2. Батышев, А. С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. [Текст]/ А. С. Батышев. - М., 2003.
3. Бусыгина, А. Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВУЗа.[Текст]/
A. Л. Бусыгина. - СПб., 1994.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, активная лексика. [Текст]/ С. М. Вишнякова. - М., 1999.
5. Гильманов, С. А. Творческая индивидуальность учителя. [Текст]/ С. А. Гильманов. - Тюмень, 1995.
6. Липман, О. Психология профессий. [Текст]/ О. Липман. - М., 1993.
7. Пенкрат, Л. В. Мотивы выбора профессии: Книга для учителя. [Текст]/ Л. В. Пенкрат, - Минск,1990.
8. Сергеева, В. В. Управление образовательными системами. [Текст]/
B. В Сергеева. - М., 2000.
9. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. [Текст]/ В. В Сергеева - Волгоград, 1994.
Ю.Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. [Текст]/ Г. И. Хозяинов. - М., 1988.
УДК 371
Никитин Михаил Валентинович
Доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ развитая профессионального образования Департамента образования г. Москвы, [email protected], [email protected], Москва
АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО:
ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМЫ, ПОДХОДЫ
Nikitin Mihail Valentinovich
Doctor of pedagodical science, professor, director of the scientifically-research institute development vocational education of the Moscow Department Education, [email protected], [email protected], Moscow
AUTONOMOUS INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION (SPE): THE PURPOSES, MECHANISMS, APPROACHES
Сначала об основных понятиях.
Автономное учреждение СПО - одна из форм государственной образовательной некоммерческой организации (техникум, колледж) реализующей программы довузовского профессионального образования. Отличительный признак АУ СПО - преимущественно горизонтальная интеграция имеющихся ресурсов и проектирование многоотраслевых образовательно-социальных комплексов с участием базовых групп социальных партнеров.
Государственное задание - перечень количественных (объем) и качественных показателей подготовки студентов бюджетных групп по специальностям СПО, порядок его выполнения, включая регламент публичной отчетности. Реализация государственного задания осуществляется на основе норматива бюджетного подушевого финансирования и целевой субсидии на выполнение социальной функции, уплату налогов и содержания государственного имущественного комплекса.
Дополнительные образовательные услуги автономного учреждения - это перечень образовательных программ и способ удовлетворения образовательных потребностей базовых групп: физических лиц (1 группа); субъектов экономической деятельности (2 группа); государства (3 группа). На этой основе нами прогнозируется существенное увеличение количества дополнительных образовательных программ для каждой группы.
Казенное учреждение - государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы в соответствии с классификацией расходов по лимитам бюджетных обязательств. Любые средства, полученные казенными учреждениями, от приносящей доход деятельности, которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами, поступают в соответствующий бюджет региональной системы РФ. Казенное учреждение создается, в основном, на базе военных организаций, следственных изоляторов, учреждений ГУИН, психиатрических больниц, режимных и спецучреждений.
Актуальность принятия закона
30 декабря 2009 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положении я государственных (муниципальных) учреждений». 23 апреля он был принят Государственной Думой, 28 апреля одобрен Советом Федерации и 8 мая 2010 года подписан президентом РФ Д. Медведевым (83-Ф3). Принятие закона, как завил президент, «... направлено на борьбу с коррупцией и наведение порядка в бюджетной сфере. Задача Министерств заключается в том, чтобы уменьшить количество «серых» зон в этой сфере. Реформа бюджетных учреждений не сделает среднее образование платным» (06.05.2010 г.). Главный экономический смысл закона - сокращение внутренних издержек, ликвидация посреднических структур между государственным заказчиком (органом управления профессиональным образованием) и получателем бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных источников дохода, внедрение принципа «бюджетирования, ориентированного на результат». «Никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не
может. Более того, у нас по объему финансирования бюджетное образование на всех уровнях: ка уровне школы и на уровне профессионального образования очень существенно выросло», - прокомментировал министр образования и науки А. Фурсенко, эти настроения. Так, в 2004 г. государство выделяло из бюджета на одного студента в среднем 21 тысячу рублей. Сегодня, по словам А. Фурсенко. эта сумма увеличилась до 80 тысяч рублей. Он напомнил, что в прошлом году консолидированный бюджет образования составил 1,6 триллиона рублей. С 2004 г., по его словам, бюджет вырос в три раза. Средняя зарплата учителя в 2000 году составляла 1,28 тысячи рублей, в 2004 г. около шести тысяч рублей, в 2009 г. - 11,6 тысячи рублей.
Закон определяет, что на бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений. Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений.
Формирование условий конкурентоспособности У СПО
Как показал проведенный анализ, закон создает условия, существенно усиливающие конкуренцию бюджетных учреждений профессионального образования за: а) получение субсидий от государства на госзадание при условии соблюдения требований качества; б) получение финансирования из других источников при обучении профессиям, востребованным на рынке труда; в) выполнение социально-культурных функций, в том числе, социализацию лиц, с ограниченными возможностями здоровья, молодых трудовых мигрантов из стран СНГ; г) реализацию целевых программ подготовки кадров рабочих и специалистов для инновационной экономики, в том числе, для малого и среднего бизнеса. Принцип конкурентоспособности должен существенно сократить возможность бюджетного финансирования однопрофильных образовательных программ в учреждениях СПО, не отвечающих требованиям качества. В первую очередь в тех из них, которые не занимаются вопросами энерго- и ресурсосбережения. Правовыми нормами закона и структурой ФГОС третьего поколения закладывается экономический механизм участия работодателей в финансировании согласованных требований к уровню квалификации выпускников У СПО. Речь идет о необходимости соблюдения 50% часов в структуре ФГОС, которые отводятся на перечень дисциплин и форм обучения, востребованных заказчиком. В этот объем работодатель (заказчик кадров) может заложить и оплатить весь перечень компетенций и квалификаций, который востребован на конкретном производстве. Вплоть до воспитания этических норм профессиональной деятельности и ценностей корпоративной культуры. Тем самым, государством предлагается адекватный правовой и организационный инструмент долевого финансирования и организации учебного процесса с участием всех заинтересованных субъектов. Подчеркнем, что это не значит, что только один субъект будет платить больше. Данная норма предполагает, что тот,
кто заинтересован в получении 5-6 квалификационного разряда, либо дополнительной специальности, тот за это и будет платить. Определение размеров долевого финансирования - это не только предмет партнерства, но и результат социального диалога.
Подчеркнем, что, с экономической точки зрения, все профессиональное образование, было, есть и будет только платным. Бесплатного образования не было и не будет. Проблема заключается не в платности или бесплатности, а в том: кто платит, сколько платит, за что платит. Бюджетное финансирование обучения студента колледжа не значит, что оно «бесплатное». Но оно должно быть достаточным и прозрачным для всех участников этого процесса: родителей, студентов, педагогического персонала колледжа, работодателей, социума, в целом.
АУ СПО как горизонтально-интегрированные комплексы
В целях повышения качества и конкурентоспособности образовательная сеть разрозненных учреждений СПО вынуждены концентрировать и интегрировать все виды ресурсов, что закономерно приводит к формированию горизонтально-интегрированных образовательных комплексов с участием научных структур и ассоциаций работодателей.
Отличительная особенность горизонтальной интеграции таких комплексов в создании рабочих мест для выпускников колледжей на конкретной территории (сельский район, поселок, муниципальное образование, город). Таким образом, для получения профессионального образования и работы по специальности не надо уезжать за пределы своей территории. Подчеркнем, что при реализации данного подхода и налоги концентрируются в конкретном бюджете.
Как показало наше исследование, целевая инновационная миссия АУ СПО - это воспитание этических норм и деловой культуры российского предпринимательства на основе освоения ключевых компетенций. Порядочная репутация молодого российского предпринимателя - дороже прибыли, ибо, это конкурентное преимущество. Мотивация выпускника к реализации авторского предпринимательского проекта на основе открытия своего дела есть инновационный приоритет автономного учреждения СПО.
