Научная статья на тему 'Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». Часть 1'

Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2031
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС) / НОВИЗНА / ТВОРЧЕСТВО / УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА / УРОВНИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ШКАЛА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

Статья посвящена описанию мастер-класса, состоявшегося на Международном съезде школьных учителей в г. Елабуга республики Татарстан. На занятии рассматривались особенности деятельности учителя, занимающегося внедрением ФГОС, а также качества, которыми должен обладать педагог в условиях внедрения нового стандарта. В данной статье представлена первая часть занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». Часть 1»

Статья посвящена описанию мастер-класса, состоявшегося на Международном съезде школьных учителей в г. Елабу-га республики Татарстан. На занятии рассматривались особенности деятельности учителя, занимающегося внедрением ФГОС, а также качества, которыми должен обладать педагог в условиях внедрения нового стандарта. В данной статье представлена первая часть занятия.

Сиденко Елена Александровна,

ст. преподаватель Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

г. Москва

МАСТЕР-КЛАСС: «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

ЧАСТЬ 1

Какими качествами должен обладать педагог, если он собирается внедрять на своих занятиях ФГОС?

Ключевые слова: инновационная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), новизна, творчество, уровни творчества, уровни инновационной деятельности, мотивация, потребность, шкала потребностей.

Многие школы сейчас включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства. К тому же, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации уже три года назад был издан Федеральный закон от 1 декабря 2007г. о новом понимании содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации № Э09-ФЗ «Об образовании», статья 7: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...» Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.

Тема ФГОС сейчас настолько актуальна, что трудно переоценить ее значимость. Переходу на стандарт средствами инновационной деятельности и был посвящен наш мастер- класс в городе Елабуга республики Татарстан, где прошел международный фестиваль школьных учителей. В данной статье мы предлагаем читателю краткое содержание первой части нашего мастер - класса.

Поскольку инновационная деятельность - это, прежде всего, творческая деятельность, мы в на-

чале рассмотрели ее роль в педагогической практике.

Итак, чем же может помочь педагогу творчество? Вспомним, что есть два вида деятельности: репродуктивный и продуктивный. Репродуктивный вид деятельности подразумевает воспроизведение однажды усвоенной информации. Давайте обсудим это.

Вопрос аудитории

Если преподавание строится по репродуктивному способу, возможно ли в таком случае вести речь об инновациях? Ответы обоснуйте.

Вывод, который получаем после обсуждения: инновационная деятельность связана с продуктивным типом деятельности, и, следовательно, с творческим.

Именно в процессе творчества осуществляется деятельность продуктивного типа. Можно выдвинуть такое определение творчества: «Творчество-это любая деятельность, в которой создается новый продукт» (Большой энциклопедический словарь). Возникает вопрос: что значит «новый»? Новизна, в свою очередь, тоже может быть разделена на две категории: субъективная и объективная. Субъективной новизной можно назвать открытие, которое человек делает «для себя», то есть, по сути, «пере-открытие». Часто можно слышать в речи что-то вроде: «я открыл(а) для себя новую технику ведения урока». Такие открытия носят субъективную значимость, то есть, важны, в первую очередь, для самого человека, тогда как объективная новизна- это от-

крытия, значимые для группы людей (в идеале для всего человечества).

Как пишет в своей статье В. С. Лазарев1, существует три уровня педагогического творчества: открытия, изобретения и усовершенствования. В условиях введения ФГОС педагог - инноватор, создавая свою педагогическую разработку, может выйти на любой из этих уровней, поэтому нам важно с этим разобраться.

Итак, рассмотрим эти уровни более подробно. Наиболее масштабные и новаторские педагогические решения - это открытия. Они позволяют увидеть новые возможности совершенствования, как самой деятельности, так и включенного в нее человека. Открытия связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Таковы, например, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко и воспитательная система В.А. Су-хомлинского. Сейчас, когда наша образовательная система стоит на пороге кардинальных перемен, практически у каждого педагога (или педагогического коллектива) есть уникальная возможность сделать открытие, по значению сопоставимое с упомянутыми нами историческим примерами. Речь идет о создании авторской системы внедрения Федерального стандарта.

Второй уровень педагогического творчества связан с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями.

