Научная статья на тему 'Масонство как культурно-историческое и политико-правовое явление'

Масонство как культурно-историческое и политико-правовое явление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Aliter
Ключевые слова
масонство / философия права / философия истории / герметизм / мастер Хирам / Соломон / тамплиеры / Великий Восток Франции / Объединенная Великая ложа Англии / Великая ложа России / масонское право / Masonry / philosophy of the law / historic philosophy / Hermetism / Master Hiram / Solomon / Templars / Grand Orient de France / United Grand Loge of England / Grand Lodge of Russia / masonic law

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гааз Михаил Александрович, Ситдиков Булат Камилевич

Актуальность данной работы заключается в проведении комплексного исследования, объединяющего культурно-исторические и политико-правовые аспекты влияния масонства на общественную жизнь. Данная тема продолжает отечественную и зарубежную историографию исследования данного вопроса. В статье рассматриваются различные версии происхождения масонского ордена, как легендарные, сформулированные масонами и их оппонентами, так и научные. Точки зрения на политическую роль масонства представлены в нескольких аспектах: во-первых, в статье затрагивается отношение самих масонов к политико-правовой стороне жизни, во-вторых, рассматриваются некоторые аспекты политических и правовых учений, в которых можно проследить влияние масонского учения, в-третьих же можно говорить о масонстве в целом, как о политическом феномене, как в положительном ключе, так и в отрицательном, в том числе в свете конспирологических теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freemasonry as a cultural-historical and political-legal phenomenon

The relevance of this work lies in the comprehensive research study that combines cultural, historical, political and legal aspects of the influence of Freemasonry on public life. This topic continues the domestic and foreign historiography of the study of this issue. The article examines various versions of the origin of the Masonic order, both legendary, formulated by the Freemasons themselves, as well as their opponents, and various scientific ones. Points of view on the political role of Masonry are presented in several aspects: firstly, the article touches on the attitude of the Masons themselves to the political and legal side of life, and secondly, it examines some aspects of political and legal teachings in which one can trace the influence of Masonic teaching, thirdly, we can talk about Freemasonry in general, as a political phenomenon, both in a positive and negative way, including in the light of conspiracy theories.

Текст научной работы на тему «Масонство как культурно-историческое и политико-правовое явление»

М. А. Гааз, Б. К. Ситдиков

МАСОНСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. Актуальность данной работы заключается в проведении комплексного исследования, объединяющего культурно-исторические и политико-правовые аспекты влияния масонства на общественную жизнь. Данная тема продолжает отечественную и зарубежную историографию исследования данного вопроса. В статье рассматриваются различные версии происхождения масонского ордена, как легендарные, сформулированные масонами и их оппонентами, так и научные. Точки зрения на политическую роль масонства представлены в нескольких аспектах: во-первых, в статье затрагивается отношение самих масонов к политико-правовой стороне жизни, во-вторых, рассматриваются некоторые аспекты политических и правовых учений, в которых можно проследить влияние масонского учения, в-третьих же можно говорить о масонстве в целом, как о политическом феномене, как в положительном ключе, так и в отрицательном, в том числе в свете конспирологических теорий.

Ключевые слова: масонство, философия права, философия истории, герметизм, мастер Хирам, Соломон, тамплиеры, Великий Восток Франции, Объединенная Великая ложа Англии, Великая ложа России, масонское право.

M. A. Haas, B. K. Sitdikov Freemasonry as a cultural-historical and political-legal phenomenon

Abstract. The relevance of this work lies in the comprehensive research study that combines cultural, historical, political and legal aspects of the influence of Freemasonry on public life. This topic continues the domestic and foreign historiography of the study of this issue. The article examines various versions of the origin of the Masonic order, both legendary, formulated by the Freemasons themselves, as well as their opponents, and various scientific ones. Points of view on the political role of Masonry are presented in several aspects: firstly, the article touches on the attitude of the Masons themselves to the political and legal side of life, and secondly, it examines some aspects of political and legal teachings in which one can trace the influence of Masonic teaching, thirdly, we can talk about Freemasonry in general, as a political phenomenon, both in a positive and negative way, including in the light of conspiracy theories.

Keywords: Masonry, philosophy of the law, historic philosophy, Hermetism, Master Hiram, Solomon, Templars, Grand Orient de France, United Grand Loge of England, Grand Lodge of Russia, masonic law.

