#
- позволяет успешно решать основные дидактические задачи: формировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области профессионально-педагогического использования информационных технологий;
- объединяет в сквозном процессе разработки учебного проекта различные формы, методы и средства обучения: аудиторные и самостоятельные занятия; дистанционное обучение, индивидуальную и коллективную работу; объяснение и проблемный метод решения частных задач, живое общение и технические средства передачи информации;
- предполагает дифференциацию и интеграцию всего многообразия личностных качеств учащихся: психодинамических особенностей, индивидуального опыта, индивидуального стиля деятельности;
- стимулирует развитие позитивных качеств личности в сфере межличностных отношений: взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодействия при решении общих задач;
- способствует формированию у обучающегося «компетентностного ядра», способного к саморазвитию
и адаптации к непрерывно изменяющейся информационной среде.
Таким образом, хорошо структурированная и дидактически обеспеченная система проектных заданий позволяет решить большинство задач формирования у студентов профессиональных компетенций в области применения информационных технологий в образовании.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утвержден 22.12.2009 г.).
3. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: Сб. статей / Науч. ред. Н. Ю. Пахомова, - М.: МИОО, 2006. (Сер. «Ученическое проектирование». - Вып. 2).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ф
USING INTERNET IN DEVELOPING STUDENTS' INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY COMPETENCY
Е. П. Круподерова, В. П. Короповская
В статье продемонстрированы возможности использования сервисов Веб 2.0 в учебном процессе, исследовательской, проектной деятельности студентов на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Рассмотрено использование Викисервиса, карт знаний, совместного редактирования документов.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, Веб 2.0, совместная деятельность, сотрудничество.
E. P. Krupoderova, V. P. Koropovskaya
The paper dwells upon the potential of using Web 2.0 services in students' education, research and project development demonstrated by student work at Volzhs-ky State Engineer and Teacher Training University. The authors look at using Wiki service, mind map, collaborative editing of documents.
Keywords: ICT-competence, Web 2.0, collaborative activity, cooperation
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий стимулирует инновационные процессы в сфере образования. Постоянно обновляющиеся научные знания требуют от человека умения ориентироваться в информационном пространстве, создавать на основе полученной информации новые знания и способы деятельности. Для этого каждому необходима компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентность.
М. В. Лебедева и О. Н. Шилова понимают под ИКТ-компетентностью способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. [1]. Авторы рассматривают три этапа формирования ИКТ-компетентности студентов педагогического вуза.
Формирование базовой ИКТ-компетентности осуществляется в школе в рамках предмета «Информатика и информационные технологии». На этом этапе школьники применяют ИКТ в учебной деятельности и для решения
19
$
несложных бытовых задач. Формирование общей ИКТ-компетентности происходит на 1-м и 2-м курсах вуза. Информационные технологии используются для решения повседневных студенческих задач: написания курсовых и дипломных работ, докладов и рефератов, подготовки к семинарам и практическим занятиям, выступлениям на студенческих научных конференциях. Формирование профессиональной ИКТ-компетентности происходит на старших курсах педвуза, когда студенты используют ИКТ для решения профессиональных педагогических задач.
Одним из основных компонентов общей и профессиональной ИКТ-компетентности студентов становятся их навыки работы в сети Интернет. Причем сегодня к таким навыкам относится не только поиск информации, но и работа с сетевыми сервисами Веб 2.0.
Веб 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети медиа- и текстовую информацию. Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьей Тима О'Рейли «Что такое Веб 2.0» от 30 сентября 2005 г. [2]. Вопрос о месте сетевых сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе волнует сегодня многих специалистов в области информатизации образования.
Общими чертами практически всех сетевых социальных сервисов являются:
• необходимость регистрации пользователей для публикации материалов;
• возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера из любой точки мира;
• хранение как в закрытом режиме (доступном только вам), так и в открытом (доступном для всех пользователей);
• систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов);
• обсуждение имеющихся материалов;
• объединение материалов в тематические группы;
• анализ популярности размещенных на сервисе материалов.
