Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
—------ —
Kiseleva A.S., Kovalchuk S.N., Mayorov S.A., Kiseleva A.N., Artamonova E.A.
Nizhniy Novgorod State Medical Academy, the Department of children and teenagers hygiene and nutrition hygiene, Nizhniy Novgorod
MEDICO-SOCIAL RISK FACTORS OF MODERN SCHOOLCHILDREN DISEASES DEVELOPMENT IN NIZHNIY NOVGOROD
Annotation: Medico-social risk factors of schoolchildren diseases development in Nizhniy Novgorod in 2011-2012 have been studied. Risk groups were determined. Increased risk of diseases development depends on medico-biological risk factors (almost half of the schoolchildren) and lifestyle factors (1/3 of schoolchildren). The group of alertness depending on early childhood factors includes 85,9% of children.
Key words: schoolchildren, risk factors, risk groups.
Киселева А.С., Ковальчук С.Н., Майоров С.А., Киселева А.Н., Артамонова Е.А.
ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России, кафедра гигиены детей и подростков и гигиены питания, г. Нижний Новгород
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Г.НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Аннотация: Изучены медико-социальные факторы риска развития заболеваний
школьников г. Нижнего Новгорода в 2011-2012 гг. Выделены группы риска. Практически половина школьников имеют повышенный риск развития заболеваний в зависимости от медико-биологических факторов, а 1/3 школьников - от факторов образа жизни. 85,9% детей отнесены к группе настороженности по факторам раннего детства.
Ключевые слова: школьники, факторы риска, группы риска.
Актуальность проблемы.
Формирование здорового образа жизни у детей и подростков - это комплекс
мероприятий, направленных на
сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни, а также борьбу с
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
—----- —
факторами риска развития заболеваний. Медико-социальные факторы оказывают значительное воздействие и присутствуют на всех стадиях развития ребенка [1]. Изучение изменяющихся условий среды обитания и социально-экономической обстановки позволит выявить наиболее значимые факторы риска, сформировать группы риска и определить протективные факторы, которые станут мощным, эффективным средством управления здоровьем детей и подростков [2].
Материалы и методы. Медикосоциальные факторы изучены путем анкетирования родителей школьников г. Нижнего Новгорода в 2011-2012 гг. с использованием модифицированной и дополненной «Анкеты изучения медикосоциальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» (Москва,1999 г.). Анкета включала 97 вопросов для изучения трех групп факторов: медико-биологических,
факторов раннего детства и факторов образа жизни. Объем исследования составил 2798 анкет. Полученные результаты сопоставили с
модифицированной прогностической
шкалой риска развития заболеваний у детей в зависимости от медикосоциальных причин.
Результаты. Изучение медикобиологических факторов показало, что возраст матери в момент рождения ребенка у 73,5% женщин составил 20 - 29
лет, у 20,5% - 30 лет и более, у 6,0% - до 19 лет. Возраст отца: 20 - 29 лет - у 66,4% мужчин, 30 лет и более - 31,8%, до 19 лет -1,8%. До беременности имели хронические заболевания 15,3% матерей и 8,5% отцов. Контакт с вредными производственными факторами до беременности отметили 9,6% женщин, в период беременности -5,0% женщин. Существенное негативное значение имели и вредные привычки родителей: до беременности курили 16,3% матерей и 54,7% отцов, алкогольные напитки употребляли 8,2% матерей и 53,5% отцов.
При изучении факторов раннего детства установлено, что 41,5% детей получали грудное молоко в течение 6 месяцев, 47,1% - менее 6 месяцев, 11,4% - не получали совсем. Гуляли с ребенком на первом году жизни более 6 часов в сутки всего 10,9% родителей, 5 - 6 часов - 37,1%, менее 5 часов - 52,0% . Закаливающие процедуры для детей применяли регулярно в 24,4% семей, нерегулярно - в 35,3%, не применялись совсем - в 40,3%. Как следствие, не болело ни разу на первом году жизни только 22,6% детей, менее 4 раз
- 65,2%, четыре раза и более - 12,2%.
