Научная статья на тему 'Правовые основы установки автоматической системы пожаротушения'

Правовые основы установки автоматической системы пожаротушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА УСТАНОВКИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / LEGAL BASIS OF INSTALLATION OF AUTOMATIC FIRE EXTINGUISHING SYSTEMS / FIRE-PREVENTION PROTECTION / FIRE SAFETY / INVESTIGATION OF MALFEASANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Игорь Михайлович, Засыпкин Игорь Викторович, Соловьева (орлина) Кристина Вадимовна

Производится анализ документов, содержащиеся в технической документации, призванной совершенствовать правовой механизм регулирования правоотношений, связанных с повышением пожарной безопасности в строительной отрасли, эксплуатации зданий и сооружений, а также при расследовании должностных преступлений лиц по чьей вине произошел пожар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal bases of installation of an automatic fire extinguishing system

АііМе provides the analysis of documents, contained in the technical documentation designed to improve a legal mechanism of regulation of the legal relationship connected with increase in fire safety in construction branch, operation of buildings and constructions and also at investigation of malfeasances of persons on whose fault there was a fire.

Текст научной работы на тему «Правовые основы установки автоматической системы пожаротушения»

УДК 343 ББК 67.401

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВКИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ЛЕБЕДЕВ,

старший преподаватель кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

E-mail: [email protected]; ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧЗАСЫПКИН, преподаватель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]; КРИСТИНА ВАДИМОВНА СОЛОВЬЕВА (ОРЛИНА), студентка IV курса, Институт строительства и архитектуры (ИСА), Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Производится анализ документов, содержащиеся в технической документации, призванной совершенствовать правовой механизм регулирования правоотношений, связанных с повышением пожарной безопасности в строительной отрасли, эксплуатации зданий и сооружений, а также при расследовании должностных преступлений лиц по чьей вине произошел пожар.

Ключевые слова: правовая основа установки автоматических систем пожаротушения; противопожарная защита; пожарная безопасность; расследование должностных преступлений.

Abstract. Article provides the analysis of documents, contained in the technical documentation designed to improve a legal mechanism of regulation of the legal relationship connected with increase in fire safety in construction branch, operation of buildings and constructions and also at investigation of malfeasances of persons on whose fault there was a fire.

Keywords: legal basis of installation of automatic fire extinguishing systems; fire-prevention protection; fire safety; investigation of malfeasances.

Одно из главных мест в охране жизни, здоровья и имущества, как отдельных физических, юридических лиц, так и общества в целом, занимает противопожарная защита. Стоит отметить, что большинство мер противопожарной защиты, в том числе и установка автоматических систем пожаротушения или пожарной сигнализации нарушаются из-за ненадлежащего исполнения надзорных органов и служб контроля и надзора в сфере противопожарной безопасности своих обязанностей, коррупционных схем производства строительных работ.

Рассматриваемые в данной статье правовые основы установки автоматических систем пожаротушения, являются прямым следствием крупных пожаров в общественных местах с массовыми жертвами, послуживших толчком к ужесточению требований законодательства к противопожарной защите мест массового пребывания граждан как на федеральном, так и региональном уровне.

Противопожарная защита — это комплекс мер и технологий, предназначенных для защиты от пожара.

Методы противодействия возникновения пожара делятся на активные и пассивные. Одним из ак-

тивных способов является автоматическая система пожаротушения. В России различают газовые, водяные, порошковые, аэрозольные и другие системы, предназначенные для автоматического тушения пожара.

Согласно СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», автоматическая установка пожаротушения (АУП) — установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

АУП должны устанавливаться в помещениях зданий и сооружений, в соответствии с перечнями в нормативных документах.

Согласно письму МЧС России от 1 апреля 2013 г. № 43-1376-19, на объекты защиты, введенные в эксплуатацию в период до 1 мая 2009 г. распространяются требования НПБ 110-03 «Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (Приложение к приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315) (в случаях, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Объекты защиты, введенные в эксплуатацию после 1 мая 2009 г. регламентируются перечнем в Федеральном законе № 123-ФЗ (ст. 83 «Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации»).

Так же, в СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (табл. 24, п. 6.4.89) приведен перечень зданий и помещений складов нефтепродуктов и нефти, в которых автоматическая система пожаротушения должна быть установлена обязательно.

Правовой основой установки автоматической системы пожаротушения (далее — АСПТ) является СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожа-

ротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

АСПТ предназначены для тушения пожаров класса А и В [9]. Так же возможно тушение пожаров класса С, если при этом не создается взрывоопасная атмосфера.

Тип АСПТ, способ тушения и вид огнетушащего вещества определяются с учетом пожарной опасности эксплуатируемых и применяемых веществ, материалов и оборудования [8].

СП 5.13130.2009 (табл. 5.1данного СП) определяет параметры автоматических система пожаротушения. Они зависят от групп помещения, приведенных в обязательном Приложении Б этого СП: удельной пожарной нагрузки и функционального назначения здания. По удельной пожарной нагрузке так же можно определить категорию здания, чтобы понять, к какой группе оно будет относиться [8].

Интенсивность орошения, расход и минимальная площадь орошения зависят от высоты здания и высоты складирования материалов [8].

