Научная статья на тему 'Медийная социализация молодежи в условиях цифровизации: мета-анализ китайских и российских исследований'

Медийная социализация молодежи в условиях цифровизации: мета-анализ китайских и российских исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
Новые СМИ / Интернет / молодежь / социализация / ценности / New media / Internet / youth / socialisation / values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ли Цзяньхуэй

Социализация человека – это процесс, в ходе которого человек получает социальную культуру и становится социальным существом. Социализация человека происходит под влиянием многих факторов, таких как семья, школа и т.д., среди которых нельзя не отметить влияние средств массовой информации. С быстрым развитием технологий новые средства массовой информации стали важнейшей частью процесса массовой коммуникации, и их развитие не только изменило образ жизни людей, но и оказало глубокое влияние на социализацию человека. Социализация молодежи является самым основным и важным этапом в процессе социализации человека, и влияние новой медиасреды на рост молодежи привлекает внимание семьи и общества в целом. В данной статье на основе обзора литературы анализируются и рассматриваются исследования китайских и российских социологов, посвященные влиянию новых СМИ на социализацию молодежи за последние пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SOCIALISATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF DIGITALISATION: A META-ANALYSIS OF CHINESE AND RUSSIAN STUDIES

Human socialisation is the process by which a person acquires social culture and becomes a social being. Human socialisation is influenced by many factors such as family, school, etc., among which the influence of mass media cannot be overlooked. With the rapid development of technology, new media has become the most important part of the mass communication process, and its development has not only changed people’s lifestyles but also had a profound effect on human socialisation. The socialisation of youth is the most basic and important stage in the process of human socialisation, and the impact of new media environment on the growth of youth has attracted the attention of family and society as a whole. Based on the literature review, this article analyses and reviews the research of Chinese and Russian sociologists on the impact of new media on youth socialisation in the past five years.

Текст научной работы на тему «Медийная социализация молодежи в условиях цифровизации: мета-анализ китайских и российских исследований»

Медийная социализация молодежи в условиях цифровизации: мета-анализ китайских и российских исследований

Ли Цзяньхуэй,

аспирант факультета социологии, Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: 954424314@qq.com

Социализация человека - это процесс, в ходе которого человек получает социальную культуру и становится социальным существом. Социализация человека происходит под влиянием многих факторов, таких как семья, школа и т.д., среди которых нельзя не отметить влияние средств массовой информации. С быстрым развитием технологий новые средства массовой информации стали важнейшей частью процесса массовой коммуникации, и их развитие не только изменило образ жизни людей, но и оказало глубокое влияние на социализацию человека. Социализация молодежи является самым основным и важным этапом в процессе социализации человека, и влияние новой медиасреды на рост молодежи привлекает внимание семьи и общества в целом. В данной статье на основе обзора литературы анализируются и рассматриваются исследования китайских и российских социологов, посвященные влиянию новых СМИ на социализацию молодежи за последние пять лет.

Ключевые слова: Новые СМИ, Интернет, молодежь, социализация, ценности

Исследование выполнено при поддержке Китайского совета по стипендиям (http: www.csc.edu.cn).

Статус, ценность и влияние современной молодежи на будущее являются мощной социальной силой как в Китае, так и в российском обществе. Стремительное развитие новых средств массовой информации принесло людям много удобств, и в то же время происходят глубокие изменения на психологическом и культурном уровнях. Молодежь, как наиболее восприимчивый член общества, зачастую первой реагирует на новые элементы в социальной структуре, которые, в свою очередь, выражаются в определенных культурных формах, особенно в гедонистических ценностях, ставших популярными в последние годы, таких как новые тенденции, в сфере потребления, развлечений и моды. В данной статье проводится обзор исследований по социализации молодежи в китайских и российских научных журналах за последние пять лет, обобщаются исследования по социализации молодежи, проведенные в условиях бурного развития этой новой формы медиа, с целью обобщения и оценки с социологической точки зрения исследований влияния новых медиа на социализацию молодежи в последние годы, для определения наиболее перспективных исследований.

