Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 50-59.
УДК 8142+316.776
Е.Г. Малышева Омск, Россия
«ГОРОД МЁРТВ»: КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕГАТИВНОГО В МЕДИАОБРАЗЕ ОМСКА*
Представлено исследование специфики языковой репрезентации медиаобраза Омска в региональных СМИ и новых медиа. Анализируются факторы, оказывающие влияние на создание негативного медиаобраза современного Омска, посредством выделения доминантных концептуальных метонимических моделей реконструируются фрагменты картины мира, связанные с Омском, которые создавались в советский период и создаются сегодня.
Ключевые слова: медиаобраз, медиаконцепт, концептуальная метонимическая модель.
Функционирование современных масс-медиа предполагает «не столько отражение окружающей действительности, сколько, и это гораздо более важно, её интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определённого идеологического фона» [Добросклонская 2008: 213].
Поэтому исследование медиаобразов - образов фрагментов действительности, «сконструированных» в СМИ и новых медиа для зачастую целенаправленного воздействия на массовое сознание, - представляется чрезвычайно актуальным. Как кажется, с понятием «медиаобраз» коррел-лирует активно используемое сегодня понятие «медиаконцепт», под которым, например, О.В. Орлова понимает лингвокогнитивный феномен, «отличающийся медийной дискурсивно-стилистической субстанциональной детерминированностью, вошедший в миросознание носителя языка с появлением информационного общества и ставший средством формирования и трансформации массового сознания» [Орлова 2012].
Медиаобраз Омского региона достаточно редко попадал в поле зрения лингвистов, несмотря на то что Омская область постоянно находится в сфере внимания не только региональных, но и центральных СМИ, а также интернет-сообщества по ряду разнообразных информационных поводов: современные Омск и Омская область известны, например, высокими достижениями спортсменов, развитой спортивной инфраструктурой, те-
© Е.Г. Малышева, 2014
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов», проект № 14-04-00487/14.
Е.Г. Малышева
51
атральными достижениями, кроме того, она известна недавними политическими информационными войнами, борьбой между городом и областью, экологическими проблемами, а также вызывающим постоянные дискуссии брендингом региона (споры о «брендолапе»] и многочисленными медиаскандалами. Один, например, был связан с так называемой «путинской бабушкой» - 80-летней жительницей Омска Алевтиной Рапацевич, после жалобы которой на плохую работу омской мэрии во время прямой линии с президентом мэр города Омска был назван В.В. Путиным «поросенком». Другой, также растиражированный федеральными СМИ, касался омских сыроваров - любителей принимать «сырные ванны» на рабочем месте.
Впрочем, при создании официальными региональными СМИ современного медиаобраза Омского региона предпринимаются попытки продолжить традиции создания «имиджа» Омской области периода 7080-х гг. XX в.: уже тогда в региональной картине мира в качестве концептуальных доминант были представлены метонимические модели, многие из которых могут быть охарактеризованы как когнитивные стереотипы: Омск - город-сад, Омск - город с богатой историей, Омск - театральная и научная столица Сибири, Омск - город интеллигенции, Омск -студенческий город, Омская область - это развитое сельское хозяйство и огромная территория («четыре Франции»).
К сожалению, не только объективное экономическое, социальное положение, сложившееся в регионе в последние годы, но и региональный «психологический климат» определяют то обстоятельство, что современный медиаобраз омского региона вообще и динамический медиаконцепт 'Омск' в частности строятся во многом на отрицании стереотипных представлений прошлого. Думается, именно это «заставило» журналистов - бывших (что характерно] омичей создать ностальгический документальный фильм «Омск - город, где я», в котором, по словам самих авторов, они попытались «опровергнуть уверенность» современных омичей в том, что «в их городе нет ничего хорошего», и постарались «заставить неравнодушных омичей трепетать от наплыва патриотических чувств» (http://www.gorodgde.ru/omsk.html].
