Научная статья на тему 'России необходимо федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта)'

России необходимо федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕЖКА ЭКСПОРТА / РОССИЯ / ВНЕШНАЯ ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спартак Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «России необходимо федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта)»

России необходимо Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта)

АН. Спартак

Доктор экономических наук

(Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)

Поддержка экспорта - одно из важнейших и наиболее динамичных направлений современной экономической политики зарубежных стран. Решая задачи повышения национальной конкурентоспособности, развитые и многие успешные развивающиеся страны в последние годы значительно повысили интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. Сложился устойчивый общественный консенсус в отношении того, что в условиях глобализации только совместными усилиями власти и бизнеса можно добиться стратегических преимуществ на мировом рынке.

За рубежом поддержка экспорта -это целая система взаимодействующих между собой правительственных и негосударственных институтов, включая профильные министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, региональный и зарубежный аппарат. Непременное условие успешной экспортной политики - наличие координирующего органа, как правило, в лице специализированной государственной организации, оказывающей широкий спектр услуг для участ-

ников внешнеэкономической деятельности.

К настоящему времени такие структуры, организующие практическую работу по продвижению национального экспорта на внешние рынки, созданы практически во всех развитых странах. Причем в большинстве случаев функции содействия экспорту выполняют специально учрежденные для этих целей государственные агентства, имеющие разветвленный собственный аппарат и самостоятельный бюджет. Агентства и иные аналогичные структуры сосредотачиваются на решении задач информационно-консультационного, организационного, маркетингового содействия экспортерам и тесно взаимодействуют с институтами финансового стимулирования экспорта (экспортно-импортными банками, компаниями по страхованию и гарантированию экспортных кредитов).

Характерными чертами функционирования организаций поддержки экспорта в последние годы стали следующие:

р реорганизация, включая объединение с другими госструктурами, выпол-

няющими схожие функции, для увеличения масштабов и улучшения качества оказываемых услуг;

р расширение финансирования таких структур для обеспечения общенационального охвата и операций на глобальном рынке;

р расширение ассортимента оказываемых услуг, прежде всего за счет разработки комплексных программ выведения клиентов на мировой рынок, предполагающих помощь на всех этапах экспортной деятельности;

р увеличение числа специальных программ для начинающих экспортеров и малого бизнеса;

р создание специализированных Интернет-порталов, содержащих всю необходимую первичную, доступную в онлайновом режиме информацию для экспортеров;

р расширение функций организаций поддержки экспорта за счет включения вопросов содействия инвестициям (во многих случаях созданы объединенные структуры содействия инвестициям и внешней торговле);

р расширение региональной и зарубежной сети представительств (корреспондентов) организаций поддержки экспорта;

р принятие более агрессивных мер по продвижению национального экспорта, включая лоббирование интересов отечественных экспортеров по официально-дипломатическим каналам (прежде всего это касается участия в официальных тендерах за рубежом).

Сегодня все более отчетливо проявляется тенденция консолидации институтов и механизмов государственной поддержки экспорта за рубежом, роста мас-

штабов и общественной значимости их деятельности.

В Германии существовавшее с 1951 г. Федеральное агентство внешнеторговой информации в 2001 г. преобразовано в Федеральное агентство внешнеэкономической деятельности (ФАВЭД), соответственно расширены его функции. Подчиняется новое агентство Министерству экономики и труда, штат сотрудников включает 160 человек внутри страны и 60 собственных корреспондентов за рубежом. Основные подразделения - департамент по работе с общественностью, отраслевыми организациями и руководству зарубежной корреспондентской сетью; департамент исследования мировых рынков и публикаций; департамент информации и электронных баз данных в сфере международного делового сотрудничества и регулирования ВЭД.

