42
ЗНиСО МАРТ № (270
УДК 613.955:614.2
ОЦЕНКА ПРИОРИТЕТНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА ЗДОРОВЬЮ ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т.В. Бадеева1, Е.С. Богомолова1, Н.А. Матвеева1, М.В. Шапошникова1, Н.В. Котова1, Е.А. Олюшина1, М.В. Ашина1, С.Н. Ковальчук1, А.Н. Писарева1,
Е.О. Максименко1, Е.К. Лузина2
1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России,
г. Нижний Новгород, Россия 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», г. Нижний Новгород, Россия
Представлены результаты мониторинга состояния здоровья городских школьников г. Нижнего Новгорода с 1980 г. Подтверждена общая тенденция снижения потенциала здоровья учащихся. Установлены причинно-следственные связи между значимыми эколого-гигиеническими факторами, медико-социальными факторами, факторами внутришкольной среды и показателями здоровья на основе системного подхода и количественного измерения риска.
Ключевые слова: здоровье школьников, общеобразовательные организации, факторы риска здоровью.
T.V. Badeeva, E.S. Bogomolova, N.A. Matveeva, M.V. Shaposhnikova, N.V. Kotova, E.A. Olushina, M.V. Ashina, S.N. Koval'chuk, A.N. Pisareva, E.O. Maximenko, E.K Luzina □ ASSESSMENT OF PRIORITY RISK FACTORS TO THE HEALTH OF URBAN SCHOOLCHILDREN □ Nizhny Novgorod State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia; Center of hygiene and epidemiology in the Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Russia.
The results of monitoring the health status of urban schoolchildren of Nizhny Novgorod since 1980 are presented. A General trend of decrease of health potential of pupils confirmed. The causal relationship between significant ecological-hygienic factors, medical and social factors, factors within the school environment and health indicators on the basis of the system approach and quantify risk is established. Key words: schoolchildren's health, educational institutions, the risks to health.
Детское население является наиболее чувствительной возрастной группой, отражающей влияние факторов окружающей среды. Под окружающей средой понимают комплекс социальных, экономических, биологических и гигиенических факторов, которые чрезвычайно сложно переплетаются между собой, воздействуя на организм [1, 4].
Влияние антропогенной нагрузки на физическое развитие и здоровье детей доказано результатами многочисленных отечественных и зарубежных исследований. Отклонения в здоровье чаще регистрируются у детей, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, в крупных промышленных городах. При этом воздействие одних и тех же химических веществ может вызывать различные эффекты для здоровья взрослых и детей, что указывает на необходимость учета возрастных особенностей при анализе риска здоровью детского населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду [10].
Здоровье учащихся в значительной степени определяется уровнем санитарно-гигиенического обеспечения общеобразовательных организаций (ОО) [4, 11]. Существующее противоречие между возросшими требованиями школы и ухудшением состояния здоровья детей делает актуальным создание в современных школах профилактической образовательной среды, необходимость постоянного медицинского наблюдения за здоровьем учащихся для своевременного выявления школьно обусловленных
функциональных нарушений и заболеваний, обоснование профилактических и оздоровительных мероприятий в условиях ОО [2, 8].
Цель работы - выявление тенденций в состоянии здоровья современных городских школьников и оценка рисков приоритетных факторов внутришкольной среды, эколого-гигиенических и медико-социальных факторов для разработки системы эффективной здоровье-сберегающей деятельности, обеспечивающей гармоничное развитие учащихся.
Материалы и методы. В Нижнем Новгороде динамические наблюдения за здоровьем детского населения проводятся с 80-х годов прошлого столетия. Оценена динамика состояния здоровья школьников по данным углубленных медицинских осмотров, которые проводились бригадой квалифицированных специалистов ГБОУ ВПО «НижГМА» Минздрава России [3, 5]. Материалы комплексных углубленных обследований школьников в возрасте 7-17 лет, проведенных в 1980 г. (3 042 чел.), 1992 г. (4 041 чел.), 2002 г. (5 978 чел.) и в 2012 г. (3 034 чел.), позволили определить основные тенденции состояния здоровья городских школьников.