© М. А. Гааз, Б. К. Ситдиков

Масонство как культурно-исторический феномен всегда привлекало к себе внимание и исследователей, и деятелей массовой культуры. К сожалению, огромное количество стереотипов негативно сказывается как на массовом сознании, так и на исследованиях. С одной стороны, можно наблюдать почти конспирологические ^^^^ идеи о масонах, как заговорщиках, играющих исключительно негативную историческую роль, а с другой ИДустороны - отрицание какой бы то ни было роли масонов в I историческом процессе как таковом. Мы вынуждены I констатировать, что обе эти идеи имеют отражение не только в конспирологической публицистике, но и в научной среде. Данный вопрос будет подробнее рассмотрен нами при обзоре историографии исследуемой темы.

Еще в XIX в. Н. И. Новосадский, говоря об изучении Элевсинских мистерий, указал на то, что исследование мистических культов имеет одну общую и очень серьезную проблему: невозможно окончательно и максимально подлинно описать тот или иной культ или то или иное мистическое общество, так как они все связаны тайной и обязанностью ее хранить1. Однако в случае с масонством существует весьма обширная библиография, как на русском языке, так и иностранная, исследовавшая почти все аспекты данного учения.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на русском языке было опубликовано множество библиографических и архивных обзоров материалов по истории масонства, начиная с XVIII в. и до наших дней, а также исследований и переводов масонских сочинений, учений и описаний ритуалов. Среди наиболее объемных русскоязычных исследований в этой области можно назвать работы А. И. Серкова, Ю. Е. Кондакова, Е. Л. Кузьмишина, а также публикации А. Л. Никитина, посвященные мистическому масонству и эзотерическим обществам в Российской Империи и СССР в начале прошлого столетия. В своей диссертации «Идеи права и государства в гностических учениях» А. Ю. Палюлин указывает следующий перечень основных исследователей масонства: С. П. Карпачев, А. Н. Пыпин, К. М. Муратова, Л. А. Мацих, Б. П. Башилов, А. В. Семека, Н. Былов, С. И. Еремеев, В. Белявский, А. И. Серков, В. С. Брачев2, С. Д. Толь, Д. Н. Шилов, Д. И. Олейников, М. В. Зызыкин, В. А. Абданк-Коссовский,

1 Новосадский Н. И. Елевсинския мистерии. С. 3.

2 Научная ценность работ В. С. Брачева вызывает огромнейшие сомнения и не менее большую критику, однако, учитывая объемы написанной по данной тематике им литературы и введение в научный обиход некоторых документов масонских, а точнее парамасонских организаций, на что указал А. Л. Никитин (см.: Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг. С. 7, 10), его все-таки можно включить в этот список.

Г. Ф. Б. Клосс, А. Э. Уайт, С. Кайе, Дж. С. М. Уорд

Одна из первых серьезных академических публикаций о масонстве на русском языке - работа «История Франк-масонства от возникновения его до наших дней», написанная И. Г. Финделем и напечатанная в переводе с немецкого в Санкт-Петербурге в 1872 г.2, несмотря на запрет масонства в Российской империи в этот период. В работе подробно рассмотрена масонская библиография и обзор исследований масонства ХУШ-Х1Х вв., актуальных на момент публикации данного сочинения. Кроме того, там приводится история развития масонских символов и мифов, а также и информация об архивных документах и объектах хранения масонских атрибутов в музеях Европы.

Другая публикация, затрагивающая историю масонства в числе прочих тайных обществ - сочинение Ч. У. Гекеторна «Тайные общества всех веков и всех стран». На русском языке ее перевод был издан в 1876 г. в типографии Е. Н. Ахматовой3.

Наиболее полными обзорами историографии, библиографии, архивных материалов и хронологии истории развития масонства, его символики и документации в России, а также российского (русского) масонства в изгнании являются две трехтомные работы А. И. Серкова по истории масонства в России. Первый трехтомник рассматривает хронологию от времен Екатерины II до образования Великой ложи России (далее также ВЛР)4. Второй трехтомник посвящен периоду от восстановления масонских структур (не регулярных) Великим Востоком Франции (далее также ВВФ) и Великой ложей Франции (далее также ВЛФ) в России в 1905 г. и до создания ВЛР5.

В 2021 г. А. И. Серковым и Р. А. Городницким был опубликован большой обзор документов в 2 т., с их непосредственной публикацией, относящийся к ритуалам Исправленного шотландского устава (далее также ИШУ) в Российской империи в ХУШ-Х1Х вв6.

«Официальной» историей масонства (по крайней мере регулярного масонства) является работа А. В. Богданова и В. С. Белявского «Происхождение Ордена вольных каменщиков»7. Наиболее подробный обзор доктринальных текстов масонства и мистицизма, как в России, так и в Европе дан в двуязычном (английский и русский) издании «500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Москва - Санкт-

1 Палюлин А. Ю. Идея права и государства в гностических учениях. С. 5.