В составе ФАВЭД функционирует группа разработки и поддержки Интернет-портала внешнеэкономической информации. Одна из важных целей создания Интернет-портала - обеспечить максимальную прозрачность системы господдержки национальных экспортеров. Информационные ресурсы Интерент-портала ФАВЭД включают универсальную поисковую систему для пользователей Интернета по тематике ВЭД; банки данных по программам мероприятий для участников ВЭД и проектам поддержки экспорта в рамках Министерства экономики и труда; справочно-информационные материалы по мировым товарным рынкам и отраслям хозяйства в зарубежных странах; сводный каталог публикаций ФАВЭД; интегрированную электронную биржу деловых контактов (базы данных ФАВЭД, Объединения германских ТПП, региональных ТПП и германских ТПП за рубежом).

Схема 1

Структура Федерального агентства внешнеэкономической деятельности ФРГ

Во Франции в феврале 2004 г. учреждена специализированная государственная структура поддержки экспорта -Агентство международного развития предприятий (АМРП) на базе слияния ранее существовавших Французского центра внешней торговли (информационноконсультационное содействие экспорту) и

ассоциации ЮБИФРАНС (продвижение экспорта на внешние рынки через участие в выставках и ярмарках, организацию торговых делегаций и т.д.). АМРП находится под патронажем Дирекции внешних экономических связей Министерства экономики, финансов и промышленности Франции и опирается на более чем две тысячи

специалистов, работающих в экономических миссиях в 120 странах.

В Великобритании в 1999 г. создано агентство Британская международная торговля (БМТ), вобравшее в себя профильные функции Министерства торговли и промышленности и Министерства иностранных дел и по делам содружества, а также функции бывшего Бюро содействия инвестициям в Британию. В составе нового агентства два самостоятельных структурных подразделения - Торговые партнеры Великобритании и Инвестиции Великобритании; руководитель БМТ подотчетен госсекретарю по торговле и промышленности и госсекретарю по иностранным делам и делам содружества. БМТ имеет сеть зарубежных офисов развития торговли и более 40 офисов в Великобритании. Основные направления работы БМТ в области содействия экспорту - оказание информационно-консультационной помощи участникам ВЭД, прежде всего малым и средним компаниям через специально организованный для этих целей Информационный центр; содействие выставочно-ярмарочной деятельности, подготовке и проведению деловых визитов и т.д.

Ведущая роль в сфере государственной поддержки экспорта в Нидерландах принадлежит Государственному агентству по международному бизнесу и сотрудничеству (ГАМБС), являющемуся частью Министерства экономики. Тесная связь с бизнесом обеспечивается через Консультативный совет ГАМБС, состоящий из широкого круга представителей голландской промышленности и торговли. По соглашению Министерства экономики и МИД Нидерландов ГАМБС выступает в качестве центра оперативного управления по всем вопросам международного экономического сотрудничества, работая непосредственно с посольствами, консульствами, торговыми миссиями страны за рубежом. В результате реорганизации ГАМБС весной 2004 г. произошло расширение его функций за счет присоединения части ранее самостоятельного госагент-ства СЕНТЕР (финансирование проектов в рамках технического содействия). Ожида-

ется, что в перспективе в состав ГАМБС войдет также голландское Агентство по привлечению инвестиций.

Современный годовой бюджет ГАМБС достигает 25 млн евро и финансируется на 85% Министерством экономики, 11% - МИД и 4% - Министерством образования. Плата за услуги ГАМБС весьма незначительна, благодаря чему число клиентов агентства велико и постоянно растет: всего около 100 тыс. компаний, в том числе 21 тыс. фирм являются постоянными клиентами, пользующимися привилегированным доступом к информации. Штат сотрудников штаб-квартиры насчитывает 300 чел., занятых в четырех основных подразделениях: информационном (80 чел.), содействия бизнесу (50 чел.), программ технического содействия (80 чел.), менеджмента и планирования (90 чел.). ГАМБС имеет собственные представительства в 55 странах - крупнейших торговых и инвестиционных партнерах Нидерландов; кроме того, голландские посольства и консульства за рубежом обязаны предоставлять информацию по запросам агентства. Издаются рекламно-информационные журналы "Made in Holland” и "International Ondernemen”.

