Научная статья на тему 'Инновационная и творческая деятельность учителя'

Инновационная и творческая деятельность учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голоднова Лариса Васильевна

В своей статье автор подробно исследует схему построения инновационной деятельности учителя, рассматривая ее как через призму психологических теорий, так и с точки зрения практического применения, и уделяя большое внимание формированию мотивации и творческому процессу в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная и творческая деятельность учителя»

В своей статье автор подробно исследует схему построения инновационной деятельности учителя, рассматривая ее как через призму психологических теорий, так и с точки зрения практического применения, и уделяя большое внимание формированию мотивации и творческому процессу в педагогической деятельности.

Голоднова Лариса Васильевна

кандидат педагогических наук директор ЦО № 641 им.Сергея Есенина

инновационная и творческая деятельность учителя По какой схеме можно построить инновационную деятельность учителя?

II

Ключевые слова: инновационная деятельность, уровни инновационной деятельности, инновация, творчество, творческий подход, мотивация

Учителя всегда были центральными фигурами в образовании и сейчас, когда в современной образовательной системе происходит столько перемен, учреждениям образования невозможно не включиться в инновационную деятельность. Необходимые изменения не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Сейчас ни у кого не возникает сомнений, что совершенствование педагогического мастерства необходимо каждому учреждению образования и каждому учителю. Как следствие - все большее количество педагогов осваивают современные инновационные технологии.

В.И. Загвязинский в своей работе «Педагогическое творчество учителя» особо подчеркивает, что без творчества нет педагога-мастера1. Творчество - это важнейший компонент педагогического мастерства, ведь если профессиональная деятельность учителя строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, она неполноценна. Личность педагога не развивается, способы передачи знаний, усвоенные однажды, устаревают и, как следствие, угасает интерес педагога к работе с учащимися. Что же такое творчество?

В широком смысле творчество - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые результаты (материальные продукты, знания, методы и др.). Эти результаты могут быть новыми только для этого человека или же иметь значение новшества для многих (в пределе всех) людей. Творчество педагога начинается с усвоения того, что уже накоплено другими (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), но в своих развитых формах

1 Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.

-М., 1987

это процесс преобразования сложившейся практики. Творческое отношение к своему делу - важнейшая черта личности и условие ее полноценного развития.

Какие качества делают человека творцом? Все ли могут творить или это доступно только избранным? Ответы на эти вопросы стремились найти давно. В ранний период исследования творчества на основе изучения биографий, автобиографий, мемуаров выдающихся художников, ученых, изобретателей стремились выделить качества, присущие им всем и отличающие их от других людей. Результатом этой работы стал вывод о том, что важнейшая черта творца - непреодолимое стремление к самой творческой работе.

Более поздние исследования показали, что нет оснований полагать, будто способность творить дается только избранным. Наоборот, есть основания2 утверждать, что творцом может быть каждый человек, стремящийся реализовать себя в своей деятельности и развивать свои способности. Важнейшая черта такого человека - стремление к созиданию нового и совершенствованию себя самого. Кроме того, такому человеку присущи: чувствительность к общественным потребностям в изменениях, способность формулировать альтернативы решений в проблемных ситуациях; способность подвергать сомнению то, что кажется очевидным; умение выделять главное; способность видеть перспективу; критичность суждений, отказ от ориентации на авторитеты; готовность к разумному риску; способность к обобщениям; способность видеть целое раньше

- Лазарев B.C. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

частей и др1. Со всеми этими качествами человек не рождается, а приобретает их в процессе своей деятельности.

Современные подходы к обучению предполагают совместное творчество учителя и учеников. От учителя требуется:

- побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

- сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

- побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений;

- давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах;

- предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение2.

Однако деятельность учителя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и, если требуется, производить инновационные методы педагогической деятельности.

Структура инновационной деятельности учителя

Инновационная деятельность, как и всякая другая, могут быть в разной степени результативными и эффективными. Это определяется ее структурой и содержанием. Исследованию человеческой деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов, наиболее известной из которых можно считать работу А. Н. Леонтьева, в которой он разработал психологическую теорию деятельности. Рассмотрим ее более подробно.

Анализируя структуру человеческой деятельности, А.Н. Леонтьев выделил в ней следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия, операции3.

Человек осуществляет деятельность, потому что посредством этого он удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность - это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах - неопредмеченной (нужды в чем-то) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Чувство голода может направить человека на поиск какой-либо пищи, но целенаправленным этот поиск станет тогда, когда будет конкретизировано, что именно искать. Опредме-

1 Лазарев B.C. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2009. - №5.

