А. А. Маченин
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННО-СЪЕМОЧНОГО ПРОЦЕССА РЕКЛАМНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕДИАПРОДУКТА (Практикум оперативной тележурналистики в сфере туристической рекламы)
На материале статьи рассматривается авторский практико-предметный подход в организации профессионального телевизионно-съемочного оперативного процесса ряда разноформатных рекламных туристических продуктов - таких, как аудиовизуальные обзоры (сюжеты) о странах, городах, отелях, трансфертных и экскурсионных программах. Основная идея материала заключается в разработке пошаговых сводных медиаобразовательных рекомендаций как оперативно-мобильным фото- и видеооператорам, так и обслуживающему персоналу компаний-партнёров принимающих сторон, отвечающих за трансфер и высококачественные условия в проведении рекламных съёмочных мероприятий. Автором утверждается, что при соблюдении творческим персоналом компаний-заказчиков и исполнителей всех элементов данных медиаобразовательных рекомендаций в итоге на порядок увеличивается понимание и исполнение профессиональной и своевременной подготовки к съёмке, высокая оперативность в организации и - как следствие - высококачественная составляющая конечного рекламного туристического продукта в целом.
Ключевые слова: план съёмки отеля, ключевые объекты съёмки, постановочные элементы съёмки, оперативная съёмочная деятельность, рекламный продукт, трэвел-журналистика.
Для популяризации деятельности любой компании и деятельности компаний-партнёров необходимо максимально полно отображать профессиональный функционал обслуживающего персонала, работающего под брендом. В настоящей статье показано, как может быть проинструктирован журналист, работающий под брендом «Coral Travel» и готовящий соответствующий видеоматериал. Ему будет необходимо отобразить:
— профессиональную деятельность отельных гидов с туристами на инфовстречах и в процессе регулярных дежурств в отелях;
— профессиональную деятельность транс-ферных гидов в процессе ис-полнения программ «departure» и «arrival» как в самих отелях, так и в прочих местах: аэропорты, автовокзалы, автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили в пути и на паркинге, встреча туристов, информирование туристов в пути и т. д.;
— профессиональную деятельность экскурсионного гида в процессе всего трансфера: работа в отеле (departure&arrival), при трансфере к месту экскурсии и ведение экскурсионной программы на месте экскурсии;
— профессиональную деятельность водителей транспортных средств при предварительном осмотре транспорта перед трансфером;
— съёмка в дороге из кабины и со стороны улицы + помощь туристам в загрузке и выгрузке багажа и т. д.;
— совместно с трансферными гидами организовывать съёмочные события корп. транспорта в салоне и снаружи (логотипы, фотоколлажи), на паркинге и в процессе исполнения трансферных программ: отели, аэропорт, экскурсии и т. д.;
Это возможно при исполнении следующих мероприятий в первые дни на месте съёмки (в стране, регионе, городе).
Ключевые объекты съёмки отеля и планирование съёмочного дня
Общая инструкция
Оператор на съёмках должен иметь с собой:
— готовый к суточной работе, стандартный оперативный комплект телевизионного журналистского видео съёмочного комплекса (далее ТЖВК): 3 флешки, 2 батареи, видеокамеру, штатив, комплект накамерного света, радио петлички и т. д., согласно формату проведения съёмочных мероприятий: штатное документирование, постановочная реклама, репортаж по теме и т. д.;
— брэндированную бейдж-карту съёмочной аккредитации от компании Coral Travel либо регионального партнёрского представителя и визитки с основной информацией о личности оператора корреспондента: Ф.И.О., должность, контактные данные (телефон, соц.сети, мейл);
— план-программу (общую) и пошаговую
инструкцию основных съёмочных мероприятий в стране, регионе, городе, отеле: печатный и электронный формат;
— командировочные материальные средства для полностью автономного, как минимум, суточного обеспечения съёмочной деятельности: отель, экскурсия, город, трансфер и т. д.;
— заряженные мобильные телефоны и рабочий компьютер (планшет) с расчётом, как минимум, на сутки автономной работы.
