8% и ожидается, что денежные поступления будут расти вместе с инфляцией одинаковыми темпами. Покажем денежные потоки по проекту с учетом инфляции в таблице 2.
Таблица 2. Расчёт денежных потоков по инвестиционному проекту с учетом инфляции, тыс. рублей
Год Выручка Текущие затраты Амортизация Прибыль Налоги Чистая прибыль Денежный поток после налогообложения
12180 6090 1200 4890 880 4010 5210
14835 8159 1200 5476 986 4490 5690
21683 10842 1200 9641 1735 7906 9106
35213 15406 1200 18607 3349 15258 16458
Для определения влияния инфляции необходимо рассчитать реальные денежные потоки - продефлировать их на уровень инфляции. Расчет произведем в таблице 3.
Таблица 3. Расчёт реальных денежных потоков, тыс. рублей.
Год Реальный денежный поток
1 5210 / 1,218 = 4278
2 5690 / 1,2182 = 3835
3 9106 / 1,2183 = 5039
4 16458 / 1,2184 = 7478
Таким образом, расчет показывает, что реальные (с учетом инфляции) денежные поступления после налогообложения меньше денежных поступлений без учета инфляции.
Проанализируем эффективность реализации инвестиционного проекта с учетом полученных ранее данных. Для оценки эффективности проекта будем использовать три показателя: чистая текущая стоимость проекта (ИРУ), период окупаемости инвестиций (РР), и индекс рентабельности(Р1).
Рассчитаем чистую текущую стоимость инвестиционного проекта, приняв в качестве ставки дисконтирования стоимость кредитных ресурсов - 33%:
ИРУ= "ИЗ?" 1 ЗЭ^ 103393 1437384 - 50000 = 9917 - 50000 = - 40083 (1)
Таким образом, ИРУ< 0. Проект принесет инвестору убыток.
Рассчитаем период окупаемости инвестиций. В течение срока реализации проекта (4 года) инвестор сможет вернуть 20630 тысяч рублей из 50000 тысяч рублей. Для возврата всей инвестированной суммы при прочих равных условиях потребуется еще 5 лет.
Рассчитаем индекс рентабельности проекта:
Р1 = 1 = 0,20 (2)
50000
Таким образом, Р1 < 1,0. Инвестиционный проект не способен генерировать требуемую доходность, следовательно он неприемлем для инвестора.
Макроэкономические параметры инфляции и стоимости кредитных ресурсов, приведенные в данном примере, являются типичными для белорусской экономики последних лет. Можно сделать вывод, что несмотря на усилия, которые Правительство направляет на увеличение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, создаваемые им макроэкономические условия не способствуют реализации инвестиционных проектов. Подавляющее большинство проектов не в состоянии выйти на нормальный для инвестора уровень эффективности. Для окупаемости инвестиционных проектов необходимо снизить стоимость кредитных ресурсов, которые в свою очередь, ориентируются на ставку рефинансирования и банковскую маржу. Для снижения ставки рефинансирования следует снизить уровень инфляции в экономике. Однако на сегодняшний день при существующем уровне девапьвационных ожиданий снижение ставки рефинансирования является весьма неоднозначной задачей. Снижение стоимости кредитных ресурсов - это кропотливый и сложный процесс, который потребует проведения целого комплекса мероприятий по реструктуризации экономики.
Нарушение макроэкономических пропорций воспроизводства. Результатом использования административных методов управления в белорусской экономике является нарушение макроэкономических пропорций воспроизводства. В частности, между ростом производительности труда и ростом заработной платы. Неэффективная экономика не обеспечивает приемлемого (сопоставимого с соседними государствами) уровня заработной платы. Так, в 2013 году производительность труда по ВВП выросла на 2,3%, а реальная заработная плата - на 15,8% [4]. Иллюзия благополучия создается и поддерживается за счет привлечения внешних кредитных ресурсов для финансирования незаработанной заработной платы. Зарубежные кредитные ресурсы используются неэффективно и высокими темпами увеличивает внешний долг Беларуси. Другим инструментом создания иллюзорного благополучия являются манипуляции с курсом белорусского рубля по отношению к твердым валютам. Рост заработной платы в долларовом эквиваленте можно обеспечить не только за счет роста производительности труда, но и за счет искусственного завышения курса белорусского рубля. По этой же причине - завышенного курса национальной валюты - темпы роста ВВП, исчисленного в долларовом эквиваленте, выше темпов роста ВВП в белорусских рублях.
