УДК 004.056 ББК 60.524 ГРНТИ 04.21.51 ВАК 24.00.00
Э.Н. Бердникова, М.В. Лукьянчикова Санкт-Петербург, Россия
Медиаобразование как важнейший фактор обеспечения безопасности конфиденциальных данных
Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения защиты персональных данных пользователей в сети Интернет. Отсутствие обязательного и доступного медиаобразования лишает людей возможности осознать серьезную угрозу безопасности и последствия, которые влекут за собой необдуманные действия, связанные как с деятельностью в глобальной телекоммуникационной сети, так и с формой подключения к ее ресурсам. Собранные в статье факты говорят не столько о высокой скорости информатизации общества, сколько об увеличении его уязвимости, кроющейся в неподготовленности и неосознанности действий подавляющего большинства пользователей сети. Сегодня необходимость в разработке программы защиты персональных данных, призванной скомпенсировать недостаток достоверной информации в аспекте медиаобразования, приобретает наиболее явный характер.
Ключевые слова: кибербезопасность, личная информация, киберпреступность, безопасность в Интернете, медиаобразование, защита персональных данных, поведение в социальных сетях.
E.N. Berdnikova, M.V. Lukyanchikova Saint Petersburg, Russia Media education as an important factor in ensuring the security of confidential data
Abstract. The article is devoted to the issue of ensuring the protection of personal data of users in the Internet. The lack of compulsory basic education is one of the main reasons for the growing threat to the psychological and physical security of the individual. The facts collected in the article speak not so much about the high speed of informatization of society, but about the increase in its vulnerability, which lies in the unpreparedness and unconsciousness of the actions of the vast majority of network users. Today, the need to develop a personal data protection program designed to compensate for the lack of reliable information in the aspect of media education is becoming more obvious.
Keywords: cybersecurity, personal information, cybercrime, security in the Internet, media education, personal data protection, behavior in social networks.
Постановка проблемы
Аналитическое агентство We Are Social и крупнейшая SMM-платформа Hootsuite совместно подготовили отчет, согласно данным которого сегодня интернетом пользуются более 4 миллиардов человек во всем мире. Более половины населения мира постоянно онлайн, и около четверти миллиарда из них, вышли впервые в 2017 году.
Одним из ключевых факторов роста интернет-аудитории в этом году являются доступные смартфоны и недорогие тарифы на мобильный интернет. В 2017 году впервые владельцами мобильных устройств стали более 200 млн человек, а сейчас мобильными телефонами владеют две трети из 7,6 млрд человек в мире. Более половины современных мобильных устройств классифицируются как «смарт», поэтому людям становится легче получить доступ ко всем функциям, которые предлагает Интернет, где бы они ни находились. Рост также отмечается в аудитории социальных сетей. За последние 12 месяцев количество людей на самых популярных социальных сетях ежедневно увеличивалось почти на 1 миллион новых пользователей.
Каждый месяц более 3 миллиардов человек взаимодействуют с социальными сетями, и 9 из 10 заходят туда с мобильных устройств.
По данным этих же исследователей, с января 2017 года количество российских пользователей в интернете увеличилось на 5 млн - прирост на 4%, в соц.сетях прирост составил +15% к прошлогоднему показателю, то есть плюс еще 9 млн человек. Ежемесячная аудитория интернета на февраль 2018 года достигла 90 млн. человек и составила 73% населения страны старше 12-ти лет. Почти половина (47 %) населения России зарегистрированы в социальных сетях и активно их использует. 55,9 млн человек выходят в сеть с мобильных устройств. Среди россиян 63 % заявили, что используют YouTube, а 61 % - Вконтакте, Facebook вспомнили 35 % опрошенных, Одноклассники - 42 %. Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству скачиваний) -WhatsApp, за ним следуют Viber, VK и Сбербанк Онлайн. Instagram занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую по количеству скачиваний.