В Дании для целей поддержки экспорта в январе 2000 г. был образован Датский торговый совет (ДТС) при Министерстве иностранных дел. Аппарат совета включает 60 сотрудников внутри страны и 250 специалистов, работающих в более 100 представительствах за рубежом; ежегодный бюджет ДТС составляет около 60 млн долл. С сентября 2001 г. функции ДТС в области стимулирования экспорта и привлечения инвестиций расширились за счет присоединения торгово-политического блока. В настоящее время ДТС оказывает финансовую поддержку экспортерам (гранты и субсидии, особенно для малых предприятий) и информационно-консультационное содействие, включая сопровождение проектов; способствует продвижению национальной продукции на внешние рынки; обеспечивает торговополитическую поддержку; помогает участвовать в международных тендерах (есть

специальное подразделение "Экспорт по проектам”); содействует привлечению иностранных инвестиций. Разработаны специальные программы для начинающих экспортеров и инновационных предприятий.

В 2004 г. число клиентов ДТС составило 2700 фирм и, как ожидается, увеличится до 4500 фирм в 2005 г. Предполагается, что в период до 2007 г. ежегодное приращение экспорта за счет деятельности Совета достигнет 550 млн долл., благодаря чему ежегодно будет создаваться примерно 550 новых рабочих мест. В январе 2005 г. ДТС обнародовал специальную программу экспортного продвижения продукции датской культуры и шоу-бизнеса.

Центральным органом, на который в Швеции законодательно возложена задача поддержки отечественных экспортеров, является Экспортный совет Швеции (ЭСШ). ЭСШ создан в 1979 г. на договорной основе между государством и бизнесом и находится в их совместном ведении (50%/50%). Интересы государства в ЭСШ представляет МИД, деловых кругов - Всешведская ассоциация экспортеров. Общая численность сотрудников Совета - 410 человек, из них 270 -загранаппарат.

Структурно ЭСШ состоит из 5 офисов в Швеции (центрального и четырех региональных) и 50 зарубежных представительств в 45 странах, причем в трех случаях загранпредставительства функционируют в виде акционерных обществ. Фактически же деятельность Совета осуществляется более чем в 100 государствах, поскольку в части, касающейся выполнения ЭСШ его функциональных задач за рубежом, ему в оперативном плане подчиняются все шведские дипломатические миссии и консульские учреждения, включая страны, где у ЭСШ нет своих представительств. Источники финансирования ЭСШ складываются из бюджетных ассигнований (50%), членских взносов шведских компаний (5%), доходов от консалтинговой деятельности загранпредстави-тельств (45%). Членами Совета в начале

текущего десятилетия являлись свыше 6 тысяч шведских компаний, а размеры членских взносов определялись в зависимости от числа работников. Основные направления деятельности ЭСШ - предоставление экспортной информации, содействие развитию экспортного потенциала шведских компаний, консалтинг. Ежегодно в мероприятиях Совета по продвижению отечественной продукции на внешние рынки участвуют около 4-5 тысяч шведских компаний, преимущественно малые и средние предприятия.

В Испании функции специализированной государственной структуры содействия экспорту выполняет Институт внешней торговли. Среди многих инициатив им реализуется программа "Экспортные консорциумы”, в рамках которой оказывается помощь национальным производителям в продвижении их продукции на внешние рынки.

Не менее, а по определенным направлениям господдержки даже более, чем в европейских странах, развиты институты содействия экспорту в Японии, США и Канаде.

С 1958 г. в Японии функционирует Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО) как специализированный государственный институт поддержки экспорта и содействия инвестициям. В 1998 г. ДЖЕТРО объединилась с Институтом развивающихся экономик, а в конце 2003 г. состоялась крупная реорганизация ДЖЕТРО, направленная на повышение эффективности экспортных услуг. Штат сотрудников включает около 1600 человек, в том числе 760 специалистов, работающих за границей. В своей деятельности ДЖЕТРО опирается на 36 отделений в Японии и 77 отделений за рубежом.

