МАСШТАБЫ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТОЛИЦЕ: ВОЗМОЖНОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ
УДК 31.316, 37.376
Оксана Викторовна Кучмаева,
д.э.н., проф., профессор кафедры социально-экономической статистики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Тел.: 8 (910) 456-47-76 Эл. почта: kuchmaeva@yandex.ru
Ольга Леонидовна Петрякова,
к.э.н., с.н.с лаборатории проблем жизнедеятельности семьи и семейной политики Федерального государственного научного учреждения Институт семьи и воспитания РАО Тел.: 8 (910) 465-36-30 Эл. почта: medved7722@mail.ru
Статья посвящена проблемам оценки распространенности инклюзивного образования. Авторы останавливаются на вопросах статистического учета учащихся с ограниченными возможностями, а также учреждений образования, оказывающих им образовательные услуги, проводят оценку потребности в инклюзивном образовании. В работе использованы данные статистического учета, материалы выборочного исследования «Доступность образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве».
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инклюзия, инклюзивное образование, доступность образования
Oksana V. Kuchmayeva,
Doctorate of Economics, Professor, Professor of the Department of socio-economic statistics of the Moscow state University of Economics, statistics and Informatics Tel.: 8 (910) 456-47-76 E-mail: kuchmaeva@yandex.ru
Olga L. Petrjakova,
PhD in Economics, the senior researcher of the Laboratory of problems of activity of a family and family policy of Federal public scientific institution Institute of a family and education of the Russian Academy of Education Tel.: 8 (910) 465-36-30 E-mail: medved7722@mail.ru
THE SCALE AND PREVALENCE OF INCLUSIVE EDUCATION FOR MINORS IN MOSCOW: THE POSSIBILITIES FOR QUANTITATIVE ASSESSMENT
The article is devoted to the problems of assessing the prevalence of inclusive education. The authors on the issues of statistical accounting of such category of students as children with disabilities, as well as the educational institutions providing educational services, are assessing the needs in inclusive education. During the analysis the authors used the data of statistical accounting, materials of the sample study «Availability of educational services for children with disabilities in the Moscow».
Keywords: children with disabilities, children with disabilities, inclusion, inclusive education, accessibility of education.
1. Введение
Важнейшим условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выступает обеспечение доступности для них качественного образования. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) указывает, что интеграция детей, которые в ином случае воспринимались бы как «другие», означает «изменение отношения и подходов людей, организаций и ассоциаций, с тем, чтобы они могли полностью и равноправно участвовать в жизни своего общества и вносить свой вклад в его жизнь и культуру. Инклюзивное общество -это общество, которое уважает и ценит отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями в политике и подходах» [9].
Инклюзивное образование представляет набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей-инвалидов, детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
Развитие системы инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования ребенком независимо от наличия тех или иных проблем со здоровьем невозможно без объективной информации о масштабах сети образовательных учреждений, реализующих различные образовательные схемы, и потребностях детей в получении образования, что актуализирует в современной России проведение статистических исследований в данной области.
2. Проблемы определения численности детей с ОВЗ
Хотя термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является общепринятым в Российской Федерации, в законодательстве термин «ограниченные возможности здоровья» практически не применяется. К ограниченным возможностям здоровья: относят: любую утрату психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным [1].
Достоверной и полной официальной статистики о численности детей с ОВЗ не существует. Внутренний учет различных ведомств, в ведении которых находится предоставление помощи детям с нарушениями здоровья (здравоохранение, образование, социальное обслуживание), опирается на различные критерии. В настоящее время, по сути, статус ребенка с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). В системе
государственной статистической отчетности России также имеются данные о численности детей с ОВЗ [9;10], однако это данные только о тех детях, которые включены в образовательный процесс и охвачены образовательными услугами в отдельных видах учреждений.
Подобная неполнота информации заставляет в ряде случаев при анализе ситуации в сфере доступности образовательных услуг для детей с нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий при получении образования, пользоваться данными о численности детей-инвалидов. Однако различаются оценки и в контексте численности детей-инвалидов. Министерство здравоохранения Российской Федерации исчисляет количество детей-инвалидов, опираясь чаще всего на сведения о численности детей, получающих пенсию по инвалидности (данные Пенсионного фонда Российской Федерации). Официальная статистика располагает сведениями о численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии; численности детей-инвалидов, получающих единые денежные выплаты; численности детей в возрасте до 18 лет, которым установлена в текущем году инвалидность медико-социальными экспертными комиссиями. При оценке масштабов детской инвалидности России в силу использования различных данных возникают определенные разногласия. Так, в столице разница между данными о численности детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет, состоящих на учете в детских учреждениях Департамента здравоохранения, и численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, состоящих на учете в общегородском банке данных по статье «инвалиды» (данные Департамента социальной защиты населения), составляет 1,5-2 тыс.
