Данные пять функций говорят о том, что народное искусство никак не может быть как искусство прошлого, так как оно никогда не теряет свои связи с жизнью, потому что передается по наследству.
Рассматривая и анализируя произведения народного искусства Урала и Сибири необходимо учитывать такие факты: происхождение и этническое формирование культуры народа, территориальное расселение, элементы аккультурации с искусством других народов, наличие природных материалов, жизненный уклад, климатические условия, социальный уровень, трудовая деятельность, особенности быта, духовная культура и эстетические идеалы времени. «Народное искусство веками отрабатывало и собирало в себе наиболее ценные художественные приемы обработки, технологии и оформления природных материалов, создавало самобытные образы..., под народным искусством мы понимаем искусство, связанное с бытом, формированием..., искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее художественные вкусы и эстетическое представление широких народных масс» [11].
Библиографический список
Таким образом, традиционное народное искусство Урала и Сибири - явление сложное и многоплановое, соединившее в себе местные аборигенные традиции и элементы аккультурации. Оно является необходимостью сегодняшнего дня, источником нравственной силы и духовности народа.
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народного искусства, народных традиций: международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири» в Шушенском, выставки-ярмарки ремесел в Красноярске, выставки, фестивали, конкурсы в Государственном центре народного творчества Красноярского края и многое другое.
Создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, задачей которых является формирование у студентов нового типа мышления, готового к освоению теоретических знаний, развитие природных дарований, приобретение практики по продвижению результатов собственного творческого труда, становление профессионального мастерства и социокультурное развитие личности [13].
1. Александров, В.А. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. Енисейский край. - М., 1974.
2. Преображенский, А.А. У истоков народной историографической традиции в освещении проблемы присоединения Сибири к России / / Проблемы истории общественной мысли и историографии. - М., 1976.
3. Миллер, Г.Ф. История Сибири. - Харьков, 1750 - 17б0.
4. Георги, И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. - СПб., 1799. № 148. - Ч. 4.
5. Степанов, А.П. Енисейская губерния. - СПб., 1835.
6. Воронов, Б.С. О крестьянском искусстве: избранные труды. М., 1972.
7. Иванов, С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX начала XX в.). Народы Севера и Дальнего
Востока. - М.; Л., 1963.
8. Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. М., 1988.
9. Русакова, Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. - М., 1989.
10. Некрасова, М.А.. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983.
11. Некрасова, М.А. О развитии традиций в художественных промыслах. - М., 1987. № 12.
12. Смирнова, Л.Э. Теория и практика преподавания народного искусства Урала и Сибири в педагогических вузах: монография. - Красноярск, 2012.
13. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство обязательный компонент преемственной этнохудожественной образовательной системы в вузовском образовании. - Ханты-Мансийск, 1999.
Bibliography
1. Aleksandrov, V.A. Russkoe naselenie Sibiri XVII - nachala XVIII v. Eniseyjskiyj krayj. - M., 1974.
2. Preobrazhenskiyj, A.A. U istokov narodnoyj istoriograficheskoyj tradicii v osvethenii problemih prisoedineniya Sibiri k Rossii // Problemih istorii obthestvennoyj mihsli i istoriografii. - M., 1976.
3. Miller, G.F. Istoriya Sibiri. - Kharjkov, 1750 - 1760.
4. Georgi, I.G. Opisanie vsekh v Rossiyjskom gosudarstve obitayuthikh narodov. - SPb., 1799. ? № 148. - Ch. 4.
5. Stepanov, A.P. Eniseyjskaya guberniya. - SPb., 1835.
6. Voronov, B.S. O krestjyanskom iskusstve: izbrannihe trudih. ? M., 1972.
7. Ivanov, S.V. Ornament narodov Sibiri kak istoricheskiyj istochnik (po materialam XIX ? nachala XX v.). Narodih Severa i Daljnego Vostoka. -M.; L., 1963.