Впрочем, надо заметить, что в постсоветский период региональными проправительственными СМИ Омской области формируются в качестве маркеров региональной идентичности такие концептуальные доминанты, как Омск - третья столица, Омск - спортивная столица Сибири, Омск - спортивный регион, Омск - передовой регион Сибири.
Другой вопрос, насколько успешным является «внедрение» названных концептуальных доминант в массовое сознание жителей региона.
К сожалению, медиаобраз Омска и Омской области нельзя назвать позитивным. По нашим наблюдениям, именно негативный медиаобраз Омской области как депрессивного региона с коррумпированной властью и ещё недавно практически авторитарным типом управления представ-
52
Раздел I. Современные масс-медиа...
лен не только в региональных оппозиционных СМИ, но и в федеральных. Так, например, Омск именуется как непривлекательный для проживания город (http://www.rbcdaily.ru/2010/06/23/market/488775.shtml 23.06.2010], город, живущий исключительно хоккеем, в котором нет других сносных развлечений (Известия. 2002. 26 марта], замусоренный город (Из номера в номер писали мы о ситуации, в которую вляпался (можно сказать, что буквально) Омск] (Криминальная хроника. 2003. 10 июня].
Подчеркнем, что показательным является «когнитивный диссонанс», «ментальное противоречие» между создаваемым в официальных региональных СМИ образом передового и успешного региона, во главе которого долгие годы стоял не просто «государственный менеджер», а настоящий хозяин области, и той реальной региональной картиной мира, которая эксплицируется как в СМИ, так и в интернет-коммуникации (новых медиа, социальных сетях, в блогах, на форумах омичей и т. д.].
Всё сказанное выше определяет, на наш взгляд, чрезвычайную актуальность как объекта настоящего исследования, которым стал медиаконцепт 'Омск', так и предмета - когнитивной специфики базовой единицы региональной картины мира, репрезентированной в текстах СМИ и новых медиа. Подчеркнем, что в анализируемых текстах под Омском понимается не только город, но и пространство всей Омской области, которое объединено с городом не только и даже не столько территориально, сколько политически, экономически и психологически. В связи с этим считаем уместным реконструируемый медиаконцепт именовать как 'Омск'.
Материал исследования. Был проведен мониторинг и анализ микроблогов социальной сети «Твиттер» с хэштегом #ОМСК (всего более 1000 сообщений], а также были проанализированы тексты омского журналиста, публициста С.Н. Шкаева, опубликованные в еженедельнике «Ваш Ореол», журнале «Бизнес-курс» и на информационном портале «БК55» в 2012-2014 гг.
Результат проведенного исследования. Анализ твит-сообщений, посвященных Омску, подтверждает высказанную ранее мысль о том, что на смену метонимическим моделям прошлого, в которых Омская область репрезентирована как успешный и благополучный регион, а собственно Омск - как город-сад, приходят совсем иные модели: на первое место по частотности в твиттер-коммуникации выходит концептуальная доминанта Омск - город-помойка и Омск - город без зелени. Главной проблемой, по мнению «твиттерян», стала постоянная вырубка деревьев и кустарников в жилых районах города, которая часто происходит без оповещения общественности. Деревья вырубают, а недовольство населения растет:
На проспекте Культуры вырубили яблони. Жаль. Весной они прекрасно цвели (LoviDzen)
Из-за нефтезавода и так дышать нечем, а они еще и естественные источники кислорода вырубают (Franzssomsk)
Е.Г. Малышева
53
На Ч. Валиханова два дня рубили и пилили деревья! А когда-то Омск называли «Город-Сад» (Yuliya Confetti)
Омск - это город-сад, который мы потеряли (Omchanin).