Единой базы о детях с ОВЗ нет ни в Москве, ни в России целом. Данная категория детей, как и дети-инвалиды, учитываются учреждениями различного подчинения, в результате чего нередко возникают
разночтения. Так, по данным аналитической записки Правительства Москвы (апрель 2011 г.), в 2010 г. количество детей с ОВЗ, обучающихся и воспитывающихся в системе образования, составляло свыше 50 тыс. (в 2009 г. их было примерно столько же, в 2008 г. на 16%, а в 2007 г. на 19% меньше, чем в 2010 г.), более 18 тыс. из них дети-инвалиды [4].
Из числа детей-инвалидов 3047 обучаются в дошкольных учреждениях, 5715 - в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях, 7901 - в общеобразовательных школах, 1615 - в системе среднего профессионального образования, 3212 получают образование на дому. [3]. Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 21 490 человек, что значительно превышает цифру в 18 тыс. детей-инвалидов, указанную в той же аналитической записке выше [4].
Вместе с тем, по данным доклада «О положении детей в г. Москве» за 2010г., в столице проживает от 24, 8 тыс. до 27,9 тыс. детей-инвалидов [3]. Соответственно, если сопоставить эти два источника официальной информации, то получится, что от 6 до 10 тыс. детей-инвалидов не охвачены образовательными услугами, включая тех, кто по возрасту еще не приступил к обучению, либо уже его закончил.
Если опираться на официальную статистику [10], то в 2010 г. в учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах, в кадетских учреждениях обучались 5890 детей-инвалидов, на дому - 1931 ребенок-инвалид. Численность детей с ОВЗ в обычных классах составила 3035 человек; обучающихся на дому 3352; в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении 544 ребенка; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - 299 детей. Это чаще всего тоже дети с ОВЗ. Кроме того,
в вечерней (сменной) школе обучалось 90, в специальных (коррекци-онных) классах и школах - 11 690 детей с ОВЗ. Как видно, расхождения в данных официальной статистики и ведомственного учета значительные.
3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве
Сеть учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, достаточно разветвлена, что позволяет как внедрять инклюзивное образование, так и реализовы-вать традиционные образовательные схемы. Однако важно, чтобы стратегия развития определялась с учетом интересов детей и их семей.
Социальное включение в образовательный процесс детей с особыми потребностями в Москве осуществляется учреждениями как школьного, так и дошкольного образования. Инклюзивная сеть учреждений в 2010 г. включала 84 детских сада, 12 центров развития ребенка, 1 начальную школу-де-тский сад, 59 школ, 22 центра образования, 14 школ здоровья [4].
4. Дошкольное образование
Осветить динамику развития всех видов дошкольных учреждений не представляется возможным, так как данные о них в статистической отчетности отсутствуют. Так, в докладе «О положении детей в г. Москве» содержится информация [3], что в 2010 г. в городе действовали 1140 групп кратковременного пребывания детей, в том числе и для детей, имеющих ОВЗ, и 309 центров игровой поддержки, которые также часто посещают дети с серьезными проблемами здоровья, но, к сожалению, данные об их работе в статистической отчетности отсутствуют.
По данным официальной статистики, в целом различными формами дошкольного обучения в 2010 г. были охвачены около 9,6 тыс. детей с ОВЗ [9], в 2009г. их насчитывалось 8,6 тыс. До 2009 г.
численность таких детей, посещающих ДОУ проследить невозможно, поскольку показатели в отчетности отсутствовали. Однако, по другим данным, различные дошкольные учреждения посещают 27 тыс. детей с ОВЗ до 7 лет [4].
Если судить по данным доклада «О положении детей в г. Москве», всего лишь 41,8% детей-инвалидов в возрасте до 7 лет включены в программы дошкольного образования (с учетом пользующихся услугами служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания, психолого-медико-социальные центров).
Далеко не все родители хотели бы, чтобы их ребенок с проблемами здоровья посещал ДОУ но, однако, при этом сохраняются проблемы в доступности таких учреждений для желающих воспользоваться их услугами (удаленность подходящего учреждения от места жительства и иные сложности бытового характера).
