УДК: 338.1
ББК: 650
Прохода И.А., Афонина С.А., Кирюхина О.И.
МЕХАНИЗМ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Prokhoda I.A., Afonina S.A., Kiryukhina O.I. MECHANISM OF OBTAINING STATE SUPPORT BY SMALL BUSINESSES
AT THE REGIONAL LEVEL
Ключевые слова: порядок получения, государственная поддержка, государственная программа, малый бизнес, предпринимательство, инвестиции, субсидия, конкурс.
Keywords: procedure of receipt, state support, state program, small business, entrepreneurship, investments, subsidy, competition.
Аннотация: в статье изучен механизм государственной поддержки малого бизнеса в стране, под которым понимаются меры по созданию благоприятных условий стимулирования предпринимательской активности. Назрела необходимость выстраивать политику по поддержке малого бизнеса с использованием более эффективного механизма взаимодействия государства и бизнеса. Это повысит конкурентоспособность, снизит зависимость от импорта, увеличит экспорт отечественных товаров. Система поддержки бизнеса государством станет более результативной и принесет больше положительных результатов.
Цель исследования - на основе анализа государственной поддержки малого бизнеса изучить механизм ее получения на региональном уровне.
Объект исследования - государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации.
Предмет исследования - механизм получения государственной поддержки предприятиями малого бизнеса в Брянской области.
При проведении исследования использовались общенаучные методы сравнений и аналогий, обобщение, статистическая обработка результатов исследования.
Научная новизна проведенных исследований выражена в том, что впервые проанализированы результаты эффективности освоения бюджетных средств получателями государственной поддержки на 5-7%, изучен механизм получения финансовой поддержки конкретными предприятиями малого бизнеса региона. Показана также практическая значимость проведенных исследований по механизму получения государственной поддержки предприятиями малого бизнеса на региональном уровне. Так установлено, что муниципальное образование проводит конкурс, куда заявки подаются субъектами малого бизнеса (в среднем, в течение 5 дней); комиссия по предоставлению муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определяет победителя; заключается соглашение, регламентирующее порядок получения субсидии и предоставления отчетности о целевом использовании выделенных средств; информация о получателе субсидии вносится в реестр получателей государственной поддержки; отчетность передается в администрацию муниципального образования, которая в дальнейшем предоставляет ее департаменту экономического развития Брянской области.
Abstract: the article examines the mechanism of state support for small business in the country, which is understood as measures to create favorable conditions for stimulating entrepreneurial activity. There is a need to build a policy to support small businesses using a more effective mechanism of interaction between the state and business. This will increase competitiveness, reduce dependence on imports, and increase exports of domestic goods. The system of business support by the state will become more effective and will bring more positive results.
The purpose of the research: on the basis of the analysis of the state support of small business to study the mechanism of its receipt at the regional level.
The object of the study is the state support of small business in the Russian Federation.
The subject of the study is the mechanism of obtaining state support by small businesses in the Bry-
ansk region.
The study used General scientific methods of comparisons and analogies, generalization, statistical processing of the results of the study.
The scientific novelty of the research is expressed in the fact that for the first time the results of the efficiency of budget funds utilization by recipients of state support by 5-7% are analyzed, the mechanism of obtaining financial support by specific small businesses in the region is studied. The practical significance of the research on the mechanism of obtaining state support by small businesses at the regional level is also shown. So it is established that the municipality holds a competition where applications are submitted by small businesses (on average, within 5 days); the Commission for the provision of municipal support to the subjects of small and medium enterprises determines the winner; is the agreement governing subsidies and reporting on the target use of allocatedfunds; information on the recipient of the subsidy is entered in the register of recipients of state support; accountability is transferred to the administration of the municipality, which then provides it to the Department of economic development of the Bryansk region.
Введение. Эффективное развитие общества невозможно без развития малого бизнеса, так как именно он формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Росстат в 2017 году провел исследования и опубликовал данные о доле малого и среднего предпринимательства в ВВП России, долевая часть составляет 21,9%1, когда как в развитых странах в среднем 60%.
К субъектам малого предпринимательства относят субъекты хозяйства (индивидуальные предприниматели и юридические лица), относимые к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, информация о которых внесена в единый реестр субъектов малого предпринимательства .
Развитие малого бизнеса тема достаточно изученная, многие ученые занимаются по сей день изучением вопросов формирования эффективной структуры экономики, снижением уровня безработицы, созданием среднего класса, перераспределением доходов, обеспечением политической стабильности в обществе, однако изучением возможности повышения результативности работы предприятий малого бизнеса с учетом специфических региональных факторов на начальной стадии их становления является актуальным и своевременным. Тем более в статье речь пойдет об
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/accounts/# (Дата обращения: 19.04.2019)
2 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: http://www.consultant.ru/ document/
cons_doc_LAW_52144/ (Дата обращения: 15.12.20198
особенности получения государственной поддержки предприятий из средств федерального бюджета.