Данные сообщения наглядно демонстрируют, что все усилия официальных СМИ, прежде всего телевизионных, по разъяснению действий мэрии, связанных с планом озеленения города, с реконструкцией его центра, не оказывают должного воздействия на общественное сознание, а напротив, порождают еще большую критику и недоверие. Более того, реконструкция фрагмента картины мира, которая представлена в твит-тер-коммуникации и связана с Омском и Омским регионом, позволяет выделить родственные метонимические модели, такие как Омск - город с плохой экологией, Омск - это город-смерть. Глубокая «внедрённость» названных концептуальных доминант в массовое сознание подкрепляется множеством как объективных факторов, так и субъективных, а именно неспособностью СМИ развеять некоторые негативные стереотипы адресатов, связанные с нефтехимическим производством в Омске, с уровнем онкологических заболеваний в регионе и т. д.
Черный порошок снова накрыл свыше 7,5 гектаров земли под Омском (Голос России)
В принципе да, здесь черный снег через день выпадает и ничего (D.O.C.T.O.R)
А нам не страшен взрыв баллонов на заводе, нам не страшна угроза войны, мы же из Омска - тут ко всему привыкаешь с детства (Lizavetta).
В приведенных сообщениях частотны лексические маркеры, которые подчеркивают обыденность, повторяемость, константность экологических проблем и происшествий в городе (снова, через день, ко всему привыкаешь).
В твиттер-коммунникации регулярно вербализуются метонимические модели, эксплицирующие представления омичей об архитектурном образе Омска: Омск - город плохих архитектурных проектов, Омск - город ненужных архитектурных проектов:
Омск прямо заповедник архитектурной глупости. Можно возить туда на экскурсию начинающих градостроителей из Копенгагена (Max_katz)
В Омске построили подземный переход под трамвайной веткой, над которым не может проехать трамвай. Закрыли движение (Max_katz)
Разумеется, жесткой критике подвергся и проект реконструкции улицы Чокана Валиханова, особенно разброс пандусов по улице в шахматном порядке. На это сообщение отозвался известный российский блогер Илья Варламов:
Представляю себе инвалида или родителя с коляской, которые идут по улице змейкой, так как архитектор хотел сделать красиво... Как в 2014 году мог появиться этот гранитный заповедник? Проект откровенно слабый и непродуманный. Опять мой любимый Омск обижают.
54
Раздел I. Современные масс-медиа...
Не останавливаясь подробно на частотной репрезентации в твит-тер-коммуникации таких метонимических моделей, как Омск - город с метромостом и без метро и Омск - город без дорог, отметим, что в целом в микроблогах Омск позиционируется как город, «которого нет», как «город-призрак».
Массовое представление адресантов «Твиттера» таково: Омск - депрессивный регион, Омск - город недовольных людей, где не создается ничего нового и из которого надо уезжать.
Так, весьма популярным твитом стал следующий:
Омск отдалился на максимально возможное расстояние от всех сибирских и уральских городов и теперь медитирует в одиночестве где-то посреди России (Glam_evil).
Надо сказать, что сами блогеры вербализуют метонимические модели с отрицательным аксиологическим модусом, связанные с их городом. Вот лишь несколько примеров: Омск - город без инноваций, Омск - город мэра-поросенка, Омск - город, в котором идешь по шприцам, наконец, Омск - это город, в котором раньше было намного лучше, чем сейчас.
Справедливости ради надо отметить, что положительной оценки в Омске, по мнению авторов твит-сообщений, заслуживает только развитие спортивной сферы. Около 10 сообщений из 100 репрезентируют метонимическую модель Омск - спортивная столица, что является, на наш взгляд, отражением и объективного состояния дел в регионе, и правильного позиционирования данной сферы в СМИ разного типа.
Фрагмент картины мира, связанной с медиаконцептом 'Омск' и представленной в печатных и интернет-текстах журналиста Сергея Шкае-ва, был реконструирован посредством анализа фреймо-слотовой структуры данного феномена. Было выделено три фрейма - «Характеристика Омска», «Инфраструктура Омска» и «Информационная система Омска», которые детализированы многочисленными слотами.