Встреча с менеджером отеля (guest relation)
Первое, с чего надо начать, - это с предупреждения принимающей стороны (менеджера отеля) о форматных задачах ваших оперативных съёмок: фото, видео или всё вместе (медиакаталог), а также обсудить план съемки, самые важные и значимые объекты съемки отеля, места их непосредственного размещения и возможную привязку к определённому времени съёмки. Это зависит от формата и сроков организации и проведения всевозможных плановых отельных мероприятий (activity), а также для возможности подготовки: освобождения, уборки, оформления и т. д.
На предварительной встрече обязательно запросить и получить:
— маршрутную карту отеля;
— доступ к WiFi;
— ленту-пропуск гостевой индификации отеля (по необходимости);
— карточку для полотенца (TowelCard).
Сумку с зарядными устройствами (батарей
и мобильных гаджетов), рабочим компьютером (планшетом), накамерным освещением, дополнительным комплектом батарей и флеш-накопителей можно оставить на ресепшн либо в офисе отеля (guest relations (сейф)).
Важно: обязательно нужно передать прикреплённому (контактному) менеджеру отеля свои мобильные контакты для прямой коммуникации в регионе и на месте съёмок: номер местной телефонной сим-карты для связи, а также адрес электронной почты.
Знакомство с отелем (беглый осмотр)
Важен начальный, беглый осмотр важных объектов съемки с представителем отеля на предмет полного ориентирования видеооператора на всей территории: reception, жилые корпуса, рестораны, бассейны, пляж и т. д.
Знакомство с табличками-указателями мест расположений ключевых съёмочных объектов отеля.
По ходу беглого осмотра отеля определяем его плюсы и минусы - то, что не нужно снимать, и то, что нужно снять обязательно. На отельных плюсах и явных особенностях делаем акцент с помощью художественно-творческих элементов съёмки: элементы постановочной видеосъёмки, активная работа с трансфокатором, двойная экспозиция, дополнительный дизайн и т. д.
Определяем кратчайший и поэтапный съёмочный путь дневной про-граммы съёмок. Если территория большая: гольф-поля, много бассейнов, далеко до пляжа, необходимо рассмотреть вариант перемещения по территории отеля с водителем на мини-каре.
План съёмки отеля
— Адресный план и внешний двор.
— Центральный въезд: инфощит отеля (логотип), флаги, пост охраны, шлагбаум.
— Внешний двор, сад, фонтаны, скульптуры, паркинг. Общий план центрального здания.
Часто возникающие проблемы:
— не всегда предупреждается охрана и представители правоохранительных органов отеля об официальной, а соответственно, беспрепятственной организации съемочных мероприятий;
— грязные и ржавые элементы центрального инфощита или названия отеля (логотипа);
— необустроенность территории внешнего двора: грязные скульптуры, отсутствующие или не эстетичные зелёные насаждения, факты производства ремонтных и уборочных работ;
— неработающие фонтаны и дополнительная иллюминация (включаются в зависимости от времени суток);
— непогода (дождь, сильная облачность).
Время и хронометраж съёмки: в любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Reception
Интерьер reception, встреча и регистрация туристов, работа персонала reception, детали оформления (дизайна): часы с мировым временем, цветы, холл reception и т.д.
Часто возникающие проблемы:
— не всегда включено освещение reception и прилегающих к нему территории: лобби, ин-фостенды компании, прокат авто и т. д.;
— неадекватность персонала по отношению к съёмке, отсутствие персонала на рабочих местах;
— неработающие телевизоры, инфотабло, электронные вывески и т. д.
Время и хронометраж съёмки: в любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Лоббибар, Pool, Snack, Beach, Disco и Sport бары отеля
Интерьеры баров, дорогой алкоголь, работа барменов, отдыхающие туристы. Для постановки можно снять специально оформленный столик: красивые коктейли, дорогой алкоголь, кофе (по-турецки), чай, фирменные салфетки, сахар, цветы, десерты, мороженое и т. д. Всё это также полностью относится к съёмкам в Pool, Snack, Beach, Disco и Sport барах отеля.
