Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
государственное финансирование / квалифицированные кадры / межмуниципальное сотрудничество / полицентрическая модель / сельская агломерация / сельская территория / сельское хозяйство / социальная инфраструктура / state financing / qualified staff / inter-municipal cooperation / polycentric model / rural agglomeration / rural area / agriculture / social infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сутягина Н. И.

Сельское хозяйство, как ключевая отрасль страны, испытывает острый дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров. Восполнить трудовые ресурсы ведущего сектора экономики можно, создавая комфортные условия для жизни в сельской местности. Одним из важнейших инструментов комплексного развития сельских территорий является сельская агломерация, за основу пространственной модели формирования которой взята полицентрическая модель. В статье предложен механизм распределения зоны ответственности между центрами сельской агломерации в условиях выделения бюджетных субсидий и грантов на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий в рамках межмуниципального сотрудничества. Разработанный подход включает в себя методику оценки возможностей развития социальной инфраструктуры в каждом центре сельской агломерации по критериям, сформулированным к контексте предполагаемых затрат на ресурсы. Критерии основаны на анализе наличия объектов социальной инфраструктуры, их состояния, транспортной доступности, обеспеченности соответствующей сферы квалифицированными кадрами, удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. С целью минимизации субъективистского подхода в оценке, введена трехбалльная шкала с низким, средним и высоким уровнями соответствия. Составленная экономико-математическая модель позволяет использовать в решении поставленной задачи широко применяемые математические методы. Предлагаемый механизм апробирован на муниципальных округах юга-востока Нижегородской области. Результаты апробации подробно изложены в работе. Итоги исследования могут быть использованы не только как методика определения зон ответственности между центрами сельской агломерации в части развития социальной инфраструктуры, но и как механизм государственной поддержки наиболее важных проектов на сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF RESPONSIBILITY DISTRIBUTION BETWEEN THE CENTERS OF RURAL AGGLOMERATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE

Agriculture, as a key sector of the country, is experiencing an acute shortage of qualified and highly qualified personnel. It is possible to replenish labor resources of the leading sector of the economy by creating comfortable living conditions in rural areas. One of the most important tools for the integrated development of rural areas is rural agglomeration, the spatial model of which is based on a polycentric model. The article proposes a mechanism for distributing the area of responsibility between the centers of rural agglomeration in the context of the allocation of budget subsidies and grants for the development of social infrastructure in rural areas within the framework of inter-municipal cooperation. The developed approach includes a methodology for assessing the possibilities of developing social infrastructure in each center of a rural agglomeration according to criteria formulated in the context of estimated resource costs. The criteria are based on an analysis of the availability of social infrastructure facilities, their condition, transport accessibility, provision of the relevant sphere with qualified personnel, and public satisfaction with the quality of services provided. To minimize the subjectivist approach to assessment, a three-point scale with low, medium and high levels of compliance has been introduced. The compiled economic and mathematical model makes it possible to use widely accepted mathematical methods in solving the problem. The proposed mechanism has been tested in the municipal districts of the south-east of the Nizhny Novgorod region. The results of the approbation are described in detail in the work. The results of the study can be used not only as a methodology for determining the areas of responsibility between the centers of rural agglomeration in terms of the development of social infrastructure, but also as a mechanism for state support of the most important projects in the rural areas.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК / UDC 338.4

МЕХАНИЗМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ

ЦЕНТРАМИ СЕЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

THE MECHANISM OF RESPONSIBILITY DISTRIBUTION BETWEEN THE CENTERS OF RURAL AGGLOMERATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE

Сутягина Н.И., кандидат экономических наук, доцент, Sutyagina N.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-1124-5551 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Нижегородская область, Россия Nizhny Novgorod state engineering and economic University, Knyaginino, Nizhny Novgorod region, Russia

