41 (320) - 2013
РАЗВИТИЕ АПК
УДК 330.322.14
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Е. А. ШКАРУПА, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье отмечается, что механизм функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства проявляется в единстве механизмов функционирования ее подсистем (финансовый и кредитный), включает совокупность финансовых методов и рычагов формирования, распределения и использования финансовых и кредитных ресурсов (функциональные элементы) в рамках четкого нормативно-правового и информационного обеспечения (обеспечивающие элементы).
Ключевые слова: кредитная подсистема, модель функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающая подсистема, финансовая подсистема, финансово-кредитная инфраструктура сельского хозяйства, финансовые методы, финансовые рычаги, финансовый механизм, функциональная подсистема.
Финансово-кредитная инфраструктура сельского хозяйства, являясь отражением основных функций и элементов финансовой системы, обладает своими особенностями, обусловленными спецификой сельскохозяйственного производства.
Возрастающее значение формирования и развития финансовой инфраструктуры в воспроизводственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловлено необходимостью постоянного поступления средств для финан-
сирования потребностей сельского хозяйства и ограниченными возможностями самофинансирования в результате относительно высокой капиталоемкости при относительно низком уровне рентабельности [9, с. 48].
Формирование и развитие механизма функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства предполагает определение сущностных характеристик непосредственно самого механизма.
Термин «механизм» в научных трудах, посвященных экономике социализма, был введен в оборот во второй половине 1960-х гг. и, несмотря на свою относительную новизну, получил широкое распространение [4]. В Большом энциклопедическом словаре внимание направлено на то, что «обычно в механизме имеется одно входное звено, получающее влияние от двигателя, и одно выходное звено, соединенное с рабочим органом машины или указателем прибора [1]. Согласимся с профессором Л. В. Поповой, что «механизм - это «внутреннее объективное устройство, приводящее в движение систему» [6, с. 17]. Общепринятым определением является то, что в структуру финансового механизма включено пять элементов, взаимосвязанных между собой: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение [3; 5; 8].
Рис. 1. Составные элементы финансового механизма
В структуре механизма обеспечения стабилизации агропромышленного производства О. В. Ин-шаков выделяет финансово-кредитный механизм, основное назначение которого состоит в воздействии «на поддержание воспроизводственной сбалансированности АПК через внеценовые рычаги экономического регулирования» [2, с. 263].
Составные элементы финансового механизма представлены на рис. 1.
Функциональные подсистемы реализуют финансово-экономические методы управления и финансовые отношения, применение которых способствует достижению поставленных целей. К ним следует отнести:
- планирование;
- прогнозирование;
- регулирование;
- систему оплаты труда;
- ценообразование;
- инвестирование;
- кредитование;
- налогообложение;
- страхование;
- анализ и учет.
Указанные функциональные подсистемы по своей сущности различны. По этому признаку разбиваем их на две группы.
Первая группа - это подсистемы, отражающие функции финансово-экономических методов. К ним относятся: планирование, прогнозирование, регулирование, ценообразование, система оплаты труда, анализ и учет.
Вторая группа - это подсистемы, отражающие функции финансовых отношений, т. е. процесс движения денежных средств от одного субъекта к другому. К ним относятся: инвестирование, кредитование, налогообложение и страхование.
В качестве подсистем обеспечения следует использовать систему внутренних финансово-эко-
номических отношений, правовое, нормативное (в том числе нормы и нормативы), а также информационное обеспечение. Из всех подсистем обеспечения следует особо остановиться на сущности и организации внутренних финансово-экономических отношений.
В составе подсистемы нормативного обеспечения важнейшая роль принадлежит действующей системе норм и нормативов, а в системе информационного обеспечения - системе экономических показателей и критериев оценки. Состав норм и нормативов, экономических показателей и критериев оценки постоянно пополняется и обновляется, совершенствуются и методы их определения. от того, насколько корректно определены нормы, нормативы, показатели и критерии, существенным образом зависит степень воздействия финансово-экономического механизма на обеспечение достижения поставленных предприятием целей.
Первые два элемента (методы, рычаги) относят к функциональной подсистеме, а следующие три вида элементов (правовое, нормативное, информационное обеспечение) - к подсистеме обеспечения функционирования финансового механизма.
Финансово-кредитную инфраструктуру сельского хозяйства можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и институциональном.
С точки зрения институционального аспекта, финансово-кредитная инфраструктуры сельского хозяйства представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой институциональных единиц секторов финансовой системы, субъекты которой осуществляют процессы формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых и кредитных ресурсов. Финансово-кредитная инфраструктуры сельского хозяйства с позиции функционального подхода выступает как определенная совокупность финансовых отношений,
обеспечивающих привлечение финансово-кредитных ресурсов, способствующих созданию необходимых финансовых условий для ведения сельского хозяйства.
Широкое применение термина «финансово-кредитная инфраструктура» вызывает необходимость системной классификации ее элементов, наибольшую трудность при проведении которой представляет обоснованность определения границ их отнесения к подсистемам финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.
Финансовая подсистема способствует формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих создание условий для финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Основу кредитной подсистемы финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства составляют экономические отношения между кредитором или заемщиком по поводу движения средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности и возвратности [7, с. 103].
Механизм функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства проявляется в единстве механизмов функционирования ее подсистем (финансовый и кредитный).
механизм функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства включает в себя функциональную подсистему, состоящую из функциональных элементов (финансовых методов и финансовых рычагов), и подсистему обеспечения функционирования финансового механизма, включающую обеспечивающие элементы (правовое, нормативное и информационное обеспечение), имеющие свои особенности, определяемые спецификой отрасли.