Часто возникающие проблемы:
— отсутствие красивого и дорогого алкоголя на декорационном стенде бар: пустые бутылки, скромный дизайн, скромный ассортимент алкоголя и закусок.
— неэстетичный общий внешний вид бара: грязные барные стойки, бу-мажные или пластиковые стаканы, бармен без форменной одежды и т. д.
Время и хронометраж съёмки: в любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 15-25 минут.
Комнаты
Как правило, снимаем два типа комнат: Standard room и Family room с видом на море или сад. Бунгало, коттеджи, апартаменты и т. д. По возможности, комнаты выбрать на самых высоких этажах с красивым видом на бассейн, море или сад. Сами комнаты, для большей наглядности, должны быть подготовлены к съёмке следующим образом.
Закрываем все внутренние шторы и включаем всю иллюминацию в номере: лампы потолочные, напольные, настольные и лампочки для чтения. Проверяем исправную работу электрики. Вид с балкона снимается.
Необходимо оформить номер оригинально скрученными полотенцами, цветами и лепестками - как в спальне, так и в ванной комнате (нужно проследить, чтоб в цветах не было насекомых).
Возможно оформить номер вином, бокалами, фруктами, фирменными деталями отеля: на салфетках, гостевой книге, рекламными буклетами и т.д. (оформляем как VIP повторно приезжающим туристам).
Вино красивое, бокалы чистые, фрукты максимально свежие и незаверенные (без этикеток; просьба особо обратить внимание на
вид желтых бананов, винограда и яблок). Желательно вовсе исключить порезанные бананы и яблоки (яблоки быстро темнеют из-за окисления содержащего в них железа).
Обязательно нужно включить телевизор на инфоканале отеля. Если такого нет, либо он плохо показывает, в таком случае включаем музыкальный канал, либо телеканал с модой.
Все выравниваем по горизонтали, слева направо, сверху вниз, по диагонали и окружности (веерности). Поправляем мебель, подушки, мелкие детали интерьера: пульты, буклеты, бокалы, буфет и т.д.
По возможности комната подбирается с учётом самого высокого этажа и красивого вида с балкона.
При сьёмке ванной комнаты обязательно нужно отображать презентабельные детали: тюбики с шампунем, бальзамами и различными кремами (бренд), а также фиксировать наличие фена, туалетных принадлежностей первой необходимости.
При оформлении к съёмке нужно больше использовать брендирован-ных предметов ванной и туалетной комнаты, а также бренди-рованных предметов личной гигиены: салфетки, ватные диски, дезодоранты, мыло и т.д. По особым распоряжениям снимаем: Пинт Хаусы, VIP комнаты, Делюксы и т. д.
Часто возникающие проблемы:
— отсутствие должного (стандартного) дизайна интерьера: полотенца-лебеди, фрукты, вино, цветы, листочки (комплимент от отеля);
— неэстетичный общий внешний вид комнаты: грязные зеркала, неработающий свет, старые и обшарпанные элементы штукатурки, бумажные или пластиковые стаканы, старые ламповые телевизоры, непрезентабельный вид с балкона и т. д.;
— различная неэстетичная живность на территории комнаты и в деталях оформления (цветочки, листочки, плинтуса, обои).
Время и хронометраж съёмки: Комнаты снимаем по их готовности. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 25-30 минут на комнату + балкон и вид сверху на территорию отеля.
