Научная статья на тему 'Математическая модель трансзвуковой аэродинамической трубы Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу Маха'

Математическая модель трансзвуковой аэродинамической трубы Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу Маха Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
431
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЧИСЛО МАХА / АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бухаров Кирилл Дмитриевич, Петроневич Василий Васильевич, Савин Петр Владимирович

В работе предложен метод построения математической модели трансзвуковой компрессорной аэродинамической трубы (АДТ) Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу Маха. Математическая модель отыскивается в виде семейства линейных передаточных функций с запаздыванием с постоянными коэффициентами. Проведены экспериментальные исследования динамических свойств АДТ Т-106 как объекта управления по числу Маха по управляющему воздействию в дозвуковом диапазоне чисел Маха. По экспериментальным данным идентифицированы коэффициенты математической модели АДТ Т-106.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Бухаров Кирилл Дмитриевич, Петроневич Василий Васильевич, Савин Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we propose a method of constructing a mathematical model of the TsAGI’s compressor transonic wind tunnel T-106 as a Mach number control object. The mathematical model is sought in the form of a family of linear transfer functions with constant coefficients and delay. Experimental investigation of dynamic properties of the wind tunnel T-106 as an object of Mach number control in the subsonic range is provided. The coefficients of the mathematical model of the wind tunnel T-106 is identified on basis the experimental data.

Текст научной работы на тему «Математическая модель трансзвуковой аэродинамической трубы Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу Маха»

Том 19, № 01, 2016

Vol. 19, № 01, 2016

Научный Вестник МГТУ ГА

Civil Avition High TECHNOLOGIES

УДК 533.6.07:62-52

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСЗВУКОВОЙ

АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ Т-106 ЦАГИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧИСЛУ МАХА

К.Д. БУХАРОВ, В.В. ПЕТРОНЕВИЧ, П.В. САВИН

Статья представлена доктором технических наук Миргазовым М.Н.

В работе предложен метод построения математической модели трансзвуковой компрессорной аэродинамической трубы (АДТ) Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу Маха. Математическая модель отыскивается в виде семейства линейных передаточных функций с запаздыванием с постоянными коэффициентами. Проведены экспериментальные исследования динамических свойств АДТ Т-106 как объекта управления по числу Маха по управляющему воздействию в дозвуковом диапазоне чисел Маха. По экспериментальным данным идентифицированы коэффициенты математической модели АДТ Т-106.

Ключевые слова: математическая модель, число Маха, аэродинамическая труба.

ВВЕДЕНИЕ

Создание новых образцов авиационной и ракетно-космической техники требует проведения большого объема экспериментальных исследований в аэродинамических трубах (АДТ). Важной задачей при этом является повышение экономичности и точности эксперимента путем оптимизации управляющих и измерительных систем. В частности, оптимизация управления и поддержание с высокой точностью числа Маха (скорости потока) в рабочей части АДТ на заданном уровне является одним их важнейших условий проведения испытаний моделей летательных аппаратов (ЛА) в АДТ.

Аэродинамическая труба как объект управления по числу Маха является нелинейной динамической системой с переменными параметрами. Это предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям систем автоматического управления и регулирования АДТ, которые должны обеспечивать требуемую точность и качество управления.

Основой для создания и оптимизации алгоритмов управления числом Маха, обеспечивающих требуемое качество управления, является адекватное математическое описание динамических свойств АДТ как объекта управления. В связи с этим актуальной является задача разработки и идентификации математических моделей АДТ.

Данная работа посвящена определению вида и идентификации параметров математической модели АДТ Т-106 ЦАГИ как объекта управления по числу М по управляющему воздействию в дозвуковом диапазоне.

АДТ Т-106 является высокопроизводительной аэродинамической трубой замкнутого типа, непрерывного действия, переменной плотности и предназначена для исследования аэродинамических характеристик моделей ЛА и их элементов на дозвуковых и трансзвуковых скоростях. Поток в трубе создается компрессором с электроприводом мощностью 32 МВт. Высокая мощность электропривода АДТ Т-106 в сочетании с большим объемом исследований (от 10 до 100 трубочасов и более для одной программы испытаний) наряду с высокой загрузкой АДТ Т-106 приводит к большим затратам электроэнергии и, соответственно, к большим материальным затратам на экспериментальные исследования. Поэтому весьма актуальной является задача повышения экономичности эксперимента в АДТ Т-106 наряду с повышением его информативности и точности. Схема АДТ Т-106 и основные технические характеристики приведены на рис. 1 и табл. 1, соответственно.