Проведена оценка уровня санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) общеобразовательных школ г. Н. Новгорода по алгоритму, разработанному группой высококвалифицированных экспертов, утвержденному Минздав-соцразвития Российской Федерации в 2004 г. и модифицированному в 2010 г. [6]. В группу
экспертов под руководством проф., д.м.н. Мат-еэ веевой Н.А. вошли специалисты ГБОУ ВПО pi НижГМА, Управления Роспотребнадзора по еэ Нижегородской области, ФБУЗ «Центр гигие-^^ ны и эпидемиологии по Нижегородской области», специалист Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Н. Новгорода. При вычислении уровня санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) ^^ ОО применены интегральные оценки по каж-с=р дому блоку параметров.
^ Медико-социальные факторы изучали методом анкетирования родителей школьников по анкете [7] с нашими модификациями, состоящей из вопросов, сгруппированных в четыре раздела: паспортная часть, медико-биологические факторы риска, факторы риска раннего детства и факторы риска, характеризующие условия жизни ребенка.
Эколого-гигиеническая ситуация в районах размещения школ оценивалась по данным о качестве атмосферного воздуха за 1980, 1991-1992, 1999-2002 и 2008-2010 гг. (базы данных регионального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга Нижегородской области, данные лабораторий филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (ранее ЦГСЭН и СЭС в районах г. Н. Новгорода), Нижегородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области) с применением методологии оценки риска здоровью [9].
Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxProv.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0. Применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности различий (t-критерий Стьюдента).
Результаты и обсуждение. За тридцатилетний период наблюдения произошли существенные изменения показателей состояния здоровья школьников. Уровень патологической поражен-ности неуклонно нарастал и к 2012 г. достиг 7 167,4 %0 против 2 191,2 %о в 1980 г. (табл.).
Рост патологической пораженности зарегистрирован по всем классам болезней. Максимальный рост патологической пораженности выявлен по следующим классам: врожденные аномалии - в 38,7 раза (1 > 1,96, р < 0,05), болезни системы кровообращения - в 35,5 раз (1 > 1,96, р < 0,05), болезни мочеполовой системы - в 27,7 раза (1 > 1,96, р < 0,05), болезни органов пищеварения - в 12,0 раз (1 > 1,96, р < 0,05), болезни кожи и подкожной клетчатки
- в 7,6 раза (1 > 1,96, р < 0,05), некоторые инфекционные и паразитарные болезни - в 3,4 раза (1 > 1,96, р < 0,05).
Существенно вырос уровень патологической пораженности по тем классам болезней, которые рассматривают в значительной степени как школьно обусловленные: болезни кост-но-мышечной системы и соединительной ткани
- в 3,9 раза (1 > 1,96, р < 0,05), болезни нервной системы - в 2,52 раза (1 > 1,96, р < 0,05), психические расстройства и расстройства поведения
- в 1,62 раза (1 > 1,96, р < 0,05), болезни глаза и его придаточного аппарата - в 1,2 раза (1 > 1,96, р < 0,05).
Уровень патологической пораженности в классе болезней органов дыхания остался практически неизменным (в 1980 г. - 479,2 %о, в 2012 г. - 483,2 %0).
В формировании здоровья детей имеются выраженные половые различия. Рост патологической пораженности по большинству классов болезней более выражен у девочек, уровень которых за период наблюдения возрос в 3,29 раза (у мальчиков - в 3,23 раза).
Классы болезней МКБ-10 1980 г. 1992 г. 2002 г. 2012 г.