Представим анализ самых показательных слотов, обратив внимание на то, что репрезентированные в текстах журналиста представления об Омске и омском регионе корреллируют с представлениями, которые объективированы в твиттер-коммуникации, а также в других социальных сетях, на форумах и в чатах, посвященных Омску.
Общее состояние Омска оценивается как глубоко безысходное. Концептуальные признаки 'смерть', 'гибель' актуализируются посредством активного использования морбиальной метафоры - метафоры смерти:
Омская область - погост и выть. Кладбище и часть земли сибирской, где «от хорошей жизни», созданной в предыдущие два десятилетия, воем воют горемычные омичи (Ваш Ореол. 2013. 18 сент.].
Город, отметивший свой очередной день рождения, зарос полынью, лебедой и прочими сорными травами, как заброшенный скотомогильник. Если кому-то не нравится это сравнение, у меня есть и другое: как старое пепелище, с которого ушли погорельцы (Ваш Ореол. 2013. 7 авг.).
Е.Г. Малышева
55
Вообще морбиальная метафора - это основное средство концептуализации общего состояния омского региона:
«Пилотной» области-старухе, доживающей свой век в нищете, выпала тяжкая участь - начиная с 91-го влачить в будущее горький пуд и давиться им в конце жизненного пути (Ваш Ореол. 2013. 21 авг.].
Древний город мёртв. Городу триста лет (Ваш Ореол. 2013. 17 июля]. Кроме того, актуализируется концептуальный признак ‘безысходность’, подчеркивающий, что регион находится в процессе «разложения»: Мои поездки по области оптимизма не вызывают. Тлен и распад. В глазах людей тревога (Ваш Ореол. 2013. 14 авг.].
Концептуализация социально-экономического состояния Омска характеризуется частотным использованием гипербол и сравнений, которые призваны актуализировать такие признаки, как ‘упадок’, ‘разруха’ и ‘банкротство’:
Известно, что одним из печальных результатов стал социальноэкономический коллапс Омской области (Ваш Ореол. 2013. 21 авг.].
Омичи давно осознали масштабы социально-экономической и инфраструктурной катастрофы, постигшей нашу область (Ваш Ореол. 2013. 29 мая].
Показательно, что, говоря о реальном «катастрофическом» характере омской экономики, журналист посредством цитирования и собственных ремарок подчеркивает лживый характер официальных омских СМИ, призванных «внушить» жителям региона, что Омск всё ещё обладает высоким экономическим потенциалом:
Именно благодаря журналистам, приглашённым для освещения, почти весь подлунный мир узнал (в который уже раз?) о невероятных «экономическом и инвестиционном потенциалах, о международных и внешнеэкономических связях» богоспасаемой омщины (Ваш Ореол. 2013. 4 дек.].
Власть в Омске характеризуется следующими концептуальными признаками: ‘отсутствие компетентности’, ‘коррумпированность’, ‘необдуманность’. Она в достаточной степени дистанцирована от народа, о чем говорит ее неосведомленность о происходящем в городе или области:
Обмундиренные чиновники могут не знать, как плохо вам живётся в Омске, и недооценивают вред (Ваш Ореол. 2013. 31 июля].
Базовыми концептуальными признаками, которые характеризуют экологическую ситуацию и внешний облик Омска, являются ‘грязный’, ‘замусоренный’, ‘непригодный для жизни’:
Товарищ слегка приглушил звук, и под We all live in a yellow submarine... мы поплыли по омским улицам, мокрым и грязным от растаявшего снега (Ваш Ореол. 2014. 23 марта].
Особое значение имеет проблема экологии города. С. Шкаев подчеркивает, что Сегодня Омск, в большей степени по вине власти, стал похож, извините, на выгребную яму без дна и просвета (Ваш Ореол. 2013. 29 мая].
56
Раздел I. Современные масс-медиа...
Он также обращается к статистике, чтобы продемонстрировать объективность своей оценки:
Выбрал Омск, входивший в первую пятёрку самых грязных городов СССР, по причине его близости к родному Челябинску, находящемуся в том же списке (Ваш Ореол. 2013. 11 дек.].