Департамент образования города Москвы и НИИ РПО планируют развернуть инновационный проект по реализации программ прикладного (технического) бакалавриата на базе АУ. Изучение практики Болонского и Копенгагенского процессов убеждают нас в необходимости научного поиска многомодельных решений-. Ведь за рубежом неуниверситетский сектор, где реализуются программы прикладного бакалавриата, - это крупные многофункциональные колледжи. Такой опыт доказал свою эффективность в Нидерландах, Бельгии, Германии, Швеции, Норвегии, Ирландии, Греции, Португалии, Дании, Финляндии. Предназначение таких программ - в развитии интеллектуального предпринимательства выпускников колледжей на основе полученного профессионального образования. Бакалавр - это не формат государственного диплома, а ценностная ориентация как основание профессиональной карьеры.
Как показывает наш анализ, колледжи в организационно-правовой форме автономных учреждений должны стать такими образовательными комплексами, включающими учреждения общего, коррекционного, негосударственного и дополнительного образования.. Процесс укрупнения колледжей ведется в г. Москве с 2008 г. В системе среднего профессионального образования за 2009-2010 гг. проведено укрупнение колледжей и созданы 3 новых учреждения среднего профессионального образования. В настоящее время отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы распределяется следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 - Отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы
Отраслевая принадлежность учреждений среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы Кол-во учреждений с контингентом (чел.) Кол-во учреждений по отрасли Доля на рынке образовательных услуг
<500 500 -1000 1000 -1500 >1500 Вновь создан- ные
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Наука и промышленная политика 7 6 6 3 - 22 28,2%
2. Городское строительство - 3 4 5 - 12 15,4%
3. Потребительский рынок и услуги 1 4 13 1 1 20 25,6%
4. Поддержка и развитие малого предпринимательства 1 4 1 1 1 8 10,3%
5. Транспорт и связь - - 2 4 - 6 7,7%
6. Туризм города Москвы, межрегиональные связи и национальная политика - 1 - - - 1 1,3%
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
7. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство - 2 1 - 1 4 5,1%
8. МЧС России по г. Москве - - 1 - - 1 1,3%
9. Социальная защита населения - 1 - - - 1 1,3%
10. Культура 2 1 - - - 3 3,8%
ИТОГО: 11 22 28 14 3 78 100%
Решение о переводе учреждения среднего профессионального образования в новую организационно-правовую форму требует аргументации механизма реструктуризации территориальной сети учреждений среднего профессионального образования. Проведенный анализ результатов экспериментальной деятельности в колледжах (2009-2010 гг.) в т. ч., победителей национального проекта «Образование» позволил определить условия конкурентоспособности, которые являются стратегически важными для перехода в новые организационно-правовые формы, как:
а) наличие инновационной инфраструктуры, спроектированной на основе механизма государственно-частного партнерства;
б) проектирование АУ СПО, как комплекса различной целевой направленности, куда включаются с потерей юридического лица другие, менее эффективные образовательные учреждения, в т. ч., негосударственные;
в) партнерство с научными организациями - есть фундаментальное ценностное основание для трансферта результатов исследований в практику, и механизм обратной связи для определения стоимостных параметров интеллектуальной собственности.
При принятии управленческого решения о переводе бюджетного учреждения среднего профессионального образования города Москвы в новую организационно-правовую форму необходимо провести мониторинг статистических данных деятельности образовательного учреждения и его ресурсной готовности к функционированию в новых условиях.
В связи с этим в НИИРПО разработаны показатели готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационно-правовые формы и установлено их соответствие с показателями государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования (Приказ Минобразования РФ от 01.10.2010 № 3249 в ред. от 27.12.2002 №4669).
