ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
Инновационное развитие: глобальный, национальный и региональный аспекты
Е. А. Горин,
д. э. н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов
e-mail:
М. Э. Осеевский,
к. э. н., профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
e-mail:
В статье рассматриваются состояние и основные тенденции инновационных процессов в развитых и развивающихся странах, особенности инновационного пути развития России, отмечена роль глобализации и мирового финансового кризиса. Анализируется использование различных организационных и финансовых инструментов для расширения инновационной деятельности в зависимости от экономических условий. Отдельно обсуждены основные направления развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: инновационный процесс, мировая экономика, государственная поддержка, исследования и разработки, инвестиции, инфраструктура.
Мировая экономика переживает в последние десятилетия глубокую трансформацию, вызванную широким внедрением в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий. В развитых странах повсеместное использование инноваций стало ключевым фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения. Благодаря серьезным капиталовложениям в фундаментальные и прикладные исследования и разработки перспективной продукции, которые составляют в большинстве государств не менее 3% ВВП в год, формируется принципиально новый, называемый постиндустриальным, тип «экономики знаний», основанный на широкой интеллектуализации производственных процессов и непрерывном совершенствовании управленческих структур.
Инновационный подъем в развитых странах опирается на мощную ресурсную базу, характеризующуюся многообразием источников и форм инвестирования в исследования и разработки. Ведущая роль в поддержке инноваций принадлежит бизнесу, доля которого в общем объеме внутренних затрат этих стран на исследования и разработки в последние годы превышает 50%. Причем в инновационную деятельность активно включены не только крупные корпорации, но малый и средний бизнес, доля которого в совокупных расходах на исследования и разработки составляет до 15%, а в ряде государств — до 50%.
Развивающиеся страны в последние годы также направляют значительные усилия на ускорение инновационных процессов и обеспечение во всех сферах
экономики современного технического уровня. В первое десятилетие XXI века их ежегодные внутренние расходы на исследования и разработки более чем удвоились, достигнув в среднем 1% ВВП, а доля этих стран в общем объеме мировых затрат на эти цели уже достигает 1/4. Наиболее заметных успехов добился Китай, который за последнее десятилетние увеличил ежегодные вложения в исследования и разработки почти в 10 раз и занял по этому показателю третье место в мире после США и Японии. Стабильный рост инвестиций в инновации в значительной степени обусловлен использованием современных механизмов финансирования новых разработок, включая венчурные схемы, роль которых возросла в развивающихся странах за десять последних лет почти в 5 раз, а также эффективные фондовые площадки для инновационных и развивающихся компаний. Формирование соответствующей инфраструктуры создало необходимую основу для ускоренной технической перестройки экономики развивающихся стран и значительного повышения их роли в мировом разделении труда.
Существенно, что во всех ведущих зарубежных странах государству принадлежит ключевая роль в организации инновационного процесса. Прежде всего, оно само выступает крупным, а в ряде случаев и основным инвестором в новые знания и технологии. Его доля во внутренних расходах на исследования и разработки составляет в настоящее время в европейских странах и США — около 30%, Китае — 25%, Бразилии — 50%, Индии — 75%. Причем, государство осуществляет функцию катализатора инновационной
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности в Российской Федерации
2006 2007 2008 2009
Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, % 9,9 10,0 9,4 9,6
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции,% 4,7 4,6 5,0 4,5
активности национального бизнеса, создавая с помощью различных финансовых и налоговых механизмов стимулирующие условия и способствуя вложениям в новые технологии. Среди таких инструментов можно отметить различные программы с выделением грантов на проведение поисковых исследований и оригинальных проектов, создание и поддержка целевых венчурных фондов с участием государства и бизнеса с ориентацией на старт-аповые компании и коммерциализацию получаемых научных результатов.
В управлении трансформацией экономики исключительно высока роль государственных механизмов, когда «конструирование» рынка осуществляется в соответствии с общей стратегией устойчивого экономического развития. При этом, как показывает мировая практика, эволюционно-институциональный подход наиболее эффективен для стран, самостоятельно проводящих прогрессивное реформирование и имеющих необходимые для этого ресурсы.