В то же время, обращаясь к прошлому, С. Шкаев напоминает адресатам:
Я уже как-то писал о том, что Омск в то время поразил не только продовольственным изобилием, идеальным порядком и зеленью улиц (Ваш Ореол. 2013. 14 авг.).
В данном случае очевидна экспликация оппозиции «прошлое - настоящее» в отношении природно-экологического состояния Омска. Журналист отражает стереотипное представление жителей региона о том, что в прошлом город был «идеальным», «городом-садом», а затем превратился в «выгребную яму» по вине властей и самих жителей.
Журналист констатирует, что жители Омска, особенно молодые, испытывают депрессию от одного только факта проживания в этом городе, и их главная цель - поскорее из него уехать.
Последнее время только и разговоров о бегстве граждан - особенно молодых - из «депрессивного и неперспективного» Омска (Ваш Ореол. 2013. 14 авг.].
Кстати говоря, серьезность этой проблемы подчеркивается тем, что региональные СМИ разного типа, в том числе телевизионные, посвящают свои тексты разных жанров, радио- и телепрограммы проблеме «миграции» образованной молодёжи из Омска прежде всего в Москву и Санкт-Петербург (например ток-шоу «Что люди скажут», ГТРК «Омск»]. А популярный среди молодежи омский онлайн-журнал «Класс» даже открыл постоянную рубрику - интервью с уже бывшими молодыми омичами под общим «говорящим» названием «Поуехавшие». Среди основных причин такой миграции называют как раз политическую, экономическую и культурную непривлекательность региона.
Заметим, что советский период в жизни региона оценивается положительно. С. Шкаев сводит на нет пафос стереотипных представлений об Омске, которыми спекулируют люди, далекие от реального осознания того, что происходит в этом городе:
Она («рыба», выступление министра. - Е.М.] изобиловала затёртыми штампами типа «географический центр», «связующее звено», «особая роль в судьбе Ф.М. Достоевского» (Ваш Ореол. 2013. 14 дек.]. Названные «штампы», некогда бывшие релевантными реалиями действительности, опровергаются автором. С. Шкаев делает неутешительные выводы о том, что стало результатом многолетнего развития города и области:
Я перечитывал то интервью и, скажу честно, испытывал примерно те же чувства, что и дворничиха: стыд и неловкость за омичей, которые
Е.Г. Малышева
57
сами же и испохабили Омск до такой степени, что он стал посмешищем для всей страны (Ваш Ореол. 2013. 17 апр.].
Таким образом, вину за происходящее в Омске разделяют власть и сами омичи.
СМИ Омска, по мнению журналиста, не просто находятся под управлением властных структур, но ими создаются:
Её (власти. - Е.М.] усилиями в области создана особая разновидность егозливо-ручной прессы, которая годами - распивочно и навынос! - зашибала казённую копейку, находясь в услужении у местного чиновничества (Ваш Ореол. 2014. 10 февр.).
О зависимости СМИ от власти красноречиво свидетельствует следующий пример:
Будучи на иждивении у областной Власти, этот ЦКИ (Центр коммуникаций и информации. - Е.М.] поучаствует в «решении проблем стабилизации», «повышении инвестиционной привлекательности» и «развитии гражданского общества» (Ваш Ореол. 2014. 10 февр.].
Народ, как утверждает журналист, возмущается состоянием СМИ и их деятельностью:
Надоели бесконечные явления народу и показы воздушных замков, заунывные камлания рептильной прессы о процветании «богоспасаемого региона» и удушение всех неугодных (Ваш Ореол. 2013. 21 авг.).
Вина за сложившуюся в Омске ситуацию лежит на власти вообще:
Я думал, что со сменой режима здесь, в псевдопилотном регионе Сибири, поменяются отношения между реальной Властью и властью четвёртой (Ваш Ореол. 2014. 6 апр.].
