УДК 33.332.1
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
© Будаева Инесса Олеговна, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В Е-mail: [email protected]
Современная экономика государства характеризуется тем, что каждый субъект стремиться к самостоятельности в плане управления и финансирования. Имея различные преимущества, каждый регион имеет свой специфический аспект развития. По мнению автора, интеллектуальный потенциал является одним из главных факторов социально-экономического развития региона, поскольку любое современное государство характеризуется наличием интеллектуального и инновационного потенциалов. Интеллект характеризуется не только как один из элементов экономики знаний, но и как главный источник получения прибыли. В то же время формирование, управление и использование интеллектуального потенциала, а значит, и социально-экономического развития невозможны без его оценки. Поэтому в статье автором произведена оценка интеллектуального потенциала региона, обоснована методика расчета. Результаты исследования показали, что интегральный индекс интеллектуального потенциала в Республике Бурятия выше среднего (0,84), однако уровень жизни населения ниже среднего. Это говорит о том, что существующий потенциал в полном объеме не используется.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интегральный индекс, социально-экономическое развитие.
ANALYSIS AND EVALUATION OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF BURYATIA
Inessa O. Budaeva, Research Assistant, Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
The modern economy of the state is characterized by the fact that every person strives for self-sufficiency in terms of management and financing. However, having various advantages, every region has its own specific aspect of development. According to the author, the intellectual potential is one of the main factors of social and economic development of the region, since any modern state is characterized by intellectual and innovative potential. The intelligence is characterized not only as one of the elements of the knowledge economy, but also as a major source of profit. At the same time the formation, management and use of intellectual potential, and so the socio-economic development is impossible without its evaluation. Therefore, in this article the author has evaluated the intellectual potential of the region, proved the method of calculation. The results have shown that the integral index of the intellectual potential in the Republic of Buryatia is above average (0.84). However, the standard of living is below average. This suggests that the existing potential is not fully used. Keywords: intellektual potential, integral index of socio-economic development.
Экономическое развитие любого региона напрямую зависит от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе. Однако, поскольку формирующие государство регионы обладают специфическими особенностями в области обеспеченности ресурсами, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, структуры хозяйства, стратегия развития каждого из них различна. На современном этапе наблюдается тенденция увеличения самостоятельности регионов, выраженное децентрализацией управления и обособленностью финансовых структур. Тем самым развитие государства в целом все в большей мере впадает в зависимость от результатов деятельности составляющих его регионов.
Социально-экономическое развитие региона определяется объективными потребностями и общественными тенденциями. Оно осуществляется как с помощью использования объективных факторов (географическое положение, природные ресурсы, макроэкономические условия и т. д.), так и с помощью субъективных факторов, и в первую очередь правильного выбора метода регионального управления.
В современной экономике неоспоримым становится тот факт, что мировая экономика XXI в. характеризуется становлением общества знаний. То есть такой экономикой, в которой ключевыми факторами развития становятся умственные способности людей и технологии, обеспечивающие мно-
гократное их возрастание. Доиндустриальное общество характеризовалось использованием природных и трудовых ресурсов, индустриальное — использованием материальных ресурсов. В постиндустриальном обществе приоритет принадлежит интеллектуальным и информационным ресурсам. Выдвигаясь на первый план, интеллект характеризуется не только как один из элементов экономики знаний, но и как главный источник получения прибыли.
Однако эффективное управление и развитие интеллектуального потенциала региона невозможно без его оценки. В то же время наиболее реалистичную оценку можно получить лишь в случае правильно подобранных факторов, составляющих архитектонику данного понятия, и выбора подходящего метода оценки.
Как известно, на сегодняшний день не существует единой методики оценки интеллектуального потенциала региона, поэтому за основу мы можем предложить стандартизированную и схожую по экономическому смыслу методику расчета индекса человеческого развития, разработанную в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом Уль-Хаком.
В данном случае схожесть при оценке интеллектуального потенциала и индекса человеческого развития заключается в том, что обоим понятиям свойствен «сверхинтегральный» характер. Однако в тоже время интеллектуальный потенциал, являясь более специализированным, требует некоторой корректировки анализируемых показателей.