Из всего многообразия социальных сервисов можно выделить несколько наиболее интересных для образования. Приведем примеры использования сервисов Веб 2.0 в учебном процессе, исследовательской, проектной деятельности студентами Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ).
Совместный подбор ссылок на интернет-ресурсы можно организовать с использованием социального сервиса совместного хранения закладок. Представить результаты своей исследовательской работы студенты могут с помощью карт знаний, в виде Викистатьи, с помощью блога.
Таблицы Google хороши для совместного заполнения результатов наблюдений, проведения различных опросов, рейтингования. Геоинформационные сервисы позволяют оформить результаты научных экспедиций с фотографиями и координатами исследуемых объектов. Если при этом использовались GPS-навигаторы, то появляется возможность установить координаты наблюдаемых объектов.
20
Большой потенциал для применения в образовании имеет среда ВикиВики. Это система, поддерживающая простой и доступный способ создания коллективного гипертекста. С 2006 г. ученики, учителя, студенты из разных городов России принимают участие в наполнении гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру [3]. Сайт letopisi.ru построен на сервисе ВикиВики. Задача проекта - дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе поэкспериментировать с новыми социальными сервисами. Сегодня в проекте зарегистрированы более 10 тыс. преподавателей, студентов и школьников. К августу 2010 г. количество статей составляет более 40 тыс. На страницах Летописей ведется большое количество проектов, таких как «Мы помним», «Лицо школы», «Преданные и знаменитые», «Исчезнувшие деревни России», «3000 статей для Википедии», «Времена года» и др.
В 2007 г. в Летописях проводился проект «Мы - студенты». Студенты из разных регионов России представили статьи, посвященные своим вузам, их традициям, студенческой жизни, самоуправлению, различным инициативам, творческим коллективам вузов. Некоторые команды разместили на своих страницах презентации, видеоматериалы, карты знаний. В проекте приняли участие 43 команды из Нижнего Новгорода, Волгограда, Омска, Саратова, Воронежа, Уфы, Мурманска, Магнитогорска, Тольятти, Екатеринбурга, Сыктывкара, Петропавловска-Камчатского.
Проекты на страницах Летописи.ру можно рассматривать как своеобразное информационное поле, где для студентов и преподавателей открываются возможности думать и действовать совместно. Это новый шаг в реализации образовательных проектов, организации проектной деятельности студентов в соответствии с идеями лич-ностно ориентированного образования.
Опыт участия в проектах Летописи.ру позволил поставить перед студентами ВГИПУ задачу создания собственного Википортала университета (http://wiki.vgpu.ru). Целью разработки Википортала ВГИПУ являлись: организация совместной работы преподавателей и студентов по разработке образовательных ресурсов, публикация учебных и методических материалов, организация обсуждения важных вопросов, коллективный поиск решения проблем, написание коллективных рассказов и эссе, проведение сетевых конференций и конкурсов.
На страницах университетской Вики можно публиковать новости, размещать интересные разработки, совместно создавать коллективные статьи, виртуальные экскурсии, библиотеки примеров, советов, писать отзывы, аннотации, комментарии и примечания к текстам.
Для реализации идеи создания портала проведены мониторинговая, аналитическая, организационная и техническая работы. Проведен сравнительный анализ порталов, выполненных с использованием технологии Вики, обоснован выбор необходимого программного обеспечения, подготовлено обоснование для выделения необходимых сетевых ресурсов, разработан план реализации проекта, проведено обучение технологии Вики студентов и преподавателей университета.
$
Сегодня совместными усилиями студентов и преподавателей ВГИПУ на Википортале разработаны два учебных курса: «Программирование на Delphi» и «Социальные сервисы Веб 2.0». Участие в наполнении, доработке разрабатываемых курсов, выполненных на Вики, формирует у студентов такие качества, как критическое мышление и умение решать проблемы, ответственность и адаптивность, навыки эффективной коммуникации, навыки межличностных отношений и совместной деятельности, грамотность в области информационных технологий.
