вивало у них чувство уверенности в собственных возможностях и способностях. Это, в свою очередь, способствовало ускорению процесса адаптации и повышению сопротивляемости организма младшего школьника к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. являлось одним из условий сохранения как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Включение детей в творческую деятельность через методы группового взаимодействия послужило стимулом к их познавательному и речевому развитию, способствовало продвижениям детей в овладении универсальными учебными умениями и действиями и положительным образом отразилось на их читательской культуре и нравственном развитии. Повышение грамотности, развитие языкового чутья, воспитание внимательности к родному слову и интереса к языку - еще одна сторона проделанной нами работы. В узком смысле задача формирования универсальных учебных действий сводилась к формированию «умений учиться», что при совместном объединении усилий педагогов как основного, так и дополнительного образования становится более решаемой, чем при организации обучения в традиционном, урочном, режиме.
Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную модель обучения младших школьников технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к осуществляемой учебной и познавательной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации. Чем более творческой становится деятельность школьников и педагогов в образовательном учреждении, тем более инновационной становится образовательная среда. Библиографический список
1. Битянова М. Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: Пособие для учителей общеобр. учр. В 2 ч. Ч.1, Ч.2/ Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н. В.; Под ред. А. Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
3. Матяш Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Граф, 2002.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - 4-е изд., перераб.. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
5. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2004.
6. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации// Исследовательская работа школьников, .- 2002 -№1- с.34-45, №2 - с.73-78.
7. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство, комплект для общеобразовательных школ. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006
Берёзка Ольга Николаевна,
учитель английского языка МБОУ «СОШ №4», г. Саянск
Замолоцкая Антонида Яковлевна,
учитель немецкого языка МБОУ «СОШ №4», г. Саянск
Мастер-класс по использованию педагогической технологии «Игры» (идеи Н. Е. Щурковой) Аннотация. Материалы данного мастер-класса предоставляют возможность проследить от начала мероприятия до конца механизм использования педагогической технологии «Игры» (по идеям Н. Е. Щурковой) в учебно-воспитательном процессе. Игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная, конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Практическая часть включает проведение классного часа, проведённого в форме игры с элементами оценочной деятельности, с элементами общения, творческого созидания и духовного осмысления жизни. Приложением к мастер-классу является презентация.
Ключевые слова: педагогическая технология игровых методик, ценностные отношения, этика взаимоотношений, социально - личностное осмысление ценностного содержания жизни.
Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека» вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой, которая определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).
Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.
Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий
Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.
Другими словами, жизнь, достойная Человека, - жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
Как реализовать эту цель на практике? Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, какие технологии применить, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много,они рождаются в той или иной педагогической ситуации и выбор технологии зависит от компетенции учителя. Мы выбираем игру.
Ведь игра - это особый вид деятельности, цель которой лежит в самой деятельности. Благодаря своей уникальной природе, физической, психологической и социальной, игра вовлекает детей в деятельность самого разнообразного вида, содержания и формы. А главное - игра незаметно вовлекает детей в систему наиважнейших социальных отношений, и они проживают эти отношения, тут же, в игре, выстраивая адекватные формы поведения Понимая колоссальные воспитательные возможности игры, педагог использует ее в двух вариантах: либо как собственно игровую деятельность либо в качестве игровой формы.
Игра присуща детскому возрасту, но играть любят все люди, и взрослые тоже, потому что в игровой деятельности человек максимально свободен, раскрепощен, не связан предметным результатом, будучи увлечен самим процессом игры. К тому же, в игре человек спрятан за игровую роль, он изображает кого-то, а следовательно, не скован страхом раскрыть свое «Я». Добавим: в игре нет отметок, нет «успевающих» и «неуспевающих».
Равенство в игре настоящее, подлинное. Все это обеспечивает максимальное напряжение физических и духовных сил ребенка, который совсем не замечает, сколь велико было в игре напряжение сил и как он устал после игры. Игровое средство - замечательнейший фактор развития личности ребенка. Игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не представило им повседневная, конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.
