УДК 616-089.5-036.882-08:378.046.4(571.13) Н. В. ГОВОРОВА
В. Н. ЛУКАЧ Ю. П. ОРЛОВ Г. А. БАЙТУГАЕВА А. В. КЛЕМЕНТЬЕВ
Омская государственная медицинская академия
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ
Кафедра анестезиологии и реаниматологии осуществляет подготовку специалистов анестезиологов-реаниматологов в рамках клинической ординатуры, клинической интернатуры и профессиональной переподготовки. Обучение интернов и ординаторов осуществляется по индивидуальному плану и в соответствии с программой, разработанной на основе Федеральных государственных стандартов последипломного образования, утвержденных Министерством здравоохранения России (Приказы № 1476н и 1475н). Программа обучения включает в себя теоретическую и практическую подготовку, при этом теоретическая подготовка для ординаторов составляет 1512 часов, а для интернов — 720 часов. Анализ многолетнего опыта в подготовке анестезиологов-реаниматологов показывает важность человеческого фактора, роль которого не менее важна, чем организация учебного процесса. Этот фактор стимулирует мотивацию приобретать новые профессиональные навыки и использовать их в своей практике, а у наставников — повышает интерес к преподаванию. Выделяемого Министерством образования и науки РФ количества мест в ординатуре и интернатуре недостаточно для того, чтобы компенсировать кадровый дефицит. Необходимо привести в соответствие расчет учебной нагрузки преподавателей кафедры с требованиями программы теоретического курса подготовки ординатора и интерна.
Ключевые слова: анестезиология-реаниматология, последипломная подготовка.
Для эффективной работы службы анестези- готовки освоили 159 врачей (табл. 1). Динамика
ологии, реанимации и интенсивной терапии вы- выпуска специалистов по различным видам подго-
сокий уровень профессиональной подготовки товки отражает то, каким образом Министерство
специалистов является обязательным условием. здравоохранения России пыталось залатать дыры
Анестезиология уже давно не относится к числу в кадровом дефиците. В соответствии с Прика-
узких специальностей, и количество врачей анесте- зом Министерства здравоохранения Российской
зиологов-реаниматологов находится на четвертом Федерации № 2510/584-32 от 21.01.2000 года, ут-
месте после терапевтов, хирургов и акушеров-ги- вердившим перечень врачебных и провизорских
некологов [1]. На кафедре анестезиологии и реа- специальностей, по которым разрешается подго-
ниматологии подготовка специалистов анестезио- товка выпускников медицинских и фармацевти-
логов-реаниматологов ведется через двухгодичную ческих вузов в интернатуре, анестезиология-ре-
клиническую ординатуру, одногодичную клиниче- аниматология в этот список не попала, поэтому
скую интернатуру и по программе профессиональ- с 2000 года подготовка в одногодичной интернатуре
ной переподготовки. Последняя форма в настоящее прекращена. В 2000 — 2007 годах кафедра готовила
время в соответствии с приказом Минздравсоцраз- от 20 до 50 врачей в год, при этом недостаток мест
вития России от 07.07.2009 № 415н проводится ис- в ординатуре компенсировался возможностью про-
ключительно для врачей, имеющих послевузовскую ведения профессиональной переподготовки. Но со-
подготовку по специальностям «Неонатология» или храняющийся дефицит кадров привел к тому, что
«Нефрология» [2]. в 2009 году практика подготовки через ординатуру
Всего с 2000 года на кафедре подготовлен была восстановлена. Однако это не привело к суще-
461 специалист анестезиолог-реаниматолог, в том ственному увеличению численности выпускаемых
числе через клиническую ординатуру подготовле- анестезиологов-реаниматологов, так как в соответ-
но 220 врачей, через интернатуру интернатуру — ствии с уже упомянутым приказом № 415н была
82 врача, программу профессиональной перепод- ограничена возможность получения специальности
Таблица 1
Данные о подготовке врачей анестезиологов-реаниматологов за период с 2000 по 2014 год
Вид Год выпуска Профессиональная переподготовка Ординатура Интернатура Всего за год
2000 16 2 0 18
2001 20 2 0 22
2002 26 3 0 29
2003 19 12 0 31
2004 13 11 0 24
2005 8 23 0 31
2006 16 36 0 52
2007 7 13 0 20
2008 0 21 0 21
2009 10 30 11 51
2010 9 12 8 29
2011 3 17 11 31
2012 3 15 15 33
2013 7 12 19 38
2014 2 11 18 31
Итого 159 220 82 461
№
через профессиональную переподготовку. А в перспективе можно предполагать сохранение и даже увеличение кадрового дефицита, поскольку в соответствии с требованиями ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2016 году подготовка через интернатуру должна быть прекращена [3].