Civil Avition High TECHNOLOGIES

Vol. 19, № 01, 2016

Таблица 1

Основные технические характеристики АДТ Т-106

Наименование параметра Значение

Число М потока от 0,15 до 1,1

Число Рейнольдса на 1 м, не более 35-106

Скоростной напор, кПа, не более 58

Диапазон углов атаки от -10° до +40°

на электромеханических весах

Размеры рабочей части:

диаметр сечения, м 2,48

длина рабочей части, м 4,85

Математическое описание динамических характеристик трансзвуковой компрессорной АДТ представляет собой сложную задачу. В работе [1] получена математическая модель переходных процессов в компрессорных трубах, но она представляет собой сложную нелинейную систему дифференциальных уравнений, малопригодную для анализа и синтеза алгоритмов системы управления. В работе [2] применительно к АДТ Т-128 предложен подход к построению математической модели компрессорной АДТ в виде набора линейных одномерных моделей с постоянными коэффициентами, значения которых идентифицируются по экспериментальным данным. Такой подход позволяет, с одной стороны, с удовлетворительной для задач управления точностью описать динамические свойства объекта управления, с другой, - применить хорошо разработанные методы синтеза линейных систем управления.

В данной работе рассмотрена задача идентификации математической модели АДТ Т-106 как объекта управления по числу Маха по управляющему воздействию в виде семейства линейных передаточных функций с запаздыванием с постоянными коэффициентами, значения которых определяются по экспериментальным данным.

Входным управляющим воздействием является скорость вращения ротора компрессора ю(1;).

Том 19, № 01, 2016_Научный Вестник МГТУ ГА

Vol. 19, № 01, 2016 Civil Avition High TECHNOLOGIES

ИДЕНТИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ Т-106 КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧИСЛУ МАХА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ДАННЫМ

Поскольку испытания моделей летательных аппаратов в АДТ Т-106 проводятся, как правило, в окрестности установившихся значений чисел Маха с шагом 0,05 ■ 0,1, представляется возможным описать динамику АДТ набором линейных передаточных функций с постоянными коэффициентами вида:

AM(s) 1 + a,s + a2s2 +... + amsm

WAnT (s) =-^ =-1-^-m—exp(-Td • s). (1)

AflTW Aro(s) 1 + b1s + b2s2 +... + bnsn d W

Для идентификации параметров модели были проведены серии экспериментальных исследований в диапазоне чисел Маха от 0,2 до 1. В ходе проведения экспериментов по идентификации шаг по оборотам компрессора составлял 25 об/мин., что примерно соответствовало шагу по числу Маха 0,05. Программа испытаний включала в себя эксперименты с открытой и закрытой задвижкой обратного канала АДТ.

Как показал анализ экспериментальных данных, передаточная функция аэродинамического контура WAflx(s) в окрестности заданного числа Маха Мст в рабочем диапазоне чисел М c удовлетворительной для задач управления точностью (порядка 0,002 числа М) аппроксимируется звеном первого порядка с запаздыванием:

_ AM(s) =_К,

>АДтУЪ) Aw(s) 1 + Tp(M cT) • s

Waht (s) = —^ = „ * exp(-Td • s). (2)

Входом для передаточной функции является изменение значения числа оборотов компрессора Дю(1;), выходом - изменение числа Маха ДМ(1;). Число Маха определялось по измерениям полного давления Р0 в форкамере и статического давления Рст в рабочей части АДТ. К - коэффициент передачи по управляющему воздействию, Тр(Мст) - постоянная времени АДТ по управляющему воздействию. Параметр запаздывания Та обусловлен конечной скоростью распространения управляющих воздействий от компрессора к рабочей части и определяется, исходя из геометрии аэродинамического контура АДТ Т-106.

После перехода к дискретному виду передаточной функции (2) методом наименьших квадратов для каждого переходного процесса найдены коэффициенты формулы (2) [3].

На рис. 2 приведены переходные процессы для различных начальных чисел Мст, полученные в эксперименте, и соответствующие им аппроксимации с помощью передаточной функции (2) с идентифицированными по экспериментальным данным коэффициентами, иллюстрирующие хорошее соответствие полученной математической модели реальным данным.

На рис. 3 и 4 ив табл. 2 приведены коэффициенты передаточной функции (2) К,, Тр(Мст), Та в диапазоне чисел Мст от 0,2 до 1,0, полученные в результате идентификации их значений по экспериментальным данным. Из представленных данных видно, что коэффициент передачи по управляющему воздействию К, имеет нелинейность порядка 10 %, постоянная времени АДТ по управляющему воздействию Тр(Мст) имеет параболический вид как функция числа Мст, параметр запаздывания Та имеет величину порядка 0,3 с.

Полученные данные описывают с удовлетворительной точностью динамические свойства АДТ Т-106 как объекта управления по числу Маха во всем диапазоне чисел Маха АДТ Т-106. Среднее квадратическое отклонение (СКО) аппроксимации реальных переходных процессов полученной математической моделью составляет порядка 0,002.

Civil Avition High TECHNOLOGIES

Vol. 19, № 01, 2016

Полученные результаты являются основой для синтеза и оптимизации алгоритмов и программного обеспечения системы управления числом Маха АДТ Т-106.

