Мастер реставрации. К юбилею И.А.Столетова
А.М.Журавлев
Храм Покрова на Нерли, пос. Боголюбово Успенский собор Княгинина монастыря, г. Владимир
26 марта 2011 года исполнилось 80 лет Игорю Александровичу Столетову, академику РААСН, главному архитектору ОАО «Владимирреставрация», члену-корреспонденту PAX, академику Академии архитектурного наследия, лауреату премии Президента РФ,лауреату Государственных премий России, Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, Почетному гражданину города Владимира.
После окончания средней школы у Игоря Александровича Столетова не возникало вопроса, куда идти учиться - только в Московский архитектурный институт. И там специализироваться на реставрации памятников истории и культуры. В школьные годы и во время учебы в институте он помогал отцу, основателю Владимирской реставрации, во многих исследованиях. После окончания института в 1956 году Игорь Александрович пришел на работу во Владимирскую реставрационную мастерскую, где постепенно сложился коллектив единомышленников, и уже в 1965 году Столетов сменил отца на посту научного руководителя мастерской. К этому времени Владимирская мастерская заняла лидирующее положение среди реставрационных организаций страны.
Полемические беседы отца в их небольшом домике у речки Лыбеди с такими крупными учеными, как Н.П.Сычев, П.Д.Барановский, А.Д.Варганов, Н.Н.Воронин, И.В.Маковецкий, Н.И.Врунов, П.Н.Максимов, многому научили Игоря Александровича, стали для него своего рода мастер-классом.
Между тем положение реставраторов в стране в то время было противоречивым, а потому нелегким. На словах отмечалась огромная ценность культурно-исторического наследия, на дележе ответственные лица не желали признавать культовые сооружения памятниками истории и культуры. А именно
такие сооружения особенно пострадали - большинство из них не действовали, разрушаясь не только от времени, но и от перестроек, многие здания были разобраны в годы борьбы с религией. И все же реставраторам удалось самоотверженным трудом придать заслуженный авторитет своей профессии.
Особенностью состояния памятников Владимиро-Суз-дальской земли было отсутствие разрушений, нанесенных войной. Но сказались многие века, разновременные переделки и перестройки, человеческое равнодушие и небрежение. Однако в полуразрушенных сооружениях оставались те или иные следы первоначальных архитектурно-конструктивных форм, дающие возможность глубоко их исследовать и достоверно воссоздать. Методика работы над белокаменными памятниками была заложена в исследованиях и практике реставрации А.В.Столетова, в его научных статьях.
Развивая опыт отца, Игорь Александрович вел крупные самостоятельные работы. Первой такой работой было исследование и реставрация Успенского собора Княгинина монастыря XVI века во Владимире. Время и давние неумелые ремонты скрыли первоначальные формы храма, часть конструкций оказалась срубленной. После тщательных исследований следов старых конструкций удалось восстановить три яруса позакомарных килевидных покрытий, возвративших выразительную стройность силуэту старинного сооружения. Работа над воссозданием первоначальных форм храма имела не только архитектурное, но и археологическое значение. Раскрыты и исследованы были формы первоначального храма XIII века. Нужно было также исследовать и проанализировать сохранившиеся архивные материалы. К счастью, внутри храма сохранилась древняя живопись, которая не требовала больших поновлений и была полностью реставрирована. Первая самостоятельная работа была замечательной школой мастерства для молодого специалиста. Следующей работой стали исследования и реставрация Покровского собора XVI века в Суздале и Благовещенского собора в Киржаче. Этот успешный опыт придал архитектору еще большеуверенности в своих силах.
Надо сказать, что через год после окончания института Игорь Александрович встретил Марию Михайловну Субботину, которая делила с ним все трудности и радости реставрационного дела в течение сорока лет. Много добрых слов заслуживают и другие коллеги и соратники И.А.Столетова, без которых было бы невозможно сохранение и возрождение сотен памятников Владимиро-Суздальской земли.
Перед реставраторами стояла задача восстановления более трех тысяч памятников архитектуры, среди которых уникальные архитектурно-градостроительные ансамбли. Широко известны работы в Суздале, одном из древнейших русских городов, бывшем в княжение Юрия Долгорукого столицей Ростово-Суздальской земли. Здесь была проведена
подготовка памятников и городской среды к созданию первого в России международного туристского центра, реставрация и приспособление под современные нужды не только отдельных памятников, но и целых ансамблей и комплексов города. К работе над Суздалем был привлечен и коллектив московского Института реконструкции городов (ИНРЕКОН), по проекту которого построен туристический центр. Благодаря стараниям реставраторов посетители Суздаля видят сохраненный город с его монастырями, храмами, жилищами посадских людей, в истории которого были бурные годы, вражеские осады и сражения, века тихой, провинциальной жизни. Незабываем силуэт старого Суздаля, не знающего себе равных по обилию древнерусских памятников.
