России необходимо Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта)
АН. Спартак
Доктор экономических наук
(Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)
Поддержка экспорта - одно из важнейших и наиболее динамичных направлений современной экономической политики зарубежных стран. Решая задачи повышения национальной конкурентоспособности, развитые и многие успешные развивающиеся страны в последние годы значительно повысили интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. Сложился устойчивый общественный консенсус в отношении того, что в условиях глобализации только совместными усилиями власти и бизнеса можно добиться стратегических преимуществ на мировом рынке.
За рубежом поддержка экспорта -это целая система взаимодействующих между собой правительственных и негосударственных институтов, включая профильные министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, региональный и зарубежный аппарат. Непременное условие успешной экспортной политики - наличие координирующего органа, как правило, в лице специализированной государственной организации, оказывающей широкий спектр услуг для участ-
ников внешнеэкономической деятельности.
К настоящему времени такие структуры, организующие практическую работу по продвижению национального экспорта на внешние рынки, созданы практически во всех развитых странах. Причем в большинстве случаев функции содействия экспорту выполняют специально учрежденные для этих целей государственные агентства, имеющие разветвленный собственный аппарат и самостоятельный бюджет. Агентства и иные аналогичные структуры сосредотачиваются на решении задач информационно-консультационного, организационного, маркетингового содействия экспортерам и тесно взаимодействуют с институтами финансового стимулирования экспорта (экспортно-импортными банками, компаниями по страхованию и гарантированию экспортных кредитов).
Характерными чертами функционирования организаций поддержки экспорта в последние годы стали следующие:
р реорганизация, включая объединение с другими госструктурами, выпол-
няющими схожие функции, для увеличения масштабов и улучшения качества оказываемых услуг;
р расширение финансирования таких структур для обеспечения общенационального охвата и операций на глобальном рынке;
р расширение ассортимента оказываемых услуг, прежде всего за счет разработки комплексных программ выведения клиентов на мировой рынок, предполагающих помощь на всех этапах экспортной деятельности;
р увеличение числа специальных программ для начинающих экспортеров и малого бизнеса;
р создание специализированных Интернет-порталов, содержащих всю необходимую первичную, доступную в онлайновом режиме информацию для экспортеров;
р расширение функций организаций поддержки экспорта за счет включения вопросов содействия инвестициям (во многих случаях созданы объединенные структуры содействия инвестициям и внешней торговле);
р расширение региональной и зарубежной сети представительств (корреспондентов) организаций поддержки экспорта;
р принятие более агрессивных мер по продвижению национального экспорта, включая лоббирование интересов отечественных экспортеров по официально-дипломатическим каналам (прежде всего это касается участия в официальных тендерах за рубежом).
Сегодня все более отчетливо проявляется тенденция консолидации институтов и механизмов государственной поддержки экспорта за рубежом, роста мас-
штабов и общественной значимости их деятельности.
В Германии существовавшее с 1951 г. Федеральное агентство внешнеторговой информации в 2001 г. преобразовано в Федеральное агентство внешнеэкономической деятельности (ФАВЭД), соответственно расширены его функции. Подчиняется новое агентство Министерству экономики и труда, штат сотрудников включает 160 человек внутри страны и 60 собственных корреспондентов за рубежом. Основные подразделения - департамент по работе с общественностью, отраслевыми организациями и руководству зарубежной корреспондентской сетью; департамент исследования мировых рынков и публикаций; департамент информации и электронных баз данных в сфере международного делового сотрудничества и регулирования ВЭД.
В составе ФАВЭД функционирует группа разработки и поддержки Интернет-портала внешнеэкономической информации. Одна из важных целей создания Интернет-портала - обеспечить максимальную прозрачность системы господдержки национальных экспортеров. Информационные ресурсы Интерент-портала ФАВЭД включают универсальную поисковую систему для пользователей Интернета по тематике ВЭД; банки данных по программам мероприятий для участников ВЭД и проектам поддержки экспорта в рамках Министерства экономики и труда; справочно-информационные материалы по мировым товарным рынкам и отраслям хозяйства в зарубежных странах; сводный каталог публикаций ФАВЭД; интегрированную электронную биржу деловых контактов (базы данных ФАВЭД, Объединения германских ТПП, региональных ТПП и германских ТПП за рубежом).