8. Baradulin, V.A. Narodnihe rospisi Urala i Priuraljya. Krestjyanskiyj raspisnoyj dom. ? M., 1988.
9. Rusakova, L.M. Tradicionnoe izobraziteljnoe iskusstvo russkikh krestjyan Sibiri. - M., 1989.
10. Nekrasova, M.A.. Narodnoe iskusstvo kak chastj kuljturih. - M., 1983.
11. Nekrasova, M.A. O razvitii tradiciyj v khudozhestvennihkh promihslakh. - M., 1987. ? № 12.
12. Smirnova, L.Eh. Teoriya i praktika prepodavaniya narodnogo iskusstva Urala i Sibiri v pedagogicheskikh vuzakh: monografiya. - Krasnoyarsk, 2012.
13. Shpikalova, T.Ya. Narodnoe iskusstvo obyazateljnihyj komponent preemstvennoyj ehtnokhudozhestvennoyj obrazovateljnoyj sistemih v vuzovskom obrazovanii. - Khantih-Mansiyjsk, 1999.
Статья поступила в редакцию 15.04.13
УДК 7.01
Stepanskaya T.M. THE MASTER OF TEXTILE DRAWING G.A. BELYSHEV - THE ARTIST OF THE LEFT EPOCH.
The creative portrait of artist G.A. Belyshev is presented in article. Manifestation of traditions and innovation in its drawings for fabric is shown. G.A. Belyshev's activity as organizer of an art workshop of the Barnaul cotton combine is opened.
Key words: ornament, folk art, exhibition, water color, workshop, art school, textiles, cotton combine.
Т.М. Степанская, д-р искусствоведения, проф., член Союза художников России, зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
МАСТЕР ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА ГА. БЕЛЫШЕВ - ХУДОЖНИК УШЕДШЕЙ ЭПОХИ
В статье представлен творческий портрет художника ГА. Белышева. Показано проявление традиций и новаторства в его рисунках для ткани. Раскрыта деятельность ГА. Белышева как организатора художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината.
Ключевые слова: орнамент, народное искусство, выставка, акварель, мастерская, художественная школа, текстиль.
К 90-летию со дня рождения художника.
Белышев Глеб Александрович является основателем художественной текстильной школы Алтая. В августе-сентябре 1982 г. в выставочном зале Алтайского отделения Союза художников РСФСР (г. Барнаул) экспонировалась выставка, посвященная шестидесятилетию художника, - первая персональная за сорок лет творчества. И то, что эта выставка явилась первой персональной за столь долгий срок служения искусству, очевидно, следствие не только искренней человеческой скромности Г.А. Белы-шева, но и результат утверждавшейся в выставочной практике недооценки общественной значимости творческого отчета худож-ника-текстильщика перед самым широким массовым зрителем. А между тем родная природа, народное творчество, исторически сложившиеся те или иные местные традиции, в которых талант и труд художника находят мотивы и формы текстильного орнамента, несомненно, являются памятниками отечества, способными ненавязчиво, но эффективно воспитывать и гражданские чувства, и чувство национального достоинства, и истинный художественный вкус.
Диплом художника-текстильщика Г.А. Белышев получил после окончания Ивановского химико-колористического техникума в 28 июня 1942 года, в день своего рождения 29 июня был мобилизован на фронт. Воевал на Северо-Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах в батальонах связи. Закончил войну под Ригой в звании младшего сержанта. В октябре 1945 г. был демобилизован по 2-му Указу о демобилизации как специалист промышленности. За участие в Великой Отечественной войне Глеб Александрович награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» II степени и юбилейными медалями.
До сих пор хранится у художника фронтовая записная книжка с зарисовками растений, цветов, деревьев. Из всех дорог, открывшихся в 1945 г. перед бывшим фронтовиком, он выбрал свою единственную - художника по текстилю. Г.А. Белышев был в числе тех, кто восстанавливал ивановскую текстильную промышленность, вынужденно «замороженную» в 1941-1945 гг.: медные валы с награвированными рисунками для печатания на ткани были переплавлены на оружие. Прежде, чем взяться за карандаш и кисти, художник в стылых послевоенных цехах НовоИвановской мануфактуры вместе с другими (другие - это преимущественно женщины) ремонтировал станки, инвентаризировал, красил оборудование, готовил фабрику к пуску, и она была пущена в декабре 1946 г. Всего на Ново-Ивановской мануфактуре художник проработал 17 лет.
