УДК 159.9
МАССОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
А.В. Кочергин, П.В. Накоряков, М.А. Миронова, К.А. Валеева
Аннотация. В статье автором рассматриваются способы массового воздействия на психику человека через аудиовизуальное раздражение. Подробно исследуются манипулятивные приемы воздействия на сознание масс посредством формирования виртуальной картины реального мира.
Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, психотерроризм, угроза личности, спектральный анализ, звуковой ряд, посттравматическое расстройство личности.
THE MASS PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE POPULATION
AS A WAY TO MANIPULATE THE PEOPLE
A. Kochergin, P. Nakoryakov, M. Mironova, K. Valeeva
Abstract. The article deals with the means of mass impact on the human minds through the audio-visual stimulation. The authors pay special attention on the manipulative techniques of impact on the consciousness of the masses by forming a virtual picture of the real world.
Keywords: information and psychological impact, psycho-terrorism, menace to the identity, spectral analysis, audio line, post-traumatic personality disorder.
Одной из основных целей терактов является психологическое воздействие на население и на общественное мнение. Устроителям терактов важен эффект запугивания, который может быть получен путём непосредственного воздействия на психику человека. Средствами психотерроризма являются: психотронное оружие, пропаганда, наркотики, различные социальные технологии.
Информационно -психологические воздействия (ИПВ) - понятие, введённое в Доктрине информационной безопасности РФ, подразумевает серьёзную угрозу личности, её конституционным правам и свободам, общественному сознанию и государству. Под ИПВ понимаются манипулятивные воздействия на личность, на её представления, на эмоционально-волевую сферу, на сознание. Это инструмент психологического давления для побуждения личности к действию в интересах отдельных лиц или организаций. К такому результату могут привести и деятельность различных сект, пропагандирующих насилие и жестокость.
Такие ИПВ превращаются в мощный инструмент формирования сознания и манипулирования им, могут выступать как вид информационного оружия, могут вести к нарушению общественной стабильности, к социальной, национальной или религиозной ненависти.
По сравнению с другими видами терроризма психотерроризм более привлекателен, поскольку имеет большие масштабы последствий, провоцирует конфликты между государствами, этносами, конфессиями, требует минимальных
материальных затрат для достижения суперэффектов, не наносит материального ущерба и не подпадает под действие международных и национальных правовых норм.
ИПВ могут осуществляться средствами массовой информации (СМИ) и быть адаптированными к объекту воздействия с учётом его национальности, уровня образования, религии и социального положения. При этом возможно использование методик скрытого воздействия на мировоззрение и подсознание человека с помощью звука и видеоизображений.
Опасность СМИ заключается в способности подавать информацию таким образом, чтобы за видимой объективностью формировать нужную заказчику виртуальную картину реального мира. Можно показать репортаж с кадрами последствий теракта так естественно, что доказательство самого теракта не потребуется. А если показывать эти репортажи, а лучше серию репортажей, на многих каналах и чаще, то реальную действительность доказать будет просто невозможно.
Наличие в мире Интернета делает распространение и получение информации доступными и дешёвыми. Можно распространять любую, в том числе клеветническую и недостоверную, информацию, которая может быть искажена посредством текстовых, звуковых и видео-приёмов. Имеются сведения о разработке средств имитации голоса и видеоизображения политических и общественных лидеров. Действия подобного рода ставят проблемы не только перед правительством, но и перед СМИ, которые в
глазах потребителя являются источником объективной информации.
Любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой - есть насилие. Само понятие насилия по отношению к человеку очень широко и, кроме тех действий, которые подпадают под действие Уголовного кодекса, включает следующее: принуждение или поощрение совершать поступки, которые человек совершать не хочет; включение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы; препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать; злоупотребление властью (власть возраста, силы, популярности и т.д.) [3, 44 е.].
В качестве примера психического воздействия на человека и его сознание, в результате которого он становится жертвой, можно рассмотреть процесс вербовки молодых людей в террористические организации. Что толкает молодых парней и девушек на служение задачам и идеалам вновь и вновь создающихся группировок и как уберечь их от подобных ошибок? Эти вопросы задают себе тысячи матерей, которые уже потеряли всякую надежду на то, что когда-нибудь вновь увидят своих детей.
