тивности региональной экономической деятельности. Это касается также оценки успешности модернизационной политики. Если основные социально-экономические показатели деятельности региона характеризуют устойчивое улучшение, то можно говорить об эффективности модернизации. Конкретная количественная оценка степени эффективности модернизационной политики и факторов, влияющих на этот показатель с определенными весами, является отдельно разрабатываемой нами научной проблемой. При этом оперирование при вычислении неопределенными факторами позволяет оценить не только наиболее вероятные проявления параметра в будущем, но и не отбрасывать из рассмотрения наименее вероятные его значения.
Литература
1. Бахтизин А.Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика, 2008. 279 с.
2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Вычислимая модель «Россия: Центр - Федеральные округа»: препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 2003. 76 с.
3. Макаров В.Л. Вычислимая модель Российской экономики (RUSEC): препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. 76 с.
4. Максимов К.М. Анализ экономической безопасности региона с использованием имитационного моделирования: дис. ... канд. экон. наук. М.: Государственный университет управлении, 2002. 139 с.
5. Никитин В.В., Назаров А.А. Безопасность региональных социально-экономических систем и её оценка средствами имитационного моделирования // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 395-400.
НАЗАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - магистрант факультета дизайна и компьютерных технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары, ([email protected]).
NAZAROV ALEXANDER ALEXEEVICH - master’s program student of Design and Computer Technology Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ. См. с. 354.
УДК 005.21:330.22
О.К. ОЛЬНЕВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ
В НОВШЕСТВА
Ключевые слова: система стратегического управления, инновационный процесс, технологические и ресурсные составляющие, механизм рационализации.
Излагаются теоретические положения формирования и применения организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия элементов системы стратегического управления инвестированием в создание новшеств.
O.K. OLNEV
THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INVESTMENT IN INNOVATIONS
Key words: system of strategic management, innovative process, technological and resource components, the rationalization mechanism.
Theoretical positions of formation and application of the organizational-economic mechanism of rationalization of interaction of elements of system of strategic management by investment in creation of innovations are stated.
Избрание стратегического вида управленческих воздействий на поддержание и повышение экономических, научно-технических, технологических результатов с целью достижения их планируемых значений в средне-, долгосрочном периодах связано с длительными периодами инновационного процесса, его отдельных проектов, подготовительная, процессная и эксплуатационная стадии инвестирования которых в совокупности в выделенных для
них интервалах времени создания, внедрения и использования новшества обладают высоким уровнем риска не достичь планово-расчетных значений экономического и научно-технического результатов, не окупить части или всего объема инвестиций, не получить ожидаемой прибыли.
Однако высокий уровень риска инвестиционных вложений в проекты по созданию технологических, организационных, информационных и маркетинговых новшеств в рамках функционирующей системы стратегического управления неизбежен в той части инвестирования создания новшеств, которая определяется интеллектуальным потенциалом непосредственных участников фундаментальных исследований, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
При этом система стратегического управления и ее организационно-экономический механизм должны в своей целевой ориентации на достижение планируемого экономического и научно-технического (инновационного) результата устранять, нейтрализовывать и нивелировать негативные факторы внешнего и внутреннего влияния на инновационный процесс предприятия, экономического вида деятельности производственной, социальной сферы.
В качестве внешних факторов влияния на достижение планируемых результатов инновационного инвестирования выступают появление на внешних и внутренних рынках новых технологий производства, образцов техники, методов и способов организации производства, его информатизации, расширение инновационных конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования отрасли, конкурирующих научно-исследовательских организаций.
Внутренними факторами влияния на результативность инновационного процесса, инвестирования проектов по созданию, внедрению и использованию новшеств в производстве продукции, оказании услуг выступают:
- использование в инновационной деятельности изношенной и морально устаревшей техники;
- отсутствие должного обоснования об экономической и финансовой целесообразности избираемого варианта инновационного проекта для инвестирования и достижения его экономических, научно-технических и иных результатов в средне-, долгосрочном периодах времени;
- нерациональное распределение финансовых средств по стадиям создания технологических, организационных и информационных новшеств;
- несоответствие избранных технологий и методов по созданию прикладных научных и опытно-конструкторских, технологических разработок, осуществляемых направлений фундаментальных исследований по достижению качественных параметров их теоретических потенциалов;
- вмешательство разноуровневых органов управления научно-инновационной деятельностью в процесс распределения инвестиций по этапам создания, внедрения и использования новшеств, корректировки или изменения тематической направленности научных исследований и разработок.