Среди множества эскизов Глеб Александрович сохранил первый послевоенный удавшийся крок. Он экспонировался на выставке - статичный спокойный мелкий растительно-цветочный узор по темному полю, укрепивший веру в то, что душу и мастерство не убила война. В 1946 г. Г.А. Белышев участвовал в работе первого Всесоюзного совещания художников-тек-стильщиков в Москве. Ориентиры развития советского промышленного искусства намечались тогда сложно и трудно. Некоторое время художники текстиля под влиянием Запада были увлечены созданием тканей «эскизной живописности» с цветовым пятном размытых очертаний. Но уже с начала 1950-х гг. элементы текстильного орнамента приобрели четкие реалистические формы. В этот период Г.А. Белышев активно работает, основываясь главным образом на традиционных растительно-цветочных орнаментах. Его рисунки для ткани много раз получали высокую оценку художественного совета Ивановского управления хлопчатобумажной промышленности и на всесоюзных смотрах тканей в Москве. Работы Глеба Александровича хранятся в Ивановском краеведческом музее. С 1957 г. Г.А. Белышев - член Союза художников СССР.
Ивановский период творчества закончился в 1962 г., когда Г.А. Белышев был приглашен руководителем художественной мастерской текстильной новостройки - Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Комбинат в Барнауле был построен на основании актуального для послевоенных лет Постановления Совета Министров СССР №1801 от 28 мая 1951 года «Об увеличении производства товаров широкого потребления и расширения производственных мощностей по Министерству легкой
промышленности СССР» и Приказа Министра промышленных товаров широкого потребления №1155 от 7 июля 1954 года «О мероприятиях по дальнейшему расширению ассортимента и улучшению художественного оформления товаров широкого потребления».
Ценные человеческие качества - любовь к своей профессии, обостренное чувство долга, настойчивость и доброжелательность - помогли художнику преодолеть трудности, неизбежные в организации художественной мастерской нового комбината, и в короткие сроки решить задачу создания граверной мастерской и проблему кадров художников текстиля. Первый метр набивной ткани в Барнауле был выпущен в 1963 г., осенью того же года мастерская Г.А. Белышева представила на художественный совет 12 рисунков тканей. Гравировались они на Московской Трехгорной мануфактуре. В 1964 г. была пущена граверная мастерская отделочного производства Барнаульского ХБК.
К 1982 г. коллектив художников, созданной и руководимый Г.А. Белышевым, разработал более 1300 рисунков для ситца и сатина. Талантливый создатель текстильного орнамента, Глеб Александрович показал себя не только хорошим организатором художественной мастерской отделочного производства ХБК, но и умелым, чутким наставником и учителем молодых кадров художников текстиля. Воспитанники Г.А. Белышева работали на хлопчатобумажных и других текстильных производствах страны. У каждого из них свое творческое лицо. До члена Союза художников РСФСР выросла в мастерской Глеба Александровича Т.В. Рымаренко, позднее художница ХБК в Донецке. Выпускница Вижецкого прикладного искусства, она приехала в Барнаул в 1964 г., имея квалификацию художника по переплетению тканей.
Художником текстиля Т.В. Рымаренко стала, пройдя школу Г.А. Белышева. Темы орнаментальных композиций она часто черпала в национальном украинском орнаменте. Быстрой реакцией на предложения моды, современными орнаментальными темами характеризуется творчество другой воспитанницы мастерской - Л.И. Польщиковой, работающей впоследствии на Калининском ХБК. Об успехах своих учеников Глеб Александрович рассказывает охотнее и подробнее, чем о себе.