Схема 1
Структура Федерального агентства внешнеэкономической деятельности ФРГ
Во Франции в феврале 2004 г. учреждена специализированная государственная структура поддержки экспорта -Агентство международного развития предприятий (АМРП) на базе слияния ранее существовавших Французского центра внешней торговли (информационноконсультационное содействие экспорту) и
ассоциации ЮБИФРАНС (продвижение экспорта на внешние рынки через участие в выставках и ярмарках, организацию торговых делегаций и т.д.). АМРП находится под патронажем Дирекции внешних экономических связей Министерства экономики, финансов и промышленности Франции и опирается на более чем две тысячи
специалистов, работающих в экономических миссиях в 120 странах.
В Великобритании в 1999 г. создано агентство Британская международная торговля (БМТ), вобравшее в себя профильные функции Министерства торговли и промышленности и Министерства иностранных дел и по делам содружества, а также функции бывшего Бюро содействия инвестициям в Британию. В составе нового агентства два самостоятельных структурных подразделения - Торговые партнеры Великобритании и Инвестиции Великобритании; руководитель БМТ подотчетен госсекретарю по торговле и промышленности и госсекретарю по иностранным делам и делам содружества. БМТ имеет сеть зарубежных офисов развития торговли и более 40 офисов в Великобритании. Основные направления работы БМТ в области содействия экспорту - оказание информационно-консультационной помощи участникам ВЭД, прежде всего малым и средним компаниям через специально организованный для этих целей Информационный центр; содействие выставочно-ярмарочной деятельности, подготовке и проведению деловых визитов и т.д.
Ведущая роль в сфере государственной поддержки экспорта в Нидерландах принадлежит Государственному агентству по международному бизнесу и сотрудничеству (ГАМБС), являющемуся частью Министерства экономики. Тесная связь с бизнесом обеспечивается через Консультативный совет ГАМБС, состоящий из широкого круга представителей голландской промышленности и торговли. По соглашению Министерства экономики и МИД Нидерландов ГАМБС выступает в качестве центра оперативного управления по всем вопросам международного экономического сотрудничества, работая непосредственно с посольствами, консульствами, торговыми миссиями страны за рубежом. В результате реорганизации ГАМБС весной 2004 г. произошло расширение его функций за счет присоединения части ранее самостоятельного госагент-ства СЕНТЕР (финансирование проектов в рамках технического содействия). Ожида-
ется, что в перспективе в состав ГАМБС войдет также голландское Агентство по привлечению инвестиций.
Современный годовой бюджет ГАМБС достигает 25 млн евро и финансируется на 85% Министерством экономики, 11% - МИД и 4% - Министерством образования. Плата за услуги ГАМБС весьма незначительна, благодаря чему число клиентов агентства велико и постоянно растет: всего около 100 тыс. компаний, в том числе 21 тыс. фирм являются постоянными клиентами, пользующимися привилегированным доступом к информации. Штат сотрудников штаб-квартиры насчитывает 300 чел., занятых в четырех основных подразделениях: информационном (80 чел.), содействия бизнесу (50 чел.), программ технического содействия (80 чел.), менеджмента и планирования (90 чел.). ГАМБС имеет собственные представительства в 55 странах - крупнейших торговых и инвестиционных партнерах Нидерландов; кроме того, голландские посольства и консульства за рубежом обязаны предоставлять информацию по запросам агентства. Издаются рекламно-информационные журналы "Made in Holland” и "International Ondernemen”.