В США функции поддержки экспорта выполняет Администрация международной торговли в составе Министерства торговли (это один из редких случаев, когда функция поддержки экспорта реализуется внутри министерской структуры). В состав Администрации входят Координационный комитет содействия торговле (согласующий усилия около 20 гос-

структур в сфере продвижения экспорта), а также три департамента, осуществляющих поддержку национальных экспортеров: департамент американской и иностранной коммерческой службы, департамент по доступу на рынок и департамент развития торговли.

Департамент американской и иностранной коммерческой службы, созданный в 1980 г., имеет в своем составе 107 центров содействия экспорту в США и более 1 50 зарубежных офисов. По имеющимся данным, вышеупомянутый департамент в 2003 г. участвовал в реализации экспортных сделок на сумму около 23 млрд долл. и предоставил почти 150 тысяч консультаций американским компаниям. Департамент развития торговли включает 5 отраслевых управлений; службу содействия экспорту, куда входит центр торговой информации; центр поддержки участия в международных тендерах. Последний, как показала практика, весьма эффективен в расширении американского экспорта: в 2002/03 фин.г. с его помощью компании США выиграли 76 зарубежных тендеров, что привело к заключению контрактов на сумму 18,6 млрд долл. с экспортной составляющей 8,7 млрд.долл. В целом бюджет Администрации международной торговли на поддержку экспорта составил 320 млн долл. в 2002/03 ф.г. по сравнению с 235 млн долл. в 1995/96 ф.г.

Специализированным государственным институтом в области стимулирования экспорта в Канаде выступает Корпорация по развитию экспорта, оказывающая весь комплекс услуг для отечественных экспортеров, преимущественно финансовых, но также информационноконсультационных и др. корпорация имеет 9 региональных представительств и 4 представительства за рубежом. В более широком плане канадская система поддержки экспорта включает профильные подразделения Министерства иностранных дел и международной торговли (МИ-ДиМТ) страны, особенно отдел по развитию торговли; Центры международной торговли во всех 10 провинциях Канады (созданы МИДиМТ совместно с Министер-

ством промышленности); свыше 500 сотрудников, имеющих дипломатический статус и работающих в 128 торговых представительствах Канады за рубежом; экспортоориентированную компьютерную сеть МИДиМТ ^!ЫЕХ и, прежде всего, Международный информационный центр деловых возможностей.

Организационные механизмы государственной поддержки экспорта в странах с переходной экономикой во многом копируют опыт развитых государств и в ряде случаев весьма успешно.

Функционирующее в Чехии с 1997 г. Агентство поддержки торговли (ЧЕХТРЕЙД) было признано одной из лучших государственных служб в европейских странах. ЧЕХТРЕЙД подчиняется Министерству промышленности и торговли, имеет 14 региональных (совместно с ТПП) и 30 зарубежных представительств в 26 странах. В составе ЧЕХТРЕЙД три управления - маркетинга (продвижения продукции), консалтинга, финансово-проектное. Предоставляется широкий спектр информационно-консультационных услуг, услуг по поиску деловых партнеров, маркетингу и налаживанию коммерческих контактов; разработана специальная программа частичного покрытия рисковых расходов по освоению внешних рынков. Для обмена опытом под эгидой ЧЕХТРЕЙД учрежден Экспортный клуб. Общее число платных обращений чешских компаний в ЧЕХТРЕЙД достигло в 2003 г. 4354, число запросов инофирм, поступивших от зарубежных представительств, - 918. Бюджет ЧЕХТРЕЙД в 2003 г. составил 6,7 млн долл., в том числе за счет госдотаций -5,55 млн долл. Суммарные расходы на организационную поддержку экспорта, включающие бюджет ЧЕХТРЕЙД, ассигнования на содержание коммерческого и экономического аппарата посольств, финансирование участия чешских компаний в выставках и ярмарках, превысили в 2003 г. 23 млн долл.