Поэтому мы первоочередное внимание своё направляем на создание в группе наилучшей психологической атмосферы, как непременного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогической техники, голосу , мимике , жестам , пластике, окраски речи, определяющих тональность первого этапа занятий- пролога. Пролог слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программы занятий, выявления мотивов предстоящей работы, а также веера личного смысла каждого участника игры, из обмена сообщений о самочувствии и первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отношению друг к другу.
Пролог психологически открывает каждого на общение, способы такого разогрева бесчисленны и общеизвестны: обращение к детям, подчёркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы ( друзья, мои дорогие и т. д.)
Проявление заботы об обустройстве всех детей для предстоящей работы « всем ли удобно?», «все ли хорошо расположились?» Педагогическая мизансцена занятий располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (расположение возле стола, полукруг, круг, овальный стол).
Вовлечение в игру и объявление правил игры совершается одновременно путём раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей, а далее приглашение детей к исполнению той или иной роли. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей: необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за разворачиванием сюжета, арбитр делает выводы, даёт оценку ходу событий, выявляет идею происходящего т.е. ценностного отношения, но ни в коем случае ни производит персональных оценок в адрес играющих - арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации жизни и высказывает свои впечатления от увиденного.
В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы. Следовательно, ход игры непредсказуем - в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. Поэтому педагог не должен волноваться, если событийный вектор принимает новое направление, он подхватывает этот сюжетный поворот и с помощью реплик оформляет его дальнейшее движение. Педагогичная импровизация придаёт игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей игры. Чтобы импровизировать, педагог вынужден быть предельно внимательным к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих.
Средства игры предельно минимальны. Они лишь инициируют активное воображение всех участников групповой деятельности - это единственное их назначение. Чаще всего отбирается одно единственное средство, чтобы ни в коей мере не отвлекать внимание детей от содержания игровых действий на использованные предметы.
Зато большое значение приобретает игровая мизансцена: расположение детей по отношению к друг другу и расположение вещей и предметов в контексте группового размещения. Мизан-
сцена несёт на себе символику отношений, поэтому носителей отношений размещаются именно так, чтобы ярко очертить взаимоотношения персонажей игры.
Педагог в качестве ведущего должен хорошо продумать своё расположение относительно группы, исполняющей свои роли. С одной стороны нужно находиться среди наблюдателей, предоставляя свободное поле игрокам, но с другой стороны, ведущему приходиться мягко корректировать ход игры, поэтому он должен находиться где-то рядом с играющей группой. Чрезвычайно важно сохранять этику взаимоотношений во время игры, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые в запальчивости могут допустить дети. Здесь многое зависит от тона самого педагога, в котором совмещается мягкость, весёлость, чёткая распорядительность, исключающее небрежное отношение к человеку.
Итак, технология групповой работы предусматривает умение создавать благоприятный психологический климат в группе, организовывать деятельность группы так, чтобы формировать её способность стать, в конце концов совокупным субъектом, чтобы группа и отдельно каждый ребёнок проживали ситуацию успеха в ходе групповой деятельности, а также, чтобы при организации группового дела были привлечены оптимальные воспитательные средства, содействующие наивысшему качеству результата деятельности.
Группа в игре вступает во взаимодействие с миром, познаёт этот мир, оценивает это мир и влияет на этот мир, таким образом технология игра оснащает каждого ребёнка способностью взаимодействовать с миром, формирует у учащихся ценностные отношения детей к миру (они проживаются); умение взаимодействовать с миром (они вырабатываются); знания детей о мире (они приобретаются). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию разработку применения технологии «Игры» ( идеи Н.Е.Щурковой) в учебно - воспитательном процессе на примере,
Игра «Калоши счастья»
Слайд 1 «Мастер класс. Педагогическая технология «Игры» Идеи Н.Е. Щурковой
(Звучит музыка)
Ведущие: Замолоцкая Антонида Яковлевна, учитель немецкого языка
Берёзка Ольга Николаевна, учитель английского языка
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Добрый день, друзья!
- Мы рады встречи с вами. Вам нравится в нашем городе, в нашей школе?
- Вам удобно, комфортно на ваших местах? Тогда давайте поменяемся местами с вашей коллегой, чтобы каждому на новом месте было также хорошо, как вам на своём.