2 Финдель И. Г. История Франк-масонства от возникновения его до наших дней. В 2 т. СПб.: Тип. Н. Скарятина, 1873.

3 Гекеторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран / Пер. с англ. СПб.: Тип. Е. Н. Ахматовой, 1876.

4 Русское масонство: Материалы и исследования / Под ред. М. В. Рейзина и А. И. Серкова. В 3 т. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1999 (2-е изд.).

5 Серков А. И. История русского масонства ХХ в. В 3 т. СПб: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2009.

6 Городницкий Р. А. Серков А. И. Система и ритуалы российского масонства XVIII-Х1Х вв. (Исправленный шотландский устав). В 2 т. М.: Ганга, 2021.

7 Белявский В. С., Богданов А. В. Происхождение Ордена вольных каменщиков. Масонство в ХУИ-ХУШ веках. Взгляд посвященных. М.: Москвоведение, 2015.

Петербург»1. Это издание является описанием экспонатов выставки гностических, герметических и масонских текстов, прошедшей в Москве в 1993 г. В книге дан обзор коллекций фондов Библиотеки герметической философии (Амстердам), Российской государственной библиотеки (Москва), Национальной российской библиотеки (сейчас - Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург), Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино (Москва), Центрального государственного архива древних актов (сейчас - Российский государственный архив древних актов, Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург).

Среди наиболее академичных дореволюционных публикаций по истории масонства можно назвать энциклопедию «Масонство», изданную в Москве в 1914 г. под редакцией С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. В данной работе представлен подробный обзор истории масонства от его образования в Англии и до его запрета в России. Подробно производится анализ деятельности Н. И. Новикова, И. Г. Шварца и И. В. Лопухина. Также анализируются различные аспекты европейской истории масонства, в том числе связь и отличие масонства и иллюминатства.

Наиболее подробным обзором масонской символики, обрядов и литературы, а также основных персоналий является словарь-справочник С. П. Карпачева «Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков». Также в данной работе представлена и наиболее полная русскоязычная библиография масонских публикаций, а равно и исследований масонства2.

Публикации антимасонского характера представлены тремя условными категориями: во-первых, «разоблачения бывших членов», которые в одном случае могут просто выдавать сакральные таинства масонов профанам, а в другом случае откровенно лгать о них; во-вторых, злонамеренные (С. А. Нилус3, О. Баррюэль) и шуточные (Л. Таксиль) мистификации и подлоги документов; в-третьих - «исследования», опирающиеся как на фактологический материал (публикации реальных масонских документов, а также на не опубликованные материалы: рукописные и машинописные), так и на различные сплетни, пасквили и подлоги из первых двух категорий. Квинтэссенцией подобного рода публикаций и «исследований» является творчество В. С. Брачева, которое подверглось сокрушительной критике А. И. Серкова в первом томе его работы «История русского масонства в ХХ в.». В частности, Серков отмечает тенденциозный характер подбора материалов, неумение или нежелание различать мистиков других направлений и масонов, а равно масонство

1 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах / Под ред. М. Афанасьевой, C. Gilli. М. - СПб., Amsterdam: In de Pelikaan, 1993.

2 Карпачев С. П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. М.: АСТ: Олимп, 2008.

3 Своеобразным «протографом» работ С. А. Нилуса об антихристе, сатанистах, масонах, мистиках и евреях является следующая рукопись: Нилус С. А. Сим победиши. Близ грядущий Антихрист и царство Дьявола на земле // НИОР РГБ. Ф. 765 (Никон Рождественский). К. 13. № 27. Приведенные в ней тезисы, символы и образы встречаются во многих других трудах Нилуса и его последователей.

секулярное и политическое типа ВВФ или Великого Востока народов России (далее также ВВНР). Также Серков отмечает, что Брачев часто копирует его собственную библиографию, даже повторяя описки, не исправленные при редактуре1. Пример Брачева - к сожалению или к счастью, хрестоматиен для описания псевдонаучного исследования по масонской тематике, хотя отдельные вопросы истории масонства в ХХ в. в его работах освещены довольно подробно, но во многом за счет опоры на ранее опубликованные труды.

Еще дальше в своих спекуляциях идет Ю. К. Бегунов, который, несмотря на то, что он являлся серьезным ученым и представителем академической среды, позволил себе публикацию откровенных пасквилей и совершенно ложных по своему характеру документов, к примеру, сфальсифицированной им «речи» А. Пайка в Верховном совете Древнего и принятого шотландского устава (далее ДПШУ) Южной юрисдикции и других текстов, которые подаются им вперемешку с не имеющими к масонству отношения материалами, публикациями и даже художественными произведениями, якобы изобличающими злодейские умыслы сионистов, евреев, масонов, сатанистов и прочих «сил зла»2.