Итоги мирового экономического кризиса в очередной раз продемонстрировали, что инновационный путь развития является безальтернативным для нашей страны. Вместе с тем пока можно констатировать как недостаточный объем, так и низкую результативность финансовых вложений в отечественные научные разработки (табл. 1).
Наряду с созданием условий для притока интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в высокотехнологичные отрасли: от идей и исследований до производства и реализации, необходимо расширение использования государственных возможностей для развития инновационного бизнеса, включая предоставление кредитных гарантий венчурным компаниям, упрощение доступа к банковским кредитам, субсидирование расходов исследования и разработки, целевые государственные закупки и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции национальных производителей.
Современные мировые тенденции
Стремительное развитие науки и технологий приводит к масштабным структурным изменениям в мировой экономической системе. Более того, широкое применение технических и управленческих инноваций во всех сферах производства и общественной жизни стало главным источником экономического роста и повышения уровня жизни населения. Инновационному подъему в развитых и активно развивающихся странах способствует стабильное государственное финансирование и рост частных капиталовложений в
передовые технологии, функционирование эффективных национальных систем содействия исследованиям и разработкам с высокой доступностью инвестиций для всех субъектов инновационной деятельности.
Мировым лидером по абсолютным показателям инвестирования в исследования и разработки традиционно являются США, в последние годы на эти цели здесь направлялось почти 1/3 годового объема мировых вложений в исследования и разработки, составляющего по данным ЮНЕСКО, более $1 трлн. Второе место занимает Япония, третье — Германия. В число лидеров по относительному показателю финансирования инновационной деятельности (около 3,5%), рассчитываемому как доля внутренних расходов на исследования и разработки в структуре ВВП, входили Швеция, Финляндия и Южная Корея.
Среди крупнейших развитых государств наиболее высока доля затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП (около 3%) была у Японии, США и Германии. Причем 2/3 этих затрат в последнее время приходилось на сферу технологического оборудования и автомобильную технику, электронику, биологические и лекарственные препараты, программное обеспечение и информационные услуги. За исключением США, Франции и Японии, основные инвестиции в исследования и разработки в большинстве стран обычно сфокусированы в небольшом числе приоритетных секторов.
Необходимо отметить, что наряду с затратами на исследования и разработки, направленные на создание новых видов продукции, существенно возросло финансирование фундаментальной науки, подготовки квалифицированного персонала, инженерных и научных специалистов, а также увеличилась роль современных эффективных систем управления и структур по созданию и передаче инноваций в социальную сферу.
Весьма показательно, что финансовый кризис 2008-
2009 гг. не только не привел в большинстве ведущих стран к сокращению программ бюджетной поддержки инновационной деятельности, но наоборот, послужил основанием к их расширению, как к одной из важных мер по стимулированию экономики в кризисный период. В результате государственные расходы на исследования и разработки, экологические проекты и переподготовку кадров в ряде случаев превысили затраты на инфраструктуру — классическую статью бюджетной поддержки экономики в периоды кризисов.
Содействие инновационному процессу в развитых странах
Масштабные инвестиции в инновационную деятельность и их широкое внедрение определяют новое качество социально-экономической ситуации в развитых странах: совершенствуются процессы управления, осуществляется интеллектуализация производства и принципиально меняется отношение к труду, возрастает роль человеческого капитала. В результате, формируется принципиально новый, фактически постиндустриальный тип «экономики знаний» и обеспечиваются существенные экономические и социальные выгоды, в первую очередь, за счет повышения произ-
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
водительности труда, компенсируется возрастающий ресурсный дефицит. Наряду с ростом уровня жизни населения за счет улучшения условий труда, поддерживается технологическое лидерство этих стран во многих ключевых сегментах в условиях ужесточения международной конкуренции.