Создание «сводных» отрядов, «технология» параллельного педагогического воздействия, метод «взрыва» у А.С. Макаренко, поурочный балл, введенный липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой - все это примеры педагогических изобретений.

В современных условиях одной из наиболее актуальных тем является привитие интереса к обучению, развитие мотивации учащихся. Это - один из необходимых элементов успешной реализации стандартов. Педагогический коллектив может взять разработку этой проблемы, и полученный продукт может относиться к изобретениям.

Наконец, третий уровень творчества педагога - это усовершенствования, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания2.

Современным примером усовершенствований может послужить адаптация практических рекомендаций по внедрению ФГОС в вашей школе.

Открытия в педагогической практике (как, впрочем, и в любой другой практике) случаются довольно ред-

1 Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя .// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008.- №3.

2 Цитата по: Загвязинский В.И. Педагогическое творче-

ство учителя. - М., 1987.

ко. Как правило, имеют место изобретения или усовершенствования.

Обсуждение

Задания группе:

1. Приведите примеры встречавшихся на вашем пути открытий, изобретений и усовершенствований.

2. Определите, к какому уровню творчества можно отнести всем хорошо известную методику опорных схем Шаталова. Обоснуйте свою точку зрения.

Каким бы ни был путь педагога - инноватора, в любом случае он руководствуется захватившей его идеей. Здесь мы подходим к одному из ключевых вопросов рассматриваемой нами проблемы: мотивам участия педагогов в инновационной деятельности, а значит, и мотивам к внедрению стандартов.

Для того чтобы понять значение словосочетания «мотив деятельности», необходимо разобрать две составляющие этого понятия: мотив и деятельность. Начнем с деятельности. Для этого обратимся к работе А. Н. Леонтьева «Деятельность, сознание, личность»3.

Анализируя структуру человеческой деятельности, А.Н. Леонтьев выделил в ней следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия и операции. Человек осуществляет деятельность, потому что посредством этого он удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность - это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах - неопредмеченной (нужды в чем-то) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Например, чувство голода может направить человека на поиск какой-либо пищи, но целенаправленным этот поиск станет тогда, когда будет конкретизировано, какую именно пищу искать. Опредмеченная потребность, т.е. потребность, имеющая предметное определение, является мотивом. Отдельные виды деятельности могут различаться по множеству признаков: по форме, по способам осуществления, и т.д., но главное их отличие состоит в предмете их потребности или иначе - мотиве. Деятельности без мотива не бывает. Немотивированная деятельность, согласно А.Н. Леонтьеву, - это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Всякая деятельность реализуется через действия. Действия - это основные образующие отдельных видов деятельности. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Теперь рассмотрим определение действия. Действие - это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели.

Цель - это еще один компонент структуры деятельности. Действия различаются, прежде всего, своими целями. Если деятельность направлена на мотив, то действие - на цель. Одно и то же действие может осуществлять разные виды деятельности,

3 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.

может переходить из одной деятельности в другую. Например, ведение дискуссии, передача сообщения, перемещение из одного пункта в другой могут реализоваться в разных видах деятельности. Развернутая деятельность осуществляется как сложная структура действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий, а значит, и достижение множества целей. Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями. Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способами: пешком, на поезде, на машине, не вертолете. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль, и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то это другие условия (придется идти пешком или искать вертолет). Таким образом, одна и та же цель- попасть в пункт А - будет достигаться разными операциями. При изменении условий (например, в пункт А проложили дорогу и направили рейсовый автобус) цель остается, но способы ее достижения меняются. Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу. В приведенном нами примере в зависимости от условий задачи будут разными по сложности.

Обсуждение

Задания группе:

1. Ученик по заданию учителя выполняет упражнение. Это действие или деятельность?

2. Педагог работает по книге «Планируемые результаты начального общего образования1» М., 2010 или по любой другой книге из комплекта, обеспечивающего реализацию ФГОС.

Можно ли отнести работу педагога к деятельности или к действиям и почему?

Итак, мы разобрались с понятием «деятельность». Теперь вернемся к мотивам. «Мотив придает деятельности личностный смысл», писал Леонтьев. Что это значит? Как мы уже говорили, мотив - это опредмеченная потребность, а потребностей у человека может быть много - причем на разных уровнях. Для более детального разбора структуры человеческих потребностей обратимся к исследованию А. Маслоу.

