Раздел 12. РАЗНОЕ
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИЗАДАПТАЦИИШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНОТИПАМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК
Сагитова А.С., Шаяхметова Л.Ш.
ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень ФГАОУ ВО НГУ, Новосибирск
Введение. Изучение особенностей перестройки циркадианных биоритмов у школьников при возрастающих учебных нагрузках представляет значительный интерес, так как позволяет определить возможные пути повышения адаптационных резервов. Цель исследования — изучить влияние хронотипов школьников на адаптацию к учебным нагрузкам. Материалы и методы. обследованы 90 мальчиков 14-15 лет. Основную группу обследуемых (ОГ) составили учащиеся специализированной гимназии №21 (n=30), первую контрольную группу (1 КГ)- одаренные дети юга Тюменской области (n=30), 2 КГ- подростки из СОШ г. Тюмени с различным уровнем знаний (n=30). В начале и в конце учебной недели проводились: анкетирование по И.В. Московченко, тест цветовых выборов Люшера, регистрировались показатели вариационной пульсо-метрии по Р.М. Баевскому. Результаты исследований: у 73,3% гимназистов встречаются крайние хроноти-пы — «совы» (50%) с абстрактно-образным мышлением и «жаворонки» (23,3%) с характерным аналитическим мышлением, что свидетельствует о хорошем интеллектуальном потенциале. В 1 КГ отмечается аналогичное доминирование хронотипов. Снижение адаптационных резервов к концу учебной недели отмечались у обследуемых всех групп. Наибольшее напряжение регу-ляторных систем вплоть до истощения адаптационных механизмов характерно для «сов». 26, 7% «сов» и 28, 6% «жаворонков» не восстанавливают свои энергетические ресурсы в дни отдыха, а 6,7% «сов» начинают рабочую неделю в состоянии дизадаптации. Все «голуби» в первые дни недели имеют нормальный индекс вегетативной реактивности, к концу недели — у 51% из них отмечается стрессовая активация симпатико-адреналовой системы, а у 24% — ее истощение, что свидетельствует о регуляторной лабильности. Заключение. Полученные данные позволяют определить «предбо-лезнь» у подростков с интенсивными умственными нагрузками и разработать индивидуально-групповые медико-педагогические реабилитационные программы, а также могут быть использованы для прогнозирования изменений функционального состояния организма и оптимизации режима обучения.
ВАРИАНТЫ ФЕТАЛЬНОГО РАДИАЦИОННОГО СИНДРОМА У ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ ОТ ОБЛУЧЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Сипягина А.Е., Балева Л.С., Юров И.Ю., Сухоруков В.С., Карахан Н.М.
НИКИ педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва
Медико-биологическими стохастическими последствиями радиационного воздействия на геном родителей могут быть ВАиПР, умственная отсталость в поколениях детей. Ионизирующая радиация повреждает быстро пролиферирующие нейробласты в головном мозге, приводя к аномалиям развития ЦНС, что считается достоверным показателем внутриутробного действия радиации. Фетальный радиационный синдром подразумевает очерченный симптомокомплекс, который можно рассматривать как совокупность проявлений клинических признаков и множественных геномных аномалий.
Материал и методы. Медико-эпидемиологический мониторинг поколений в популяции детей, проживающих в радиационно загрязненных регионах. Молекулярно-генетическое кариотипирование, исследование экспрессии генов методом Nanostring, микроядерный тест.
Результаты. Медико-эпидемиологическое наблюдение выявило рост распространенности класса F по МКБ-Х у детей из зон радионуклидной контаминации, более выраженный в зонах с высоким уровнем загрязнения. Данные МЭС по установлению связи заболевания с воздействием радиации свидетельствуют об увеличении случаев умственной отсталости в 2 раза у детей 2-го поколения, связанное с накоплением мутагенного радиационного груза у их облученных родителей. Однотипные кариологические данные у детей и их родителей, косвенно свидетельствуют о радиаци-онно-индуцированной нестабильности генома и возможности ее трансгенерационной передачи.
Следствием ВПР головного мозга, уменьшением его массы и размеров может быть умственная отсталость, которая сочетается с другими проявлениями дизморфогенеза. Часто выявляемая микроцефалия является постоянным признаком хромосомных и многих генных синдромов.
Хромосомные аберрации (микроделеции, микродупликации, геномные вариации), имеющие отношение к нарушению интеллектуального развития, пересекаются с регионами известных наследственных заболеваний и хромосомных синдромов (например, ломкой хромосомы Х), что может быть проявлением и фетального радиационного синдрома. В группе обследованных наиболее часто представлены изменения со стороны хромосомы Х (в 87%, случаев), причем с наличием ее ломкости (FRA-X), однако зарегистрированы различные вариации, представляя, например, не делецию, а дупликацию гена FMR1 хромосомы Xq27.3 с реализацией более мягкой клинической симптоматики.
Профиль экспрессии генов продемонстрировал достоверное повышение (IL1B, CXCL1, PTGS2, EGR2) или понижение их экспрессии (IL17B, KIT, BATF3,
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2018; 63:(4)
DOI: 10.21508/1027-4065-congress-2018