В объеме финансирования исследований и разработок до 60% принадлежит предпринимательскому сектору, как крупным корпорациям, так среднему и малому бизнесу, а в США, Японии, Германии и Южной Корее — около 70%, причем основными инвесторами здесь являются национальные концерны.
США остаются лидером по объему государственных бюджетных ассигнований на исследования и разработки, хотя более 1/2 — ориентированы на военные цели. Если в США и Японии иностранный капитал в инновационном секторе практически отсутствует, то в большинстве стран в последние годы возрастают привлекаемые из-за рубежа инвестиции.
В большинстве ведущих развитых стран за счет эффективных национальных систем финансирования обеспечивается высокая доступность ресурсов для всех субъектов инновационной деятельности, особенно малых и средних венчурных предприятий, не располагающих возможностями традиционного привлечения капитала за счет банковских кредитов и выпуска ценных бумаг. В этом случае основными инструментами становятся специализированные фондовые площадки для размещения акций высокотехнологичных предприятий с низкой капитализацией, инвестиции «бизнес-ангелов» и венчурное финансирование [1].
В США, где наиболее развита система «бизнес-ангелов», а их количество превышает 250 тыс., до мирового экономического кризиса в 2007 г. за счет этого механизма более $26 млрд было предоставлено для почти 60 тыс. предприятий, что незначительно уступило объему инвестиций со стороны национальных венчурных фондов — $30,5 млрд (в 2008 г. в результате кризиса — $28,1 млрд). В европейских странах в 2008 г. вложения в инновационные проекты за счет этого инструмента составили 17,7 млрд евро.
Причем, основной объем своих инвестиций венчурные фонды направляют проекты с реальной перспективой на стадии постановки производства, что обеспечивает непрерывность финансирования между рисковыми стартовыми вложениями «бизнес-ангелов» и стабильным ростом, когда становятся доступными классические формы привлечения капитала.
Что касается источников финансирования венчурных фондов, то в США — это прежде всего пенсионные фонды и страховые компании, в активах которых венчурные вложения составляют до 5%. В европейских странах основным источником финансирования венчурных фондов остаются государственные структуры.
Специализированные фондовые площадки для развивающихся предприятий с низкой капитализацией обеспечивают им наиболее льготные условия, они ориентированы на привлечение финансовых ресурсов за счет размещений акций и обычно создаются при крупных биржах.
Содействие инновационному процессу в развивающихся странах
Длительное время развивающиеся страны уступали ведущим экономикам по использованию инноваций и объему их финансирования. Однако стабильный экономический рост позволил многим развивающимся странам значительно увеличить объем инвестиций в исследования и разработки, подготовить собственные кадры и значительно сократить имевшееся отставание в инновационном развитии.
Наиболее весомые изменения наблюдались в экономике Китая, когда за десять лет были увеличены в десять раз годовые вложения в исследования и разработки, которые уже в 2007 г. превысили $100 млрд. Этому способствовала целенаправленная государственная политика по формированию благоприятных рыночных условий, возросший в результате укрепления национальной экономики инвестиционный потенциал страны, активное привлечение в Китай ведущих транснациональных корпораций, созданный внутренний рынок высококвалифицированных специалистов [2]. Хотя Индия и Бразилия в последнее время также проводят политику стимулирования исследований и разработок, но их инновационное развитие ограничивается финансовыми возможностями и нехваткой квалифицированных кадров, а результаты масштабных государственных программ по развитию науки проявятся не сразу.
Инновационная ориентация экономики позволяет увеличить производство высокотехнологичной продукции, занять заметное место в мировом разделении труда и в мировом экспорте, что сейчас ярко демонстрирует Китай.
Базовые механизмы финансирования инновационной деятельности в развивающихся странах имеют существенные особенности. Наиболее совершенная структура создана в Китае, где аналогично развитым странам основным инвестором в исследования и разработки является частный бизнес, его доля в общих расходах на эти цели превышает 70%. Ведущие международные корпорации, наряду с созданием производств, активно размещают в Китае свои исследовательские центры, обеспечивая около 1/4 расходов бизнеса на исследования и разработки. Становление здесь системы венчурных фондов во многом связано с притоком в страну зарубежных финансовых ресурсов, где их доля достигает 3/4. В результате доля наукоемкой продукции в товарном экспорте Китая возросла с 1/5 — в 2000 г. до 1/3 — в 2007 г.