Цель - на основе анализа государственной поддержки малого бизнеса изучить механизм ее получения на региональном уровне.
Объект исследования - государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации.
Предмет исследования - механизм получения государственной поддержки предприятиями малого бизнеса в Брянской области.
Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы сравнений и аналогий, обобщение, статистическая обработка результатов исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. В Российской Федерации господдержку субъектам малого бизнеса оказывает Минэкономразвития. В Брянской области к органам государственного управления и поддержки в сфере малого предпринимательства относится Департамент экономического развития Брянской области, который в соответствии с его положением является исполнительным органом государственной власти Брянской области, реализующим государственную социально-экономическую политику и определяющим направления развития экономики области3.
Департамент имеет следующие подве-
Указ Губернатора Брянской области от 28.01.2013 № 46 «Об утверждении положения о департаменте экономического развития Брянской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: http://www.biyanskobl.ru/ order/dep15 (Дата обращения: 25.10.2019)
Подведомственные организации департамента экономического развития Брянской области
домственные организации, оказывающие поддержку субъектам малого бизнеса (рисунок 1)1:
Рисунок 1
1. Брянский микрофинансовый фонд «Новый мир» (руководитель: Алексей Николаевич Воронцов) - является некоммерческой организацией, создан в 2004 году в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Администрации Брянской области. Одним из основных направлений деятельности фонда выступает предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Брянской области независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, физическим лицам, владельцам крестьянских подворий, проживающим на территории Брянской области.
2. Государственное автономное учреждение «Брянский областной бизнес-инкубатор» (врио директора: Дмитрий Геннадьевич Солуянов) - его деятельность направлена на предоставление в аренду помещения и обеспечение офисного обслуживания (помещение под офис, выставочные площади, вспомогательные помещения); оказание консультативной помощи начинающим малым предприятиям по экономико-правовым и технологическим вопросам; разработку бизнес-планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обоснование инвестиций и содействие в по-
1 Прохода И.А., Свиридов Д.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса на региональном уровне (на материалах Брянской области) // Региональная экономика и управление электронный научный журнал, №4 (60), 2019.
иске инвесторов; создание условий для расширения межрегионального сотрудничества малых предприятий; проведение для бизнеса семинаров, конкурсов, конференций, курсов и других мероприятий по современным методикам обучения предпринимательству.
3. Государственное бюджетное учреждение «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов» (директор: Татьяна Сергеевна Савичева) - на возмездной основе осуществляет реализацию государственной услуги «Оказание информационно-консультационного и организационного содействия субъектам инвестиционной деятельности в Брянской области», в том числе: разработка финансово-экономического обоснования и/или бизнес-плана инвестиционного проекта; презентационных материалов; представление интересов инвестора от его имени (по доверенности/договору) и другое.
4. ГАУ «МФЦ в г. Брянске» (директор: Леонид Петрович Матюхин) - предоставляет услуги предпринимателям по принципу «одного окна».
Также оказание господдержки субъектам малого предпринимательства Брянской области регулируют такие органы, как Брянская областная Дума, правительство Брянской области, координационные или
совещательные органы в сфере развития малого и среднего предпринимательства, которые исполняют свои полномочия в соответствии с Законом Брянской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Брянской области».
На сегодняшний день в Брянской области финансовая поддержка субъектов малого бизнеса в форме субсидий оказывается посредством предоставления помощи муниципальным образованиям (в том числе моногородам - монопрофильным муниципальным образованиям), администрации которых в свою очередь организовывают конкурсы на субсидирование части затрат по тем или иным направлениям ведения бизнеса. В соответствии с распоряжением Правительства РФ «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» в Брянской области насчитывается 10 таких образований1: Карачевское, Погарское, городской округ город Клинцы, городской округ город Сельцо, Суражское, городской округ город Фокино, Белоберезковское, Бытош-ское, Ивотское и Любохонское городские поселения.
Весь процесс предоставления субсидий на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства имеет сложную многоступенчатую структуру (рисунок 2):
Федеральный бюджет
Региональный бюджет
Муниципальный
бюджет
Малый бизнес
Рисунок 2 - Предоставление субсидий на поддержку малого бизнеса
На первом этапе из федерального бюджета денежные средства направляются в бюджет субъекта РФ, являющегося победителем конкурса на получение субсидий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (решение по итогам конкурса принимает Комиссия по рассмотрению и согласованию мероприятий субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии ). Данная процедура закрепляется Соглашением о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
На втором этапе субъект РФ, в частности Брянская область, а именно департамент экономического развития организует конкурс на предоставление субсидий, заявки в который подают муниципальные образования. Он же проводит отбор муниципальных образований, соответствующих установленным требованиям, и передает полученное Заключение по результатам отбора на рассмотрение конкурсной комиссии по предоставлению государственной поддержки субъектам малого предпринимательства Брянской области, которая и выносит решение о предоставлении и сумме субсидий участникам конкурса.