Сельское хозяйство, как ключевая отрасль страны, испытывает острый дефицит квалифицированных и высококвалифицированных кадров. Восполнить трудовые ресурсы ведущего сектора экономики можно, создавая комфортные условия для жизни в сельской местности. Одним из важнейших инструментов комплексного развития сельских территорий является сельская агломерация, за основу пространственной модели формирования которой взята полицентрическая модель. В статье предложен механизм распределения зоны ответственности между центрами сельской агломерации в условиях выделения бюджетных субсидий и грантов на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий в рамках межмуниципального сотрудничества. Разработанный подход включает в себя методику оценки возможностей развития социальной инфраструктуры в каждом центре сельской агломерации по критериям, сформулированным к контексте предполагаемых затрат на ресурсы. Критерии основаны на анализе наличия объектов социальной инфраструктуры, их состояния, транспортной доступности, обеспеченности соответствующей сферы квалифицированными кадрами, удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. С целью минимизации субъективистского подхода в оценке, введена трехбалльная шкала с низким, средним и высоким уровнями соответствия. Составленная экономико-математическая модель позволяет использовать в решении поставленной задачи широко применяемые математические методы. Предлагаемый механизм апробирован на муниципальных округах юга-востока Нижегородской области. Результаты апробации подробно изложены в работе. Итоги исследования могут быть использованы не только как методика определения зон ответственности между центрами сельской агломерации в части развития социальной инфраструктуры, но и как механизм государственной поддержки наиболее важных проектов на сельских территориях.

Ключевые слова: государственное финансирование, квалифицированные кадры, межмуниципальное сотрудничество, полицентрическая модель, сельская агломерация, сельская территория, сельское хозяйство, социальная инфраструктура

Agriculture, as a key sector of the country, is experiencing an acute shortage of qualified and highly qualified personnel. It is possible to replenish labor resources of the leading sector of the economy by creating comfortable living conditions in rural areas. One of the most important tools for the integrated development of rural areas is rural agglomeration, the spatial model of which is based on a polycentric model. The article proposes a mechanism for distributing the area of responsibility between the centers of rural agglomeration in the context of the allocation of budget subsidies and grants for the development of social infrastructure in rural areas within the framework of inter-municipal cooperation. The developed approach includes a methodology for assessing the possibilities of developing social infrastructure in each center of a rural agglomeration according to criteria formulated in the context of estimated resource costs. The criteria are based on an analysis of the availability of social infrastructure facilities, their condition, transport accessibility, provision of the relevant sphere with qualified personnel, and public satisfaction with the quality of services provided. To minimize the subjectivist approach to assessment,

a three-point scale with low, medium and high levels of compliance has been introduced. The compiled economic and mathematical model makes it possible to use widely accepted mathematical methods in solving the problem. The proposed mechanism has been tested in the municipal districts of the southeast of the Nizhny Novgorod region. The results of the approbation are described in detail in the work. The results of the study can be used not only as a methodology for determining the areas of responsibility between the centers of rural agglomeration in terms of the development of social infrastructure, but also as a mechanism for state support of the most important projects in the rural areas.

Keywords: state financing, qualified staff, inter-municipal cooperation, polycentric model, rural agglomeration, rural area, agriculture, social infrastructure.

Введение. Кадровый вопрос сельского хозяйства - проблема, решение которой напрямую связано с благоустройством сельской территории, развитием социальной инфраструктуры села. Эффективным институтом развития сельской территории является сельская агломерация, представляющая собой компактное скопление населённых пунктов, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Сельская агломерация способствует развитию села за счёт концентрации населения, инфраструктуры, ресурсов и возможностей, что позволяет улучшить качество жизни в сельской местности, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места и повысить предпринимательскую активность.

Оптимальной моделью сельской агломерации является полицентрическая модель, основное преимущество которой состоит в балансе нескольких центров развития [1]. Использование полицентрической модели предполагает, что каждое ядро должно быть взаимодополняющим и вносить свой уникальный вклад в общее развитие агломерации, усиливая взаимодействие между субъектами и способствуя формированию прочных горизонтальных связей [2]. При такой модели не теряется индивидуальность и идентичность сельской территории, сохраняются традиции и культурное наследие.

