Научная статья на тему 'Механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне'

Механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Михаил Алексеевич, Мальцагова Тома Маульдыевна

Рассмотрен вопрос финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне. Обоснована целесообразность классификации методов регулирования инвестиционной деятельности по целевому признаку и выделения методов мобилизации источников финансирования инвестиций. Систематизирована региональная практики и сформулированы рекомендации по применению этих методовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work the question of financing of investment process at regional level is considered. The expediency of classification of methods of regulation of investment activity to a target sign and allocation of methods of mobilization of sources of financing of investments is proved. It is systematized regional practice and recommendations about application of these methods are formulated

Текст научной работы на тему «Механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне»

2006

2007

2008

2009

Рис. 2. Динамика показателя инновационного потенциала ОАО «Уралкалий» за 2006-2009 гг.

Результаты расчета агрегирующего показателя величины инновационного потенциала ОАО «Уралкалий» за 2006-2009 гг. показали, что, несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, сложившуюся на предприятии в результате техногенных катастроф в области его производственной деятельности и влияния мирового финансового кризиса, общая политика руководства по формированию инновационного потенциала постепенно приносит положительные результаты: к 2010 г. инновационный потенциал предприятия составил 5,7273 по сравнению с 1,458 в 2006 г., 1,2734 в 2007 г. и 2,3183 в 2008 г. В целом, такую ситуацию можно оценивать как положительную и способствующую формированию условий для более активного включения предприятия в инновационную деятельность региона [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлев, П.В. Теория системного менеджмента [Текст] / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2002.

2. Данные финансовой и статистической отчетности предприятия.

3. Бабкин, А.В. Анализ подходов и методов оценки

инновационного потенциала предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2009. -№ 2(75). - С. 193-204.

УДК 330.322

М.А. Николаев, Т.М. Мальцагова

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Инвестиционная деятельность - важнейший фактор социально-экономического развития страны и ее регионов, способствующий созданию объектов социального и производственного назначения, росту валового внутреннего продукта, созданию рабочих мест, улучшению финансового состояния предприятий и увеличению поступлений в доходную часть бюджета. Тем не менее интенсивность инвестиционной деятельности в большинстве регионов РФ от-

стает от потребностей экономики и социальной сферы.

Как показывает проведенный анализ, в субъектах Северо-Запада инвестиции в основной капитал за период с 1999 по 2008 гг. увеличились в 3 раза в сопоставимых ценах. Однако данный рост недостаточен, так как он имел место от низкой начальной базы. В условиях мирового финансового кризиса наблюдается тенденция снижения инвестиций. В 2009 г.

в Северо-Западном регионе инвестиции в основной капитал составили 81,3 % от уровня 2008 г. В ряде регионов темпы снижения инвестиций существенно превышали средние значения. В Архангельской области инвестиции в основной капитал по сравнению с уровнем 2008 г. сократились на 58,4 %, в Республике Карелия - на 36,9 %, Вологодской области - на 30,4 %, Калининградской области - на 31,0 %, Псковской области - на 23,0 % и Санкт-Петербурге - на 20,2 %. Главная причина невысоких темпов роста инвестиций в предкризисный период, а также их резкого падения в условиях кризиса заключается в нехватке инвестиционных ресурсов, а также недостаточно эффективном их использовании.

В связи с этим актуальной является задача систематизации инвестиционных ресурсов и построение эффективного механизма их использования. Состав инвестиционных ресурсов представлен в рамках ресурсного подхода к определению инвестиций, в соответствии с которым инвестиции определяются как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в конкретные объекты в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].

В рамках ресурсного подхода используются и другие определения инвестиций, в которых, с одной стороны, в качестве ресурсов представлены имущественные и интеллектуальные ценности, в том числе права на них, с другой - реальные, финансовые и нематериальные ресурсы. При этом реальные ресурсы в научной литературе определяются как основные фонды и нематериальные активы (патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), а финансовые ресурсы - как собственные инвестиционные средства предприятий, включающие амортизационные отчисления и прибыль, долгосрочные кредиты, средства, полученные от эмиссии корпоративных ценных бумаг.

