НОВЫЕ КНИГИ
МАСТЕРСТВО И ВДОХНОВЕНИЕ
Коссович А.П.
Вопросы методики преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие. Махачкала: ИД «Эпоха», 2007. 168 с.
Учебное пособие А.П. Коссович, известного методиста, автора программ и научных статей, наставника многих поколений учителей литературы дагестанской школы, во многом следует сложившимся традициям учебников по этому курсу, развивает и преодолевает их. Вместо привычных разделов под номерами - статьи, посвященные узловым проблемам методики преподавания как науки: «Уроки литературы и задачи формирования самостоятельного критического мышления учащихся», «Реализация принципа преемственности в развитии речи нерусских учащихся на уроках русской литературы», «О типах и характере заданий по литературе» и другие.
В предисловии книги автор не скрывает, что книга сложилась на основе ранее печатавшихся статей и, следовательно, имеет право на некоторую мозаичность. Но при всей разноплановости публикации, собранные вместе, воспринимаются не как случайное «собранье пестрых глав», а как книга, пронизанная единой мыслью о неразрывной связи познавательных, воспитательных и эстетических задач изучения литературы в школе.
Выверенные практикой, опирающиеся на глубокую научную основу наблюдения, размышления, советы и рекомендации призваны содейство-
вать творческим поискам учителя, стремящегося научить учеников мыслить, чувствовать, творить.
В центре наблюдений и постоянных размышлений автора - урок литературы - форма организации учебной деятельности, которая позволяет учителю умело использовать все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.
Концепция урока А.П. Коссович (глава «Уроки литературы и задачи формирования самостоятельного критического мышления учащихся») базируется на деятельностной теории личности, разработанной отечественными психологами, и опирается на ис-следо-вания в области организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Говоря о последовательности и системности развития самостоятельного критического мышления школьников, автор раскрывает круг взаимосвязанных задач, реализуемых на основе принципов преемственности школьного литературного образования: развитие активного воображения, эмоционально-образной отзывчивости, формирование методологических подходов к анализу и оценке явлений словесности.
Психолого-педагогические науки • • •
7 37
Основные теоретические положения и дидактический материал по развитию письменной и устной речи содержатся в главе «Реализация принципа преемственности в развитии речи нерусских учащихся на уроках русской литературы». Автор рассматривает методику развития речи школьников на основе соблюдения данного принципа в содержании и разновидностях речевой деятельности учащихся, осуществляемых в средних и старших классах. Из многообразия форм творческой деятельности учащихся автор выделяет пересказ художественного текста, обучение навыкам планирования и конспектирования, обучение сочинениям разных жанров.
Придерживаясь принципа усложнения работы над сочинением с каждым годом обучения, А.П. Коссович приводит примерный тематический план работы учителя в 9 классе, в котором нашло отражение одно из дидактических правил - проведение письменных работ в последовательности: от сочинений по личным впечатлениям, сочинений о литературном герое к сочинениям о художественном своеобразии литературных произведений. Особое значение придает автор роли учителя в подготовке к написанию сочинения: показывает, как помочь ученику усвоить теоретические основы сочинения, отобрать, осмыслить материал, как постепенно (по этапам) обеспечить все большую степень самостоятельности ученика.
Весьма существенным и значимым аспектом главы «О типах и характере заданий по литературе» представляется вопрос о формировании сопоставительно-аналитических умений учащихся, без которых, по мнению автора, невозможно осуществление внут-рипредметных и межпредметных связей. Опираясь на те или иные стороны указанной проблемы, представленные в работах современных ученых* метод и сто в Г. И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Т.Ф. Курдюмовой, М.Г. Качурина и дру-
гих, автор актуализирует важность использования приемов сопоставительного анализа при изучении курсов старшей школы, строящегося на историко-литературной основе и систематизирующего литературный материал.
Вопросы, темы, проблемы, которые предлагаются в пособии для школьного анализа художественных текстов, иллюстрируют различные уровни сопоставительного анализа: внутритекстовые, межтекстовые, интерпретационные (на основе сопоставлений произведений одного или нескольких авторов по жанровым, сюжетно-композиционным, проблемно-
тематическим).
В главе, посвященной изучению лирики, предложены пути анализа, учитывающие не только своеобразие лирики как жанра, но и возможности учащихся: особенности восприятия прочитанного, их познавательные потребности, жизненный опыт, духовный мир.