Среднестатистический россиянин находится в Интернете почти 6,5 часа в сутки. Стоит отметить, что 85 % российских граждан ежедневно выходят в интернет. Мобильным интернетом активно пользуются 91,4 млн. человек. Доля трафика со смартфонов составляет 21 %, что почти на треть больше, чем в прошлом году, а пользователи планшетов стали чуть реже выходить в интернет с них (-9 %). Трафик с ноутбуков и ПК сократился на 5 % [Статистические таблицы, 2018].
В соответствии с данными, предоставленными компанией Mediascope, по проекту Web Index за март 2018 года [Измерение аудитории СМИ, 2018] более половины пользователей ежедневно обращаются к сети Интернет, при этом каждый второй человек использует мобильный телефон или смартфон. При этом по соображениям безопасности, сетью пользуются не только 564,1 тыс. человек, что составляет 0,5 % от общего числа городского и сельского населения России в возрасте 15-72 лет. Непосредственное отношение к
процессу медиаобразования молодежи в глобальном и локальном аспектах имеют такие социальные институты, как средства массовой информации и образование. Кибербезопасность в информационном обществе с каждым днем приобретает все большую значимость. Сегодня необходимость в разработке программы защиты персональных данных, призванной скомпенсировать недостаток достоверной информации в аспекте медиаобразования, приобретает наиболее явный характер.
Информационная безопасность или кибербезопасность - это защита информации от незаконного ознакомления, преобразования и уничтожения, а также защищенность информационных ресурсов от воздействий, направленных на нарушение их работоспособности. Природа этих воздействий может быть самой разнообразной. Сюда могут относиться попытки проникновения злоумышленников, ошибки персонала, выход из строя аппаратного и программного обеспечения, стихийные бедствия и др. Информационная безопасность компьютерных систем достигается обеспечением конфиденциальности, целостности и достоверности обрабатываемых данных, а также доступности и целостности информационных компонентов и ресурсов системы.
История вопроса
Развитие информационно-сетевой культуры повлекло за собой исследование вопросов о взаимодействии человека и сети, формированием нового типа личности и восприятия информации в целом. Эти проблемы удачно соотнесены с изучением феномена культуры и информации. Здесь можно отметить работы следующих авторов: О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Д. Тойнби, А. Вебер, Т. Парсонс, Ф. Бэкон, О. Шпенглер и др. Также необходимо выделить отечественных исследователей феномена культуры, которые изучали ее сущность, закономерности развития и функционирования, типы культуры и ее роль в историческом и мировом развитии общества. Все эти аспекты изучали основоположники культурологической школы: П. В. Алексеев, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Л.
Г. Ионин, И. Ильин, Г. С. Кнабе, Л. Н. Коган, А. И. Шендрик, В. М. Межуев и др.
Над исследованиями социологических аспектов информатизации и анализом виртуализации общества в разное время работали Т. Н. Ананьева, С. В. Балабай, Л. А. Василенко, М. Е. Васильев, Т. П. Воронина, Н. Д. Данилина, О. Н. Дудко, Т. В. Ершова, В. И. Иванов, Л. В. Климова, И. В. Куприянов, С. В. Ляшко, И. С. Мелюхин, Ю. А. Нисневич, В. В. Печенкин, С. В. Рабовский, Г. П. Смолян, Д. С. Черешкин, И. В. Юшкина и др.
Среди актуальных работ также можно выделить отечественных ученых: Н. А. Носова, А. И. Затулий, А. В. Соколова, Е. М. Иванова, А. И. Каптерев. Понятие виртуальности применительно к обществу было предложено почти одновременно А. Бюлем и М. Паэтау, А. Крокером и М. Вэйнстейном. С позиции симулятивной природы виртуальной реальности интересны работы Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, С. Жижека.