В большинстве же развивающихся стран предпринимательская среда не столь комфортна для инновационной деятельности, отсутствуют сформировавшийся «средний слой», нет «бизнес-ангелов», недостаточно сильны венчурные фонды, основная роль в финансировании этой сферы принадлежит государству.
В первом десятилетии XXI века в наиболее крупных из развивающихся стран по аналогии с западными экономиками были созданы специализированные фондовые площадки для инновационных и растущих компаний, среди которых фондовая биржа Shenzhen в Китае, Indonext в Индии и Organized ОТС Market в Бразилии.
Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности: мировая практика
К настоящему времени в мировой практике сформировался набор инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, используемых различными субъектами в этой сфере, в том числе исследовательскими институтами и лабораториями, крупными корпорациями, малыми и средними предприятиями, образовательными учреждениями:
• прямое или через государственные агентства бюджетное финансирование исследовательских организаций в рамках согласованных смет или целевых траншей,
• размещение государственного заказа на выполнение исследования и разработки, особенно для военных нужд, и осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции,
• предоставление различных налоговых льгот организациям, выполняющим исследования и разработки,
• направление бюджетных средств в капитал венчурных фондов и других специализированных финансовых структур, содействующих инновационному развитию,
• предоставление субъектам инновационной деятельности льготных кредитов и гарантий,
• создание и финансирование инновационной инфраструктуры, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков.
В мировой практике весьма широко используются налоговые инструменты стимулирования исследований и разработок, что определяется возможностью применения простых критериев и их доступностью для всех субъектов инновационной деятельности. Чаще всего такие льготы реализуются в виде налоговых кредитов, т. е. отсрочки по уплате некоторых налогов на определенный период, ускоренной амортизации приобретаемого для инновационной деятельности оборудования, уменьшения базы для начисления налога на прибыль, частичных или полных освобождений от уплаты отдельных налогов.
К налоговым же инструментам относятся льготы, стимулирующие вложения граждан, в том числе «бизнес-ангелов», в инновационные проекты за счет сокращения базы для уплаты подоходного налога или частичного возмещения налогов за произведенные на инновационные цели затраты.
Весьма заметной частью государственной поддержки инновационной деятельности остаются крупные бюджетные программы, направленные на количественное и качественное развитие венчурных фондов, укрепление их ресурсной базы, поскольку за венчурными фондами остается ключевая роль по обеспечению долгосрочным акционерным капиталом малых и средних инновационных предприятий на самых ответственных ранних стадиях.
В США уже многие годы реализуется федеральная программа создания инвестиционных компаний малого бизнеса SBIC (Small Business Investment Companies), в рамках которой было учреждено несколько сотен таких компаний.
Если раньше применялась практика создания государственных венчурных фондов, управляемых правительственными агентствами, то сейчас в этой сфере активно используется государственно-частное партнерство, когда государство инвестирует в виде займов или субсидий в капитал частных венчурных фондов.
Достаточно широко используется предоставление займов и кредитных гарантий для малых и средних инновационных предприятий как в рамках национальных программ стимулирования малого бизнеса, так и специально для венчурных компаний. Обычно они составляют около 1/2 стоимости проекта и предусматривают минимальные требования к гарантиям, низкие или нулевые процентные ставки, наличие льготного периода, длительные сроки погашения, субсидирование по отношению к другим долговым обязательствам.
Практика выделения грантов также имеет значительную историю и продолжает использоваться многими странами. В США только на федеральном уровне реализуется несколько крупных программ, годовое финансирование по одной из которых — SBIR (Small Business Innovation Research) достигало $2 млрд в год.
