Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 67-69.
УДК 8142+316.776
Е.С. Радионцева Омск, Россия
МЕДИАОБРАЗ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ СМИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Рассматривается проблема формирования медиаобраза высшей школы. Выводы основаны на ретроспективном мониторинге средств массовой информации, транслируемых / выходящих на территории Омской области.
Ключевые слова: медиаобраз, средства массовой информации, мониторинг.
Высшая школа России сегодня охвачена активными трансформационными процессами. Переход на образовательные стандарты нового поколения, развитие двуступенчатой системы обучения, новая образовательная политика - вот далеко не полный перечень вопросов, требующих активного и всестороннего освещения в СМИ для формирования соответствующего медиаобраза. Чтобы суметь распознать, что стоит за «информационной вуалью», необходимо представлять, каким образом происходит процесс конструирования медиареальности.
Анализ показывает, что медиаобраз высшей школы - «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ» [Шаталов 2002: 57] - формируется стихийно, под воздействием внешних факторов. Системной информационной политики не отмечено ни со стороны государственных структур, ни со стороны самих вузов.
Методика моделирования медиаобраза была основана на количественном и качественном контент-анализе материалов СМИ. Выборка СМИ -6 наиболее популярных телеканалов Омской области, 9 радиостанций, 18 печатных периодических изданий и 5 омских сайтов, функционирующих в режиме новостной ленты.
Ретроспективный мониторинг СМИ за год (март 2012 - апрель 2013 г.] показывает, что общее количество публикаций / сюжетов о высшей школе относительно небольшое - 3 864; это не более 3 % от общего числа публикацию / сюжетов, вышедших за это время.
Динамика выхода публикаций носит сезонный характер: всплеск интереса со стороны СМИ наблюдается дважды в году - с сентября по декабрь и с марта по май. В этот период в вузах идут занятия, организовы-
© Е.С. Радионцева, 2014
68
Раздел I. Современные масс-медиа...
ваются конференции, проводятся встречи с работодателями и т. д. В период каникул, естественно, мы видим спад интереса со стороны журналистов, информационных поводов нет.
Зачастую внимание журналистов приковано в какой-либо инициативе конкретного вуза, новому проекту и т. д. (см. диаграмму]. Информационную повестку дня формируют события - четко зафиксированные в пространстве и во времени шаги в общественной жизни. Это может быть квест, спортивное мероприятие, студенческий КВН. Значительно реже в поле зрения журналистов попадают процессы или ситуации, требующие осмысления и оценки. И совсем редко можно встретить материалы, где предметом отображения становится личность (речь не идет о личности, выступающей в роли эксперта по какому-либо конкретному вопросу, нуждающемуся в осмыслении и теоретической оценке ученого-исследователя].
Ретроспективный мониторинг региональных СМИ:
1 - материалы об ОмГУ им. Ф.М. Достоевского;
2 - материалы о других вузах Омска;
3 - другое (федеральные и региональные инициативы, визиты в Омск вип-персон из сферы образования и т. п.)
Большая часть материала - 96 % - подается в информационном ключе. Это небольшие заметки или сюжеты в новостных блоках телевидения или радио. Открытие бизнес-инкубатора в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, проведение Ломоносовского турнира для школьников, защита слушателей проекта «Школа управдома» - таковы примеры традиционных информационных поводов. Практически отсутствуют в СМИ аналитические тексты, разъясняющие современную образовательную траекторию. Нет публицистических материалов персонифицированного характера - зарисовок или очерков об ученых, преподавателях. Исключением можно считать ситуации, когда достоянием СМИ становится информация о конфликтах. Так, летом 2013 г. мощным информационным поводом стал скандал вокруг ситуации с Ильей Дубиным, бывшим руководителем департамента образования администрации г. Омска, связанный со взяточничеством. Именно в этот момент пресса и телевидение стали готовить очерковые материалы о жизни чиновника.
По носителям информации - печатным и электронным - система публикаций не сбалансирована; небольшой перевес наблюдается в сторону печати. И это на фоне снижающего интереса аудитории к печатным СМИ.
Е.С. Радионцева
69
Еще один немаловажный фактор, значимый для формирования медиаобраза, - оценочность публикаций. 92 % материалов носят нейтральную оценку, ограничиваются констатацией фактов; 8 % - связаны с конфликтами или скандалами, имеют негативный характер.
Таким образом, в основе конструирования медиаобраза высшей школы лежит несистемный фактор, носящий фрагментарный характер. Он не направлен на формирование целостного представления о реформах в системе образования, а значит, общество пребывает в неведении относительно процессов, которые происходят в вузах.
Список литературы
Шаталов Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? / Коммуникационная группа «Region PR». M., 2002.
References
Shatalov G. Obraz, imidzh, brend i reputatsiya regiona - chto eto takoe? [Appearance, image, trade name and reputation of a region - What are these?]. Moscow, Kommunikatsionnaya gruppa “Region PR”, 2002.
The publication is devoted to the problem of high school mediaimage formation. The results are based on retrospective media monitoring, broadcasting/issuing on the territory of Omsk region.
Key words: mediaimage, media, monitoring.
E.S. Radiontceva Omsk, Russia
THE HIGH SCHOOL MEDIAIMAGE (ON THE EXAMPLE OF OMSK REGION MEDIA)
Сведения об авторе:
About the author:
Radiontceva Ekaterina Sergeevna, candidate of philological sciences, аssociate рrofessor of the Department of journalism and medialinguistics of the Faculty of philology and mediacommu-nication
Omsk State University named after F.M. Dostoevsky
55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Радионцева Екатерина Сергеевна,
кандидат филологических наук, до-
цент кафедры журналистики и медиа-
лингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 22.09.2014