Научная статья на тему 'Механизм стимулирования развития экспортной деятельности предприятий промышленности'

Механизм стимулирования развития экспортной деятельности предприятий промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм стимулирования развития экспортной деятельности предприятий промышленности»

только и не столько на безвозвратное финансирование новаторов, сколько на облегчение доступа предпринимателей на организованный рынок капиталов и равноправное экономическое партнерство органов управления РД с частными инвесторами в целях развития конкурентоспособных производств и технологий, удовлетворения возвышающихся потребностей населения и решения социально-экономических проблем Республики Дагестан.

Мусаев И.Г.

Механизм стимулирования развития экспортной деятельности предприятий промышленности

Современный механизм государственного стимулирования экспорта характеризуется большим разнообразием форм и активным участием государства в развитии экспорта.

Для всемерного содействия экспортным операциям необходимо создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий. Началом этому послужил Федеральный Закон от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. 30 ноября 1995 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров», предусматривающий возможность их финансовой поддержке, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. Для развития данного Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 года «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг», конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством РФ постановлением от 8 февраля 1996 года за №123 утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 года, а также основные средства достижения поставленных целей. Взятые вместе указанные документы должны составить основу долгосрочной системы внешнеторгового регулирования.

Стратегической целью реализации этих документов является создание системы поддержки российского экспорта товаров и услуг. Ими предусмотрены также конкретные меры государственной поддержки экспортного производства и экспортеров, в том числе и экспорта машинотехнической и наукоемкой продукции.

Важнейшее значение для выработки целенаправленной системы стимулирования экспорта имеет выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя считать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика стран, наиболее успешно выступающих на международных рынках, необходимо определять ориентируясь не на текущее соотношение спроса-предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. Иначе говоря, нужна научно обоснованная программа повышения международной конкурентоспособности российской продукции.

Структура государственного содействия развитию экспорта в России базируется на нескольких обозначенных в них направлениях - экономического, организационно-правового и специфического характера. В рамках этих направлений можно выделить пять основных принципов их реализации. Прежде всего через инструменты общеэкономического характера, имеющие наибольшее значение для экспортеров-производителей. Далее путем финансового содействия из средств федерального бюджета, установления особого порядка взимания налога на прибыль, использование элементов таможенного регулирования и специальных мероприятий в поддержку экспортеров. Причем характер и направленность этих мер определяется, в первую очередь, необходимостью облагораживания структуры российского экспорта, повышения в нем удельного веса продукции с высокой степенью обработки и наукоемкого экспорта.

Первый и главный блок вопросов аккумулируется в финансовом содействии экспортерам, которое является наиболее эффективным средством мобилизации экспортного потенциала страны в целом. Предлагаемые меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают их соответствие, в первую очередь, нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющим принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорту, а также учитывают условия присоединения России к этой организации.

Оно может обеспечиваться, во-первых, путем предоставления со стороны правительства в лице Министерства финансов гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые уполномоченными банками (на возвратных условиях) для пополнения оборотных средств экспортоориентированных предприятий. Здесь, в частности, целесообразно рассмотреть возможность таких действий как:

- предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;

- обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие на международных торгах;

- страхование операций по освоению внешних рынков.

Во-вторых, путем страхования экспортных кредитов и поставок со стороны специально созданных страховых структур для защиты экспортеров-производителей от различного статуса рисков, особенно по долгосрочным операциям. В настоящее время этот вопрос стоит крайне актуально в связи с необходимостью расширения поставок не столько на малоизвестные западные рынки, сколько на давно знакомые рынки стран СНГ, отличающиеся, к сожалению, высокой степенью коммерческих рисков для российских экспортеров.

В России страхованием экспорта призвано заниматься Российское экспортно-импортное страховое общество (Росэксимгарант), созданное решением правительства в 1996 году как акционерное общество. Среди его акционеров: Росэксимбанк (56%) и Внешэкономбанк (15%), АОЗТ «Новый альянс» (10%), Национальный резервный банк (8%), Онэксимбанк (5%), Альфа-банк (5%), Ингосстрах (1%). Помимо акционеров в состав наблюдательного совета входят Министерство финансов и МВЭС РФ.

