Entrepreneurship
Блаженкова Н.М. Blazhenkova N.M.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 334.012.6:338.23
Ишмухаметов Э.М. Ishmukhametov E.M.
аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Ишмеева А.С. Ishmeeva A.S.
кандидат экономических наук,доцент, заместитель
начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России,
г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-116-124
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Процесс повышения конкурентоспособности малых и средних фирм характеризуются наличием внутренних и внешних барьеров, которые в той или иной степени снижают эффективность частной предпринимательской деятельности и, следовательно, сдерживают темпы роста национальной экономики, наращивают социальное напряжение, подрывают стабильность местных рынков. Помимо организационно-экономических проблем актуальное состояние российского сектора МСП также осложняется кризисом, вызванным эпидемиологической ситуацией и, непосредственно, карантинными мерами, ограничивающими оффлайновую деятельность компаний. Качественное улучшение конкурентных позиций предпринимательского сектора в современных экономических условиях видится в совершенствовании системы государственной поддержки и внутрифирменной политики субъектов малого и среднего бизнеса. Именно такой комплексный подход освещается в данной статье, в рамках которого меры повышения конкурентоспособности рассматриваются системно, через призму действующих нормативных актов, актуальной конъюнктуры рынка и инновационных возможностей экономических субъектов.
В статье представлен анализ статистических данных российского сектора МСП, раскрыты ключевые проблемы его развития, обозначены потенциальные возможности, в совокупности определяющие элементные составляющие организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности частного хозяйствования. Так, блок государственной (муниципальной) поддержки, являющийся важным звеном экономического окружения предпринимателей, представляет собой комплекс таких мероприятий, как финансовое обеспечение, информационное сопровождение, инфраструктурная поддержка и адекватное административное регулирование деятельности МСП. Второй блок механизма, отражающий методы самосовершенствования бизнес-деятелей, включает в себя: развитие базы знаний в области финансирования, внедрение инновационных технологий, повышение качества маркетинговой составляющей, активное использование информационных технологий и, в частности, электронно-цифровых инструментов интернет-среды. От степени интеграции двух рассма-
предп ринимательство
триваемых блоков и эффективности использования предложенных мероприятий во многом зависит скорость достижения конкурентных позиций и их долгосрочность. Разработанный в результате исследования организационно-экономический механизм в дальнейшем может служить основой для составления сценария позитивной трансформации частного хозяйствования малых и средних форм.
Ключевые слова: конкурентоспособность, малый и средний бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, организационно-экономический механизм, информатизация, развитие бизнеса, повышение конкурентоспособности, монополизация, муниципальная поддержка.
THE MECHANISM OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE MODERN ECONOMIC CONDITIONS
The process of increasing the competitiveness of small and medium-sized firms is characterized by the presence of internal and external barriers, which to one degree or another reduce the efficiency of private entrepreneurship and, therefore, restrain the growth of the national economy, increase social tension, and undermine the stability of local markets. In addition to organizational and economic problems, the current state of the Russian SME sector is also complicated by the crisis caused by the epidemiological situation and, directly, by quarantine measures restricting the offline activities of companies. A qualitative improvement in the competitive position of the business sector in modern economic conditions is seen in the improvement of the system of state support and the internal policy of small and medium-sized businesses. It is such an integrated approach that is highlighted in this article, within which measures to improve competitiveness are considered systematically, through the prism of existing regulations, current market conditions and innovative opportunities of economic entities.
The article presents an analysis of statistical data of the Russian SME sector, reveals the key problems of its development, identifies potential opportunities that together determine the elemental components of the organizational and economic mechanism for increasing the competitiveness of private business. So, the block of state (municipal) support, which is an important link in the economic environment of entrepreneurs, is a set of measures such as financial support, information support, infrastructure support and adequate administrative regulation of SMEs. The second block of the mechanism, reflecting the methods of self-improvement of business leaders, includes: the development of a knowledge base in the field of financing, the introduction of innovative technologies, improving the quality of the marketing component, the active use of information technologies and, in particular, electronic digital tools of the Internet environment. The speed of achieving competitive positions and their durability largely depend on the degree of integration of the two blocks under consideration and the efficiency of using the proposed measures. The organizational and economic mechanism developed as a result of the study can in the future serve as the basis for drawing up a scenario of a positive transformation of private management of small and medium-sized forms.