Вопрос кибербезопасности в современном мире с каждым днем приобретает все большую значимость. Сегодня не только владельцы собственного бизнеса и топ-менеджмент компаний обеспокоены конфиденциальностью собственных данных, но и обычные пользователи стремятся максимально обезопасить собственное пространство. Примечательны работы следующих зарубежных исследователей: Р. Мур, Уоррен Г. Крузе, Джей Г. Хейзер, С. Гордон, Дж. Балкин, Е. Катц, Н. Козловски, Н. Вагман, С. Зарски, Сьюзен В. Бреннер, Жан-Лу Рише. Множество российских исследователей неоднократно поднимали тему информационной безопасности, среди подобных работ представлены труды: М. Ф. Алиева, И. П. Батаева, И. В. Букатина, Т. В. Ершова, В. Я. Ищейнова, Е. Л. Кондратенко, А.А. Морозовой, Д. Е. Прокудина, Е. И. Сухова, Н. Р. Шевченко, С. М. Чудинова и др. Степень научной разработанности проблемы кибербезопасности подчеркивает значимость ее дальнейшего глубокого и детального исследования. Многогранность вопроса о конфиденциальности личных данных в сети Интернет, его природа, динамика и возрастающая
актуальность порождают необходимость разработки новых инструментов, механизмов и тактик, а также их включения в медиаобразование общественности [Бердникова 2017: 31]. Следует отметить, что в рамках различных концепций понятие медиаобразования рассматривается с разных позиций, делается разный смысловой акцент, фактически выдвигаются разные цели: медиаграмотность, медиаобразованность, медиакультура, информационная компетентность, медиакомпетентность и др.
Описание методики исследования
В данной работе были использованы: структурно-функциональный метод, подразумевающий выделение элементов из целого и их смысловое соотношение; анализ социально-культурных аспектов виртуализации осуществлялся в соответствии с системным подходом, когда исследуются механизмы взаимодействия системы и среды, формируется взаимосвязь между ее компонентами. Метод критического анализа первоисточников позволил изучить объекты и явления с формированием обоснованных выводов, а также оценочных суждений и интерпретаций и методика анализа защищенности информационных систем. Анализ существующих методик определения требований к защите информации позволил понять актуальность данной темы. Также в работе использованы системный, описательный, компаративный подходы к изучению практик формирования информационной безопасности.
Анализ материала
Основной проблемой, порождающей свободное получение и использование персональных данных третьими лицами, является отсутствие медиаобразования граждан как одного из основных и общеобразовательных предметов. В то же время, стремительное развитие информатизации только обостряет ситуацию, при которой общество не успевает адаптироваться к новым условиям. Глобальная сеть - это не только мобильность и открытый доступ к информации, это также набор связанных товаров, таких как: сотовые и беспроводные сети, игры и приложения, торговые площадки,
социальные сети и т.д. Пользователь сталкивается со всем этим при отсутствии первичных данных, которые позволили бы ему соблюдать стандартные меры по защите собственных данных. Тема медиаобразования неоднократно поднималась в трудах российского исследователя Дукина Р.А., который подчеркивает в своих публикациях повсеместную медиатизацию общественности [Дукин 2016: 25].
Конфиденциальность данных - это статус, присвоенный данным и определяющий степень необходимой защиты. Конфиденциальные данные могут включать в себя следующие данные: личную информацию пользователей; учетные записи (имена и пароли); данные кредитных карт; данные разработки и различные внутренние документы; учетные данные. Конфиденциальная информация должна быть известна только утвержденным и проверенным (авторизованным) субъектам системы (пользователям, процессам, программам). Для остальных субъектов системы эта информация должна быть неизвестной. Установление градаций важности защиты защищаемой информации (объекта защиты) называют категорированием защищаемой информации [Дукин 2016: 26].
Ситуация усугубляется, когда человек регулярно пользуется банковскими услугами, корпоративной почтой, делится конфиденциальной информацией через мобильное устройство, с которого осуществляется подключение. Часто незнакомые публичные сети создаются специально для сбора логинов и паролей. Например, в метро, где каждый пассажир имеет возможность воспользоваться бесплатным соединением, один из вагонов метро может перейти к человеку с распределительным устройством, которое также может легко собирать данные от пользователей, подключенных к поддельной сети. При этом устройства с возможностью автоматического беспроводного соединения полностью лишают владельцев возможности сохранять персональные данные и узнавать об их потере во времени.