Таблица 2 - Соответствие показателей готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационноправовые формы показателям государственной аккредитации
Показатели готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организа-ционно-правовые формы Показатели государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования
Показатели, характеризующие статус образовательного учреждения
Отраслевая принадлежность образовательного учреждения Содержание подготовки, учебная и учеб-но-методическая работа
Отношение образовательных программ, востребованных у работодателей, к образовательным программам, популярным среди поступающих в колледж Качество подготовки (организация образовательного процесса, система управления и контроля качества в образовательном учреждении, востребованность выпускников)
Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным профессиональным образовательным программам Реализуемые профессиональные образовательные программы
Количество реализуемых программ профессиональной подготовки, в том числе дополнительных профессиональных образовательных программ
Наличие имущественного комплекса и материально-технического обеспечения профессиональных образовательных программ Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств, наличие и оснащенность баз практики); Информатизация образовательного учреждения
Доля инженерно-педагогических работников возрастных категорий от 30 до 49 лет с квалификационными категориями, учеными степенями и званиями Качественный состав педагогических кадров
Показатели, характеризующие востребованность услуг и выпускаемых специалистов
Доля внебюджетного финансирования по оказываемым образовательным услугам Показатели финансовой устойчивости
Наличие конкурса на профессии и специальности образовательного учреждения в течение трех лет
Наличие предприятий - социальных партнеров (заказчиков кадров) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями)
В результате проведенного анализа материалов, представленных в таблице 2, установлено, что совокупности показателей готовности учреждений среднего профессионального образования к переходу в новые организационно-правовые формы шире по сравнению с государственными аккреди-
тационными показателями. Это объясняется необходимостью осваивать новые образовательные программы, новые формы и технологии обучения, выходить на новые социальные группы обучаемых в связи с переходом в новые организационно-правовые формы.
Особенности бюджетного нормативного финансирования госзада-ния АУ СПО
Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не раскрывает и не регламентирует порядок формирования госзадания, методику его расчёта и объёмы финансового обеспечения. Субсидиарная ответственность государства сохраняется лишь в отношении казенных учреждений. Ни бюджетное, ни автономное образовательное учреждение не вправе отказаться от выполнения госзадания, однако при этом для бюджетных учреждений допускается уменьшение объёма субсидии в течение срока выполнения задания при соответствующей корректировке заказчиком этого задания (пункт 5 статьи 6 Закона), в сторону уменьшения.
Расчет объемов финансирования государственного задания на оказание образовательной услуги должен проводиться в соответствии с Методическими рекомендациями Минфина РФ, утвержденными Приказом № 105н от 22.10.2009 и с учетом рекомендаций, содержащихся в Письме Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383.
При этом должны учитываться кластерные группы, сформированные в зависимости от затрат на реализацию образовательных программ (высокозатратные, среднезатратные и низкозатратные). В рамках указанных кластерных групп возможна дальнейшая дифференциация затрат в зависимости от характера блоков учебного плана (общие гуманитарные и социально-экономические, математические и общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины).
Таким образом, предлагается наделить органы государственных власти субъектов Федерации гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений, призванным повысить эффективность выполнения ими уставных задач. В случае сокращения задания объемов государственного задания новые бюджетные и автономные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных внебюджетных финансовых средств обеспечения своей деятельности путем оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления иной, приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами. Проведенные научные исследования позволили определить структуру многоканального финансирования, перечень видов дополнительных образовательных услуг, калькулирование затрат на их реализацию с расчетной формулой (см. таблицу 4).
Таблица 3 - Ассортиментный перечень дополнительных образовательных услуг автономного учреждения среднего профессионального образования
1 группа МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
2 группа РЕПЕТИТОРСКИЕ УСЛУГИ
3 группа ЭКСТЕРНАТНЫЕ УСЛУГИ
4 группа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
5 группа ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ (ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ) УСЛУГИ
6 группа ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ) УСЛУГИ
7 группа УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
8 группа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
9 группа ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ
10 группа БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ
Порядок определения платы за образовательные услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В настоящее время НИИРПО в соответствии с кластерным подходом разработаны экономические параметры государственного задания и методика расчета стоимости (себестоимости) образовательных услуг в рамках нормативно-подушевого финансирования, в основу которых положены нормативно-правовые акты РФ. Разработка осуществлялась на основе следующих нормативных документов:
1) Постановление правительство РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями».
2) Письмо Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления».
3) Распоряжение Правительства РФ от 13.09.2007 г. № 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала».