Key words: competitiveness, small and medium business, entrepreneurship, state support, organizational and economic mechanism, informatization, business development, increasing competitiveness, monopolization, municipal support.
Значительное число субъектов предпринимательского сектора с наступлением 2021 года продолжает испытывать стабильное истощение финансовых ресурсов. По данным медиахолдинга РБК, у 40 % малых и средних фирм наблюдается снижение спроса почти в два раза, а ещё у 60 % доходы умень-
шились более чем на 30 % [1]. Безусловно, на деятельности субъектов предпринимательского сектора сказались последствия текущей пандемии и, в частности, предпринятые государством карантинные меры, накладывающие ограничения на активную оффлайн-работу ряда компаний. Многим предприни-
ептвервемеиязыр
мателям пришлось экстренно перепрофилироваться, развернуть мероприятия по внедрению собственного дела в электронно-цифровую среду, организовать работу сотрудников в удаленном режиме. Несмотря на некоторое переосмысление стратегических планов развития и перспективные улучшения частного хозяйствования в рамках электронной коммерции, остались и такие компании, которые физически и технически не смогли перевести свой бизнес в онлайн-режим. Кризис коснулся в основном производителей продукции, переработчиков сырья, предпри-
нимателей сферы услуг. Согласно государственному реестру субъектов малого и среднего бизнеса, общее количество представителей частного хозяйствования в 2021 году уменьшилось относительно 2018 года на 6,2 %, при этом данный показатель близится к значению 2016 года (рис. 1). Иными словами, медленно наращиваемый прогресс, наблюдаемый за последние пять лет, резко изменил направление во втором квартале 2020 года, и на сегодняшний день данный показатель остаётся стабильно отрицательным.
Рисунок 1. Динамика количества малых и средних субъектов частного бизнес-сектора в России, млн руб. [2]
Нельзя забывать и о тех проблемах развития бизнес-сектора, которые существовали до пандемии и продолжают быть актуальными на сегодняшний день. Например, проблема монополизма в сфере закупок, проблема чрезмерного или крайне недостаточного регулирования деятельности экономических субъектов, отсутствие эффективной поддержки компаний малых и средних форм хозяйствования. В совокупности вышеперечисленное сформировало проблему несправедливой конкуренции, которая на сегодняшний день обострилась с новой силой ввиду гипермонополизации 1Т-рынка [3]. В настоящий период, когда большинство компаний
стремится наращивать бизнес-деятельность в интернет-пространстве, фокус рынка сместился на цифровую среду, экономические участники которой масштабируются намного быстрее, чем это фиксирует соответствующий механизм регулирования. Таким образом, даже полезные трансформации в предпринимательской среде не могут создавать адекватную и достаточную платформу для развития частного сектора.
Исходя из анализа актуального состояния российского малого и среднего бизнеса, можно констатировать тот факт, что недостаток финансового обеспечения, монополизи-рованность рынков и малоэффективность
предп ринимательство
(устаревание) регулирующих воздействий явными барьерами для развития конкуренто-государственных органов являются наиболее способности малых фирм (табл. 1).
