УДК 004.056.53
Баженова Ю.В., Егорова О.Ю.
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ КАК ФАКТОР ДОВЕРИЯ К БРЕНДУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Баженова Юлия Вячеславовна, студентка 2 курса бакалавриата заочной формы обучения кафедры менеджмента и маркетинга;
e-mail: [email protected]
Егорова Ольга Юрьевна, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга. e-mail: [email protected]
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047, Москва, Миусская пл., д. 9.
В статье рассматривается защита персональных данных как один из факторов, формирующих доверие к бренду в сети интернет. Приведены данные опроса по удовлетворенности россиян защитой своих персональных данных. Проанализирована деятельность нескольких соцсетей по организации защиты персональных данных своих пользователей. Сделан вывод о взаимосвязи качества защиты персональных данных и роста доверия к бренду.
Ключевые слова: защита информации, персональные данные, доверие к бренду, интернет.
PROTECTION OF PERSONAL DATA AS A FACTOR OF CONFIDENCE TO BRAND ON THE INTERNET
Bazhenova Yulia Vyacheslavovna, Egorova Olga Yur'evna
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia.
The article considers the protection of personal data as one of the factors that shape confidence to brand on the Internet. The survey data on the satisfaction of Russians with the protection of their personal data are presented. The activity of several social networks for the organization of the protection of personal data of its users is analyzed. The conclusion is made on the relationship between the quality ofpersonal data protection and the growth of confidence to brand.
Keywords: data protection, personal data, confidence to brand, Internet.
В современном мире все более важное место в жизни человека занимает интернет-пространство: многие организации переходят на работу в режиме онлайн, появляются новые сферы деятельности и направления развития. Например, компаниям для успешной деятельности необходимо создавать и поддерживать свой имидж в интернете, заботиться о продвижении и рекламе, правильно позиционировать себя в социальных интернет-сервисах.
В цифровом пространстве идет борьба участников рынка за личные данные своих потенциальных клиентов (ФИО, адрес электронной почты, 1Р-адрес, телефонный номер, номера кредитных карт, паспортные данные и др.), которые затем могут использоваться для таргетированных рекламных сообщений на сайтах и в соцсетях, а также для персонального взаимодействия с потребителем с целью привлечения его внимания к своему товару или услуге. Однако для поддержания своего имиджа и роста лояльности к бренду, компаниям крайне важно обеспечить защиту персональных данных пользователей, поскольку утечки информации могут крайне негативно сказаться на репутации компании. Несмотря на существующие системы защиты, от утечек и последующего использования личных данных третьими лицами в мошеннических целях не застрахованы даже крупные корпорации. Особенно эта проблема касается компаний, продвигающих свой бренд средствами интернет-маркетинга. Поскольку образ таких компаний складывается только на основе
информации, получаемой потребителем из сети интернет, то для формирования имиджа бренда решающее значение приобретает доверие потребителей.
Фонд «Общественное мнение» опубликовал на своем сайте результаты опроса, посвященного защите персональных данных россиян [1]. Параметры опроса: ФОМнибус - репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов - жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Согласно результатам опроса об использовании персональных данных в интернет-пространстве, 42% населения в целом обращают внимание на то, как используются их данные, 38% не пользуется интернетом, а среди суточной интернет-аудитории 68% респондентов обращают внимание на использование своих персональных данных.
Также у респондентов выяснили, насколько хорошо, по их мнению, защищаются персональные данные в России. По результатам опроса было установлено, что население в целом (68%) и суточная интернет-аудитория (75%) считают качество защиты данных плохим.
Согласно этому исследованию, можно сделать вывод о том, что большая часть населения России обращает внимание на использование своих
персональных данных и считает их недостаточно защищенными, а нарушение конфиденциальности информации об актуальных персональных данных может серьезно повлиять на имидж бренда. В качестве примера такого влияния были рассмотрены три социальных интернет-сервиса, с разной степенью защищенности персональных данных.
1. Google+ - социальная сеть компании Google, запущенная в июне 2011 г., которая так и не стала популярной. Несмотря на известность бренда Google, который, казалось бы, мог гарантировать успешное развитие данного проекта, за несколько лет работы этой социальной сети так и не удалось добиться устойчивого ежегодного роста количества пользователей.