Но искусственное завышение курса белорусского рубля - опасное манипулирование, которое не остается без последствий. Оно вызывает повышенный спрос на иностранную валюту как на товар, который продается ниже его справедливой стоимости. В результате в условиях дефицита сальдо текущего счета (превышения импорта над экспортом) происходит снижение золотовалютных резервов страны за счет покупки валюты населением и корпоративным сектором. Вторым негативным последствием завышенного курса национальной валюты является удорожание отечественных товаров на внешних рынках, снижение их конкурентоспособности, снижение экспорта, ведущее к ухудшению состояния золотовалютных резервов.
Нестабильность развития белорусской экономики, периодические финансовые (валютные) кризисы. Накапливающиеся в белорусской экономике диспропорции порождают периодические финансовые (валютные) кризисы (март 1996 года, январь 2009 года, март-сентябрь 2011 года). Причины финансовых кризисов в экономике Беларуси связаны с политикой искусственного стимулирования внутреннего спроса в условиях фиксированного курса национальной валюты - а именно стимулирования внутреннего спроса путем наращивания инвестиций в основной капитал с помощью механизма директивного бюджетного и квазибюджетного кредитования в рамках государственных программ развития. Превышение внутренних инвестиций над внутренними сбережениями создает ситуацию хронического отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса, что в свою очередь приводит к необходимости резкой корректировки курса белорусского рубля - к девальвации.
Средством устранения причин, порождающих финансовые кризисы в экономике Беларуси, является во-первых, отказ от реализуемой явно или неявно политики фиксированного курса и следование принципам рыночного курсообразования -политике плавающего курса и, во-вторых, проведение последовательной умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
Корректировка параметров воспроизводства посредством девальвации, переход к равновесному состоянию экономики. В результате корректировки одного только макроэкономического параметра - обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам - автоматически устраняются диспропорции в других сферах экономики. Таким образом, состояние обменного курса национальной валюты играет ключевую роль в правильной настройке пропорций воспроизводства белорусской экономики.
Так при проведении девальвации корректируется величина заработной платы до того значения, которое реально генерирует экономика. Тем самым автоматически корректируются диспропорции между темпами роста производительности труда и темпами роста заработной платы. Заработная плата, выраженная в твердой иностранной валюте, получает свое реальное экономическое измерение, в результате чего реальные темпы ее роста оказываются сопоставимыми с темпами роста производительности труда. Для населения такая корректировка означает падение уровня жизни на величину девальвации, что является следствием неэффективности работы экономики. Для золотовалютных резервов страны такая корректировка имеет позитивное значение: ставшую дорогой иностранную валюту перестают покупать в прежнем объеме, величина золотовалютных резервов стабилизируются.
Реальная заработная плата является одним из измерителей действительного положения дел в экономике. В этом кроется причина манипулирования с ее ростом в долларовом измерении посредством завышенного курса белорусского рубля. Достаточно неприглядным окажется положение дел, если среднюю заработную плату, подсчитанную по завышенному курсу белорусского рубля - она составляла на начало 2014 года порядка 600 долларов США - пересчитать по реальному курсу.
Учитывая необходимость проведения девальвации на уровне порядка 20% (накопленные размеры инфляции после девальвации 2011 года), средняя заработная плата окажется в пределах 400-500 долларов США. Между тем, в 2010 году белорусские власти поставили цель достичь в 2015 году уровня средней заработной платы в эквиваленте 1000 долларов США. Не получается, налицо разрыв между декларациями и действительностью. Реальная (с учетом инфляции и девальвации) заработная плата находится на
уровне пятилетней давности, то есть практически не растет, так же как практически не растет производительность труда. Такое положение дел является отражением застоя в белорусской экономике, низкого уровня ее эффективности.
Таким же образом корректировка обменного курса белорусского рубля влияет и на действительное состояние белорусского ВВП. После корректировки оказывается, что его реальные (при исчислении значения ВВП с учетом реально необходимой девальвации) темпы роста значительно ниже декларируемых. Так в 2013 году премьер-министр Республики Беларусь с удовлетворением отмечал, что темпы роста ВВП, выраженного в долларах США, составляют порядка 10%, в то время как темпы роста ВВП, выраженного в белорусских рублях, составили менее 1%. Картина состояния белорусской экономики в зависимости от выбора методики измерения (в рублях или в долларах США) меняется прямо на глазах: от состояния рецессии (в белорусских рублях) - до состояния бурного роста (в долларах США). Но такого не может быть. На самом деле такое расхождение свидетельствует не об успешной работе Совета министров Беларуси, а о сознательном или бессознательном манипулировании курсом белорусского рубля по отношению к твердым иностранным валютам.