Таблица. Барьеры для развития конкурентоспособности малых фирм
Проблема Следствие
Недостаток финансово-материальных ресурсов Предприниматели ограничены: • в технологическом развитии собственного производства; • в разработке инновационного продукта, товаров и услуг; • в организации эффективной маркетинговой деятельности; • в расширении бизнеса и, в частности, в электронно-цифровой среде; • в найме квалифицированных сотрудников (и в поддержке их профессионального роста)
Монополизированность рынков Предприниматели, в сущности, не могут влиять на ценовую политику, так как крупные сетевые компании беспрепятственно регулируют цены в собственных интересах, оставаясь при этом полностью рентабельными независимо от колебаний стоимости товаров и услуг [4]. Иными словами, монополии не позволяют частным хозяйственникам выбирать между ценой и качеством продукции: невозможно конкурировать с помощью улучшения товара, если цена на него будет оставаться прежней. Кроме этого крупные компании оказывают серьезное давление на поставщиков с целью их сдерживания в рамках партнёрства с малыми и средними фирмами. Также необходимо отметить актуальность такого явления, как лоббирование интересов крупных сетей в органах власти: малые бизнес-деятели не обладают каким-либо серьёзным политико-экономическим влиянием, следовательно, не могут самостоятельно бороться с монопольными образованиями
Малоэффективность системы государственного регулирования Чрезмерное регулирование сектора МСП: • огромное число часто изменяющихся нормативных актов, регулирующих деятельность малого бизнеса, снижает производительность фирм и уровень доверия предпринимателей к органам государственной власти; • обременительная налоговая система приводит к росту теневого сектора среди малых и средних компаний. Недостаток государственного регулирования: • приводит к развитию контрафактного рынка (в частности силами крупных поставщиков), что для малых предпринимателей означает невозможность ввода на рынок собственной продукции и трудность в получении соответствующих документов (сертификатов качества) [5]; • приводит к ограничению малого бизнеса в получении государственной поддержки; • способствует активному развитию монопольной деятельности крупных компаний
По своему содержанию конкурентоспособность сектора МСП предполагает наличие у бизнес-деятелей таких возможностей, как адаптивность и выживаемость среди компаний-конкурентов, постепенное увеличение границ влияния на рынке присутствия, внедрение инноваций в различные области предпринимательской деятельности. Для любой рыночной системы важно участие малых и средних форм хозяйствования, которые во многом определяют качество структуры национальной экономики. Именно поэтому проблема конкурентоспособности сектора МСП является актуальной, в том числе, и в
период кризиса, вызванного последствиями эпидемиологической ситуации.
Подход к повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса должен характеризоваться комплексностью и системностью предпринимаемых мер. В данной статье рассмотрим организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности, который будет включать комплекс элементной поддержки государственных властей и мероприятия, осуществляемые силами самих предпринимателей. В первом случае соответствующий механизм будет включать в себя:
Епгтер1гемеи1^н1р
- нормативно-правовые и административные составляющие регулирования бизнес-деятельности малых и средних компаний;
- финансово-материальную составляющую системы государственной поддержки сектора МСП;
- инфраструктурные и информационные составляющие поддержки местных органов государственной власти.
Политика развития малого бизнеса, включающая мероприятия по повышению его конкурентоспособности, всегда основана на базе нормативно-правовой платформы, состоящей из регулирующих бизнес-деятельность законодательных актов. Существующая проблема в нормативно-правовом регулировании уже была описана в таблице 1, согласно которой наибольшее значение для здоровой конкуренции малых компаний имеет прогрессивное налогообложение и сокращение административных преград (количество требуемой документации на осуществление предпринимательской деятельности, количество соответствующих инстанций, число инспекционных проверок, снижение бюрократической нагрузки и пр.). К примеру, анализ немаловажной для сектора МСП области государственных закупок показал, что система законодательных актов в данной сфере обновляется ежемесячно, при этом формы актов не унифицированы, а сами нормы диспози-тивны [6]. Примером неоднозначного влияния государственного регулирования в сфере налогообложения можно считать относительно недавнее введение системы УСН для индивидуальных предпринимателей и малых компаний. Данная система, с одной стороны, негативно сказалась на деятельности мелких розничных точек: предприниматели и, в частности, ИП в силу дорогостоящего обслуживания электронных касс (которые обязательны при переходе на УСН), а также из-за небольшого объема продаж были вынуждены закрыть собственную бизнес-деятельность. При этом альтернативная патентная налоговая система аналогично не позволяла бизнес-деятелям одновременно выплачивать налоги и оставаться на плаву. С другой стороны, дан-
ные системы позволили уменьшить налоговые отчисления для среднего бизнеса. Существующая концепция довольно спорна и не учитывает интересы класса «малых» предпринимателей.