Таким образом, ресурсный подход определяет активы, которые могут быть вложены в ин-

вестиционные проекты. Широкий спектр инвестиционных ресурсов актуализирует задачу их классификации с целью построения эффективного механизма их привлечения. Мы предлагаем классифицировать инвестиционные ресурсы по степени ликвидности. В широком смысле под ликвидностью актива понимается его способность обмениваться на другие активы или же трансформироваться в другие активы. Процесс трансформации инвестиционных ресурсов осуществляется в рамках инвестиционного процесса, в ходе которого происходит преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвесторов.

Используя в качестве классификационного признака степень ликвидности, мы предлагаем выделять в составе инвестиционных ресурсов финансовые, материальные и нематериальные ресурсы:

- финансовые ресурсы - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, кредиты;

- материальные ресурсы - технологии, машины, оборудование, здания сооружения;

- нематериальные активы - имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, информационные ресурсы.

Наибольшей ликвидностью обладают финансовые ресурсы, а наименьшей - нематериальные активы, которые часто имеют ценность только в контексте конкретного реализуемого проекта.

Финансирование инвестиционного процесса на региональном уровне связано с вложением соответствующих ресурсов. В связи с этим рассмотрим далее сущность понятия «региональные финансовые ресурсы». Анализ научной литературы позволил выделить ресурсный, затратный и территориальный подходы к определению данного понятия.

В соответствии с ресурсным подходом финансовые ресурсы определяются как денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или территориальных органов власти и используемые ими на цели расширенного воспроизводства и социальные нужды.

Согласно затратному подходу финансовые ресурсы - это совокупность всех фондов денежных средств и поступлений, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

В рамках территориального подхода рассматриваются региональные финансовые ресурсы, включающие средства региональных бюджетов, региональных внебюджетных фондов, субъектов хозяйствования, направляемых на социально-экономическое развитие региона [2].

Систематизация различных подходов позволила нам уточнить состав региональных инвестиционных ресурсов, к которым относятся бюджетные средства; средства внебюджетных фондов; собственные источники предприятий и организаций, расположенных на территории региона; кредиты банков; средства от выпуска облигаций; средства внешних по отношению к региону субъектов управления и хозяйствования (в том числе зарубежных), имеющих интересы в его социально-экономическом развитии; материальные ресурсы; нематериальные активы.

Финансирование инвестиционного процесса предполагает вложение ресурсов в объекты инвестирования. Проведенный анализ позволил выявить два основных подхода к определению этих объектов: проектный и отраслевой. В рамках проектного подхода инвестиции рассматриваются как долгосрочные вложения капитала в осуществление различных коммерческих проектов, связанных со строительством новых, модернизацией и реконструкцией действующих объектов, а также в социально-экономические программы. В рамках отраслевого подхода в качестве объекта инвестирования выступают отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.

Финансирование инвестиционного процесса осуществляется в рамках проводимой в регионе инвестиционной политики с использованием соответствующих методов. В практике государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне используется большое разнообразие методов, которые классифицируются по следующим признакам: по способу воздействия (прямые

и косвенные), по виду используемых регулирующих инструментов (экономические, административные, институциональные, социально-психологические), по степени охвата инвестиционной сферы (глобальные и селективные на макро- и микроуровнях), по объекту воздействия (методы отраслевого и регионального характера, методы, зависящие от организационно-экономических и организационно-правовых форм, размера предприятия) [3].

Нами предлагается классификация методов регулирования инвестиционной деятельности по целевому признаку и выделение следующих групп методов: обеспечивающих интересы государства; создающих общие благоприятные условия инвестиционной деятельности; направленных на мобилизацию источников финансирования инвестиций (см. табл. 1). Анализ показывает, что в большинстве субъектов Северо-Запада для обеспечения интересов государства используются следующие методы: совершенствование инвестиционного законодательства субъекта РФ; мониторинг инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств; экспертиза инвестиционных проектов; контроль за деятельностью инвесторов; вовлечение временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в госсобственности.