Проблема безопасного подключения к сети - это не единственная тема, которая должна стать частью медиаобразования общественности. Одним из
главных «сопутствующих продуктов» глобальной сети, острых, полных сомнений и противоречий вопросов, является использование социальных сетей. Было бы несправедливо отметить в этом аспекте только социальные сети, так как блогосфера, форумы, профессиональные социальные сети и видеохостинги, заслуживают не меньшего внимания. Особенность социальных платформ заключается в том, что каждый пользователь имеет возможность не только потреблять контент, но и создавать его. При этом уровень доверия и вовлеченности достаточно высок для того, чтобы человек проводил как можно больше времени в сети и участвовал в различных мероприятиях, связанных с публикацией личной информации.
Результаты исследования
По данным Федеральной службы государственной статистики, 29,8 % пользователей глобальной сети ежедневно заходят в социальные сети или используют поисковые системы для авторизации через беспроводные соединения (Wi-Fi) [1]. Беспроводные сети сейчас широко распространены в общественных местах. Многие компании таким образом решают не только проблему коммуникации и обмена данными внутри организации, но и прибегают к повышению лояльности клиентов, ведь в большинстве случаев клиент может пользоваться интернетом бесплатно. При этом редкий пользователь задумывается о том, какой угрозой для безопасности персональных данных может быть подключение к сетям, находящимся в открытом доступе.
Согласно опросу партнеров Crowd Research, 20 % пользователей Интернета когда-либо были жертвами вредоносных атак из-за взлома систем безопасности на мобильных устройствах, подключенных к Интернету через общедоступную беспроводную сеть. Открытые соединения Wi-Fi часто не шифруют данные во время передачи, имеют слабую систему безопасности или пароль, что позволяет злоумышленникам легко перехватывать информацию вблизи точки доступа. Этот факт ставит под вопрос безопасность много Wi-Fi соединений, в то время как известные сети, как
правило, имеют достаточно надежную систему защиты, но кодирование передаваемых данных не мешает мошенникам доступ к личной информации пользователя. Таким образом, одним из эффективных и действенных инструментов является создание общественных сетей, намеренно замаскированных под легитимные. Ситуация усугубляется, когда человек регулярно пользуется банковскими услугами, корпоративной почтой, делится конфиденциальной информацией через устройство, с которого осуществляется подключение. Часто незнакомые публичные сети создаются специально для сбора логинов и паролей.
Изначально идея использования социальных платформ, как и интернета в целом, в информатизации. Сегодня из-за отсутствия программ медиаобразования пользователи чувствуют себя в полной безопасности, регистрируясь и взаимодействуя в социальных сетях, блогах, форумах, публикуя личную информацию о себе и своих близких. Использование опубликованных данных, таких как: пол, возраст, геолокация, образование, место работы, интересы и увлечения, семейное положение, список друзей и т.п., полученные посредством анализа социальных платформ, осуществляются без согласия людей, более того, такие практики, как продажа собранных данных не редкость. Буква закона бессильна перед такими действиями, потому что в данном случае доказать что-либо практически невозможно.
По данным Федеральной службы государственной статистики 76 % от общего числа пользователей Интернета используют его для участия в социальных сетях, при этом 30,2 % загружают личные файлы, как в социальных сетях, так и на сайтах и хранилищах (облаках) с публичным доступом. В результате сопоставления данных, даже без доступа к Ш-адресу, можно собрать всю необходимую информацию о любом активном пользователе. При этом абсолютно все данные о деятельности каждого человека хранятся на хостинге и даже при желании не могут быть удалены.
В своем исследовании А. А. Морозова представляет проблему информационной безопасности личности в интернет-пространстве и определяет ее, как «состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию». Среди возможных путей обеспечения безопасности автор рассматривает «государственный контроль, создание реестра запрещенных сайтов и каналов коммуникации; самостоятельный контроль медиаресурсов со стороны Интернет-провайдеров и редакторов СМИ; самообразование каждого индивида в отношении проблемы медиабезопасности, самоконтроль; медиаобразование населения, особенно молодежи по проблеме медиабезопасности; введение этического кодекса коммуникации» [Морозова, 2012].