В Венгрии в 1993 г. создано Агентство по инвестициям и развитию торговли (АИРТ); в 1997 г. оно было реорганизовано, а в его деятельности усилены аспекты поддержки экспорта. АИРТ

подчиняется Министерству экономики и транспорта и Министерству иностранных дел, имеет 16 региональных бюро, 37 зарубежных бюро и 9 представительств в 32 странах. Перечень услуг и видов деятельности АИРТ включает следующие:

0 консультации по проведению внешнеторговых операций;

0 использование возможностей региональной сети для содействия торговле;

0 распространение печатных изданий, экономической литературы;

0 маркетинговые программы по изучению экспортных рынков;

0 информационная служба по вопросам Европейского Союза;

0 консультации по инвестиционным вопросам;

0 организация выставок и ярмарок;

0 секретариат по регулярному тестированию и маркированию качества товаров венгерского производства;

0 деятельность Бизнес-Клуба;

0 содействие в поиске торговых партнеров;

0 организация и проведение различных деловых мероприятий;

0 консультации о деятельности венгерских банков по развитию экспорта "МЕН1В” и "ЕХ1МВА1\1К”;

0 распространение торговых новостей;

0 публикация информационных писем по актуальным торгово-экономическим вопросам;

0 предоставление возможности размещения коммерческих объявлений венгерских заказчиков на льготной основе в иностранных изданиях;

0 поддержание Интернет-портала.

В Польше в 2003 г. учреждено Агентство информации и содействия иностранным инвестициям (АИСИИ) путем слияния ранее существовавших Польско-

го агентства иностранных инвестиций и Польского информационного агентства. Подчиняется АИСИИ Госказначейству и Министерству иностранных дел, имеет четыре основных департамента: обслуживания инвесторов, сотрудничества с регионами, информационной поддержки, продвижения экономических интересов (собственно поддержка экспорта).

Как мы убедились, число специализированных государственных организаций содействия торговле в мире постоянно растет, усложняются их функции и увеличиваются масштабы деятельности, приобретающей глобальный характер. Эффективная национальная система поддержки экспорта способствует укреплению конкурентоспособности и позиций отечественной продукции на внешних рынках, расширению круга участников ВЭД и за счет этого - росту и диверсификации экспорта.

К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день Россия единственная из промышленно развитых стран не имеет эффективных институтов и механизмов содействия экспорту. Принятая в феврале 1996 г. Федеральная программа развития экспорта не была обеспечена необходимым финансированием, а потому созданные структуры финансовой поддержки экспортеров - Ро-сэксимбанк и Росэксимгарант на долгие годы оказались недееспособными. С 1998 г. бюджетные средства на стимулирование экспорта практически не выделялись за исключением ограниченного финансирования выставочно-ярмарочных мероприятий. После реорганизации органов го-суправления в мае 2000 г. был упразднен департамент поддержки промышленного экспорта бывшего МВЭС и вплоть до 2002 г. эта важнейшая, как показывает мировой опыт, функция государственного управления фактически не имела организационной основы.

Вспомнили о поддержке экспорта лишь в середине 2002 г., когда в составе Минэкономразвития был образован соответствующий департамент, а в сентябре того же года состоялось специальное заседание Правительства по вопросам государственного содействия экспорту. В

конце 2003 г. была одобрена Концепция государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, и в бюджете 2004 г., впервые с 1997 г., появилась отдельная статья на стимулирование экспорта (речь идет о 500 млн долл. на госгарантии по экспортным кредитам, правда так и не использованных по техническим причинам).

Таким образом, наметились хотя бы контуры будущей системы содействия экспорту. Однако последняя радикальная реорганизация госаппарата вновь лишила поддержку экспорта институциональной базы, которая и раньше была весьма слабой. Задача содействия экспорту "потонула” в обилии функций еще более разросшегося Минэкономразвития, а соответствующий департамент влился в новый укрупненный департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела.

