Научная статья на тему 'МЧС России информирует'

МЧС России информирует Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЧС России информирует»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОМ БЕЗОПАСНОСТИ

МЧС РОССИИ ИНФОРМИРУЕТ

На "горячую линию " МЧС России ежедневно поступают десятки вопросов, связанных с реализацией положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 "Техническийрегламент о требованиях пожарной безопасности". Продолжаем публикацию ответов на типовые вопросы, подготовленных специалистами Департамента надзорной деятельности МЧС России (начало см. журнал "Пожарная безопасность в строительстве", октябрь 2009 г., с. 18-20).

1 Каков порядок применения требований нормативных документов в области пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре?

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее — Технический регламент) на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, нормы Технического регламента не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Техническим регламентом определен новый порядок подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Данный порядок позволяет оптимально выбирать варианты противопожарной защиты объектов путем выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, либо путем оценки пожарного риска.

В частности, требования к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре изложены в своде правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", разработанном в развитие Технического регламента и утвержденном приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173 (зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии).

2 Каковы требования нормативных документов, предъявляемые к оборудованию объектов автоматической пожарной сигнализацией?

Требования к оборудованию объектов автоматической пожарной сигнализацией регламентированы приложением А к СП 5.13130.2009 "Системы

противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические", принятому во исполнение Технического регламента и утвержденному приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175 (зарегистрирован в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии).

3 Разъясните, пожалуйста, требования нормативных документов, предъявляемые к автостоянкам, встроенным в здания других классов функциональной пожарной опасности.

По мнению Департамента надзорной деятельности МЧС России, при проектировании автостоянок предпочтительнее применение СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей", в соответствии с пунктом 5.5 которых расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших оконных проемов здания другого назначения должно быть не менее 4 м или следует предусматривать их противопожарное заполнение.

4 Необходимо ли оборудовать автоматическими установками пожаротушения помещения административно-производственного комплекса?

Все помещения административно-производственного комплекса подлежат защите автоматическими установками пожаротушения. Кроме того, по мнению Департамента надзорной деятельности МЧС России, требование по оснащению автоматическими установками пожаротушения является одним из мероприятий, компенсирующих отсутствие норм проектирования для многофункциональных зданий, которое должно быть реализовано при проектировании и строительстве данного объекта в обязательном порядке.

5 Могут ли применяться установки порошкового пожаротушения модульного типа для защиты помещений хранения багажа и складских помещений горючих материалов, размещенных в подвальном этаже железнодорожной станции?

В соответствии с пунктом 3 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими уста-

4

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2009 ТОМ 18 №9

новками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяются организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

В соответствии с требованиями пункта 8.7 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" установки порошкового пожаротушения модульного типа не должны применяться для тушения пожаров:

• горючих материалов, склонных к самовозгоранию и тлению внутри объема вещества (древесные опилки, хлопок, травяная мука и др.);

• химических веществ и их смесей, пирофорных и полимерных материалов, склонных к тлению и горению без доступа воздуха.

6 Какие требования пожарной безопасности предъявляются к помещениям общежития квартирного типа?

На общежития квартирного типа распространяются требования пункта 1.1 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". В связи с вышеизложенным проектирование данного многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями, предъявляемыми к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3, не противоречит положениям нормативных документов в области пожарной безопасности.

7 Какое ведомство и на каком основании уполномочено осуществлять надзор за объектами градостроительной деятельности?

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" определен порядок осуществления надзорных функций затре-

бованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов.

Данным законодательным актом из полномочий государственных инспекторов по пожарному надзору исключается осуществление надзорных функций на стадии землеотвода, проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Надзор за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов с 1 января 2007 г. осуществляется органами Государственного строительного надзора.

8 Возможно ли применение в многоквартирных жилых домах системы "СГОЯОЬОСК", предназначенной для контроля и автоматического отключения воды, выдачи звукового оповещения при возникновении аварии в инженерных системах водоснабжения и отопления?

Техническим регламентом определен новый порядок подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В частности, требования пожарной безопасности, предъявляемые к внутреннему противопожарному водопроводу, регламентированы положениями СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", принятого во исполнение Технического регламента и зарегистрированного в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Выбор типа оборудования производится организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований нормативных документов.

9 Разъясните, пожалуйста, положения письма МЧС России от 28 декабря 2006 г. № 43-4357-19 "Об участии органов ГПН в градостроительной деятельности" в части, касающейся проведения на объектах строительства, реконструкции и ка-

0869-7493 ООЖАРООЗРЫООБЕЗООАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 №9

5

питального ремонта органами Государственного пожарного надзора мероприятий по контролю за соблюдением правил пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ.

Указанный документ был разработан МЧС России для организации работы на объектах градостроительной деятельности в переходной период, предусматривающий постепенную передачу надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов органами Государственного пожарного надзора органам Государственного строительного надзора.

Данное указание не является нормативным правовым актом Российской Федерации и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем требований, а также не может применяться при разрешении различных споров.

В настоящий момент порядок проведения мероприятий по надзору на территории объектов градостроительной деятельности регламентирован Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". Указанным законодательным актом четко установлено, что надзор за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов осуществляется органами Государственного строительного надзора.

Кроме того, в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального

строительства, кроме государственного строительного надзора.

Таким образом, контроль за выполнением противопожарных мероприятий как при строительстве, так и на строительных площадках органы Государственного пожарного надзора МЧС России не осуществляют.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознание по делам о пожарах на объектах градостроительной деятельности проводится дознавателями органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

Л /Л Обращение о необходимости разработки 10 в соответствии с п. 1.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты, для трехуровневой подземной автостоянки, запроектированной в жилом комплексе.

По мнению Департамента надзорной деятельности МЧС России, проектирование и строительство частей здания различного класса функциональной пожарной опасности, выделенных противопожарными преградами в самостоятельные пожарные отсеки и обеспеченных обособленными эвакуационными выходами, должны осуществляться в полном соответствии с требованиями норм и правил в области пожарной безопасности для объектов соответствующего функционального назначения. В частности, положениями таблицы 3 пункта 5.33 СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" допускается строительство подземных автостоянок легковых автомобилей высотой до 5 этажей без разработки дополнительных технических условий.

Материал поступил в редакцию 09.10.2009.

© Подготовлен при содействии Управления информации МЧС России, 2009 г.

(www. mchs.gov. ru).

б| ISSN 0869-7493 ООЖАРОВЗРЫВОБЕЗООАСООСТЬ 2009 ТОМ 18 №9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.