С XVIII по XXI вв. масоны опубликовали целый ряд текстов, которые должны были опровергнуть «сатанинский» характер масонских ритуалов и практик. Одним из подобных, кратких обзоров является масонский дискуссионный доклад (т. е. доклад для обсуждения в ложе) 1911 г., сделанный, по всей видимости, в одной из лож ВЛФ по теме «Сатана и франкмасонство» (Satan et la Franc-Maçonnerie), где были подробно изложены вопросы, касавшиеся обвинения франкмасонов в сатанизме. Относительно чисел, и, в частности, числа 13, в докладе приводится длинная символическая аналогия, затрагивающая и каббалу, и даже отчасти таро, параллели с египетским христианством и гностицизмом, но не с сатанизмом3.

Основными источниками, доступными в русскоязычном сегменте исследований, является корпус масонских рукописей, находящихся в НИОР РГБ, ОР РНБ, РГАДА, РГИА, ГАРФ4 и других архивах и библиотеках. Другими источниками являются печатные публикации, сделанные самими масонами в период XVIII-XIX вв., а также публикации, сделанные в рамках их просветительской деятельности. К третьей категории можно отнести современные публикации, сделанные масонами, а также переводы зарубежных масонских источников. Что касается текстов по истории масонства, то необходимо рассматривать их как две пересекающиеся категории. Во-первых, документы, относящиеся к конкретным событиям того или иного промежутка времени (например, масонские конституции). Во-вторых, это документы,

1 Серков А. И. История русского масонства ХХ в. В 3 т. Т. 1. С. 70-71.

2 Бегунов Ю. К. Тайная история масонства. М.: Яуза-пресс, 2007. Указанный документ сфальсифицированной речи Пайка занимает страницы 59-62.

3 Satan et la Franc-Maçonnerie. 1911 // РГВА. Ф. 118. Оп. 1. № 316. Л. 1, 2.

4 Данный список неоднократно приводили А. И. Серков, Н. А. Никитин, Ю. Кондаков и иные авторы.

описывающие историю масонства с точки зрения самих масонов. Во втором случае имеются как примеры исследования, так и мифологизация собственной истории.

Непосредственно информация о масонской символике и ее значениях содержится в масонских сочинениях: наставлениях, обрядниках, письмах и книгах, с объяснением и истолкованием символики, употребляемой в ложах. Данные работы часто обильно проиллюстрированы изображениями масонской символики, в виде гравюр, рисунков, зарисовок, картинок и т. д. Как и большинство масонских текстов, они подразделяются на рукописные и печатные издания. В русскоязычном сегменте рукописей можно выделить следующие ключевые категории:

1. Обрядники, содержащие объяснения масонского табеля градуса (ковра);

2. Философские сочинения масонов, содержащие элементы масонской символики;

3. Речи в ложах, зафиксированные в виде протоколов, черновых записей или написанных после самой речи текстов, часто собранные в виде отдельных книг;

4. Письма: переписка лож, переписка братьев, частная переписка.

5. Иные документы, содержащие в себе объяснения масонской символики.

Источниками, относящимися к документальной истории масонства, к его

внутренним нормам, традициям, развитию целей и задач общества являются масонские законы, конституции, уставы и регламенты1, в изобилии представленные на русском и иностранных языках, в рукописной и печатной формах. Первичным текстом, отразившим систематическое мифологическое миропонимание масонства, стала «Книга конституций» Андерсона (1723)2.

Прежде чем говорить об истории вольных каменщиков, стоит указать, что именно понимается под масонством в различных источниках. Так, в конституции ВЛФ (ред. 1921 г.) приводится следующее определение: «Масонство - это союз, основанный на солидарности (единстве)»3.

В одном из французских масонских кодексов XVIII в. не давалось прямого определения масонства. Тем не менее во вводной части этого кодекса целью деятельности масона было названо содействие процветанию и развитию Франции, а основным долгом масона по вступлении в орден - исполнение обязанностей перед Богом, королем, родиной, и лишь потом - перед орденом,

1 См. подробнее: Маккей А. Г. Масонское право. С. 41-44.

2 В русском переводе «Конституция» Андерсона представлена в работе Е. Л. Кузьмишина «История масонства в документах». См.: Конституция Андерсона (1723) // История масонства в документах / Пер. и сост. Е. Л. Кузьмишин. М.: ARS TECTONICA, 2010. С. 129-197. Экземпляр «Конституции» Андерсона, присланный Елагину Объединенной Великой ложей Англии, находится в: РГАДА. Ф. 8. Оп. 1. № 254.