Главной задачей Росэксимгаранта является накопление страховых резервов для защиты национальных экспортеров от рисков при максимальном освобождении в дальнейшем бюджета страны от возможных убытков. Эти резервы должны формироваться за счет страховых премий, оплачиваемых либо самими экспортерами, либо за счет средств государственной поддержки из федерального бюджета. В настоящее время Росэксимгарантом ведутся переговоры с ведущими международными страховыми компаниями и страховыми брокерами о подготовке и и согласовании условий страхования, ставок, а также поиске наиболее оптимальных вариантов организации страховой и перестраховочной защиты экспортных кредитов в России. Успехи пока более чем скромны. Обществу удалось установить взаимоотношения лишь с «Бернским союзом страховщиков экспортных кредитов и инвестиций», объединяющим национальные организации, связанные с предоставлением и страхованием экспортных кредитов.

Важнейшим направлением в деятельности Росэксимгаранта является формирование пакета документов по организации процесса страхования экспортных кредитов, а также сопутствующих им рисков. Учитывая специфику выполняемых задач по организации страховой защиты расходов федерального бюджета на экспортные цели, небольшой собственный капитал общества и отсутствие резервов, необходимых для покрытия части возможных убытков по средне- и долгосрочным кредитам, ведется работа по созданию условий для скорейшего укрепления финансовой базы Росэксимгаранта.

Отрадно, что на фоне бездействующего пока Росэксимгаранта, более активную деятельность в области страхования одной из серии рисков - политических - ведет компания «Ингосстрах», являющаяся одним из учредителей первого из названных страховых обществ. В начале 1998 года компании «Ингосстрах» удалось подписать соглашение о партнерстве политических рисков с французской группой «Юнистрат», что позволило впервые защитить российские предприятия и иностранных инвесторов на случай наступления странового риска (национализации, конфискации, экспроприации, терроризма, запретов на репатриацию прибыли и оборудования и т.д.). Общий размер рисков, которые могут быть застрахованы, оцениваются приблизительно в 1 млрд. долл. в год. Ожидают заказы и от российских клиентов. Первое ожидаемое страховое соглашение с российским партнером - страхование экспортных кредитов и гарантий по контракту на 200 млн. долл. на установку оборудования на энергетических объектах Сибири, а также контрактов на поставку продуктов питания, экспортные сделки в авиационной промышленности.

В числе мер финансирования экспорта имеет смысл использовать возможность прямого льготного краткосрочного кредитования экспортеров также за счет средств федерального бюджета, полагая, что проценты за пользование такими кредитами могут быть установлены значительно ниже учетной ставки Центробанка России, а также может быть и дифференцировано в зависимости от значимости экспортной номенклатуры производимой и поставляемой продукции. При этом следует оговориться, что такого рода льготное кредитование возможно лишь при соблюдении двух принципиальных условий - принадлежности экспортера к производству машинотехнической продукции и соблюдения срока, не выходящего за пределы текущего финансового года.

В качестве еще одного пути оказания финансовой помощи российским экспортерам следует рассматривать изучение возможностей кредитования с участием государства ориентированных на экспорт НИОКР, освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на длительный период в зависимости от сроков окупаемости проектов); производства экспортной продукции с длительным технологическим циклом изготовления, включая закупку отсутствующих в России сырья, материалов и комплектующих частей. Механизм направления бюджетных средств для этих целей должен разрабатываться совместно с привлечением всех заинтересованных федеральных органов (Минфина, Минэкономики и др.).

