Научная статья на тему 'Механизм реструктуризации регионального инвестиционно-строительного комплекса'

Механизм реструктуризации регионального инвестиционно-строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / RESTRUCTURING / REGIONAL INVESTMENTCONSTRUCTION COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомкалов Геннадий Владимирович, Каверзина Людмила Александровна

Выделены общие принципы осуществления реструктуризации. Представлен механизм реструктуризации регионального инвестиционно-строительного комплекса и его воздействие на отдельные подсистемы. Предложены три группы показателей: показатели, характеризующие готовность инвестиционно-строительного комплекса к реструктуризации; показатели, характеризующие процесс реструктуризации, и показатели, характеризующие результаты реструктуризации, которые в совокупности позволяют оценить необходимость, возможность и эффективность процесса реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of re-structuring of a regional investment building complex

General principles of restructuring are identified. A mechanism for restructuring the regional investment-construction complex and its impact on particular subsystems are described. Three groups of parameters are proposed: parameters describing readiness of the investment-construction complex for restructuring; parameters characterizing the process of restructuring, and parameters describing the results of restructuring; together they allow to evaluate the necessity, feasibility, and efficiency of restructuring.

Текст научной работы на тему «Механизм реструктуризации регионального инвестиционно-строительного комплекса»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- подсчитываются кумулятивные затраты на образование, осуществленные в течение того или иного длительного периода времени;

- производится оценка реальной производственной ценности того или иного запаса знаний, навыков, умений, опыта, которыми обладает работник (индивид) в определенный отрезок времени.

В первом случае оценивается стоимость образовательных услуг, полученных в течение длительного периода времени. За период от начального момента получения образования и до моментов подсчета последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также возрастает стоимость обучения. С учетом соответствующих коррективов — возрастного оборота рабочей силы, смертности населения — можно построить ряды показателей фонда образования, с помощью которых можно определить кумулятивную сумму всех прошлых фактических затрат за вычетом средств, израсходованных на обучение лиц, уже выбывших к моменту исчисления из состава рабочей силы и населения.

По мнению авторов, для повышения реальной значимости здравоохранения в формировании человеческого капитала работодателям необходимо учитывать в заработной плате работников затраты на добровольное медицинское страхование.

Рассмотренные выше проблемы позволяют сделать следующие обобщения:

- формирование совокупного человеческого капитала региона представляет собой общий процесс воспроизводства со-

вокупного человеческого капитала (включая его составляющую — здоровье) на уровне самого индивида и его семьи;

- совокупный человеческий капитал наряду с материальным накоплением является источником динамизма и экономического роста страны;

- одними из основных компонентов совокупного человеческого капитала выступают образование, вклад которого в экономический рост проявляется через передачу существующих знаний следующим поколениям работников; здравоохранение как фактор, обеспечивающий реализацию трудовых способностей индивида;

- для измерения валовых запасов совокупного человеческого капитала нации наиболее приемлем принцип капитализации будущих доходов с учетом затрат на здравоохранение, основанный на положении о предпочтении благ во времени. Причем в основе расчета должен лежать метод дисконтирования.

Примечания

1 Thurow L. Investment in human capital. Beltmont, 1970. P. 46.

2 Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство / В.Б. Супян, А.Р. Данилов, В.Б. Беневоленский и др. М., 1993. С. 3.

3 Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991. С. 25, 49.

4 Thurow L. Op. cit. P. 16.

5 Fisher I. Senses of capital // Economic journal. 1987. Junе. С. 199-213.

6 Becker G.S. Investment in human capital: A theoretical and empirical analysis. N.Y., 1964. P. 160.

Г.В. ХОМКАЛОВ

проректор по учебной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

МЕХАНИЗМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

С целью организации эффективного процесса реструктуризации регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) необходимо разработать методические положения не только кадрового и информа-

ционного обеспечения реструктуризации, но и формирования организационного, экономического, социально-психологического и нормативно-правового механизмов реструктуризации регионального ИСК.

© Г.В. Хомкалов, ЛА. Каверзина, 2008

Основой для проведения реструктуризации ИСК является хорошее знание его организационного построения, понимание взаимозависимостей и взаимодействий между субъектами ИСК. Под организационным построением в данном случае следует понимать систему следующих элементов:

- структура управления и принципы ее построения;

- внутриорганизационные взаимосвязи и коммуникации, формализованность взаимоотношений;

- распределение властных полномочий и ответственности между субъектами.

Одной из задач исследования является определение классификационных признаков организационного построения регионального ИСК (с целью выявления и анализа факторов, влияющих на его реструктуризацию), выбор оптимального его построения.

Состав мероприятий, проводимых в рамках процесса реструктуризации, безусловно, зависит от особенностей каждого конкретного региона и процессов, происходящих в нем. В то же время на основе анализа российской и зарубежной практики преобразований были выделены следующие общие принципы осуществления реструктуризации:

- соответствие управленческого воздействия сложности проблемной ситуации;

- учет побочного эффекта от реструк-туризационных изменений;

- своевременность устранения неконтролируемых процессов;

- использование внутренней динамики и синергии проблемной ситуации;

- баланс между сохранением старого и изменениями;

- способствование автономии малых организационных единиц;

- увеличение потенциала опыта и знаний, самообучение и развитие в ходе реструктуризации.

На основе анализа существующих организационных теорий можно выделить четыре классификационных признака организационного построения:

- степень централизованности (централизованное и децентрализованное);

- стабильность (статическое и динамическое);

- характер движущей силы (адаптирующееся в соответствии с изменениями внешней среды и саморазвивающееся);

- основа организационного построения (персоно- и функционально-ориентированное).

Данная классификация позволяет определить тенденции фактического положения регионального ИСК как системы, подлежащие изменению функции, выявить и провести анализ факторов, влияющих на реструктуризацию ИСК с различными региональными особенностями, выработать принципы формирования проекта будущего организационно-управленческого построения и теоретические подходы к такому формированию.

С учетом вышесказанного на рисунке приведен механизм реструктуризации и показано его воздействие на подсистемы регионального ИСК. Данный механизм включает пять элементов, представленных следующей цепочкой: целевые функции ^ звенья механизма нормативная подсистема стратегическая подсистема ^ оперативная подсистема.

На основе выделенных признаков можно построить организационно-управленческий профиль, что позволит определить тенденции развития ИСК как системы, подлежащие изменению функции, особенности организационно-управленческого построения при реструктуризации ИСК, принципы формирования проекта будущего построения и развития ИСК и теоретические подходы к такому формированию.

Принципы проведения оценки процесса реструктуризации ИСК должны обеспечивать ее объективность, практичность и способность решения поставленных задач. На основе анализа работ в области оценки эффективности процессов и специфики реструктуризации различного рода систем сформулированы следующие общие принципы:

- учет всего комплекса целей реструктуризации;

- приоритетность решаемых задач и последовательность в ходе процесса реструктуризации;

- комплексность и полнота информации;

- соответствие процесса реструктуризации динамике изменений;

- принцип вероятности;

- быстрота проведения;

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

МЕХАНИЗМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСК

| Целевые функции |

I

I____________J

Звенья I механизма I

I____________J

Подготовка и обеспечение изменений

Управленческие воздействия на систему регионального ИСК

Закрепление результатов изменений

I

I

Социально-демографическая сфера

I

I

Л

Административно-управленческая сфера

I

I

Финансово-экономическая сфера

I I

Л

Нормативно-правовая сфера

±

I

Нормативная подсистема

Стратегическая | подсистема

Оперативная |

I

подсистема

Принципы взаимоотношений между субъектами ИСК

I Ь.

А_

Администрация региона

I

Принципы распределения ответственности между субъектами ИСК

Организационные структуры и подсистемы управления (субъекты ИСК)_

т

Региональные стратегические программы

а

Методы решения проблем

Организационные процессы

Решения

I I

Политика руководства

Структуры

Действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поведение

ПОДСИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСК

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСК

Взаимосвязи внутри подсистем Воздействие в ходе реструктуризации

Механизм реструктуризации и его воздействие на подсистемы регионального ИСК

- прозрачность и открытость информации;

- оценка существующего состояния с учетом будущих перспектив.

Для объективной оценки процесса реструктуризации любой системы необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей. При ее определении показатели целесообразно предварительно классифицировать. С учетом специфики процесса реструктуризации ИСК, принципов его оценки, а также на основе анализа научных работ в области оценки процессов и их эффективности были предложены следующие три группы показателей:

1. Показатели, характеризующие готовность ИСК к реструктуризации (отражающие совместимость целей реструктуризации с текущими целями и стратегией развития ИСК, его кадровым и научно-техническим потенциалом, готовность администрации региона и субъектов ИСК к изменениям и т.д.).

2. Показатели, характеризующие процесс реструктуризации (финансовые затраты на реструктуризацию, необходимые внешние и внутренние ресурсы для осуществления преобразований, временнь1е характеристики процесса, глубина (уровень) реструктуризации и т.д.).

3. Показатели, характеризующие результаты реструктуризации (оценивающие степень достижения целей реструктуризации, определяющие производственно-хозяйственную, организационную, финансовую, социальную и другие стороны деятельности субъектов ИСК после преобразований и функционирование ИСК в целом, а также эффективность реструктуризации — чистый дисконтированный совокупный доход ИСК и индекс доходности).