5. Среднее общее образование
В городе существует достаточно представительная сеть учреждений среднего образования для детей с ОВЗ, в том числе 79 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а так же 192 специальных (коррекционных) класса для детей с отклонениями в развитии при общеобразовательных учреждениях. Сеть коррекционных образовательных учреждений (СКОУ) включает 28 специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ-интернатов, 25 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (их число не изменилось с 2006 г.), 14 школ надомного обучения (в 2006 г. их было 13), 5 санаторных школ-интернатов (в 2006 г. - 3), 4 санаторно-лесных школ (с 2006 г. их число не изменилось) [3].
В коррекционных общеобразовательных учреждениях обучалось в 2010/11 учебном годом 11 690 детей (по сравнению с 2005/06 учебным годом их численность уменьшилась на 3,2%), из них лишь 522
ребенка-инвалида проживали в семьях, остальные были на интернатном обучении [8].
С одной стороны, выбор родителями именно коррекционных образовательных учреждений как определяющей формы обучения во многих случаях бывает вынужденным, так как они не решаются оспаривать рекомендации ПМПК, но, с другой -в настоящее время эта форма обучения может дать некоторым детям наибольший образовательный и со-циализационный эффект на определенном этапе коррекции. При сложных поражениях, без достаточного медико-психолого-педагогического сопровождения, без соответствующих образовательных методик такие дети в обычной средней школе учиться не могут, чувствуют свою несостоятельность, что нередко сопровождается негативным отношением к ним как сверстников, так и педагогов.
В обычных школах обучалось 3035 детей с ОВЗ [10] (в 2009 г. их насчитывалось 2721). К сожалению, достоверной информации об инклюзивном обучении детей с ОВЗ в более ранний период времени не имеется - эта графа появилась в статистической отчетности лишь в 2009 г.
Как отдельную форму образовательного процесса можно выделить школы надомного обучения для тех детей, которым сложно по состоянию здоровья выдерживать нагрузки обычной школы. Эта форма обучения, несмотря на созвучие в названиях, существенно отличается от просто надомного обучения, при котором ребенок вообще не посещает какое-либо образовательное учреждение. В Москве функционирует 14 таких школ [3]. Они используют как групповые формы обучения (например, занятия музыкой, физкультурой), так и индивидуальные, если по каким-либо причинам ребенок не может заниматься с группой.
В 2010 г. в столице индивидуально на дому по специальным программам обучались 3352 детей, из них около половины (1931) - де-
ти-инвалиды [10]. Эти показатели остаются достаточно стабильным на протяжении последних пяти лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, реализуются программы дистанционного основного и дополнительного образования. В 2011 году создано 357 дополнительных мест для обучения с помощью дистанционных технологий (всего на сегодня функционирует 1157 мест) [7]. В настоящее время в России на государственном уровне уделяется значительное внимание дистанционному образованию. Не умаляя его значения для детей, которые по ряду причин вообще не могут посещать хотя бы часть занятий в образовательном учреждении, следует отметить, что оно не предполагает полноценного включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учебный процесс. Иногда инклюзивное образование подменяется дистанционным. С одной стороны, это облегчает процесс обучения детей с ОВЗ, с другой -получение, например, детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата образования в основном через сеть Интернет приводит к еще большей изоляции их от остального общества.
6. Начальное профессиональное образование
Большое значение для «особых» детей имеет начальное профессиональное образование. Зачастую именно приобретение какой-либо несложной профессии дает им шанс успешно интегрироваться в социум, чувствовать себя нужными не только своим родителям, но и обществу в целом, а некоторым из них, повзрослев, даже жить самостоятельно.
Согласно материалам доклада «О положении детей в городе Москве», в целом в системе профессионального образования Департамента образования города Москвы в 2010 г. обучались 3279 детей с ОВЗ, в том числе 1487 детей-инвалидов. Однако по данным статистической отчетности [11],
насчитывается лишь 1864 ребенка с ОВЗ, обучающегося в системе начального профессионального образования, а сведений о детях-инвалидах из отчетности почерпнуть невозможно.
По данным доклада «О положении детей в городе Москве», в 2010 г. профессиональную подготовку (без выдачи документа об общем среднем образовании) получали в коррекционных учреждениях 1470 детей с ОВЗ УП-УШ видов по 30 профессиям, а так же 467 детей-инвалидов. По 44 профессиям начального профессионального образования осуществлялись подготовка 514 детей-инвалидов II, IV, У, VI, VII вида. В ГОУ СПО №» 14 и №» 20 была организована дистанционная форма обучения. Однако в целом численность детей с ОВЗ, обучающихся в системе начального профессионального образования весьма незначительна.