В щедрой мере обладает он даром сопереживания и педагогического мастерства. Поэтому не прекращалась переписка и общение с ивановскими коллегами и своими воспитанниками. После отъезда повзрослевших учеников коллектив художественной мастерской Барнаульского ХБК снова профессионально стал молод, так как состав его обновился. И снова Глеб Александрович организует творческие дни, когда начинающие художники вместе с ним пишут натюрморты, решая тональные или цветовые задачи, изучая натуру. Большое значение для поддержания творческой атмосферы в мастерской Г.А. Белышев придает не только практическим занятиям, но и собеседованиям, лекциям по истории искусств, к этим занятиям часто привлекались граверы и печатники. За творческую и общественную деятельность на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате Г.А. Белышев уже в 1972 г. был удостоен высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени.
1970-е гг. стали творческим взлетом художника. Его ткани и швейные изделия из них экспонируются на международных выставках: в Париже (1976 г.), Лейпциге (1977 г.). Художник участвует в краевых художественных выставках в Барнауле, в IV и V зональных художественных выставках «Сибирь социалистическая», на Всесоюзных выставках ВДНХ СССР и других смотрах. Успех связан прежде всего с тем, что на фундаменте зрелого практического и художественного опыта наиболее полно выразила себя индивидуальность художника. Ткани Г.А. Белы-шева стали узнаваемы. Как и прежде, первоисточником творчества для него оставалась природа, в ее красоте и многообразии находил художник темы орнаментальных композиций и мотивов
- «Букет светлых роз», «Лужок», «Розы с травкой», «Вишенка на суровом полотне», «Розы ночью» и т.д. Лейтмотив этих динамичных или статичных композиций - утверждение прекрасного в реальном мире, пробуждение и радостное удовлетворение эстетического чувства. В ткани «Розы ночью» (1970-е гг.) использованы два мотива на темном фоне: пышная роза и скромный
цветок шиповника в окружении листочков, т.е. доминирует раскрытая многолепестковая роза. При этом темное поле четко просматривается. Иногда в рисунке чередуются букеты из трех пышных разного цвета роз и букеты из веточек с листьями, как бы заполняющие поле. Такую композицию можно увидеть в сатине «Букет свежих роз» (1970-е гг.).
Розы - любимый мотив Г.А. Белышева, разработанный художником во многих вариантах. В сатине «Розы с контуром» (1965) на светло-сером поле разбросаны стилизованные веточки с молодыми цветами роз. Бутоны полураскрыты, нежного зеленого, желтого и белого цветов с листочками оливкового цвета. Все элементы орнамента оформлены черным контуром, художник создает этим приемом динамичный, легкий, нарядный рисунок. Иногда мотив роз подвергается орнаментальной стилизации. Таков «Ситец плательный» (1965): на ярко голубом поле диагональные полосы бело-черных, сиренево-фиолетовых букетов роз в сочетании с зелеными листьями, цветы и листья очерчены черным контуром, четко прорисованы.
Новым же, что дали 1970-е гг., явилось обращение Г.А. Бе-лышева к народному искусству как к источнику орнаментальных тем. Художественное богатство дымковской игрушки, семеновской матрешки, городецкой росписи, хохломы, палеха вдохновило художника на создание тканей «Дымковский хоровод», «Дымковская», «Прялки» и др. Кроме названных традиционных художественных промыслов, Г.А. Белышев открыл для себя произведения мастеров Полховского Майдана и Крутца: шкатулки, грибки, свистульки, матрешки, расписанные желтым, синим, алым, фиолетовым. Здесь нашел Глеб Александрович выразительные мотивы для орнамента: матрешку с непременным завитком на щеке, солнышко, расписное яблоко, пейзаж с речкой и лодочкой. Народные мотивы художник обогащает другими соподчиненными орнаментальными образованиями, добиваясь композиционного единства текстильного рисунка.
Для тканей Г.А. Белышева 1970-х гг. характерны сложность орнаментальных тем, широкое обращение к различным художественным приемам интерпретации текстильного орнамента, многоплановые и плотные композиции, сочетание цветочно-растительных и сюжетных элементов орнамента, широкое использование фольклорных тем. Пластическим богатством и стройностью орнамента отличаются лучшие ткани Г.А. Белышева: «Приглашение к чаю», «Барнаул юбилейный», «Полховские домики», «Полховские матрешки». В них есть то, что понимается под национальным колоритом, и на них особенно зримо лежит печать индивидуальности художника.