I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 15,7 ± 0,8 10,6 ± 0,5 37,9 ± 0,7 52,6 ± 0,9
IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 311,4 ± 10,3 470,8 ± 7,9 439,6 ± 7,3 607,4 ± 9,1
VI. Болезни нервной системы 164,3 ± 8,2 190,1 ± 6,2 274,4 ± 6,5 414,4 ± 9,1
IX. Болезни системы кровообращения 3,4 ± 0,4 5,3 ± 0,4 38,7 ± 0,7 121,8 ± 6,1
X. Болезни органов дыхания 479,2 ± 11,1 609,4 ± 7,7 478,4 ± 7,3 483,2 ± 9,3
XI. Болезни органов пищеварения 129,4 ± 7,4 768,7 ± 6,7 1893,2 ± 57,5 1538,6 ± 67,1
XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки 95,6 ± 0,5 328,7 ± 7,5 169,1 ± 5,5 727,4 ± 8,3
XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 468,4 ± 11,1 585,5 ± 7,8 1611,7 ± 53,9 1831,9 ± 71,9
XIV. Болезни мочеполовой системы 4,4 ± 0,5 12,6 ± 0,5 46,3 ± 0,7 122,1 ± 6,1
XVII. Врожденные аномалии (пороки развития) 8,3 ± 0,6 4,0 ± 0,3 70,0 ± 0,7 323,1 ± 8,7
Прочие 510,4 ± 10,1 547,6 ± 6,2 417,6 ± 6,7 708,1 ± 8,9
Итого 2191,3 ± 91,6 3534,2 ± 75,9 5496,7 ± 73,0 7167,4 ± 83,8
Таблица. Динамика патологической пораженности школьников (1980-2012 гг.), %о
44
ЗНиСО МАРТ (270
Если в 80-х гг. показатели патологической пораженности у мальчиков и девочек существенно не различались, то в 90-х гг., 2002 г. и 2012 г. здоровье девочек стало значительно хуже по ряду характеристик. Темпы роста патологической пораженности в динамике всего периода исследования у девочек оказались выше, чем у мальчиков, по следующим классам болезней: болезни мочеполовой системы, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы - в 1,12 раза. Это связано с разной восприимчивостью организма к факторам среды с учетом полового диморфизма, а также с разной генетической предрасположенностью мальчиков и девочек к тем или иным заболеваниям. Сложившаяся ситуация создает проблемы формирования репродуктивного потенциала.
Структура заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров претерпела значительные изменения. В 1980 г. первое место в структуре заболеваемости по данным углубленного медицинского осмотра с долей 21,87 % занимали болезни органов дыхания, второе (с долей 21,37 %) - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, третье (с долей 14,21 %) - болезни эндокринной системы и четвертое (доля 13,68 %) - болезни глаза. К 2012 г. на первое место в структуре заболеваемости переместились болезни костно-мышечной системы с долей 25,6 % (1 > 1,96, р < 0,05), на второе место - болезни органов пищеварения (21,5 %, г > 1,96, р < 0,05), на третье - эндокринные заболевания (8,5 %, г > 1,96, р < 0,05) и на четвертое - болезни органов дыхания (6,7 %, г > 1,96, р < 0,05). Это явилось результатом высоких темпов роста заболеваемости по классам болезней, имеющих в результате первые три ранговых места в структуре заболеваемости современных школьников.
По результатам комплексной оценки состояния здоровья также определена негативная динамика состояния здоровья школьников. За период наблюдений практически исчезло представительство группы здоровых детей (I группа здоровья), снизившись с 10,09 до 0,09 %. Значительно уменьшилась доля школьников со II группой здоровья - если в 1980 г. почти две трети школьников (57,5 %) были признаны практически здоровыми, то в 2012 г. их доля составила лишь 10,24 %. Выявлены половые различия в представительствах групп здоровья: доля девочек на современном этапе, имеющих 1У-У группы здоровья, существенно выше, чем мальчиков - в 1,43 раза.
Мониторинг состояния здоровья городских школьников г. Н. Новгорода за период с 1980 по 2012 гг. подтвердил общую тенденцию снижения потенциала здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ребенка, его нормальный рост и развитие, социально-психологическая адапта-
ция во многом определяются средой, в которой он живет. При оценке влияния среды обитания еэ ребенка можно условно выделить экологичес- рЕ кую, образовательную, социальную состав- о ляющие. ^^
На первом этапе изучения причинно-следственных связей в системе «здоровье-среда обитания» была дана эколого-гигиеническая характеристика микротерриторий обучения и проживания школьников, которую оценивали ^^ по трем параметрам - ситуационное размеще- с=р ние участка, расстояние до автомагистралей, уровень загрязнения атмосферного воздуха. =
Для эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды важны особенности физико-географических условий города: его расположение у слияния двух крупнейших рек -Волги и Оки, разделяющих город на правобережную нагорную и низменную заречную части с разностью высот до 100-200 метров. Традиционно основные промышленные источники загрязнения природной среды располагались в заречной части города, где промышленные предприятия находились среди жилых массивов и практически отсутствовали зоны рекреации. В заречной части города более высокие ранговые места в перечне приоритетных загрязнителей занимали тяжелые металлы: свинец, хром, молибден, цинк, а также окислы азота и серы, сероуглерод, фенол, этилбензол, ксилол. В нагорной части первые ранговые места занимали диоксид азота, твердые взвешенные частицы, свинец, углеводороды, хром.