В практике инновационной деятельности субъектов хозяйствования, отраслевых составляющих производственной и социальной сфер управленческие воздействия на процесс инвестирования инновационных проектов нередко носят несистемный, конъюнктурный характер для оперативного управления, для обеспечения планируемых текущих экономических, научно-технических результатов, противоречащих стратегической цели в долгосрочном периоде достижению ее количественных и качественных параметров. Примером такого конъюнктурного подхода к инвестированию инновационных проектов на предприятиях и отраслевых составляющих производственных и социальных комплексов является стремление менеджмента инновационного субъекта хозяйствования к увеличению объемов инвестиций в создаваемый инновационный проект без учета реальных воз-
можностей достичь поставленных перед исследованием экономических результатов инвестирования.
В этой связи необходимо отметить, что система стратегического управления взаимодействием своих технологических и ресурсных элементов должна обеспечивать достижение планово-расчетных экономических и научно-технических результатов в условиях существенных изменений состояний внешней и внутренней сред.
Однако функциональное назначение системы стратегического управления должно быть связано с решением организационных и научно-инновационных проблем внутреннего характера. Для осуществления такой возможности с устранением возникающих внутренних негативных факторов влияния на результаты инвестирования в инновационных проект и инновационную деятельность в целом, как нам представляется, целесообразно сочетать воздействия стратегического, текущего и перспективного управления. При этом каждый из видов управления в своем функциональном назначении и целевой ориентации решает те возникающие проблемы инновационного проектирования, которые в комплексе и определяют возможность, а также наступающую реальность достижения планируемого экономического и иного результата инновационного проекта.
В то же время важно учитывать, что в процессе функционирования системы стратегического управления необходимо целенаправленно использовать те комплексные меры в составе ее технологических и ресурсных элементов, которые могли бы на принципе их системного и концентрированного объединения рационализировать взаимодействие элементов системы стратегического управления, их влияние на качественные и количественные характеристики стратегического цели.
В качестве такого интегрирующего инструмента по рационализации выполнения каждого из технологических элементов системы стратегического управления, их взаимодействию, влиянию на экономический и научно-технический результаты проектного инвестирования в разработку, внедрение и использование новшеств в производстве и в сфере услуг, на наш взгляд, может выступать организационно-экономический механизм системы стратегического управления инвестированием в новшества, инновационным процессом в планируемых периодах их развития.
Понятие «механизм» в системе стратегического управления формированием и выполнением инновационного проекта ряд авторов в экономической литературе представляют как комплекс организационно-экономических, финансовых и иных мер, предпринимаемых для обеспечения функционирования того или иного процесса социально-экономической системы, а также системы стратегического управления [3]. В данном определении понятия «механизм», на наш взгляд, раскрыты лишь те его элементы, которые характеризуют обеспечивающие развитие процесса, системы управления комплексные действия и меры, предпринимаемые менеджментом.
Однако раскрытие данного понятия в более точной и конкретизированной форме требует установления функционального назначения понятия «механизм» как для общего его применения в осуществляемых экономических процессах, функционирующих социально-экономических системах, в управленческих воздействиях на процессы достижения поставленной цели, так и для такого конкретного объекта применения понятия «механизм», каким является система стратегического управления формированием и выполнением инновационного проекта.
Функциональное назначение механизма стратегического управления инвестированием инновационного проекта состоит в организационно-экономическом и финансовом обеспечении процесса обоснования, выбора варианта или проек-
та в целом, выполнения и использования новшества в производстве продукции, в процессе оказания услуг.
Однако функциональное назначение механизма стратегического управления этапами цикла инвестирования средств в создание и использование новшеств технологического, информационного, организационного и маркетингового характера еще не отражает состава и направленности действия мер механизма в технологических элементах системы стратегического управления и этапах создания и практического применения или реализации новшеств, их научно-технических и иных результатов.
Поэтому устоявшиеся представления о механизме как инструменте практической реализации декларируемых положений в нормативно-правовом регламентировании или в составленном индикативном плане средне-, долгосрочного развития соответствующего процесса или в целом социально-экономической системы, как нам представляется, требуют расширения и конкретизации функциональных возможностей и целевой направленности механизма обеспечения осуществляемых экономических, инвестиционных, инновационных и иных процессов.