Модели одежды, выполненные Новосибирским домом моды из ткани «Приглашение к чаю», успешно экспонировались во Франции в 1977 г. и в Германской Демократической Республике в 1978 г. Управление Лейпцигской ярмаркой прислало благодарный отзыв, отметив своеобразие и русский характер этой ткани.
1980-е гг. отмечены началом нового периода в творчестве Г.А. Белышева, который является логическим продолжением поисков 1970-х гг. Художник изучает, и очень увлеченно, народные орнаменты Горного Алтая, в чем ему помогают экспонаты из фондов Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств. Создаются новые ткани, основу рисунка которых составляет казахский, так называемый «рогатый» национальный орнамент.
Сорок лет творчества, из них двадцать лет на Барнаульском хлопчатобумажном комбинате - нелегкий, но ясный и цельный путь художника-текстильщика, наставника молодежи, руководителя художественной мастерской. В настоящее время Глеб Александрович полон творческих замыслов, творческой энергии и по-прежнему его увлеченность искусством и высокий профессионализм служат примером для начинающих художников текстиля.
На персональных выставках Г.А. Белышева преобладают акварели. «Цветы на подоконнике, цветы, цветы.» Есенин вспоминается - здесь так легко, так естественно! В пространстве выставочного зала ожили образы цветов - прекрасной розы, нежного ириса, скромной ромашки, яркого мака. Искусство светлого настроения.
Глеб Александрович убежден, что прикладное искусство -одно из важнейших, так как оно служит человеку в повседневной жизни. Жена его - Софья Ивановна - тоже художник текстильного рисунка, полностью разделяла взгляды мужа. «Не было у меня лучшего друга и помощника», - говорит о Софье Ивановне Глеб Александрович. Любимый труд сделал счастли-
выми художников Белышевых, и счастьем творческого труда они щедро делились с учениками. Глеб Александрович помнит каждого из них. Это и супруги Михайловы, приехавшие по приглашению мастера из Иваново. Это и Тамара Рымаренко, обогатившая творческие поиски коллектива мастерской рисунками народного характера. А в начале 1970-х гг. на комбинат приехали молодые специалисты-художники. Среди них очень талантливо проявили себя Лариса Польщикова, выпускница художественного отделения Ивановского химико-технологического техникума. Она образованностью и стремлением к учебе. Глеб Александрович всегда побуждал воспитанников учиться. По направлению комбината в Московский текстильный институт поступила Татьяна Павленкова. Много энергии, труда, заботы и любви вложено Глебом Александровичем в создание творческой свободной атмосферы в коллективе мастерской. В итоге на Алтае сложилась художественная школа по текстилю, имеющая свое лицо, свои мотивы, свой колорит. Ярко это проявляется в творчестве не только самого учителя, но и в произведениях его воспитанников И. Щетининой, Т. Дедовой, П. Драничниковой.
Г.А. Белышев - художник-акварелист. Творческие работы Глеба Александровича экспонируются в музеях Иванова, Барановичи, Барнаула, Москвы. Многие работы Г.А. Белышева находятся в частных коллекциях России, США, Канады, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Японии и Кубы.
Сохраняя привязанность к растительному орнаменту, Бе-лышев очень часто обращается к народному творчеству. Известность приобрели работы: «Вятская игрушка», «Праздник в Кирове», «Приглашение к чаю», «Северные прялки», «Хоровод», «Полховские матрешки» и др. В ярмарочно звонком колорите воссозданы излюбленные цветовые сочетания вятской игрушки
- малиновые, фиолетовые, вишневые, желтые и зеленые. Очень увлеченно художник работает, используя орнаменты Горного Алтая, создавая такие текстильные композиции, как «Алтайский ковер», «Ковровая дорожка», «Сувенирная салфетка».
Ткани Глеба Александровича и модели одежды из них экспонировались на международной выставке в Париже (1976 г.) и на международной ярмарке в Лейпциге (1977 г.) (рисунок на ткани «Приглашение к чаю»). Секрет их успеха заключается в ярко выраженном национальном характере текстильного узора, его мотивов и сюжетов.