В Дании для целей поддержки экспорта в январе 2000 г. был образован Датский торговый совет (ДТС) при Министерстве иностранных дел. Аппарат совета включает 60 сотрудников внутри страны и 250 специалистов, работающих в более 100 представительствах за рубежом; ежегодный бюджет ДТС составляет около 60 млн долл. С сентября 2001 г. функции ДТС в области стимулирования экспорта и привлечения инвестиций расширились за счет присоединения торгово-политического блока. В настоящее время ДТС оказывает финансовую поддержку экспортерам (гранты и субсидии, особенно для малых предприятий) и информационно-консультационное содействие, включая сопровождение проектов; способствует продвижению национальной продукции на внешние рынки; обеспечивает торговополитическую поддержку; помогает участвовать в международных тендерах (есть
специальное подразделение "Экспорт по проектам”); содействует привлечению иностранных инвестиций. Разработаны специальные программы для начинающих экспортеров и инновационных предприятий.
В 2004 г. число клиентов ДТС составило 2700 фирм и, как ожидается, увеличится до 4500 фирм в 2005 г. Предполагается, что в период до 2007 г. ежегодное приращение экспорта за счет деятельности Совета достигнет 550 млн долл., благодаря чему ежегодно будет создаваться примерно 550 новых рабочих мест. В январе 2005 г. ДТС обнародовал специальную программу экспортного продвижения продукции датской культуры и шоу-бизнеса.
Центральным органом, на который в Швеции законодательно возложена задача поддержки отечественных экспортеров, является Экспортный совет Швеции (ЭСШ). ЭСШ создан в 1979 г. на договорной основе между государством и бизнесом и находится в их совместном ведении (50%/50%). Интересы государства в ЭСШ представляет МИД, деловых кругов - Всешведская ассоциация экспортеров. Общая численность сотрудников Совета - 410 человек, из них 270 -загранаппарат.
Структурно ЭСШ состоит из 5 офисов в Швеции (центрального и четырех региональных) и 50 зарубежных представительств в 45 странах, причем в трех случаях загранпредставительства функционируют в виде акционерных обществ. Фактически же деятельность Совета осуществляется более чем в 100 государствах, поскольку в части, касающейся выполнения ЭСШ его функциональных задач за рубежом, ему в оперативном плане подчиняются все шведские дипломатические миссии и консульские учреждения, включая страны, где у ЭСШ нет своих представительств. Источники финансирования ЭСШ складываются из бюджетных ассигнований (50%), членских взносов шведских компаний (5%), доходов от консалтинговой деятельности загранпредстави-тельств (45%). Членами Совета в начале
текущего десятилетия являлись свыше 6 тысяч шведских компаний, а размеры членских взносов определялись в зависимости от числа работников. Основные направления деятельности ЭСШ - предоставление экспортной информации, содействие развитию экспортного потенциала шведских компаний, консалтинг. Ежегодно в мероприятиях Совета по продвижению отечественной продукции на внешние рынки участвуют около 4-5 тысяч шведских компаний, преимущественно малые и средние предприятия.
В Испании функции специализированной государственной структуры содействия экспорту выполняет Институт внешней торговли. Среди многих инициатив им реализуется программа "Экспортные консорциумы”, в рамках которой оказывается помощь национальным производителям в продвижении их продукции на внешние рынки.
Не менее, а по определенным направлениям господдержки даже более, чем в европейских странах, развиты институты содействия экспорту в Японии, США и Канаде.
С 1958 г. в Японии функционирует Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО) как специализированный государственный институт поддержки экспорта и содействия инвестициям. В 1998 г. ДЖЕТРО объединилась с Институтом развивающихся экономик, а в конце 2003 г. состоялась крупная реорганизация ДЖЕТРО, направленная на повышение эффективности экспортных услуг. Штат сотрудников включает около 1600 человек, в том числе 760 специалистов, работающих за границей. В своей деятельности ДЖЕТРО опирается на 36 отделений в Японии и 77 отделений за рубежом.
В США функции поддержки экспорта выполняет Администрация международной торговли в составе Министерства торговли (это один из редких случаев, когда функция поддержки экспорта реализуется внутри министерской структуры). В состав Администрации входят Координационный комитет содействия торговле (согласующий усилия около 20 гос-
структур в сфере продвижения экспорта), а также три департамента, осуществляющих поддержку национальных экспортеров: департамент американской и иностранной коммерческой службы, департамент по доступу на рынок и департамент развития торговли.
