УДК 614.8 О. А. Фазлиева
ББК 68.9 С тудент
Т. В. Копылова
Студент
НЕДОСТАТОЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ И МЕДИЦИНСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ*
В статье проблема координации между всеми аварийно-спасательными формированиями в ликвидации ЧС анализируется на материалах Центра медицины катастроф, как одного из элементов в системе организаций, ответственных за ликвидацию ЧС. На основе интервьюирования, выявляются ключевые проблемы и предоставляются пути их решения.
Ключевые слова: координация, формирования, ликвидация,
чрезвычайные ситуации, стратегия.
O. A. Fazlieva Student T. V. Kopylova Student
LACK OF COORDINATION BETWEEN ALL EMERGENCY RESCUE AND MEDICAL UNITS FOR ELIMINATION OF
EMERGENCY SITUATIONS*
In the article the problem of coordination between all emergency rescue formations in the elimination of emergency situations is analyzed on the materials of the Center of medicine of catastrophes, as one of the elements in the system of institutions responsible for the elimination of emergency situations. On the basis of interviewing, identifies key problems and are provided ways of their solution.
Key words: co-ordination, formations, liquidation, the emergency situation, the strategy.
В Республике Башкортостан сохраняется высокий уровень чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера, в котором растет количество пострадавших. Решением этой проблемы занимаются различные ведомства, которые зачастую мало связаны друг с другом. Улучшение координации между всеми аварийно-спасательными и медицинскими формированиями для ликвидации чрезвычайных ситуаций становится
* Работа выполнена под научным руководством М. В. Яковлева
* The work was performed under the scientific guidance of M. V Yakovlev
весьма актуальной проблемой, особенно на локальном уровне.
В связи с этим, перед исследователями встает задача разработки единой координационной межведомственной стратегии в ликвидации ЧС на локальном уровне, в новых условиях.
В данной статье проблема координации между всеми аварийноспасательными формированиями в ликвидации ЧС анализируется на материалах Центра медицины катастроф, как один из элементов в системе организаций, ответственных за ликвидацию ЧС.
Основным Центром ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в Республике Башкортостан - Служба медицины катастроф РБ.
Служба медицины катастроф Республики Башкортостан (СМК РБ, далее - Служба) входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (далее - ВСМК) в составе Приволжского регионального центра медицины катастроф (РЦМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республики Башкортостан, Территориальным управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан (далее-ТУ Роспотребнадзора), органами управления здравоохранением районов и городов Республики Башкортостан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами РБ[3].
Рабочим органом службы медицины катастроф является Государственное казенное учреждение здравоохранения - Центр медицины катастроф Республики Башкортостан (ГКУЗ ЦМК РБ, далее - Центр), выполняющий функции организационно - методического, распорядительно-координирующего и информативно-аналитического центра по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий, медикосанитарного обеспечения населения Республики Башкортостан при ЧС.
По результатам проведенного нами интервью с сотрудниками ГКУЗ ЦМК РБ, мы выявили следующие ключевые проблемы:
1. Отсутствуют единые критерии учета пострадавших и нанесенный материальный ущерб (Так пострадавшие и умершие в результате ЧС фиксируются только Службой медицины катастроф, остальные министерства фиксируют данных лиц только на месте ЧС, при этом данные разных служб не согласовываются и не обобщаются в единую базу данных) [1];
2. Отсутствует программа межведомственной координации в ликвидации последствий ЧС локальных масштабов;
3. Связь между аварийно-спасательными формированиями, участвующими в ликвидации ЧС налажена на недостаточном уровне;
4. Нет единого руководящего центра для ликвидации ЧС, именно локального масштаба.
5. Не имеются достаточные технические средства для ликвидации ЧС в трудно доступных местах.
В этом интервью большая часть наших собеседников акцентировали внимание на тесную координацию и единый подход в целях ликвидации последствий ЧС.
Согласно данным ГКУЗ ЦМК РБ:
В Республике Башкортостан в связи с развитием технических средств и транспорта постоянно растет число ЧС. Основную роль в этих происшествиях занимает ЧС техногенного характера. Так Службой медицины катастроф принято участие в ликвидации последствий 198 ЧС (в 2011 г. - 188 ЧС) техногенного характера. При ЧС за 2012 года пострадали 856 человек (2011 г. - 906), из них погибли 372 человек (2011 г. - 312 человек).
По нашему мнению, одним из способов содействия решению проблемы снижения смертности в различных чрезвычайных ситуациях могла бы стать «Единая координационная межведомственная стратегия» в ликвидации последствий ЧС локальных масштабов.
«Единая координационная межведомственная стратегия» представляет собой координационную стратегию принимающую участие в ликвидации ЧС локального масштаба.
Целью этой стратегии является единый подход всех аварийноспасательных формирований в целях локализации и ликвидации возможных и возникающих ЧС на территории республики.
Мы предлагаем включить в эту стратегию следующие компоненты:
- руководствоваться едиными критериями ЧС, установленными
Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Пример: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей [1].
Может быть, данные критерии не используются в связи с тем, что они
устарели, стали неэффективными. Тогда в этом случае нужно пересмотреть их, подкорректировать и оповестить все аварийно-спасательные формирования о них.
- Все планы по ликвидации ЧС должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами и учитывать взаимодействие всех аварийноспасательных формирований в целях минимизации материальных и людских потерь. Данные планы должны быть согласованы и утверждены Правительственной комиссией РБ.
- Необходима четкая и устойчивая связь между всеми аварийноспасательными формированиями. Для этого нужно оснастить все формирования современными средствами связи, например, такими как спутниковая, режим видеоконференций и другими.
- Требуется, чтобы ликвидацией последствий организовал один руководящий орган, наделенный всеми полномочиями и назначенный Правительством РБ, лучше чтобы это было первое аварийно-спасательное формирование, прибывшее на место локального ЧС.
- Оснащение всех аварийно-спасательных формирований техническими средствами высокой проходимости в том числе и авиационным транспортом. ( как пример трагедии в Улу-Теляке)
Мы считаем, что именно внедрение «Единой координационной межведомственной стратегии» позволит всем аварийно-спасательным
формированиям республики оперативно и четко реагировать на все возникшие ЧС и не только снизить материальный ущерб экономики республики, но и самое главное уменьшить число пострадавших, снизить тяжесть полученных травм и сохранить жизни пострадавших.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Закон РБ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» от 14.03.1996 № 26-з (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ от 23.03.2000 г. № 185-Д. «О службе медицины катастроф РБ»
4. ВЦМК защиты [Электронный ресурс] URL: http://www.vcmk.ru (19.03.13г.)
REFERENCES
1. The decree of the Government of the Russian Federation from may 21, 2007. no. 304 «On the classification of emergencies of natural and technogenic character»
2. The law of the Republic of Bashkortostan «On protection of population and territories from emergency situations of natural and technogenic character» dated 14.03.1996 № 26-h (with changes and additions)
3. Order from 23.03.2000. № 185-D. «On the service of medicine of catastrophes of the Republic of Bashkortostan»
4. The Russian center of medicine of catastrophes «Protection» Available at: http://www.vcmk.ru (Accessed 19 March 2013).
Информация об авторах
Фазлиева О.А. (Россия, г. Уфа) - Студент. Башкирский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Копылова Т.В. (Россия, г. Уфа) - Студент. Башкирский государственный аграрный университет.
Information about the authors Fazlieva O.A. (Russian Federation, Ufa) - Student. Bashkir state agrarian university. Email: [email protected].
Kopylova T.V. (Russian Federation, Ufa) - Student. Bashkir state agrarian university.