Финансовая составляющая системы господдержки в рамках организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности сектора МСП также имеет ряд противоречий. Так, многие бизнес-деятели не могут рассчитывать на займы из государственных фондов ввиду малых размеров собственных финансовых активов [7]. Вместе с тем, субъекты, обладающие стартовым капиталом, часто не способны правильно им распорядиться из-за отсутствия информации о доходности и рентабельности в тех или иных областях предпринимательской деятельности. Кроме этого, в актуальный период эпидемиологической ситуации, когда финансовая ресурсная обеспеченность малых и средних фирм характеризуется высокой нестабильностью, банки часто отказывают в кредитовании сектору частного хозяйствования ввиду высоких рисков. В целом государственная финансово-материальная поддержка в большей степени ориентируется на протежирование крупного бизнеса. Институты венчурного финансирования, кредитные ведомства, государственно-частные гарантийные фонды не развиваются в должной мере, чтобы комплексно направлять помощь субъектам МСП в той или иной сложившейся экономической ситуации [8].
Сложности в инфраструктурной составляющей встречаются при получении и оформлении соответствующих документов на пользование земельными участками, при взаимодействии малых компаний с естественными монополиями в сфере перевозок, при поиске качественной недвижимости, в частности, государственной. В регионах-реципиентах существует и на сегодняшний день проблема с подключением сетевых коммуникаций, из-за чего местный малый бизнес не может оперативно трансформироваться в электронно-цифровой формат. Важное значение при организации всевозможных мероприятий по поддержке сектора малого и среднего
бизнеса имеет информационное сопровождение, которое должно бесперебойно обеспечиваться государственными и государственно-частными ведомствами. Тем не менее существующие на сегодняшний день информационные каналы органов власти лишь поверхностно освещают новые и обновленные разделы господдержки, из-за чего предприниматели не получают важных практических знаний и, соответственно, не используют доступные для развития бюджетные инструменты. Те компании и индивидуальные предприниматели, которые в наибольшей степени нуждаются в поддержке, часто остаются в неведении из-за некачественного информационного обеспечения со стороны органов муниципальной власти.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что система государственной поддержки, как весомая составляющая организационно-экономического механизма повышения уровня конкурентоспособности сектора МСП, должна самосовершенствоваться с целью развития национальной экономики путем содействия частному хозяйствованию минимум в четырех направлениях: в финансовом, административно-законодательном, инфраструктурном и информационном.
Безусловно, качественное развитие частного бизнес-сектора невозможно без желания самих предпринимателей улучшать собственное состояние на национальном и мировом рынке товаров и услуг. В этой связи целесообразно включить в рассматриваемый механизм повышения конкурентоспособности элементы внутренней организации бизнес-деятельности. Здесь к наиболее явным причинам неконкурентоспособности компаний можно отнести:
- отсутствие мероприятий по разработке и внедрению инновационных технологий;
- низкий уровень развитости маркетинговой составляющей относительно фирм-конкурентов;
- низкий уровень финансовой грамотности, который не позволяет предпринимате-
Предп ринимательство
лям своевременно находить пути снижения финансово-материальных издержек;
- отсутствие системы накопления знаний (т.е. отсутствие политики постоянного обучения специалистов с целью повышения их профессиональной квалификации);
- информационный застой - нежелание предпринимателей автоматизировать бизнес-процессы посредством новейших электронно-цифровых технологий, а также отсутствие заинтересованности руководящего звена в комплексной информатизации хозяйственной деятельности.