Департамент американской и иностранной коммерческой службы, созданный в 1980 г., имеет в своем составе 107 центров содействия экспорту в США и более 1 50 зарубежных офисов. По имеющимся данным, вышеупомянутый департамент в 2003 г. участвовал в реализации экспортных сделок на сумму около 23 млрд долл. и предоставил почти 150 тысяч консультаций американским компаниям. Департамент развития торговли включает 5 отраслевых управлений; службу содействия экспорту, куда входит центр торговой информации; центр поддержки участия в международных тендерах. Последний, как показала практика, весьма эффективен в расширении американского экспорта: в 2002/03 фин.г. с его помощью компании США выиграли 76 зарубежных тендеров, что привело к заключению контрактов на сумму 18,6 млрд долл. с экспортной составляющей 8,7 млрд.долл. В целом бюджет Администрации международной торговли на поддержку экспорта составил 320 млн долл. в 2002/03 ф.г. по сравнению с 235 млн долл. в 1995/96 ф.г.
Специализированным государственным институтом в области стимулирования экспорта в Канаде выступает Корпорация по развитию экспорта, оказывающая весь комплекс услуг для отечественных экспортеров, преимущественно финансовых, но также информационноконсультационных и др. корпорация имеет 9 региональных представительств и 4 представительства за рубежом. В более широком плане канадская система поддержки экспорта включает профильные подразделения Министерства иностранных дел и международной торговли (МИ-ДиМТ) страны, особенно отдел по развитию торговли; Центры международной торговли во всех 10 провинциях Канады (созданы МИДиМТ совместно с Министер-
ством промышленности); свыше 500 сотрудников, имеющих дипломатический статус и работающих в 128 торговых представительствах Канады за рубежом; экспортоориентированную компьютерную сеть МИДиМТ ^!ЫЕХ и, прежде всего, Международный информационный центр деловых возможностей.
Организационные механизмы государственной поддержки экспорта в странах с переходной экономикой во многом копируют опыт развитых государств и в ряде случаев весьма успешно.
Функционирующее в Чехии с 1997 г. Агентство поддержки торговли (ЧЕХТРЕЙД) было признано одной из лучших государственных служб в европейских странах. ЧЕХТРЕЙД подчиняется Министерству промышленности и торговли, имеет 14 региональных (совместно с ТПП) и 30 зарубежных представительств в 26 странах. В составе ЧЕХТРЕЙД три управления - маркетинга (продвижения продукции), консалтинга, финансово-проектное. Предоставляется широкий спектр информационно-консультационных услуг, услуг по поиску деловых партнеров, маркетингу и налаживанию коммерческих контактов; разработана специальная программа частичного покрытия рисковых расходов по освоению внешних рынков. Для обмена опытом под эгидой ЧЕХТРЕЙД учрежден Экспортный клуб. Общее число платных обращений чешских компаний в ЧЕХТРЕЙД достигло в 2003 г. 4354, число запросов инофирм, поступивших от зарубежных представительств, - 918. Бюджет ЧЕХТРЕЙД в 2003 г. составил 6,7 млн долл., в том числе за счет госдотаций -5,55 млн долл. Суммарные расходы на организационную поддержку экспорта, включающие бюджет ЧЕХТРЕЙД, ассигнования на содержание коммерческого и экономического аппарата посольств, финансирование участия чешских компаний в выставках и ярмарках, превысили в 2003 г. 23 млн долл.
