Научная статья на тему 'Математическая модель процесса хранения теплоты в тепловом аккумуляторе'

Математическая модель процесса хранения теплоты в тепловом аккумуляторе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
392
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая модель / двигатель внутреннего сгорания / предпусковая тепловая подготовка / режим хранения теплоты / тепловой аккумулирующий материал / тепловой аккумулятор фазового перехода / тепловой аккумулятор

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дружинин Петр Владимировия, Коричев Андрей Александрович, Косенков Иван Алексеевич

Разработана математическая модель одного из трех процессов эксплуатации системы предпускового разогрева двигателя режима хранения теплоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дружинин Петр Владимировия, Коричев Андрей Александрович, Косенков Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Математическая модель процесса хранения теплоты в тепловом аккумуляторе»

УДК 621.436

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ХРАНЕНИЯ ТЕПЛОТЫ В

ТЕПЛОВОМ АККУМУЛЯТОРЕ

П.В.Дружинин!, А.А Коричев2, И.А Косенков3

1,2Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 55/1 3 Санкт-Петербургский государственный инженерно экономический университет

191002, Санкт-Петербург, ул.Марата, д.27

Разработана математическая модель одного из трех процессов эксплуатации системы предпускового разогрева двигателя - режима хранения теплоты.

Ключевые слова: математическая модель, двигатель внутреннего сгорания, предпусковая тепловая подготовка, режим хранения теплоты, тепловой аккумулирующий материал, тепловой аккумулятор фазового перехода, тепловой аккумулятор.

Актуальность вопроса предпускового разогрева мобильных машин в настоящее время возросла в связи с необоснованным повышением цен на различные виды энергоносителей и сокращением в городских автотранспортных предприятиях и агропромышленном комплексе (АПК) отапливаемых помещений для хранения мобильной техники. Отсюда возникает необходимость быстрого и эффективного предпускового разогрева мобильных машин в зимний период.

Применение наиболее эффективных способов и средств запуска мобильных машин, обеспечивающих наименьшие затраты и наиболее надежное техническое состояние ДВС, является важнейшей задачей.

Хранение мобильной техники в условиях отрицательных температур может осуществляться как в закрытом (отапливаемом и не отапливаемом) помещении, так и в открытом - на специальных площадках. При открытом (безгаражном) хранении в зимний период эксплуатации применяются различные способы и средства, облегчающие пуск ДВС и использование мобильных машин по назначению. В большинстве случаев способы безгаражного хранения связаны с применением тепловой подготовки мобильных машин.

Эксплуатация мобильных машин в районах с неблагоприятными климатическими условиями (отрицательными температурами воздуха) связана с быстрым охлаждением механизмов, агрегатов и имеет ряд осо-

бенностей. Производительность мобильных машин в зимний период резко снижается. При безгаражном хранении водитель затрачивает много времени на пуск и прогрев ДВС. В результате низких температур воздуха системы и механизмы мобильной техники интенсивно охлаждаются, что затрудняет не только пуск двигателей, но и уменьшается надежность мобильных машин, ухудшается экономичность, увеличивается расход топлива, усложняется обслуживание мобильных машин и их работа.

Под безгаражным хранением понимается процесс содержания технически исправных мобильных машин на открытых площадках, обеспечивающий его готовность к выезду для использования по назначению. Преодоление трудностей, возникающих при безгаражном хранении автомобилей при низких температурах и в том числе трудностей пуска двигателя, может быть решено с помощью использования теплоты, получаемой от внешнего источника.

Совершенствование системы предпусковой подготовки ДВС мобильных машин на основе теплового аккумулятора фазового перехода (ТАФП) и является одним из путей решения данной задачи. Конструкция и принцип работы ТАФП рассмотрен нами в [1]

Во время работы ДВС при температуре окружающей среды Т0 поток охлаждающей жидкости (ОЖ) с переменным во времени массовым расходом Ож =Ож(т) и посто-

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(12) 2010

63

янной температурой входа Тжвх = const поступает в ТАФП, отдает часть своей теплоты и с параметрами Ож = Ож (т) и

Тжт=Тжшх(т) вновь поступает в ДВС, где ТжвыхСО - температура ОЖ на выходе из ТАФП. В процессе зарядки ТАФП часть утилизируемой энергии рассеивается в окружающей среде с переменной во времени интенсивностью Оп = <2„(т).

Накопление ТАФП теплоты происходит за счет плавления фазопереходного ТАМа [1], когда по трубному теплообменнику проходит поток ОЖ. Слой тепловой изоляции препятствует интенсивному теплообмену ТАМа с окружающей средой.

Конструкция системы предпускового разогрева двигателя [1] позволяет эксплуатировать ее в трех режимах:

I - режим зарядки ТАФП;

II - режим хранения теплоты;

III - режим разрядки ТАФП (режима разогрева двигателя).

Целью создания детерминированной математической модели процесса хранения теплоты в ТАФП является получение зависимостей, позволяющих изучать его функционирование в течение этого процесса.

Основной математической зависимостью для рассматриваемого процесса является зависимость, позволяющая рассчитывать среднюю по всему теплоаккумулирующему объему температуру теплоаккумулирующего материала (ТАМ) ТТ в каждый момент времени т.

Для построения математической модели введем следующие допущения.

1. Тепловое состояние ТАМа будем описывать с помощью средней по всему теплоаккумулирующему объему температуры ТТ, изменяющейся во времени.