Главный ресторан
Главный ресторан снимаем преимущественно без отдыхающих, за полчаса до открытия и в два этапа: обед 12:00 (открытие в 12:30) и ужин 18:30 (открытие 19:00). Съемка производится по отделам:
— отдел холодных закусок: маринованные овощи и фрукты, салаты из квашенной капусты, оливки, маслины, сухофрукты, орехи и т. д;
— отдел экзотических приправ, соусов и масел;
— отдел салатов из свежих или отдельно, крупно нарезанных овощей;
— отдел супов: борщ, томатный, чечевичный, грибной и т. д;
— отдел горячих блюд (гарниры): спагетти, рис, пюре из картофеля и «фри»,
— тушёные, жареные и запечённые овощи и т.д;
— мясной отдел: баранина, говядина, курица, рыба, морепродукты в любых кулинарных модификациях (шашлык, гриль, жаркое и т. д);
— отдел десертов: печенья, кексы, торты, фруктовые желе, а также отдел всевозможных разновидностей турецких национальных сладостей и мороженого;
— отдел фруктов: арбуз, дыня, яблоки, груши, виноград, клубника и т.д;
— отделы горячих напитков (чай, кофе, горячий шоколад) и условно «свежевыжатых» соков.
Особо необходимо задокументировать:
— детский отдел приготовления и приёма пищи, а также отдел со специфическим детским питанием;
— отдел с диетическими низкокалорийными блюдами;
— отдел раздачи алкогольных и других особых напитков: кока-кола, свежевыжатый сок, вино и т. д. (работу бармена).
Примечание: Как правило, на ужин каждый отель готовит супер-блюдо дня, а у некоторых отелей вечер каждого дня недели является тематическим: день Турецкой или Русской кухни, день быка (вечер Испании), рыбный день или вечер морской экзотики. Отличительные детали подобных событий: тематическое музыкальное и костюмированное сопровождение, огромная экзотическая рыба, гора королевских креветок, бассейн с либорами и раками, огромное жареное животное и т. д.
Съёмка процессов оригинального и художественно-творческого приготовления пищи самими поварами также является неотъемлемой частью информационного документирования в отеле:
— огненное шоу при обжаривании овощей на открытом огне;
— процесс приготовления пиццы с раскатыванием теста и выпечка пиццы;
— разделка и обжаривание рыбы, барана, гигантского кальмара и т.д;
— оригинальная резьба на овощах (тыквах) и фруктах (арбузах и дынях);
— художественное конструирование из овощей и фруктов натюрмортов-портретов, художественных картин, моделей букетов цветом и элементов красочного оформления всевозможных отделов ресторана.
Часто возникающие проблемы:
— разное световое освещение важных деталей и планов ресторана: еда подсвечивается, а зал и столики нет;
— грязные либо заветренные фрукты, снимать можно только общим или средним планом, либо предварительно обильно ополоснуть водой: бананы, сливы, виноград и т. д.;
— грязные таблички с наименованием демонстрируемых блюд, а также обращать внимание на текст перевода (синдром «трудности перевода»);
— нужно аккуратно снимать салаты, особенно те, основным ингредиентом которых являются крупнонарезанные томаты или листья салата. Листья салата быстро темнеют и блюдо теряет эстетичность. Практически в каждом отеле повара не вырезают древесные хвостовые глазки и они изрядно портят картину съёмочного плана;
Время и хронометраж съёмки: за 30 минут до открытия - 12:00 и 18:30, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 20-30 минут.
А-ля-карт рестораны
Тематические «а-ля карты» снимаем ближе к ужину, на момент их го-товности к приёму отдыхающих: общий план, отдельный столик, крупно детальные объекты: бокалы, салфетки, люстры, элементы тематического декора. Возможны элементы постановочной съёмки: романтическая обстановка, модели-аниматоры, организация столика на пляже у моря.
Часто возникающие проблемы:
— слабое тематическое оформление интерьера;
— длительный процесс организации и приготовления оформления (мало времени на съемку);
— неадекватность персонала.