Завышенный обменный курс белорусского рубля создает благоприятную иллюзорную - лучше, чем не самом деле - картину роста ВВП. Поэтому белорусскому Правительству так трудно решаться на корректировку курса и поэтому корректировки всегда происходят вынужденно, спонтанно и болезненно. В настоящем экономическом цикле девальвация белорусского рубля с середины 2013 года проводится Правительством дозировано, управляемо в пределах порядка 1,3% в месяц. Монетарные власти умудряются осуществлять такую управляемую девальвацию даже в рамках действующего свободного курсообразования. Однако масштабы плановой девальвации белорусского рубля недостаточны уже по той причине, что ее параметры практически совпадают с параметрами инфляции в Беларуси - 1,3% в месяц.
Действия белорусских монетарных властей по искусственному поддержанию завышенного курса национальной валюты приводят к истощению золотовалютных резервов, расходуемых на поддержание неравновесного курса белорусского рубля. Для поддержания золотовалютных резервов хотя бы в минимально допустимых размерах требуется значительная внешняя кредитная подпитка. В последние 10 лет внешний долг Беларуси постоянно растет темпами более 10% в год, что значительно превышающими темпы роста ВВП. В начале 2014 года совокупный внешний долг экономики Беларуси составил порядка 70% ВВП.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что механизм возникновения диспропорций имеет закономерный характер и связан с особенностями белорусской экономической модели. Устранение диспропорций и создание предпосылок для устойчивого развития достижимо только посредством создания механизма эффективного использования ограниченных ресурсов. Требуется изменение сущности белорусской экономической модели. Для создания механизма роста эффективности должны действовать иные стимулы, чем те, которые имеются в корпоративной экономике - стимулы собственника, максимизирующего стоимость своего капитала, стоимость фирмы в условиях ограниченности ресурсов. Переход белорусской экономики к новому устойчивому качеству роста возможен только в результате проведения структурных экономических реформ, направленных на приобретения белорусской экономикой рыночного статуса. Для проведения экономических реформ, как мы видим, требуется политическое решение.
Список использованных источников
1. Усоский, В.Н. Национальная экономика Республики Беларусь. / В.Н. Усоский. - Минск: МГЛУ, 2014. - 284 с.
2. Kruk D.E. Inflation expectations and probable trap formacrostabilization / D.E. Kruk // Stockholm Institute of Transition Economies [Electronic resource]. - Free Policy Brief, February 2012. - Mode of access: http://freepolicybriefs.files.wordpress.com/2012/02/free_policy_brief_kruk27feb1.pdf.
3. Национальная конкурентоспособность Беларуси: Отвечая на современные вызовы / Под ред. И. Пелипася. - Минск: Белпринт, 2010. - 200 с
4. Официальная национальная статистика Республики Беларусь: оперативные данные / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by
5. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by
6. Лапченко, Д.А. Основы коммерческих и финансовых расчетов. / Д.А.Лапченко. - Минск: БГЭУ, 2013. - 113 с.
References
1. Usosky, V.N. Nacionalnaja ekonomika Respubliki Belarus [National economy of Republic of Belarus]. Minsk: MGLU, 2014. 284 p.
2. Kruk D.E. Inliacionnye ojidania I verojatnostnaja lovushka makrostabilizacii [Inflation expectations and probable trap for macrostabilization // Stockholm Institute of Transition Economies]. Free Policy Brief, February 2012. : http://freepolicybriefs.files.wordpress.com/2012/02/free_policy_brief_kruk27feb1.pdf.
3. Nacionalnaja konkurentosposobnost Belarusi: Otvechaja na sovremennye vyzovy. [National competitiveness of Belarus: Answering modern calls] / Pod redakciej I. Pelipasya. Minsk: Belprint, 2010. 200 p.
4. Oficialnaja statistika Respubliki Belarus: operativnye dannye / Nacionalnyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus [Official national statistics of the Republic of Belarus: the operational data of / the National statistical Committee of the Republic of Belarus]. 2014. : http://belstat.gov.by.
5. Oficialnyj sait Nacionalnogo banka Belarusi [Official site of National bank of Republic of Belarus / National bank of Republic of Belarus. - 2014].: http://nbrb.by.
6. Lapchenko D.A. Osnovy commercheskich I finansovych raschetov. [Bases of commercial and financial calculations]. Minsk: BGEU, 2013. 113 p.
ДАН ПРО АВТОРА
Сгоров Олександр Веыамшович, доцент кафедри управлЫня фЫансами УО Державний нститут управлння i соц/альних технологй БДУ, вул. Шпалерна, 7 Мнськ, 220004, Б/лорусь e-mail: [email protected]
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Егоров Александр Вениаминович, доцент кафедры управления финансами УО Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, ул. Обойная, 7 Минск, 220004, Беларусь e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Egorov Alexandre, Ph. D., Associated Professor of the Department of Finance management State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University,