УДК 62.932
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИВОДА ГЛАВНОГО ДВИЖЕНИЯ ПИЛОРАМЫ Д.О. КОЗЫРЕВ
(Донской государственный технический университет),
А.А. АВАКЯН
(филиал Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского в г. Ростове-на-Дону)
Проведен анализ динамических характеристик процесса механической обработки. Построена математическая модель привода главного движения пилорамы.
Ключевые слова: математическая модель, привод, ременная передача, кривошипно-шатунный механизм.
Введение. Важнейшим звеном в лесопильном производстве являются лесопильные рамы. Их существенным недостатком являются неуравновешенные силы инерции подвижных масс кривошипно-шатунного механизма, вызывающие вибрацию. Для анализа явлений, происходящих в механизме пилорамы и оценке технологического процесса, представляется возможным использование теории регулярных колебательных систем [1], основываясь на теории цепочек, позволяющей аналитически исследовать динамические характеристики систем с большим числом степеней свободы, базируясь на анализе одного структурного элемента [2-6].
Исследование процесса силового взаимодействия при распилке лесоматериала на пилорамах неизбежно сводится к построению математической модели механизмов, формообразующее движение которых и приводит к его образованию. Одна из парциальных систем пилорамы совершает неравномерное программное движение, имеется в виду кривошипно-шатунный механизм привода рамы. Кроме того, на этот привод накладываются нежелательные колебания, вызванные кинематическим возбуждением. Согласно многочисленным работам по этой теме, особенно значительные динамические ошибки возникают из-за виброускорений [1, 6]. Одной из основных задач в снижении виброактивности, а соответственно и уровня акустической эмиссии исследуемого процесса, является обеспечение требуемого закона движения (гармонического) инструмента. Таким образом, особое значение представляет исследование формообразующих движений. При исследовании динамики упругих элементов машин и механизмов, как правило, предполагается, что влияние вынуждающих колебания устройств одностороннее, т.е. отсутствует обратное влияние упругой подсистемы на источник энергии.
Целью настоящей работы является создание математической модели привода главного движения пилорамы, которая и позволит решить все указанные выше задачи.
Построение математической модели привода главного движения пилорамы. Рассмотрим механизм привода пилорамы, представляющий собой последовательно соединённую ремённую передачу, и кривошипно-шатунный механизм, который реализует кинематическую функцию положения ведомого звена.
Рассматриваемый механизм относится к классу устройств, преобразующих вращательное движение приводного вала в неравномерное движение рабочего органа. В таком случае зависимость, связывающая положение ведомого звена с углом поворота приводного электродвигателя, является нелинейной. Анализ кинематической схемы исследуемого механизма позволяет сделать вывод, что динамическая модель пилорамы может быть классифицирована как неголономная система из-за наличия ремённой передачи. Однако при этом нужно учитывать возможность проявления параметрических резонансов, так как приведённый момент инерции механизма также является функцией ф.
В этом случае динамическая модель исследуемого объекта представлена в виде расчетной схемы (рис.1).