Структура финансового механизма автором дополняется субъектами, которые являются базовыми элементами механизма функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства. Составные элементы механизма функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства представлены на рис. 2.
Основными субъектами функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства стали сельскохозяйственные товаропроизводители, ОАО «Росагролизинг», коммерческие банки, специализированный Россельхозбанк, сельскохозяйственные кредитные кооперативы, страховые компании.
Основными объектами взаимодействия в сфере финансово-кредитной инфраструктуры становятся: субсидии, субвенции, дотации, кредиты, бюджетные ссуды, льготы, налоги, обеспечивающие финансовую основу развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государство, формирующее нормативную и информационную основы функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, выступает координатором, обеспечивающим финансовое взаимодействие субъектов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, создает базис для введения расширенного воспроизводства сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Целесообразно представить адаптированную к механизму функционирования финансово-кредитной инфраструктуры модель в контексте взаимодействия ее элементов. Предложенная модель финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства носит интеграционный характер, систематизирует процессы, отражает финансовые и кредитные потоки, необходимые для существования и реализации данными подсистемами своих функций, выявляет их взаимосвязи (рис. 3).
В предлагаемой модели выделены финансовые и кредитные ресурсы, создающие финансовые условия для развития сельского хозяйства, потребляемые сельскохозяйственными товаропроизводителями на входе, что позволяет в перспективе оценить эффективность используемых ресурсов при сопоставлении их с полученным на выходе результатом. На выходе, благодаря предложенной модели, можно оценить значимость и эффективность функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.
Предложенная модель взаимодействия элементов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства является концептуальной основой для формирования механизма ее мониторинга и оценки деятельности. Она позволяет:
- оценить эффективность функционирования существующих элементов финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства;
- выявить пробелы оказания финансово-кредитных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- скорректировать государственную политику в данном направлении.
Финансовый механизм
5
X
ш £
ш ^
т ф
Ъ х £
ГО X
о
X
>
в
ГО
а
>
а н
и
к го х .0
го
X
X
ш §
ш ^
т
2 го а
У Ш С и ш ю О
5
о
Й
е
Бюджетное финансирование, самофинансирование, софинансирование, целевое финансирование, проектное финансирование, земельное налогообложение, налогообложение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвестирование, субсидирование, дотированиие, льготирование, финансирование, инвестирование, сельскохозяйственное страхование, финансовое оздоровление
Кредитный механизм
Кредитование банковскими и парабанковскими организациями, коммерческое кредитование, агролизинг
Й
Налоги, налоговые льготы, налоговые ставки, налоговые преференции, сборы, пошлины, прибыль, льготы, финансовые санкции, нормативы затрат, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, цена, отсрочки, преференции, субсидии, дотации, субвенции, компенсации, гарантии, цена, норма амортизационных отчислений, норматив, бюджетные ассигнования, преференции, компенсации, гарантии, норматив, страховой тариф, страховое возмещение, страховая стоимость, страховые платежи
Льготы, проценты, сроки, кредитные ставки, гарантии, норматив, собственный капитал, лимиты, компенсации, залоги, гарантии третьих лиц, поручители, штрафы, пени, неустойки, процентные ставки, тарифы, нормативы, нормы
Г
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Налого-
0вый кодекс, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, указы Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства
с * 1= ю
о
РФ, Министерства финансов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и прочее
Соглашение по сельскому хозяйству и соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
о ф
Ш
^ _
о ю X о
о
о
-а
Национальные доклады «О ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
0 продовольствия на 2008-2012 гг.», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 20132020 гг.), отчетные и прогнозные данные Министерства сельского хозяйства РФ, ОАО «Рос-агролизинг», ОАО «Россельхозбанк»
Сельскохозяйственныетоваропроизводители, ОАО «Росагролизинг», коммерческие банки, специализированный Россельхозбанк, сельскохозяйственные кредитные кооперативы, страховые компании, государственные институты и их органы
Институциональные элементы
Рис. 2. Составные элементы механизма функционирования финансово-кредитной инфраструктуры
сельского хозяйства
№ N
в
ш
со
€ §
£
СО
Рис. 3. Модель функционирования финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства
"та
рэ со и
а >н н
сс ^
1=1
Ю О
ю о
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь / гл. редактор А. М. Прохоров. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия. 1997. С. 725.
2. Иншаков О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. 450 с.
3. Леонтьев В. Е. Финансы общественного сектора: учеб. пособие / В. Е. Леонтьев, Н. П. Рад-ковская. СПб: ИВЭСЭП, 2002. С. 21.
4. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях. URL: http://www. kapital-rus. ru/articles/article/o_neopredelennosti_ termina_mehanizm_v_ekonomicheskih_ issledovaniyah.
5. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие / под ред. И. Т. Балабанова. М: Финансы и статистика, 1998. С. 50.
6. Попова Л. В. Финансово-кредитный механизм воспроизводства капитала в агроформирова-ниях. Волгоград, 2009. 42 с.
7. Тимофеева Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы: монография. Волгоград: ВолГУ, 2005. 384 с.
8. Шеремет А. Д. Финансы предприятий: учеб. пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М: ИНФРА М, 1999. С. 24.
9. Шкарупа Е. А. Теоретико-методологические подходы к формированию и развитию финансово-кредитной инфраструктуры АПК // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 24(255) . С. 48-51.