ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В.А.СТУПИН, д.м.н., профессор, директор Департамента благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ
Медицинское образование в системе кадровой политики здравоохранения России
А Л августа 2007 г. Минздравсоцразвития РФ издало приказ №553 «О внесении изменений в приказ Минздрава России 1999 г. №337», изменивший Номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
Приказ решил ряд накопившихся проблем, в частности расширил возможности подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Педиатрия» и создал возможность подготовки врачей-организаторов здравоохранения без прекращения трудового договора (по заочной форме в ординатуре и в виде профессиональной переподготовки).
После издания приказа в Департамент поступило значительное количество обращений как от граждан — потребителей медицинских образовательных услуг, так и от представителей образовательной среды, неудовлетворенных положением своих специальностей в Номенклатуре, предусмотренной приказом.
Следует отметить, что с развитием демократических отношений в России, проведением реформ в социальной сфере, зачастую болезненных, проблема создания нормативной базы, устраивающей в полном объеме как субъекты, так и объекты управления, встает все более остро.
Мы рассматриваем множество мнений ведущих медицинских специалистов по вопросам кадрового менеджмента в здравоохранении, сравниваем зачастую противоположные точки зрения и пытаемся создать баланс требований к специалистам, основанных на желании подготовить их качественно, максимально наполнив образовательные программы, и реальных возможностях регионов по подготовке и адаптации к изменениям рынка труда.
К сожалению, очень часто предложения по вводу новых специальностей, удлинению срока обучения за счет ввода специальности в состав основных не учитывают того, что единые требования будут выдвинуты как для здравоохранения крупных административных единиц, так и для медицинских организаций маленьких городов, поселков, сел.
Сегодня отнесение специальности к числу основных и организация подготовки только в виде интернатуры и ординатуры предусматривает приток в специальность выпускников системы высшего профессионального образования, но практически исключает ис-
пользование накопленных кадровых ресурсов из-за невозможности подготовки в интернатуре и ординатуре на бюджетной основе лиц, освоивших эти программы по другим специальностям, а также из-за снижения привлекательности ординатуры для практикующих врачей ввиду ее длительности. При этом невозможность организации подготовки на этапе дополнительного образования значительно затрудняет как возможности кадрового менеджмента организаций здравоохранения, так и возможности специалистов приобре-
ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
тать дополнительные специальности и адаптироваться к меняющейся кадровой ситуации.
Повышенное внимание к проблемам подготовки медицинских специальностей, желание повысить качество медицинской помощи через развитие медицинских специальностей понятно. Однако решение о коррекции кадрово-образовательной траектории должно приниматься с учетом оценки рынка труда, имеющихся у организаций здравоохранения всех типов, часто испытывающих дефицит должностей и медицинского персонала, возможностей выполнять поставленные требования, единые на всей территории РФ.
В противном случае в региональных организациях здравоохранения не будет необходимых для осуществления всех видов медицинской деятельности специалистов, а в успешных регионах будут раздуваться штаты и процветать скрытая безработица из-за незанятости дублирующих друг друга специалистов.
Система подготовки медицинских и фармацевтических кадров, включающая и совершенствование подготовки по каждой из специальностей, является элементом кадровой политики здравоохранения, а следовательно, частью государственной кадровой политики РФ. Поэтому кадрово-образовательные траектории, предусмотренные приказом Минздравсоцраз-вития РФ от 20.08.2007 №553, несмотря на то, что они затрагивают интересы отдельных граждан и привлекают внимание медицинской общественности, обусловлены сегодняшней кадровой ситуацией в отрасли и требованиями кадровой политики в системе здравоохранения.
Последующая коррекция этих норм будет проводиться с учетом развития законодательства РФ в области образования.
Остановлюсь на наиболее значимых событиях.
20 апреля 2007 г. принят Федеральный закон №56-ФЗ, который отнес интернатуру к послевузовскому профессиональному образованию, окончательно установив ее статус.