Цель исследования - разработать механизм распределения зоны ответственности между центрами сельской агломерации полицентрической модели в контексте развития социальной инфраструктуры.

Условия, материалы и методы. В основе проведенного исследования лежит комплекс методов общенаучной направленности, таких как системный подход, сравнение и обобщение, классификация, индукция и дедукция, экономико-математические методы с применением пакетов прикладных компьютерных программ. Теоретическую и методическую основу исследования составили труды отечественных ученых-экономистов, практиков по проблемам развития сельских агломераций.

Результаты и обсуждение. Эффективность функционирования модели сельской агломерации обуславливают инструменты развития, которые в зависимости от характера воздействия можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние инструменты подразумевают влияние на объект или процесс из вне. Это государственное финансирование, инвестиции, гранты, государственно-частное партнерство, обучение специалистов и другие меры, которые направлены на развитие сельской агломерации. Внутренние инструменты предполагают использование ресурсов и возможностей для достижения целей внутри структуры. К ним относится использование собственных ресурсов, таких как местное самоуправление, межмуниципальное сотрудничество, инициативное бюджетирование, привлечение жителей к участию в жизни сельской агломерации, развитие малого и среднего бизнеса и т. д. Внутренние инструменты позволяют сельским агломерациям

самостоятельно определять приоритеты развития, привлекать ресурсы и принимать решения, направленные на улучшение качества жизни и сокращение кадрового дефицита в сельскохозяйственной отрасли.

В целом, деление на внешние и внутренние инструменты условно, так как на практике целесообразно использовать их разное сочетание. Так, для развития социальной инфраструктуры сельских агломераций в условиях ограниченных ресурсов и возможностей особую актуальность приобретает государственное финансирование и гранты в рамках межмуниципального сотрудничества, представляющего собой взаимодействие между муниципальными образованиями в целях эффективного решения вопросов местного значения [3].

Межмуниципальное сотрудничество позволит муниципалитетам совместно решать проблемы населенных пунктов сельской агломерации, обмениваться опытом её участникам, координировать свои действия и повышать эффективность работы. В целях развития социальной инфраструктуры сельской агломерации межмуниципальное сотрудничество может быть направлено на:

1. Совместное использование объектов социальной инфраструктуры.

2. Обмен опытом и лучшими практиками в области управления социальной инфраструктурой.

3. Разработку и внедрение совместных проектов и программ, в том числе организацию мероприятий, таких как фестивали, выставки, конференции и другие события, которые могут привлечь внимание к сельской агломерации и способствовать её развитию.

4. Решение кадровых проблем.

5. Улучшение транспортной доступности и связи между муниципальными образованиями.

В условиях межмуниципального сотрудничества совместное использование социальной инфраструктуры позволит оптимизировать расходы на выделяемые бюджетные субсидии. Что касается предоставления грантов на развитие социальной инфраструктуры, вероятность получения их выше, когда польза от реализации проекта распространяется на большее количество людей, что вполне объяснимо при межмуниципальном сотрудничестве. Но просто экономии государственного финансирования в данном случае быть не должно. Здесь должен работать принцип большего охвата развиваемой социальной инфраструктуры для сельского населения. Учитывая, что в одиночку муниципальному округу с преимущественно сельскими населенными пунктами сложно обеспечить достойное функционирование всей социальной инфраструктуры, необходимой для комфортного и безопасного проживания жителей, государственное финансирование в рамках межмуниципального сотрудничества может стать доступным решением данной проблемы.

В условиях выделения бюджетных субсидий и грантов на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий в рамках межмуниципального сотрудничества особенно актуален предлагаемый ниже механизм распределения зоны ответственности между центрами сельской агломерации.