К следующей группе относятся методы, направленные на создание общих благоприятных условий инвестиционной деятельности. Из данной группы методов в практике инвестиционной политики большинства субъектов Северо-Запада используются международное сотрудничество в инвестиционной сфере, создание позитивного инвестиционного имиджа и его улучшение, совершенствование информационного обеспечения инвесторов, информационная открытость региона. С точки зрения темы настоящего исследования наибольший интерес представляют методы мобилизации источников финансирования инвестиций. В литературе же наибольшее внимание уделяется методам финансирования инвестиционного процесса, которые определяются как способы финансирования инвестиционных проектов и как механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса [4].

Таблица 1

Классификация методов регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне

по целевому признаку

Признак классификации Методы

Обеспечение интересов государства Совершенствование инвестиционного законодательства; мониторинг инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств; установление ответственности субъектов инвестиционной деятельности; контроль за целевым использованием бюджетных средств; экспертиза инвестиционных проектов; контроль за деятельностью инвесторов; вовлечение временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в госсобственности

Создание общих благоприятных условий инвестиционной деятельности Международное сотрудничество в инвестиционной сфере; создание позитивного инвестиционного имиджа и его улучшение; совершенствование информационного обеспечения инвесторов; информационная открытость региона; защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности; определение стратегических партнеров администрации в области разработки и реализации региональной инвестиционной стратегии (банков, страховых, лизинговых, аудиторских компаний и пр.); создание координирующего межведомственного органа в области инвестиций

Мобилизация источников финансирования инвестиций Субвенции; субсидии; дотации; бюджетный кредит; займы; государственные гарантии; поручительство; государственный заказ; финансирование инвестиционных проектов; выпуск региональных и корпоративных ценных бумаг; получение доступа к льготному кредиту, лизингу; разработка и реализация региональных инвестиционных программ; создание региональных инвестиционных фондов, залогово-гарантийных фондов, страховых и лизинговых компаний; дифференцированные налоговые ставки; налоговые льготы; инвестиционный налоговый кредит; налоговые каникулы; специальные налоговые режимы

На наш взгляд, понятие «методы мобилизации источников финансирования инвестиционного процесса» является более широким, чем «методы финансирования инвестиционного процесса».

Проведенное исследование позволило выделить такие параметры методов мобилизации источников финансирования инвестиционного процесса, как цель, способы, объект, субъекты, ресурсы. Целью является обеспечение региональных проектов и программ соответствующими финансовыми ресурсами, объектом - соответствующий источник инвестиционных ресурсов. В качестве субъектов, которые используют методы для мобилизации источников финансирования инвестиций, выступают государственные и региональные органы власти, предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность. К ресурсам, мобилизуемым с использованием методов, относится наиболее ликвидная составляющая инвестиционных ресурсов, т. е. финансовые ресурсы.

Таким образом, методы мобилизации источников финансирования инвестиций - это способы привлечения финансовых ресурсов из соответствующего источника субъектами инвестиционной деятельности с целью обеспечения региональных проектов и программ этими ресурсами.

Региональные органы власти и управления при проведении инвестиционной политики используют широкий арсенал методов регулирования инвестиционной деятельности. Систематизация практики проведения этой политики позволяет выделить методы, используемые для мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности (табл. 1).

Как показывает анализ, наибольшее применение в субъектах Северо-Запада получили следующие методы мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, бюджетный кредит, субсидии для уплаты процентов по кредиту, государственные гарантии по банковским кредитам, государствен-

ный заказ, адресные инвестиционные программы, региональные ценные бумаги.

При формировании региональной инвестиционной политики необходимо учитывать, что интенсивность инвестиционного процесса определяется полнотой использования всех возможных источников финансирования. При этом каждый источник финансирования имеет свои преимущества и недостатки как общего плана, так и применительно к конкретному предприятию.

Исходя из этого, государственные и региональные органы власти, предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность, должны использовать методы мобилизации как собственных, так и привлеченных и заемных источников финансирования (табл. 2).

Таблица 2

Методы мобилизации собственных, привлеченных и заемных источников финансирования инвестиционной деятельности

Источник финансирования Метод мобилизации

Собственный Субвенции; субсидии; дотации; дифференцированные налоговые ставки; налоговые льготы; государственный заказ; специальные налоговые режимы и др.

