УДК 338.467:640
https://doi.org/10.24158/pep.2018.5.10
Сутягина Наталья Игоревна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры физико-математических наук Нижегородского государственного инженерно-экономического университета
Сутягина Ольга Владимировна
аспирант, старший преподаватель кафедры физико-математических наук Нижегородского государственного инженерно-экономического университета
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация:
Совершенствование системы управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы, модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания населения, внедрение инновационных технологий в жилищно-коммунальный комплекс и, как следствие, повышение качества жилищно-коммунальных услуг остаются актуальными задачами реформирования данного сектора экономики и на сегодняшний день. В качестве одного из перспективных инструментов изменения ситуации в жилищно-коммунальной сфере рассматривается кластеризация этого рынка услуг. В статье дается определение кластера жилищно-коммунальных услуг, рассматриваются условия и предпосылки его создания на территории Нижегородской области. Представлены основные составляющие элементы механизма формирования и развития такого кластера: объект, субъект, центр, алгоритм создания, факторы, влияющие на механизм. Проанализирован алгоритм создания кластера, включающий в себя несколько уровней: планирование, формирование и оценивание.
Ключевые слова:
жилищно-коммунальные услуги, инновации, кластер, механизм формирования и развития, программа развития, рынок жилищно-коммунальных услуг, элементы механизма, ядро кластера.
Sutyagina Natalia Igorevna
PhD in Economics, Associate Professor, Department of Physics and Mathematics, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
Sutyagina Olga Vladimirovna
PhD student, Senior Lecturer, Department of Physics and Mathematics, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
THE DEVELOPMENT MECHANISM OF THE CLUSTER OF PUBLIC UTILITY SERVICES
Summary:
The improved control system of public utilities, the in-frastructural modernization providing favorable and safe living conditions for the population, the introduction of innovative technologies in the public utility sector, and, consequently, the improved quality of public utility services remain relevant to this economic sector being reformed to date. Public utility market clustering is regarded as one of the promising tools to change the situation in this field. The research defines the cluster of public utility services, considers the conditions and prerequisites for its creation in the Nizhny Novgorod region. The study presents the main elements of the development mechanism provided for the cluster under review: object, subject, center, an algorithm for its creation, factors affecting the mechanism. The authors analyze the algorithm for cluster creation which includes several levels: planning, development, and evaluation.
Keywords:
public utility services, innovations, cluster, development mechanism, development program, public utility market, elements of mechanism, core of the cluster.
Сфера жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является одной из важнейших областей социально-экономической деятельности общества. Однако, несмотря на постоянное реформирование, установление новых правил регулирования, отрасль до сих пор остается одной из самых малоэффективных в Российской Федерации.
В настоящий момент состояние жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Нижегородской области характеризуется так же, как и в целом по стране: слабой инвестиционной привлекательностью, неэффективной системой управления и, как следствие, низким качеством предоставляемых населению ЖКУ. Объекты коммунальной инфраструктуры Нижегородской области, особенно в малых муниципальных образованиях, находятся в изношенном состоянии. При этом время ликвидации аварий и стоимость ремонта неукоснительно возрастают из года в год. Поэтому сегодня кризисное положение сферы ЖКХ является одной из актуальных проблем государственной политики.
Выходом из сложившейся ситуации может стать формирование и развитие кластера жилищно-коммунальных услуг. Кластеризация современной жилищно-коммунальной сферы - это один из очевидных путей ускорения ее интеграции в рыночную экономику, обусловленной продолжающейся деградацией экономики ЖКХ [1, с. 271].
Во многих исследованиях большое внимание уделяется производственным и высокотехнологичным кластерам, при этом меньшее значение придается кластерам услуг [2]. Основам формирования кластера в сфере ЖКХ посвящены работы С.И. Баженова, Л.В. Иваненко, Л.Б. Леоновой, И.В. Морозова, М.Д. Неделина, В.Н. Тимощука и др. В жилищно-коммунальной сфере И.В. Морозов рассматривает кластер как новый дополнительный способ повышения эффективности системы управления ЖКХ, организации жилищно-коммунальной политики и жизнеобеспечения территорий [3, с. 87]. В.Н. Тимощук наблюдает выраженный синергетический эффект в результате количественного и качественного изменения жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, и отмечает, что кластеризация обусловлена локализацией жилищно-коммунальных комплексов в местах проживания людей [4, с. 7].