Заключается соглашение между субъектом РФ и муниципальным образованием, согласно которому субъект передает субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования - победителя конкурса.
Количество предприятий малого бизнеса в регионе на 10.05.2019 г. в Брянской
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р «О Перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: https://base.garant.ru/70707138/ (Дата обращения: 29.05.2019)
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1538 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210517/ (Дата обращения 8.05.2019)
области составляет 41 985 субъектов. Из них 40 323 микро, 1569 малых (в целом - 41 892) и 93 средних предприятия. Более трети валового регионального продукта создаются такими организациями, порядка 35% занятости, более 42% оборота всех предприятий и организаций области.
Ведущими формами взаимодействия властей региона и предпринимателей продолжают оставаться формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки.
Общий объем субсидий, предоставленных бюджетам муниципальных образований за 2016-2018 гг., и их распределение можно увидеть в таблицу 11:
Таблица 1 - Распределение субсидий в 2018 году бюджетам муниципальных образований Брянской области_
N пп Наименование муниципального образования Сумма субсидии, рублей
1 Карачевское городское поселение 2 049 138,00
2 Город Клинцы 2 177 209,00
3 Погарское городское поселение 2 305 279,00
4 Город Сельцо 1 536 853,00
Всего 8 068 479,00
Исходя из этих данных, можно отметить, что в 2017 году был выделен наибольший объем финансирования за рассматриваемые три года - 22 471 910,12 рублей. Однако город Фокино был вынужден вернуть 1 425 000 рублей бюджет субъекта в связи с нецелевым использованием (решение арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 г. дело № А09-11796/2013).
Выделенные средства направлены монопрофильными муниципальными образованиями на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и
1 Постановление Правительства Брянской области от 4.09.17 № 420-п «Об утверждении распределения субсидий в 2017 году бюджетам муниципальных образований Брянской области для софинанси-рования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: http://docs.cntd.ru/document/974046548 (Дата обращения: 12.05.2019)
среднего предпринимательства и авансовых платежей при заключении договора лизинга.
Третий этап - организация муниципальным образованием конкурсного отбора на получение субсидии - представлен на рисунке 3:_
сбор пакета документов для участия в конкурсном отборе
подача пакета документов организатору конкурса _*_
оценивание участников комиссией и вынесенение решения _±_
заключение соглашения с победителем конкурсного отбора _
выдача субсидии _±_
внесение субъекта в реестр получателей поддержки
_1_
предоставление субъектом отчетной документации
Рисунок 3 - Порядок участия субъектов малого бизнеса в конкурсном отборе на получение субсидии
Данный рисунок отражает процесс, при котором муниципальное образование проводит конкурс, куда заявки подаются уже непосредственными субъектами малого бизнеса (в среднем, в течение 5 дней); комиссия по предоставлению муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определяет победителя; заключается соглашение, регламентирующее порядок получения субсидии и предоставления отчетности о целевом использовании выделенных средств; информация о получателе субсидии вносится в реестр получателей государственной поддержки; отчетность передается в администрацию муниципального образования, которая в дальнейшем предоставляет ее департаменту экономического развития Брянской области.
Критериями эффективности использо-
вания предпринимателями выделенных бюджетных средств являются:
1) количество вновь созданных рабочих мест;
2) доля обрабатывающей промышленности в обороте;
3) прирост среднесписочной численности работников;
4) увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в процентном соотношении к показателю за предыдущий период в постоянных ценах 2014 года1.
По результатам собственных исследований и их анализа установлено увеличение количество вновь созданных рабочих мест на 55%, среднесписочной численности работников на 35%, оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку на 5-7%.
На всех рассмотренных этапах получения субсидий производится контроль и предоставление отчетности в вышестоящие инстанции. В случае нецелевого использования выделенных средств, они возвращаются в областной бюджет.
В дополнение финансовая господдержка в Брянской области включает в себя предоставление микрозаймов и гарантий по кредиту, осуществляемые организациями инфраструктуры.
Что касается других видов господдержки субъектов предпринимательства, в частности информационной и консультативной, то порядок получения такой помощи значительно проще - предприниматель непосредственно, по почте или по телефону обращается в интересующие его организации для получения всей необходимой информации, которая может быть предоставлена как в устной форме, так и отправлена на электронную почту.