Установлены следующие
характеристики семейной микросреды школьников. Отдельная квартира имелась у 90,4% школьников, 5,6% семей проживали в коммунальной квартире или в общежитии, 4,0% - в частном доме. Жилая площадь на одного члена семьи составляла
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
—----- —
свыше 12 кв.м. в 47,2% случаев, 5 - 12 кв.м. -в 47,9%, менее 5 кв.м. - в 4,9%. Ребенок имел отдельную комнату в 66,5% семей, в 98,9% семей - отдельное место для приготовления уроков. Доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума отмечался в 33,8%, соответствовал прожиточному минимуму -в 56,9%, 13,2% учащихся проживало в семьях с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. 59,8% матерей имели высшее образование, среднее, среднее специальное - 38,6%, неполное среднее - 1,9%. Отец имел высшее
образование в 50,4% случаев, среднее, среднее специальное - в 46,6%, неполное среднее - в 3,0%.
Абсолютное большинство семей имело не более двух детей (92,4%). Доля семей с одним ребенком составляла 46,3%, с двумя детьми - 46,1%, с тремя детьми -6,5%, четверо и более детей воспитывали
1,1% семей. Полные семьи составляли 78,9%, только мать являлась родителем в 19,7%, отец - в 0,8%, опекун - в 0,6%. Благополучная семейная обстановка отмечена в 94,3 % семей, конфликтная -3,4%, наличие инвалидов и тяжелобольных зарегистрировано в 2,3% семей.
При анализе режима дня школьников были выявлены следующие
особенности: мальчики чаще, чем девочки регулярно занимаются спортом вне детского учреждения (43,4% и 31,8% соответственно, р < 0,05) и делают
утреннюю гимнастику самостоятельно (12,1% и 9,1%, р < 0,05). Однако девочки посещают дополнительные кружки (музыкального, художественного профиля) чаще, чем мальчики (60,5% и 44,5% соответственно, р<0,05) Дети мало времени проводят на открытом воздухе в будни (53,2% - менее 2 часов, включая дорогу в школу). Учитывая, что в мегаполисе нередко дорога составляет 2 часа, то дети практически не бывают на открытом воздухе (спортивные игры, прогулки). В выходные дни этот недостаток не восполняется - только 45,9% гуляют 2-3 часа. Просмотр телепередач и занятия с компьютером занимают в среднем 1 до 3 ч в день у девочек, и от 2 - 4 ч у мальчиков (р <
0,05).
Преимущественно мясные,
молочные, овощные блюда использовались в питании 92% семей (табл.1). Еда в «сухомятку» практиковалась только у 9,1% детей. Число приемов пищи в день - у 51,1% школьников составило 4 раза (в т.ч. и в выходные), но произвольно по времени
(83,3%).
Since 1999 ISSN 2226-7417
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
------—
Таблица 1
Характеристика питания школьников 7-17 лет, %
Показатели Пол Статистика
М Д Все X2 сс р
Частота употребления мясных и рыбных продуктов дома
Регулярно (7 раз) 60,5 53,7 56,8 14,53 3 0,0023*
Часто (4-5 раз) 30,2 33,7 32,0
Иногда (1-2 раза) 8,6 и,4 10,1
Не употребляет 0,7 1,2 1,1
Частота употребления яиц и сливочного масла
Регулярно (7 раз) 30,9 25,9 28,2 18,55 3 0,0003*
Часто (4-5 раз) 36,7 34,3 35,4
Иногда (1-2 раза) 3°А 37,3 33,9
Не употребляет 2,3 2,5 2,5
Частота употребления молока и молочных продуктов
Регулярно (7 раз) 48,9 42,1 45,3 14,13 3 0,0027*
Часто (4-5 раз) 27,4 32,0 29,8
Иногда (1-2 раза) 20,9 22,3 21,7
Не употребляет 2,8 3^ 3^
Частота употребления фруктов и овощей
Регулярно (7 раз) 54^ 55,9 55,1 1,77 3 0,6217
Часто (4-5 раз) 35,5 34,7 35,1
Иногда (1-2 раза) 10,3 9,3 9,7
Не употребляет 0,2 0,1 0,1
Частота употребления крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий
Регулярно( 7 раз) 65,2 56,8 60,7 24,7 3 0,0000*
Часто (4-5 раз) 29,0 33^ 31,5
Иногда (1-2 раза) 5^ 9,2 7,5
Не употребляет 0,2 0,2 0,3
* - различия достоверны У современных школьников повышается осознанность необходимости сохранения и укрепления здоровья, что подтверждается анализом
распространенности вредных привычек: 98,1% школьников не курят, курят не
регулярно 2,5% мальчиков и 0,7% девочек (р < 0,05), а регулярно - 0,4% и 0,2% соответственно (р < 0,05). Знает вкус алкогольных напитков 14,6% мальчиков и
11,3% девочек (р < 0,05). 88,3% школьников положительно относятся к здоровому
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
образу жизни, безразлично - 11,3% и
отрицательно - 0,4%. Гигиенические
навыки выполняют все школьники, из них под контролем 30,8%.