Художник Белышев много и охотно работает с натуры. Он всегда придает большое значение живописи, считая, что каждый художник прикладного искусства должен быть хорошим рисовальщиком и живописцем. Любой его набросок, акварельная работа говорят о незаурядном таланте и мастерстве. Казалось бы, не мудрствуя, Г.А. Белышев рисует все так, как видит в природе, и вместе с тем на бумаге возникает преображенный автором образ цветов.
Творческий поиск коллектива художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината, возглавляемой Г.А. Белышевым был результативен и развивался по таким направлениям, как модернизация геометрического орнамента («Клетка с разработанными квадратами», «Клетка - косач», «Мелкая клетка», «Сложная полоска неритмичного построения», «Пестроткань - домотканина»), разработка мотивов русских народных промыслов («Вологодское кружево», «Сатин сарафанный - городецкая роспись», «Полховская матрешка», «Дымковская игрушка», «Гжель», «матрешка», «Хохлома»), юбилейные ткани («250 лет Барнаулу», «Юбилейный календарь - 25 лет ХБК», «50лет Алтайскому краю»), использование архитипичес-ких мотивов культуры Горного Алтая, Казахстана («Алтайский ковер», «Алтайская дорожка», «Алтайский сувенир», «рогатый» орнамент, скифский «звериный» стиль»), разработка традиционного цветочно-растительного орнамента («Сиреневые розы», «Розы с кружевом», «Букет свежих роз», «Розы с контуром», «Осень», мотив «огурчика»). В период с 1963 по 1973 гг. коллективом художественной мастерской ХБК была создана коллекция из 740 рисунков «по ситцу и сатину» при штате художников шесть человек.
В историю российского художественного текстиля мастерская Барнаульского хлопчатобумажного комбината и ее основатель художник Г.А. Белышев вписали свою особую страницу, в которой оживали традиции и рожались новые уникальные мотивы и сюжеты текстильного рисунка. Источником вдохновения для художника Г.А. Белышева и его учеников служили культура, искусство и природа России.
Библиографический список
1. Художники Алтайского края: биобиблиографический словарь. - Барнаул, 2005. - Т. 1. А-Л.
2. Степанская, Т.М. Художник Глеб Белышев и его жизнь. - Барнаул, 2012.
Bibliography
1. Khudozhniki Altayjskogo kraya: biobibliograficheskiyj slovarj. - Barnaul, 2005. - T. 1. A-L.
2. Stepanskaya, T.M. Khudozhnik Gleb Belihshev i ego zhiznj. - Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 08.04.13
УДК 792
Usov V.V. ABOUT VOCAL-STAGING IMAGE CREATION. Musical Theatre is one of the most interesting and difficult types of theatre art. It is composed of many contrast components. Musical Theatre sets hard professional tasks for the artist. Creating the staging image, the artist must know how to not only wield his voice, but also organically exist in the event of performance and freely manage his body.
Key words: vocal - staging image, effectiveness.
В.В. Усов, аспирант, Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки,
кафедра сольного пения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
О СОЗДАНИИ ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Музыкальный театр - один из самых интересных и сложных видов театрального искусства. Соединяя в себе множество компонентов, подчас противоположных в каких-то отношениях, он ставит перед артистом непростые профессиональные задачи. Создавая сценический образ, артист здесь должен уметь не только владеть своим голосом, но и органично существовать в событии спектакля и свободно управлять своим телом.
Ключевые слова: вокально-сценический образ, действенность.
Образ, созданный только на основе музыкального текста, еще не является полноценным. Воплощение вокально-сценического образа - сложный творческий процесс, требующий обладания определенными профессиональными знаниями и навыками. В создании образа нужно делать опору на действенный анализ музыкальной драматургии. Оправдывать и присваивать поведение персонажа, в аспекте осмысления актерских задач и режиссерского замысла спектакля. Стремиться к освобождению от технической стороны роли и достижению такой степени свободы, при которой возникает импровизационное состояние [1-4].