2. ВКонтакте - социальная сеть российского разработчика, уже долгое время являющаяся одной из самых популярных, особенно среди молодежи. Известны случаи утечки информации и попадания ее к третьим лицам (особенно при авторизации на сторонних сайтах через ВКонтакте). Тем не менее, владельцы сети постоянно отслеживают уязвимость системы, совершенствуют ее, передают личную информацию в государственные органы по решению суда, согласно их политике.
3. Telegram (на данный момент частично заблокирован в России, но его использование является законным [2]) - кроссплатформенный мессенджер, позволяющий обмениваться сообщениями и медиафайлами многих форматов. Близок к социальной сети, создан разработчиками социальной сети ВКонтакте, которая изначально позиционировала себя как компания, провозглашающая защиту данных на первом месте. Были изучены вторичные данные,
свидетельствующие о случаях нарушения конфиденциальности личных данных пользователей этих трех информационных площадок за период с 2008 по 2019 гг.
Наиболее неблагополучной оказалась социальная сеть Google+, которая весной 2018 года обнаружила уязвимость в системе безопасности,
скомпрометировавшую 500 тысяч пользователей платформы. Компания скрыла данный факт, однако позже эти данные были опубликованы, а затем и подтверждены самой компанией при объявлении о закрытии проекта Google+. Основными причинами данного решения были названы проблемы в системе защиты и низкая популярность платформы [3]. В процессе закрытия сети была обнаружена еще одна недоработка системы, в результате которой сторонние разработчики могли получить доступ к некоторым
Таблица 1. Количество единиц актуальных данн кроссплатформенного мессенджера к третьим лицам (в тыс.
личным данным пользователей, а всего из-за неполадки пострадали еще 52,5 млн человек [4,5].
В 2008 году ВКонтакте признала наличие вируса, распространявшегося по ссылке в личных сообщениях социальной сети, от которого пострадало 30000 человек [6]. Ситуация с новым вирусом повторилась в 2009 году, а количество пострадавших возросло до 135000 пользователей [7]. Отдельного упоминания заслуживает ситуация, произошедшая в 2016 году, когда появилась информация о взломе учетных записей более 100000000 пользователей, их логины и пароли были выставлены на продажу по цене 1 биткоин за весь массив данных. Однако в пресс-службе соцсети опровергли факт взлома базы данных: «Речь идет о старой базе логинов/паролей, которую мошенники собирали в период с 2011 по 2012 годы, а упомянутым в ней пользователям данные для входа на страницы менялись принудительно» [8]. Сервис к этому моменту набрал большую популярность, поэтому данный факт не отразился на репутации компании. Также эта информация не нанесла вреда пользователям, т.к. была не актуальна на момент ее публикации, поэтому в данном исследовании не учитывается. В 2018 году была опубликована новость о том, что Mail.Ru Group разрешила Национальному бюро кредитных историй анализировать профили заемщиков в социальной сети «ВКонтакте» [9]. Уточнить количество переданной информации в бюро не представляется возможным, но факт заслуживает упоминания. Основные проблемы в уязвимости ВКонтакте обнаруживались при использовании сторонних приложений
пользователями, но социальная сеть оперативно реагировала на подобные случаи и устраняла уязвимости, поэтому эти данные при анализе также не учитывались [10].
За указанный период авторами не было найдено упоминаний об утечках персональных данных из Telegram. Однако мессенджер, ранее никогда не предоставлявший персональные данные даже государственным органам, после блокировки изменил свою политику конфиденциальности и согласился передавать данные о пользователях спецслужбам. Как говорится на сайте мессенджера, Telegram может раскрыть IP-адрес и номер мобильного телефона пользователя, если компания получит судебное решение, которое подтвердит, что пользователь является подозреваемым в терроризме [11]. При этом Telegram своевременно отслеживает уязвимости системы и устраняет их сразу после обнаружения, не допуская утечек данных пользователей в открытый доступ.
Полученные данные в обобщенном виде представлены в таблице 1.
>1х пользователей, попавших из социальных сетей и
[3, 4, 5, 6, 7].
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2018 2019 Всего за период
Google+ - - - - - - - - - 53000 - 53000
ВКонтакте 30 135 - - - - - - - - - 165
Telegram - - - - - - - - - - - -
Из таблицы 1 видно, что наибольшее количество скомпрометированных личных данных выявлено у социальной сети Google+. На фоне низкой популярности это был удар по репутации сети и доверию пользователей к ней, что послужило предпосылкой к закрытию.