- Кларин ММ. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., 1994

- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 2004

ченная потребность, т.е. потребность, имеющая предметное определение, является мотивом. Без мотива не бывает деятельности. Отдельные деятельности могут различаться по множеству признаков: по форме, по способам осуществления, и др., но главное их отличие состоит в их предмете, т.е. в предмете потребности, или иначе - мотиве. Деятельности без мотива не бывает. Немотивированная деятельности, согласно А.Н. Леонтьеву, - это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Всякая деятельность реализуется через действия. Они являются основными образующими отдельных деятельностей. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Действие - это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели. Действия различаются, прежде всего, своими целями. Если деятельность направлена на мотив, то действие -на цель. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. Например, ведение дискуссии, передача сообщения, перемещение из одного пункта в другой могут осуществляться в разных видах деятельности. Развернутая деятельность реализуется как сложная структура действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий, а значит, и достижение множества целей.

Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями. Рассмотрим это на простом примере. Допустим, цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, и сделать это можно разными способами. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль, и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то это другие условия и цель будет достигаться разными операциями. При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются.

Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу. В приведенном выше примере в зависимости от условий задачи будут разными по сложности.

Поскольку инновационная деятельность - это особый вид деятельности, нужно понять специфические особенности ее мотивов, целей, задач, и др.

Мотивы участия педагогов в инновационной деятельности. То, что побуждает человека действовать, к чему он стремится, может иметь разное содержание и быть неявным даже для самого человека. Мотив придает деятельности личностный смысл. В принципе все, с чем встречается человек, может стать предметом его потребности. Но все потребности можно сгруппировать в определенные классы. Известные американский психолог А. Мас-лоу разработал многоуровневую классификацию

потребностей (мотивов)1. Согласно А.Маслоу, поведение человека детерминировано его потребностями - состояниями, создаваемыми нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует человека. После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.

А. Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей. На самом нижнем уровне находятся физиологические потребности в пище, жилище, одежде и др. Высшие потребности -это потребности в самоутверждении и самореализации.

Высшая потребность может стать мотивом поведения, по А. Маслоу, лишь тогда, когда будут удовлетворены потребности более низких уровней. Но он оговаривался, что его иерархия потребностей не является жесткой схемой. Он допускал, что потребности более высоких уровней могут пробуждаться и до того, как удовлетворены потребности низких уровней. Кроме того, А. Маслоу полагал, что высшие потребности приобретают функциональную автономию: раз возникнув в сознании человека, они уже мало зависят от степени удовлетворения низших потребностей.

Иерархия потребностей А. Маслоу - полезный инструмент для анализа поведения людей и самоанализа. Хотя в деятельности людей одновременно реализуются мотивы разных уровней, т.е. деятельность полимотивирована, в ней всегда есть доминирующие мотивы, невозможность реализации которых ведет к прекращению самой деятельности.

Психологические исследования на примерах изобретателей, наиболее продуктивно работающих ученых и деловых людей привели к выводу, что основное их отличие не в некой особой умственной одаренности, а в наличии мотивации. Было показано, что их действия в значительной мере определяются стремлением к интеллектуальному успеху или, как его назвали, «мотивом достижения».

Анализ практики участия (и неучастия учителей в инновационной деятельности) показывает, что здесь обнаруживаются мотивы разных уровней. Нередко основными мотивами включения в инновационную деятельность оказываются материальные мотивы (дополнительная оплата) или стремление избежать напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе. Если учителя не включаются в инновационную деятельность, то чаще всего в их мотивационной структуре доминируют мотивы нижних уровней, и они не рассматривают свое участие в развитии школы как действенное средство реализации этих мотивов.

При развитой мотивационной структуре, хотя материальный мотив и не исчезает, но не он определяет отношение учителя к инновационной деятельности. Потребность в самореализации и самосовершенствовании является основными мотивами учителя-инно-

1 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб., 1999

ватора. Такой учитель обладает важнейшей чертой личности - потребностью в активном созидании. Эта потребность является системообразующей и, тем самым, подчиняет себе другие потребности предмет-но-вещественного характера, связанные с потреблением.2

Итак, мы рассмотрели мотивы участия педагогов в инновационной деятельности. Теперь хотелось бы обратиться к такому понятию, как сформиро-ванность инновационной деятельности. Здесь мы будем говорить о различных уровнях сформированное™.

Уровни сформированности инновационной деятельности учителя3

Инновационная деятельность, как и всякая другая деятельность человека, может быть развита в разной степени. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова, характеризуя степень сформированности инновационной деятельности, выделили четыре уровня, первый из которых фактически определяет несформированную инновационную деятельность4.

Адаптивный уровень инновационной деятельности учителя характеризуется неустойчивым отношением к инновациям. Отношение к новому индифферентное, система знаний и готовность к их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профес-сионально-педагогическая деятельность учителя строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы. Новшество осваивается только под давлением социальной среды; как правило, на этом уровне происходит отказ от использования инноваций в собственной практике.

Репродуктивный уровень отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, проявляется стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается более высокий индекс удовлетворенностью педагогической деятельностью. Творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к обучению и воспитанию детей; мышление характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов работы. Учителями осознается необходимость самосовершенствования .

- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1995, С. 56.

- Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №3.