Каждому участнику указанных учебных курсов предоставлена возможность дополнения материалов курса, внесения своего вклада в создание образовательного контента, а для этого им приходится отслеживать действия соавторов, выступать в роли редакторов и помощников, обсуждать материал, править, дополнять новыми категориями, в результате чего формируется критическое мышление и толерантность.
Главные преимущества разработанных учебных курсов состоят в том, что информация в них предоставляется не для бездумного копирования, а для коллективного редактирования, и любой из пользователей, считающий себя компетентным в определенном вопросе, может внести свои коррективы, поделиться опытом и знаниями. Студенты, которые вносят коррективы в существующую статью по изучаемому предмету, показывают высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, что повышает их самооценку и рейтинг среди студенческого и преподавательского сообщества.
Среди других сервисов Веб 2.0, весьма перспективных для использования в образовании, рассмотрим карты знаний. Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, запомнить информацию, установить новые связи между событиями и объектами. В учебной деятельности средства визуализации могут использоваться для выявления первоначального опыта и интересов студентов, для проведения «мозговых штурмов», при обобщении материала. Их использование помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки, рефлексии.
При этом используются следующие сервисы: FreeMind, Edraw Mind Map, Bubbl.us, MindMeister и др. С их помощью студенты могут выполнять различные классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить кластеры, ментальные карты и др. Главное преимущество этих сред состоит в том, что совместно работать над такими картами студенты могут, находясь в любой точке планеты.
Сервисы хранения книг, презентаций, документов, аудио- и видеоматериалов, фотосервисы становятся дополнительными источниками учебных материалов, могут служить для организации виртуальных выставок, конкурсов, использоваться при дистанционном обучении. Сервисы позволяют публиковать созданные преподавателями и студентами видеоролики для лекций, пояснения к практическим занятиям, творческим мастерским, различные «видеоэкскурсии», видеосъемку различных физиче-
ских, химических, биологических процессов, проводить сетевые фестивали видеоклипов и др.
Для размещения книг, презентаций, текстовых документов можно использовать такие сервисы, как Scribd (http://www.scribd.com), Slideshare (http://Slideshare.net). Примеры видеосервисов: Youtube (http://youtube.com), RuTube (http://www.rutube.ru), Видео@mail.ru (http://video. mail.ru/). Примеры сетевых фотосервисов: Flickr (http:// Flickr.com), Panoramio (http://www.panoramio.com), Picasa (http://picasaweb.google.ru).
С развитием сети Интернет появляется возможность не только хранить документы, таблицы, фотографии, презентации и прочие полезные объекты не на отдельной личной машине, а на удаленном компьютере в сети, но и редактировать их. Сервисы совместной работы над документами (текст, электронные таблицы, календарь) позволяют составлять совместные документы, редактировать их, размещать и получать отклики от многих авторов, вести коллективные календари наблюдений, совместно планировать различные мероприятия, проекты, конференции, совместно создавать и редактировать таблицы с результатами наблюдений, проводимых в разных точках планеты, строить и анализировать диаграммы, совместно готовить рецензии, аннотации, эссе и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для совершенствования учебно-педагогической деятельности вуза.
Первый опыт использования сервисов Веб 2.0 в учебном процессе, исследовательской, проектной деятельности студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета показал их перспективность для формирования ключевых компетенций студентов, умений ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовности к сотрудничеству, развития способности к созидательной деятельности, толерантности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004. - № 3.
2. Тим О'Рейли. Что такое Веб 2.0. // Компьютерра online. - [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/.
3. Патаракин Е. Д., Быховский Я. С., Ястребце-ва Е. Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру. - М.: Институт развития образовательных технологий, 2006.
4. Круподерова Е. П. Принципы формирования компетентности педагога в сфере информационно-коммуникационных технологий: Моногр. -Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.
5. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007.
21