Необходимо отметить, что развитие любой социальной инфраструктуры процесс трудоемкий и дорогостоящий [4]. Для оптимизации затрат обязанности между центрами сельской агломерации должны распределяться с учетом уже имеющихся ресурсов. Это могут быть действующие или строящиеся объекты инфраструктуры, квалифицированные кадры, удобное местоположение и т.п. Чтоб проанализировать ситуацию, сделать правильный выбор, целесообразно:

1. Оценить потребности населения и ресурсы сельской агломерации.

2. Сформировать приоритетный перечень социальной инфраструктуры, необходимой для комфортного и безопасного проживания населения на территории сельской агломерации.

3. Провести балльную оценку возможностей развития социальной инфраструктуры из приоритетного перечня в каждом центре агломерации по определенным ниже критериям.

4. Составить экономико-математическую модель (матрицу эффективностей), сбалансировать и решить задачу.

5. Рекомендовать распределение финансирования между центрами агломерации на основе полученных данных.

Для определения потребностей населения в части развития социальной инфраструктуры логично проводить опросы и анкетирования среди жителей. Чтобы понять, что именно наиболее востребовано в каждом отдельном центре сельской агломерации, целесообразно изучать обращения граждан в органы власти. Мониторинг социальных сетей позволит выявить наиболее актуальные проблемы, а также узнать о настроениях и интересах людей.

Формирование приоритетного перечня социальной инфраструктуры, необходимой для комфортного и безопасного проживания населения на территории сельской агломерации, очень важный этап рассматриваемого механизма. От обоснованного подхода к выполняемой работе впоследствии зависит адекватность составляемой экономико-математической модели, ее достоверность и полнота [5].

Оценка возможностей развития социальной инфраструктуры в каждом центре сельской агломерации осуществляется по критериям, сформулированным в контексте предполагаемых затрат на ресурсы. Это:

1. В данном центре сельской агломерации отсутствуют объекты анализируемой социальной инфраструктуры.

2. Существующим объектам социальной инфраструктуры требуется капитальный ремонт.

3. На содержание объектов социальной инфраструктуры необходимы средства, предусмотренные соответствующей статьей расхода местного бюджета.

4. Более 30% вакансий рассматриваемой социальной инфраструктуры открыты, т.е. в сфере значительная нехватка квалифицированных специалистов.

5. Транспортная доступность до объектов данной социальной инфраструктуры для более чем 50% населения сельской агломерации составляет не менее 60 минут.

6. О качестве услуг анализируемой социальной инфраструктуры за последние три года имеются негативные отзывы населения.

По каждому критерию, увеличивающему временные, финансовые и иные затраты на проводимую работу по развитию рассматриваемой социальной инфраструктуры, введем трехбалльную оценку по шкале с низким (1 балл), средним (2 балла) и высоким (3 балла) уровнями соответствия (табл.1).

Экономико-математическая модель распределения зон ответственности по развитию социальной инфраструктуры между центрами сельской агломерации имеет вид:

т П

1=11 сухУ

г =1 ] =1

т

IХ^ = 1

I'-1 (1)

1 п ' IХ^ = 1

- 1 =1

хг] е {0;1}

где о,] - оценка затрат /-го центра сельской агломерации, необходимых для развития у'-ой социальной инфраструктуры в соответствии с вышеуказанными критериями и шкалой. Модель можно считать составленной, если из оу сформирована матрица эффективностей.

В случае т ф п модель необходимо сбалансировать следующим образом. Если количество центров сельских агломераций превышает число необходимой для развития социальной инфраструктуры, из дальнейшего рассмотрения исключаются те центры, оценка затрат по критериям у которых наибольшая. Если ситуация противоположна и число центров сельской агломерации меньше, в рассмотрение вводятся фиктивные центры с «нулевыми» затратами. Далее задача может разбиваться на несколько подзадач. В решении используются методы задач о назначениях [6, с.145-147].