Абрахам Маслоу в своей работе «Мотивация и личность»2 определяет неврозы и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребно-

1 Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120с. - (Стандарты второго поколения).

2 Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк,

1970. цитата по книге «Курс практической психологии» Составитель- Р. Р. Кашапов, Ижевск, 1995.

стей, также как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Объем и способ удовлетворения фундаментальных потребностей различен в различных обществах, но эти потребности никогда не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. А.Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации.

Как пишет А. Маслоу, «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе, и терпит неудачу без этой основы. То есть, для большинства человечества, высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры».3

Согласно А. Маслоу, поведение человека детерминировано его потребностями - состояниями, создаваемыми нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует человека. После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.

В принципе все, с чем встречается человек, может стать предметом его потребности. Но все потребности можно сгруппировать в определенные классы, и А. Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей. На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности в пище, жилище, одежде и др. Высшие потребности - это потребности в самоутверждении и самореализации. Высшая потребность может стать мотивом поведения, согласно теории А. Маслоу, лишь тогда, когда будут удовлетворены потребности более низких уровней.

Современные психологи, работая с иерархией потребностей, разработанной А. Маслоу, графически изображают ее в виде пирамиды. Фундаментом являются низшие потребности, а вершиной - высшие. Вот как выглядит эта «пирамида» потребностей:

5. Потребность в самовыражении - потребности в познании, эстетические потребности и потребность в самоактуализации (личностном росте) - стремление человека реализовать свой внутренний потенциал, развить в полную силу свои способности, сделать то,

3 Маслоу А. Мотивация и личность. Цитата по Психология личности, составитель Д. Я. Райгородский, Барах-М, 2008.

что «только он» сможет сделать, потребность в творчестве.

4. Потребности в уважении - это потребности человека в позитивной оценке его другими, признании, одобрении, а также потребность в самоуважении.

3. Потребности в любви и принадлежности (социальных связях) - это потребности в семье, дружбе, любви, поддержке постоянных контактов с другими людьми, потребность быть членом каких-то сообществ.

2. Потребности в безопасности - это стремление человека защититься от опасностей и неопределенности в будущем (стабильность, порядок: сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью, избегание опасностей, стресса).

1. Физиологические потребности - это потребности, которые связаны с обеспечением выживания человека (пища, вода, сон, жилище, одежда и т.д.).

Итак, по теории А.Маслоу, человек может испытывать потребность в творчестве только если потребности низших уровней удовлетворены. Как писал сам А.Маслоу, «Человек может жить хлебом единым - если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие, более высокие потребности, и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее. Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому удовлетворение «низшего» становится скучным».1

Обсуждение

Задания группам:

Найдите аргументы и обоснуйте: группа 1 (тезис), группа 2 (антитезис)

Группа 1. «Только при условии повышенной заработной платы учителя захотят включаться в инновационную деятельность»

Группа 2. «Если учитель заинтересовался инновациями, то материальный фактор не является решающим».

Итак, мы пришли к выводу, что мотив придает деятельности личностный смысл. Это становится особенно актуально при реализации педагогами ФГОС второго поколения, так как ожидаемый результат

1 Маслоу А. Мотивация и личность. Цитата по книге Психология личности, составитель Д. Я. Райгородский, Барах-М, 2008

повышения квалификации - это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС, а именно:

• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

• принятие идеологии ФГОС общего образования;

• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

• овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Более подробно обо всем этом мы поговорим во второй части нашего семинара.

Литература:

1. Александрова Э.И., Воронцов А.Б. и др. Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

2. Аюбашева С.И., Давыдова Н.Н., Ивонин А.О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №3.

3. Воронцов А.Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. -2010. №3.

4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.

5. Курс практической психологии / Составитель Р. Р. Каша-пов, Ижевск, 1995.

6. Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- №3.

7. Лазарев B.C. Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - №3.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - С. 304

9. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1970.

10. Психология личности / составитель Д. Я. Райгородский, Барах-М, 2008.

11. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе.-2010. №3.

12. Теории личности / Хьелл Ларри, Зиглер Дэниел, Питер, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.