3 Constitution et Reglements Generaux. P. 3.

т. е. своими братьями и самим собой1.

В то же время в масонских сочинениях указанного периода иногда можно встретить попытки интерпретации понятия «вольного каменщичества». Так, в «размышлении о науке масонской» из собрания С. С. Ланского присутствуют следующие истолкования: «Масонская наука есть собрание и сокращение истин, которые человек должен будет изучать во всю вечность. В ней соединены и означены в самом малом виде первоначальные черты всего неизмеримого круга познаний человеческих. Все проповедуемое религией и просвещенными мужами собрано и представлено здесь под самыми краткими чертами. Главный же пункт ее есть познание Бога, человека и натуры»2. Это раскрывает «гностическую» сторону масонства, указывая на его связь со сверхчувственным (метафизическим) познанием с одной стороны и с «популярной» философией ХУП-Х1Х вв. с другой. Иное толкование носит более мистический, а вернее, мистериальный характер: «Орден (вольных каменщиков -М. Г., Б. С.) есть училище мудрости, которая состоит в познании самого себя, Творца и натуры через очищение от страстей и пороков»3. В данном случае речь идет не только о познании (в первую очередь самого себя), но и об очищении на пути этого познания, что характерно для всех мистерий: от древних мистерий Исиды и Осириса до гностических обществ поздней Античности и Средневековья. Появившись в христианском обществе Западной Европы, масонство стало рассматривать себя как некое «приложение» к церковной традиции в деле обновления человека и его восхождения к состоянию до грехопадения: «Масонство уподобляется зеленому раю, к коему Бог приставил Херувима с пламенным мечем, для отражения дерзких, которые будучи заражены всеми смертными грехами, отважились бы приближаться к насажденному в оном древу жизни4. В нем показывается путь, как достигнуть Премудрости, искусства и добродетели, благоугождать Богу, созерцать Его в сокровенной и величественной Натуре и чрез то воспламеняться любовию к ближнему, деятельно помогать в нещастии страждущему»5. Потому «Орден необходим человечеству при падении, так как через него Бог сообщает людям небесный порядок, по которому человечество может вернуться к состоянию прежде падения, в каком находился, будучи созданным руками Творца»6.

Конечный же результат этого - теозис (беюок;), или обожение, т. е. становление Богочеловеком, по образу и подобию Христа7. Эти идеи были во многом созвучны и католической, и лютеранской, и православной мистике.

1 «Le premier engagement du Francmaçon en entrant dans l'Ordre, est d'observer fidèlement ses devoirs envers Dieu, son Roi, sa patrie, ses Freres & lui-même» (Code Maçonique des Loges Rèunes et Rectifiées de France. P. 5, 10).

2 Размышление о науке масонской. XIX в. // НИОР РГБ. Ф. 147-137.1. Л. 1а.

3 Там же. Л. 31а.

4 Ср.: Быт. (3:22-24).

5 Извлечения из истории ордена вольных каменщиков // НИОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собр.). 3186. Л. 2а.

6 Размышление о науке масонской // НИОР РГБ. Ф. 137.1. Л. 31а.

7 Там же // НИОР РГБ. Ф. 137.6. Л. 1а-1К

Однако мистицизм масонов XVIII-XIX вв. несколько выходил за рамки общепринятой христианской ортодоксии.

А. Пайк в работе «Притвор и срединная палата» приводит два определения масонства из современных ему уставных документов ВВФ и Объединенной Великой ложи Англии (далее - ОВЛА): «Орден Вольных и Принятых Каменщиков есть сообщество мудрых и добродетельных людей, чьей целью является жить в совершенном равенстве и быть связанными тесными узами взаимного уважения, доверия и дружества, при этом именуя друг друга братьями, а также побуждать друг друга к претворению в жизнь всех добродетелей» (ВВФ); «Нравственная система, сокрытая в аллегориях и явленная в символах» (ОВЛА). А. Пайк дает также свое определение масонству: «Орден Вольных и Принятых Каменщиков является, или, по крайней мере, должен являться сообществом разумных, образованных, добродетельных, беспристрастных, великодушных и целеустремленных людей, почитающих друг друга свободными, равными и братьями, связанных братским торжественным обязательством оказывать друг другу всяческое вспомоществование» 1.

История создания ордена масонов является довольно противоречивым вопросом, во-первых, из-за относительной скудности источниковой базы, а во-вторых, из-за ее мифологизации самими масонами. Существовали различные фантастические теории, которые связывали масонство чуть ли не с самим Адамом или пророками прошлого (Заратустрой, Пифагором, Соломоном и иными). Примерами служат мифологические тексты масонских конституций, а также сочинения самих масонов о своей истории2. Так, об ars regia («царственном искусстве») и о его происхождении от Адама - пишется следующее (сохранена пунктуация и частичное написание оригинала - М. Г., Б. С.): «Всякий верующий в Бога и Его святому Слову, конечно не усомнится, что всеобщий наш праотец Адам получил от Своего3 Творца высочайшую премудрость в познании Бога, натуры и всех сотворенных вещей. Именно сие совершенное познание целой природы и всех сущностей, он в состоянии каждой твари был дать имя ей приличное; потому что знал совершенно внешние и внутренние их свойства. Знание сие, хоть жалостным падением его и ослаблено в высочайшей степени; но дабы вовсе не угасло, Бог употребил служение Ангелов на укрепление онаго. Они были Наставниками. Как прекрасно называет их один славный писатель! Не менее достойно вероятия и то, что сей Праотец великия сии ведения, полученныя им от Бога, большею частию чрез грех утерянныя и от чистейших духов опять принятыя передал

1 Пайк А. Притвор и Срединная Палата. С. 19.

2 Из известных манускриптов на русском можно привести: Извлечения из истории ордена вольных каменщиков // НИОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание) - 3186 или сходный документ из собрания Ланского: Извлечения из истории ордена В[ольных] К[аменщиков]. 1804 // НИОР РГБ. Ф. 147-135.

Далее приводится по манускрипту музейного собрания.

3 Там же. Л. 2а.

своим детям»1. Эти идеи мы обнаруживаем также и на рубеже XIX-XX вв., например, у Б. М. Прямина-Морозова, затронувшего мифологический аспект в своей статье «О символических степенях масонства» (журнал «Изида», декабрь 1910 г.)2. Кроме того, мы наблюдаем в некоторых масонских сочинениях попытки увязать историю масонства с древними мистериями, что мы встречаем у А. Пайка или Дж. Яркера.

Одним из первых предпринимает попытку критики масонских легенд о собственном происхождении граф Калиостро. Достоверно не известно, был ли сам Калиостро посвященным масоном или просто умелым самозванцем, однако в его «Завещании» (при этом неясно, является ли Калиостро настоящим автором этого текста), о мифах, касающихся происхождения масонства, сказано следующее: «Ничего нельзя сказать хорошего о происхождении франкмасонства; обычно всех заставляют верить в то, что происходит оно от посвящений древних египтян и халдеев»3. Но затем Калиостро, вместо того чтобы «разоблачать» масонский «легендариум», начинает выписывать параллели не сильно отличающиеся от принятого в среде масонов мифотворчества про посвящения египетских жрецов, как, например, описано в сочинении «Крата Репоа»4.

Прежде чем перейти к рассмотрению зафиксированных исторических фактов о происхождении масонства, затронем кратко общую хронологию легендарной истории масонства, которая в разных интерпретациях связывается (обычно не в противоречии друг другу, но как разные этапы развития) со следующими библейскими и средневековыми персонажами и сообществами:

1. Первочеловек Адам5;

2. Каин, Ламех и Тубал-Каин как строители первого города (на этой легенде часто основывают свои измышления противники масонства)6;

3. Ной и строители ковчега7;

1 Там же. Л. 2b.

2 Прямин-Морозов Б. М. О символических степенях масонства. С. 439.

3 Калиостро. Сочинения. С. 487.

4 Крата Репоа, или посвящение в тайное общество египетских жрецов. М., 1779.

5 Извлечения из истории ордена вольных каменщиков // НИОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 3186. Л. 2а-2Ь.

6 Быт. 4:17, 19; Пайк А. Указ. соч. С. 396; A Ritual of Freemasonry. P. 72; Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект. С. 183; также данная легенда в искаженном виде, в соединении с «хирамической» легендой представлена в книге «Итальянские угольщики начала XIX века», якобы изданной парамасонской организацией в России в начале прошлого века (Великим Востоком народов России): Сидоренко Е. Итальянские угольщики начала XIX века. Опыт историческаго изследования. С. 115-125. Ее иногда цитирует С. Нилус.

