Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Новые образовательные стандарты и перспективы медиаобразования в магистратуре «Организация работы с молодежью» (на примере исследовательских проектов)
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет, 344002, Ростов-на-Дону, Б.Садовая, 69,
Россия
ivchelysheva@yandex. ru
Аннотация. В статье рассматриваются перспективные направления использования медиаобразовательных методик и технологий в профессиональной подготовке магистрантов -организаторов работы с молодежью в рамках реализации магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций». Данная магистерская программа выступает важным сегментом включения медиаобразовательного компонента в учебный план, соответствующий современным образовательным стандартам. Реализация компетентностного подхода к подготовке будущих выпускников магистратуры направлена на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями. Важной сферой в деятельности завтрашних организаторов работы с молодежью выступает организация медиаобразования молодежи в учреждениях культуры и образования - в культурных центрах, Дворцах молодежи, музейных комплексах, медиаклубах, кружках медиаобразовательной направленности, самодеятельных молодежных редакциях, на студенческом телевидении, радио и т.п.
Автором исследуются современные подходы проблемы профессиональной подготовки студентов магистратуры к медиаобразовательной деятельности, представлен анализ разработки и перспективы реализации исследовательских медиаобразовательных проектов как инструмента развития медиакомпетентности студенческой аудиториив рамках изучения учебной дисциплины «Планирование и организация творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры». Опираясь на практический опыт работы со студентами, вниманию читателей предлагаются структура содержательных компонентов исследовательских проектов медиаобразовательной тематики, формы и методы работы по их разработке и презентации, алгоритм подготовки.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, медиакомпетентность, образовательный стандарт, магистратура, молодежь, исследовательский проект.
New educational standards and perspectives of media education in the magistracy "Organization of work with youth" (for example research projects)
Dr. Irina Chelysheva, Rostov State University of Economics
ichelysheva@yandex. ru
Abstract. This article discusses the use of perspective directions of media education methods and technologies in the training of graduate students - organizers of youth work in the framework of the magistracy's program "Organization of work with youth in the sphere of culture and mass communications." This magistracy's
119
program is an important segment of the inclusion of media education in the curriculum component corresponding to modern educational standards. The implementation of the competency approach to the preparation of future graduates of magistracy's is aimed at solving complex problems on the implementation of youth policies in the fields of labor, law, politics, science and education, culture and sports, communications, health care; cooperation with state and public structures, youth and children's organizations, with the employers. An important area in the activities of the organizers of tomorrow's work with youth organization advocates of media education of young people in cultural and educational institutions - cultural centers, youth palaces, museum complexes media clubs, mugs media education focus, amateur youth editorial for the student television, radio, etc.
The author explores contemporary approaches the problem of training graduate students to the media education activities, provide an analysis of the development and prospects of realization of media educational research projects as a tool for the development of the student audience of media competence in the study of educational discipline "Planning and organization of creative and productive activities in the media culture of the material." Based on practical experience with the students, the readers are offered the structure of substantial components of research projects, media education themes, forms and methods of work on their development and presentation of training algorithm.
Keywords: media, media culture, media education, media competence, magistracy, young people, research project.
Введение
С 2013 года в Ростовском государственном экономическом университете началась профессиональная подготовка будущих организаторов работы с молодежью. К особенностям магистерской программы 39.04.03.01 «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», успешно аккредитованной в 2014 году можно отнести тесную взаимосвязь с изучением основ медиакультуры и медиаобразования, с исследованием деятельности региональных культурных центров, с практической разработкой творческих проектов, связанных с использованием средств массовой коммуникации и информации в деятельности общественных организаций и движений, молодежных редколлегий журналов, сайтов, телепрограмм, медиаклубных объединений и т.п. В ходе профессиональной подготовки будущие молодежные лидеры накапливают необходимый методический опыт, который смогут применять в своей профессиональной деятельности, в том числе - и медиапедагогический.