Из трех проанализированных площадок только у Telegram не было выявлено подтвержденных фактов передачи актуальных данных пользователей третьим лицам. Уникальным торговым предложением мессенджера является оконечное (end-2-end) шифрование, при котором сообщения не хранятся на серверах и не отражаются на других устройствах. В декабре 2015-го Electronic Frontier Foundation присвоила обычным чатам Telegram рейтинг защищенности 4 из 7, но секретным чатам - 7 из 7. П. Дуров был первым, кто применил данную технологию в мессенджере [12].
И несмотря на то, что ВКонтакте остается одной из самых популярных социальных сетей в России, по данным аналитической компании Statista в 2018 году Telegram обогнал ВКонтакте по количеству пользователей (100 млн против 97 млн активных пользователей в месяц) [13]. Среди прочих преимуществ, как для частных лиц, так и для бизнеса, пользователи выделяют максимальную
конфиденциальность и защищенность переписки [14]. Исходя из результатов анализа, можно предположить дальнейшее опережение прироста предпочтений потребителей к мессенджеру Telegram по сравнению с приростом предпочтений к социальной сети ВКонтакте. Для определения перспектив развития данных площадок в дальнейшем целесообразно будет исследовать такие характеристики как степень доверия и удовлетворенность пользователей в безопасности использования той или иной площадки.
Таким образом, в интернет-пространстве уровень доверия потребителей, помимо всего прочего, является высоким показателем статуса компании и ее популярности, что крайне важно в digital-среде. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что доверие потребителей к интернет-ресурсам, их уверенность в защищенности своих персональных данных - один из ключевых факторов формирования идентичности бренда в интернете.
Список литературы
1. Защита персональных данных. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/10922 (дата обращения 22.04.2020).
2. Минкомсвязь назвала законным использование Telegram в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology and media/24/10/2019/ 5db140a99a79471440318a18 (дата обращения 22.04.2020).
3. Одни минусы: почему Google закрывает свою социальную сеть [Электронный ресурс]. URL:
https://www.gazeta.ru/tech/2018/10/09 a 12014017.sh tml (дата обращения 16.05.2020).
4. Google сообщила об утечке данных 52 миллионов пользователей Google+. Соцсеть закроют на четыре месяца раньше, чем планировалось [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/news/2018/12/11/google-soobschila-ob-utechke-dannyh-52-millionov-polzovateley-google-sotsset-zakroyut-na-chetyre-mesyatsa-ranshe-chem-planirovalos (дата обращения 16.05.2020).
5. Google ускорила закрытие соцсети Google+ из-за ещё одной ошибки в защите данных. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/services/52883-google-uskorila-zakrytie-socseti-google-iz-za-eshche-odnoy-oshibki-v-zashchite-dannyh (дата обращения 22.04.2020).
6. О вирусе 16 мая [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/blog/blog82 (дата обращения 16.05.2020).
7. В Сеть выложили логины и пароли 135 тысяч пользователей «Вконтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2009/07/31/hack/ (дата обращения 16.05.2020).
8. "ВКонтакте" опровергла информацию о взломе 100 млн учетных записей пользователей_[Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/3341388 (дата обращения 16.05.2020).
9. Как «ВКонтакте» разрешила анализировать данные пользователей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology and media/02/04/2018/ 5abe534d9a7947350e3a7dfa (дата обращения 16.05.2020).
10. «ВКонтакте» объяснила утечку данных пользователей [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a9fb0539a7947959a3 ecd0f (дата обращения 16.05.2020).
11. Telegram согласился передавать спецслужбам данные пользователей. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/technology and media/28/08/2018/ 5b8527749a7947318f857b0f (дата обращения 18.05.2020).
12. Павел Дуров - биография, состояние, «ВКонтакте» и Telegram. [Электронный ресурс]. URL: https://thebell.io/pavel-durov-biografiya-sostoyanie-vkontakte-i-telegram (дата обращения 18.05.2020).
13. Telegram уделал ВКонтакте по активным пользователям. 100 млн в месяц! [Электронный ресурс]. URL: https://click-or-die.ru/2018/03/telegram-beats-vk/ (дата обращения 18.05.2020).
14. Преимущества мессенджера Telegram для бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.all-smm.com/blog/telegram/preimushestva-messendjera-telegram-dlya-biznesa (дата обращения 18.05.2020).