Таблица 1 - Шкала оценки возможностей развития социальной инфраструктуры

Номер Уровень соответствия

критерия низкий (1 балл) средний (2 балла) высокий (3 балла)

1 до 33% объектов от 33% (включительно) до 67% объектов более 67% объектов (включительно)

2 до 33% объектов от 33% (включительно) до 67% объектов более 67% объектов (включительно)

3 до 5% расходной части бюджета от 5% (включительно) до 10% расходной части бюджета более 10% расходной части бюджета (включительно)

4 от 30% (включительно) до 40% вакансий от 40% (включительно) до 50% вакансий более 50% вакансий (включительно)

5 от 50% (включительно) до 60% населения от 60% (включительно) до 70% населения более 70% населения (включительно)

6 до 5 отзывов от 5 (включительно) до 10 отзывов более 10 отзывов (включительно)

Рассмотрим предложенный механизм на примере гипотетически возможной сельской агломерации, состоящей из муниципальных округов Нижегородской области: Воротынский, Княгининский, Лысковский, Спасский.

Как показали проводимые опросы сельского населения, у жителей существует потребность в торговле товарами первой необходимости, медицинских центрах и лабораториях, центрах косметологии, парикмахерских, химчистках, гостиницах, развлекательных центрах, пунктах проката, образовательных услугах (репетиторство, языковые школы и т.п), центрах ремонта техники, мастерских по ремонту одежды, обуви, пунктах проката, услугах доставки товаров и пассажирских перевозок, услугах по ремонту жилья. Причём, это не весь перечень актуальных и важных вопросов для сельского населения. Поэтому целесообразно выделить приоритетные категории социальной инфраструктуры, развитие которых значительно улучшит жизнь населения сельской агломерации. При этом учитываем группы социальной

инфраструктуры, необходимой для удовлетворения физиологических потребностей, удовлетворяющей потребности в безопасности, важной для разнообразных коммуникаций и существенной для саморазвития, познания [7].

В итоге получаем приоритетный перечень социальной инфраструктуры, необходимой для комфортного и безопасного проживания населения на территории рассматриваемой сельской агломерации: социальная инфраструктура торговли товарами первой необходимости, социальная инфраструктура туризма, социальная инфраструктура базовых бытовых услуг, социальная инфраструктура здравоохранения, включая выездные лаборатории, социальная инфраструктура образования. Матрица эффективностей, составленная в соответствии с критериями, имеет вид:

г6 5 9 7 5Л

4 6 8 8 3

6 5 5 4 4

1 6 9 8 5

(2)

Vх " ^ " -V

где строки - участники сельской агломерации: Воротынский, Княгининский, Лысковский, Спасский муниципальные округа Нижегородской области, столбцы - социальная инфраструктура, перечисленная выше, элементы матрицы -балльная оценка затрат.

После того как модель сбалансировали, задачу решили:

^0 1 0 0 0л

0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 10 0

(3)

V " х " "У

Исходя из полученного решения, в Воротынском округе целесообразно развивать социальную инфраструктуру в сфере туризма, в Княгининском муниципальном округе - социальную инфраструктуру в сфере образования, в Лысковском муниципальном округе - социальную инфраструктуру в сфере здравоохранения, включая выездные лаборатории, в Спасском муниципальном округе - социальную инфраструктуру в сфере торговли товарами первой необходимости. Что касается социальной инфраструктуры в сфере базовых бытовых услуг, здесь нужно дополнительное исследование, так как муниципальный округ в ходе решения не определен.

Детализируем, что относится к социальной инфраструктуре в сфере базовых бытовых услуг. Это, в-первую очередь, социальная инфраструктура в сфере личных услуг, в сфере ремонтных услуг жилых домов, в сфере ремонта техники, включая автомобили, в сфере транспортных услуг.

Матрица эффективностей в данном случае будет следующая:

7 6 5 5

6 5 55

66 55

^^7 6 6 5У

Порядок следования муниципальных округов в ней тот же. В итоге получено решение:

0 0 10 0 10 0 10 0 0 0 0 0 1

^ ^ л. у

Таким образом, за Воротынским округом развитие социальной инфраструктуры в сфере ремонта техники, включая автомобили, за Княгининским муниципальным округом - социальная инфраструктура в сфере ремонтных услуг жилых домов, за Лысковским муниципальным округом -социальная инфраструктура в сфере личных услуг и за Спасским муниципальным округом - социальная инфраструктура в сфере транспортных услуг.