Так, в системе стратегического управления подготовкой, обоснованием экономической и научно-технической целесообразности выбора для финансирования инновационного проекта, осуществлением процессов инвестирования и практического использования (реализации) новшества каждая из технологических и ресурсных составляющих, со своими индивидуальными функциональными назначениями и целевыми ориентациями на достижение на каждом из этапов (стадии) инвестирования инновационного проекта должна наполняться тем комплексом мер, который обеспечивает влияние технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления на достижение экономического, научно-технического (инновационного) и иного результатов инвестирования в создаваемое технологическое, информационное, организационное новшество как на отдельных стадиях инвестирования, так и в целом в течение всего инвестиционного цикла [2].
Следует отметить, что целевая ориентация организационно-экономического механизма системы управления созданием и использованием новшества на достижение планируемого (максимально возможного) экономического, научно-технического результата, как нам представляется, включает осуществление не только конкретных действий и мер по обеспечению прямого и опосредованного влияния технологических и ресурсных элементов, но и предпринимаемых организационноэкономических, финансово-инвестиционных и иных мер вне элементного взаимодействия с целью повышения результативности всего цикла инвестирования в создаваемое и используемое новшество.
Участие организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления инвестированием отдельных инновационных проектов и в инновационной деятельности предприятия в целом, отраслевой составляющей производственной или социальной сферы состоит в том, что:
- для каждого элемента системы стратегического управления на основе его функционального назначения и потенциальных возможностей реально влиять на экономический и иной результат инвестирования в создаваемое новшество формируется свой состав мер, обеспечивающих максимально возможное влияние на экономический и финансовый результаты инвестирования в инновационный проект;
- взаимодействие технологических и ресурсных элементов системы в своей последовательности ранжированного влияния на результативность инвестирования средств в создаваемое новшество рационализируется за счет учета особенностей каждого из элементов и его потенциальных возможностей воздействовать на конечный результат полного цикла инвестирования в инновационный проект.
Литература
1. Будагов А.С. Формирование системы управления инновационно-инвестиционным развитием регионов: концептуальные и методические положения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 2010.
2. Кроливецкий Э.Н. Оценка результативности научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов: препринт. СПб.: Диалог, 2009.
3. Шлёнскова Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. СПб.: Диалог, 2010.
ОЛЬНЕВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ - директор, ОАО «Государственная страховая компания “Югория”» Санкт-Петербургский филиал, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
OLNEV OLEG KONSTANTINOVICH - director, St.-Petersburg Branch of Insurance Company «UGORIA», Russia, St. Petersburg.
УДК 330.101
С.П. САЛТАНОВА, В.В. СМИРНОВ ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ РЫНКА ТРУДА
Ключевые слова: адаптация, безработица, государственная служба занятости, рабочая сила, рынок труда, спрос, трудовые ресурсы, частные агентства занятости. Рассмотрены теоретические аспекты рынка труда, отражены основные положения теории занятости и безработицы, раскрыта сущность процесса организации государственной службы занятости.
S.P. SALTANOVA, V.V. СМИРНОВ KNOWLEDGE OF ESSENCE OF THE LABOUR MARKET Key words: adaptation, unemployment, employment public service, labour, labour market, demand, manpower, private agencies of employment.
Theoretical aspects of a labour market are considered, substantive provisions of the theory of employment and unemployment are reflected, the essence of process of the organization of public service of employment is opened.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловил возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Видоизменение социально-трудовых отношений способствовали росту социальных ожиданий общества относительно централизованного государственного регулирования рынка труда.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики стало управление занятостью, которое в органическом сочетании механизма саморегуляции и государственного регулирования создало условия для развития трудовых ресурсов и повышения экономической активности. При этом проявилась потребность во взаимодействии федеральных органов власти с региональными и муниципальными структурами, курирующими вопросы разработки и внедрения адекватной системы регулирования занятости населения.
Процесс познания сущности рынка труда несёт в себе принципиальную черту, выраженную в особенности его составляющих элементов, а именно людей, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.
В экономической литературе существуют понятия «рынок труда», «рынок рабочей силы» и «рынок трудовых ресурсов». Все эти понятия чаще всего употребляются как синонимы. В то же время рабочая сила представляет собой потенциальную способность к труду, а труд - функционирующую способность, функционирующую рабочую силу. Поэтому понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» имеют определённые отличия [2. С. 7].