В качестве важного финансового рычага укрепления экспортного потенциала России можно рассматривать долевую (не ниже 20 %) государственную поддержку эффективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, в составе которых можно выделить группы по целевому назначению и уровню государственного участия. Это

поддержка проектов по производству новой экспортной продукции, не имеющей аналогов в мире, в размере 50 % их стоимости; экспорту продукции (услуг) обрабатывающей промышленности, соответствующих мировым критериям конкурентоспособности - до 40 %; импортозамещающего производства - до 30 % стоимости. Очевидно, что наиболее высокая степень государственного покровительства должна быть в первых двух случаях. Поскольку именно в рамках этих групп проектов решаются задачи наращивания экспортного потенциала страны. Кроме того, сертификация и долевое государственное участие в финансировании проектов значительно повышают к ним степень доверия частных отечественных и зарубежных инвесторов, позволяют проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов.

К общеэкономическим мерам стимулирования экспорта относятся мероприятия, связанные с налогообложением экспортеров. В частности, предусмотрение ряда льгот по возмещению НДС, уплаченного на внутреннем рынке при закупке производственного сырья в случае последующего экспорта готовых товаров; привилегии в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятиям-экспортерам готовой, в первую очередь, машинотехнической продукции; освобождение экспортеров от уплаты налога на рекламу экспортных товаров; снижение уровня косвенного налогообложения экспорта услуг.

Кроме того, целесообразно изучить возможности стимулирования промышленного оборудования для производства экспортной продукции путем снижения ставки налога на имущество либо посредством его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.

Среди мер общеэкономического характера, имеющих также большое значение для экспорта, безусловно, стоит вопрос о порядке ценообразования в отраслях естественных монополий. Особую неудовлетворенность экспортеров в данном случае вызывает чрезмерно высокая доля транспортных издержек в стоимости экспортной продукции. Учитывая входящие в стоимость зарубежных поставок оборудования и материалов значительные транспортные затраты, которые в России существенно превышают международные показатели и приводят автоматически к снижению конкурентоспособности российской экспортной продукции, необходимо пересмотреть в сторону совершенствования действующую систему транспортных тарифов. Прежде всего повышая гибкость грузовых тарифов, учитывая, что сегодня они строятся на двух критериях: класс груза и протяженность перевозки, а пределы скидок колеблются в размере 10-15 %.

Существенное значение для производителей экспортной продукции имеют элементы таможенного регулирования их деятельности, предполагая необходимые изменения в нормативных актах, касающиеся таможенных режимов переработки под таможенным контролем, а также выпуска для свободного обращения. Существует, например, возможность применения условного выпуска товаров, то есть предусматривающая предоставление отсрочки уплаты таможенных платежей и налогов на время, в среднем необходимое для производства и сбыта машинотехнической продукции за рубежом. Другой вариант - это приостановление таможенных платежей и снижение размера пени за предоставленную отсрочку их уплаты, если экспорт указанной продукции, к примеру, будет обеспечен в течение заранее установленного срока.

В числе специальных мер стимулирования экспорта в России и регионах могут быть следующие:

а) предоставление информационных услуг, проведение рыночных исследований, помощь в заключении контрактов; поддержка программ рыночных исследований и прочих программ по сбору информации о возможностях развития экспорта;

б) особые программы помощи малым и средним предприятиям;

в) поддержка и стимулирование организации торговых миссий, ярмарок, симпозиумов и участие в них;

г) планирование мер по вовлечению в экспортную деятельность предприятий и выходу на экспортные рынки, включая предоставление ограниченной финансовой поддержки;

д) стимулирование создания благоприятного «экспортного климата» и поощрение экспортной ориентации и производств;

е) организация за рубежом постоянных представительств, занимающихся развитием экспорта.

В дальнейшем, по мере улучшения экономической ситуации в стране, возможным направлением могут стать меры, направленные на укрепление инфраструктуры за рубежом по сбыту и обслуживанию поставляемого на экспорт оборудования - создание сбытовых фирм, дилерской сети, сервисных центров.

Особое внимание необходимо уделить мерам по защите интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках. Создание и функционирование целостной системы продвижения российских товаров на мировой рынок и защита интересов российских экспортеров потребуют осуществления сложного комплекса политических, экономических, финансовых и организационных мер.

Важным направлением в создании государственной торгово-политической поддержки продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки является подписание ряда соглашений с многосторонними региональными экономическими группировками и международными экономическими организациями, обеспечивающих полноценное и равноправное участие России в интеграционных процессах, идущих в мировой торговле.

В этой связи важными разделами торгово-политического обеспечения внешнеторговой деятельности должны стать:

- реализация потенциала торгово-экономического взаимодействия, предусмотренного Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС (вступило в силу в декабре 1997 года), и, в частности, использование положений этого Соглашения, предоставляющих российским экспортерам дополнительные возможности для защиты своих интересов, в том числе в связи с обвинениями в демпинге;

- проведение переговоров и заключение с ЕС соглашения по торговле текстилем на условиях, отвечающим интересам России;

- консультации ЦБ России с созданным в 1998 году Европейским центральным банком о взаимодействии в валютной сфере с целью обеспечения внешнеторговых интересов России в связи с введением ЕВРО;

- продолжение переговоров с США по отмене поправки Джексона-Вэника к Закону США о торговле 1974 года и обеспечение для России права пользования режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на постоянной основе без каких-либо условий;

- проведение консультаций и переговоров с США, Канадой, Мексикой, Бразилией, Чили, Венгрией, Польшей, ЕС, АРЕ, ЮАР, Турцией, Индией, Таиландом, Тайванем, Р. Корея, Индонезией, Малайзией и Филиппинами по вопросам, связанным с предупреждением, урегулированием, пересмотром или отменой ограничительных мер в отношении товаров российского экспорта, в первую очередь антидемпинговых процедур и технических барьеров.

Должна быть усилена подготовка торгово-политических аспектов визитов и встреч на высшем уровне в целях решения таких основополагающих вопросов торговой политики, как устранение барьеров на пути российского экспорта, привлечение инвестиций в развитие экспортной базы страны, продвижение российского оборудования для осуществления крупных экономических проектов за рубежом.

Для реализации этих задач необходимо значительно активизировать соответствующую деятельность ведущих политических и экономических ведомств страны (включая МИД России, Минфин России, Минэкономики России и др.) при усилении координирующей роли МВЭС России в данных вопросах.

Меры по защите интересов российских экспортеров на зарубежных рынках носят комплексный характер и зависят от форм ограничений доступа на рынки, применяемых нашими торговыми партнерами.

Наиболее распространенными формами ограничений доступа на внешние рынки являются антидемпинговые процедуры, импортные квоты, технические барьеры в торговле, скрытые ограничения, а также особые бюрократические процедуры.

Антидемпинговые мероприятия в отношении российского экспорта являются одной из наиболее острых торгово-политических проблем. В настоящее время только ЕС завершены или находятся в стадии расследования 14 процедур, которые охватывают широкую номенклатуру товаров, входящих в основном в следующие товарные группы: удобрения (хлоркалий, карбамид, нитрат аммония), ферросплавы (феррохром, ферросилиций), металлы (чугун, трансформаторный лист, магний, металлический кальций, цинк). В последнее время антидемпинговые меры в отношении России начали применять развивающиеся страны Ю.Корея - (карбамид, цинк, Мексика (карбамид).

Проводится активная работа по урегулированию торговых споров и недопущению открытия антидемпинговых расследований.

За период с 1995 года по настоящее время удалось добиться прекращения:

- введения специальных защитных мер в отношении технической сажи в Польше;

- антидемпингового расследования по российскому цинку в Южной Корее, по стальным заготовкам на Филиппинах;

- антидемпингового расследования по экспорту магния и магниевых сплавов из России в США (в результате, поставки данных товаров российскими экспортерами не подлежат обложению антидемпинговой пошлиной).

Удалось также добиться урегулирования антидемпинговой процедуры В США по феррованадию и нитриду ванадия, результатом которого является введение минимальной антидемпинговой пошлины для российских производителей в размере 3,75 %.

В благоприятном для российских экспортеров ключе завершена антидемпинговая процедура Комиссии Европейских сообществ в отношении поставок российской трансформаторной стали на рынок стран-членов ЕС. При содействии со стороны МВЭС было разработано количественное обязательство, принятое российскими экспортерами перед КЕС, которое гарантирует доступ данного валютоемкого товара на еврорынок в согласованных объемах на период до 2001 года.