На сегодняшний день в медицинских организациях Омского региона укомплектованность врачами анестезиологами-реаниматологами в среднем не превышает 50 %. Это объясняется, с одной стороны, оттоком врачебных кадров в центральные и северные регионы России, с другой — изменениями структуры оказания медицинской помощи в крупном промышленном регионе, и в частности ее дальнейшей профилизацией. Существенным является также то, что низкая заработная плата в сочетании с высокой мерой ответственности и не менее значительными психофизическими нагрузками делают специальность анестезиолога-реаниматолога малопривлекательной для молодых врачей. К сожалению, в нашу специальность все реже приходят выпускники с высоким средним баллом в зачетной книжке, «твердые троечники» встречаются все чаще. А последнее приводит к тому, что уровень базисной теоретической подготовки ординаторов и интернов становится все ниже и ниже.
Обучение интернов и ординаторов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному в соответствии с программой на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденных приказами Минздрав-соцразвития России № 1476н и 1475н [4, 5].
Индивидуальный план подготовки интернов и ординаторов обсуждается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой не позднее, чем через месяц со дня зачисления врача в интернатуру (ординатуру). Обучение состоит из освоения теоретического курса и практики, при этом объем подготовки по основным разделам теоретическо-
го курса (специальные, смежные, фундаментальные дисциплины, а также дисциплины по выбору) у ординаторов составляет 1512 часов, у интернов — 720 часов. В то же время количество часов, выделяемых на кафедру для последипломной подготовки, осуществляется на основе старого сложившегося подхода для расчета учебной нагрузки и составляет 75 часов на одного ординатора и 120 часов на одного интерна, что, конечно, никак не соответствует требованиям современной программы. К практике допускаются интерны и ординаторы, успешно освоившие дисциплины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс. По окончании практики составляются отчет и характеристика, заверенные у руководителя интернов.
В связи с тем что большое значение в подготовке молодого специалиста имеет отработка практических навыков, новым важным разделом подготовки интернов и ординаторов является обучающий симу-ляционный курс. Ректорат Омской государственной медицинской академии прилагает большие усилия для приобретения технических средств обучения, манекенов и муляжей. В 2012 году на базе академии был организован симуляционный центр. На кафедре анестезиологии и реаниматологии имеются все необходимые манекены для отработки основных практических манипуляций врача анестезиолога-реаниматолога: интубация трахеи с помощью стандартной эндотрахеальной трубки, установка ларингеальной маски, установки комбинированной пищеводно-трахеальной трубки, коникотомия, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца, пункция центральных и периферических вен, электрическая дефибрилляция и т. д. Кроме того, некоторые тренажеры позволяют проводить моделирование отдельных клинических ситуаций, что позволяет проводить обучение с демонстрацией возможных ошибок, от которых не застрахован ни один практикующий анестезиолог-реаниматолог. Более того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые не встречаются в процессе учебы. Применение
Таблица 2
Данные итоговой аттестации интернов и ординаторов за последние 6 лет
Вид подготовки Ординатура Интернатура
Год выпуска Среднее значение результатов тестового контроля, % Средний балл итоговой оценки Среднее значение результатов тестового контроля, % Средний балл итоговой оценки
2009 87,9 4,59 85,4 4,15
2010 93,1 4,58 88,1 4,25
2011 95,1 4,75 87,7 4,24
2012 92,4 4,86 86,7 4,51
2013 86,6 4,67 86,6 4,23
2014 88,1 4,83 88,7 4,81
Итого 90,5 4,71 87,2 4,36
технических средств обучения ведется по принципу «от простого к сложному». Молодым врачам в течение первого месяца необходимо освоить на манекенах и тренажерах практические навыки интубации трахеи, сердечно-легочной реанимации, изучить отечественную и зарубежную наркозно-дыхательную аппаратуру, которой оснащены базовые медицинские организации. Не менее важное значение в совершенствовании практических навыков имеет работа в патологоанатомическом отделении. Только после успешного завершения этих занятий ординаторы и интерны могут иметь доступ в операционные и отделения реанимации.
Клиническими базами для прохождения практики являются как ведущие медицинские организации Омского региона, так и те, с которыми ординатор или интерн заключил договор для последующего трудоустройства. Стажировка персонала в условиях операционной необходима для получения устойчивых практических навыков основных манипуляций (интубация трахеи, проведение искусственной вентиляции легких и т. д.). Кроме того, молодым врачам необходимо освоение современной наркозной и дыхательной аппаратуры, современных видов мониторинга, а указанные методы практически недоступны в условиях небольших медицинских организаций или центральных районных больниц. Анализ многолетнего опыта подготовки анестезиологов-реаниматологов, с точки зрения реальных возможностей по выполнению образовательной программы, показывает также и значение человеческого фактора, роль которого не менее существенна, чем организация учебного процесса. У обучающихся этот фактор обусловливает мотивацию по приобретению новых профессиональных знаний, применению их в своей работе, а у наставников — повышает интерес к преподаванию.