Мы в свою очередь под кластером жилищно-коммунальных услуг понимаем группу сконцентрированных на определенной территории взаимодействующих структур с производственными, информационными, логистическими и другими взаимосвязями, объединенную инновационной программой интеграции передовых научно-образовательных и ресурсосберегающих технологий, способствующих повышению качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания населения.
Кластерный подход в отличие от обычного производственного объединения организаций подразумевает активное внедрение инновационного потенциала в соответствующей сфере деятельности, развитие конкурентоспособности, использование рыночных механизмов регулирования, в том числе государственно-частного партнерства. Основными целями создания кластера ЖКУ являются достижение синергетического эффекта, выраженного в повышении социально-экономической эффективности, результативности и координации деятельности предприятий сферы ЖКХ, и, как следствие, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг. Кластер ЖКУ способствует решению стратегически важных задач:
- совершенствованию системы управления предприятиями ЖКХ;
- модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
- демонополизации жилищно-коммунальной сферы, созданию конкуренции;
- повышению контроля со стороны органов власти за деятельностью организаций ЖКХ;
- привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
- привлечению профессиональных управляющих;
- обучению, повышению квалификации работников предприятий ЖКХ;
- обеспечению возможности доступа к информации об экономической деятельности жилищно-коммунальных организаций потребителям услуг;
- усилению ответственности за некачественное предоставление услуг;
- повышению удовлетворенности потребителей качеством оказываемых ЖКУ.
К сожалению, в области жилищно-коммунального хозяйства активного проявления и внедрения кластерных инициатив не наблюдается, можно лишь говорить о практике Санкт-Петербурга, где в 2015 г. были созданы кластер водоснабжения и водоотведения и инновационно-технологический кластер энергосбережения в ЖКХ и промышленности. Главной целью первого стало формирование условий для ускорения разработки и внедрения новых технологий в сфере водоснабжения и водоотведения на основе инновационных отечественных проектов; второго - развитие рынка энергосервисных услуг, сокращение энергопотребления в сфере ЖКХ и промышленности, а также развитие отечественного производства энергосберегающей продукции.
Как видим, тема создания кластеров в секторе жилищно-коммунальных услуг является хоть и достаточно новой, но актуальной. В частности, на территории юго-востока Нижегородской области имеются все возможные условия и предпосылки для его формирования:
- научный потенциал - присутствие крупного регионального вуза (НГИЭУ), способствующего внедрению инновационных разработок (проектов) в сферу ЖКХ, а также подготовке или переподготовке высококвалифицированных кадров, в том числе в сфере управления жилищно-коммунальным комплексом;
- инновационный потенциал - наличие центра энергоаудита, центра сертифицированного обучения пользователей программными продуктами 1С, высокотехнологического ресурсного центра, центра водительской подготовки, центра производственных квалификаций и др.;
- институциональные предпосылки - утверждение приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» на 2017-2020 гг., направленного на повышение качества ЖКУ, снижение уровня аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры на 30 %, а также на увеличение уровня удовлетворенности населения качеством предоставления таких услуг до 85 % [5];
- наличие ключевых предприятий - участников кластера, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в формате формирования и развития кластера;
- заинтересованность органов местного самоуправления в создании кластера, способствующего развитию сотрудничества между участниками и представителями бизнеса, и, как следствие, развитие экономики на межмуниципальном уровне.
Перейдем к механизму формирования и развития кластера ЖКУ, который является эффективным инструментом взаимодействия кластерных структур. Рассмотрим организационно-экономическую структуру этого механизма, определив принципы и последовательность выполнения действий между участниками кластера на основе рекомендаций А.Н. Бычковой [6].
Главными составляющими механизма формирования и развития кластера ЖКУ выступают объект, субъект, центр, алгоритм создания, а также планируемые результаты и факторы, способные оказать влияние на структуру кластера (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема механизма формирования и развития кластера ЖКУ
Под субъектами понимаются все непосредственные участники кластера: во-первых, предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги (ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ и т. д.); во-вторых, юридические и физические лица, оказывающие услуги в том числе по соглашению о государственно-частном партнерстве, научно-исследовательские структуры, учреждения образования и повышения квалификации; в-третьих, потребители ЖКУ. Помимо этого в кластер могут входить и иные организации, оказывающие не только обозначенные услуги, но и услуги смежного характера.