Привлеченный Разработка и реализация региональных инвестиционных программ; финансирование инвестиционных проектов; создание региональных инвестиционных фондов, залогово-гарантийных фондов, страховых и лизинговых компаний

Заемный Бюджетный кредит; займы; государственные гарантии, поручительства; инвестиционный налоговый кредит; выпуск ценных бумаг; получение доступа к льготному кредиту, лизингу

Методы мобилизации собственных источников финансирования инвестиций, применяемые в субъектах Северо-Запада, включают на-

логовые льготы, государственный заказ, субвенции инвесторам; методы мобилизации привлеченных источников финансирования инвестиций -адресные инвестиционные программы, создание гарантийных и лизинговых фондов, фондов поддержки инвестиционных проектов, предпринимательства, ипотечного кредитования; методы мобилизации заемных источников финансирования - государственные гарантии по банковским кредитам, выпуск региональных ценных бумаг, субсидии для уплаты процентов по банковскому кредиту или лизинговых платежей, бюджетный кредит, инвестиционный налоговый кредит, поручительство субъекта РФ инвесторам.

Применение всей совокупности методов с учетом индивидуальных особенностей региональных проектов и программ позволит повысить интенсивность инвестиционного процесса на региональном уровне.

Повышение эффективности использования методов достигается в рамках механизма финансирования регионального инвестиционного процесса, который включает: цель, субъект, объект, методы и принципы. Целью механизма является социально-экономическое развитие региона, субъектом - региональные органы власти и управления, предприятия и население.

Объектом механизма являются источники финансирования инвестиционного процесса, которые классифицируются по отношению к субъекту инвестиционной деятельности на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования относятся государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, к внешним - средства инвесторов из других регионов, иностранные инвестиции.

Следующим элементом механизма являются методы мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности, которые подразделяются на методы мобилизации собственных, привлеченных и заемных источников.

Механизм финансирования регионального инвестиционного процесса реализуется в соответствии со следующими принципами:

- принцип самостоятельности (предполагает право субъектов инвестиционной деятельности самостоятельно определять формы и направления расходования финансовых ресурсов);

- принцип эффективности (состоит в том, что результат от использования методов мобилизации источников финансирования должен превышать связанные с его применением затраты);

- принцип целенаправленности (означает расходование финансовых ресурсов на осуществление инвестиционной деятельности для реализации целей социально-экономического развития региона);

- принцип баланса интересов (подразумевает расходование финансовых ресурсов таким образом, чтобы выгоду от реализации инвестиционного проекта получали не только его непосредственные участники (инвесторы), но и органы государственной власти, предприятия и население);

- принцип комплексности (предполагает использование совокупности методов мобилизации собственных, привлеченных и заемных ис-

точников при финансировании регионального инвестиционного процесса);

- принцип диверсификации (означает взвешенное распределение ограниченных финансовых ресурсов по отраслям экономики в соответствии с приоритетами развития региона);

- принцип учета фактора времени (заключается в сопоставлении текущей стоимости финансовых ресурсов, используемых для финансирования инвестиционного процесса, с их будущей стоимостью);

- принцип прозрачности (означает доступность информации об используемых методах мобилизации источников финансирования для всех участников инвестиционного процесса).

В результате проведенного анализа определены основные элементы механизма финансирования инвестиционного процесса, который позволяет региональным органам власти и управления, а также частным инвесторам привлечь необходимый объем финансовых ресурсов для достижения целей социально-экономического развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаев, М.А. Инвестиционная деятельность [Текст] / М.А. Николаев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 336 с.

2. Михеева, Н.Н. Региональная экономика и управление [Текст] / Н.Н. Михеева. - Хабаровск: РИОТИП, 2000. - 400 с.

3. Мальцагова, Т.М. Особенности методов регу-

лирования инвестиционной деятельности в СевероЗападном федеральном округе [Текст] / Т.М. Мальцагова // Финансы и кредит. - 2010. - № 10 (394). -С. 72-80.

4. Игонина, Л.Л. Инвестиции [Текст] / Л.Л. Иго-нина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. -М.: Экономиста, 2004. - 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.