Приказом Минобрнауки России от 23.09.2015 № 1046 был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.03 «Организация работы с молодежью» (уровень магистратуры). Согласно новому стандарту, профессиональная деятельность будущих магистров - организаторов работы с молодежью включает «решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения; взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями» [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, 2015].
В качестве объектов профессиональной деятельности выпускников в характеристике профессиональной деятельности определены «социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и
взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития» [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, 2015].
Говоря о социокультурных процессах, происходящих в современной молодежной среде трудно обойти вниманием влияние медиаресурсов практически на все сферы жизни молодого поколения. Соответственно, конкурентоспособный, востребованный специалист работы с молодежью, должен быть медиакомпетентным. Этим обусловлено включение медиаобразовательного компонента в вариативную часть программы, предоставляющую «возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки» [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, 2015].
Согласно направленности магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», медиаобразовательный компонент включен рабочие программы целого ряда учебных дисциплин: «Основы медиакомпетентности», «Развитие критического мышления в процессе медиаобразования», «Планирование и организация творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры», «Социально-педагогические технологии на материале медиакультуры», «Экспертиза социальных проектов», «Стратегический менеджмент в молодежной среде», «Социальные проблемы молодежи», «Прогнозирование, моделирование и проектирование в молодежной среде», «Социология культуры» и др. [Федоров, Челышева, Мурюкина, 2015, с. 87].
Материалы и методы исследования
Постановка проблемы исследования профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций определяется противоречием, сложившимся в связи с постоянным увеличением информационного потока, виртуализацией процессов приобщения молодого поколения к социокультурной сфере, неуклонно растущей популярностью интернет-общения и использованием потенциальных возможностей медиаобразования в развитии и формировании ключевых общекультурных и профессиональных компетенций
магистрантов. Использование комплекса методов исследования, включающих анализ, синтез, обобщение и классификацию, способствует решению следующих задач: обоснования использования основных медиаобразовательных методик и технологий в профессиональной подготовке магистрантов; анализ методов и приемов развития медиакомпетентности будущих молодежных лидеров; методических и практических медиаобразовательных методов, технологий и приемов. Ключевым методологическим принципом изучения данной проблемы
121
выступает комплексный подход к исследованию использования потенциала медиаобразования в подготовке организаторов работы с молодежью, основанный на объективности и всесторонности изучения педагогических процессов в условиях высшей школы.
Дискуссия
Как известно, современные стандарты высшего образования простроены на принципах компетентностного подхода. Напомним, что под компетентностью понимается «характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на расширение определенного круга значимых для данного сообщества задач / проблем» [Иванов, Митрофанов, Соколова, 2008, с. 10]. С.Л. Троянская указывает, что компетентностный подход в образовании «устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи -профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные» [Троянская, 2016, с. 27].
Формирование комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций предопределяют основные виды будущей деятельности, которыми предстоит заниматься завтрашним выпускникам магистерских программ: научно-исследовательской; социально-диагностической; проектной; организационно-управленческой; экспертно-консультационной, педагогической и т.п. В ходе разработки образовательных программ магистратуры «образовательная ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технических ресурсов организации» [Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего образования, 2015].
Формирование комплекса компетентностей, необходимых для жизни в современном обществе, функционирования в социокультурной и профессиональной сферах - неотъемлемый компонент научной, профессиональной и образовательной траекторий в подготовкесовременного магистранта. Успешность решения представленных задач во многом зависит от целенаправленного совершенствования учебных программ, разработки инструментария мониторинга качества образования, включения и творческого применения инновационных методик, технологий и приемов в реализации образовательных программ. Одним из векторов дальнейшего совершенствования высшего образования (уровень магистратуры), на наш взгляд, может стать медиаобразование, ключевой задачей которого
выступает развитие медиакомпетентности личности. В качестве обоснования приведем несколько достаточно весомых, на наш взгляд, доводов.