Одновременно, широко используемой формой государственной поддержки инновационной деятельности остается создание и финансирование объектов соответствующей инфраструктуры, бизнес-инкубаторов и технопарков.
Инновационный путь развития для России
Экономический кризис 2008-2009 гг. нанес весьма ощутимый урон российской экономике, демонстрировавшей до этого вполне убедительные темпы экономического развития. Тем не менее, данные Росстата за последнее время свидетельствуют о положительной динамике основных макроэкономических показателей. Следует, однако, отметить, что процесс выхода отечественной экономики из кризиса остается весьма сложным. Падение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), уменьшение объема инвестиций, дефицит государственного бюджета (табл. 2) — вот далеко неполный перечень негативных последствий, которые будут еще достаточно долго оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию в нашей стране.
Одной из важнейших национальных социальноэкономических задач стал перевод экономики на инновационный путь развития. В предыдущие годы в нашей стране была проделана большая работа по формированию законодательных основ, созданию инфраструктуры, подготовке кадров и информационному обеспечению инновационной деятельности. Более того, результаты финансового кризиса отчетливо показали, что инновационный путь развития экономики сегодня является единственно возможным для России.
Вместе с тем, реализация такого пути требует кардинального улучшения организации управления инновационной деятельностью в России, изменения структуры и увеличения выделяемых ресурсов на исследования и разработки. Успешное решение такой стратегической задачи обеспечивается построением отвечающей современным требованиям национальной
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
Таблица 2
Некоторые показатели экономического развития Российской Федерации
2006 2007 2008 2009 2010
Динамика ВВП, % 7,7 8,1 5,6 -7,9 3,8
Динамика инвестиций, % 16,7 22,7 9,8 -17 2,5
Баланс федерального бюджета, % 7,4 5,4 4,1 -5,9 -3,8
Динамика промышленного производства, % 6,3 6,3 2,1 -10,8 6,9
Примечание. Для 2010 г. приведены ожидаемые значения.
системы финансирования инноваций — от выявления идей до выпуска готовой продукции.
В настоящее время формируется фундамент такой системы, создан ряд федеральных структур по поддержке высокотехнологичных отраслей, расширяется инфраструктура инновационной деятельности, укрепляются российские венчурные фонды.
Уверенность в успешном решении поставленных задач определяется и имеющимся в нашей стране положительным опытом, историческим лидерством по многим научным и технологическим направлениям. В СССР работала 1/4 мировой численности научных работников, была создана разветвленная многопрофильная система фундаментальных и прикладных исследований в академических и отраслевых институтах, объем внутренних расходов на исследования и разработки составлял в 1980-х гг. до 5% национального дохода.
Конечно, далеко не все, но многие идеи и выполненные в тот период разработки соответствовали и даже опережали мировой уровень, что позволило до настоящего времени использовать некоторые их результаты. Вместе с тем, наблюдался явный и неоправданный акцент на военную тематику, доля которой прямо или косвенно составляла до 3/4, что впрочем позволило добиться технологических прорывов в атомной, авиационной, космической и ряде других отраслей.
В 1990-х гг. в силу известных обстоятельств интерес к новым технологиям практически отсутствовал, наблюдалось резкое снижение финансирования исследований и разработок. Только с 2000 г., по мере начала подъема отечественной экономики, стало улучшаться финансирование инновационной сферы как из бюджетных источников, так и за счет средств предприятий, однако до настоящего времени для них это направление не входит в число главных приоритетов. Несмотря на назревшую необходимость для национальной промышленности модернизации производства и расширения выпуска современной высокотехнологичной продукции, сохраняется низкая инновационная активность национального производственного сектора, поскольку крупный российский капитал сконцентрирован в традиционных отраслях по добыче и первичной переработке сырья, строительстве, торговле и финансовой сфере, для большинства отечественных предприятий характерен дефицит собственных средств, затруднен доступ к кредитным ресурсам, существенно деградировала производственная база, снизилось качество научно-технического
персонала, а главное — низок спрос на отечественную инновационную продукцию.