4 Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

Эвристический уровень проявления инновационной деятельности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов введения новшеств. Заметные изменения происходят в структуре технологического компонента, свидетельствующие о становлении личности педагога как субъекта альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимает рефлексия, эмпатия, обеспечивающая успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.

Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Технологическая готовность учителей приобретает целостный, методологический характер, особое место в ее структуре приобретают ана-литико-рефлексивные умения. В инновационной деятельности педагогов важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающие создание оригинальных авторских подходов к воспитанию детей. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; высокий уровень педагогической рефлексии и творческой самостоятельности создает условия для эффективной самореализации вне возможностей учителя. Педагоги целенаправленно относятся к поиску недостающей информации. Нередко они выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров, конференций по инновационной педагогике. Они охотно делятся педагогическим опытом, хорошо владеют умениями организации коллективной дискуссии, разрешения конфликтных ситуаций.

Говоря об уровнях сформированности инновационной деятельности, не следует забывать и о том, что к инновациям нужно быть готовым.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства. Как же определить готовность учителя к инновационной деятельности?

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и осуществлять эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

• как способ получения дополнительного заработка;

• как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

• как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

• как выполнение своего профессионального долга;

• как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - вот что придает смысл и ценность инновационной деятельности. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, к тому, что достигнуто, и через поиск путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, об инновационных моделях и технологиях образования, иначе - обо всем, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть не только недостатков педагогической системы школы и своей практики, но и возможностей их устранения.

Однако недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

- умеет изучать опыт учителей-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:

• уровня мотивационной готовности;

• уровня компетентности в инновационном образовании;

• уровня компетентности в педагогической инно-ватике.

Итак, мы всесторонне рассмотрели понятие инновационной деятельности учителя, определили, из каких компонентов складывается инновационная деятельность, при каких условиях она возможна, какую роль в деятельности педагога играет творчество, а также какие существуют уровни и условия готовности педагога к инновациям, а значит, к личностному росту. Хотелось бы пожелать тем, кто вступил на путь инноваций, терпения, веры в свои силы и удовлетворенности результатами своего труда.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1995, С. 56

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987

3. Кларин М.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., 1994

4. Лазарев B.C. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2009. - №5.

5. Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №3.

6. Лазарев B.C. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004

8. МаслоуА.Г. Мотивация и личность. -СПб., 1999

9. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997

В данной статье освещено одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов — организация работы научного общества учителей; предложено положение о научном обществе учителей школы.

Балашова Юлия Дмитриевна

учитель математики ГОУСОШ №1162 г. Москва

,--- - — —1I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации президентского проекта «наша новая школа»

Какие условия можно создать в школе для самообразования, самореализации и профессионального роста учителя?

1 "

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя; самообразование; научное общество учителей; научная, исследовательская и экспериментальная деятельность.

Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося, что возможно только при условии наличия соответствующей культуры мышления у педагога. Сама стратегия развития Российского образования предполагает, что сегодня следует вести речь в первую очередь об активных формах повышения квалификации, о создании условий для самообразования учителя. В этом случае большое значение имеет готовность учителя обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, самостоятельно выполнять исследовательские задания, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Цель данного сообщения осветить одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов, показать возможности школы в подготовке учителя новой формации. Основными задачами такой подготовки являются обеспечение доступности и эффективности повышения квалификации для каждого учителя. Доступность обеспечивается выбором формы и темы обучения, возможностью участия в работе сетевых сообществ. Эффективность определяется возможностью учителя участвовать в управлении ОУ, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнёрства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранить профессиональное долголетие. Остановимся на такой форме работы как научное общество

учителей, которое было создано в нашей школе с целью обеспечения условий для творческого развития и самореализации педагога.

В составе научного общества учителей работают следующие секции: «МИК» (мастерство, интеллект, компетентность), «Лидер», «Надежда», «Аналитик». Возглавляют работу совет НОУ, президент и научный руководитель.

В рамках секции «МИК» происходит применение, апробация, оценка эффективности и возможных рисков применения инновационных педагогических технологий. В данный момент ведётся работа над следующими технологиями: проектными с использованием технологии ВикиВики и элементов обогащающего обучения, эпистемическими, кейс технологиями. На базе школы было проведено обучение педагогов курсу «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» программы Intel «Обучение для будущего» с целью освоения современных педагогических методик, сетевой педагогики, формирования новых представлений педагогов о системе оценивания. Апробация эпистемических технологий, в основе которых лежит мыследеятельностный подход, проводится не только в учебно-воспитательном процессе, но и в работе с педагогическим коллективом (при проведении педсоветов, семинаров - практикумов, дидактических игр и т.д.). Учителя - члены НОУ принимают участие в работе сетевых инновационных образовательных моделей, в частности, в работе Центра инструкционного дизайна в образовании в качестве общественных экспертов конкурса «Инструкци-онно-дидактический дизайн в образовании».

Участники секции «Лидер» занимаются созданием и апробацией комплексно-целевых программ, на основе которых строится управление школой (по вер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.