К сожалению, в городе, где обычным пейзажем уже давно стали церкви, мечети и многими семьями отмечаются как христианские, так и мусульманские праздники, есть молодые люди, которые посещают присутственные религиозные места, но без чувства включенности в определенную группу. Именно такие молодые люди, как правило, приехавшие из городов поменьше, находящиеся вдали от своей семьи, испытывают сильную потребность в принадлежности к группе и усилении чувства самоидентичности.
Понятно, что террористами сразу не становятся. Это долгий путь через апатию и другие формы социальной дезадаптации. Чувство отчуждения, возникающее в период адаптации к новым условиям проживания или при переживании трудностей во время социализации и интеграции в общество, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же антисоциальной, как и он сам. Затем идет долгий путь от различных сомнений, терзаний, переживаний, страхов, аутоагрессии до полной готовности к
самопожертвованию и служению идеалам своей организации.
Э. Шоу в своих исследованиях выявил четыре фактора, которые приводят человека к терроризму [3, с.436]. Этими факторами являются:
- ранняя социализация (слишком рано принимает нормы общества);
- нарциссические нарушения;
- конфликтные ситуации, вплоть до конфронтации с полицией;
- личные связи с членами террористических организаций.
По мнению исследователя Э. Шоу, террористы - это люди с очень низкой самооценкой. Сочетая эту особенность с нарциссической акцентуацией, они испытывают серьезный внутренний конфликт, ведущий к нарушению самоидентификации.
Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, пусть и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно - это равносильно психологическому самоубийству. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно.
Но каким способом террористы воздействуют на умы юношей и девушек? В век современных технологий это несложно. Во-первых, поколение молодых людей (возраст вербовки в террористические группировки - 20 -25 лет) в сложных жизненных ситуациях обращается к Интернету. Пространство Интернета давно перестало быть безопасным. Во-вторых, время пребывания в Интернете многими молодыми людьми строго не регламентируется, и они часто теряют чувство реальности. В-третьих, уже давно разработаны способы воздействия на человека через аудиовизуальное раздражение.
Очень слабые, подпороговые сигналы не воспринимаются сознанием, но внедряются в подсознание. Они способны ориентировать мышление, сознание и поведение человека в нужном заказчиком направлении. Для воздействия на мыслительные способности человека можно использовать ультразвук, который вызывает головную боль, головокружение, расстройства зрения, дыхания, конвульсии.
Используя инфразвук, можно вызвать раздражение, страх, дискомфорт, тем самым влиять на самочувствие, настроение, быстроту реакции. Главная задача психотерроризма -превращение субъекта в объект управления. Существуют определенные методы обработки
звуковых сигналов и видеоизображений, которые применяются для эффективного воздействия на человека:
- инфразвуковая модуляция;
- ультразвуковая модуляция;
- модуляция по амплитуде несколькими сигналами;
- применение 25 кадра;
- световые вспышки;
- низкочастотный диапазон звучания;
- инфразвуковые частоты, совпадающие с частотой внутренних органов человека;
- ритмичная музыка.
Приглушённые низкочастотные сигналы действуют на человека гипнотически, отключают мышление. Это состояние можно использовать для выполнения какого-либо требования от человека.
Еще одно развлечение молодых людей -коллективное изучение видеоматериала, предлагаемого Интернетом. Поведенческие реакции людей после просмотра различного рода видео, воздействующего на психику, будут зависеть от личностных характеристик человека, его социального окружения и физиологического состояния. Помимо различных вегетативных проявлений и психосоматических реакций есть опасность возникновения панических настроений, так как факторов, способствующих возникновению паники, достаточно много:
1. Социальные факторы - общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Иногда напряжённость обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
3. Общепсихологические факторы -неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости [2, с.62].