Выводы. Перераспределение обязанностей по развитию социальной инфраструктуры в рамках межмуниципального сотрудничества, во-первых, поможет обеспечить разумное расходование выделяемых бюджетных средств, во-вторых, будет способствовать достижению цели - создать сельскому населению условия комфортного проживания. Устранение дисбаланса между проживанием городского и сельского населения - это тот минимум, который поможет в решении кадровых проблем сельского хозяйства.

В целом, предлагаемый механизм может быть использован не только для определения зон ответственности между центрами сельской агломерации в части развития социальной инфраструктуры, но и для государственной поддержки наиболее значимых проектов сельской территории.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Проваленова Н.В. Сельская агломерация как основа развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 133-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42600511 _(дата обращения 27.10.2024).

2. Хмелева Г.А. Современные модели городских агломераций // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 8 (130). С. 163-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24273318 (дата обращения 27.10.2024).

3. Зинченко М.В., Воронина A.C. Потенциал межмуниципального сотрудничества в развитии региональной экономики // Современные проблемы науки: материалы российской национальной научной конференции с международным участием. 2017. С. 174-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32499170 (дата обращения 10.11.2024).

4. Аитова Ю.С., Орешников В.В. Взаимосвязь уровня развития и финансирования социальной инфраструктуры в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2020. № 11 (114). С. 160-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44304568 (дата обращения 10.11.2024).

5. Малахов Е.В., Востров Г.Н. Критерии адекватности математической модели предметной области // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2010. Т. 6. № 2 (48). С. 1820. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20394944 (дата обращения 12.11.2024).

6. Стрикалов А.И., Печенежская И.А. Экономико-математические методы и модели: пособие к решению задач. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 348 с.

7. Сутягина Н. И. Социальная инфраструктура сельских территорий как фактор формирования человеческого капитала в агропромышленном комплексе // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 11. С. 279-282.

REFERENCES

1. Provalenova N.V. Selskaya aglomeratsiya kak osnova razvitiya sotsialnoy infrastruktury selskikh territoriy // Globalnyy nauchnyy potentsial. 2020. № 1 (106). S. 133-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42600511 (data obrashcheniya 27.10.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Khmeleva G.A. Sovremennye modeli gorodskikh aglomeratsiy // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2015. № 8 (130). S. 163-168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24273318 (data obrashcheniya 27.10.2024).

3. Zinchenko M.V., Voronina A.S. Potentsial mezhmunitsipalnogo sotrudnichestva v razvitii regionalnoy ekonomiki // Sovremennye problemy nauki: materialy rossiyskoy natsionalnoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 2017. S. 174-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32499170 (data obrashcheniya 10.11.2024).

4. Aitova Yu.S., Oreshnikov V.V. Vzaimosvyaz urovnya razvitiya i finansirovaniya sotsialnoy infrastruktury v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik NGIEI. 2020. № 11 (114). S. 160-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44304568 (data obrashcheniya 10.11.2024).

5. Malakhov Ye.V., Vostrov G.N. Kriterii adekvatnosti matematicheskoy modeli predmetnoy oblasti // Vostochno-Yevropeyskiy zhurnal peredovykh tekhnologiy. 2010. T. 6. № 2 (48). S. 18-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20394944 (data obrashcheniya 12.11.2024).

6. Strikalov A.I., Pechenezhskaya I.A. Ekonomiko-matematicheskie metody i modeli: posobie k resheniyu zadach. Rostov n/D: Feniks, 2008. 348 s.

7. Sutyagina N. I. Sotsialnaya infrastruktura selskikh territoriy kak faktor formirovaniya chelovecheskogo kapitala v agropromyshlennom komplekse // Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2022. № 11. S. 279-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.