Говоря о методических основах проведения реструктуризации на уровне ИСК, необходимо установить, что следует понимать под организационным механизмом реструктуризации регионального ИСК, определить его сущность и очередность процессов, происходящих при реструктуризации регионального ИСК. Нужно сказать, что в рамках организационного механизма реструктуризации осуществляется изменение организационного построения регионального ИСК, кроме того, решаются вопросы:

- достижения соответствия структуры управления сферой ИСК стратегии развития регионального ИСК;

- улучшения взаимодействия субъектов ИСК с внешней средой;

- повышения гибкости и управляемости субъектов ИСК;

- создания благоприятных организационных условий для развития региона и достижения планируемых целей.

Организационный механизм реструктуризации воздействует на такие элементы структуры ИСК, как принципы организационного построения, организационные структуры субъектов и подсистемы управления, организационные процессы. Методические положения организационного механизма реструктуризации и последовательность осуществления изменений при функционировании данного механизма были разработаны на основе анализа теорий об организационных структурах и динамике изменений в ИСК, а также классического и системного подходов к построению разного уровня структур управления.

Механизм реструктуризации регионального ИСК включает в себя систему экономических преобразований в экономике региона в целом и ИСК в частности. Это постановка целей и выбор направлений развития, осуществление (реализация) стратегии, воздействия на субъекты ИСК, анализ и контроль реализованных мероприятий. Следует отметить, что в рамках механизма реструктуризации изменяются два важных элемента стратегической подсистемы регионального ИСК — стратегические программы и методы решения проблем. Механизм реструктуризации любой системы (в том числе и системы управления регионального ИСК) содержит множество подсистем экономических инструментов, например таких, как:

- целеполагание и планирование;

- стратегическое управление;

- финансовое обеспечение, распределение ресурсов ИСК;

- экономическое взаимодействие субъектов ИСК и т.д.

В свою очередь, последовательность осуществления преобразований в рамках механизма реструктуризации должна включать в себя такие этапы, как:

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- комплексный анализ функционирования регионального ИСК;

- стратегический анализ региональных рынков, а также определение направлений развития ИСК;

- разработка плана распределения ответственности и ресурсов между субъектами регионального ИСК;

- разработка плана мероприятий по совершенствованию взаимодействий между субъектами регионального ИСК;

- внедрение и последующий контроль мероприятий.

Говоря о реструктуризации регионального ИСК, необходимо сказать несколько слов об управлении персоналом, поскольку именно конкретные люди будут заниматься реструктуризацией и реорганизацией ИСК. На основе анализа состояния сферы управления персоналом был сделан вывод о том, что кадровое обеспечение процесса реструктуризации любой структуры следует развивать в трех направлениях:

- системное (заключается в создании концепции работы с кадрами в каждом субъекте ИСК, разработке кадровой политики и т.д.);

- структурное (включает развитие кадровых служб субъектов ИСК);

- функциональное (предполагает создание подсистемы повышения квалификации персонала в рамках системы управления каждым субъектом в отдельности и ИСК в целом).

Исходя из анализа практики проведения реструктуризации в разного рода структурах нами сделан вывод, что успешность процесса реструктуризации во многом тесно связана с выполнением следующих условий:

- ясное видение всеми участниками целей и задач реструктуризации;

- реальная заинтересованность каждого участника в конечных результатах;

- сопричастность субъектов к результатам деятельности ИСК в целом, а также наличие у каждого субъекта стратегического ориентира работать эффективнее.

В конечном итоге результаты реструктуризации даже такой крупной системы, как региональный ИСК, зависят от степени подготовленности персонала на всех уровнях управления.

Другой важной задачей, решаемой в ходе разработки механизма реструктуризации, является распределение ресурсов внутри регионального ИСК. Решить все указанные выше задачи позволит реализация разработанного механизма реструктуризации ИСК.

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Сегодня в России важнейшей задачей является сохранение стабильных темпов роста экономики при изменении как внешних, так и внутренних условий функционирования субъектов хозяйствования. Разработка методологических основ оптимизации функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) требует прежде всего нахождения единого методологического подхода к данному вопросу, в связи с чем необходимо определить место и роль инвестиционно-строительной сферы в экономике страны. Следует отметить, что инвестиционно-строительный сектор функ-

ционирует в определенных экономических условиях, которые могут способствовать развитию инвестиционно-строительной деятельности, но могут его и сдерживать.

Основные факторы, влияющие на деятельность инвестиционно-строительного комплекса, представлены на рис. 1.

Под региональным ИСК следует понимать связанную едиными организационно-экономическими взаимоотношениями совокупность отраслей, производств и организаций (включая органы территориально-отраслевого управления), создающих материально-вещественную базу народного хозяйства

© ЛА. Каверзина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.