Оптимальной оценкой практической деятельности клинического ординатора является внедренный в практику Центром последипломного образования ОмГМА дневник интерна (ординатора). Необходимо отметить, что ведение подобного дневника рекомендовано Европейским профессиональным союзом. Цель ведения дневника — демонстрация объема количественной и качественной характеристик обучения врача, проверка объема количественных и качественных оставляющих подготовки. Регулярное заполнение, проверка качества ведения, указание необходимого минимального количества выполненных манипуляций, пособий, кураций пациентов не только позволяют дисциплинировать
молодого специалиста, но и улучшают качество его подготовки.
Проведенный анализ результатов итоговой государственной аттестации за 2009 — 2014 годы показывает, что уровень подготовки ординаторов несколько выше по сравнению с интернами (табл. 2). Так, результаты тестового контроля у ординаторов колебались от 88,1 до 95,1 % (в среднем за 6 лет 90,5 %), а у интернов не превышали 90 % — от 85,1 до 88,7 % (в среднем 87,2 %). Некоторое снижение результатов тестового контроля в 2013 — 2014 годах связано с существенным обновлением базы тестовых заданий, предлагаемых выпускникам. Средний балл итоговой оценки у ординаторов на протяжении последних шести лет был стабильно выше и составил 4,71 против 4,36 у интернов.
Успехи современной анестезиологии и реаниматологии обусловили прогресс оперативного и консервативного лечения больных, находящихся в экстремальном состоянии. То обстоятельство, что врач анестезиолог-реаниматолог, вступая в контакт с больными, находящимися в угрожающих жизни состояниях, должен оперативно определять тактику их дальнейшего лечения, ставит вопросы не только о необходимости профессиональной подготовки, но и о формирования специфического мышления, активного поведенческого стереотипа врачей этой специальности. Выделяемого Министерством образования и науки РФ количества мест в ординатуре и интернатуре недостаточно для того, чтобы компенсировать кадровый дефицит. Необходимо привести в соответствие расчет учебной нагрузки преподавателей кафедры с требованиями программы теоретического курса подготовки ординатора и интерна.
Решение проблем подготовки анестезиологов-реаниматологов может способствовать повышению престижности труда врачей отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, привлечению к работе молодых специалистов, а также уменьшит текучесть врачебных кадров.
Библиографический список
1. Степанов, А. В. Некоторые проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинском вузе / А. В. Степанов, К. Г. Шаповалов // Анестезиология и реаниматология. - 2009. - № 6. - С. 29-31.
2. Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения :
приказ М-ва здравоохранения и социального развития РФ [от 7 июля 2009 г. № 415н ] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.garant.ru/12168285/ (дата обращения: 10.01.2015).
3. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон [от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 11.01.2015).
4. Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) : приказ Минздравсоцразвития России [от 05.12.2011 № 1476н] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.garant. га/70112730/ (дата обращения: 25.12.2014).
5. Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) : приказ Минздравсоцразвития России [от 05.12.2011 № 1475н] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://base.garant. га/70112728/ (дата обращения: 25.12.2014).
ГОВОРОВА Наталья Валерьевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой анестезиологии и реаниматологии.
ЛУКАЧ Валерий Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии.
ОРЛОВ Юрий Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии.
БАЙТУГАЕВА Галина Абукановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии.
КЛЕМЕНТЬЕВ Алексей Владимирович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.03.2015 г. © Н. В. Говорова, В. Н. Лукач, Ю. П. Орлов, Г. А. Байтугаева, А. В. Клементьев
№
уДК 616379-00864 е. Н. КАКУЛЯ
В. Н. ЛУКАЧ А. О. ГИРШ С. С. СТЕПАНОВ
Родильный дом № 2, г. Омск Омская государственная медицинская академия
ПАРАМЕТРЫ, АССОЦИИРОВАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ СИНДРОМА АОРТО-КАВАЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ, ИМЕЮЩЕГО ЛАТЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ, У ЖЕНЩИН ПРИ ОПЕРАТИВНОМ РОДОРАЗРЕШЕНИИ_
Цель данного исследования — интраоперационное выявление параметров, ассоциированных с синдромом аорто-кавальной компрессии у пациенток с предстоящим оперативным родоразрешением. Выявлено, что после проведения спинномозговой анестезии на фоне инфузионной терапии у пациенток возникает артериальная гипотензия, в большей степени обусловленная снижением ударного объема сердца. Установлено, что снижение ударного объема сердца и увеличение частоты сердечных сокращений на фоне проведения ин-фузионной терапии после спинальной анестезии свидетельствуют о возникновении синдрома аорто-кавальной компрессии, имеющего латентное течение в предоперационном периоде и не проявляющегося клинически.
Ключевые слова: синдром аорто-кавальной компрессии.
У 70 % пациенток после проведения анестезиоло- у почти 30 % пациенток ухудшается кровоснабже-
гического пособия, непосредственно перед началом ние матки с последующим клинически значимым
оперативного родоразрешения, даже при соблю- влиянием на плод [4].
дении всех существующих профилактических ме- Цель исследования — выявление параметров, ассо-
роприятий синдрома аорто-кавальной компрессии циированных с синдромом аорто-кавальной компрес-
[1] отмечаются его проявления [2, 3]. Более того, сии у пациенток с оперативным родоразрешением.