Объект кластера ЖКУ представляет собой интересы субъектов кластера. Это повышение качества жилищно-коммунальных услуг для одних и достижение синергетического эффекта для других.
Центром, или ядром, кластера выступает координационный совет, включающий экспертный и проектный советы, советы по стратегическому планированию и взаимодействию с государственными органами, а также создающий условия, благотворно влияющие на развитие кооперации и взаимовыгодных отношений между сторонами-участниками кластера ЖКУ.
Алгоритм создания кластера в сфере жилищно-коммунальных услуг должен содержать несколько уровней: планирование, формирование и оценивание.
Уровень планирования состоит из таких важных этапов, как анализ рынка услуг, оценка возможности создания кластера, определение целей и задач, планирование модели функционирования кластера. Этап анализа рынка важен для дальнейших действий и включает исследование потенциала рынка ЖКУ региона и соответствующих муниципальных образований; выявление факторов, сдерживающих развитие предприятий ЖКХ; оценка качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
Актуальность и возможность организации кластера на рынке ЖКУ определяются с использованием экономико-математических методов и результатов исследования рынка услуг. В целях глубокого анализа угроз и перспектив во внешней для кластера среде, сильных и слабых сторон организаций относительно конкурентов с учетом способов достижения желаемых итогов целесообразно применять STEP-, SWOT-анализ, коэффициенты локализации, экспертный метод и т. д.
Цели и задачи кластера необходимо определять в рамках формирования концепции создания и функционирования кластера в сфере ЖКУ. Такая концепция должна описывать модель функционирования кластера, основных участников и принципов их взаимодействия, специфику получения конкурентных преимуществ, уровень вертикальной интеграции, возможности оказываемых смежных услуг и т. д.
Одним из наиболее важных этапов является планирование модели функционирования кластера, состава его участников и способов их взаимодействия. На данной ступени также с помощью процессного, системного и функционального подходов определяются существующие и недостающие элементы кластера. На уровне планирования организуются и проводятся круглые столы по проблемам создания кластера в сфере ЖКУ. В качестве участников приглашаются представители возможных структур кластера, органов местного самоуправления, СМИ и т. п. Здесь же формируются рабочие группы, которые будут заниматься организационной и агитационной деятельностью. Группы должны проводить разъяснительную работу среди представителей потенциальных элементов кластера, потребителей услуг в форме семинаров, раздаточного материала, информационного сообщения, размещенного в местах общего пользования, СМИ.
Необходимо отметить, что кластеры не возникают стихийно и на случайных территориях, предприятия не начинают интегрироваться сами по себе. Запускать кластерообразующие механизмы на рынке жилищно-коммунальных услуг должны федеральные, региональные и муниципальные органы власти, способствуя формированию инноваций в жилищно-коммунальной сфере, создавая фискальные и иные стимулы для привлечения резидентов кластера. В свою очередь инициаторами организации кластера могут стать предприятия, которые в дальнейшем планируют стать участниками данной интеграционной схемы.
Уровень планирования можно считать в целом завершенным с момента проведения общего собрания по принятию решения о создании кластера на рынке жилищно-коммунальных услуг и услуг смежного характера. На собрании вся информация по планированию доводится до участников инициаторами формирования кластера. В качестве участников целесообразно приглашать представителей возможных структур кластера, органов местного самоуправления, СМИ и т. п.
Наиболее важными этапами конструирования кластера можно считать образование ядра, создание механизма управления кластером, реализацию программы развития. При принятии решения о целесообразности создания кластера на рынке жилищно-коммунальных услуг и услуг смежного характера инициаторы на общем собрании представляют модель функционирования, в которой особое место занимает ядро кластера. Его формирование начинается с подписания договора о сотрудничестве. Этап образования ядра кластера включает учреждение координационного совета, одна из основных миссий которого - регулирование работы рабочих комиссий (или советов), например совета по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, совета стратегического планирования и т. п. Необходимо отметить, что организация общего собрания членов кластера отдельно не регламентирована законодательством Российской Федерации, поэтому в данном вопросе рекомендуем руководствоваться главой 9.1 ГК РФ, предусматривающей правила проведения собраний.
Управление кластером нужно строить на принципах баланса интересов субъектов взаимоотношений, складывающихся на рынке жилищно-коммунальных услуг и услуг смежного характера. Создание механизма управления подразумевает распределение организационных обязан-
ностей между структурами кластера, распределение полномочий созданных советов, формирование механизма взаимодействия кластера с органами государственной и муниципальной власти, потребителями услуг, а также другими представителями внешней среды.
В целях обеспечения устойчивого функционирования кластеров требуется разработать и утвердить программу развития на рынке жилищно-коммунальных услуг, спланировав достижение ряда положительных структурных эффектов. Основные шаги должны быть ориентированы на решение поставленных задач. В программу разумно включать мероприятия, направленные на развитие бизнес-кооперации при внедрении инновационных технологий, создание бизнес-инкубаторов, центров содействия государственно-частному партнерству и т. д.
Оценка эффективности программы, а также деятельности кластера в сфере ЖКУ в целом должна включать две стадии: 1) оценку деятельности структур в кластере; 2) анализ деятельности кластера как экономической единицы региона. Таким образом, уровень оценивания включает в себя этапы определения эффективности деятельности кластера и его участников, актуализации программы развития кластера, осуществления корректирующих мероприятий.
К факторам, оказывающим влияние на механизм кластера жилищно-коммунальных услуг и препятствующим его формированию и развитию, можно отнести следующие:
- недостаточная мотивация, слабая заинтересованность и отсутствие активного участия в деятельности кластера его членов;
- разобщенность, отсутствие доверительных отношений между участниками;
- недостаток необходимого взаимодействия между органами власти и представителями бизнеса;
- низкий уровень информированности участников о специфике такой экономической категории, как кластер ЖКУ;
- отсутствие опыта и положительного примера результатов деятельности кластеров подобного типа в других районах и регионах;
- дефицит финансовых ресурсов при реализации и внедрении инновационных научно-исследовательских проектов;
- отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность кластеров на рынке ЖКУ.
Формирование кластера жилищно-коммунальных услуг окажет существенное влияние на развитие экономики региона, повысит социально-экономическую эффективность предприятий ЖКХ, скоординирует деятельность организаций всех форм собственности в данной сфере и, как следствие, позволит улучшить качество ЖКУ.
Ссылки:
1. Баженов С.И. Кластерный подход к развитию жилищно-коммунального хозяйства региона // Экономика региона. 2012. № 1. С. 270-275.
2. Kuah A.T.H. Determinants of clustering, cluster growth and performance [Электронный ресурс] : thesis Ph. D. University of Manchester. 2007. URL: http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.629921 (дата обращения: 25.05.2018).
3. Морозов И.В. Жилищно-коммунальные кластеры как основа повышения эффективности системы управления ЖКХ в процессе ее реформирования // Транспортное дело России. 2006. № 12, ч. 4. С. 85-87.
4. Тимощук В.Н. Формирование кластера жилищно-коммунальных услуг в регионе : автореф. ... канд. экон. наук. Тольятти, 2011. 23 с.
5. Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг [Электронный ресурс] : паспорт приоритетного проекта : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18 апр. 2017 г. URL: http://static.government.ru/media/files/klb6YnoWDP9idJsHF2z91xgQ2mhK0xvj.pdf (дата обращения: 25.05.2018).
6. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. 2010. № 4. С. 37-43.
References:
Bazhenov, SI 2012, 'Cluster approach to the development of housing services and public utilities in the region', Economy of Region, No. 1, pp. 270-275. https://doi.org/10.17059/2012-1-29.
Bychkova, AN 2010, 'The economic mechanism: definition, classification and application', Vestnik Omskogo universiteta. Sen: Ekonomika, No. 4, pp. 37-43, (in Russian).
Kuah, ATH 2007, Determinants of clustering, cluster growth and performance: thesis Ph. D. University of Manchester, viewed 25 May 2018, <http://ethos.bl.uk/OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.629921 >.
Morozov, IV 2006, 'Public utility clusters as a basis for improving the efficiency of its management system when reforming it', Transportnoye delo Rossii, No. 12, Part 4, pp. 85-87, (in Russian).
Timoshchuk, VN 2011, The creation of a public utility cluster in the region, PhD thesis abstract, Togliatti, 23 p., (in Russian).