Проведенный анализ позволил определить следующую базовую схему многоканального финансирования новых бюджетных и автономных учреждений СПО (см. таблицу 4).
Таблица 4 - Базовая схема многоканального финансирования автономных учреждений среднего профессионального образования
— государственное бюджетное задание учредителя на подготовку одного специалиста по нормативу стоимости обучения, включая оплату труда и учебные затраты — государственной бюджетное финансирование собственником содержания имущественного комплекса АУ, недвижимого и особо ценного движимого имущества, земли, в т. ч., уплаты налогов на имущество
— программно-целевое государственномуниципальное софинансирование развития АУ на основе проектов и грантов — внебюджетное договорное финансирование заказов на обучение и воспитание компетентных рабочих, специалистов, предпринимателей
— программно-целевое дополнительное финансирование от фонда целевого капитала (эндаумент-фонда) АУ — внебюджетные доходы от оказания образовательных и смежных услуг, в т. ч., от учебно-производственной профильной деятельности
— экономия всех ресурсов, как источник дополнительного финансирования АУ
Автономные учреждения СПО должны быть ориентированы преимущественно на подготовку практикоориентированных специалистов для инновационных сфер экономики и общества, в том числе, на реализацию московского проекта прикладного бакалавриата по заказу отраслевых работодателей. Они включаются в состав Наблюдательного совета АУ СПО и реализуют управленческие функции в полном объеме. Концентрация ресурсов на базе АУ СПО, как субъектов роста инноваций, способных в дальнейшем продуцировать системные сдвиги (spill over effects) является стратегически правильным политическим решением.
Бюджетное финансирование государственного задания в АУ СПО осуществляется без соблюдения норм ФЗ-94, а контрольные функции казначейства распространяются только на объем бюджетного финансирования. Группа учреждений СПО, которая потеряет статус юридического лица, должна включаться в качестве филиалов, в состав АУ СПО.
В соответствии с проведенной предварительной оценкой для сохранения структуры профессионального образования с учетом потребностей экономики города Москвы (показатель отраслевой принадлежности образовательного учреждения) НИИРПО рекомендует переводить в форму казенных учреждений только единичные монопрофильные учреждения среднего профессионального образования, ведущие подготовку по социально значимым профессиям и специальностям. В форму новых бюджетных учреждений рекомендуется перевести крупные учреждения, выполняющие подготовку по профессиям и специальностям, востребованным экономикой города (ориентированные на развитие городской инфраструктуры), а также учреждения среднего профессионального образования, обучающие лиц, нуждающихся в социальной защите.
В автономные учреждения среднего профессионального образования рекомендуется переводить (на первом этапе - 2010 г.) одно - пять учреждений, ориентированные на подготовку по профессиям и специальностям, 320
востребованных различными категориями граждан на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
1. Волохин, А. В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства.[Текст]: автореф. канд. дисс./ А. В. Волохин. - М.: изд. НИИРПО, 2010. - 29 с.
2. Никитин, М. В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. [Текст]/ М. В. Никитин. - М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2004.
3. Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. [Текст]/ Д. А. Новиков, Н. П. Глотова. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. - 142 с.
4. Мальцев, В. А. Методологические основы нравственного воспитания в довузовском профессиональном образовании. Курс лекций[Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования. / В. А. Мальцев./ Под науч. ред. д.п.н., проф. М. В. Никитина. - М.: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования г. Москвы, 2010. - 355 с.
5. Павлов, И. С. и др. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. [Текст]/ И. С. Павлов. - 2-ое изд., доп. и переработ. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. - 213 с.
6. Формирование теоретико-методической системы профессионального обучения и адаптации мигрантов и беженцев в учреждениях довузовского профессионального образования [Текст]: Практикоориентированная монография под научной ред. проф., д.п.н. М. В. Никитина, М.: Изд. ФИРО, 2008.-347 с.
7. Формирование экономического механизм а автономного учреждения довузовского профессионального образования [Текст]: Организационно-методические рекомендации /Под научн. ред. проф. М. В. Никитина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 260 с.