Слайд №2 «Калоши счастья» (по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена)
- Позвольте представиться. (одеваем яркий и тёмный шарфы) Я - фея счастья!
- А я - фея печали!
- У меня есть калоши счастья, и тот ,кто их наденет, станет самым счастливым человеком!
- Да что вы говорите! Надевший эти калоши счастья, обретёт немедленное желание от них избавиться!
- А давайте посмотрим! Кто из вас хочет приобрести калоши счастья? Вот они- вытягивайте!(на листе с изображением калоши указано счастье, которое предлагается).
- И зачем вы их приобрели? Вы думаете они вам помогут?
- Как же? Пожалуйста, назовите какое счастье вы приобрели сейчас! (читают)
- (стать богатым) Как вам повезло! Какой человек не мечтает об этом! Вы сможете теперь осуществить все мечты! Построить чудесный дом, посмотреть мир, сделать счастливыми ваших детей!
- Неужели?!!! Ведь счастье и несчастье шагают рядом! Приобретешь одно, а потеряешь другое! Один дом принесет вам сколько проблем! Это и завистники, аферисты, воры! Нужна и охрана! Охрана не только дома, но и вас и ваших детей!
- Не слушайте! Ваш дом будет самым красивым и защищённым от нежелательных людей! За ваши деньги вы установите самую современную охранную систему. Совершите кругосветное путешествие! Будете наслаждаться жизнью! Не отказывайтесь от такого счастья!
- Да откажитесь от них! Не рискуйте! Это счастье не принесёт вам удачи! Машина, дом, дети, поездки - в любой момент вы можете всё потерять!
- Вы оставляете у себя эти калоши счастья????
- (2 калоша) Пожалуйста, назовите ваш счастье! (у вас появится новый друг, умный и интересный собеседник). Это прекрасно, такое счастье сулит вам богатое общение, минуты радости жизни, общее интересное дело!
- И вы верите в это?!! От такого счастья лишь прибавятся у вас заботы! Умный всегда будет вас поправлять! Своими разговорами держать в постоянном напряжении! Заявлять о себе! Вы потеряете своих старых и верных друзей! Выбор за вами!
- Так что вы выбираете?!!! (выбирает)
- (3 калоша) У вы какое счастье обрели?! (модная и красивая одежда). Думаю, что для женщины это так важно! Вы будете чувствовать себя уверенно и в делах и в помыслах! Вам будут открыты все двери! Преобразится ваш внутренний мир!
- Неужели?!!! Встречают по одежке, а провожают по уму. Не станете ли вы зависимы от одежды?!! Не появятся ли у вас завистники? Подумайте об этом!
- Ну, что вы решили? Оставляете эти калоши счастья?!
Рефлексия
- Друзья, мир так амбициозен! В одном явлении сочетается столько противоречий, тесной связи счастья и несчастья, удовольствия и огорчений! А какое ваше мнение уважаемые наблюдатели?
(высказываются мнения)
- Противоречивость мира всегда держит человека в разрешении противоречия. Таким образом, каждый становится строителем свой судьбы!
- А МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ! (включается музыка).
Классный час «Я и моя социальная роль»
Цель классного часа: личность способная достойно жить в обществе Задачи:
Формировать у учащихся:
- ценностные отношения детей к миру (они проживаются);
- умение взаимодействовать с миром (они вырабатываются);
- знания детей о мире (они приобретаются)._
Итак, уважаемые коллеги, мы приглашаем Вас на классный час «Я и моя социальная роль». Пролог Вы хорошо устроились? Вам комфортно? Удобно? Тогда давайте поменяемся местами с вашим товарищем, чтобы каждому на новом месте было также хорошо, как вам на своем. Вам хорошо?! (музыка зучит) Я предлагаю вам заглянуть в себя. Вам хочется? Интересно? Тогда приступим. Давайте встретимся к сами собой. Закройте глазки, останьтесь наедине с собою. Загляните в свой внутренний мир, а когда откроете глазки, скажите, было ли скучно наедине с собою? А теперь давайте проведем встречу с собой, но с опорой на руку друга или подруги. Возьмитесь за руки, закройте глазки. А теперь, что вы почувствовали? Вы почувствовали, что с другом веселее? Я советую вам провести такую же минуту наедине с собою, но уже дома. Ведь внутренний мир каждого из нас очень интересен, но по лености своей не интересуемся этим миром, а это нужно делать. Дети меняются местами дети сидят с закрытыми глазами 1 мин. Ответы детей. Дети отвечают.
