И.В. Челышева
кандидат педагогических наук, доцент
Медиаэкология на современном этапе
Рецензия на книгу: Хилько Н. Ф. Экология аудиовизуального творчества. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2005. - 109 с.
Организация досуга школьников и молодежи является важной проблемой в современном российском образования и воспитания. Рост детской и подростковой преступности, серьезные изменения в системе ценностных ориентаций молодежи, перегруженность учебных программ, чрезмерная занятость родителей, наркомания, бродяжничество в молодежной среде вызывают беспокойство и тревогу, выдвигают на первый план вопросы культурно-ценностной организации свободного времени подрастающего поколения. В последние годы появились новые интересные формы проведения досуга, отвечающие современным требованиям и способствующие решению насущных проблем общества. Среди таких форм можно выделить экологическое воспитание и медиатворчество.
Научно-аналитический обзор «Экология аудиовизуального творчества» является результатом масштабного исследования, проведенного с привлечением целого ряда методов: анализа литературы по проблеме, письменного и экспертного опросов, анкетирования, педагогической диагностики творческих достижений и т.д.
Исследуя современные проблемы аудиовизуального творчества в пространстве медиадосуга, Н.Ф.Хилько представляет нашему вниманию сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в разные годы Б.Г. Мосалевым, И.В. Куприяновой, Е.А. Скриптуновой и др.
В обзоре представлена экспериментальная программа деятельности центра любительского аудиовизуального творчества, основанная «на создании специально структурированной аудиовизуальной медиасреды как интегратора креативности, условий для совместной деятельности, стимулирующей механизмы развития аудиовизуальной креативности» [Хилько, 2005, с.29].
В содержательные компоненты программы входит комплекс индивидуальных и коллективных творческих заданий, способствующих формированию знаний молодежи о духовно-эстетической и нравственной
культуре, творческих умений. В обзоре мы можем найти подробное описание таких заданий, что, как нам кажется, может активизировать их широкое использование медиапедагогами и организаторами досуга молодежи.
Библиография
Список литературы по тематике медиаобразования, опубликованной российскими авторами в 2005 году
Монографии, учебные пособия, авторефераты, научные сборники
Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. - 188 с.
Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. -149 с.
Залагаев Д.В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
Пензин С.Н. Анализ фильма. Учебно-методическое пособие для студентов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. - 31 с.
Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 2005. - 25 с. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Кучма, 2005. - 314 с. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Кучма, 2005. - 270 с.
Хилько Н.Ф. Экология аудиовизуального творчества. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2005. - 110 с.
Статьи в журналах и научных сборниках
Fedorov, A. (2005). Russia//Media Education in Europe. Media Education Journal (Scotland). N 37, pp.20-21.
Fedorov, A. (2005). Russian Teachers' Attitude to the Problem of Media Education of Pupils and University Students. AANQuaterly. 2005. N 2, pp.3, 11-14. http://www.aerofurum.org Бабкина Н.А. Медиа и журналистика//Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С.89-90. Бабкина Н.А. Проблемы медийной экологии и образования//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.89-90.
Бабкина Н.А. Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте//Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С.33-37.
Баженова Л.М. Основы экранной культуры. Программа для I-IV классов//'Искусство в школе. - 2005. - №1. - С.49-54. - № 2. - С.41-46.
Бондаренко Е.А. Основы экранной культуры//Искусство в школе. - 2005. - №3. - С.48-52. Бухова С.С. Педагогические идеи Ю.Н.Усова и их значение для аудиовизуального медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.62-67.
Викторов А.Е. Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.117-120.
Викторов А.Е. Медиаобразование, химия и.//Медиаобразование. - 2005. -№ 2. - С.109-111. Викторов А.Е. Пилотный номер «Экрана»: мнения российских
студентов//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.87-96.
Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.77-80.
Ерощенко И.В. Медиаобразование для музыкантов - это реальность//Медиаобразование. -2005. - № 5. - С.56-61.
Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом средней общеобразовательной школы//Медиаобразование. 2005. - № 2. - С.29-51.
Кириллова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации//Педагогика. - 2005. -№ 5. - С.13-21.
Кириллова Н.Б. От медиаобразования — к медиакультуре//Медиаобразование. - 2005. - № 5.
- С.52-55.
Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику//Медиаобразование. - 2005. - № 1. -С.121-124.
Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только «внешние» трудности и препятствия//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.37-42.
Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность?//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.82-86.
Краткий список книг, брошюр и статей по проблемам медиаобразования, опубликованных западными авторами//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.91-93.
Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях//Медиаобразование. - 2005. - № 1. -С.56-66.
Максимова Г. Технологии медиаобразования//Вь/сшее образование в России. - 2005. - № 6. -С.131-134.
Марченков А.А. Община братьев Люмьер//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.56-70. Марченков А.А., Цветаева В.Б. Перспективы интеграции киноклуба в систему гуманитарного образования//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.65-68. Мурюкина Е.В. Диалогическая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.42-55.
Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.23-39.
Мурюкина Е.В. Модель медиаобразования учащихся старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.52-61.
Мурюкина Е.В. Психологическая характеристика показателей развития аудитории в области медиакультуры//Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С.11.