Время и хронометраж съёмки: за 30 минут до открытия - 18:30, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Spa и Fitness
— ресепшн Spa;
— парикмахерские, косметические и татоо салон;
— массажная комната: дизайн интерьера комнаты, цветочки, листочки, полные бутылки
с массажными маслами, красивые крема, зажжённые ароматические благовонии, рекламные проспекты (при недостаточном освещении комнаты используем свечи: электронные или восковые);
— комната отдыха (Relax-room);
— косметическая комната;
— помещения сауны, хамам, соленые и снежные комнаты;
— закрытые и открытые бассейны Spa: детские, взрослые;
— картины, подсветка, выровненные и оформленные к приходу отдыхающих лежаки;
— душевые «Шарко», джакузи, массажные фонтаны (тропический ли-вень);
— VIP зоны.
Всё должно работать, бурлить, подсветка включается.
Часто возникающие проблемы:
— темно;
— беспорядок;
— пустая тара массажных средств;
— не оформлено.
Время и хронометраж съёмки: Spa снимаем по его готовности, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 15-30 минут.
Зал совещаний и переговоров
Зал должен быть подготовлен к съёмкам. Должны присутствовать не-отъемлемые детали стандартного оформления конферанс зала: бутылки с водой, бокалы, букеты с цветами и т. д.
Время и хронометраж съёмки: В любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Игровые комнаты и интернет-кафе
— игровые аппараты;
— компьютерные столы и мониторы с работающими игровыми программами (можно запустить мемо-файл игры);
— оригинальные детали интерьера: диваны, люстры, потолки, постеры игр.
Время и хронометраж съёмки: В любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Kids Club (Mini Club) и детские игровые площадки
— детская открытая или закрытая игровая площадка: горки, качели, ползалки и т. д.
— помещения мини клуба и детали: игрушки, рисунки, творческие при-надлежности: краски,
разноцветная бумага и тональная пудра, карандаши, раскраски, клей, пластилин и т. д.
— игровые модели мини домиков или кухонь, помещения для занятия спортом и отдыха детей, отдел буфета, кинотеатр и т. д.
Для большей эффективности в организации съёмочного процесса в детском клубе необходимо попросить руководителей (анимацию) провести какое-либо яркое мероприятие, к примеру, день рождения или не рожденья, урок почемучек, лепка настоящего печенья, раскраску лиц или активную ролевую игру, к примеру, про пиратов «В поисках сокровищ»: дети в костюмах пиратов, погружаясь в процесс события, ищут карты с подсказками, на территории отеля. В качестве «сокровища» может выступать большой торт! Возможно вовлечение в процесс игры и родителей.
Время и хронометраж съёмки: В любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Комната матери и ребёнка или комната ожидания
— интерьер комнаты;
— наличие необходимых средства для продолжительного проживания и отдыха туристов;
— средства первой необходимости для ухода за разновозрастными детьми.
Время и хронометраж съёмки: В любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Естественные и искусственные уголки флоры и фауны
— сады, эко-территории, зоопарки, аквариумы, террариумы и т. д.
Время и хронометраж съёмки: В любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Открытые и закрытые бассейны
— детские бассейны;
— релакс бассейны (тишина);
— территории для взрослых (без детей);
— бассейны с морской (солёной) и пресной водой;
— бассейны SPA.
Часто возникающие проблемы:
— не убрано;
— не оформлено;
— есть презентабельная подсветка, но она не включена;
— различные фонтаны, джакузи и души
«Шарко», присутствующие в бассейнах не активны.
Время и хронометраж съёмки:в любое время, с учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-25 минут
Аквапарки
— детские
— взрослые
Часто возникающие проблемы:
не всегда и далеко не в каждом отеле правильно организована система безопасности пользования водными горками, бассейнами, подъёмниками. Фиксируется полный непрофессионализм либо полное отсутствие штатного персонала, координации и мониторинга безопасного спуска, подъёма и нахождения на горках, а также поведения в бассейнах и т. д.
Время и хронометраж съёмки: в любое время, кроме перерывов на обед и вечернего времени суток. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 15-25 минут
Пляж
— инфраструктура пляжа;
— места приготовления и приёма пищи;
— спортивные и развлекательные программы на пляже;
— центр водного спорта и активного отдыха;
— море: волновая активность, заход в море: галька, песок, понтон, цвет воды, экология, представители флоры и фауны, геоцентрич-ность местности и т. д.