Как известно, важную роль в подготовке будущих молодежных лидеров и управленцев в молодежной среде, играет развитие общей и профессиональной культуры, соответствие профессиональной подготовки реалиям современного информационного общества. К особенностям современной культуры относится тесная взаимосвязь последней с информационно-коммуникационными процессами, происходящими в медиатизированном обществе. Можно согласиться с мнением О.А. Губаревой, что в основные трансформационные процессы, происходящие в молодёжной культуре и создающие социокультурный феномен информационно - коммуникативной среды происходят «под влиянием процессов глобализации, фрагментации и виртуализации культуры современного общества посредством информационно -
телекоммуникационных технологий»[Губарева, 2006], без которых трудно представить себе основные сферы жизнедеятельности подрастающего поколения, начиная от сферы образования, заканчивая сферой досуга.
Очевидным выступает и тот факт, что современная молодежь - одна из самых активных групп населения, использующих медиаресурсы, и что подрастающее поколение значительно быстрее, чем, скажем, люди более старшего возраста, овладевает всеми техническими новинками в этой сфере. Однако овладение технологией медиа представляет собой лишь составную часть медиакомпетентности личности. В самом деле, вряд ли можно назвать медиакомпетентным человека, который, в совершенстве овладев пользовательскими навыками в медиасфере, не способен к творческому освоению медиапространства, не владеет интерпретационными умениями, не имеет знаний о теории и истории медиакультуры и т.д. В связи с этим, большинство современных исследователей (по данным опросов, проведенным А.В.Федоровым) [Федоров, 2003, 2007] сходятся в мнении о том, что медиакомпетентность представляет собой интегративное качество личности, включающее «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-
операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007].
Таким образом, в современной социокультурной ситуации развитие медиакомпетентности будущих специалистов работы с молодежью может рассматриваться как один из основополагающих подходов в профессиональной подготовке магистрантов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере учреждений культуры (культурных центрах, музеях-заповедниках, библиотечных
123
комплексах, Дворцах культуры и т.п.), а также в молодежных структурах, связанных с изучением и использованием массовых коммуникаций (медиаклубных объединениях, редакциях школьных и студенческих газет и журналов, интернет-сайтах и форумах, адресованных молодежной аудитории).
Результаты исследования
В процессе профессиональной подготовки магистрантов-организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций активно используются активные и интерактивные методы работы с произведениями медиакультуры, готовятся исследовательские работы по проблематике истории, теории медиа и медиакультуры, разрабатываются кейсы; проводятся конкурсы социальных проектов с использованием медиаматериала, функционирует система e-портфолио и т.д. Базовым принципом при организации занятий выступает активное использование медиаобразовательных методик и технологий.
Остановимся подробнее на выполнении исследовательских проектов студентов по дисциплине «Планирование и организация творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры».
При разработке алгоритма выполнения студентами исследовательских проектов мы опирались на определение исследовательской деятельности (как способа организации учебной деятельности) С.А. Новосёлова и Т.В. Зверевой, определяющих данный вид работы студентов как деятельность, направленную «на получение общественно значимых новых знаний, предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение и практическое овладение методами исследования, поиск источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, оформление выводов и результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования» [Новоселов, 2009, с. 41].
Характеристика студенческой работы исследовательского характера включает: «выбор и приложение научной методики к поставленной задаче, получение собственного теоретического или экспериментального материала, на основании которого необходимо провести анализ и сделать выводы об исследуемом явлении» [Боков, 2013].
Практика показывает, что продуктивность того или иного вида работы, предлагаемого магистрантам, во многом зависит от наличия взаимосвязи с учебной, научной и практической деятельностью студентов. Поэтому кратко
124
остановимся на обосновании необходимости выполнения такого вида работы как исследовательский проект в рамках изучения учебной дисциплины.