Для оценки интеллектуального потенциала автором была предложена расширенная система показателей (табл. 1). Представленный нами алгоритм расчета интеллектуального потенциала состоит из следующих этапов:
Первый этап: выделение групп показателей, которые наиболее полно характеризуют интеллектуальный потенциал. Поскольку выбор показателей во многом зависит от наличия статистических данных за анализируемый период, анализу подвергся 2013 г.
Таблица 1
Показатели интеллектуального потенциала Республики Бурятия
Группа показателей Элемент Показатель Значения Индекс 2013 г.
2013 г. За период 2009-2013 г.
тах тт
Человеческий Показатели образовательного потенциала Е1 Доля занятого населения с ВПО, % 29,7 29,7 24,2 1
Е2 Доля расходов на образование в ВРП, % 46,5 46,5 25,9 1
Е3 Численность студентов ВПО на 10000 населения 399 504 399 0
Показатели социального благополучия SW1 Коэффициент Джини 0,414 0,414 0,406 1
SW2 Уровень безработицы, % 8,2 14,3 8,2 1
Структурный Показатели научного потенциала S1 Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки 16 16 13 1
S2 Доля внутренних затрат на НИР в ВРП, % 0,45 0,46 0,36 0,9
Показатели информационно-коммуникационной составляющей 1Т1 Число ПК с выходом в интернет на 100 работников 24 24 14 1
1Т2 Удельный вес ПК, имеющих выход в интернет, % 55,8 55,8 43,7 1
Потребительский Показатели отношенческого капитала О1 Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 43158 43158 24148 1
О2 Число используемых передовых производственных технологий 262 478 233 0,11
О3 Всего выдано патентов на объекты интеллектуальной собственности 62 66 50 0,75
О4 Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг, % 6 6 0,2 1
Второй этап: методом линейного масштабирования все выбранные нами факторы были приведены в сопоставимый вид. При прямой связи оцениваемого показателя использовалась формула
Xi—Xmin = --
X max — X mm
При обратной:
Xmax—Xi = -
X max — X mm
где I — индекс показателя интеллектуального потенциала;
X— фактическое значение i-го показателя;
Xmin и Xmax — минимальное и максимальное значение этого показателя в анализируемый период;
i — количество показателей.
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Третий этап: методом арифметической средней рассчитываем промежуточный индекс каждой группы показателей: индекс образовательного потенциала (IEP =0,66), индекс социального благополучия (ISW=1), индекс научного потенциала (ISP=0,95), индекс информационно-коммуникационной составляющей (ITC=1), индекс отношенческого капитала (IOC=0,72).
Четвертый этап: для расчета интегрального индекса интеллектуального потенциала методом взвешенной средней арифметической промежуточных индексов определим вес коэффициентов с использованием экспертной оценки, что позволяет на основании анализа совокупности некоторого множества индикаторов достаточно быстро получить ответ о возможных направлениях развития того или иного события, а также оценить эффективность тех или иных мероприятий.
Проводимая экспертная диагностика базируется на сборе диагностической информации, основой диагноза служит информация, полученная контактным методом путем анкетирования.
Семи экспертам буду предложены пять групп показателей, которые, по мнению автора, представляют структуру интеллектуального потенциала. В основе анализа лежит оценочное сравнение (ранжирование) предлагаемых показателей по мере влияния их на интеллектуальный потенциал региона по шкале от 0 до 1.
Составим матрицу предпочтений и проведем процедуру шкалирования (табл. 2).
Таблица 2
Матрица предпочтений
Стратегии Эксперты
1 2 3 4 5 6 7 Ср. арифм.
1. Образовательный потенциал 0,2 0,4 0,3 0,2 0,2 0,2 0,25 0,25
2. Социальное благополучие 0,1 0,2 0,2 0,1 0,25 0,1 0,1 0,15
3. Научный потенциал 0,3 0,2 0,2 0,3 0,15 0,3 0,3 0,25
4. Информационно-коммуникационные состав- 0,2 0,15 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,15
ляющие
5. Отношенческий капитал 0,2 0,05 0,1 0,3 0,3 0,2 0,25 0,2
Матрица предпочтений позволяет определить наиболее предпочтительные направления путем нахождения среднего арифметического между оценками экспертов по каждому предложенному им показателю.