В работе по защите интересов российских производителей в процессе антидемпинговых процедур и связанных ними торговых споров существует ряд проблем:

1). Пассивность российских экспортеров на начальных, наиболее ответственных этапах процедур. За редким исключением российские экспортеры отказываются от заполнения рассылаемого Комиссией ЕС вопросника и начинают проявлять активность только тогда, когда антидемпинговая пошлина становится осязаемой угрозой, хотя на этой

стадии уже мало что можно исправить. В регламенте ЕС по антидемпингу отмечено, что результат процедуры заведомо менее благоприятен для экспортеров, отказавшихся от сотрудничества с КЕС.

2). Слабый механизм контроля за выполнением обязательств в рамках урегулирования антидемпинговых процедур. Так, антидемпинговую процедуру в отношении поставок российского нитрата аммония на рынок Великобритании удалось урегулировать за счет обязательства по контролю за -объемами поставок без введения антидемпинговых пошлин. Однако на практике МВЭС не удалось эффективно контролировать экспорт и предотвратить обход обязательства недобросовестными экспортерами или фирмами-контрагентами.

Совместные активные действия МВЭС и российских экспортеров позволяют нейтрализовать или снизить негативные последствия антидемпинговых процедур. Впервые в практике удалось добиться начала пересмотра антидемпинговой процедуры по хлоркалию.

На современном этапе экономических преобразований в России, когда идет активный процесс формирования принципиально новой правовой и институциональной основы открытого рыночного хозяйства, особое значение приобретают целенаправленные усилия государства по совершенствованию законодательной базы, организационного механизма обеспечения развития в стране экспортной деятельности.

Хотя соответствующие положения нашли отражение в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», они не исчерпывают перечень вопросов государственного содействия ВЭД в целом и экспортному сектору в частности. В нем не нашли отражение процессы, прямо или косвенно содействующие развитию экспорта, такие, например, как взаимодействие и предоставление гарантий по сотрудничеству в рамках встречной и клиринговой торговли, сотрудничество по переработке давальческого сырья. Более того, не затрагиваются процессы, требующие решения в последующих законодательных актах, большая часть которых до сих пор не принята и пребывает в проектной стадии. В их числе законы о приграничной и прибрежной торговле, о лизинге, франчайзинге, оффшорных зонах на территории России и ряд других.

Среди актуальных проектов области информационного обеспечения экспорта, финансируемых из правительственных источников и управляемых уполномоченным федеральным органом, могли быть такие как:

- создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при МВЭС);

- организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;

- воссоздание и развитие системы информации о современных технологиях и достижениях (в России и за рубежом) в области производства наукоемкой продукции, заимствования предпринимательского опыта с использованием возможностей научно-исследовательских отраслевых и независимых информационных центров и российских представительств за рубежом.

Органической частью политики стимулирования экспорта может стать поддержка и совершенствование внешнеторговой рекламы российской конкурентоспособной продукции, в том числе имеющихся разработок конверсионных объектов как рекламы.

Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт являются проведение специфических выставочных мероприятий, имея в виду организацию ярмарок субконтрактов, учреждение дней международных контрактов субъектов малого предпринимательства, проведение выставок идей и технологий, а также организацию под эгидой государства специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей.

Важным элементом национальной политики стимулирования экспорта является организация пропагандистских компаний в поддержку экспортеров, включая награждение лучших из числа тех, кто внес наибольший вклад в развитие экспортного потенциала России, осуществление крупных экспортных проектов, расширение номенклатуры промышленного экспорта, особенно тех видов, в производстве и реализации которых были использованы новые технические идеи.

Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта потребует бесспорно определенных государственных расходов. Однако их сумма будет относительно невелика, особенно в последнем случае, поскольку организационно-оперативные мероприятия, как правило, не являются высокозатратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и фирмами, а также их объединениями.