Вывод. Таким образом, по результатам собственных исследований установле-
1 Постановление Правительства Брянской области от 27.12.2018 № 728-п «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа [URL]: http://docs.cntd.ru/document/974053269 (Дата обращения: 9.04.2019)
но, что без государственной поддержки малый бизнес не сможет сформироваться и удержаться на начальном этапе своего становления. Поэтому эффективное развитие общества невозможно без развития малого бизнеса, так как именно он формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Росстат в 2017 году провел исследования и опубликовал данные о доле малого и среднего предпринимательства в ВВП России, долевая часть составляет 21,9%2, когда как в развитых странах в среднем 60%.
В регионе реализуются государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и государственная программа «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2019 - 2024 годы).
Научная новизна проведенных исследований выражена в том, что впервые проанализированы результаты эффективности освоения бюджетных средств получателями государственной поддержки на 5-7%, изучен механизм получения финансовой поддержки конкретными предприятиями малого бизнеса региона. Показана также практическая значимость проведенных исследований по механизму получения государственной поддержки предприятиями малого бизнеса на региональном уровне. Так установлено, что муниципальное образование проводит конкурс, куда заявки подаются субъектами малого бизнеса (в среднем, в течение 5 дней); комиссия по предоставлению муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определяет победителя; заключается соглашение, регламентирующее порядок получения субсидии и предоставления отчетности о целевом использовании выделенных средств; информация о получателе субсидии вносится в реестр получателей государственной поддержки; отчетность передается в администрацию муниципального образования, которая в дальнейшем предоставляет ее департаменту экономического развития
2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta t/ru/statistics/accounts/# (Дата обращения: 19.04.2019)
Брянской области.
Проведен анализ состояния государственной поддержки малого бизнеса в регионе. Была выявлена нестабильность финансирования мероприятий в сфере поддержки развития малого бизнеса: 1) согласно государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2016 году - 146 435,0 тыс. рублей, в 2017 году - 425 535,2 тыс. рублей, в 2018 году - 49 266,3 тыс. рублей; 2) согласно подпрограмме «Государственная поддержка малого и среднего предпри-
нимательства в Брянской области» государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» в 2017 году - 429 408 754,46 рублей, в 2018 году - 51 862 636,77 рублей, в 2019 году -279 395 255,41 рублей.
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа не учитывает реальные потребности малого и среднего бизнеса в регионе, а формируется из объема денежных средств, которое государство способно выделить.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Дата обращения: 15.12.20198
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт]. - URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (Дата обращения: 19.04.2019)
3. Исследование «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» // Институт экономики роста им. Столыпина П.А. - Режим доступа [URL]:http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/ (Дата обращения: 19.04.2019)
4. Указ Губернатора Брянской области от 28.01.2013 № 46 «Об утверждении положения о департаменте экономического развития Брянской области» [Электронный ресурс]. -Режим доступа [URL]: http://www.bryanskobl.ru/order/dep15 (Дата обращения: 25.04.2019)
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [сайт] - URL: https://ofd.nalog.ru/ (Дата обращения: 11.05.2019)
6. Закон Брянской области от 2.11.2012 №73-3 «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Брянской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL]: http://docs.cntd.ru/document/974024269 (Дата обращения: 15.12.2018)
7. Закон Брянской области от 3.10.2016 №75-3 «Об установлении дифференцированных налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL]: https://base.garant.ru/42563190/ (Дата обращения: 7.02.2019)
8. Итоги социально-экономического развития Брянской области в 2018 году // Официальный сайт департамента экономического развития Брянской области. - Режим доступа: http://econom32.ru/activity/makroekonomika/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya/ (Дата обращения: 12.05.2019)
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [сайт]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (Дата обращения: 19.04.2019)
10. Отчет о реализации государственных программ в Брянской области 2016-2018 гг. // Официальный сайт департамента экономического развития Брянской области. - Режим доступа: http://econom32.ru/activity/-gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennye-programmy-rossiyskoy-federacii/ (Дата обращения: 27.02.2019)
11. Постановление Правительства Брянской области от 27.12.2018 № 728-п «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и
инновационная экономика Брянской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа [URL]: http://docs.cntd.ru/document/974053269 (Дата обращения: 9.04.2019)
12. Прохода, И.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства как фактора стабильности и благополучия в регионе Экономика и предпринимательство (INTERECONOM Publishing). - 2017. - № 6 (83).
13. Прохода, И.А., Свиридов, Д.В. Государственная поддержка малого инновационного бизнеса на региональном уровне (на материалах Брянской области) //Региональная экономика и управление электронный научный журнал. - 2019. - №4 (60).