Сектор малого и среднего бизнеса в целом характеризуется достаточной гибкостью, манёвренностью, высокой мобильностью и инновационностью содержания. Именно поэтому для поддержания конкурентоспособности предпринимателям необходимо постоянно трансформировать технологии производства, продвижения и сбыта продукции. Небольшие компании легче адаптируются к инновациям, и в этом их преимущество перед монополизированными сетями. Особое внимание следует уделять маркетинговой составляющей механизма повышения конкурентоспособности частной бизнес-деятельности. Когда развитие инноваций в текущей кризисной обстановке является крайне затруднительным, трудоемким и высокозатратным процессом, именно маркетинг может стать прочной основой конкурентного преимущества компании. Здесь могут быть использованы такие инструменты, как «партизанское» продвижение, маркетинговые опросы, научно-исследовательская популяризация технологии или продукта путем дополнительного информирования потребительского сегмента, электронный маркетинг, вирусное продвижение и др. [9].
Финансовая неграмотность субъектов сектора МСП аналогично является сдерживающим фактором повышения его конкурентоспособности. Для малых и средних компаний крайне важно уметь работать с системами микрофинансирования, лизинга, государственных закупок, инвестирования. Профессиональное развитие в целом необходимо рассматривать как одну из главных
Епгтер1гемеи1^ыр
стратегических задач: обучение специалистов должно проводиться периодически с учетом специфики хозяйствования и действующей рыночной конъюнктуры.
Важное место в организации мероприятий по повышению конкурентоспособности малых форм предпринимательской деятельности занимает информатизация, под которой следует понимать широкомасштабное внедрение информационных технологий во все ключевые сферы бизнеса [10]. На сегодняшний день информационные технологии широко распространены, они могут использоваться как на платной, так и на безвозмездной основе. Например, простейшие управленческие и организационные программные решения, социальные и стриминговые сети, некоторые инструменты электронного марке-
тинга, мессенджеры - всё это доступно для свободного пользования и фактически не требует финансовых затрат (не учитывая плату за использование широкополосного Интернета). Ещё одним преимуществом информационных систем является их адаптивность под любой формат частного хозяйствования, что делает данный инструмент одним из самых приоритетных в процессе повышения конкурентоспособности сектора МСП [11].
Таким образом, относительно проведенного исследования упрощенный вариант организационно-экономического механизма обеспечения конкурентных позиций малых и средних фирм примет следующий вид (рис. 2).
Рисунок 2. Элементы упрощенной концепции повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса
Следовательно, улучшение конкурентных позиций частного предпринимательского сектора в России требует, с одной стороны, осмысленной системной поддержки от органов государственных и местных властей, а с другой - ресурсных и производственных сил
самих бизнес-деятелей. Участие только одного блока и невмешательство другого существенно снижает конечный эффект проводимых мероприятий.
Список литературы
1. РБК. Каждый десятый бизнес в России предупредил о риске закрытия в 2021 году // [Электронный ресурс] URL: https:// www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya (дата обращения: 25.02.2021).
2. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // [Электронный ресурс] URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 25.02.2021).
3. Иванов А.Ю. Монополизация ИТ-рынка // [Электронный ресурс] URL: https : / /www.gazeta.ru/tech/news/ 2020/04/11/n_14278327.shtml (дата обращения: 26.02.2021).
4. Рубцова О.Л. Монополии как фактор, сдерживающий развитие малого бизнеса в российской экономике (на примере г. Санкт-Петербурга) // Российское предпринимательство. - 2014. - № 4 (250). - С. 23-31.
5. Опора России. Рекомендации по повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в России // Современная конкуренция. - 2009. - № 5. - С. 19-52.
6. Водопьянов А.В., Юсупова Т.В., Сыроижко В.В. Проблемы в сфере государственного регулирования закупок товаров, работ, услуг в отношении субъектов малого предпринимательства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 1-2. - С. 79-82.
7. Мелехова М.А. Финансовые проблемы развития малого бизнеса в России // Студенческий научный форум: Материалы IX Международной студенческой научной конференции. URL: https://scienceforum. ru/2017/article/2017030145 (дата обращения: 27.02.2021).