И.А.Столетов был автором и научным руководителем реставрации крупного комплекса - ансамбля Спасо-Евфими-евского монастыря-крепости УМ1-УМ11 веков, строившегося во времена митрополита Ионы одновременно с Ростовским митрополичьим двором. Розово-красные стены и башни, возвышающиеся над поймой реки и могучим земляным склоном, древнейший Преображенский собор,оригинальная звонница, Успенская трапезная церковь, другие постройки, среди которых выделяются братский корпус, монастырская тюрьма, Никольская больничная церковь - это огромная историко-художественная ценность. Совместно с М.М.Субботиной, своим постоянным соавтором и сподвижником, И.А.Столетов отреставрировал около десяти объектов монастыря.
Первоначальный проект реставрации всегда гипотетичен, в процессе работой уточняется, изменяется и заканчивается практически одновременно с окончанием реставрации. Работа архитектора-реставратора, как некогда зодчего-строителя, идет в плотном союзе с работой опытного практика-рестав-ратора, каменщика, плотника, кровельщика. Кроме того, на основе изучения состава и формы применявшихся в древности материалов и изделий необходимо по возможности наладить их современное производство. Среди реставраторов
Покровский собор Покровского монастыря до и после реставрации, г. Суздаль
совой гибели (вторая половина 1940-1950-х годов), ведение серьезных работ по изучению памятников, восстановление в массовом порядке нарушенных или утраченных архитектурных форм (1960-е годы), доведение интерьеров зданий наряду с восстановлением их внешних форм до пригодной для эксплуатации готовности и сдача заказчику объекта «под ключ» (1970-е годы). В 1980-е годы пришло понимание того, что памятники архитектуры особенно ценны вместе с исторической средой, в свою очередь достойной изучения и реставрации и приносящей пользу сегодняшнему обществу. И.А.Столетов был первым специалистом, подошедшим к проблеме реставрации с градостроительных позиций. Вот почему он уделяет внимание не только шедеврам зодчества, но и сохранению исторической среды,окружающей памятники. Все это - достояние истории и культуры. В наше трудное время главное для реставраторов, по мнению И.А.Столетова, - устоять, сохранить все ценное, достигнутое отечественной школой реставрации, не снижая высоких требований к реставрационному делу.
Поучительны начатые в 1975 году под руководством Игоря Александровича принципиально новые в практике реставрации исследования исторического ядра центра Владимира и проектирование его реконструкции. Если прежний проект планировки центра, выполненный москвичами, предусматривал замену изношенного жилого фонда 5- и 9-этажными панельными жилыми домами,то Столетовым и его коллегами было предложено максимально сохранить историческую среду и реконструировать существующие строения. Коллектив мастерской самоотверженно работал над альтернативным проектом. Законченный и утвержденный в 1981 году проект по-новому осветил многие проблемы изучения, сохранения и
Улица Георгиевская, г. Владимир
Спасо-Евфимиевский монастырь, г. Суздаль
не было единого мнения, каким должен быть подход к решению задачи: интуитивно-художественный, когда памятник,его сложившийся образ «ведут» руку реставратора, или строго научный, требующий отточенных, неукоснительно аргументированных подходов. Думается, что Игорь Александрович в своей деятельности руководствуется и тщательно обоснованным научным подходом, и художественной интуицией. Этот синтетический метод обеспечивает ему заслуженный творческий успех.
В практической реставрации и научных исследованиях И.А.Столетов, вслед за своим отцом, выделяет тему белокаменных владимиро-суздальских храмов. Их можно представить в последовательно-хронологическом ряду, и тогда мы увидим, как развивалась композиция этих храмов, как их формы менялись от простых к более сложным, как совершенствовалась техника кладки, а декоративное убранство становилось более изящным и насыщенным. Вот этот ряд: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Всего л ишь 80 лет длился в конце XII - начале XIII века период стремительного расцвета этой особой ветви на древе русской архитектуры, под корень срубленной татаро-монгольским нашествием 1237 года. Трудно сказать, как развивалась бы дальше поэзия белокаменного владимирского зодчества, но дошедшие до нас шедевры говорят об умении древних создавать Прекрасное.