Двойные агенты социализации: традиционные агенты и процессы социализации, и экспансия новой медийной социализации

Основными агентами социализации молодежи являются семья, школа, группы сверстников и средства массовой информации, однако вместе с социальными изменениями все эти агенты социализации в той или иной степени претерпели изменения, традиционные агенты социализации становятся все слабее и слабее, сформировалась новая парадигма социализации. В процессе социальных изменений в Китае произошли новые из-

237

менения в структуре семьи, семейных отношениях и даже функциях семьи. Структура семьи оказывает большое влияние на академические способности молодых людей. Независимо от того, какая у нас структура семьи - здоровая нуклеар-ная и непосредственная, неполная или реструктурированная - разумное воспитание, своевременное и качественное сопровождение, правильное семейное воспитание положительно влияют на процесс социализации молодежи [1]. Природа молодежной преступности биосоциальна, но личность преступника является результатом социализации молодежи под влиянием воспитания и окружающей среды [2]. Известный американский социолог Трэвис Хирш еще в 1990-х годах отмечал в своих работах, что семейная напряженность оказывает большое влияние на молодежную преступность, что вражда, ненависть и ссоры в семье вызывают у молодых людей чувство неуверенности и неудовлетворенности, что длительная семейная напряженность ослабляет сплоченность семьи и авторитетный контроль родителей, ослабляет функцию семьи по воспитанию детей [3]. Другие исследования показали, что в процессе социализации в семье индивиды не только усваивают эти социокультурные нормы, но и совершенствуют свою личность, и что готовые ценности и нормы, которые индивиды находят и усваивают в семье, не всегда полностью совпадают с ценностями и нормами в обществе [4].

Роль массовой коммуникации в процессе социализации более особенная и незаменимая, чем у других агентов, причем это влияние носит долговременный и тонкий характер. С бурным развитием экономики и технологий новые средства массовой информации стали важнейшей частью процесса массовой коммуникации, и их развитие не только изменило образ жизни людей, но и оказало глубокое влияние на социализацию человека [5]. Традиционные СМИ основаны на одном носителе информации, например, газеты и журналы - на бумаге, радио - на эфире, а телеканалы -на сигналах изображения, в то время

как СМИ новые технологии основаны на кросс-медиа и мультимедиа на 1Р-платформах. Повышение медиаграмот-ности молодежи в контексте новых медиа может усилить способность молодежи использовать медиа, что способствует ее адаптации к сложной сетевой среде и улучшению социальной адаптации в целом [6]. Средства массовой информации - это развивающийся инструмент, оказывающий значительное влияние на молодежь. Средства массовой информации оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности [7].

Новая информационно-культурная среда характеризуется циркуляцией больших объемов информации, что приводит к изменению ценностей, норм и установок молодежи, но не всегда приводит к положительным результатам. В культурных условиях информационного общества новые качества появляются не только у молодежи и отдельных людей, но и у общества в целом. Для общества этот процесс актуален, если общество находится в состоянии кризиса и стираются четкие границы социокультурной системы ценностей [8]. В сетевом обществе нет базовых элементов социальной позиции, и стабильная социальная система не может быть сформирована в соответствии с определенным порядком. Представители сетевого общества уже давно одержимы увлекательной, стимулирующей и сложной виртуальной средой, уделяют слишком много внимания человеко-машинному диалогу, размывают взаимодействие личности с обществом и другими людьми, теряют адаптивность к реальной среде в результате длительного увлечения виртуальной средой. Новые медиа постепенно становятся частью социальной среды и играют все более важную роль в процессе социализации молодежи [9]. Новые СМИ - это обоюдоострый меч, имеющий как преимущества, так и недостатки. Мы должны правильно оценить положительное и отрицательное влияние новых СМИ на социализацию молодежи, принять разумные и эффективные методы, чтобы избежать вреда, а родители,

| »Ж

_ ^ идея.И

238

школы, государство и сама молодежь должны участвовать в этом, чтобы способствовать здоровой социализации молодых людей. При высокой степени развития новых медиатехнологий и широком использовании сетевых, цифровых и других технологий бизнесмен доводит использование новых медиа до крайности, делая акцент на использовании современных сетевых технологий для продвижения товаров, побуждая потребителей к безостановочному потреблению [10]. Молодежь находится в периоде формирования и стабилизации своего мировоззрения, взглядов на жизнь и ценностей, уязвима для влияния новых идей. В условиях всевозможных потребительских соблазнов необходимо срочно решить вопрос о том, как направить молодежь на формирование правильного взгляда на потребление и избежать негативного влияния гедонизма на молодых людей.

Развлечения и потребление в гедонистическом представлении о ценностях

Этическое учение гедонизма, возникшее в древности, в современных условиях претерпело изменения, сделав акцент на материальных ценностях и стремлении к удовольствиям и наслаждениям. Современный тип гедонизма делает акцент на теле, физиологии и культе вечной молодости. Гедонизм был реализован в США и Европе в 1960-х годах. В ХХ веке его главными проводниками стали средства массовой информации и массовая культура. Негативной чертой современного гедонизма является снижение уровня духовных ценностей, что приводит к духовному кризису личности. В России это явление впервые появилось в XVIII веке, а с проникновением гедонизма в российское общество в 1990-е годы появились новые возможности для потребления [11]. Для значительной части молодежи важны ценности, характерные для общества потребления: работа, семья, успех, развлечения. Современная молодежь демонстрирует более высокую степень дифференциации ценностей и образа жизни среди молодых людей

по сравнению со старшими поколениями [12]. Как мы уже отмечали выше, социальные изменения и развитие технологий привели к изменению жизненных ценностей и неизбежным глубоким изменениям в сфере культурных ценностей, среди которых следует обратить внимание на влияние гедонистических ценностей.

После реформы и открытия Китая, в связи с быстрым развитием производительных сил и непрерывным ростом экономики страны, покупательная способность и потребительская способность населения становились все сильнее и сильнее, а с наступлением цифровой эпохи непрерывное развитие новых средств массовой информации привело к росту изобилия потребительских товаров, и представления людей о потреблении и модели потребления также незаметно изменились. Потребительство, окутанное всевозможными товарами, рекламой и образами знаменитостей, проникло в Китай и оказывает все более сильное влияние на китайский народ [13]. Современная молодежь не испытывала периодов экономических трудностей, в сочетании с непрерывным развитием новых средств массовой информации, которые сделали развлечения и потребление более удобными, поэтому у современной молодежи отсутствует личное понимание важности трудолюбия и бережливости, современная молодежь больше заинтересована в том, чтобы угнаться за тенденциями и навязать развлечения, она подверглась влиянию гедонизма и более восприимчива к влиянию тенденции консюмерист-ского мышления. Культурный консюме-ризм - одна из тенденций эпохи глобализации, а цифровое развитие научно-информационных технологий открыло новые пути проникновения культурного консюмеризма [14]. Только осознание особенностей культурного потребления молодежи в эпоху новых медиа и реальных проблем влияния цифрового распространения культурного консьюмеризма на ценности молодежи в новое время, таких как искажение представлений молодежи о правильном потреблении, ос-

239

лабление духовной воли и идеалов молодежи, влияние на эстетическое восприятие и основную культурную идентичность молодежи, порождение гедонизма и эгоцентризма, приводящих к смешению ценностей молодежи и отсутствию чувства социальной ответственности, позволит нам в дальнейшем бороться с их негативными последствиями.

Выводы

Наступление информационного века, характеризующегося новой технологической революцией, а сетевые средства массовой информации стали важным способом обмена информацией в современном обществе, который обеспечивает новую среду для познания и постижения конкретными людьми вещей и изменяет традиционные способы обмена информацией, структуру социальных групп и социальное взаимодействие людей в пространстве и времени, вызывая, в частности, позитивные последствия и негативные последствия. Она изменила традиционный способ обмена информацией, структуру социальных групп и способ социального взаимодействия в обществе, изменила традиционный способ производства, работы, жизни и мышления человека, что привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям, в частности, открыв перед молодежью совершенно новый мир и одновременно породив беспрецедентные проблемы в социализации молодежи. Развитие новых технологий привело к появлению все новых и новых форм СМИ и притоку в жизнь общества молодых людей разнообразных культур и ценностей. Среди них западная культурная продукция - это культурные товары, массово производимые развитыми странами с использованием современных достижений науки и техники и направленные на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей населения в духовной культуре и эстетических развлечениях. Молодежь находится в периоде повышенного спроса на культурное познание и развлечения, испытывает сильное влияние западной культурной продукции, что неизбежно окажет большое

влияние на ее выбор культурного потребления и формирование ценностей. Для решения этих негативных влияний и реалистичных дилемм молодежи в новую эпоху необходимо развивать личность и критическое сознание молодых людей, пропагандировать научный и рациональный взгляд на культурное потребление, быть бдительными к опасностям гедонизма и индивидуализма, формировать правильный взгляд на жизнь и ценности, чтобы позволить молодым людям достичь здоровой социализации, и в то же время в этом процессе важную роль играют государство, школа и другие институты.

Литература

1. Сюй Ин. Исследование влияния структуры семьи на академические способности подростков // Журнал Исследования в области образования. 2019. № 10. С. 83-85

2. Сулейманова И.Е. Биосоциальные факторы в основных детерминантах молодежной преступности // Вестник уфимского юридического института МВД России. 2020. № 4. C. 69-74.

3. Трэвис Хирши. Исследование причин преступности среди несовершеннолетних. China International Broadcasting Press. Перевод Ву Цзунсяня. 1997. 211 с.

4. Насибуллин Р.Р. Социализация как фактор формирования личности молодежи // Мир науки. социология, филология, культурология. 2019. № 4. C. 12.

5. Ван Ивэнь. Исследование социализации подростков в новой медиас-реде // Digital Media Research. 2019. № 36. С. 9-16

6. Лю Гуаньхао. Повышение медиагра-мотности подростков в контексте новых медиа // Журнал «Хэйхэ». 2021. № 3. С. 64-67

7. Кудрявцева А.А., Мартынова Д.И., Пехова М.М. Влияние средств массовой информации на культурные ценности молодежи // Наукосфера. 2023. № 5. С. 181-186.

8. Карпова М.К., Евдокимов В.И. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молоде-

240

жи // Наука. Общество. Государство. 2019. № 2. С. 173-179.

9. Ли Нань. Влияние новых медиа на социализацию подростков и их стратегии преодоления // Communication Research. 2017, № 1. С. 63-66

10. Янг Куйпин. Исследование аномального потребительского поведения подростков с точки зрения новых медиа // Сельская экономика и научно-технический прогресс. 2018. № 29 (14). С. 97-99

11. Батуева А.Ц. Проблема гедонизма в современном российском обществе // Вестник бурятского государственного университета. 2020. № 3. C. 77-87.

12. Головин Н.А., Сибирев В.А. О возможности культурной рецессии в россии 2010-х гг.: размышления над исследованиями ценностей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. C. 80-94.

13. Фэн Вэй. Влияние тенденции консю-меризма на ценности молодежи // Журнал Профессионального колледжа Цзямусы. 2023. № 39 (03). С. 34-36

14. Юй Цюйцзюань. Рациональное осмысление формирования ценностей молодежи с точки зрения культурного консьюмеризма в цифровую эпоху // Журнал Хубэйского экономического университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). 2022. № 19 (08). С. 27-31

MEDIA SOCIALISATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF DIGITALISATION: A META-ANALYSIS OF CHINESE AND RUSSIAN STUDIES1

Li Jianhui

St. Petersburg State University

Human socialisation is the process by which a person acquires social culture and becomes a social being. Human socialisation is influenced by many factors such as family, school, etc., among which the influence of mass media cannot be overlooked. With the rapid development of technology, new media has become the most

1 The research was supported by the China Scholarship Council (http: www.csc.edu.cn)

important part of the mass communication process, and its development has not only changed people's lifestyles but also had a profound effect on human socialisation. The socialisation of youth is the most basic and important stage in the process of human socialisation, and the impact of new media environment on the growth of youth has attracted the attention of family and society as a whole. Based on the literature review, this article analyses and reviews the research of Chinese and Russian sociologists on the impact of new media on youth socialisation in the past five years.

Keywords: New media, Internet, youth, socialisation, values.

References

1. Xu Y. Research on the influence of family structure on adolescents' academic ability // Journal of Educational Research. 2019. № 10. C. 83-85

2. Suleymanova I.E. Biosocial factors in the main determinants of youth criminality // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4. C. 69-74.

3. Travis Hirschi. Research on the causes of juvenile delinquency. China International Broadcasting Press. Translated by Wu Zongxian. 1997. 211 c.

4. Nasibullin R.R. Socialisation as a factor in the formation of youth personality // World of Science. sociology, philology, cultural studies. 2019. № 4. C. 12.

5. Wang Yiwen. The study of adolescents' socialisation in the new media environment // Digital Media Research. 2019. № 36. C. 9-16

6. Guanhao Liu. Enhancing adolescents' media literacy in the context of new media // Heihe Journal. 2021. № 3. C. 64-67

7. Kudryavtseva A.A., Martynova D.I., Pek-hova M.M. Influence of mass media on the cultural values of young people // Nau-kosphere. 2023. № 5. C. 181-186.

8. Karpova M.K., Evdokimov V.I. The role of mass media in the transformation of socio-cultural values of modern youth // Nauka. Society. State. 2019. № 2. C. 173-179.

9. Li Nan. The impact of new media on adolescents' socialisation and their coping strategies // Communication Research. 2017, № 1. C. 63-66

10. Yang Kuiping. Research on abnormal consumer behaviour of adolescents from the perspective of new media // Rural Econom-

241

ics and Scientific and Technological Progress. 2018. № 29 (14). C. 97-99

11.Batueva A. Ts. The problem of hedonism in modern Russian society // Bulletin of the Buryat State University. 2020. № 3. C. 7787.

12. Golovin N.A., Sibirev V.A. On the possibility of cultural recession in Russia in the 2010s: reflections on the study of values // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. № 3. C. 80-94.

13. Feng Wei. The influence of the trend of consumerism on the values of young people // Journal of Jiamusi Vocational College. 2023. № 39 (03). C. 34-36

14. Yu Qiuquan. Rational reflection on youth value formation from the perspective of cultural consumerism in the digital age // Journal of Hubei University of Economics (Humanities and Social Sciences Edition). 2022. № 19 (08). C. 27-31

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.