По нашему мнению, в современных условиях, учитывая масштабы и глубину проблем, стоящих перед Россией в экспортной сфере, целесообразно повысить административный и организационный статус функции содействия экспорту до уровня самостоятельного федерального агентства. Такой государственный институт, и именно в статусе федерального агентства, необходим по следующим причинам:

0 сегодня в России большинство видов экспортных услуг развиты недостаточно или вообще отсутствуют;

0 практически не оказывается помощь наиболее многочисленному слою заинтересованных клиентов - начинающим экспортерам, субъектам малого предпринимательства (рядовому российскому предпринимателю просто некуда обратиться за получением элементарных экспортных услуг, широкодоступных для его зарубежных конкурентов);

0 "пробуксовывают” уже действующие инициативы в области поддержки экспорта, в том числе финансового характера, из-за отсутствия профессионального и хорошо организованного аппарата, способного оперативно реализовывать принятые решения;

0 практически полностью отсутствуют координация и, следовательно, синергический эффект деятельности различных государственных структур (федеральных министерств и ведомств, региональных администраций), общественных организаций и союзов деловых кругов в области развития экспорта;

0 негосударственные структуры содействия предпринимательству (ТПП, РСПП и др.) ни в коем случае не могут заменить государство в деле поддержки экспорта, поскольку их услуги не носят универсального характера (с точки зрения ассортимента услуг и состава клиентов); как правило, не оказываются в значительных масштабах на безвозмездной или льготной основе; не ставят задачу реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики страны и, наконец, не позволяют в полной мере использовать инструментарий официальной дипломатии для содействия зарубежной экспансии национального бизнеса.

В предварительном порядке основные функции Федерального агентства развития внешней торговли (поддержки экспорта) могли бы выглядеть следующим образом:

0 организация информационной, аналитической и прогнозной работы в сфере экспортной деятельности;

0 организация банков данных внешнеторговой информации и ее распространение среди участников ВЭД;

0 создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой информации;

0 оказание информационно-консультационных услуг экспортерам;

0 содействие потенциальным экспортерам в поиске деловых партнеров;

0 содействие в организации выставок и ярмарок, торговых делегаций, коммерческих презентаций и иных про-моционных мероприятий за рубежом;

0 содействие в организации рекламных и маркетинговых кампаний за рубежом;

0 помощь в ведении деловых переговоров и заключении контрактов;

0 сертификация экспортных проектов для получения государственной финансовой поддержки;

0 помощь в преодолении административных и иных торговых барьеров, содействие в разрешении торговых конфликтов на внешних рынках;

0 помощь в подготовке тендерной документации и лоббирование интересов российских участников в ходе проведения официальных тендеров за рубежом;

0 методическое обеспечение и координация работы других органов федеральной исполнительной власти в области поддержки экспорта;

0 методическое обеспечение и координация работы органов власти субъектов РФ в области поддержки экспорта;

0 организация обмена опытом экспортной деятельности;

0 содействие работе отраслевых объединений производителей и экспортеров, планирование и осуществление совместных мероприятий с организациями деловых кругов;

0 подготовка и вынесение на рассмотрение Правительства РФ предложений по развитию экспортной деятельности;

0 организация пропагандистских и просветительских кампаний в поддержку экспортной деятельности;

0 организация поощрения лучших экспортеров;

0 публикация специализированных рекламно-информационных изданий по вопросам экспортной деятельности;

0 участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами.

Важной задачей Агентства могла бы стать ежегодная разработка Национальной экспортной стратегии (как, на-

пример, в США) для ее обсуждения и утверждения российским правительством. Напомним, что в законе 1995 г. о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ содержалось положение о ежегодной разработке Программы развития внешнеторговой деятельности, включавшей специальный раздел "Меры стимулирования промышленного экспорта”. Такие программы разрабатывались до 1998 г., но потом о них просто забыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) с учетом исключительной важности решаемых им задач целесообразно позиционировать как независимое и подчиненное непосредственно Председателю Правительства РФ. Высокий статус Агентства позволит лучше координировать усилия госструктур в этой области и более успешно противостоять лоббированию узкогрупповых интересов.