7. Распространенность инклюзивного образования по данным выборочного обследования
Осенью 2011 г. по заказу Уполномоченного по правам человека в г. Москве было проведено комплексное исследование с целью детальной характеристики доступности образовательных услуг для
различных категорий детей с ОВЗ, оценки удовлетворенности имеющимися возможностями получения образовательных услуг, выявления основных барьеров и определения перспектив развития инклюзивного образования [5]. Выводы исследования построены на данных выборочных опросов родителей детей в возрасте от 3 до 18 лет имеющих (506 человек) и не имеющих ОВЗ (309 человек), экспертного опроса специалистов (69 человек), фокус-групп (6).
По данным проведенного опроса, большая часть детей с ОВЗ обучается вне дома (табл. 1), что в значительной степени связано с распространением их многовариантного образования.
Среди детей с ОВЗ, родители которых участвовали в исследовании, 61,2% обучаются инклюзивно, 38,8% посещают обычные, неинклюзивные образовательные учреждения (или учатся только дома).
Как видно из табл. 1, наибольшим «спросом» пользуются общеобразовательные школы (при этом специальные классы для детей с ОВЗ не очень распространены: доля их посещающих составляет 5,2%) и коррекционные школы. Причем последние являются даже несколько более распространенной формой обучения для «особых» детей.
Обычный детский сад дети с ОВЗ посещают даже несколько чаще, чем комбинированный или какие-либо учреждения для дошкольников, где детям оказываются специализированные услуги. Во многом это связано с тем, что требования в детских садах к «особым» и обычным детям примерно одинаковые, нередко они заключаются в освоении самых простых навыков. Детские сады компенсирующего вида предпочитают родители детей с нарушениями, которые поддаются коррекции в раннем возрасте, прежде всего это нарушения речи (до 75% детей соответствующего возраста, имеющих это ограничение здоровья) и слуха (около 70% детей).
Если соотнести численность детей с ОВЗ, посещающих различные образовательные учреждения с численностью детей разных возрастных групп, то окажется, что среди детей 7-17 лет с ОВЗ посещают общеобразовательные школы 31%, то есть, менее одной трети от общего их числа. Уровень посещаемости коррекционных школ составляет 32% для детей в возрасте 7-17 лет. В школах надомного обучения учатся 17% детей 7-17 лет. В общей сложности посещают обычные (не специализированные) детские сады в режиме полного дня либо кратковременного пребывания около половины детей 3-6 лет с ОВЗ (49%).
К сожалению, распространенность обучения в учреждениях начального профессионального образования крайне невелика - около 3%, хотя детей соответствующего возраста более 12% от всех детей, чьи родители участвовали в опросе. С одной стороны это связано с тем, что дети учатся в коррекционных (47% детей старше 14 лет) и, что реже, в общеобразовательных школах (37% старше 14 лет), но так же и с тем, что такая форма обучения в Москве для детей с ОВЗ очень плохо развита.
Подобная ситуация ограничивает возможности получения образования для детей с ОВЗ, сужает дальнейшее поле их деятельности
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Посещают ли Ваши дети с ОВЗ какое-либо учреждение, где они получают образовательные услуги?», %
Вариант ответа Всего*
Специальная коррекционная школа 27,5
Общеобразовательная школа 25,5
Школа надомного обучения 12,8
Учреждение дополнительного образования, кружки, мастерские 14,0
Дошкольное образовательное учреждение полного дня 10,1
Психолого-медико-социальный центр 8,3
Лекотека 5,4
Специальный класс в общеобразовательной школе 5,2
Детский сад компенсирующего типа 3,6
Группа кратковременного пребывания в детском саду 3,4
Учреждение начального профессионального образования 3,2
Инклюзивная группа раннего возраста 3,2
Центр социального обслуживания 1,0
Другое 6,3
Учится только на дому 1,0
* Сумма может превышать 100%, так как многие дети посещают не одно образовательное учреждение
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы услугами негосударственных, коммерческих учреждений в процессе образования вашего ребенка?
Вариант ответа Доля от числа опрошенных,%
Да 28,5
Нет 62,5
Нет ответа 9,1
Итого 100
и интеграции в социум. Зачастую даже окончивший какое-либо образовательное учреждение молодой человек (прежде всего, со сложным дефектом, умственной отсталостью или очень серьезными сенсорными нарушениями) лишен возможности дальнейшего обучения и, что самое важное, трудоустройства.