Рис.1. Расчётная схема привода пилорамы
Так как звенья этого механизма совершают сложное плоское движение в вертикальной плоскости, необходимо учитывать работу сил тяжести. Кроме того, в механизме имеется звено, совершающее плоскопараллельное движение. Для таких звеньев, согласно [4], инерционные характеристики могут быть приведены к звеньям, совершающим вращательное и поступательное движения, т.е. к кривошипу и раме. Используя метод замещения масс, получим:
ДД = т • - • R32;
3 ш 2 3 •
Дт = тш •—
Электромеханическая система не может быть описана адекватной моделью без учёта инерционности процессов, протекающих в двигателе [3]. Уравнения, описывающие движения асинхронного электродвигателя, имеют вид:
d Ш Г • — •Ш Г • — • Ш
иТ1х ТТ Ч ^2 Т1х , 4^0 2 X I о Ш •
■= и1х---------------------------^-+-^--+ О0 -Ш1 г ;
Д
Д
ё Ш1у г • -2 •Ш1у Г • — •Ш 2 V
= и 1 2 1у + 1 0 2у _о • ш •
^ ~и1у * + * ^0 Т1х>
Д
+
Д
+(^0 _о>ш 2 V;
ё ш
2 V
ё Д
и, = 72 • ит • cos ю Р • ґ;
Г ' • — •Ш Г ' • — •Ш
Г2 - ш2у- + _(^0-п)-ш2х;
Д
и = л/2 • и • sin ю • ґ;
1V т Р ’
ё ю 3 • Z —
• (ш • / _Ш • і )_ — • М
\Т2 х *1 у 2 у 1х} ^
где Zv - число пар полюсов электродвигателя; Ш1х - проекция потокосцепления обмотки статора на ось х; Ш1 у - проекция потокосцепления обмотки статора на ось у; Ш2х - проекция потокосцепления обмотки ротора на ось х; Ш 2у - проекция потокосцепления обмотки ротора на ось у; J - сумма момента инерции ротора электродвигателя и шкива; О0 - угловая частота вращения поля статора; О - угловая частота вращения ротора; ю - угловая частота.
Таким образом, исследуемая электромеханическая система включает в себя электродвигатель, описываемый системой нелинейных дифференциальных уравнений первого порядка, а так-
же системой уравнений, описывающих механическую часть привода. Для подобных задач обычно используют особую форму уравнений Лагранжа II рода с «лишними» координатами (их ещё называют уравнениями Феррерса) [1, 2, 6]. Для рассматриваемого случая имеем:
d
дT
c>qi
дT CP
k J
і k = 1,..., 5 );
Z ajkqk+aj = ° (j=1,..., n).
k=1
Обобщённые координаты выбираем, пользуясь рекомендациями, приведенными в работе [6]. Задаёмся абсолютной координатой, соответствующей перемещению в начале кинематической цепи ф1 = q1, и далее вводим координаты, двигаясь по кинематической цепи. Выпишем основные кинематические соотношения:
Ф1 = Q. t = q1;
ф2 = фл + q2 = ад + q2;
фз =ф1 • i + q2+q3 = ад + q2 + q3;
Y = П(фз) = П( q^ + q2 + q3);
Z = Y + q4; Z = q5 + q4, где Q - угловая частота вращения приводного электродвигателя; ф1, ф2, ф3 - угловые координаты соответствующих сечений в абсолютном движении; Y — абсолютная координата массы m. Последнее замечание означает, что в качестве обобщённых координат, за исключением q1, приняты относительные координаты, отвечающие за деформацию упругих элементов.
Уравнение связи запишем исходя из условия, что Z является функцией положения [1, 6].
П (q^ + q2 + q3)_ Z = П (фз) — Z = 0.
Продифференцируем это выражение по времени:
п q^! +п с^2 + п с[з — Z = 0.
В качестве «лишней» координаты примем Y = q5. Число степеней свободы исследуемой системы H = 4, число «лишних» координат n = 1.
В связи с тем, что рама с пилами движется в вертикальной плоскости (рис.2), её перемещение удобно представить в следующем виде: Smax = L + R.
S = L • cos 5 — R • cos ф.
Общий катет прямоугольников ОАС и АВС определяет-
• к • ^ R
ся равенством вида: sin 5 = q- sin I— — ф1, где g = — .
Піф) = S = L • cos5 + R • sinф-л/L2 -R2; Піф) = L ^ 1 -g2 • cos2 ф + R • sin ф-л/L2 - R2 .
После преобразования имеем:
dS
Рис.2. Кривошипно-шатунный механизм пилорамы
— = -L sin 5--------------------+ R cos ф;
( ля г
- Я sin ф;
—( sin 5) = — (с- sin ф) = -д- sin ф;
—фу ’ —фу !