В Венгрии в 1993 г. создано Агентство по инвестициям и развитию торговли (АИРТ); в 1997 г. оно было реорганизовано, а в его деятельности усилены аспекты поддержки экспорта. АИРТ
подчиняется Министерству экономики и транспорта и Министерству иностранных дел, имеет 16 региональных бюро, 37 зарубежных бюро и 9 представительств в 32 странах. Перечень услуг и видов деятельности АИРТ включает следующие:
0 консультации по проведению внешнеторговых операций;
0 использование возможностей региональной сети для содействия торговле;
0 распространение печатных изданий, экономической литературы;
0 маркетинговые программы по изучению экспортных рынков;
0 информационная служба по вопросам Европейского Союза;
0 консультации по инвестиционным вопросам;
0 организация выставок и ярмарок;
0 секретариат по регулярному тестированию и маркированию качества товаров венгерского производства;
0 деятельность Бизнес-Клуба;
0 содействие в поиске торговых партнеров;
0 организация и проведение различных деловых мероприятий;
0 консультации о деятельности венгерских банков по развитию экспорта "МЕН1В” и "ЕХ1МВА1\1К”;
0 распространение торговых новостей;
0 публикация информационных писем по актуальным торгово-экономическим вопросам;
0 предоставление возможности размещения коммерческих объявлений венгерских заказчиков на льготной основе в иностранных изданиях;
0 поддержание Интернет-портала.
В Польше в 2003 г. учреждено Агентство информации и содействия иностранным инвестициям (АИСИИ) путем слияния ранее существовавших Польско-
го агентства иностранных инвестиций и Польского информационного агентства. Подчиняется АИСИИ Госказначейству и Министерству иностранных дел, имеет четыре основных департамента: обслуживания инвесторов, сотрудничества с регионами, информационной поддержки, продвижения экономических интересов (собственно поддержка экспорта).
Как мы убедились, число специализированных государственных организаций содействия торговле в мире постоянно растет, усложняются их функции и увеличиваются масштабы деятельности, приобретающей глобальный характер. Эффективная национальная система поддержки экспорта способствует укреплению конкурентоспособности и позиций отечественной продукции на внешних рынках, расширению круга участников ВЭД и за счет этого - росту и диверсификации экспорта.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день Россия единственная из промышленно развитых стран не имеет эффективных институтов и механизмов содействия экспорту. Принятая в феврале 1996 г. Федеральная программа развития экспорта не была обеспечена необходимым финансированием, а потому созданные структуры финансовой поддержки экспортеров - Ро-сэксимбанк и Росэксимгарант на долгие годы оказались недееспособными. С 1998 г. бюджетные средства на стимулирование экспорта практически не выделялись за исключением ограниченного финансирования выставочно-ярмарочных мероприятий. После реорганизации органов го-суправления в мае 2000 г. был упразднен департамент поддержки промышленного экспорта бывшего МВЭС и вплоть до 2002 г. эта важнейшая, как показывает мировой опыт, функция государственного управления фактически не имела организационной основы.
Вспомнили о поддержке экспорта лишь в середине 2002 г., когда в составе Минэкономразвития был образован соответствующий департамент, а в сентябре того же года состоялось специальное заседание Правительства по вопросам государственного содействия экспорту. В
конце 2003 г. была одобрена Концепция государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, и в бюджете 2004 г., впервые с 1997 г., появилась отдельная статья на стимулирование экспорта (речь идет о 500 млн долл. на госгарантии по экспортным кредитам, правда так и не использованных по техническим причинам).
Таким образом, наметились хотя бы контуры будущей системы содействия экспорту. Однако последняя радикальная реорганизация госаппарата вновь лишила поддержку экспорта институциональной базы, которая и раньше была весьма слабой. Задача содействия экспорту "потонула” в обилии функций еще более разросшегося Минэкономразвития, а соответствующий департамент влился в новый укрупненный департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела.