В перспективе преобладающее большинство родителей (69%) хотели бы обучать детей инклюзивно, а 31% - полагают, что в силу особенностей здоровья их ребенка получение инклюзивного образования для него нереально. Несмотря на то, что многие родители детей с ОВЗ признают важность для их ребенка инклюзивного образования и контакта с обычными, здоровыми сверстниками, они зачастую боятся проблем, связанных с переходом в общеобразовательную школу.
В настоящее время значительно чаще инклюзивно учатся те дети,
которые и в дошкольном возрасте посещали какое-либо учреждение совместно со здоровыми детьми. Как показало исследование, если ребенок с ОВЗ уже учится в инклюзивном учреждении, то родители практически в 2 раза чаще выбирают обычную школу в качестве желаемого места обучения для детей практически с любыми нарушениями.
Высказывания родителей в ходе фокус-групп подтверждают и данные ответа на вопрос о том, используют ли родители для обучения детей с ОВЗ услуги каких-либо негосударственных, коммерческих учреждений (табл. 2).
До трети родителей отмечают, что они пользуются услугами негосударственных образовательных учреждений, несмотря на то, что их услуги могут быть достаточно дороги, посещение часто сопряжено с дальними поездками и приходит-
ся перестраивать весь распорядок жизни семьи. Однако обучение и корректирующие мероприятия в таких учреждениях бывают эффективными, а с учетом того, что в ряде случаев государственные образовательные учреждения не готовы обучать детей со сложными дефектами, у родителей не остается иного выхода. Причины, в связи с которыми родители пользуются услугами негосударственных учреждений, представлены на рис. 1.
Как видно из рис. 1, основная причина, в связи с которой семья выбирает коммерческие, негосударственные образовательные учреждения, заключается в том, что государственные учреждения вообще не оказывают желаемых услуг детям с ОВЗ. Прежде всего, это касается детей, которые имеют тяжелые нарушения психического и умственного развития или сложные дефекты. Нередко это связано с тем, что школы и даже детские сады нацелены на передачу интеллектуальных знаний, а ребенку, например, со сложным дефектом, необходимо, чтобы его научили конкретным бытовым навыкам, облегчающим жизнь ему и родителям (навыки пользования туалетом, мытья посуды, походов в магазин и пр.). Вторая позиция, которую отметили около 8% родителей, пользующихся услугами негосударственных центров, что в них «лучше отношение к ребенку и родителям». Значительно реже, лишь 5,7% опрошенных родителей, отмечают позицию «подобных государственных учреждений рядом с домом нет».
Коммерческие, негосударственные образовательные учреждения в Москве оказывают серьезную конкуренцию государственной сети образовательных учреждений для детей с ОВЗ и их роль при оказании такого рода услуг будет, на наш взгляд, лишь повышаться. Негосударственные образовательные учреждения открыты не только для детей из столицы, но и для приезжих из других регионов страны и ближнего зарубежья, которые по ряду причин (например, окружные
Рис. 1. Причины использования родителями детей с ОВЗ образовательных услуг коммерческих, негосударственных образовательных учреждений, %
ПМПК не берут их на комиссию, так как формально эти дети должны проходить ее по месту прописки или же в регионе проживания такие услуги вообще не оказываются, т.е. именно это послужило причиной для переезда) не имеет альтернативы в виде государственного учреждения.
8. Заключение
Родители настроены на получение детьми качественных образовательных услуг, в том числе и в учреждениях дополнительного образования и в негосударственных образовательных учреждениях. В Москве весьма широко распространены все формы обучения детей с ОВЗ, как инклюзивные, так и нет, но рассматривая траекторию образовательного процесса детей с ОВЗ, следует отметить, что совместное обучение в настоящий момент встречается значительно чаще, нежели в прошлом, особенно это касается дошкольного образования.
В ходе исследования было выявлено, что лишь у 63% детей с ОВЗ официально установлена инвалидность. Это свидетельствует о невозможности использовать данные о численности детей-инвалидов и численности детей с ОВЗ как взаимозаменяемые категории.
Если распространить полученное соотношение на всех московских детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 18 лет, то окажется, что в настоящее время их численность в столице составляет около 42 тыс. Однако данная цифра представляется несколько заниженной. Если опираться на результаты мировых исследований, опубликованных ЮНИСЕФ - в среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения и еще около 8% имеют трудности с «поведением или (и) обучением» [7] - то получим, что в столице около 120 тыс. детей с ОВЗ. При таких расхождениях в оценках сложно четко планировать развитие сети инклюзивного образования.