Важным фактором семейного воспитания ребенка является медицинская активность семьи. У 47,2% мальчиков, 49,3% девочек родители оценивают состояние здоровья как хорошее, у 31,8% мальчиков, 32,4% девочек - как удовлетворительное, у 6,9% мальчиков, 5,5% девочек - как слабое.
91,6% родителей осуществляют контроль за режимом дня и питания ребенка. Однако, не уделяется должного внимания обеспечению оптимального санитарно-гигиенического состояния мест проживания: проветривание
осуществляется 1 или несколько раз в день
только в 88,4% семей, влажную уборку проводят ежедневно только 15,5%. Закаливающие процедуры также не имеют должного распространения в семьях, они не проводятся в 86,1% случаев. Лечение ребенка без медицинских рекомендаций осуществляют 42,3% родителей, а 55,2% родителей мальчиков обращаются за медицинской помощью только при тяжелом заболевании (р < 0,05).
Сформированы 3 группы
школьников по риску возникновения отклонений в состоянии здоровья и заболеваний в зависимости от медикосоциальных причин (табл.2). Обращает на себя внимание отсутствие категории детей с наименьшим риском развития заболеваний по всем изучаемым группам факторов.
Таблица 2
Распределение школьников по группам оценки риска развития заболеваний в зависимости от медико-социальных причин, %
Шкала риска Медико- биологические факторы Факторы раннего детства Факторы жизни образа
М Д Все М Д Все М Д Все
1.Группа наименьшего риска 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
2. Группа настороженности 55,5 58,2 56,9 84^ 86,9 85,9 70,4 68,7 69,5
3. Группа повышенного риска 44,5 41,8 43А ^,2 ЧА НА 29,6 31,3 30,5
Статистика х2 = 1,83 сс = 1, р = 0,1759 X2 = 2,3Ъ сс = 1, р = 0,1236 X2 = 0,88, сс = 1 р = 0,3474
Стат. параметры Ме=36, а =5,68 0 Ме=18,0 а=2,68 Ме=77,0 а=7,24
Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК
«Здоровье и образование в XXI веке»
№3 2012 том 14
—---------------—
Min=28,o Min=io,o Min=54,o
Max=62,o Max=26,o Max=io6,o
Практически половина школьников имеют повышенный риск развития заболеваний в зависимости от медикобиологических факторов, а 1/3 школьников
- от факторов образа жизни. 85,9% детей отнесены к группе настороженности по факторам раннего детства.
Вывод: Отсутствие группы детей с наименьшим риском развития заболеваний и большая доля детей с повышенным риском развития заболеваний
свидетельствует о недостаточной эффективности проведения
профилактической и оздоровительной работы среди школьников, несмотря на активно проводимую государственную политику по формированию здорового образа жизни. Исследование показало, что наиболее актуальным и перспективным является воздействие на управляемые факторы образа жизни семьи, особенно в
период раннего детства, формирование стереотипа здорового образа жизни детей и их родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Стратегия «Здоровье и развитие
подростков России (гармонизация
Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). - М.: Издатель
Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - 54 с.
2. Камаев И.А., Поздеева Т.В.,
Дмитроченков А.В., Ананьин С.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и
призывной молодежи: состояние,
проблемы, пути решения: Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. - 312 с.