По нашему мнению, в современных условиях, учитывая масштабы и глубину проблем, стоящих перед Россией в экспортной сфере, целесообразно повысить административный и организационный статус функции содействия экспорту до уровня самостоятельного федерального агентства. Такой государственный институт, и именно в статусе федерального агентства, необходим по следующим причинам:
0 сегодня в России большинство видов экспортных услуг развиты недостаточно или вообще отсутствуют;
0 практически не оказывается помощь наиболее многочисленному слою заинтересованных клиентов - начинающим экспортерам, субъектам малого предпринимательства (рядовому российскому предпринимателю просто некуда обратиться за получением элементарных экспортных услуг, широкодоступных для его зарубежных конкурентов);
0 "пробуксовывают” уже действующие инициативы в области поддержки экспорта, в том числе финансового характера, из-за отсутствия профессионального и хорошо организованного аппарата, способного оперативно реализовывать принятые решения;
0 практически полностью отсутствуют координация и, следовательно, синергический эффект деятельности различных государственных структур (федеральных министерств и ведомств, региональных администраций), общественных организаций и союзов деловых кругов в области развития экспорта;
0 негосударственные структуры содействия предпринимательству (ТПП, РСПП и др.) ни в коем случае не могут заменить государство в деле поддержки экспорта, поскольку их услуги не носят универсального характера (с точки зрения ассортимента услуг и состава клиентов); как правило, не оказываются в значительных масштабах на безвозмездной или льготной основе; не ставят задачу реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики страны и, наконец, не позволяют в полной мере использовать инструментарий официальной дипломатии для содействия зарубежной экспансии национального бизнеса.
В предварительном порядке основные функции Федерального агентства развития внешней торговли (поддержки экспорта) могли бы выглядеть следующим образом:
0 организация информационной, аналитической и прогнозной работы в сфере экспортной деятельности;
0 организация банков данных внешнеторговой информации и ее распространение среди участников ВЭД;
0 создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой информации;
0 оказание информационно-консультационных услуг экспортерам;
0 содействие потенциальным экспортерам в поиске деловых партнеров;
0 содействие в организации выставок и ярмарок, торговых делегаций, коммерческих презентаций и иных про-моционных мероприятий за рубежом;
0 содействие в организации рекламных и маркетинговых кампаний за рубежом;
0 помощь в ведении деловых переговоров и заключении контрактов;
0 сертификация экспортных проектов для получения государственной финансовой поддержки;
0 помощь в преодолении административных и иных торговых барьеров, содействие в разрешении торговых конфликтов на внешних рынках;
0 помощь в подготовке тендерной документации и лоббирование интересов российских участников в ходе проведения официальных тендеров за рубежом;
0 методическое обеспечение и координация работы других органов федеральной исполнительной власти в области поддержки экспорта;
0 методическое обеспечение и координация работы органов власти субъектов РФ в области поддержки экспорта;
0 организация обмена опытом экспортной деятельности;
0 содействие работе отраслевых объединений производителей и экспортеров, планирование и осуществление совместных мероприятий с организациями деловых кругов;
0 подготовка и вынесение на рассмотрение Правительства РФ предложений по развитию экспортной деятельности;
0 организация пропагандистских и просветительских кампаний в поддержку экспортной деятельности;
0 организация поощрения лучших экспортеров;
0 публикация специализированных рекламно-информационных изданий по вопросам экспортной деятельности;
0 участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами.
Важной задачей Агентства могла бы стать ежегодная разработка Национальной экспортной стратегии (как, на-
пример, в США) для ее обсуждения и утверждения российским правительством. Напомним, что в законе 1995 г. о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в РФ содержалось положение о ежегодной разработке Программы развития внешнеторговой деятельности, включавшей специальный раздел "Меры стимулирования промышленного экспорта”. Такие программы разрабатывались до 1998 г., но потом о них просто забыли.
Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) с учетом исключительной важности решаемых им задач целесообразно позиционировать как независимое и подчиненное непосредственно Председателю Правительства РФ. Высокий статус Агентства позволит лучше координировать усилия госструктур в этой области и более успешно противостоять лоббированию узкогрупповых интересов.
При создании Агентства следует исходить из того, что бюджетное финансирование его деятельности должно постепенно снижаться за счет увеличения числа клиентов и роста потребления ими возмездных экспортных услуг. Необходимо предусмотреть льготные условия оказания услуг субъектам малого предпринимательства.