—5 . . — 5 sin ф
—cos 5 =-с- sin ф или — = -с----------------------------
—ф — ф cos 5
П (ф) = -Ь - — sin 5 + Я - cos ф = Ь - с - - sin 5 + Я - cos ф;
—ф cos5
—
\
------СОЭ 5
—
= —(-с-^п ф);
—25
ГияГ
- cos 5-
- sin 5 = -д- cos ф;
—25
—2 S
cos 5
2 | sin ф .
С -І-----г I -С-cosф
cos 5
—25
ГияГ
П "(ф) = —^ = -Ьsin 5---------2 - Ьсоэ5 — - Яcosф;
П "(ф) = Ь
sin 5 cos 5
2 | Sin ф ,
С -|-----г | -С-cosф
cos 5
- Ь cos 5-І с-SІn ф I - Я - cos ф. 1 cos5 1 *
Проведём оценку спектра координаты У с целью выявления частот возбуждения механизма механической частью привода. С этой целью проведем расчёт с использованием возможностей системы Mathcad (рис.3):
R := 03 - радиус кривошипа;
L := 2 - длина шатуна; п:= 325 ;
п := 2.п — = 34 034 - угловая скорость кривошипа;
ЛЛЛЛЛ 60 *
R
? := — = 0.15 - отношение длин кривошипа и шатуна;
к := 1.. 1000; Ъ := 0 0005 -к; ф к := ^ •tk; б к := asin п к := 1 - ^2-^(ф к) + R•sin(ф к)) - Ь;
С-эт
ЛЛ
УУ
т §Іп(ф к) ( \ о ( V
ПІ к := L^--8ІП(5к) + Я-СОЭ(ф к);
п2к := L-
сОэ (°к1 эЦ5 к ) сОэ(5 к)
Цф к)
Л2
С-соэ(ф к)
L-CОs(5 к )-
С-
sin(ф к)
Л2
СОЭ| 5 к
R-cos(ф к).
2
1
2
К
2
0.5
п к
п1к 0 п2 к
- 0.5
0 5 10 15 20
ф к
Рис.3. Соотношение выходного смещения нелинейного звена, его скорости и ускорения от угла поворота ведущего звена
Проведём Фурье-анализ с использованием системы Mathcad (рис.4).
Как видно из анализа полученных графиков, наличие кратных гармоник просматривается,
в наличии фазовые сдвиги, отличные от ^2. Последнее означает, что можно ввести некоторые упрощения в систему уравнений динамики механизма.
6 4
^Реср|
2 0
0 0.02 0.04 0.06 0.08 0.1
P---
N0
Рис.4. Фурье-спектр выходной координаты нелинейного элемента
Для составления математической модели механической части привода пилорамы выражаем кинетическую и потенциальную энергию через принятые обобщённые координаты, включая и «лишние»:
2Т = 71(ф2 + J2ф2 + J3ф2 + т • 22;
2Р = С1 (ф2 -ф1 )2 + С2 (ф3 -ф2 )2 + С3 •(2 - Г)2 .
Диссипативная функция системы (функция Релея):
2Ф = И (ф2 — ^^1 ) + И (ф3 — ф2 ) + И2 .
Выражение для виртуальной работы может быть записано в виде:
бА = Md • 5q1 - Fpez -62 - Ь2 • q2 • 5q2 - Ь42 • 62 ,
где Ь2 - приведённый коэффициент линейного демпфирования привода и ведомого звена, полученный путём эквивалентной линеаризации диссипативных сил [1, 4, 6]; Ь4 - коэффициент вязкого трения при резании.
J 1 ^ J2^\ ^ JЗ^'! 2 ^ з ,1311 0
J2 І ^ J3І1 ,12 + Jз Jз 0
'І3І1 Jз Jз 0
0 0 0 т
Запишем выражение кинетической энергии с учётом кинематических соотношений:
2Т = -Л<?12 + Л (ад + 4 )2 + Л (ад + 4 + 4 )2 + т • ( 4 + 4 )2;
2Т = /141 + ^2 (41 *1 + 2*14142 + 42 ) + /3 (41 *1 + 2*141 • (42 + 43 ) + 42 + 43 + 24243 ) + т • (45 + 24445 + 4 4 ) '
2Т = ^1 (./ + /2*1 + -/3*1 ) + ^2 (/2 + / ) + 43 / + 244 (^2^1 + Л* ) + 2<?2Чз/ +
+244* / + тч52 + 2т44 45 + «4^.