Таким образом, наиболее предпочтительными оказались показатели образовательного потенциала (0,25) и научного потенциала (0,25).
Учитывая веса коэффициентов, рассчитаем индекс интеллектуального потенциала региона (1Р):
0,25 * 1ЕР + 0,15 * + 0,25 * 1БР + 0,15 * 1ТС + 0,2 * 10С
1Р = —-:-:-----= 0 84
0,25 + 0,15 + 0,25 + 0,15 + 0,2 , '
Таким образом, интегральный индекс интеллектуального потенциала региона Республики Бурятия в 2013 г. был равен 0,84.
Полученные результаты говорят о том, что уровень интеллектуального потенциала Республики Бурятия, равный 0,84, является высоким, поскольку максимальное значение индекса равно1. Представленная оценка показывает общее состояние интеллектуального потенциала по региону в целом.
При расчете отклонений каждого показателя от интегральной оценки (табл. 3) определенно можно сказать, что уровень интеллектуального потенциала мог бы быть выше, если бы не нулевой индекс по такому показателю, как «численность студентов ВПО на 10 000 населения», который в 2013 г. показал самое низкое значение в период с 2009 по 2013 г. в связи с чем отклонение показателя образовательного потенциала имеет отрицательное значение. Также отрицательную величину отклонения имеют показатели отношенческого потенциала, поскольку число передовых используемых технологий в 2013 г. оказалось практически минимальным за период с 2009 по 2013 г.
Таблица 3
Оценка элементов интеллектуального потенциала Республики Бурятия, 2013 г.
Группа показателей Индекс Интегральный индекс Отклонения от интегрального
показателя
Показатели образовательного потенциала 0,66 -0,18
Показатели социального благополучия 1 0,16
Показатели научного потенциала 0,95 0,84 0,11
Показатели информационно-коммуникационной 1 0,16
составляющей
Показатели отношенческого потенциала 0,72 -0,12
Всего 0,13
Таким образом,оценка интеллектуального потенциала как «сверхинтегральное» понятие, соединяющее в себе как экономические, финансовые, социальные и другие составляющие, отражает общее состояние социально-экономического положения региона. Несмотря на то, что представленная оценка показала высокий результат, уровень жизни в Республике Бурятия остается на невысоком уровне, т. е. существующий потенциал реализуется не в полном объеме. Анализ показал, что необходимо уделить внимание образовательному и отношенческому потенциалу. Сокращение бюджетных мест в высших образовательных учреждениях привело к уменьшению численности студентов ВПО, в связи с этим снизился образовательный потенциал. Отсутствие должного финансирования не позволяет использовать передовые производственные технологии. Все это тормозит процесс социально-экономического развития региона в целом, поэтому должное внимание к конкретным перечисленным показателям приведет к повышению уровня жизни Республики Бурятия.
Литература
1. Цыренов Д. Д. Оценка когнитивного потенциала региональной экономики в условиях развития экономики знаний // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С. 805-809.
2. Цыренов Д. Д. Экономическая сущность и природа знания в экономике знаний // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2(50). С. 389-397.
3. Цыренов Д. Д., Слепнева Л. Р. Рейтинг регионов в зависимости от уровня развития экономики знаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2(92). С. 24-28.
References
1. Tsyrenov D. D. Otsenka kognitivnogo potentsiala regional'noi ekonomiki v usloviyakh razvitiya ekonomiki znanii [Assessment of regional economy cognitive potential in the conditions of knowledge economy]. Fundamen-tal'nye issledovaniya — Fundamental Research. 2014. No. 3-4. Pp. 805-809.
2. Tsyrenov D. D. Ekonomicheskaya sushchnost' i priroda znaniya v ekonomike znanii [Economic content and nature of knowledge in knowledge economy]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava — Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2014. No. 2 (50). Pp. 389-397.
3. Tsyrenov D. D., Slepneva L. R. Reiting regionov v zavisimosti ot urovnya razvitiya ekonomiki znanii [Rating of regions depending on the level of knowledge economy development]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta — Proc. of St. Petersburg State University of Economics. 2015. No. 2 (92). Pp.