Необходима ускоренная модернизация отечественной экономики с усилением всех аспектов инновационной деятельности, поскольку устаревшая экспортно-сырьевая модель экономики несет для страны серьезные риски, что и продемонстрировал финансовый кризис 2008-2009 гг.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством в конце 2008 г., предусматривалось увеличение расходов на исследования и разработки к 2020 г. до 2,5-3% ВВП. Тогда может быть достигнут текущий уровень затрат на исследования и разработки в развитых странах, которые у них прогнозно к 2020 г. должны возрасти до 4-5% ВВП.
Масштабное наращивание расходов на инновационную деятельность требует повышения активности отечественного бизнеса и расширения притока частного капитала в высокотехнологические отрасли и инновационные проекты, что непосредственно связано с созданием максимально благоприятных организационных и финансовых условий.
Основную нагрузку по финансированию фундаментальных и прикладных исследований и разработок сегодня в России несет государство, поэтому повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и их концентрация на приоритетных направлениях технологического развития, совершенствование системы конкурсного отбора и рациональный мониторинг результатов становятся важными факторами ускорения инновационного процесса.
Процесс инновационного развития в Санкт-Петербурге
Внутренние факторы конкурентных возможностей Санкт-Петербурга по сравнению с другими городами и регионами связаны с наличием высокого инвестиционного потенциала, с совокупностью экономических и институциональных условий для осуществления хозяйственной деятельности, определяющих уровень региональных рисков.
Отсутствие богатых минерально-сырьевых ресурсов компенсируется высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем трудовых ресурсов, многоотраслевой структурой экономики, емкостью потребительского рынка, относительно высокой долей предприятий с иностранным участием, высоким культурным и туристическим потенциалом, развитой системой транспорта и инфраструктуры, результативностью научно-технической деятельности, развитостью системы связи и телекоммуникаций, международной известностью Санкт-Петербурга, лидерством в процессе реформирования и институциональных преобразований. Для создания механизма привлечения инвестиций в регион были приняты законы Санкт-Петербурга «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» и «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга».
На протяжении 2003-2008 гг. экономика Санкт-Петербурга неуклонно росла, о чем свидетельствуют более чем трехкратное увеличение показателей валового регионального продукта, объема промышленного производства, доходов населения.
К моменту наступления кризиса в конце 2008 г. в нашем городе наблюдались самые высокие в стране показатели занятости населения, высокими темпами росло промышленное производство, обеспечивался высокий уровень социальной поддержки населения, достигались установленные значения стандартов проживания [3].
Для Санкт-Петербурга кризис проходил в специфических региональных условиях. Во-первых, за прошедшие годы финансовая система и экономика города были значительно интегрированы в мировые хозяйственные связи, у предприятий Санкт-Петербурга сформировался большой объем обязательств на международных рынках. Продовольствие, сырье, комплектующие для многих производств поступают к нам из-за рубежа и из других регионов России, и в то же время серьезную долю своей продукции Петербург отправляет на внешние рынки, включая экспорт. Отсюда и зависимость от курса валют и точности графиков поставок. Во-вторых, уровень потребительского спроса в Санкт-Петербурге в докризисный период был достаточно высок. Снижение темпов роста доходов незамедлительно сказалось на уровне спроса, который упал на 6-8% и оказал негативное влияние на отрасли, работающие на потребности население (пищевая промышленность, жилищное строительство, различные услуги).
Как следствие, экономика Санкт-Петербурга объективно более зависима от колебаний мировой конъюнктуры, нежели многие другие российские регионы, соответственно в городе подверглись корректировке среднесрочные ориентиры и меры государственного воздействия на развитие экономики.
Активная деятельность Правительства города в первой половине 2009 г. оказала реальную поддержку предприятиям оборонно-промышленного комплекса, был привлечен государственный заказ в объеме почти на 50% превышающий показатели 2008 г. Продолжилась реализация крупных инвестиционных проектов ведущих мировых автопроизводителей, обустройство двух территорий особой экономической зоны технико-внедренческого типа, создание технопарка «Ингрия».