Ситуационное размещение школы является важным элементом системы «окружающая среда - здоровье школьников». Внутрикварталь-ное размещение земельного участка, что соответствует гигиеническим требованиям, имели 6 школ. Однако одна школа находится на территории, которая подвержена загрязнению выбросами стационарных промышленных комплексов двух районов города, что снижает ценность внутриквартального размещения и является фактором риска развития заболеваний. Расстояние от ОО до автомагистрали соответствовало нормативу только в 2 случаях. Четыре школы расположены вплотную к крупным автомагистралям с наиболее неблагоприятными вариантами размещения: фронтальным или угловым.
При оценке риска развития неканцерогенных эффектов для критических органов и систем организма установлено, что в период 20082010 гг. ни одна школа не имела допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Значения индексов опасности в разных районах города незначительно отличаются, что связано с изменением перечня источников загрязнения атмосферного воздуха в начале XXI века. Крупные промышленные предприятия заречной части города уменьшают количество выбросов в основном из-за снижения мощности производства или остановки отдельных технологических линий. Основным источником за-
грязнения атмосферного воздуха в настоящее еэ время является автотранспорт, что приводит к рЕ относительно равномерному распределению о загрязняющих веществ по районам города. ^^ Наибольший риск определяется от воздействия химических веществ на органы дыхания -суммарный индекс опасности ИТ при комбинированном поступлении ингаляционно состав-¡г^ лял от 2,8 до 8,38. Это значение превышало до-^^ пустимый уровень (не более или равно 1). При .—|- этом только для одной школы уровень риска, рГ равный 2,8, оценивался как средний, для остальных территорий уровень риска развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на органы дыхания является высоким и составляет от 5,96 до 8,38. Высокий уровень риска комбинированного влияния загрязняющих веществ на органы дыхания формируется за счет содержания в атмосферном воздухе взвешенных веществ, азота диоксида, бензола, формальдегида, меди, никеля.
На втором месте - риск развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на иммунную систему, он составляет от 2,46 до 5,39, при этом на территории трех школ оценивается как высокий. Наибольший вклад дают бенз(а)пирен, никель, хром. На третьем месте находятся суммарные индексы опасности для формирования нарушений процессов развития. Они оцениваются как средние и составляют в разных районах от 1,6 до 2,17, наибольший вклад дают бенз(а)пирен, бензол, свинец.
Далее следуют риски развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на кровь, ЦНС, системное воздействие, которые также составляют более 1 и оцениваются как средние. Суммарные индексы опасности И! при действии на нервную систему, почки, желудочно-кишечный тракт, печень, сердечно-сосудистую систему составляют менее 1, что является допустимым и оценивается как низкий уровень риска. Риски развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на репродуктивное здоровье, гормональную систему, глаза оцениваются как низкие.
При сравнении рисков развития неканцерогенных эффектов для критических органов и систем с 1980 г. по настоящее время определено, что наибольшие риски за весь период исследования - это риски воздействия химических веществ на органы дыхания (8,38 в 2010 г.). Основную опасность для органов дыхания в 80-90-е гг. представляло присутствие в атмосферном воздухе сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота, взвешенных веществ, свинца, формальдегида. В 2000-2010-е гг. значительный вклад в Ш дают взвешенные вещества, диоксид азота, бензол, формальдегид и группа тяжелых металлов, доля которых в риске хронического ингаляционного воздействия в отдельных районах составляла более 50 %.
Более чем в 2 раза за период наблюдения увеличился риск воздействия химических ве-
ществ атмосферного воздуха на иммунную систему. Риски влияния на ЦНС, репродуктивную и сердечно-сосудистую системы за 30-летний период также увеличились, хотя и незначительно (до полутора раз), что согласуется с данными о состоянии здоровья школьников.
Образовательная среда очень часто является мощным фактором риска для здоровья школьника, так как с пребыванием в ОО связана значительная часть его деятельности.
Для определения уровня СГО школ в анна-лиз включено 40 качественных и 9 количественных параметров. Все они сгруппированы в 11 блоков, характеризующих тот или иной фрагмент школьной микросреды.