Исходя из матричного представления кинетической энергии системы 2Т = 4Т • М • 4 и того, что коэффициенты при обобщённых скоростях постоянны, инерционные коэффициенты приравниваем к соответствующим коэффициентам квадратичной формы, представляющей кинетическую энергию системы, получим матрицу инерционных коэффициентов в виде:
М =
Согласно работам [1, 4] необходимо рассматривать отсчёт потенциальной энергии от положения устойчивого равновесия Р(0,0,...,0) = Р|0 = 0 . Кроме того, считаем, что все связи стационарны, процесс резания рассматривается не как составляющая механизма, а как внешнее воздействие. Если же принять, что передаточное отношение не зависит от скорости звеньев, матрица жёсткостей аппроксимирующей системы дифференциальных уравнений исследуемого объекта может быть принята постоянной [4].
2Р = С1 (ф2 - Ф1 )2 + С2 (Ф3 - ф2 )2 + С3 (2 - Y)2;
2Р = С1 (41 (*1 - 1) + 42 ) + С2 (41*1 + 42 + 43 - ^ А ) + С3 (45 + 44 - 45 ) ;
2Р = 412 • С1 • (*1 - 1) + 4142С1 (*1 - 1) + 42 • С1 + 432 • С2 + 44 • С3 .
Исходя из матричного представления потенциальной энергии системы 2Р = 4Т • С • 4 и то-
го, что жёсткости связей постоянны, коэффициенты матрицы жёсткостей получим приравниванием соответствующих коэффициентов квадратичной формы, представляющей потенциальную энергию системы, в виде:
С =
В выражение потенциальной энергии вошла координата X, но хотя она посредством нелинейной функции П(ф3) жёстко связанна с координатой ч3, изменение потенциальной энергии
исследуемой системы определяется перемещением инерционных масс в вертикальной плоскости [1, 4, 6].
Представим функцию демпфирования в матричном виде:
2Ф= 1\ (ф2 -ф1 ) + К2 (ф3 ф2 ) + К (2 - ^) ;
2Ф = К (41 (*1 - 1) + 42 )2 + К2 (41*1 + 42 + 43 - 41*142 )2 + К (45 + 44 - 45 )2 ;
(_ !)2 і 0 0
(г1 _0 С 0 0
0 0 С Ы 0
0 0 0 Сз
2Ф = 41 • к • (*1 -1) + 42 • К + 4з • К + К • 4з + 24142 • К (*1 -1).
Исходя из представления матрицы демпфирования в виде 2Ф = 4Т • Н • 4, получим матри-
цу Н:
К •(*1 -1 )2 К •(*1 -1 0 0
К •(*1 - 1) К 0 0
0 0 К2 0
0 0 0 К
Н =
Обозначим диссипативные силы Rk, сохранив нумерацию, принятую для упругих элементов. В данном случае R1 - момент диссипативных сил в ремённой передаче, R2 и R3 - момент
диссипативных сил, связанных с внутренним трением в валах. Моментами сил трения в опорах пренебрегаем [1, 6]. Дальнейшие действия сводятся к записи системы дифференциальных уравнений движения и исключению множителей Лагранжа [1, 6]. Полное число уравнений равно Н + п = 5. В первой части, помимо обобщённых сил, стоит слагаемое Аа1, так как п = 1. Запишем уравнения, устанавливающие связь «лишних» и независимых координат.
Определим коэффициенты уравнений дополнительных связей:
Y = 45 =П(ф) = П(41*1 + 42 + 43);
45 =П(ф3 )• 41*1 +П(ф3 )• 42 +П(ф3 )• 43 или П(ф3 )• 41*1 +П(ф3 )• 42 +П(ф3 )• 43 - 45 = 0.