Как мы видим, С. Шкаев полагал, что СМИ проявляют некомпетентность по вине вполне определенного лица - губернатора Л.К. Полежаева. На самом деле оказалось, что отсутствие компетенций не зависит от текущего «режима».
Реальные проблемы омские СМИ практически не освещают: весь контент направлен на восхваление власти и бесперспективное продвижение региона:
Пресс-туры в богоспасаемой Омской области сами по себе стали важным информационным поводом (Ваш Ореол. 2014. 6 апр.].
Таким образом, можно выделить следующие концептуальные признаки, которые характеризуют СМИ Омского региона: ‘продажность’, ‘лживость’, ‘ритуальность’, ‘зависимость от власти’.
Выводы С. Шкаева о будущем Омска в связи с его позиционированием в сфере СМИ и межрегиональных отношений неутешителен:
Мне почему-то кажется, что Омская область в какой-то временной перспективе - через двадцать, тридцать лет - может потерять свою самостийность и полностью перейдёт под протекторат более развитых соседей (Ваш Ореол. 2013. 18 сент.).
58
Раздел I. Современные масс-медиа...
В этом контексте подчеркивается, что именно активное развитие региона может помочь Омску в сохранении «самостийности». Однако ничего для этого ни власть, ни СМИ, ни народ не делают. Заметим, что сегодня в омских интернет-СМИ, в блогах омичей и на форумах активно обсуждается перспектива присоединения Омской области к Новосибирской с утратой Омском статуса областного центра. Впрочем, эти слухи пока никак не подтверждены официально. Таким образом, журналист, с одной стороны, транслирует популярную точку зрения массового адресата, а с другой - формирует общественное мнение по этому вопросу. О помощи от центра в такой ситуации говорить не приходится:
Сказать в провинциальном Омске что-то важное и быть услышанным в Москве невозможно, даже если очень постараться (Ваш Ореол. 2013. 23 янв.].
Это связано в первую очередь с тем, что Москва убеждена в высоком уровне благосостояния в Омске, а также с тем, что для центра России Сибирь является средством пополнения бюджета и запаса ресурсов.
Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что в картине мира, репрезентированной в исследуемых нами текстах, Омск - это «город-декадент», характеризующийся состоянием глубокого и необратимого упадка, происходящего буквально во всех сферах экономической и общественной жизни. К сожалению, именно такое представление о «городе, где я» сегодня является весьма частотным и даже стереотипным, хотя, заметим, весьма однобоким и не вполне соответствующим действительному положению дел в Омском регионе.
Список литературы
1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2008.
2. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2012.
References
1. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI: sovremennaya angliiskaya mediarech [Media linguistics: system approach to studying media language: modern English media speech], teaching aids. Moscow, Flinta, Nauka, 2008.
2. Orlova O.V. Diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta: zhiznennii tsikl i miromodeliruyushchii potentsial [Discursive and stylistic evolution of a media concept: life cycle and world modeling potential], Doctoral dissertation. Tomsk, 2012.
Е.Г. Малышева
59
E.G. Malysheva Omsk, Russia
«CITY OF THE DEAD»: THE CONCENTRATION OF NEGATIVE MEDIAIMAGE OF OMSK
The article is devoted to the specific languages Omsk mediaimage representation in regional mass media and new media. We analyse the factors that influence the creation of negative mediaimage of Omsk, by allocating dominant conceptual metonymical models. The author reconstructed fragments of worldview related to Omsk, which were created during the Soviet period and are created today.
Key words: mediaimage, mediaconcept, conceptual metonymical model.
Сведения об авторе:
Малышева Елена Григорьевна,
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций, и.о. заведующего кафедрой Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the author:
Malysheva Elena Grigorievna, doctor of philological sciences, рrofessor, head of the Department of journalism and medialinguistics of the Faculty of philology and mediacommunication Omsk State University named after F.M. Dostoevsky
55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 15.08.2014