Медицина катастроф. Оргакиз .ция медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях
Гончаров С Ф., Бабин Б. Я.
Нсероссннскии центр медицины катастроф «Защитам
В 90-е годы XX столетия заметно возросло число природных, техногенных и социальных катастроф и пока отсутствует тенденция к их сокращению.
Наибольший материальный ущерб и значительные людские потери приносят такие природные катастрофы как землетрясения, наводнения, смерчи и ураганы, а среди техногенных катастроф -наиболее опасны аварии на объекгах атомной энергетики и на химически опасных объектах.
По мировым данным среди всех человеческих жертв от природных катастроф около 60% приходится на жертвы в результате землетрясений В текущем XX веке на земном шаре в очагах землетрясений погибло 1, 5 млн. человек. Актуальность проблемы для Российской Федерации по уменьшению жертв землетрясений заключается в том, что более 20% территории России с населением более 20 млн человек находится в сейсмоопасных регионах от 7 и выше баллов.
На территории России функционирует порядка 400 стационарных радиационно-опасных объектов и более 2 тыс. химически опасных, ежедневно радиоактивные и химически опасные вещества перевозятся на транспортных средствах
Медико-социальной проблемой стал в последние годы и дорожно-транспортный травматизм. На дорогах мира ежегодно погибает около 300 тыс. человек и почти 8 млн. получает травмы.
В ряде регионов Российской Федерации ежегодно складывается напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка, которая осложняется при возникновении очагов стихийных бедствий и техногенных катастроф
Сохранение здоровья населения, предупреждение или ослабление воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, своевременное оказание медицинской помощи, лечение и реабилитация пораженных и больных при возникновении чрезвычайных ситуаций гарантировано Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" 1994 года.
Развитие и функционирование системы охраны здоровья населения в экстремальных ситуациях имеет несколько этапов в зависимости от условий международного полоя^ния государства, его
военно-политического, экономического и социального положения.
Так, в 30-50 гг. при имевшейся военной угрозе СССР со сго-роны империалистических государств, в системе здравоохранения страны была создана медицинская служба местной противовоздушной обороны (МС МПВО), которая в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) обеспечивала оказание медицинской помощи населению при поражении в результате ударов авиации и артиллерии противника.
С появлением оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического) возникла необходимость реорганизовать МС МПВО и создать медицинскую службу Гражданской обороны (МС ГО), которая существует и в настоящее время Основное назначение МС ГО - это медико-санитарное обеспечение пораженного населения при ведении войны с использованием оружия массового поражения.
В 1977 году в "Положении о медицинской службе Гражданской обороны СССР" была определена задача по оказанию медицинской помощи пораженным при крупномасштабных производственных авариях и стихийных бедствиях. Однако для оказания медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях даже при незначительных санитарных потерях, и тем более при крупномасштабных авариях и катастрофах, МС ГО оказалась не приспособленной из-за организационно-штатной структуры и состоянием повседневной готовности Встал вопрос о развитии нового направления в системе здравоохранения - медицины катастроф.
В соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года № 339 была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, которая уже после распада СССР во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261 "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" и в соотвегствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 420 была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющейся функциональной подсистемой Единой государственной системы пред1 т>еждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданный Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.
В субъектах Российской Федерации были созданы региональные учреждения (центры) и формирования ВСМК.
В соответствии с Положением ВСМК (утверждено постанов-
591
лением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195) функционально объединяет службы медицины катастроф Минздрава России и Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства других федеральных органов исполнительной власти
ВСМК приобрела статус самостоятельной отрасли здравоохранения государственного значения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Имея государственный статус и благодаря целенаправленной работе Минздрава России, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, организации взаимодействия с МЧС России в настоящее время Служба способна оказывать все виды медицинской помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях
Научная значимость службы медицины катастроф обусловлена разработкой и внедрением новых, более эффективных технологий оказания медицинской помощи, использованием средств профилактики инфекционных заболеваний, проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
За короткий промежуток времени (1994-1999 гг.) создана нормативно-правовая база функционирования ВСМК, накоплен практический опыт работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях.
К основным задачам Службы относятся: организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения в ЧС,
организация и оказание экстренной и консультативной медицинской помощи населению при повседневной деятельности;
организация мероприятий по поддержанию санитарноэпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС, на этапах медицинской эвакуации пораженных и больных;
создание, подготовка и обеспечение гоговности органов управления сил и средств Службы к работе в ЧС;
выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация медико-санитарного контроля и проведение комплекса мероприятий по предупреждению или ослаблению возможных вредных последствий;
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий при возможном возникновении ЧС и в результате их возникновения. Сбор и обработка информации медико-санитарного характера, ее представление заинтересованным органам, доведение до населения, участие в подготовке населения и спасателей по оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС;
592
создание и рациональное использование резервов медицинского, специального и санитарно-хозяйственного имущества для обеспечения им медицинских формирований и учреждений;
участие в мероприятиях по государственной экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения от ЧС.
Объем и время выполнения задач определяются в зависимости от уровня Службы и режима ее деятельности (повседневный, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации).