Определение целей. Выявление мотивов. Сегодня я приглашаю вас к сотворчеству. Тема нашего занятия «Я и моя социальная роль». Ребята, а вы знаете, что такое социальная роль? Нет?! Тогда я вам скажу. Социальная роль- это ожидаемое от человека в определенных условие поведение. Давайте прикоснемся поближе к этому понятию. Например, девочка бежала и упала - что вы сделаете? Бабушка боится одна перейти улицу. Что вы сделаете? Мама заболела и просит вас сходить в магазин? Как вы поступите? Да, в жизни вы выполняете различные социальные роли (поступки, которые оправдывают ожидания). И очень хорошо, что мы можем отличать хорошие поступки от плохих. Чтение со слайда Ответы детей
Сказка «Репка». Все вы ее знаете? Помните? Давно ее читали? Вырастая, мы забываем и перестаем читать и перечитывать сказки, они становятся нашим прошлым, но мы не забываем тех счастливых мгновений, когда восхищаясь, открывали для себя мир добра, любви, правды и красоты. Как вы думаете, что победило в сказке? Как смогли они вытянуть репку? Ответы детей
Вовлечение в игру Я предлагаю посмотреть и вспомнить сказку «Репка». Обратите внимание, счастливы ли все вместе, довольны ли? Конечно же, все счастливы, так как они по первому зову исполнили желание дедушки и все вместе легко и весело вытянули репку. Идет просмотр фильма После просмотра ответы ребят
Фабула игры Ребята, но это ведь сказка! А в жизни всё может быть по-другому. И дети могут вовремя не прийти на помощь, и бабушка может быть занята другими делами, и у собачки могут быть неотложные дела (кто-то бросил вкусную косточку) и кошка может ловить мышку. Бывает такое в жизни? Конечно! И я предлагаю сделать эту сказку былью. Её героями будете вы! Давайте распределим роли.
Распределение игровых ролей А кто хотел бы исполнить роль репки, дедушки, бабушки, внучки, собачки, кошки и мышки? Итак, ребята, вы войдёте в роль этих героев и будете делать это так, как не в сказке. Вы не будете спешить на помощь дедушке, при этом объясняя причину, почему так поступаете. А дедушке нужно их уговаривать, чтобы они помогли ему, аргументируя свою просьбу о помощи. И репка должна быть очень умной. Но кому помогать - должна решать сама. Дедушка не должен забывать, что в данном случае он единственный представитель сильной половины. Распределение ролей
Наблюдатели - арбитры. Остальные ребята будут наблюдателями-арбитрами. Это очень важная роль. Вы будете следить за разворачиванием сюжета и делать выводы, выявлять идею происходящего, высказывать свои впечатления об увиденном, давать оценку и аргументировать поступки героев. (ход игры ведёт учитель - направляет внимание всех на отношенческую сущность происходящего).
Ход игры Идет дед и садит репку. Репка растёт, восхищается, какая она красивая и большая. Всю семью накормит, но надо, чтобы ее вовремя убрали. Приходит дед, восхищается, но слаб стал. Репка просит его её вытянуть. Он очень старается, горюет, что не может, но рассуждает, что семья большая, дети помогут, да и домашние живлтные не бросят его. Кричит: «Арина, иди, помоги!» Она в ответ: «Сам справишься, я очень занята, блины пеку, да и в парикмахерскую надо сходить». Дедушка в ответ: «Неужели для тебя парикмахерская дороже, чем помощь мужу?» Жена говорит: «Ничего с репкой не случится, завтра справимся!» Репка плачет, огорчена. Дед её успокаивает, говорит: «Сейчас внучка придёт, поможет!» Зовет внучку. Внучка в ответ: «Некогда мне, домашнюю работу делаю, да и конфет надо купить! Очень сладенького хочется!» Дедушка отвечает: «Не по силе мне старому тянуть одному, помоги, да и спина что-то прихватила». Внучка: « Да некогда мне дедушка. Сейчас сбегаю куплю конфет и приду. Где у тебя деньги лежат?» Дедушка отвечает: «Как всегда, в столе». Дед рассуждает вслух: «Как плохо, когда никто не хочет помочь». И опять тянет с трудом репку. Репка отвечает: «Да отдохни! Вон, Жучка бежит, она точно поможет! Ты ей ведь всегда самые вкусные косточки отдаёшь. Она - то поможет!» Дед зовёт Жучку. Жучка отвечает: «Да что ты, хозяин, сам что ли не можешь вытянуть? Мне еще косточку нужно обглодать, пока другие не нашли! Вон кошка бежит, ее и проси!». Дед рассуждает: «Как плохо быть бессильным!». Дедушке плохо. Репка вызывает скорую помощь. Услышав звук сирены, прибегают наши герои. Помогают дедушке, вытягивают репку и вместе с дедушкой довольные идут домой.