Актуальность выполнения исследовательского медиаобразовательного проекта имеет ряд оснований. Во-первых, все студенты магистратуры с момента поступления выбирают область своей будущей научно-исследовательской работы и выполнение такого вида работы как исследовательский проект способствует решению задачи оказания помощи в формулировке научного аппарата своего будущего исследования.
Во-вторых, все исследовательские проекты студентов носят медиаобразовательный характер и выступают вектором для дальнейшей реализации в ходе прохождения учебной, производственной, научно-исследовательской практики. Таким образом, при помощи разработки исследовательских проектов возникает необходимая связка между теоретическим обучением, выполнением НИР и деятельностью студента на практике, что, в свою очередь, выступает важным фактором формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций будущего выпускника.
Тематика исследовательских проектов по дисциплине «Планирование и организация творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры» выбирается студентами самостоятельно. Она направлена на практическое использование медиаобразовательных методик и технологий в работе с различными категориями молодежи в условиях общественных организаций, учебных учреждений, кружковых, студийных объединений и т.д. Примерные темы исследовательских проектов могут быть следующими:
1. Создание интернет-сайта для студенческой молодежи;
2. Молодежные СМИ как средство развития социальной активности старшеклассников;
3. Организация конкурса студенческих медиатворческих работ по избранной тематике;
4. Создание школьной (студенческой) медиастудии» как средства творческой самореализации молодежи;
5. Планирование и организация работы по созданию молодежной телестудии в общеобразовательном (профессиональном) лицее;
6. Организация работы молодежноговидеоклуба в вузе;
7. Развитие эстетического вкуса молодежи на занятиях самодеятельной фотостудии;
8. Студенческое телевидение в вузе: развитие медиакомпетентности студентов;
9. Развитие критического мышления аудитории в работе школьной (вузовской) редакции молодежного журнала;
10. Организация виртуального общения молодежи с ограниченными возможностями здоровья на странице интернет-сообщества и др.
125
В ходе подготовки и выполнения исследовательского медиаобразовательного проекта можно выделить несколько основных этапов:
1. Подготовительный этап, включающий разработку плана работы, определение актуальности темы проекта, постановку проблемы, целей, задач, и методов, которые будут применяться в разработке проекта; изучение научной литературы по выбранной проблематике с последующим составлением краткой аннотации полученных исследовательских результатов, которые будут положены в общие положения и концептуальные основы проекта.
2. Экспериментально-деятельностный этап включает постановку рабочей гипотезы, разработку путей решения основных задач проекта на основе детального изучения информационных источников по тематике проекта; в том числе экспериментальных.
3. Аналитический этап включает оформление полученных результатов проекта, их презентацию, защиту проекта и его оценку с обсуждением в студенческой группе.
Одним из важных структурных компонентов исследовательского проекты выступает развитие основных показателей медиакомпетентности аудитории: мотивационного, контактного, информационного, перцептивного, интерпретационного/оценочного, практико-операционного/деятельностного, креативного) [Федоров, 2007]. Все эти показатели рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом.
К примеру развитие информационного показателя медиакомпетентности включает получение студентами новых знаний в ходе знакомства с базовой медиаобразовательной терминологией, расширения кругозора путем ознакомления с историческими и теоретическими подходами к медиапедагогике, анализа медиаязыка, жанровой спецификой медиатекстов, изучения творчества деятелей медиакультуры и т.п.
Так, изучение творчества отечественных и зарубежных деятелей медиакультуры и медиаобразования может осуществляться путем знакомства студенческой аудитории с ведущими исследованиями медиапедагогов-практиков. Скажем, исследование творчества современных отечественных медиапедагогов (О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Г.Н. Поличко, А.В.Федорова, Е.В.Мурюкиной и др.) может быть полезно аудитории для исследования проектов, связанных с созданием и функционированием школьных и студенческих видео/медиаклубов; труды Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилиной, Н.Ф. Хилько и др., посвященные медиатворчеству смогут способствовать расширению представлений студентов об организации творческих объединений для молодежи средствами и на материале медиакультуры; работы, посвященные синтезу медиаобразования и медиакритики А.П.Короченского, А.А. Левицкой, А.В.Федорова, И.В.Челышевой и др. исследователей в данной области смогут оказать существенную помощь
126
студентам по разработке занятий для молодежи, связанных с анализом медиатекстов различных видов и жанров; изучение трудов Е.А. Бондаренко, Л.С. Зазнобиной, Е.В. Мурюкиной, Е.С. Полат, Е.А. Столбниковой, А.В. Федорова, А.В. Шарикова, И.В. Челышевой и др. смогут дать представление магистрантам о методиках и технологиях развития аналитического, критического мышления в процессе общения с медиатекстами различных видов и жанров.
Исследование трудов ведущих медиапедагогов и медиакритиков может осуществляться в форме «Круглых столов», дискуссий, коллоквиумов, мультимедийных презентаций, подготовленных студентами по тематике исследовательских проектов и т.п. Такие разнообразные формы работы с научными трудами позволяют активизировать познавательный интерес студенческой аудитории к изучаемому материалу, мотивировать их на творческий поиск, способствовать расширению знаниевой базы медиаобразования [Федоров, Челышева, Мурюкина, 2015]. Кроме того, анализ работ по медиаобразовательной тематике способствует более оптимальному усвоению базовой терминологии медиакультуры и медиаобразования, теоретических подходов к методологии
медиапедагогики, расширению знаний ведущих моделях, технологических и методических подходах.
Исследование и анализ работ медиапедагогов и медиакритиков также способствует развитию мотивационного показателя медиакомпетентности, представлявшего собой «комплекс жанровых, тематических,
эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных, психологических, творческих, этических, эстетических мотивов общения с медиа и медиатекстами, включающих стремление:
- к выбору разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;
- к получению новой информации;
- к рекреации, компенсации, развлечению (в умеренных дозах);
- к идентификации, сопереживанию;
- к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры;
- к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;
- к получению художественных впечатлений;
- сделать усилие, чтобы воспринимать, понимать содержание медиатекста, отфильтровывать «шум», стремление к философскому/интеллектуальному, этическому, эстетическому, спору/диалогу с создателями медиатекста, к критике его позиций;
- научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов» [Федоров, 2007].
При рассмотрении данного показателя остановимся на создании собственных медиатекстов, которое в той или иной форме выступает
127
результатом реализации исследовательского проекта. В качестве примера здесь можно привести создание медиатекстов в молодежной редакции газеты, в студенческой медиастудии, на страницах интернет-сайта и т.д.
Создание собственных медиатекстов (статьи, фильма, телепрограммы, фотоколлажа, страницы в виртуальных сетях и т.п.) выступает важным компонентом медиатворческого процесса, служит связующим звеном между изучением теоретических подходов к медиаобразованию и практической медиатворческой деятельностью. В отечественной и зарубежной научной и учебно-методической литературе (К. Бэзэлгэт, Л. Мастерман, Э. Харт, Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, Г.В. Михалева, Н.Ф. Хилько, И.В. Фатеева, А.В. Федоров, И.В. Челышева и др.) представлены самые разные подходы к творческому процессу создания медиатекстов различных видов и жанров.
Процесс работы над медиатекстом может рассматриваться как важный структурный компонент развития креативного показателя медиакомпетентности, отвечающего за проявление «творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа» [Федоров, 2007]. Работая над замыслом и творческим воплощением медиапроизведения в ходе разработки исследовательского проекта (например, конструируя страницу интернет-сайта), студенческая аудитория реализует свои творческие способности, развивает воображение, медиавосприятие, эстетический вкус. Кроме того, создавая собственные медиатексты, студенты получают более полное представление о символической и образной природе медиаязыка, распознавать знаки и скрытые смыслы последнего.
Одними из признанных средств развития умений критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления выступает анализ, интерпретация и оценка произведений медиакультуры. Развитие интерпретационного/оценочного показателя медиакомпетентности в работе над исследовательским проектом может осуществляться в ходе взаимного рецензирования студенческих работ, что, как известно, является важным критерием активизации познавательного интереса к рассматриваемой проблеме. Взаимное рецензирование исследовательских проектов позволяет магистрантам выделить ключевые моменты сильных и слабых сторон проекта, а затем, в ходе дискуссии, конструктивного диалога участников или ролевой медиаобразовательной игры «Встреча медиакритиков» с применением «мозгового штурма», метода балинтовских групп, приема составления проблемных вопросов, кейсов и др. [Челышева, 2016], выявить аспекты, на которые им не удалось в должной мере акцентировать внимание в том или ином проекте.
Также развитию аналитических и интерпретационныхумений студентов в ходе подготовке исследовательских проектов по тематике медиаобразования может способствовать проведение конкурсов презентаций в студенческой
128
группе. В качестве основного материала к презентации служит краткое содержание проекта, включая цели, задачи, а также представление модели конечного медиапродукта, которым может быть будущий сайт, молодежная газета или журнал, фрагмент телевизионной программы о студенческой жизни и т.д. [Челышева, Мышева, Черевик, 2016, а 37] К примеру, при разработке модели молодежного журнала для студентов возможно представление оформления материалов (макет страницы) или краткой аннотации тематических разделов издания. Так, журнал социальной направленности для студентов может содержать аннотацию таких разделов как: «Новости молодежной политики», «Актуальные молодежные инициативы и проекты», «Портрет молодежного лидера», «Волонтерское движение», «Персона» (интервью с представителями молодежной общественности, руководителями структурных подразделений по делам молодежи) и т.д.
Подобная практика медиаобразовательных занятий, таких, как как создание, выбор и распространение «медиатекстов (в том числе - созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере» [Федоров, 2007], являющиеся характеристикой практико-деятельностного критерия медиакомпетентности, способствует активизации интереса аудитории не только в ходе разработки, но и на этапе реализации своих исследовательских проектов в учебных учреждениях, в социокультурных центрах.
Выводы
Итак, развитие медиакомпетентности будущих молодежных лидеров может рассматриваться как важный вектор профессиональной подготовки в условиях магистратуры. Особое значение использование потенциала медиаобразования имеет в условиях внедрения новых стандартов образования.
Использование и творческое применение разнообразных медиаобразовательных технологий, методов и приемов на занятиях со студентами способствует расширению кругозора, развитию самостоятельного мышления, аналитических умений в процессе отбора, интерпретации и оценки медиапроизведений, а также активному использованию медиаматериала в будущей практической деятельности.
Одной из форм творческого освоения медиапространства может выступать исследовательский проект по тематике медиаобразования, нацеленный на разные категории молодежи (учащихся старших классов, студентов, молодых людей с ограниченными возможностями и т.д.).
Практика работы с магистрантами показывает, что подготовка исследовательских проектов медиаобразовательной тематики носит комплексный характер, направленный на развитие интереса к научно-исследовательской, познавательной, практической деятельности. Разработка исследовательского проекта способствует одновременно формированию и
129
социальной, и медийной компетентности, обладает существенным воспитательным потенциалом (воспитание нравственных, гражданских, патриотических качеств, эстетического вкуса и т.п.). К образовательным потенциям исследовательских проектов можно отнести расширение кругозора, углубление знаний о современных социальных проблемах, задачах молодежной политики, а также знаний и умений, связанных с медиасферой (язык, технология медиа, оценка и интерпретация медиатекста и т.д.).
Разработка и реализация медиаобразовательного исследовательских проектов отвечает требованиям компетентностной модели подготовки выпускников, готовых решать профессиональные задачи в научно-исследовательской, проектной, организационно-управленческой,
педагогической деятельности.
Справедливо мнение М.А. Малышевой о том, главной целью образования выступает «формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение» [Малышева, 2011]. Поэтому актуальность подготовки магистрантов, не только хорошо владеющих современными информационными технологиями, но и умеющими использовать потенциал медиакультуры в развитии самостоятельного мышления, расширения кругозора и приобщения к богатому потенциалу мирового культурного наследия обусловлена настоятельной необходимостью и имеет важное значение в структуре профессиональной подготовки будущих магистров -организаторов работы с молодежью.
Литература
Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. http://www.stience-educatюaru/ru/artideMew?id=П762. Дата обращения: 9.10.2016.
Губарева О.А. Социокультурные основания трансформациимолодёжной культуры в условиях информатизации современного общества. Автореф. ... канд. соц. наук. Курск: Изд-во КГТУ, 2006. http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a269.php. Дата обращения: 8.10.2016. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2008. 101 с.
Малышева М. А. Современные технологии обучения и их роль в образовательном процессе // Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге) / Под ред. М.А. Малышевой. СПб.: НИУ ВШЭ, 2011. С. 6-23.
Новосёлов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 38-42.
Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 39.04.03 "Организация работы с молодежью". Уровень высшего образования - магистратура. http://fgosvo.ru/news/2/1382. Дата обращения: 10.10.2016.
Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова. 2015. 184 с.
Челышева И.В. Современные стратегии развития отечественной медиапрактики: создание проектов на материале медиакультуры // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 2. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-2. Дата обращения: 10.10.2016.
Челышева И.В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации // Медиаобразование, 2016. № 1. С. 71-77.
Челышева И.В., Мышева Т.П., Черевик К.С. Организация социально-культурной деятельности с школьниками и молодежью / под ред. И.В.Челышевой. М: МОО «Информация для всех», 2016. 189 с.
References
Bokov, L., Kataev M., Pozdeyeva, A. (2013). The technology group project-based learning in high school as part of the methodology for innovation and active professionals // Modern problems of science and education. № 6. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11762. 10.09.2016.
Chelysheva, I. (2016). Modern development of the national strategy mediapraktiki: Building projects on the material of media culture // Crede Experto: transport, society, education, language. 2016. № 2. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/2016-2. 10.10.2016.
Chelysheva, I. (2016). Strategy of development of Russian media education: tradition and innovation // Media Education, № 1, pp. 71 -77.
Chelysheva, I., Mysheva, T., Cherevik, K.(2016). Organization of social and cultural activities with schoolchildren and young people / ed. I.Chelysheva. Moscow: Information for All, 189 p.
Federal State Educational Standardhigher education. Direction of preparation 39.04.03 "Organization of work with youth." (2015). The level of higher education - Magistres. http://fgosvo.ru/news/2/1382. 10.10.2016. Fedorov, A. (2007). Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: Information for All, 2007.
Fedorov, A. (2007). Media education: public opinion polls. Taganrog: Kuchma, 2007. 228 p.
Fedorov, A., Chelysheva, I., Muryukina, E. (2015). Media Educational component in the implementation of the
master's programsl / ed. A. Fedorov. Taganrog: 184 p.
Gubareva, O. (2006). Social and cultural transformation of the grounds of youth culture in the conditions of informatization of modern society. Kursk: KSTU. http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a269.php. 10.08.2016.
Ivanov, D, Mitrofanov, K., Sokolov, O. (2008) Competence approach in education. Problems, concepts, tools. Moscow, 101 p.
Malyshev^ M. (2011) Modern technology education and their role in the educational process // Modern technologies of training in high school (experience of HSE in St. Petersburg) / Ed. M.Malysheva. St-Petersburg: Higher School of Economics. pp. 6-23.
Novoselov, S., Zverevа, T. (2009). The phenomenon of design and research activities in education // Teacher education. № 3, pp. 38-42.
Trojan, S. (2016) Competency-based approach in higher education: a training manual. Izhevsk: Udmurtia State University. 176 p.