Для успешного функционирования Агентства требуется наличие развитой региональной и зарубежной сети представительств (корреспондентов) - собственных или сотрудничающих на контрактной основе. В частности, на первых порах Агентство может заключить соглашения о сотрудничестве с аппаратом уполномоченных МЭРТ в федеральных округах и российскими торгпредствами за рубежом.
Эффективной работе Агентства будет способствовать широкое привлечение к его деятельности возвращающихся из-за рубежа сотрудников торгпредств, а также кадровых внешторговцев пенсионного возраста на контрактной основе.
С учетом современных возросших требований к качеству работы госструктур несомненным плюсом предлагаемого
Агентства служит то, что результаты его функционирования могут быть легко оценены, исходя из следующих критериев:
р общее число клиентов;
р число клиентов, которые при содействии Агентства начали или увеличили экспорт;
р общие объемы экспорта клиентов;
р общая выручка за услуги Агентства;
р процент самофинансирования (отношение выручки за услуги к госдотациям);
р число посещений сайта в Интернете;
р процент положительных отзывов после посещения сайта;
р уровень возврата предлагаемых вопросников о работе Агентства;
р уровень повторных продаж услуг Агентства;
р другие критерии, принятые для оценки деятельности аналогичных структур за рубежом (включая сертификацию предоставляемых услуг на основе стандарта ИСО 9001: 2000 - система управления качеством госуслуг).
Можно предположить, что в зависимости от хода административной реформы, тенденций внутриэкономического и внешнеэкономического развития страны организационное оформление и усиление функции господдержки экспорта пойдет иным путем, и будет создано не Агентство (более предпочтительное решение, на наш взгляд) (см. схему 2), а иная структура, или восстановлен соответствующий департамент (департаменты) министерс-
кого уровня. Однако в любом случае очевидно, что в условиях дальнейшего углубления интеграции России в систему мирового хозяйства, предстоящего присоединения страны к ВТО, сопровождающихся повышением внешней открытости национальной экономики, задачи ускорения и улучшения качества хозяйственного роста могут быть решены только путем проведения активной государственной политики в сфере поддержки экспорта. В отсутствие такой политики Россия не сможет в полной мере воспользоваться преимуществами интеграции в мировое хозяйство, в том числе членства в ВТО, и, наоборот, будет нести ощутимые потери как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Литература
1. Trade Promotion Coordinating Committee. The National Export Strategy / / Report to the United States Congress. -Washington D.C., 1998-2003.
2. UK 2002: The Official Yearbook of the United Kingdom of Great Britain and Vorthern Ireland // International Trade and Investment / Government services. -London: The Stationery Office, 2002.
3. The Danish Trade Council, 2001-2002.
4. Bundesagentur fur Aussenwirt-schaft, October 2003.
5. Спартак А. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. - М.: МАКС-Пресс, 2004.
6. Политика Нидерландов по поддержке национального экспорта // БИКИ, №70, 24.06.04.
Схема 2
Предлагаемая структура Федерального агентства развития внешней торговли
(поддержки экспорта) РФ
Управление Управление
специальных программ координации
(просветительских, (включая участие
конференции, поощрение <«- Руководитель -► в МПК и
экспортеров и др.) планировании
официальных
визитов)
Аналитическое управление (включая сертификацию проектов для целей финансовой поддержки)
Управление Управление
внешнеторговой информацион-
информации но-консульта-
(формирование ционного
банков данных, содействия
поддержание (предоставле-
сайта и т.д.) ние
стандартного
пакета услуг,
выполнение
специальных
запросов)
Управление содействия коммерческим контактам (содействие в поиске деловых партнеров через специальные поисковые системы и торгпредства)
Управле-
ние
выставок
и
ярмарок
Заместитель (продвижение экспорта)
1 г
Управление
промоционных Управление
программ торгово-
(торговые политичес-
делегации, кой и
коммерческие дипломати-
презентации, ческой
рекламное и поддержки
маркетинговое
содействие, др.)
Региональные отделения и зарубежная корреспондентская сеть