2 4 6 5 10 42 №

Рис. 2. Аппроксимация переходных процессов для различных чисел Мс

2.0Е-03

1.8Е-03

K_tr, 1/[о6/мин)

4 t/ Л ++ф + ' %

Чу/ + 1 + /+ +V +

и- Ш +

%+

м

Рис. 3. Зависимость коэффициента передаточной функции WAдт(s) К от числа Маха

4.5 4.0 3.5 3.0 25 2.0 1.5 1.0 0.5 0.0

Тр, сок Td - 0.3 сек 4

ц

+

+ н +

it ++ +

4- Ч -Г Ц!1 + +

м

Рис. 4. Зависимость постоянной времени передаточной функции WAдт(s) Тр от числа Маха

Том 19, № 01, 2016_Научный Вестник МГТУ ГА

Vol. 19, № 01, 2016 Civil Avition High TECHNOLOGIES

Таблица 2

Результаты идентификации параметров передаточной функции W^i^s)

№ режима MCT Ktr, 1/(об/мин) Tp, с Td, с CKO

1 0,2 0,00206 1,15 0,3 0,0011

2 0,3 0,00211 1,00 0,3 0,0014

3 0,4 0,00227 0,93 0,3 0,0020

4 0,5 0,00250 0,92 0,3 0,0020

5 0,6 0,00270 0,98 0,3 0,0016

6 0,7 0,00283 1,11 0,3 0,0012

7 0,8 0,00286 1,31 0,3 0,0016

8 0,9 0,00274 1,58 0,3 0,0026

9 1,0 0,00248 1,92 0,3 0,0044

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований получена математическая модель АДТ Т-106 в виде семейства линейных передаточных функций первого порядка с постоянными коэффициентами, значения которых идентифицированы по экспериментальным данным. Математическая модель хорошо описывает динамические свойства АДТ Т-106 как объекта управления по числу Маха по управляющему воздействию - скорости вращения ротора компрессора в рабочем диапазоне чисел Маха.

Хорошее соответствие расчетных и экспериментальных данных подтверждает адекватность полученного математического описания АДТ Т-106 как объекта управления, которое может быть положено в основу для синтеза и оптимизации алгоритмов управления числом Маха АДТ Т-106.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебсак В.А., Лыжин О.В. Математическая модель переходных процессов в компрессорных трубах // Ученые записки ЦАГИ. 1985. Том XVI. № 2. С. 33 - 39.

2. Кудрин Н.А., Петроневич В.В. Идентификация математической модели компрессорной аэродинамической трубы как объекта управления // Ученые записки ЦАГИ. 1993. Том XXIV. № 2. С. 100 - 106.

3. Цыпкин Я.З. Информационная теория идентификации. - М.: Наука, 1995. - 336 с.

MATHEMATICAL MODEL OF THE TSAGI'S TRANSONIC WIND TUNNEL T-106 AS A MACH NUMBER CONTROL OBJECT

Bukharov K.D., Petronevich V.V., Savin P.V.

In this paper we propose a method of constructing a mathematical model of the TsAGI's compressor transonic wind tunnel T-106 as a Mach number control object. The mathematical model is sought in the form of a family of linear transfer functions with constant coefficients and delay. Experimental investigation of dynamic properties of the wind tunnel T-106 as an object of Mach number control in the subsonic range is provided. The coefficients of the mathematical model of the wind tunnel T-106 is identified on basis the experimental data.

Key words: mathematical model, Mach number, wind tunnel.

REFERENCES

1. Lebsak V.A., Lyzhin O.V. Matematicheskaya model perehodnyh processov v komp-ressornyh trybah. [A mathematical model of transient processes in compressor wind tunnels.

Civil Avition High TECHNOLOGIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vol. 19, № 01, 2016

CAHI Scientific Notes] Moscow.Uchenye zapiski TsAGI. 1985. v. XIV № 2. PP. 33-39. (In Russian).

2. Kudrin N.A., Petronevich V.V. Identifikaciya matematicheskoy modeli kompressornoy aerodinamicheskoy truby kak ob'ekta upravleniya [Identification of a mathematical model of a compressor wind tunnel as a control object. CAHI Scientific Notes] Moscow. Uchenye zapiski TsAGI. 1993. v. XXIV № 2. PP. 100-106. (In Russian).

3. Csypkin Ya.Z. Informacsionnaya teoriya identifikacsii [Information theory of identification] Moscow. Nauka. 1995. 336 p. (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бухаров Кирилл Дмитриевич, 1990 г.р., окончил МФТИ (2012), аспирант кафедры аэрофизического и летного эксперимента ФАЛТ МФТИ, младший научный сотрудник ЦАГИ, автор 5 научных работ, область научных интересов - измерительные и управляющие системы для автоматизации аэродинамического эксперимента, электронный адрес: [email protected].

Петроневич Василий Васильевич, 1952 г.р., окончил МИФИ (1975), кандидат технических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отделения измерительной техники и метрологии ЦАГИ, заведующий базовой кафедры аэрофизического и летного эксперимента ФАЛТ МФТИ, автор более 40 научных работ, область научных интересов - системы комплексной автоматизации аэродинамического эксперимента, электронный адрес: [email protected].

Савин Петр Владимирович, 1982 г.р., окончил МАИ (2005), начальник экспериментальной лаборатории ЦАГИ, автор 2 научных работ, область научных интересов - экспериментальные исследования характеристик летательных аппаратов в аэродинамических трубах, электронный адрес: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.