УДК 332.83 А.О. БЕРЕЗИН
ББК 65.31 кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского
государственного инженерно-экономического университета
e-mail: [email protected]
Е.П. КИЯТКИНА
кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного архитектурно-строительного университета
e-mail: [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
Охарактеризованы общие подходы к реструктуризации жилищной сферы региона; предложен механизм реструктуризации региональной жилищной сферы, а также схематично показано его воздействие на подсистемы жилищной сферы. Приведена система показателей, характеризующих готовность жилищной сферы к реструктуризации и процесс реструктуризации. Кроме этого, отдельно рассмотрены некоторые принципы и условия проведения реструктуризации жилищной сферы на региональном уровне.
Ключевые слова: жилищная сфера, реструктуризация, региональная жилищная политика, экономика жилищной сферы.
A.O. BEREZIN
PhD in Economics, Associate Professor, Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics
e-mail: [email protected]
E.P. KIATKINA
PhD in Economics, Associate Professor, Samara State University of Architecture and Civil Engineering
e-mail: [email protected]
PROVISION AND METHODICAL ASPECTS OF REGION’S HOUSING SECTOR RESTRUCTURING
The article presents common approaches to restructuring of the region's housing sector; it suggests a restructuring mechanism of the regional housing sector and shows schematically its impact on the housing subsystems. The authors present a system of the indicators that characterize the preparedness of a housing sector to be restructured and restructuring process. In addition, some principles and conditions of the housing sector restructuring at the regional level are studied.
Keywords: housing, restructuring, regional housing policy, economy of housing sector.
С целью организации процесса реструктуризации жилищной сферы региона и обеспечения его эффективности должны быть разработаны методические положения
о кадровом и информационном обеспечении реструктуризации, а также методические положения, касающиеся организационного, экономического, социально-психологическо-
го и нормативно-правового механизмов реструктуризации жилищной сферы региона.
Основой для проведения реструктуризации жилищной сферы региона является хорошее знание ее организационного построения, понимание внутренних взаимозависимостей и взаимодействий между субъектами инвестиционно-строительного комплекса. Под орга-
низационным построением в данном случае понимается система таких элементов, как:
- структура управления жилищной сферой, принципы ее построения;
- внутриорганизационные взаимосвязи и каналы коммуникации, формализованность взаимоотношений;
- властные полномочия субъектов жилищной сферы и распределение между ними ответственности.
Одна из задач исследования — определить классификационные признаки организационного построения жилищной сферы региона (с целью выявления и анализа факторов, влияющих на реструктуризацию), выбрать оптимальное построение жилищной сферы региона.
Состав мероприятий, проводимых в рамках процесса реструктуризации, зависит от особенностей каждого конкретного региона и процессов, происходящих в нем. В то же время на основе анализа российской и зарубежной практики преобразований были
выделены следующие общие принципы осуществления реструктуризации:
- соответствие управленческого воздействия сложности проблемной ситуации;
- учет побочного эффекта от реструкту-ризационных изменений;
- своевременность устранения неконтролируемых процессов;
- использование внутренней динамики и синергии проблемной ситуации;
- поддержание баланса между сохранением старого и изменениями;
- способствование автономии малых организационных единиц;
- увеличение потенциала опыта и знаний, самообучение и развитие субъектов системы в ходе реструктуризации.
На основе анализа существующих организационных теорий можно выделить четыре классификационных признака организационного построения:
- степень централизованности (централизованное и децентрализованное);
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ
• Взаимосвязи внутри подсистем
• Воздействия в ходе реструктуризации
Механизм реструктуризации жилищной сферы региона и воздействие данного механизма на ее подсистемы
- стабильность (статическое и динамическое);
- характер движущей силы (адаптирующееся в соответствии с изменениями внешней среды и саморазвивающееся);
- основа организационного построения (персоно- и функционально ориентированное).
Данная классификация позволяет определить фактическое положение региональной жилищной сферы как подлежащее изменению, выявить и провести анализ факторов, влияющих на реструктуризацию жилищной сферы региона, с учетом различных региональных особенностей, выработать принципы и теоретические подходы к формированию проекта будущего организационно-управленческого построения.
С учетом вышесказанного на рисунке приведен механизм реструктуризации жилищной сферы региона и показано воздействие данного механизма на ее подсистемы. На этой схеме представлена следующая цепочка: целевые функции ^ звенья механизма ^ нормативная подсистема ^ стратегическая подсистема ^ оперативная подсистема.
Анализируя параметры жилищной сферы с учетом выделенных признаков, можно построить организационно-управленческий профиль, что позволит определить тенденции развития жилищного строительства как системы, функция которой подлежит изменению, а также особенности организационно-управленческого построения при реструктуризации жилищной сферы, принципы и теоретические подходы к формированию проекта будущего построения и развитию региональной жилищной сферы.
Принципы проведения оценки процесса реструктуризации жилищной сферы должны обеспечивать ее объективность, практичность и способность к решению поставленных задач. На основе анализа работ в области оценки эффективности процессов и специфики реструктуризации различного рода систем сформулированы следующие общие принципы проведения оценки процесса реструктуризации:
- учет всего комплекса целей реструктуризации;
- приоритетность решаемых задач и последовательность процесса реструктуризации;
- комплексность и полнота информации;
- соответствие изменений динамике процесса реструктуризации;
- принцип вероятности;
- быстрота проведения реструктуризации;
- прозрачность информации и открытость процесса реструктуризации;
- оценка существующего состояния объекта реструктуризации с учетом будущих перспектив.
Для объективной оценки процесса реструктуризации любой системы необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей. При ее определении целесообразно предварительно классифицировать показатели.
С учетом специфики процесса реструктуризации жилищной сферы, принципов его оценки, а также на основе анализа научных работ в области оценки процессов и их эффективности были предложены следующие три группы показателей:
1. Показатели, характеризующие готовность жилищной сферы к реструктуризации. Такими показателями являются совместимость целей реструктуризации с текущими целями и стратегией развития жилищной сферы, ее кадровым и научно-техническим потенциалом, готовность администрации региона и субъектов жилищной сферы к изменениям, потребность во внешнем консультировании и т.д. Ряд показателей приведен ниже:
црестр
Цт
1р.р =
( ррестр
I=1
ынов + ыув
=
ытек
-РестР
I = -______
'НТП -тек '
Спх =£к, ■ В,'
1рестр
I = -----------------
фин Iтек
1т
где 1ц — коэффициент совместимости целей реструктуризации с текущими целями развития жилищной сферы (показатель определя-
ется экспертным путем и может изменяться от 0 до 1); Црестр, Ц^ек — показатели, характеризующие цели реструктуризации и стратегические цели жилищной сферы региона; 1р.р — показатель распределения ресурсов в ходе реструктуризации (может быть использован в качестве характеристики изменения стратегии жилищной сферы); к; — весовой коэффициент, присваиваемый субъекту жилищной сферы; Fрестр, F¡ек — затраты субъекта жилищной сферы до и после реструктуризации; 1кп — готовность кадрового потенциала жилищной сферы к реструктуризации; ^нов — количество новых или переведенных на новые должности с предварительным переобучением сотрудников; Ыув — количество уволенных сотрудников; Ытек — количество сотрудников до начала преобразований; 1НТП — показатель готовности системы к изменениям с точки зрения научно-технического потенциала (НТП); 5рестр, 5гек — количественное выражение оценки НТП до и после реструктуризации; 1СПХ — показатель соответствия социально-психологических характеристик (СПХ) субъекта жилищной сферы изменениям; В; — значение оценки СПХ, определяемое с помощью опросных листов, данных, полученных от консультантов, анализа и т.п.; фин — показатель потребности субъектов жилищной сферы в дополнительных ресурсах; 1рестр, 1тек — потребность субъектов жилищной сферы в ресурсах в ходе реструктуризационных изменений и текущие затраты.
Помимо этого могут быть также использованы показатели, характеризующие готовность различных подсистем жилищной сферы к реструктуризации.
2. Показатели, характеризующие процесс реструктуризации. Эти показатели характеризуют непосредственно сам процесс реструктуризации. Такими показателями, к примеру, могут являться: финансовые затраты на реструктуризацию, необходимые для осуществления преобразований внешние и внутренние ресурсы, временные характеристики процесса, глубина (уровень) реструктуризации и т.д. Ряд показателей приведен ниже:
П
Р = ^ рфин
Рфин Р ,
I
рестр
црестр
Ктек
где Рфин — показатель потребности субъектов жилищной сферы в финансовых ресурсах для проведения реструктуризации; рфин — сумма по статье затрат; Трестр — общая продолжительность процесса реструктуризации; п — количество фаз процесса; f¡ — длительность ¡-й фазы процесса; 1рестр — показатель, характеризующий охват той или иной подсистемы жилищного строительства мероприятиями; Крестр, Ктек — показатели, отражающие вовлеченность определенного вида ресурса в процесс реструктуризации.
3. Показатели, характеризующие результаты реструктуризации. Показатели этой группы оценивают степень достижения целей реструктуризации, характеризуют производственно-хозяйственную, организационную, финансовую, социальную и другие стороны деятельности субъектов жилищной сферы после преобразований и функционирование жилищной сферы в целом. Основой для разработки данной группы служат общеэкономические и специальные показатели деятельности жилищной сферы в целом, показатели ее функциональных подсистем и структурных подразделений. К экономическим показателям, характеризующим эффективность реструктуризации, можно отнести чистый дисконтированный совокупный доход субъектов жилищной сферы и индекс доходности.
Для определения результативности мероприятий в какой-либо сфере можно рекомендовать следующий метод оценки:
^рестр
П — .
изм
Пт
I = 1
где Rизм — показатель эффективности функционирования подсистемы; Rрестр, Rтек — показатели, характеризующие состояние подсистем до и после реструктуризации.
Говоря о методических основах проведения реструктуризации на уровне региональной жилищной системы, необходимо определить, что мы будем понимать под организационным механизмом реструктуризации региональной жилищной сферы; также нужно понять сущность и очередность процессов, происходящих при реструктуризации региональной жилищной сферы. Следует сказать, что в рамках организационного механизма реструктуризации осуществляется изменение
Т
организационного построения региональной жилищной системы. Кроме того, в рамках данного механизма решаются вопросы:
- соответствия структуры управления жилищной сферой и стратегии развития регионального инвестиционно-строительного комплекса;
- улучшения взаимодействия субъектов жилищной сферы с внешней средой;
- повышения гибкости и управляемости субъектов жилищной сферы;
- создания благоприятных организационных условий для развития региона и достижения планируемых целей.
Говоря о реструктуризации региональной жилищной сферы, необходимо сказать несколько слов об управлении персоналом, поскольку именно конкретные люди будут заниматься реструктуризацией и реорганизацией жилищной сферы. На основе анализа состояния сферы управления персоналом был сделан вывод о том, что кадровое обеспечение процесса реструктуризации любой структуры следует развивать в трех направлениях:
- системном (заключается в создании концепции работы с кадрами в каждом субъекте жилищной сферы, в разработке кадровой политики и т.д.);
- структурном (включает развитие кадровых служб субъектов жилищной сферы);
- функциональном (предполагает создание подсистемы повышения квалификации персонала в рамках системы управления каждого субъекта в отдельности и жилищной сферы в целом).
На основе анализа практики проведения реструктуризации в разного рода структурах нами сделан вывод, что успешность процесса реструктуризации во многом тесно связана с выполнением следующих условий:
- ясное видение всеми участниками целей и задач реструктуризации;
- реальная заинтересованность каждого участника в конечных результатах;
- наличие у субъектов сопричастности к результатам деятельности жилищной сферы в целом и у каждого субъекта — стратегической ориентации на эффективную работу.
В конечном итоге результаты реструктуризации даже такой крупной системы, как жилищная сфера, зависят от степени подготовленности данного процесса на всех уровнях управления.
При проведении оценки процесса реструктуризации должны учитываться экономические, технологические и конкурентные показатели деятельности субъектов жилищной сферы не только за текущий период, но и за прошлые периоды, а также их прогноз. Кроме этого, очень важно оценивать эффективность функционирования отдельных субъектов жилищной сферы, участвующих в производственном процессе. Соответственно критерии оценки будут различаться в зависимости от принадлежности субъекта (бизнес-единицы) к определенному стратегическому классу: инвестирование в развитие; реинвестирование; деинвестирование.
Для определения результатов оценки реструктуризации жилищной сферы нами предлагается следующий ряд показателей: темпы роста объемов продаж; норма прибыли на капитал; доля рынка; уровень развития технологий, применяемых в строительном производстве (технологичность); чистый доход.
Для данных показателей необходимо определить диапазон изменения и рекомендуемый весовой коэффициент по каждому стратегическому классу, а также численное значение критерия приемлемости результатов оценки.