Весь процесс хранения тепловой энергии условно разделим на два периода. Первый период - охлаждение ТАМа в жидкой фазе от начальной температуры, равной конечной температуре нагрева ТАМа ТТ кон в

процессе зарядки ТАФП, до средней температуры 1'т, равной температуре фазового перехода Тф = Тпл. Второй период - кристалли-

зация ТАМа при Тф = Тпл. Практический интерес представляет только первый период. Поэтому в дальнейшем будем рассматривать процесс хранения теплоты в интервале температур Тф < Тт < 7'./ кои.

2. Коэффициенты переноса (коэффициенты теплопроводности, теплоотдачи) и удельные массовые теплоемкости материалов, участвующие в процессе теплопередачи, не зависят от температуры.

Согласно [2, - 4] и с учетом сделанных выше допущений справедливы следующие уравнения в дифференциальной форме:

- уравнение теплопередачи от ТАМа к окружающему воздуху

аО,ют=ко-Рпов-{Тт-Т0)ат, (1)

где: аОпот - бесконечно малое количество теплоты, рассеиваемое ТАФП в окружающую среду в течение времени ОСТ, Дж; к0 - коэффициент теплопередачи от ТАМа к окружающему воздуху, Вт/(м2-К); ^ов - площадь поверхности ТАФП, излучающей теплоту, м ; Т 0 - температура окружающей среды, К;

- уравнение теплового баланса для

ТАМа

аОт = ттСу(хТт, (2)

где: а()т- бесконечно малое изменение энергоемкости ТАФП при изменении температуры ТАМа на <хТг, Дж; тт - масса ТАМа, кг;

С Ж - удельная массовая теплоемкость ТАМа в жидкой фазе, Дж/(кг-К).

Так как

а(2,ош = -а(2г-> (3)

то с учетом (1), (2) после несложных преобразований получаем следующее линейное дифференциальное уравнение первого порядка с постоянными коэффициентами:

dTT

dx

к -F к -F •Т

О ПОб t 'J1 _ О ПОб О ______________ Q

( 4 )

Известно, что при т = 0 средняя по теплоаккумулирующему объему температура ТАМа Тт равна конечной температуре его нагрева ТТ кон в процессе зарядки ТАФП. Следовательно, начальным условием для реше-

64

НИИТТС

ния дифференциального уравнения (4) будет являться следующее выражение:

TT (0) = Т„ = const.

T Т кон

Тогда, решая уравнение (4) с учетом начального условия (5), получаем:

К 'Кое mT ■Сж

■ х

•(6)

Исследуем общее решение (6). Если т = 0, то в соответствии с (6)77 (0) = ^кон, что

соответствует начальному условию (5).

Функция (6) позволяет определить время хпот, в течение которого ТАМ охлаждается от Тт = ТТкон до Тт = Тф. Действительно, если положим х = хпот , ТТ{хпот) = Тф, то получаем

X =

mT-C'г , -In

-71

Т -Т

1ф 1о

( 7 )

к-рт

Таким образом, уравнения (6), (7) и представляют собой искомые математические зависимости, позволяющие анализировать функционирование ТАФП в процессе хранения теплоты.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Полученное уравнение (6) представляет собой экспоненциальную зависимость, что соответствует ходу изменения большинства физических величин, изменяющихся во времени. Так, например, закон изменения массы радиоактивного распада вещества во времени, давления в атмосферном воздухе от высоты и многие другие представляют собой экспоненциальную зависимость.

2. В отличие от математической модели процесса зарядки ТАФП, в которой потери учитывались введением КПД зарядки т/з, в рассматриваемой модели тепловые потери

рассчитываются в явной форме, путем вычисления коэффициента теплопередачи £о.

3. Решение вопроса дол^с^Ьрочного аккумулирования тепловой энергии - актуальная задача в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и других областях, а также и для обеспечения надежности пуска ДВС мобильных машин. Надежность пуска ДВС мобильных машин, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур, может обеспечиваться применением и совершенствованием системы предпусковой подготовки ДВС мобильных на основе ТАФП. В результате разработана математическая модель одного из режимов эксплуатации системы, получены аналитические выражения и математические зависимости, позволяющие изучать функционирование ТАФП в процессе хранения теплоты.

Литература

1. .Дружинин П.В, Коричев А.А, Косенков И.А. Ппредпусковая подготовка двигателей внутреннего сгорания при технической эксплуатации транспортных машин./ Технико-технологические проблемы сервиса. №4(10) 2009 - с. 7 - 12

2. Лыков А.В. Теория теплопроводности: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1967. - 599 с.

3. Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1973. - 320 с., ил.

4. Хоблер Т. Теплопередача теплообменники. - Пер. с польского А.В. Плисса под ред. П.Г. Романова. - Л.: ГНТИХЛ, 1961.-821 с.

5. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС. Учебник для вузов/И.Н. Лукашин, М.Г. Шатров, Т.Ю. Крачевская и др.: Под ред. И.Н. Лукашина и М.Г. Шатрова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 414 с.: ил.

1 Дружинин Петр Владимировия, д.т.н., профессор кафедры “Технология обслуживания транспортных средств”

СПбГУСЭ, тел(812) 700 62 16; + 7(921)976 95 86 '

2 Коричев Андрей Александрович, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой “Технология обслуживания транспортных

средств " СПбГУСЭ, тел(812) 700-62-16 ; 8(812) 450 94 72; E-mail: akorichev(a)vandex. ru

3 Косенков Иван Алексеевич, аспирант кафедры управления качеством и машиноведение Санкт-Петербургского государственного инженерно экономического университет, +7(921)325 85 05; Е-mail: [email protected]

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(12) 2010

б5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.