В основу нормирования положена пятибалльная шкала градаций каждого гигиенического параметра в зависимости от степени соответствия его гигиеническим нормативам. Оценка 5 баллов ставилась в случае, если исследуемый параметр полностью отвечал гигиеническим нормативам, а 1 балл - при полном несоответствии. Промежуточные оценки были разработаны на основе экспертных решений в зависимости от степени соответствия гигиеническим нормативам. При этом учитывались не только минимальные, но допустимые и оптимальные уровни, обеспечивающие более полноценную среду обитания школьников. Разработанная методика позволяет оценить рейтинги как по отдельным составляющим СГО, так и по итоговым характеристикам.
В качестве критериев СГО определены наполняемость школы (Инап), эколого-гигиени-ческая оценка размещения школы (Иэк), санитарно-гигиеническое состояние земельного участка школы (Иуч), санитарно-гигиеническая оценка здания школы (Изд), санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений (Иобщ), санитарно-гигиеническая оценка кабинетов и оборудования (Икаб), физическое воспитание (Ифиз), организация учебно-воспитательного процесса (Иреж), условия и организация питания (Ипит), оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового режима, светового режима (Ив), медицинское обеспечение (Имед). Далее вычисляли уровень СГО для каждой ступени обучения и всего учреждения в целом.
Величина интегрального показателя зависит от оценок входящих в него параметров и находится в диапазоне от 0 до 1 (0 - максимальная степень несоответствия, неприемлемость условий обучения, 1 - полное соответствие всех параметров гигиеническим требованиям, обеспечивающее оптимальное функционирование учреждения). Промежуточные значения в долях отражают величину соответствия данного критерия гигиеническим регламентам, что позволяет распределить ОО по каждому критерию и в целом по уровню СГО на группы с отличными, хорошими, удовлетворительными и неудовлетворительными условиями обучения.
Создан программный продукт, позволяющий формировать компьютерную базу данных
46
ЗНиСО МАРТ N03 (27С)
в современном пакете СУБД с последующей ее обработкой. Заполнение базы осуществляется в соответствии с картой санитарно-гигиенического обследования путем занесения в нее балльных оценок. Результатом действия программы является расчет интегральных оценок факторов, формирующих здоровье школьников, по отдельным блокам показателей, ступеням обучения и учреждению в целом.
Выявлен «мозаичный» характер качества СГО в ОО с оценками от удовлетворительных до близких к оптимальной. Такое состояние параметров внутришкольной среды, при котором низкое качество одних компенсируется другими, обусловило картину распределения учреждений в целом по уровню СГО: нет ни одной школы, где условия обучения оценили как оптимальные или неудовлетворительные, в 8 школах условия признаны удовлетворительными, в 2 - хорошими (2002 г.).
Установлено, что неудовлетворительный уровень СГО ОО повышает относительный риск развития отклонений в морфофункциональном развитии и заболеваний в 1,12-3,22 раза. При формировании отклонений в физическом развитии значимыми являются как отдельные факторы риска, так и итоговая оценка уровня СГО, отражающая воздействие совокупности факторов.
Вычисление интегральных оценок позволило провести сравнительный анализ показателей санитарно-гигиенического обеспечения, выявляя, таким образом, наиболее «уязвимые» места, что стало основой для разработки целенаправленных профилактических мероприятий. При сравнительном анализе условий обучения в школах в десятилетней динамике (2002-2012 гг.) выявлено, что в результате проведенных мероприятий по коррекции внутришкольной среды и снижения наполняемости в некоторых учреждениях большинство показателей улучшили свое значение, однако «мозаичность» оценок сохраняется (рис. 1).
При определении риска формирования отклонений в здоровье и заболеваний в зависимости от медико-социальных причин оценились три группы факторов, действовавших в ходе онтогенеза ребенка, - медико-биологические, факторы раннего детства и факторы образа жизни. Большая часть школьников отнесена в группу настороженности (доля представительства этих детей составила 56,9 % по медико-биологическим факторам, 85,9 % - по факторам раннего детства и 69,5 % - по факторам образа жизни), остальные учащиеся составили группу повышенного риска (рис. 2).
0,85т 0,8 '
[а
§ 0,75-'
'о Рч
0,70,65-
0,79
0.74
Г
0,77
0,83
0,72
Ь0,71
1
5 6 7 8
Школы
Рис. 1. Итоговый рейтинг санитарно-гигиенического обеспечения школ, 2012 г.