Детей с ОВЗ, лишенных права получать образование, не посеща-
ющих какое-либо образовательное учреждение, крайне трудно выявить. В общественных организациях в основном представлены достаточно активные родители, которые объединились, в том числе и для того, чтобы отстаивать права своих детей, добиваться устройства их в образовательные учреждения. Пассивные родители детей с ОВЗ, либо уставшие и отчаявшиеся, зачастую выпадают из поля зрения не только субъектов образовательного процесса, но и общественных организаций.
Требует совершенствования система статистического учета численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в направлении более полного учета включения детей с проблемами здоровья в образовательный процесс в различных образовательных учреждениях и выявления всех детей с ОВЗ, не обучающихся по тем или иным причинам. Необходимо создание единой базы данных детей с ОВЗ. При этом важно обеспечить соблюдение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 152 «О защите персональных данных».
Развитие системы инклюзивного образования в столице должно идти параллельно с формированием информационного поля, помогающего родителям выстроить образовательную траекторию для своего ребенка, соответствующую его возможностям и потребностям, обрести уверенность за его будущее. Литература
1. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 35. - 22.06.2010. Закон об Образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве. Закон г. Москвы от 28.04.2010 - № 16
2. В помощь тьютору. Сайт института инклюзивного образования Режим доступа: URL: http://www. inclusive-edu.ru/for_spec/?PHPSESS ID=0dbc2f829a15bdbfd1df2ef172e9 16f8
3. Доклад «О положении детей в г. Москве». - М., 2011
4. Информация о реализации Закона города Москвы от 28 апреля
2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
5. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., И.Ф. Дементьева, Г.В. Сабитова, А.Б. Синельников. Проблема доступности среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве. ФГНУ ИСВ РАО, 2012. - 208с.
6. Поощрение прав детей с ограниченными возможностями: Дайджест «Инночети». - М.: ЮНИСЕФ, 2008.
7. Официальный сайт Департамента образования г. Москвы Режим доступа: URL: http://www.educom. ru/ru/official/detail/?ID=24953
8. Сайты общественной организации «Дорога в мир». Режим доступа. URL: http:// www.dorogavmir.ru, URL: http:// www.russia-speciallife.org
9. Статистическая форма № 85-К «Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения» и статистическая форма 85-н «Тип и вид дошкольных образовательных учреждений»
10. Статистическая форма № 76-РИК «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования»
11. Статистическая форма № 1 (профтех) «Сведения о наличии и движении контингента учащихся и численности обученных по договорам в образовательных учреждениях, реализующих программу начального профессионального образования».
12. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, World Conference on Special Needs Education: Access and quality, Salamanca, Spain, UNESCO, Paris, 1994. CM. <www. unesco.org/education> for follow-up reports.
References
1. Bulletin of the Mayor and Government of Moscow. - № 35. -22.06.2010. The law on Education of persons with disabilities, in Moscow. The law of Moscow from 28.04.2010 -№ 16
2. To help tutor. The website of the Institute for inclusive education Mode of access: URL: http://www.inclusive-edu.ru/for_spec/?PHPSESSID=0dbc2 f829a15bdbfd1df2ef172e916f8
3. The report "On the situation of children, in Moscow." - M., 2011
4. Information on the implementation of the law of city of Moscow on April 28, 2010 № 16 "On education of persons with disabilities".
5. Kuchmaeva O.V., Petrakova O.L., Dementieva I.F., Sabitova G.V, Sinelnikov A.B. The problem of access to secondary education for children with disabilities, in Moscow. FGNU IFE RAE, 2012. - 208p.
6. The promotion of the rights of children with disabilities: Digest of Innocence. - M.: UNICEF, 2008.
7. Official site of the Moscow Department of education Mode of access: URL: http://www.educom.ru/ru/offi-cial/detail/?ID=24953
8. The site of the public organization "Road to peace". Mode of access: URL: http:// www.dorogavmir.ru, URL: http:// www.russia-speciallife. org
9. Statistical form # 85-To "information on the activities of pre-school educational institutions and statistical form 85-h "Type and kind of preschool educational institutions".
10. Statistical form # 76-RIK "Information about the institutions that implement the program of General education".
11. Statistical form no. 1 (proftek) "Information about the presence and movement of students and number of trained on contracts in educational institutions implementing the programme of primary professional education".
12. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, World Conference on Special Needs Education: Access and quality, Salamanca, Spain, UNESCO, Paris, 1994. CM. <www. unesco.org/education> for follow-up reports.