В условиях мирового финансового кризиса город не только помогал бизнесу, но и совершенствовал систему городского управления, в 2009 г. была разработана и сейчас используется новая технология формирования целевых программ, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Основная задача — все программы без исключения, реализуемые за счет бюджетных средств, должны быть направлены на достижение целевых ориентиров социальноэкономического развития. Более позитивные, чем в среднем по России, результаты были достигнуты в инновационной деятельности (табл. 3).
В Санкт-Петербурге с 2008 г. действует Комплексная программа мероприятий по реализации
Таблица 3
Основные показатели инновационной деятельности в Санкт-Петербурге
2006 2007 2008 2009
Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, % 14,1 13,1 12,5 14,0
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, % 6,1 2,3 2,8 5,5
Объем инновационных товаров, работ и услуг в объеме отгруженной продукции, млрд руб. 41,699 20,635 21,615 49,295
инновационной политики, рассчитанная на период до 2011 г. Общий объем финансирования мероприятий этой Программы в 2008-2011 гг. составит более 7,4 млрд руб.
В 2008-2010 гг. за счет бюджетных ассигнований были профинансированы мероприятия, связанные с созданием и развитием инфраструктуры, включая особую экономическую зону, технопарк в сфере информационных технологий, наукоград Петергофа, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы Санкт-Петербурга и многое другое, а также осуществлялась компенсация части затрат инновационных предприятий, пропаганда инновационной деятельности в Санкт-Петербурге, разработка специальных механизмов развития инновационной деятельности [4].
Объем инновационной продукции петербургских предприятий в 2009 г. составил 63,1 млрд руб., увеличившись в 2,7 раза по сравнению с 2008 г. (23,2 млрд руб.). Объем общих затрат петербургских предприятий на технологические инновации в 2009 г. достиг 42,3 млрд руб., что в 3,3 раза больше чем в 2008 г. (12,9 млрд руб.). Общий объем субсидий, предоставленных в рамках Программы за период 2008-2010 гг. предприятиям Санкт-Петербурга на возмещение затрат по производству и реализации инновационной продукции, составил более 280 млн руб.
Интенсификация социально-экономических процессов ставит сегодня перед Правительством Санкт-Петербурга две стратегические задачи, которые будут определять развитие города на ближайшие годы, — повышение конкурентоспособности и развитие инновационной инфраструктуры. В этом смысле экономическая политика Санкт-Петербурга, направленная на развитие кластеров в рамках городских территорий представляется ключевым моментом.
Согласно Концепции стратегии регионального развития, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации в июне 2005 г., стимулирование возникновения и укрепления экономических кластеров будет все в большей степени определять промышленную политику, способствовать становлению малого и среднего производственного бизнеса. В нашем случае уделяется максимальное внимание организационному интегрированию субъектов предпринимательства и формированию коммуникационных площадок.
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
ИННОВАЦИИ № 2 (148), 2011
При создании кластеров город предоставляет инвесторам инженерно подготовленные территории. Кроме того, принятие ряда новых законов даст инвесторам, приходящим на наш рынок, серьезные налоговые преференции. Сформированы и осуществляют производственную деятельность три кластера: «медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», «цифрового телевидения» и «производства автомобилей».
В рамках автомобильного кластера выпускают продукцию четыре компании — мировые лидеры в области автомобилестроения: Toyota, General Motors, Nissan и Hyundai, завершено строительство завода по производству автомобильных комплектующих компании Magna. Петербургский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, расположенный в промышленной зоне Каменка, стал первым в России заводом иностранного автопроизводителя полного цикла и хорошим стимулом для развития промышленности в регионе.