Но я теперь слово арбитрам-наблюдателям. Итак, как вы оцениваете поведение репки, внучки, кошки, мышки, бабушки? А вы бы как поступили, оказавшись на их месте? Вопрос к героям: « А вам понравилось быть в роли кошки, бабушки, мышки, собачки и кошки? Почему? А вы бы как поступили на их месте? А как вы считаете, дедушке стало плохо лишь от того, что спина у него болела?» Арбитры дают оценку всем героям. Дети отвечают.
Мы должны вслушиваться, вглядываться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы, придавать обыденным повседневным ситуациям гуманистическую окраску. То есть быть внимательными, готовыми прийти на помощь по первому зову. А сейчас я попрошу дать ответ на реплику, записанную на экране, она может прозвучать везде: на улице, в школе и дома. Как же вы на её среагируете? На экране реплика: « Что-то я себя плохо чувствую». На экране размещены и предположите льные ответы. Если дети не могут ответить, то просим их назвать два ответа со слайда.
Рефлексия Друзья, я думаю, что ваши поступки будут такие же добрые, как и ваши ответы. Давайте поблагодарим друг друга! На экране «СПАСИБО ВАМ (за искренность, доброту, дорожелатель ность, хорошее настроение, уважение, игру) Апплодисменты
Глобус
(по идеям Н.Е. Щурковой)
Это красивая и изящная интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности со-
временного человека. В основании игры лежит положение о много мерности мира, которая говорит о том, что любое явление мира точно также как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула игры: двое играющих (их может быть трое, четверо) занимают разное положение по отношению к предмету, расположенного на столе, и поочередно описывают, то что видят сообщают об этом всей группе. (Их описание не совпадают).
- Ведущий убирает глобус и просит участников игры побеседовать о том, что за предмет стоял на столе.
- Выводы участников игры о несхожести характеристик.
- Наблюдатели высказывают впечатление от происходящего на их глазах.
- Рефлексия. Библиографический список
1. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики Педагогическое общество России, Москва, 2006. - С.3 - 15, 193.
2. Щуркова Н. Е. Сборник пёстрых дел, Смоленск, 1998. - С.35 - С.31
Богачева Людмила Григорьевна,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69», г. Апатиты
Полевая Надежда Васильевна,
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г. Апатиты Кубова Людмила Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г.Апатиты Перминова Лариса Вячеславовна,
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида №69, г.Апатиты Системный подход в организации процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида Аннотация. В статье освещен опыт работы по организации процессов интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида. Раскрывается система деятельности службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей, формы и методы работы по внедрению различных моделей интеграции. Ключевые слова: интеграция, инклюзия, проектная деятельность, сопровождение, дети-инвалиды.
Последние десятилетие XXI века в большинстве стран мира отмечаются существенные изменения в системе специального образования, связанные с развитием интеграции и формированием нового отношения государства и общества к детям с особыми нуждами.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
В приоритетном национальном проекте «Образование» (2009-2012 годы), акцентировано внимание на создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, на основе формирования интегрированного (инклюзивного) образования в региональной образовательной системе до 1.09.2013 года.
Для решения данных проблем разработаны национальные инициативы, федеральные и региональные программы:
- «Дети - инвалиды» (составляющая федеральной программы "Дети России") направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и их семей;