— наиважнейшей деталью отображения на пляже является берег (пологий или обрывистый), а также качественная структурная составляющая непосредственного входа в воду, к примеру: песок, мелкая галька, крупные камни, резкий обрыв или плавный вход, наличие пирса и т. д.
Время и хронометраж съёмки: в любое время: утром, днём и вечером. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 15-25 минут.
Мероприятия, связанные с анимацией
— водная гимнастика;
— степаэробика;
— водное поло;
— дартс;
— боча;
— из оригинальных: йога, школа танца, уроки турецкого и т. д.
Время и хронометраж съёмки: согласно программе проведения подобных мироприятий. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств
и содержательности (презентационности) мероприятия - 5-15 минут.
Открытые и закрытые спортивные площадки и залы для индивидуального и группового занятия спортом:
— закрытые и открытые баскетбольные, футбольные, волейбольные и теннисные площадки и залы для игры в бадминтон и сквош;
— места и помещения для настольных и напольных игр: шахматы (ростовые), шашки, настольный теннис, биллиардные, боулинг центры и т. д.
Время и хронометраж съёмки: согласно графику работы подобных мест. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств - 10-15 минут.
Вечерние шоу
Minidisco, концерты, фаер шоу, дискотеки, салют.
Время и хронометраж съёмки: Согласно программе проведения подобных мероприятий. С учётом отсутствия проблемных обстоятельств и содержательности (презентационно-сти) мероприятия - 10-15 минут.
Постановочные элементы в оперативной съёмочной деятельности
— для большей креативности и презентаци-онности видеоматериала отеля в съёмочную программу был включён постановочный элемент процесса художественно-творческого документирования приготовленных коктейлей у бассейна и пляжа, оформленного столика кофе-брейк (столик в лобби или другом баре отеля);
— коктейли к бассейну и на территорию пляжа, (по два и разных (днем);
— кофе и десерты: оформить столик в Лобби отеля (утром, в обед и вечером);
— дорогой алкоголь и закуски: коньяк, виски, текила, коктейли (пре-имущественно вечером);
— оформить столик в а-ля-карт ресторане: в закрытом помещении ресторана, у бассейна или с видом на моря (вечером или ночью);
— снять процесс приготовления «витамин-коктейля» в СПА (в процессе съёмки).
Заметки мобильного видеооператора
Яблочный сок (со льдом) хорошо имитирует виски со льдом, а гранатовый сок - дорогое вино (маслянистый оттенок).
Свечи восковые или декоративные электрические украшают тёмные помещения ресторанов, баров, помещений SPA и комнат.
При съемке в зеркальном помещении (тренажёрный или танцевальный зал) видеооператору лучше вставать в угол комнаты, при этом можно полностью избежать отражения камеры на видеосъёмке.
При съёмках коктейлей на пляже либо у бассейна нужно уточнять, чтбы бармен при оформлении фруктовых украшений композиции не использовал яблоки, так как содержащееся в них железо быстро окисляется и коктейль приобретает несвежий вид.
При съемках очень тёмных помещений, к примеру «SPA», можно не-много подсветить фонарём мобильного телефона (рассеянным светом).
При оформлении комнат фруктовыми наборами не использовать заветренные, несвежие фрукты. Вид должен быть красивый, эстетичный и презентабельный. Не рекомендуются к оформлению жёлтые перезрелые бананы, белый виноград, яблоки и т. д. Рекомендуются к оформлению груши, киви, клубника, персики, ананас, сливы и т. д.
Чтобы увеличить газо-высвобождение у газированных напитков, нужно бросить туда кусочек маринованного фрукта: вишни, персика и т. д.
Три объекта всегда выглядят хорошо для съёмки: огонь, волны и дети. Они всегда эстетичны и презентабельны, в каком бы контексте и обстоятельствах нам ни представлялись.