Общий вид уравнения связи:
Е акак+а1=0,
к=1
где Н + п = 5 .
Сопоставим полученный результат с уравнением связи в общем виде [1,6]. Учитывая, что индекс коэффициента соответствует обобщённой скорости, запишем:
а141 + а242 + а343 + а444 + а545 + а1 = 0 .
Из последнего равенства следует:
а1 =П(ф3 )• *1; а2 =П(ф3); а3 =П(ф3); а4 = 0; а5 =-1.
Определение обобщённых сил проводим, составляя выражение суммы работ на виртуальных перемещениях:
5Л = Md • 5ч1 - R2 • 5ч2 - R3 • 5ч3 - mg • 5 (44 + ч5) - Frez • 5 (ч4 + 45);
Ql = Мё; Q2 = - R2; Qз = - Rз; Q4 = -mg - Frez■; Q5 = -mg - Frez. Окончательно систему уравнений вынужденного движения механизма можно записать в матричном виде, выделив пятое уравнение, которое предназначено для определения множителя Лагранжа А :
М4 + Н4 + Сд =
т44 + т'4ъ = -mg - Frez - А.
Последнее уравнение приведённой системы используем для определения множителя Ла-
А = -m44 - m'4ъ - mg -Frez.
Md + Аа1 Md + АЩ
—R2 + Аа2 - R2 + АП'
—Rз + Аа3 - R3 + АП'
-mg - Frez + Аа4 -mg - Frez
гранжа:
Окончательно систему уравнений привода пилорамы получаем в виде матричного равен-
ства:
( M • р' + H • р + c)• q = F( X, t);
F (q, t )=
Ыё + ЛП'/1 Ыё - П'і • (тс}4 + тЦ_ъ + mg + Frez)
- R2 +ЛП' -R2 - П' • (тс}4 + тд5 + mg + Frez)
- R3 +ЛП' -R3 - П' • (т^4 + тЦ_ъ + mg + Frez)
-mg - Frez -mg - Frez
Ыё - П'і • ( mg + Frez) і 1 -Ь. + 55: і І •( ЧА + ъ)
-R2 - П' • (mg + Frez) - тП'- 5 4 + 5 5 II - 3 5 4 + 5 5
-R3 - П' • (mg + Frez) 5 4 + 5 5 5 4 + 5 5
-mg - Frez 0 0
Проведём преобразования вектора, определяемого «лишней» координатой:
д5 = П''-( 1у • q)- + П'- 1т • q;
І •( 54 + 45 ) ( ^- q )-
тП' • 5 4 + Ч 5 = тП' • IV • д4 + тП' • !т • q + тП' • П'' (Iv - q )-
5 4 + Ч 5 (Iv - q )-
0 0
где
IV =
О > 'і
1
1
V 0 у
1т =
11
11
11
V 0 0 0 0 у
Матрица инерционных коэффициентов, очевидно, будет иметь вид:
М = М + IV • т • П' + 1т • т • П' • П".
Тогда система уравнений, описывающая механическую часть привода, может быть представлена матричным уравнением вида:
(^ •q )-
Mq + Щ + Cq = Р0 (t) - тП' • П"
(Iv •q )-(Iv •q )-
0
= Fsum.
Таким образом, нами получено матричное нелинейное дифференциальное уравнение второго порядка относительно выбранных обобщённых координат. Для дальнейшего исследования желательно иметь систему дифференциальных уравнений первого порядка. С этой целью проведём следующие преобразования: матрицы М, Н, С рассматриваем как составляющие блочных матриц:
" Н М " " С ШМ" Fsum "1"
R = ; к = ; Q = ; X =
М NulM NulM -М NulV 2
где Ш1М - нулевая матрица 4 х 4; - нулевой вектор 4 х 1.
' Н м " 4 +
м ШМ _4 _
4 Fsum
_4 _ ШУ
Система дифференциальных уравнений первого порядка может быть записана в виде:
R • X + К • X = Е • Q,
где Е - единичная матрица 4 х 4 .