7 «Сохранил в сердце своем всю науку, которая осталось после потопа и до нас могла дойти, от него излилась она на его сыновей, внучат и их потомков, а чрез них и детей их на все другия народы, целаго земнаго шара». - Извлечения из истории ордена вольных каменщиков. Л. 3 а. Также Д. Яркер связывал мотив Ноахидов с морскими сообществами финикийцев: Яркер Д. Школы Арканов. Обзор их происхождения и древней истории, а также истории масонства и его связь с теософскими, научными и философскими

4. Египтяне и халдеи, как строители пирамид и зиккуратов (также любимый мотив как самих масонов, так и их оппонентов) 1;

5. Царь Соломон, царь Тира Хирам, мастер Хирам и каменщики-строители Соломонова храма2;

6. Каменщики, восстанавливавшие храм в Иерусалиме после вавилонского плена (степени «Второго храма» и «Вавилонского перехода», входящие в Королевскую Арку) 3;

7. Древнегреческие, древнеегипетские и древнеримские мистерии, включая мистерии Митры4;

8. Ранние христиане и гностические общины5;

9. Католические монашеские братства и средневековые цеха и гильдии;

10. Тайный орден розенкрейцеров;

11. Рыцарские сообщества: тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы, рыцари Круглого стола (хранители Грааля )6.

При этом возможно верифицировать связь масонства только со средневековыми цехами, и отчасти - с монашескими и рыцарскими орденами, хотя это не исключает возможности дальнейшего заимствования мотивов из других источников.

Современное масонство с наибольшей вероятностью ведет свое родословную от Лондонского клуба XVIII в., или первой Великой ложи Англии7. Но вот сам термин «масон» имеет более глубокие корни: очевидно, что он перешел непосредственно из английского. «Free-mason» - буквально «вольный каменщик», который использовался в Англии по отношению к каменотесам по мягкой породе (англ. «free-stonemason») еще с начала XIII в. По всей видимости, ремесленные братства этих каменщиков, имевших определенную почетность, и стали вдохновителями первых масонских орденов. По мнению И. М. Хераскова, современное масонство, появившееся уже в XVIII в., не имеет прямой связи со старинными братствами, кроме ритуалов и терминологии, а его настоящими предками можно назвать

мистериями. С. 105.

1 Яркер Д. Указ. соч. С. 55-78, 90.

2 Хирамическая легенда присутствует в абсолютном большинстве масонских текстов и исследований масонства. Приведем кратко некоторые: легенда по российским обрядникам была опубликована в 2021 г. нами в приложении к работе «Гностическая философия права». См.: Гааз М. А. Гностическая философия права. С. 519-522; версия легенды в ДПШУ см.: ПайкА. Указ. соч. С. 367-392; версия легенды Йоркского обряда: A Ritual of Freemasonry P. 74-81. Также см., например: Белявский В. С., Богданов А. В. Указ. соч. С. 11; Извлечения из истории ордена вольных каменщиков. Л. 19b-20a; История шотландского братства. 1804 г. // НИОР РГБ Ф. 147-135. Л. 1а-6Ь.

3 Белявский В. С., Богданов А. В. Указ. соч. С. 12; Кузьмишин Е. Л. Масонство. С. 182-193.

4 Яркер Д. Указ. соч. С. 90-93; Кинг Ч. У. Гностики и их реликвии, древние и средневековые. С. 152-160, 173-187.

5 Яркер Д. Указ. соч. С. 167-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Вирт О. Книга Ученика. С. 29-30; Симон Б. Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы. С. 147-149.

7 Херасков И. М. Происхождение масонства и его развитие в Англии XVIII и XIX века. С. 1.

интеллигенцию ХУ11 в.1

Таким образом, историю зарождения масонства можно разделить по такому принципу:

1. «Доисторический», или мифологический период масонства2.

1.1. Братства вольных каменщиков Х1У-ХУ11 вв.3

1.2. Дореволюционная интеллигенция ХУ11 в.4

2. Исторический период или период возникновения Великих лож (отсчитывается примерно с создания Первой Великой Ложи Англии).

Как уже было сказано выше, средневековые каменотесы (вольные каменщики) мало чем идеологически связаны с орденом, поэтому особого внимания на них мы заострять не будем. С другой стороны, интеллигенция, различного рода утописты, представители философских движений имеют для нас гораздо больший интерес. При этом стоит заметить, что некоторые авторы, например, Освальд Вирт - известный каббалист, месмерист, таролог, мистик и оккультист Х1Х-ХХ вв. - в своей работе «Книга ученика», приводя историю ордена вольных каменщиков, пишет, что, помимо собственно строительной гильдии каменщиков, предшественниками масонов были монашеские ордена. Так, поскольку для сакральной архитектуры требовались знания не только в области обтесывания камней и правильного строительства, но и в области богословия, многие монахи стали изучать каменщическое ремесло. Несмотря на логичность заявлений Вирта, достаточного подтверждения для подобных утверждений у нас нет5, зато есть много текстов оперативных каменщиков, таких как древняя поэма «Региус» или «Статуты Шоу» и другие, а также тексты масонских лож ХУ11 и ХУШ вв.