120 100 80 60 40 20 0
р=0,000
□ 2002 год Ш2012 год
Медико-биологические Факторы раннего детства Факторы образа жизни факторы
Рис 2. Динамика распределения учащихся, относящихся к группе повышенного риска,
по медико-социальным факторам
За последнее десятилетие отмечено ухуд-еэ шение ситуации по медико-социальным фактора рам среди школьников, проявившееся отсутст-еэ вием учащихся с наименьшим риском развития ^^ отклонений. Несмотря на улучшение материальных условий, современные дети и подростки почти в 2 раза чаще имеют повышенный риск формирования отклонений в здоровье за счет факторов, характеризующих условия жиз-^^ ни. В связи с повышением уровня осведомлен-с=р ности родителей о культуре здорового образа жизни доля детей и подростков, имеющих повышенный риск формирования отклонений по факторам раннего детства, за последнее время снизилась с 98,63 % до 14,1 % (р = 0,0000).
Заключение. На основании системного анализа совокупности показателей, характеризующих факторы риска роста и развития школьников, разработана методология выявления причинно-следственных связей в системе «среда обитания-здоровье детей», определены индикаторы для оценки факторов среды обитания и физического развития и здоровья учащихся ООУ. Методология оценки риска для здоровья при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду, показала свою значимость и эффективность при оценке УСГБ. Разработанная система унифицированных оценок факторов среды обитания, дополненная показателями здоровья учащихся, позволяет установить причинно-следственные связи и прогнозировать тенденции здоровья и развития детей при реализации системы социально-гигиенического мониторинга. Показана возможность количественного выражения взаимосвязи показателей здоровья и факторов риска у современных школьников.
Данные методические подходы предлагаются для реализации региональных моделей социально-гигиенического мониторинга детского населения. На основе полученных данных предложен алгоритм организационно-содержательного обеспечения мониторинга здоровья и развития школьников.
В настоящее время, учитывая изменения условий среды обитания учащихся - реализация новых образовательных стандартов, инновационные формы обучения, авторские программы, интегрирование различных современных электронных средств в обучение и досуг детей и подростков, - необходимо усовершенствовать набор индикаторных показателей здоровья и факторов внутришкольной среды (учитывая при этом особенности учреждения обра-
зования - авторские, частные, специальные школы), коррекция либо элиминация которых позволит сохранить и укрепить здоровье школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. и др. Состояние здоровья современных детей и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, Л.М. Кучма // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-10.
2. Внедрение здоровьесберегающей технологии в современной школе: Методические рекомендации / М.А. Позднякова, Е.С. Богомолова, О.А. Курсеева [и др.]. Н. Новгород, 2007. 44 с.
3. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов // Под ред. Л.М. Кучмы. М.: Изд-во науч. центра здоровья детей РАМН, 2013. С. 139-157.
4. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, С.Г. Сафонкина [и др.] // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.
5. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье» (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г. № 01-19/31-17).
6. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: Методические указания / А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова [и др.]. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 32 с.
7. Оценка физического развития детей и подростков г. Н. Новгорода: Методические указания / Е.С. Богомолова. Н. Новгород: Изд-во НижГМА. 2011. 80 с.
8. Поленова М.А. Гигиеническая оптимизация обучения и здоровья школьников // Мат. Пленума Научного Совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации. М., 2013. С. 290-293.
9. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: Р 2.1.10.1920-04.М., 2004. 143 с.
10. Унгуряну Т.Н. Принципы оценки риска здоровью детей, связанного с воздействием химических веществ / Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Мат. Всеросс. науч-практич. конф. Пермь: Книжный формат. 2014. С. 57-61.
11. Шубочкина Е.И. и др. Оценка связи между показателями состояния здоровья детей и уровнем санэпидблаго-получия образовательных учреждений / Е.И. Шубоч-кина, В.В. Молдаванов, Е.М. Ибрагимова [и др.] // Мат. Пленума Научного Совета по экологии человека и гигиене окружающей среды. М., 2012. С. 491-493.
Контактная информация:
Бадеева Татьяна Владимировна, тел.: +7 (831) 465-58-12, e-mail: [email protected]. Contact information: Badeeva Tatyana, phone: +7 (831) 465-58-12,
e-mail: [email protected]. + -