Выдвигая в качестве главной задачи при изучении лирики анализ отдельного стихотворения, автор пособия на примере анализа стихотворений A.C. Пушкина, H.A. Некрасова, В. В. Маяковского и других предлагает разнообразные формы деятельности учащихся, рекомендуя использовать такие приемы, как выразительное и комментированное чтение, аналитическая беседа, составление картинного плана, сопоставление, самостоятельный разбор текста. Особое внимание уделено воспитанию личностного отношения к прочитанному, развитию художественного мышления, способности к сопереживанию, потребности в эстетическом наслаждении. Такая позиция представляется очень важной: работа над лирическим произведением есть одновременно работа над культурой чувства и культурой мысли.
Многолетняя личная практика преподавания в школе и вузе позволила А.П. Коссович определить условия,
которые активизируют и углубляют восприятие идейно-художественных ценностей драматургии (глава «Особенности анализа драматургических произведений»). Это, прежде всего, подготовка учащихся к сознательному чтению и разбору драматических произведений, анализ пьесы в ее художественной специфике, формирование литературных и театральных интересов учащихся. Разнообразные приемы работы над драматическим произведением (чтение, чтение в лицах, анализ отдельных сцен, инсценирование), по мнению методиста, тренируют и развивают воображение ученика, столь необходимое для восприятия пьесы, способствуют осваиванию роли речи персонажей, которая «не есть разговор или беседа двух или более лиц», а есть выражение действия, выражение внутреннего мира человека и авторских мыслей.
Автор пособия рекомендует особенно тщательно готовить учащихся к восприятию пьес Чехова в старших классах. Читатель Чехова должен понять тонкий конфликт его пьес, прочувствовать построение персонажей, второй план их речей, «домыслить» недосказанное. Конкретную помощь учителю в формировании такого читателя окажет обстоятельный последовательный анализ чеховских пьес «Вишневый сад» и «Дядя Ваня».
Следует особо подчеркнуть значение главы «Работа по формированию теоретико-литературных понятий в старших классах», раскрывающей мысль о том, что в основе системного изучения литературы лежит углубление связей между личностным восприятием произведения, его изучением и овладением теоретико-литературными понятиями. Определяя невысокий уровень владения указанными понятиями в школах республики, автор считает, что эффективность работы по теории литературы в школе может решаться только в конкретном воплощении, в
связи с анализом художественного произведения. На отдельных примерах формирования понятий «типическое в литературе», «реализм» автор пособия прослеживает закономерности процесса постепенного проникновения в природу понятий, сознательного их усвоения, раскрытия их конкретного содержания, что и определяет методику работы на уроках литературы в старших классах.
Важной составной частью учебного пособия является раздел, включающий статьи об изучении отдельных произведений русской и дагестанской литературы, в которых проявились незаурядное методическое мастерство и высокая филологическая культура А.П. Коссович.
Свободно ориентируясь в большой и сложной литературе Х1Х-ХХ вв., автор стремится убедить учителя, что обогащение методики происходит в том случае, если учитель творчески использует достижения литературоведческой науки в конкретных образовательных и воспитательных целях. Особенную ценность этот практический материал представляет для учителя национальной школы, возможности которого найти необходимую литературу ограничены. Все включенные в этот раздел разработки содержат наряду с глубоким литературоведческим анализом произведений, нелегких для изучения в школе, разнообразные приемы и идеи, рожденные большим практическим опытом. Методист подходит к творчеству отдельных писателей и к анализу их произведений с позиций различных теоретических проблем школьного образования, раскрытых в первой части книги. При этом важнейшими определяются воспитательные задачи обучения дисциплине: воспитание личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма. Именно этим задачам отвечает статья «Поэзия
Психолого-педагогические науки • •
7 39
Фазу Алиевой в дагестанской школе», в которой на благодатном материале анализа лирики дагестанской поэтессы автор делает вывод о возможности достижения оптимального усвоения учащимися произведений русской литературы на основе знаний о родной литературе, более доступной и понятной для их восприятия.
Рецензируемое пособие не только обобщает многолетний опыт педагога, ученого, методиста А.П. Коссович, но и ставит задачи перед научной методикой. Не соглашаясь с теми, кто именно в методике видит причины бедственного положения литературы в школе, ученый-методист убедительно говорит о ее достижениях и верит в плодотворность контакта с
ней литературоведческой науки. И еще есть в книге то, что убеждает, помимо научных доводов, обобщений и рекомендаций. Это - личность автора, его серьезная, деятельная любовь к литературе, школе, учительскому труду, неустанное стремление к совершенству, та вечная молодость души, которую дарит профессия педагога самым верным, самым преданным ей людям. Вот почему это учебное пособие принесет ее читателям - студентам и учителям - самое главное: ощущение значимости учительского труда, осознание необходимости повышения профессионального уровня и совершенствования методического мастерства.
Рашидова З.М.,
Управление образования г. Махачкалы