В последнее время большое значение в системе ВСМК придается разработке и практическому внедрению мероприятий по реабилитации и психофизиологическому обеспечению пострадавшего населения, созданию психоэмоциональной устойчивости при внезапно возникающих стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.
Органами руководства ВСМК являются межведомственные координационные комиссии (МКК) службы медицины катастроф: на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.
На Федеральном уровне председателем МКК ВСМК является Министр здравоохранения Российской Федерации. В состав комиссии входят: заместитель Министра здравоохранения, президент РАМН, Главный санитарный врач, директор ВЦМК '‘Защита", руководители органов управления здравоохранением министерств (ведомств), силы и средства которых входят в состав ВСМК (Минобороны России, МВД России, МГТС России и др.), председатель ЦК РОКК
Состав региональной МКК определяется федеральной МКК по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона.
Территориальные и местные МКК создают соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Органы повседневного управления ВСМК - центры медицины катастроф, выполняющие функции штабов службы, на федеральном (ВЦМК «Защита»), региональном, территориальном и местном уровнях. На объектах экономики созданы штабы ГО ЧС, в составе которых имеются руководители службы медицины катастроф объекта экономики, а на объектах здравоохранения органом упр -ления является штаб ГО ЧС.
В настоящее время ВЦМК "Защита" в своем составе имеет: орган оперативного управления - Щтаб ВСМК; Учебнометодический центр по подготовке кадров сдужбы медицины катастроф и медицинской подготовке населенна с тремя кафедрами; Научно-практический Центр медицинской экспертизы и реабилитации; научные подразделения по проблемам служен медицины катастроф;
* 593
Полевой многопрофильный госпиталь с подразделением по оказанию экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), Отдел международных связей; отдел медицинского снабжения, подразделения административного, хозяйственного и транспортною обслуживания
Наиболее проблемные вопросы деятельности ВСМК обсуждаются на Ученом совете Центра и на его профильных секциях При Центре работает Диссертационный совет по специальности 05.26.02 - "Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях”.
Медицина катастроф - новая, развивающаяся отрасль здравоохранения. Ее дальнейшее становление во многом зависит от подготовки научных и руководящих кадров, специалистов в составе формирований и учреждений, работающих в области чрезвычайных ситуаций.
Кафедра медицины катастроф Учебно-методического центра, осуществляет подготовку руководящего состава и специалистов СМ К до 200 человек ежегодно. В 2000 году приступают к работе вновь созданные кафедры: медицинской экспертизы и реабилитации; санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
ВЦМК "Защита" постоянно изучает опыт деятельности мировой системы медицины катастроф. Имеет статус первого Евроазиатского центра медицины катастроф и Сотрудничающею центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.
В 9 регионах Российской Федерации органами повседневного управления ВСМК являются региональные центры медицины катастроф (РЦМК), функции которых выполняют территориальные центры медицины катастроф ( ГЦМК) в городах: Санкт-Петербург; Самара; Екатеринбург; Ростов-на-Дону; Новосибирск; Красноярск; Чита; Хабаровск, в центральном регионе функции РЦМК возложены на ВЦМК «Защита». В своей деятельности РЦМК руководствуются «Положением о региональных центрах медицины катастроф».
На территориальном уровне органами повседневного управления являются территориальные центры медицины катастроф, которые в своей деятельности руководствуются "Положением о территориальных центрах медицины катастроф". Они работают под руководством территориальных МКК и оперативно подотчетны РЦМК региона, в состав которого входит территория субъекта Российской Федерации.
На местном уровне (город, район) также могут создаваться, а в ряде территорий уже созданы, центры медицины катастроф или межрайонные филиалы ТЦМК, которые работают под руководством
594 '
местных МКК в соответствии с планами проведения мероприятий территориальными центрами медицины катастроф.
Центры медицины катастроф регионального, территориального и местного уровней тесно взаимодействуют с соответствующими органами управления МЧС России: региональными центрами ГО ЧС; территориальными и местными управлениями ГО ЧС. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работают под их оперативным руководством.
Органы управления МЧС России на всех уровнях в соответствии с "Положением о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденным приказом МЧС России и Минздрава России от 2 апреля 1997 г. № 185/94, оказывают содействие службе медицины катастроф в выполнении мероприятий по медико-санитарному обеспечению пораженных и больных в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, создана и функционирует стройная и устойчивая система управления ВСМК.
Силы ВСМК представлены:
на федеральном уровне - Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" (с входящими в него формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Минобороны России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти; клиническими и научными базами; учреждениями Госсанэпиднадзора центрального подчинения;
на региональном уровне - региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями); медицинскими формированиями военных округов, флотов; федеральных органов исполнительной власти;
на территориальном (местном) уровне - территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, УВД и отделений дорог МПС России, расположенных в границах территории субъектов Российской Федерации, центрами Госсанэпиднадзора и их формированиями, учреждениями эпидемиологического профиля, а также формированиями других органов исполнительной власти, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориальном (местном) уровне.