8. Ишмухаметов Э.М., Хисаева А.И., Шайхутдинова Г.Ф. Государственное субсидирование как элемент организационно-экономического механизма развития предпринимательства // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных статей Международной научно-практической заочной конференции. - Уфа, 2018. - С. 343-347.
предп ринимательство
9. Андрюк П.В., Романович В.К. Особенности применения маркетинговых инструментов в продвижении услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. -2021. - № 1-1. - С. 16-19.
10. Ишмухаметов Э.М., Гайсина Р.Р., Хисаева А.И., Салихова С.Ф. Организационно-экономический механизм развития предпринимательства в электронной среде // Вестник УГНТУ Серия: экономика. - 2018. - № 3 (25). - С. 125-133.
11. Одинев В.О. Информационные системы как элемент повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // ТДР. - 2009. - № 6. - С. 79-81.
12. Шайхутдинова Г.Ф., Шарипова И.М., Жидкова Э.В. Оценка уровня развития и ресурсного потенциала предпринимательства (на примере муниципальных образований Республики Башкортостан) // Вестник экономики и менеджмента - 2016. - № 2. -С. 77-83.
13. Шайхутдинова Г.Ф. Компоненты предпринимательства: личностные, экономические, организационные // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2011. - № 3 (11). - С. 81-86.
References
1. RBC. Every tenth business in Russia warned about the risk of closure in 2021 // [Electronic resource] URL: https://www. regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya (date accessed: 25.02.2021).
2. Federal Tax Service. Unified register of small and medium-sized businesses // [Electronic resource] URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (date of access: 25.02.2021).
3. Ivanov A.Yu. Monopolization of the IT market // [Electronic resource] URL: https:// www.gazeta.ru/tech/news/2020/04/11/ n_14278327.shtml (date accessed: 02/26/2021).
4. Rubtsova O.L. Monopolies as a factor restraining the development of small business in the Russian economy (on the example of St. Petersburg) // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2014. - No. 4 (250). -Р. 23-31.
Entrepreneurship
5. Support of Russia. Recommendations for improving the competitiveness of small and medium-sized businesses in Russia // Modern Competition. - 2009. - No. - P. 19-52.
6. Vodopyanov A.V., Yusupova T.V., Syroizhko V.V. Problems in the field of state regulation of the procurement of goods, works, services in relation to small businesses // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. - 2021. - No. 1-2. - P. 79-82.
7. Melekhova M.A. Financial problems of small business development in Russia // Materials of the IX International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: https://scienceforum.ru/2017/ article/2017030145 (date of access: 27.02.2021).
8. Ishmukhametov E.M., Khisaeva A.I., Shaikhutdinova G.F. State subsidies as an element of the organizational and economic mechanism for the development of entrepreneurship // Actual issues of modern science: Collection of scientific articles of the International scientific and practical correspondence conference. - 2018. - P. 343347.
9. Andryuk P. V., Romanovich V.K. Features of the use of marketing tools in the promotion of services // Economics and business: theory and practice. - 2021. - No. 1-1. - P. 16-19.
10. Ishmukhametov E.M., Gaisina R.R., Khisaeva A.I., Salikhova S.F. Organizational and economic mechanism for the development of entrepreneurship in the electronic environment // Bulletin of USPTU. Series: Economics. -2018. - No. 3 (25). - P. 125-133.
11. Odinev V.O. Information systems as an element of increasing the competitiveness of small and medium-sized businesses // TDR. -2009. - No. 6. - P. 79-81.
12. Shaykhutdinova G. F., Sharipova I. M., Zhidkova E. V. Assessment of the level of development and resource potential of entrepreneurship (on the example of municipalities of the Republic of Bashkortostan) // Bulletin of Economics and Management. -2016. - No. 2. - P. 77-83.
13. Shaykhutdinova G. F. Components of entrepreneurship: personal, economic, organizational / / Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). - 2011. - No. 3 (11). - P. 81-86.