Таким образом, многое в успехе реализации экспортной стратегии России зависит в конечном итоге от ее адекватного финансирования со стороны государства, которое уже несколько лет испытывает острый недостаток в необходимых денежных ресурсах. Поэтому при обосновании рекомендуемого уровня ежегодных бюджетных ассигнований на поддержку экспортной деятельности (опираясь на современную мировую практику в данной области) целесообразно исходить не только из возможностей российской эко-

номики на настоящий период, но и учитывать сложившуюся ситуацию в составе структуры экспорта и исчерпании экстенсивных факторов его дальнейшего роста. Совершенно очевидно, что ограниченные объемы финансовых ресурсов государственного бюджета не позволяют полномасштабное использование намеченных форм стимулирования экспорта. Исходя из этого, оправданным подходом может служить выстраивание определенной последовательности в приоритетах содействия развитию экспорта в самой структуре промышленного экспорта, обеспечивая ему большую устойчивость и предсказуемость.

Что касается механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона, то можно отметить, что он представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровня. Такой механизм реализует межрегиональные преимущества и интересы, создавая благоприятные условия для подъема экономики региона и страны в целом.

Успешное решение задачи совершенствования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности регионов во многом зависит от правильного представления тех изменений и закономерностей, которые происходят в организационной структуре народнохозяйственного комплекса. Либерализация внешнеэкономической деятельности осуществляется на общем фоне процесса преобразования государственных органов, его основ и законодательной базы. В сфере внутреннего законодательства о внешнеэкономической деятельности регионов развивается собственная методико-правовая база социально-экономического партнерства между субъектами России и административно-территориальными образованиями, объединениями и организациями других государств. В рамках установленных регионам полномочий создается правовой климат инвестиционного благоприятствования.

На процесс включения отдельного региона в систему мирохозяйственных связей оказывает воздействие большое число разнообразных факторов. Поэтому к регулированию внешнеэкономической деятельности требуется всесторонний, комплексный подход, предусматривающий решение следующих вопросов:

- выявление на разных уровнях управления и регулирования факторов, способствующих и тормозящих процесс включения экономики региона в систему мирохозяйственных связей;

- форм, этапов и особенности создания механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона;

- обеспечение принципов взаимодействия государственных органов с региональными внешнеэкономическими структурами, четкое разграничение их функций, полномочий и взаимоответственности;

- согласования стандартов и действующих нормативов внешнеэкономической деятельности регионов с мировыми.

Основное отличие в организации управления внешнеэкономической деятельности от других отраслей народного хозяйства заключается в том, что необходимо учитывать законы стран, с которыми налаживаются устойчивые внешнеэкономические связи. В значительной мере, практическое функционирование такого механизма построено на системе обработки обширной и быстроменяющейся информации. В таких условиях большое значение имеет проблема организации систем оперативного поступления достоверных данных и обратной связи. На мой взгляд, в современных условиях организация региональной внешнеэкономической деятельности определяется территориальным принципом регулирования, т.е. регулирование организуется с учетом специфики осуществления внешнеэкономической деятельности в конкретном регионе Российской Федерации.

В заключении можно отметить, что реализуемость российской стратегии внешнеэкономической деятельности на региональном уровне будет непосредственно определяться темпами, результатами и направленностью проводимых в стране реформ, переживаемого системного кризиса, восстановлением производства и инвестиционного процесса, правильной структурой политики, выработкой эффективной внешнеэкономической стратегии и отлаживанием механизма реализации принятых решений.

Приоритеты и направления региональных программ также зависят от общеэкономической и политической ситуации в стране.

Необходимо скорейшее создание в стране нормального климата для экономического развития, законодательных и других условий для иностранных инвестиций, научно-производственной кооперации с зарубежными партнерами в освоении российского научного и производственного потенциала.

Шихсаидов Х.И.

Некоторые проблемы совершенствования управления малым бизнесом

К концу 2001 г. в Российской Федерации числилось около 876 тыс. малых предприятий (МП) и 4 млн. индивидуальных предпринимателей. К концу 1997 года в РФ было зарегистрировано около 1 млн. МП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.