Список литературы
1. Баландинский, Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть
что? [Электронный ресурс] / Н. Баландитн-ский. - URL: http://www.geografia.ru/npprogr. html.
2. Желиховская, М. Путеводители [Текст] / М. Желиховская. - М., 2011. - 288 с.
3. Зверева, Н. В. Школа регионального журналиста [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.
4. Князев, А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст]: учеб. пособие / А. Князев; Кыргыз.-Рос. Слав. ун-т. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.
5. Кубатьян, Г. Travel-журналистика. Начало [Электронный ресурс] / Г. Кубатьян. -URL:http://kubatyan.livejournal.com/20940.html.
6. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Куз-нецов. - М., 2002. - 368 с.
7. Пермяков, А. Главный критерий трэвел-журналистики - повествовательность [Электронный ресурс] / А. Пермяков. - URL: http:// www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1097432-0.html.
8. Показаньева, И. В. Тревел-журналистика в практике современного телевидения [Электронный ресурс] / И. В. Показаньева. - URL: http://jf.spbu.ru/conference/2197/2210.html.
9. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В. Л. Цвик. - М.: ЮНИТИДАНА, 2009. - 495 с.
10.Моя планета [Электронный ресурс]. -URL: http://www.moya-planeta.ru/.
A. A. Machenin
MEDIA-EDUCATIONAL RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF ADVERTISING'S MEDIA FILMING PROCESS
In this text we are looking the authors practice manual of professional TV-filming organization of any tourist products such as audio, visual spots about countries, cities, hotels, transfer and cultural programs. An idea is to create main recommendations for photo-video operators and professional stuff, who is responsible to transfer, and to organize a high quality filming process. Author is sure that this recommendations are efficient: we have such a good result as understanding and concrete stuff's working for filming organization, and finally good film.
Keywords: plan of hotel's filming, main objects of filming, special moments, operators work, travel-journalism.
References
1. Balandinskiy, N. (2011) Geograficheskiye proyekty rossiyskogo TV: kto yest' kto i chto yest' chto? [=Geographical projects of Russian TV: who's who and what's what?], available at: http://www. geografia.ru/npprogr.html, accessed 10.02.2015. (In Russ.).
2. Zhelikhovskaya, M. Putevoditeli [=Guidebooks]. Moscow, 288 p. (In Russ.).
3. Zvereva, N. V. (2004) Shkola regional'nogo zhurnalista [=School regional journalist: proc. a manual for students of universities]: manual. Moscow, Aspekt Press, 320 p. (In Russ.).
4. Knyazev, A. (2001) Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha [=Fundamentals of television journalism and television reporting]: manual; Bishkek: publishing house of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, 160 p. (In Russ.).
5. Kubat'yan, G. Travel-zhurnalistika. Nachalo [=Travel journalism. The beginning], available at: http://kubatyan.livejournal.com/20940.html, accessed 10.02.2015. (In Russ.).
6. Kuznetsov, G. V. (2002) Televizionnaya zhurnalistika [=Television journalism]. Moscow, 368 p. (In Russ.).
7. Permyakov, A. Glavnyy kriteriy trevel-zhurnalistiki - povestvova-tel'nost' [=Main criterion travel-journalism is a narrative], available at: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1097432-0.html, accessed 10.02.2015. (In Russ.).
8. Pokazan'yeva, I. V. Trevel-zhurnalistika v praktike sovremennogo televideniya [=Travel journalism in the practice of modern television], available at: http://jf.spbu.ru/conference/2197/2210. html, accessed 10.02.2015. (In Russ.).
9. Tsvik, V. L. (2009) Televizionnaya zhurnalistika [=Television journalism]: manual. Moscow, YUNITIDANA, 495 p. (In Russ).
10.Moyaplaneta [=My planet], available at: http://www.moya-planeta.ru/, accessed 10.02.2015. (In Russ).
Маченин Андрей Александрович - кандидат педагогических наук, член ассоциации кинообразования и медиа педагогики России.