Медицинские формирования в составе СМК Минздрава России представлены: полевыми многопрофильными госпиталями;
бригадами специализированной медицинской помощи (от 5 до 10 профилей в различных регионах страны в зависимости от прогнози-
595
руемой обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях); бригадами скорой медицинской помощи (специализированными, врачебными и фельдшерскими); бригадами первой врачебной помощи (врачебно-сестринскими); бригадами доврачебной медицинской помощи; санитарно-эпидемиологическими бригадами и отрядами, противоэпидемическими бригадами.
Министерства и ведомства, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, также создают свои медицинские формирования.
В соответствии с "Положением о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России” создаются резервы:
государственный резерв - решением Правительства Российской Федерации;
федеральный, региональный - решением Минздрава России; территориальный - решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
местный - решениями органов местного самоуправления; объектовый - решениями администраций предприятий, учреждений, организаций.
Определен порядок финансирования, хранения, освежения, использования медицинского имущества резервов на всех уровнях Обеспечение медицинских формирований и учреждений ВСМК ведомственного подчинения (Минобороны России, МВД России, МПС России и др.) осуществляется их формирователями.
Созданная организационная структура ВСМК и современное состояние оснащенности ее формирований и учреждений обеспечивает выполнение задач по медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При этом следует отметить, что при имевших место чрезвычайных ситуациях в подавляющем большинстве использовались силы и средства федерального уровня.
Но в интересах эффективной защиты населения от ЧС необходимо иметь не только на федеральном, но и на региональном, территориальном, местном уровнях ВСМК хорошо оснащенные и подготовленные медицинские силы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Это позволит решить следующие проблемы:
во-первых, более полно будет учитываться прогнозируемая обстановка, в границах данной территории, особенности и возможности регионов;
во-вторых, сокращаются сроки прибытия (не ожидая сил службы федерального уровня) медицинских формирований в очаг
596
аварии, катастрофы, стихийного бедствия;
в-третьих, представляется возможным организовать подготовку медицинских формирований ВСМК на территориальном уровне, отработку вопросов взаимодействия их с формированиями поисково-спасательных служб МЧС России
Большая ответственность по предупреждению возникновения человеческих жертв и своевременному оказанию медицинской помощи возлагается на объекты экономики независимо от форм собственности, на транспортные и другие организации, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. По данным МЧС России в подавляющем большинстве чрезвычайные ситуации носят локальный и местный характер, доля которых составляет более 80%.
Результаты изучения ряда крупных чрезвычайных ситуаций 80-х годов, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами, позволили сделать принципиальный вывод о том, что система здравоохранения страны и медицинская служба гражданской обороны, как правило, не обеспечивала своевременное оказание медицинской помощи пораженным. Создание ВСМК значительно повысило эффективность спасательных работ
Расширением задач и сферы деятельности ВСМК, начиная с 1995 года, стала организация медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения в Северо-Кавказском регионе. Так, только в 1995 году в этом регионе работало 237 медицинских бригад Службы различного профиля, 30 лечебных учреждений, а самолетами МЧС России в регион было доставлено 56 тонн медицинского имущества В районе боевых действий работал полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК "Защита", оказывая медицинскую помощь раненым и больным.
По данным МЧС России, в 1997 г. на территории Российской Федерации произошло 1665 масштабных чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 1735 чел., было спасено и оказана медицинская помощь 10858 чел. В дорожно-транспортных происшествиях погибло 27665 чел., было ранено и им оказывалась медицинская помощь -177924 чел.
В 1998 г. наметилась тенденция сокращения общего числа чрезвычайных ситуаций, но увеличилось число локальных ЧС и количество пораженного населения.
В 1998 г. было зарегистрировано 1527 чрезвычайных ситуаций с числом погибших в них 1275 чел., оказана медицинская помощь более 23 гыс. чел., а в дорожно-транспортных авариях погибло 29021 чел., оказана медицинская помощь 183846 чел.
На территории Российской Федерации в связи с напряженной в ряде регионов эпидемиологической обстановкой служба медицины
597
катастроф проводит профилактические мероприятия, однако они не выполняются в полном объеме из-за недостаточного финансирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Большая работа проводится и но оказанию медицинской помощи, вынужденным переселенцам из Чечни в 1999-2000 гг. На январь 2000 года число зарегистрированных вынужденных переселенцев составило более 250 тыс. чел., из которых 35 тыс. чел. проживают в развернутых лагерях на территории Ингушетии и освобожденных от банд формирований районов Чечни. За пять месяцев 1999 г. в Чечне и Дагестане была оказана медицинская помощь более 56 тыс. больным, в том числе 18 тыс. детям. В лагерях переселенцев на территории Ингушетии и Чечни работают 128 специалистов службы медицины катастроф, из федерального резерва направлено более 64 тонн грузов медицинскою назначения на сумму 12,5 млн. руб
Предполагается дальнейшее увеличение медицинской помощи пострадавшему населению и по восстановлению здравоохранения Чеченской Республики.
Основные положения по оборонным вопросам, изложенные в "Концепции о национальной безопасности Российской Федерации", выдвинули необходимость подготовки ВСМК к деятельности в военное время. Решение этой проблемы заключается в создании единой службы здравоохранения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.