При создании Агентства следует исходить из того, что бюджетное финансирование его деятельности должно постепенно снижаться за счет увеличения числа клиентов и роста потребления ими возмездных экспортных услуг. Необходимо предусмотреть льготные условия оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

Для успешного функционирования Агентства требуется наличие развитой региональной и зарубежной сети представительств (корреспондентов) - собственных или сотрудничающих на контрактной основе. В частности, на первых порах Агентство может заключить соглашения о сотрудничестве с аппаратом уполномоченных МЭРТ в федеральных округах и российскими торгпредствами за рубежом.

Эффективной работе Агентства будет способствовать широкое привлечение к его деятельности возвращающихся из-за рубежа сотрудников торгпредств, а также кадровых внешторговцев пенсионного возраста на контрактной основе.

С учетом современных возросших требований к качеству работы госструктур несомненным плюсом предлагаемого

Агентства служит то, что результаты его функционирования могут быть легко оценены, исходя из следующих критериев:

р общее число клиентов;

р число клиентов, которые при содействии Агентства начали или увеличили экспорт;

р общие объемы экспорта клиентов;

р общая выручка за услуги Агентства;

р процент самофинансирования (отношение выручки за услуги к госдотациям);

р число посещений сайта в Интернете;

р процент положительных отзывов после посещения сайта;

р уровень возврата предлагаемых вопросников о работе Агентства;

р уровень повторных продаж услуг Агентства;

р другие критерии, принятые для оценки деятельности аналогичных структур за рубежом (включая сертификацию предоставляемых услуг на основе стандарта ИСО 9001: 2000 - система управления качеством госуслуг).

Можно предположить, что в зависимости от хода административной реформы, тенденций внутриэкономического и внешнеэкономического развития страны организационное оформление и усиление функции господдержки экспорта пойдет иным путем, и будет создано не Агентство (более предпочтительное решение, на наш взгляд) (см. схему 2), а иная структура, или восстановлен соответствующий департамент (департаменты) министерс-

кого уровня. Однако в любом случае очевидно, что в условиях дальнейшего углубления интеграции России в систему мирового хозяйства, предстоящего присоединения страны к ВТО, сопровождающихся повышением внешней открытости национальной экономики, задачи ускорения и улучшения качества хозяйственного роста могут быть решены только путем проведения активной государственной политики в сфере поддержки экспорта. В отсутствие такой политики Россия не сможет в полной мере воспользоваться преимуществами интеграции в мировое хозяйство, в том числе членства в ВТО, и, наоборот, будет нести ощутимые потери как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Литература

1. Trade Promotion Coordinating Committee. The National Export Strategy / / Report to the United States Congress. -Washington D.C., 1998-2003.

2. UK 2002: The Official Yearbook of the United Kingdom of Great Britain and Vorthern Ireland // International Trade and Investment / Government services. -London: The Stationery Office, 2002.

3. The Danish Trade Council, 2001-2002.

4. Bundesagentur fur Aussenwirt-schaft, October 2003.

5. Спартак А. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. - М.: МАКС-Пресс, 2004.

6. Политика Нидерландов по поддержке национального экспорта // БИКИ, №70, 24.06.04.

Схема 2

Предлагаемая структура Федерального агентства развития внешней торговли

(поддержки экспорта) РФ

Управление Управление

специальных программ координации

(просветительских, (включая участие

конференции, поощрение <«- Руководитель -► в МПК и

экспортеров и др.) планировании

официальных

визитов)

Аналитическое управление (включая сертификацию проектов для целей финансовой поддержки)

Управление Управление

внешнеторговой информацион-

информации но-консульта-

(формирование ционного

банков данных, содействия

поддержание (предоставле-

сайта и т.д.) ние

стандартного

пакета услуг,

выполнение

специальных

запросов)

Управление содействия коммерческим контактам (содействие в поиске деловых партнеров через специальные поисковые системы и торгпредства)

Управле-

ние

выставок

и

ярмарок

Заместитель (продвижение экспорта)

1 г

Управление

промоционных Управление

программ торгово-

(торговые политичес-

делегации, кой и

коммерческие дипломати-

презентации, ческой

рекламное и поддержки

маркетинговое

содействие, др.)

Региональные отделения и зарубежная корреспондентская сеть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.