Мурюкина Е.В. Современная российская кинопресса и медиаобразование//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.138-140. Мурюкина Е.В. Характеристика уровней развития медиакультуры
старшеклассников//Медиаобразование. - 2005. - № 6. - С.48-77.
Новикова А.А. Интеграция обучения медиаграмотности в систему образования//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -С.338-339.
Новикова А.А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование? //Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.107-112.
Пензин С.Н. ...плюс краеведение и культурология//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.28-36.
Пензин С.Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь//Медиаобразование. - 2005. - № 5. -С.43-51.
Пензин С.Н. Николай Алексеевич Лебедев (1897-1978): патриарх отечественного кинообразования//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.81-89.
Пензин С.Н. Союз медиапедагогики и краеведения//Высшее образование в России. - 2005. -№ 6. - С.127-131.
Поличко Г.А. Изучение изображения как компонента экранного образа//Медиаобразование.
- 2005. - № 3. - С.56-65.
Поличко Г.А. Автобиографические заметки медиапедагога//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.25-55.
Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. -2005 - № 4. - С.40-48.
Программа учебного курса «История медиаобразования»//Медиаобразование. - 2005 - № 4. -С.71-78.
Программа учебного курса «Основы медиаобразования»//Медиаобразование. - 2005 - № 5. -С.75-88.
Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»//Медиаобразование. - 2005 -№ 4. - С.78-87.
Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»//Медиаобразование. - 2005. - № 6. - С.78.
Разлогов К.Э. Что такое медиаобразование?//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.68-75. Решение Межрегионального «круглого стола» «Медиаобразование: проблемы и перспективы»//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.4-6.
Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии//Медиаобразование. 2005 . - № 5. - С.62-74.
Рыжих Н.П. Изучение аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале экранных искусств//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.93-102.
Список книг, статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на иностранных языках//Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С.91-03. Список российских диссертаций по проблемам медиаобразования //Медиаобразование. -2005. - № 2. - С.112-116.
Список российских журнальных статей по проблемам
медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.125-128.
Список российских книг и брошюр по проблемам медиа и
медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.117-122.
Список учебных программ по медиаобразованию, разработанных российскими авторами//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.104-108.
Столбникова Е.А. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале рекламных медиатекстов//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.66-77.
Столбникова Е. А. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на студенческую аудиторию//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.69-95.
Тарасов К.А. Аудиовизуальная культура и образование//Высшее образование в России. -2005. - № 5. - С.90-96.
Фатеева И. От творческого конкурса к экзамену по медиакультуре//Высшее образование в России. - 2005. - № 5. - С.86-89.
Федоров А.В. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.61-63.
Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.103-106.
Федоров А.В. Медиаобразование в Восточной Европе//Медиаобразование. - 2005. - № 4. -С.49-55.
Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии//Медиаобразование. -2005. - № 2. - С.97-106.
Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.96-101.
Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура//Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - С.134-138. Федоров А.В. Основные тенденции развития медиаобразования за рубежом в 70-80-х годах XX века//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2005. - № 1. - С.180-191.
Федоров А.В. От чтения книг - к чтению медиатекстов//Школьная библиотека. - 2005. - №
4. - С.30-33.
Федоров А.В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. - М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2005. - С.84-97.
Франко Г.Ю. Великая Отечественная в литературе и на экране//Искусство в школе. - 2005. -№1. - С.54-63.
Хилько Н.Ф. Концепция социокультурных педагогических технологий любительского аудиовизуального творчества/'/Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. - С.18-23.
Хилько Н.Ф. Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании//Медиаобразование. - 2005. - № 6. - С.14-38.
Хилько Н.Ф. Социокультурные педагогические технологии любительского аудиовизуального творчества//Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. - С.54-148.
Хилько Н.Ф. Экспериментальная программа по экологии экранного творчества//Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. -С.39-54.
Челышева И.В. Зарождение и начало развития медиаобразования в России (1900-1934)//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.7-25.
Челышева И.В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (1935-1968)//Медиаобразование. - 2005. - № 2. - С.4-28.
Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986-1991)//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.4-22.
Челышева И.В. Эпоха эстетически ориентированного медиаобразования в России (1969-1985)//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.4-28.
Челышева И.В. В пространстве медиакультуры//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.102-103.
Челышева И.В. Истоки и перспективы развития эстетически ориентированного медиаобразования в России//Досуг. Творчество. Медиакультура: духовно-экологические аспекты и технологии/Отв. ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: изд-во Сибир. филиала Российского института культурологии, 2005. - С.5-8.
Челышева И.В. Кинообразование: взгляд из Воронежа//Медиаобразование. - 2005. - № 2. -С.108-109.
Челышева И.В. Медиаобразование в начальной школе//Медиаобразование. - 2005. - № 2. -С.107-108.
Челышева И.В. Медиаобразование для журналистов//Медиаобразование. - 2005. - № 4. -С.88-80.
Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (1992-2005)//Медиаобразование. - 2005. - № 5. - С.4-32.
Челышева И.В. Проблема анализа медиатекста в формировании информационной культуры личности//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -С.270-271.
Челышева И.В. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 6. - С.4-14.
Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста»//Медиаобразование. - 2005. - №
5. - С.38-42.
Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 6. - С.39-48.
Шариков А.В. Детских телепрограмм становится все меньше/'/Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.90-92.
Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование?//Медиаобразование. - 2005. - № 2. -С.75-81.