Кроме автомобильного в 2010 г. город сделал ставку на создание нового фармацевтического кластера, поскольку объем фармацевтического рынка в Санкт-Петербурге составляет более 20 млрд руб. в год, а в настоящее время три четверти лекарственных препаратов закупается, отрасль нуждается в привлечении новых идей и технологий. Вместе с тем, в этой сфере Санкт-Петербург имеет серьезный научный потенциал: 11 академических институтов в области химии и медицины, 7 крупных предприятий по производству медикаментов, большая клиническая база. Всего за
2010 г. инициированы девять инвестиционных проектов по строительству новых фармацевтических заводов, с общим объемом инвестиций 25,12 млрд руб. При этом практически каждый проект предусматривает не только создание производства, но и организацию исследовательских подразделений по разработке новых лекарственных средств.
Формирование Особой экономической зоны в Санкт-Петербурге обеспечивает наиболее привлекательные условия для инвестирования и осуществления деятельности на данных территориях, соответствующая структура создается на 20 лет и позволяет в упрощенном порядке производить экспортно-импортные операции за счет особого таможенного режима.
Законодательным собранием Санкт-Петербурга в июне 2010 г. приняты поправки в закон «О налоговых льготах», предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество организаций, привлеченных органами управления ОЭЗ для выполнения функций по созданию объектов недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ. Внесение таких дополнений в закон обусловлено необходимостью снижения налоговой нагрузки на балансодержателей объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в свою очередь приведет к снижению стоимости арендной платы за предоставляемые для резидентов ОЭЗ помещения.
Среди мер поддержки инновационных разработок — увеличение числа бизнес-инкубаторов и реализация городских программ, направленных на поддержку инновационных производств. Сохраняется внимание и к предприятиям нашего города — традиционным лидерам в отечественном технологическом
развитии, что, в первую очередь, относится к энергомашиностроению и судостроению. В течение ближайших шести лет на о. Котлин планируется создание нового современного судостроительного производства, не имеющего аналогов в Северо-Западном регионе России.
Свою положительную роль в преодолении кризисных процессов сыграл и Закон об основах промышленной политики, принятый впервые в нашем городе в мае 2009 г. Промышленный совет Санкт-Петербурга, созданный осенью того же года, разработал Концепцию долгосрочного развития промышленного комплекса города до 2020 г.
На региональном уровне продуманное государственное вмешательство должно компенсировать недостатки или неразвитость конкретных рыночных секторов и корпоративного управления, в конечном итоге ориентируясь на устойчивый и долгосрочный экономический рост, сопровождающийся повышением конкурентоспособности местных производителей и уровня жизни населения, т. е. — формирование эффективных рынков. Это подразумевает институциональные изменения инновационного характера в государственном регулировании экономических процессов, уточнении функций и полномочий органов исполнительной власти и контролирующих организаций в экономической сфере, совершенствовании используемых ими возможностей и инструментов. В данном случае обеспечивается снижение административных барьеров, создаются новые формы поддержки инновационного бизнеса, оптимизируется структура профильных подразделений городской администрации.
Список использованных источников
1. Ю. П. Аммосов. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: Изд-во «Феникс», 2005.
2. Е. А. Горин, А. Е. Карлик, И. А. Максимцев. Привлечение иностранных инвестиций в инновационное развитие (шанхайский опыт)//Экономика и управление, № 6, 2007.
3. М. Э. Осеевский. Система менеджмента качества при управлении мегаполисом//Научно-технические ведомости СПбГПУ, серия «Экономические науки», № 5, 2010.
4. М. Э. Осеевский. Модернизация экономики Санкт-Петербурга и реализация региональной инновационной стратегии//Вестник ИНЖЭКОНА, серия «Экономика», вып. 6, 2010.
The innovative development: global, state and regional aspects E. A. Gorin, PhD, Professor of St. Petersburg State University of Economics and Finance.
M. E. Oseevskiy, PhD, Professor of St. Petersburg State Polytechnic University.
This article explores the current state and trends of innovation processes in developed and developing countries, especially the innovation way of development of Russia, highlighted the role of globalization and the world financial crisis. Examines the use of different institutional and financial tools to enhance innovation, depending on economic conditions. Separately discussed the basic directions of development of innovation in St. Petersburg.
Keywords: innovation process, world economy, government support, research and development, investments, infrastructure.