Некоторые исследователи в вопросе о решении проблемы медиабезопаности приходят к мысли о введении так называемого этического кодекса коммуникации. По их мнению, именно этическое регулирование может стать инструментом саморегулирования Интернета. Например, этический кодекс коммуникации может стать основой для создания профессионального кодекса медиа, связей с общественностью, рекламы в Интернете, поскольку необходимость особого регулирования данной коммуникации, формирования принципов Интернет-этики очевидна. В итоге, комплексное решение проблемы во многом зависит не только от своевременного информирования детей, подростков, студентов о возможных опасностях средств массовой информации, а также разработка стратегий формирования медиакомпетентности подрастающего поколения с целью формирование духовно - нравственных детерминант личности, вовлеченной в медиапространство [Челышева, 2016].
В процессе решения задач обеспечения безопасности персональных данных, возможно использование продуктивного зарубежного опыта противодействия распространению киберкраж в сетевом пространстве, сочетающего методы активных мер по пресечению распространения
персональной информации и скоординированные профилактические мероприятия в информационном пространстве.
Выводы
Таким образом, персональным данным пользователя в сети интернет в основном угрожают два фактора - тип подключения к глобальной сети и характер деятельности человека в ней. Количество мобильных соединений и использование беспроводной связи на сегодняшний день является серьезной конкуренцией прямому подключению, что значительно повышает уязвимость персональных данных.
Социальные платформы все больше привлекают пользователей, увеличивая среднюю продолжительность коммуникационной сессии и тем самым накапливая постоянно растущий объем персональных данных. Отсутствие обязательного и доступного медиаобразования лишает людей возможности осознать серьезную угрозу безопасности и последствия, которые влекут за собой необдуманные действия, связанные как с деятельностью в глобальной телекоммуникационной сети, так и с формой подключения к ее ресурсам. Сегодня вопрос публикации персональных данных и материалов на различных интернет-сайтах является решением для всех, в то время как отсутствие законодательной базы и фундаментального образования в области использования СМИ может привести к серьезным последствиям, угрожающим психологическому комфорту и физической безопасности каждого.
Библиография
Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ Дата обращения 20.10.2018.
Статистические таблицы 2018 г.: Таблица 3.9. - Использование населением мобильных устройств для выхода в сеть Интернет по типам поселения и полу, по Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики.
URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html Дата
обращения 20. 10.2018.
Измерение аудитории СМИ: Интернет: Web Index Report 2018 03. URL: http://mediascope.net/services/media/media-
audience/internet/information/?arrFilter_pf%5BYEAR%5D=2017&captcha_code=085fc0c41f85 2e0431037083074a52ce&captcha_word=KDYHG&set_filter=Y Дата обращения 20.10.2018. Основные понятия защиты информации и информационной безопасности. URL: http://ypn.ru/102/introduction-to-information-protection-and-information-security/. Дата
обращения 21.10.18.
Бердникова Э.Н., Кононова Е.Р. Медиаобразование общественности как основополагающий фактор обеспечения безопасности персональных данных // Risks and safety in rapidly changing world: materials of the V international scientific conference on May 10-11, 2017. С. 30-35.
Бреннер Сьюзен В. Киберпреступность: уголовные угрозы от киберпространства , ABC-CLIO, 2010, стр. 91
Гордон С. Об определении и классификации киберпреступности. https://www.semanticscholar.org/paper/On-the-definition-and-classification-of-cybercrime-Gordon-Ford/12f87da74f91c7bfac67b6e83213fefe2c08bb67 Дата обращения 14.09.2018 Дукин Р.А. Медиатизация современного общества: влияние социальных медиа. Теория и практика общественного развития. 2016. №2. С.24-26.