В обязательном Приложении А СП 5.13130.2009 приведен перечень зданий (в целом или часть здания (пожарный отсек), выделенный противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями 1-го типа), сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией [8].

Установка АСПТ позволяет увеличивать площади зданий, пожарных отсеков, уменьшать противопожарные расстояния между зданиями за счет снижения уровня пожарной опасности объекта [8].

В настоящее время правовой основой установки автоматической системы пожаротушения (или ее отсутствия) могут являться специальные технические условия (далее — СТУ).

СТУ являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным (отсутствующим) технические требования в области безопасности объекта недвижимости.

СТУ в зависимости от степени обеспеченности объекта защиты действующими нормативными положениями разрабатываются для:

1. Объектов, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, культурного наследия, и дру-

гих объектов, для которых недостаточно требований по надежности и безопасности. [10]

2. Объектов на площадках с сейсмичностью более 9 баллов.

3. Объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, установка или отсутствие АСПТ может обосновываться специальными техническими условиями.

Нормативно-правовая документация, на основе которой разрабатываются СТУ, тоже будет являться правовой основой установки автоматических систем пожаротушения, а именно, ч. 8 ст. 6 ФЗ № 384 от 30 декабря 2009 г., ч. 2 ст. 178 ФЗ № 123 от 22 июля 2008 г., ст. 20 ФЗ № 69 от 21 декабря 1994 г., п. 5 Постановления Правительства № 87 от 16 февраля 2008 г., Приказ № 36 Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008 г., Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. № 710.

При наличии противоречий между требованиями СТУ и действующих нормативно-правовых документов следует руководствоваться СТУ, так как требования СТУ подкрепляются непосредственными расчетами для конкретного объекта, но в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в области пожаробезопасности.

Таким образом, мы получаем широкую правовую основу для обоснования установки АСПТ.

Важность требований представленной нормативно-правовой базы прослеживается в ряде резонансных случаев, происходящих в нашей стране в местах массового нахождения граждан из-за отсутствия установок АСПТ.

Одним из ярких примеров является пожар в клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 г., унесший жизни 156 человек и ставший крупнейшим в постсоветской России. У следствия по данному делу возникло несколько версий: от нарушения правил техники безопасности при использовании пиротехники внутри помещения клуба и не исправности электропроводки, до совершения террористического акта, позднее она была отклонена.

В ходе следствия выяснилось, что в помещении клуба не были установлены АСПТ, которые могли бы сработать, как на пламя, так и на задымление, и в виде тревоги предупредить гостей клуба об опасности возгорания. Следствием доказано, что долж-

ностные лица Госпожнадзора Пермского края халатно отнеслись к исполнению своих обязанностей, не приняв мер к руководству клуба о понуждении их к исполнению требований пожарной безопасности по оборудованию мест массового скопления людей, установкой в них автоматических систем пожаротушения. Установление истинных мотивов неэффективности проведенных проверок со стороны инспекторов Госпожнадзора на правительственном уровне было поручено осуществить следственным органам.

Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации, предусматривающей охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью [1], пострадавшим гарантируется защита и восстановление нарушенных прав. Ввиду большого количества пострадавших, получивших не только физический вред здоровью от ожогов, отравления угарным газом, но также и моральный вред, полученный от нравственных страданий связанных со смертью близких людей в результате пожара. Это дело получило широкий общественный резонанс. Всего потерпевшими по делу признаны 404 человека, а 294 человека подали гражданские иски на общую сумму в 2.5 млрд руб.

Приведенный в статье анализ документов позволяет ориентироваться в сведениях, содержащиеся в СНиПах, ГОСТах, Технических регламентах, являющихся неотъемлемой частью специальных нормативно-технических норм, которые вытекают из действующего законодательства Российской Федерации. Представленная классификация призвана способствовать совершенствованию правового механизма регулирования отношений, связанных с повышением эффективности применения законов и подзаконных актов, направленных на развитие пожарной безопасности в строительной отрасли, эксплуатации зданий и сооружений, а также при расследовании должностных преступлений лиц по чьей вине произошел пожар.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ,

от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 23 июня 2016 г.) «О пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

7. Приказ МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)».

8. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки про-

ектной документации на объект капитального строительства».

9. Приказ МЧС Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности».

10. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

11. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

12. ГОСТ 27331-87 «Пожарная техника. Классификация пожаров».

13. Письмо МЧС России от 1 апреля 2013 г. №43-1376-19.

Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях: Сб. науч. публикаций / Под ред. В.О. Бежанова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 199 с.

Вниманию читателей предлагается сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов по материалам круглого стола кафедры публичного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

Основное внимание уделено проблемам: правового статуса ликвидированной партии; сравнительной характеристики понятий «конституционная ответственность», «публично-правовая ответственность», «политическая ответственность»; коллективной ответственности в избирательном праве, ответственности наблюдателей на выборах, в том числе международных; ответственности государственных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за вред, причиненный субъектам предпринимательской деятельности; защиты работников аппаратов политических партий.

Сборник научных публикаций Юридического факультета

• Статьи преподавателей, аспирантов, магистрантов

• Статьи студентов — участников круглого стола

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.