При просмотре ролика в молодежной среде, где насчитывается одновременно несколько
десятков человек, может развиться коллективная паника, у которой есть свой сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль. При потере самоконтроля могут возникнуть и другие поведенческие реакции (в зависимости от особенностей типа нервной и эндокринной систем, общей стрессоустойчивости и эмоционального настроя).
В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации - молодые и неопытные, не закалённые в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками или междометиями, выражением лиц и суетливыми телодвижениями [2, с.48]. У каждого, кто решит для себя, что предполагаемые события могут произойти (при вероятностных событиях наш организм переживает стресс так же, как при уже случившихся), может развиться широкий спектр проблем: от неврозов и психосоматических расстройств до переживания критических жизненных ситуаций. Говоря о переживании критических жизненных ситуаций, мы имеем в виду следующие реакции:
- стресс как неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации;
- фрустрация - состояние подавленности, тревоги, возникающее при появлении преграды к достижению поставленной цели (в поведенческом плане: утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды);
- конфликт как актуализация сложных внутренних (психологических) проблем - в критической ситуации субъективно невозможно выйти из конфликтной ситуации (разрешить конфликт) [4, ^17].
Количество жертв от психотерроризма сосчитать невозможно, так же как и при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. Даже при незначительных видимых жертвах «здесь и сейчас», невозможно определить тяжесть последствий в будущем и количество вовлеченных в чрезвычайную ситуацию людей:
- если вовремя не снять острую стрессовую реакцию, как ответную реакцию организма на травмирующую психику событие в первые 48 часов, то в последующем могут развиться различные психосоматические расстройства, а через 3 - 6 месяцев и более может развиться посттравматическое стрессовое расстройство личности;
- как правило, жертвами становятся как непосредственно пострадавшие, так и очевидцы событий, их родственники, люди, оказавшиеся случайными свидетелями, телезрители, радиослушатели, Интернет-пользователи, если о произошедшем написано или сообщено в средствах массовой информации.
К служению и фанатичной преданности лидерам или идеям различных террористических организаций могут привести:
- неосмотрительность, отсутствие понятия безопасности в информационном поле Интернета;
- недостаточное информирование молодежи о возможных последствиях различных видео- и акустических воздействий на психику человека;
- отсутствие эмоциональных связей в детстве;
- низкая самооценка;
- отсутствие чувства самоидентичности в зрелом возрасте.
Именно поэтому сегодняшний призыв о нравственном возрождении России становится актуальным как никогда прежде.
Литература:
4. Психиатрия войн и катастроф: учебное пособие; под ред. В.К. Шамрея. - СПб: Спец.лит., 2015. - 431 с.
5. Смолян Г.Л., Лепский В.Е. Новые технологии информационного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание / Г.Л. Смолян, В.Е. Лепский // Проблемы психологии и эргономики. - 2001. - № 3.
6. Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения: лекция 3 / А.П. Назаретян. -М., ПЕРСЭ, 2001.
1. Аносов В.Д., Лепский В.Е. Проблемы информационно -психологической безопасности. Исходные посылки проблематики информационно -психологической безопасности / В.Д. Аносов, В.Е. Лепский: в кн.: Брушлинский А.В., Лепский В.Е. -М., Институт психологии РАН, 1996.
2. Даченков И. Весь этот пиар / И. Даченков // Сборник актуальных статей 2003-2013.
3. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. -1008 с.
Сведения об авторах:
Кочергин Анатолий Васильевич (г. Казань, Россия), доктор технических наук, профессор кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]
Накоряков Павел Викторович (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н.Туполева.
Миронова Маргарита Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]
Валеева Ксения Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Kochergin (Kazan, Russia), doctor of Technical Sciences, professor of Tupolev Kazan national research university, e-mail: [email protected]
Р. Nakoryakov (Kazan, Russia), candidate of Technical Sciences, assistant professor of Tupolev Kazan national research university.
M. Mironova (Kazan, Russia), candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of Tupolev Kazan national research university, e-mail: [email protected]
K. Valeeva (Kazan, Russia), candidate of Technical Sciencesб, assistant professor of Tupolev Kazan national research university, e-mail: professor of Tupolev Kazan national research university, e-mail: [email protected]