Льюис Дж., Тимлин К. Кибербезопасность и Кибервойна: предварительная оценка Национальная доктрина и организация». Центр Стратегических и международных исследований, Вашингтон ДС, 2011.
Морозова А.А. Медиа-безопасность в эпоху информации / Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы IX Международной научно-практической конференции, 18-20 октября 2012 г. / под ред. Р.П. Баканова: в 2-х т. - Т. 1. - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 280 - 287.
Реймерс К., Андерссон Д. Обучение безопасности сети в высшей школе: проблема пользователя и эволюция угроз, ICERI2017 Труды, стр. 1787-1796.
Челышева И.В. Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации // Медиаобразование. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-razvitiya-rossiyskogo-mediaobrazovaniya-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 28.02.2019).
References
Berdnikova E.N., Kononova E.R., Mediaobrazovaniye obshchestvennosti kak osnovopolagayushchiy faktor obespecheniya bezopasnosti personal'nykh dannykh // Risks and safety in rapidly changing world: materials of the V international scientific conference on May 10-11, 2017. P. 30-35.
Brenner Susan W., Cybercrime: Criminal Threats from Cyberspace, ABC-CLIO, 2010, pp. 91 Chelysheva I.V. Strategii razvitiya rossiyskogo mediaobrazovaniya: traditsii i innovatsii // Mediaobrazovaniye. No. 1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-razvitiya-rossiyskogo-mediaobrazovaniya-traditsii-i-innovatsii Date of access: 28.02.2019.
Dukin R.A. Mediatizatsiya sovremennogo obshchestva: vliyaniye sotsial'nykh media. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2016. №2. P.24-26.
Gordon S. On the definition and classification of cybercrime. Retrieved January 14, 2018. https://www.semanticscholar.org/paper/On-the-definition-and-classification-of-cybercrime-Gordon-Ford/12f87da74f91c7bfac67b6e83213fefe2c08bb67 Date of access 14.09.2018 Internet 2017-2018 v mire i v Rossii: statistika i trendy. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ Date of access 20.10.2018.
Izmereniye auditorii SMI: Internet: Web Index Report 2018 03. URL: http://mediascope.net/services/media/media-
audience/internet/information/?arrFilter_pf%5BYEAR%5D=2017&captcha_code=085fc0c41f85 2e0431037083074a52ce&captcha_word=KDYHG&set_filter=Y Date of access 20.10.2018. Lewis J., Timlin K., Cybersecurity and Cyberwarfare: Preliminary Assessment of National Doctrine and Organization. Center for Strategic and International Studies, Washington, DC, 2011.
Morozova A.A. Media-bezopasnost' v epokhu informatsii / Informatsionnoye pole sovremennoy Rossii: praktiki i effekty: Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 18-20 oktyabrya 2012 g. / pod red. R.P. Bakanova: v 2-kh t. - T. 1. - Kazan': Kazan. un-t, 2012. - pp. 280-287.
Osnovnyye ponyatiya zashchity informatsii i informatsionnoy bezopasnosti. URL: http://ypn.ru/102/introduction-to-information-protection-and-information-security/. Date of access 21.10.18.
Reimers K., Andersson D. Post-secondary education network security: the end user challenge and evolving threats, ICERI2017 Proceedings, pp. 1787-1796.
Statisticheskiye tablitsy 2018 g.: Tablitsa 3.9. - Ispol'zovaniye naseleniyem mobil'nykh ustroystv dlya vykhoda v set' Internet po tipam poseleniya i polu, po Rossiyskoy Federatsii: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki.
URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html Date of access 20. 10.2018.
Сведения об авторах
Бердникова Элина Николаевна - кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. e-mail: [email protected]
Лукьянчикова Мария Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. e-mail: [email protected]
Berdnikova Elina Nikolaevna - PhD of Culturology, Assistant Professor, Assistant Professor of the Advertisement and PR Department, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences.
Lukyanchikova Maria Vladimirovna - PhD in History, Assistant Professor, Assistant Professor of the Advertisement and PR Department, Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences.