Инновационная деятельность
механизм финансовой поддержки инновационной деятельности в условиях кризиса
Н. М. ЕРМАКОВА, кандидат экономических наук, соискатель кафедры финансов и отраслевой экономики
E-mail: [email protected] Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье проводится анализ состояния российской экономики в условиях кризиса. Рассматриваются факторы, негативно влияющие на финансирование инновационного развития, называются условия создания инновационной инфраструктуры, механизма финансовой поддержки инновационной деятельности.
Ключевые слова: экономика, кризис, финансирование, инновации, развитие, венчурное инвестирование.
Истоки и причины мирового финансового кризиса находятся вне российской экономики. Тем не менее, в целях скорейшего выхода из кризиса нашей стране необходима комплексная политика модернизации. Для повышения эффективности российской экономики нужен переход от инерционной к инновационной модели развития, к освоению передовых технологий.
К настоящему времени в Российской Федерации появился ряд новых форм организации инновационной деятельности, которые составляют основу формируемой инновационной инфраструктуры. К ним относятся: научные парки; технопарки; технологические инкубаторы; инновационно-технологические центры; федеральные центры науки и высоких технологий; наукограды; государственные научные центры; сеть трансфера технологий; сеть территориально-производственных кластеров; венчурные источники финансирования. Большинство из них были созданы при прямом финансовом участии государства.
Понятие финансового механизма применительно к инновационной деятельности целесообразно рассматривать как совокупность финансовых инструментов и закрепленных в организацион-
но-правовых формах методов их использования в целях обеспечения инновационных процессов в экономике.
Углубляющийся глобальный финансовый кризис, серьезно затронувший российскую экономику, может еще дальше отодвинуть нас от реализации инновационной стратегии развития. Использованию инновационного потенциала российских компаний, как и инновационному развитию российской экономики в целом, мешают неудовлетворительное состояние макроэкономической среды, слабость финансово-кредитной сферы, несбалансированность участия государства в бизнесе, неблагоприятная политическая ситуация и т. п.
Восприимчивость экономики и бизнеса к инновациям остается невысокой. Так, по данным Минэкономразвития России [6], доля российских предприятий, в которых осуществляются технологические инновации, составляет 9,4 %. Для сравнения, в Германии эта доля достигает 73 %, в Бельгии — 58 %, в Эстонии — 47 %, а в Чехии — 41 %. Предприятий отечественной промышленности, направляющих средства на приобретение новых технологий, у нас всего 12,7 % от общего числа. Динамика этих индикаторов за последнее время ухудшилась. Кроме того, сегодняшние экономические проблемы создают дополнительные риски. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, экономят на развитии, урезают инвестиционные программы, откладывают планы обновления производства.
Анализируя состояние макроэкономической среды, можно отметить такие серьезные факторы, препятствующие динамичному инновационному
развитию российской экономики, как: высокая инфляция; интеллектуальная, сырьевая, технологическая зависимость компаний ряда отраслей российской экономики от Запада; коррупция; произвол монополий; несовершенство межбюджетных отношений и др. Условия, необходимые, по мнению автора, для эффективного функционирования инновационной среды, приведены в таб. 1.
Каково же состояние российской экономики? По данным департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России [9], ВВП в начале 2009 г. снизился на 8 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В январе—феврале 2009 г. импорт из Российской Федерации упал на 35 %, а экспорт — на 44,5 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Минэкономразвития России прогнозирует спад мировой экономики в 2009 году на уровне минус 0,5—0,8 %.
Слабость рынков проявилась в банковской сфере кризисом ликвидности, вызванным гигантскими внешними долгами наших крупнейших корпораций и потребовавшим соответствующих по масштабам финансовых вливаний, которые затронули накопленные страной золотовалютные резервы и запасы, предназначенные для инновационного развития страны. Ослабление банковской сферы обернулось снижением устойчивости региональной банковской системы, малых и средних банков, связанным с ужесточением условий рефинансирования, вызвавшим резкое сокращение кредитования. Объем кредитов, привлекаемых субъектами РФ у коммерческих банков, снизится в
Таблица 1
Условия эффективного функционирования инновационной среды
стабилизация макросреды
Снижение общих внешних рисков. Политическая стабильность. Интеграция в глобальную экономику. Преодоление интеллектуальной, сырьевой и технологической зависимости от Запада. Доступ компаний к кредитам мирового рынка.
Снижение импорта и рост экспорта. Сокращение внешнего и внутреннего корпоративного долга
инвестиционный климат
Инфляция в пределах 3—5 %. Развитый финансовый рынок. Устойчивая банковская система. Доля банковских кредитов в структуре источников финансирования - 20-30%. Банки могут предоставлять льготы и упрощенные варианты кредитования малому бизнесу
демократизация управления
Демократизация подготовки и принятия внешнеполитических решений власти.
Снятие конкурентных ограничений.
Устранение монополии групп во власти. Вывод из «тени» малого бизнеса. Доверие народа к правительству и его решениям
2009 г. в два раза и составит около 100 млрд руб. По данным Минфина России [8], суммарный дефицит региональных бюджетов в 2009г. составит около 800 млрд руб., часть которых может быть покрыта бюджетными кредитами. Но есть еще часть, которая не покрывается даже источниками финансирования дефицита. И это создает крупные проблемы для отдельных регионов. Кредиты предоставляются на один год по ставке, равной одной четвертой от ставки рефинансирования. Учитывая сложившиеся обстоятельства, после принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и федеральный бюджет на 2009 г. Минфин России увеличил срок бюджетного кредитования до трех лет. Финансовый кризис серьезно затронул уже половину муниципальных образований в стране. По данным Минрегиона России [11], ситуация на начало 2009 г. остается более или менее стабильной всего в 10 % городов и районов страны. Кризис ощущается почти на всех градообразующих и бюджетообразующих предприятиях. А ими создается значительная часть ВВП — до 40 %. В первую очередь речь идет о металлургии, машиностроении и ряде добывающих отраслей. Отмечается также снижение объемов финансирования по межбюджетным трансфертам. В среднем субсидии снизились на 34 %, дотации — на 20 %. Что касается ипотечного кредитования, то его сокращение ведет к сворачиванию ипотечных программ и стагнации рынка ипотечных кредитов.
Финансовую устойчивость российской экономики подтачивает рост внутренней задолженности по кредитам и продолжающийся в условиях глобального финансового кризиса рост внешнего корпоративного и банковского долга, который превышает годовой объем нашего экспорта товаров и услуг. Эта ситуация уже вызвала серьезные осложнения у крупнейших заемщиков, набравших кредиты для покупки новых активов или для того, чтобы заработать на перепродаже этих денег внутренним российским заемщикам. Ряд крупнейших банков, заигравшихся спекуляциями дешевыми западными деньгами внутри страны, попали в трудное положение.
Деформация фондового рынка привела к падению индексов. На сырьевых рынках происходит стремительное падение цен на нефть, металлы, химические удобрения, на рынке недвижимости — резкое падение цен в сегменте жилья. Валютный кризис вызван быстрым оттоком иностранного и олигархического капитала из страны.
Известный экономист Н. Кондратьев, разработавший теорию длинных волн, доказал цикличность кризисов. Весь вопрос в том, с чем выходят страны из такой ситуации? С одной стороны, кризис стимулирует развитие новых технологических направлений,
поэтому наша страна может выйти из него окрепшей. С другой — кризисные явления могут привести к резкому технологическому отставанию. Поддержка устаревших технологий вряд ли поможет преодолеть возникающие трудности. По оценке ряда экспертов, локомотивом развития и выхода из нынешнего экономического спада будут нанобиотехнологии и технологии, связанные с энергоэффективностью, альтернативными источниками энергии.
Однако пока инвестиции в инновации угрожающе снижаются. За кризисные осенние месяцы 2008 г. потери рынка инноваций составили около 400 млрд руб. По оценкам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в дальнейшем объем инвестиций в инновационные проекты снизится на 70—80 %. На 90 % могут уменьшить свои вложения крупные корпорации, до 45 % — венчурные фонды и до 20 % способны снизиться объемы финансирования инновационной отрасли со стороны государства. В 2008 г. российский инновационный сектор не испытывал проблем с инвестициями. Деньги на него активно поступали как со стороны частных венчурных фондов, так и из федерального бюджета. На развитие инноваций в России в 2008 г. было выделено около 1,3 трлн руб. Из них госрасходов — около 954 млрд руб. (70 млрд руб. — на фундаментальные исследования) и более 7 млрд долл. — средства частных инвесторов [3].
Вектором инновационного развития России должны стать нанотехнологии, которые в ближайшие 10—12 лет приведут к созданию устройств, способных синтезировать с атомарной точностью любые материальные объекты из практически любого сырья, обладающего необходимым для этого набором химических элементов.
Важнейшим ресурсом инновационного прорыва страны являются достижения военно-промышленного комплекса (ВПК). Несмотря на глубокий экономический кризис 1990-х гг., он сохранил свой высокий статус и потенциал, а его кадровый состав — способность к созданию новейших образцов техники. ВПК способен стать локомотивом, обеспечивающим долгосрочный, независимый от сырьевых отраслей качественный рост отечественной экономики. По своей структуре ВПК — многопрофильный комплекс, с большим количеством отраслей и уникальных предприятий. В него входит около 1700 предприятий электронной, авиационной, ракетно-космической и прочих отраслей.
В России основная часть исследований проводится в государственном секторе, тогда как применяться полученные знания должны в основном в частном секторе. Развитые страны решают эту
проблему на основе частно-государственного партнерства, механизмы которого уже доказали свою эффективность. У нас существуют отдельные примеры их использования, но на практике проблемы законодательного и административного порядка мешают развитию успешного партнерства.
Различные источники финансирования, которые в настоящее время привлекаются для реализации новых технологий при выпуске инновационной продукции предприятиями и организациями промышленности, обладают определенными характеристиками, которые существенно влияют на их выбор. Сравнительные показатели различных источников финансирования приведены в табл. 2.
Задача создания инновационного продукта — многофакторна. Одним из ключевых механизмов финансирования инновационной деятельности (наряду с созданием венчурных фондов, особых экономических зон и т. д.) являются федеральные целевые программы, в рамках которых реализуется инновационная цепочка. По целевым программам ведется проектно-целевое финансирование, ставится проект-задача по разработке технологии или созданию инновационного продукта. В первом блоке программы осуществляются поисково-прикладные исследования, во втором — разработка технологий. Третий блок организует коммерциализацию технологий, в рамках которой осуществляется реализация важнейших инновационных проектов.
В развитых странах как важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности используется институт венчурного инвестирования.
Особенность венчурного (рискового) инвестирования состоит в том, что вложения в инновационные компании малого и среднего бизнеса осуществляются без предоставления ими какого-либо залога или заклада. Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций компании, рассчитывая, что ее менеджмент использует его деньги в качестве финансового рычага и обеспечит ускоренный рост и развитие своего бизнеса. Поэтому прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда принадлежащий ему пакет акций в несколько раз превысит первоначальное вложение и станет ликвидным. Венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли и в виде дивидендов, реинвестируя полученную прибыль в бизнес.
Основные, традиционные для развитых стран источники средств венчурного капитала — банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, это примерно 2/3 общего объема капитализации фондов.
Таблица 2
сравнительные показатели различных источников финансирования
Источники финансирования Ограничения и требования преимущества Недостатки
Кредиты Ликвидный залог. Хорошая кредитная история кредитора. Продуманный план развития проекта, технико-экономическое обоснование, бизнес-план Гибкость в заимствовании и обслуживании займа. Отсутствие оперативного контроля за использованием средств Риск неплатежеспособности. Высокие процентные ставки. Требования к ликвидному залогу
Государственное финансирование Социальная значимость инновационного проекта. Финансирование под определенные виды деятельности. Определенные стандарты получателя Осуществляется при невозможности получения средств из коммерческих источников. Меньший объем выплат и более длительный срок Ограничение на использование инновационного проекта. Трудности в получении, небольшой объем
Венчурный капитал Наличие потенциального роста. Уникальность идеи, инновационного проекта. Высококачественный менеджмент Реализуется опыт управления в финансовой области Инвестор осуществляет управление кадрами. Процесс получения финансирования достаточно долгий и трудный, требующий обстоятельных технико-экономических обоснований и доказательств
Целевые инвестиции Устойчивая позиция на рынке. Квалифицированный и опытный менеджмент организации Инвестор вносит опыт по управлению, производственную базу, сеть сбыта Инвестор контролирует процесс принятия решений
Создание первых венчурных фондов в России связано со средствами, предоставленными в форме прямых инвестиций Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и фондами, финансируемыми американским правительством. После 2000 г. стали создаваться и структуры с капиталом российского происхождения. Примечательным явлением последнего времени является участие крупных отечественных финансово-промышленных групп в чисто венчурных проектах и создание собственных «кэптивных» (зависимых) венчурных фондов. В 2006 г. в форме ОАО со 100 % государственным капиталом Правительством Российской Федерации создана Российская венчурная компания (РВК), уставный капитал которой ежегодно увеличивается. К середине 2008 г. он оценивался в 30 млрд руб. В последние годы появилось много институтов развития, финансируемых государством, но инфраструктура отечественного венчурного рынка оказалась не готовой к приходу столь значительного капитала. Инфраструктура — наименее гибкий механизм и развивается не так интенсивно, как инвестиционная часть рынка: частный бизнес и капитал туда не идут из-за длительности проектов и их низкой доходности.
Подъем в России венчурной отрасли в последние пять лет «подогревается» процессами глобализации, информатизации общества, увеличения роли знаний и информации в бизнесе. Создание инновационных «инкубаторов» предназначено для того, чтобы на основе перспективных идей и
разработок фундаментальной и прикладной науки создавать коммерческие предприятия, готовые принять венчурные инвестиции и превратить научно-технические идеи в идеи для бизнеса. Подобные инкубаторы, получившие название технопарков, создаются в Нижегородской и Новосибирской областях, в Татарстане, под Калугой и Тюменью и уже функционируют в подмосковной Дубне и Сарове.
По информации Минкомсвязи России [10], в условиях кризиса финансирование программы по развитию технопарков в 2009 г. планируется сократить на 1 млрд 92 млн руб., при этом 1 млрд 900 млн руб. будут сохранены. За период с 2007 по 2008 г. на программу развития технопарков в России было потрачено 3,5 млрд руб. По результатам мониторинга среди лидеров такие субъекты, как Республика Татарстан, Тюмень, Новосибирск и Кемерово, отстают в реализации своих проектов Санкт-Петербург, Московская область, Калужская область и Республика Мордовия.
Иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в российские высокие технологии, ссылаясь на отсутствие в стране развитой предпринимательской культуры, высокие политические риски, неэффективные механизмы управления и защиты прав интеллектуальной собственности. Для формирования и запуска инновационного потенциала в России требуется не только мощный организационно-управленческий и правовой импульс, но и оздоровление среды, в которой могут быть реализованы частные инициативы и активизированы экономические агенты.
Создание сети территориально-производственных кластеров призвано реализовывать конкурентный потенциал территорий. Кластеры — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Одним из механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики должно стать предоставление субъектам РФ субсидий из федерального бюджета в рамках реализации мер по государственной поддержке малого предпринимательства.
Развитию инновационной отрасли необходимы и налоговые преференции. Только так сейчас можно заставить предприятия вкладываться в новые разработки. В настоящее время российские разработчики платят в несколько раз больше налогов, чем их зарубежные конкуренты. Это значительно увеличивает стоимость наших разработок и во многом препятствует выходу российских компаний на внешние рынки.
Для создания благоприятных условий следует разработать комплекс мер, обеспечивающих налоговое стимулирование (уменьшение до 50 % налогооблагаемой прибыли на суммы, направляемые предприятиями на научную и инновационную деятельность; освобождение от уплаты части налога на прибыль в течение 4 лет), льготное кредитование инновационных проектов; использование доходов от реализации собственности на развитие научной деятельности.
Как дополнительная мера по поддержке приоритетных направлений научных исследований Правительством РФ принято решение с 2009 г. в полтора раза увеличить объем затрат, которые можно списывать на себестоимость при проведении таких работ, причем даже в случае, если они дали отрицательный результат. Это должно обеспечить дополнительный приток средств в науку.
Таким образом, по мнению автора, для повышения эффективности инновационной инфраструктуры и совершенствования механизмов финансирования инновационной деятельности необходимы:
— модернизация организации исследований и внедрения результатов в практику;
— подготовка высококвалифицированных специалистов;
— эффективный и недорогой венчурный рынок на уровне регионов;
— внедрение в практику накопленного мирового опыта финансирования инноваций;
— размещение инновационных производств в местах с адекватной инфраструктурой и на основе
увязки интересов бизнеса и возможностей городов и регионов;
— налоговое стимулирование инвестиций;
— расширение возможностей инновационных компаний по реальному выбору адекватной амортизационной политики;
— выявление инновационного потенциала компаний на стадии их развития;
— создание и развитие сети региональных технопарков, бизнес-инкубаторов, иной инфраструктуры продвижения инноваций;
— государственно-частное партнерство в сфере инновационного и технологического развития;
— вовлечение в инновационную деятельность малого бизнеса, его участие в тендере при формировании госзаказа;
— создание региональных экспертных групп для оценки коммерческой эффективности научных идей и определения оптимального момента подключения бизнеса к коммерциализации проекта в зависимости от стадии его развития в жизненном цикле;
— организация совместных с иностранными компаниями производств на российской территории с использованием собственных инновационных разработок.
Несмотря на новый фактор риска для инновационного развития — финансово-экономический кризис, Правительством РФ проводятся мероприятия, направленные на формирование целостной инновационной системы, повышение эффективности научно-технической политики и совершенствование механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности.
список литературы
1. Концепция внешней политики Российской Федерации / Информационно-правовая база «Консультант».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р.
3. Любимцев Ю. На пути к инновационной эволюции финансовой системы России // Экономист. 2008. № 12.
4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год / Российская газета. 2009. № 48.
5. Черемисина Т. П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // ЭКО. 2009. № 1.
6. URL: http://www.rg.ru.
7. URL: http:// www.minprom.gov.ru.
8. URL: http://www.minfin.ru/ru.
9. URL: http://www.economy.gov.ru.
10. URL: http://www.minsvyaz.ru.
11. URL: http://www.minregion.ru.