24 октября 2007 г. принят Федеральный закон №232-ФЗ, устанавливающий уровни высшего профессионального образования для получения квалификаций бакалавр, магистр и специалист. В соответствии с мнением Минздравсоцразвития РФ, готовится решение о проведении подготовки по специальностям высшего профессионального образования группы здравоохранения по монопрограммам для получения квалификации специалист с последующей обязательной послевузовской подготовкой в интернатуре или ординатуре.
Государственной думой РФ принят во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры
государственного образовательного стандарта). Этот законопроект предусматривает отказ от деления государственного образовательного стандарта на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Предлагаемая структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя «требования к результатам освоения основных образовательных программ», «требования к структуре основных образовательных программ» и «требования к условиям реализации основных образовательных программ».
Для аспирантуры (адъюнктуры), интернатуры и ординатуры уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования к структуре основных профессиональных образовательных программ.
Учитывая кардинальное изменение законодательной базы в области послевузовского профессионального образования, Департаменту совместно с профессиональными ассоциациями медицинских и фармацевтических специалистов предстоит значительный объем работы по созданию государственных требований к подготовке в интернатуре, ординатуре и в виде профессиональной переподготовки по всем специальностям здравоохранения.
Целесообразно построить эту работу следующим образом.
На первом этапе необходимо пересмотреть действующие квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим специалистам. В соответствии с поручением Президента РФ от 10.12.2005 №Пр-2065, нам предстоит разработать профессиональные стандарты деятельности по всем специальностям здравоохранения.
В отличие от действующих квалификационных требований, профессиональные стандарты должны быть основаны на компетентностном подходе и детализированы для организаций здравоохранения различных типов, идентифицированных по видам экономической деятельности (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
На основании предложений Российского союза промышленников и предпринимателей нами подготовлен проект макета профессионального стандарта, включающий в себя следующие позиции:
1. Область применения специальности и основных пользователей.
2. Нормативы содержания должностей, соответствующих специальности.
3. Требования профессионального стандарта:
■ требования к компетентности специалиста;
■ профессиональные требования (компетенции);
■ критерии оценки компетентности и компетенции
ИНФОРМАЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
специалиста при выдаче сертификата специалиста на вид деятельности;
■ критерии оценки специалиста при аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационной категории.
4. Нормативы освоения специальности.
5. Взаимодействие специальности и других специальностей здравоохранения на рынке труда.
6. Сведения о разработчиках профессионального стандарта деятельности по специальности здравоохранения.
И уже исходя из сформированных моделей, устанавливающих для специалистов нижнюю планку профессиональной подготовленности, можно определить необходимость подготовки в том или ином варианте с последующим закреплением в государственных требованиях к подготовке в интернатуре, ординатуре и виде профессиональной переподготовки.
Только завершив работу по стандартизации труда медицинских и фармацевтических специалистов и сформировав требования по их подготовке и взаимоотношениям специальностей в организациях здравоохранения, мы сможем, абстрагировавшись от субъективных мнений, подвергнуть коррекции Номенклатуры специальностей и должностей здравоохранения.
Отход от деления специальностей здравоохранения на основные и дополнительные и формирование преемственности образовательных программ в виде оснований для профессиональной переподготовки позволят обеспечить гибкость кадрово-образователь-ных траекторий, не допустив потери качества подготовки специалистов. Работа предстоит значительная и без участия представителей всех специальностей — трудновыполнимая. Поэтому хочется призвать профессиональные сообщества медицинских и фармацевтических специалистов консолидировать свою работу, представить свое мнение по реализации предложенного алгоритма действий и принять участие в деятельности Департамента по совершенствованию системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России и организации общественного мониторинга кадровых ресурсов. Без объединения наших усилий развитие системы образования и допуска к профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности, учитывающей интересы как работников, так и работодателей и образовательной среды, маловероятно, а правила игры, устраивающие всех участников трудового процесса в здравоохранении, должны быть сформированы в максимально короткие сроки.