Проводим проверку сделанных преобразований:
" С ШМ'
^ ШМ -м
В результате получаем:
Н • 4 + 4 • М + С • 4 = Fsum;
М • 4 - М • 4 = №1М.
Этот результат означает, что нами получена система уравнений, описывающая поведение станка в переменных состояния. Собственная матрица объекта получается в виде:
А = -Я-1 • К,
матрица управления в виде:
В = Я 1 • Е,
где
П"(ф) = ь
П (ф) =-Ь------------------------8ш 5 + R • со8 ф = Ь •д-
8ІП ф
8Ш ф
С08 5
• 8Іп 5 + R • со8 ф;
8Ш 5 С08 5
д
С08 5
-д^ С08 ф
- Ь со 8 5^1 д
8ІП ф
С08 5
- R • С08 ф.
Заключение. Полученная система уравнений привода в дальнейшем может быть использована для анализа соотношения спектра колебаний, возбуждаемых приводом, как за счёт его динамических свойств, так и за счёт существенной нелинейности закона движения рабочего органа и собственных частот пилы. Кроме того, она может быть использована и при анализе вынужденных движений пилы. Таким образом, поставленная цель настоящей работы реализована, создана математическая модель привода главного движения пилорамы.
Библиографический список
1. Вульфсон И.И. Колебания машин с механизмами циклового действия / И.И. Вульфсон. -Л.: Машиностроение, 1990.
2. Вульфсон И.И. О колебаниях систем с параметрами, зависящими от времени / И.И. Вульфсон // Прикладная математика и механика. - 1969. - Т.33, №2. - С.331-337.
3. Вульфсон И.И. Кинематические задачи динамики машин / И.И. Вульфсон, М.З. Козловский. - Л.: Машиностроение, 1968. - С.281.
4. Крейнин Г.В. Динамика машин и управление машинами: справ. / Г.В. Крейнин. - М.: Машиностроение, 1988. - С.239.
5. Вейц В.Л. Динамика машинных агрегатов / В.Л. Вейц. - Л.: Машиностроение, 1969.
6. Вульфсон И.И. Динамический расчёт цикловых механизмов / И.И. Вульфсон. - Л.: Машиностроение, 1976. - С.327.
2
Материал поступил в редакцию 27.10.2011.
References
1. Vul'fson I.I. Kolebaniya mashin s mexanizmami ciklovogo dejstviya / I.I. Vul'fson. - L.: Mashinostroenie, 1990. - In Russian.
2. Vul'fson I.I. O kolebaniyax sistem s parametrami, zavisyashhimi ot vremeni / I.I. Vul'fson // Prikladnaya matematika i mexanika. - 1969. - T.33, #2. - S.331-337. - In Russian.
3. Vul'fson I.I. Kinematicheskie zadachi dinamiki mashin / I.I. Vul'fson, M.Z. Kozlovskij. - L.: Mashinostroenie, 1968. - S.281. - In Russian.
4. Krejnin G.V. Dinamika mashin i upravlenie mashinami: sprav. / G.V. Krejnin. - M.: Mashinostroenie, 1988. - S.239. - In Russian.
5. Vejcz V.L. Dinamika mashinny'x agregatov / V.L. Vejcz. - L.: Mashinostroenie, 1969. - In
Russian.
6. Vul'fson I.I. Dinamicheskij raschyot ciklovy'x mexanizmov / I.I. Vul'fson. - L.: Mashinostroenie, 1976. - S.327. - In Russian.
MATHEMATICAL MODEL OF HEADRIG PRINCIPAL MOVEMENT DRIVE D.O. KOZYREV
(Don State Technical University),
A.A. AVAKYAN
(Rostov-on-Don branch, Moscow State University of Technology and Management)
The dynamic characteristics of the mechanical operation are analyzed. The mathematical model of the drive of the power-saw bench principal movement is built.
Keywords: mathematical mode, drive, drive belting, crank mechanism.