После Великой Отечественной войны владимирские реставраторы последовательно решали насущные задачи -принятие неотложных мер по спасению памятников от мас-
использования исторических частей древних городов России, а проведенные работы по комплексной реконструкции центра Владимира и ряда его зданий помогли оживить общественную жизнь города. Эта методика помогла работам над историческими городами и поселениями области.
До 1990 года процесс восстановления старого Владимира шел очень активно. У реставраторов насчитывалось 800 высококвалифицированных мастеров и 100 специалистов, занимавшихся архитектурным, инженерным, научным обоснованием реставрации каждого объекта. Действовала мощная материальная база, кирпичный завод, карьер, где добывался белый камень для укрепления храмов, различные мастерские и оборудование. Все реставрируемые объекты сдавались«под ключ». Владимирская мастерская не уступала реставраторам Москвы и Санкт-Петербурга в качестве и организации работ. А в деле восстановления исторической среды древнего города владимирцы были первопроходцами.
По-прежнему актуальна проблема использования памятников архитектуры. Неправильное использование так же, как и прямые повреждения, способствует их гибели и разрушению. Самый верный способ спасения аварийного памятника - это научная реставрация и решение в комплексе всех вопросов его использования.
В настоящее время культовые объекты возвращаются их законным владельцам, и, кажется, можно быть спокойными за их судьбу. Однако у Церкви не всегда хватает средств и сил на содержание восстановленных храмов и монастырей, часто не достает знаний, научного подхода, профессиональных кадров, что приводит к ошибкам при восстановлении разрушенных зданий, а иногда и к порче уже отреставрированных храмов. И.А.Столетова беспокоит серьезнейшая проблема установления более полного взаимопонимания с Церковью и совместной работы по восстановлению культовых памятников на основе достижений теории и практики реставрационного дела. Этот вопрос касается и других заказчиков.
Последние десятилетия владимирские реставраторы, как
и другие реставрационные коллективы,тяжело переживают отсутствие финансирования, заказов, безразличие властей на местах. Есть попытки разрушить идеологию и принципы Владимиро-суздальской реставрационной школы, заменив ее скороспелыми ремонтами. Пути спасения профессии в тяжелые годы основной состав реставраторов искал в работах за пределами области. Под руководством И.А.Столетова были воссстановлены такие сложные памятники зодчества, как жилые палаты Гранатного двора близ Никитских Ворот и палаты тверских архиереев на Кузнецком Мосту в Москве (за эти работы И.А.Столетов и его коллеги получили от мэра столицы грамоты «За лучшую реставрацию в Москве»), Нико-ло-Зарецкая церковь в Туле, также были проведены работы в Иванове. Высокий профессионализм и мастерство,умение трудиться комплексно и быстро, присущие Владимиро-Суз-дальским реставраторам, сказались и здесь, в сложнейших условиях.
И все же Владимиро-Суздальская земля с ее очаровательными ландшафтами, небольшими городками с одно-двух-этажными домами в окружении садов, возвышающиеся над ними белые стены кремлей и монастырей, цветные купола церквей и колоколен, где архитектура сама является частью природы, родина зодчего, где проходит значительная часть его жизни, остается истинной его любовью.
Увлеченный разнообразными творческими замыслами, озабоченный преодолением бесчисленных трудностей, многие из которых созданы неразберихой наших дней, И.А.Столетов находит силы и для активной общественной деятельности. Он много выступает, ратуя за сохранение памятников истории и культуры, придавая им воспитательное значение. Высокая оценка заслуг мастера,ученого, практика, авторитетного организатора в решении важных и актуальных вопросов реставрации выразилась в целом ряде почетных званий, премий, наград и свидетельствует о важности его многолетней созидательной деятельности.
The Master of Restoration. For I.A. Stoletov's Jubilee.
By A.M. Zhuravlev
The article examines the experience in scientific restoration activity of Vladimir workshop, I.A. Stoletov's work as the leader in restoration mastery in revival of historical architectural heritage of Vladimir-Suzdal region.
Ключевые слова: реставрация, Владимиро-Суздальская земля, белокаменное зодчество, историко-градостроительная среда, архитектурный ансамбль, современное использование, комплексный подход.
Key words: restoration, Vladimir-Suzdal region, white-stone architecture, historical town-planning environment, architectural ensemble, modern usage, complex approach.
Палаты тверских архиереев на Кузнецком Мосту, г. Москва
2 2011 67
2.2.2010.indd 67
#
11.04.2011 11:31:40