Необходимое качество, которым должен обладать современный артист музыкального театра, - это умение работать в разных жанрах. Театр шагает в ногу со временем и требует от артиста все новых возможностей. Если раньше все ограничивалось оперой и классической опереттой, где преобладает академическое пение, то теперь, с появлением мюзикла, появляется микрофон, который обязывает не только к новой манере исполнения и к новой технике извлечения и подачи звука, но также даёт возможность артисту петь в движении. В поиске новых выразительных средств в создании музыкального спектакля большое значение сегодня приобретает пластика как неотъемлемая составляющая часть жанра [3, с. 69-71].
Наблюдая за разными поколениями артистов, можно заметить, что подготовка к спектаклю происходит по-разному. Опытные артисты, имеющие старую школу, тщательнее подготавливаются к выходу на сцену. Речь идет не о внешнем перевоплощении, но о внутреннем состоянии. Они вынашивают состояние выхода на сцену целый день, и в антракте и за кулисами остаются в нем же, не отвлекаясь на происходящее вокруг до конца спектакля. Они не выключаются из процесса спектакля за кулисами, а следят за тем, как он набирает обороты, потому что очень важно во время следующего выхода попасть в ритм и «тон» спектакля, продолжить его, а вместе с ним и жизнь своего персонажа.
Создание вокально-сценического образа - это долгая работа по нахождению нужных выразительных средств (пластика, мимика, интонация и т.д.), которая выполняется в ходе репетиций. Но спектакль - это живой непрерывный процесс, происходящий здесь и сейчас, поэтому удачно найденные «приспособления» на репетиции (жесты, поступки и т. д.), на спектакле нельзя повторять механически, нужно воспроизводить не толь-
ко внешние их проявления, но их внутреннюю суть, те чувства, мысли и эмоции, что вызвали эти поступки. Они должны каждый раз рождаться как бы заново.
Например, в опере Чайковского «Евгений Онегин», в первом действии, в сцене в саду перед арией Онегина, когда Татьяна видит, что Онегин направляется к ней, оркестр «озвучивает» линию внутренней жизни героини: в музыке есть смена настроения - сначала страх, потом сомнение. Часто в этом месте Татьяна сидит на лавочке и при виде Онегина встает и делает попытку убежать, спрятаться от судьбы. Действие верное, но суть его не в формальной перемене положения тела. Оно должно быть пиком выражения внутреннего желания. В первую очередь, здесь нужно последовательно воспроизвести «внутренний монолог» героини - все мысли и чувства, заставившие тело двигаться именно так. Что заставило ее вскочить и заметаться? Стыд! Стыд за то, что девушка, вопреки всем устоям, первая открылась в чувствах. Страх того, что ее чувства не будут оценены. На какой мысли застает ее событие приезда Онегина? Например, она сидит и думает: «Почему же он не отвечает? Может быть, его не было дома, когда письмо принесли, и он еще не прочел его, тогда я зря переживаю. А может, он счел это низким поступком, я оскорбила его чувства, и он вообще не станет отвечать? Ах, зачем я это сделала, позор мне, как я несчастна! Нет, нет! Он, обязательно мне ответит, я верю в это! По-другому и быть не может! А вдруг.» И тут входит Онегин. «Это он! Идет ко мне! Что же делать? Прочел ли он письмо? Знает ли? Что делать?! Как себя вести? Убегу! Нет, куда? Зачем?» Тело рванулось прочь со скамейки, но Онегин уже вошел. Вот, что нужно показать зрителю во время спектакля. Всю подробную цепочку мыслей и чувств, которые заставили ее тело вести себя именно так.
В музыкальном, как и в драматическом театре, артист живет жизнью персонажа, думает его мыслями, решает его проблемы, то есть перевоплощается в образ. Это перевоплощение происходит в результате работы воображения, которое отталкивается, от текста роли, предлагаемых обстоятельств пьесы (либретто), от верного физического действия, найденного на репетиции, от декораций, костюма и т.д. Но решающим моментом перевоплощения в музыкальном театре является освоение музыкальной драматургии. Поэтому драматическое исполнение роли усложняется необходимостью создания вокальной стороны партии на основе вживания в музыку.
З07