Именно в ХУ11 в. происходит коренной перелом в умах ученых, которые начинают отходить от церковной схоластики, от церкви в целом (но при этом продолжают верить в Бога). Связано это было с прогрессом науки, не только техническим, но и прогрессом в умах интеллигенции, а также с Реформацией и Контрреформацией (в частности, с Тридентским собором,

1 Там же. С. 3.

2 Легендарные истоки, части которых мы касались выше, описаны в трудах А. Пайка, Д. Яркера, Е. П. Блаватской, А. Э. Уэйта и проанализированы в сочинениях абсолютного большинства исследователей масонства. Довольно полный обзор этого «легендариума» представлен в труде Р. Лотмаса. См.: Lotmas R. The Secrets of Freemasonry. Revealingthe suppressed Tradition. P. 9-21.

3 Имеются в виду организации оперативных масонов, т. е. братства каменщиков-строителей, куда со временем стали входить также архитекторы, меценаты строительства и иные люди, имевшие мало отношения к реальному строительству. В рукописях, статьях и публикациях, посвященных истории масонства и других тайных обществ (например, карбонариев), указывается, что другие ремесленные общества имели те или иные формы своих паралитургических обрядов. См., например: Записка об отличиях карбонариев от свободных каменщиков / Пер. с нем. 1819 // НИОР РГБ. Ф. 14-492; Масонство в ряду тайных обществ // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж. 1957 // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 11. Л. 74-77.

4 То есть до Великой французской революции 1789 г.

5 Вирт О. Указ. соч. С. 29-30.

продемонстрировавшим сильные реакционные настроения в Римско-католической церкви). Итогами этого перелома в сознании стала «вера в преобразовательную силу знания и стремление служить человечеству посредством науки»1, что, по сути, есть основная идея масонства. Но общества, которые начали появляться в этот период, как и гильдии каменщиков, все еще нельзя напрямую связать с франко-масонством.

В 1716 г., по свидетельству Дж. Андерсона, была образована Великая ложа. Однако «Великой» она была только по названию, фактически же ее образование осталось незамеченным. Стоит отметить, что сам термин «Великий» в отношении лож и титулов чиновников и офицеров Великой ложи не означает какого-то гигантизма, но является лишь указанием на верховенство. Как указывает С. С. Ланской в своей «Записке о духе и направлении масонства», масоны рассматривают Бога (именуемого также «Великим архитектором Вселенной») в качестве своего рода «Великого мастера» Великой ложи, которая символизирует весь мир: «Мы полагаем, что Бог есть единый наш В. М. (Великий мастер - М. Г., Б. С.), который управляет Великою Ложей, т. е. Миром, а Святое Его Писание начертанием нашего поведения и единым учением» 2.

Рассматривая юридические аспекты организации Великой ложи, А. Г. Маккей в трактате «Основы масонского права» указывает, что до образования первой Великой ложи Англии в 1717 г. на территории ее юрисдикции существовали отдельные ложи, наличие которых было необходимым для создания Великой ложи. После того как возникла материнская Великая ложа, сложилась следующая система учреждения новых Великих лож: местные учреждающие ложи должны иметь патент от другой ложи, становящейся материнской для новой Великой ложи3. Подобная система сходна с концепцией юридического нормативизма Г. Кельзена, согласно которой новая норма должна возникать на основании санкций, содержащихся в иных нормах. Единственные законные учредители Великой ложи - это «досточтимые ложи», существующие на территории государства или региона, где не действует юрисдикция иной законно созданной Великой ложи, либо где юрисдикция заранее уступлена ранее уже учрежденной законной Великой ложей в пользу учреждаемой новой Великой ложи.

Вся система создания лож завязана на диалектических связях, восходящих к тому, что действует для всей системы prima mobile. Такими источниками оказались Первая Великая ложа Англии (она же Великая ложа Лондона и Вестминстера) и Древняя Великая ложа Англии, которые после многих десятилетий раздоров все-таки объединились и учредили Объединенную Великую ложу Англии. Это произошло 27 декабря 1813 г., на праздник св. Иоанна Евангелиста,

Стоит отметить, что не всегда масонство было столь стройно

1 Херасков И. М. Указ. соч. С. 13.

2 Ланской С. С. Записка о духе и направлении масонства. 1816 // НИОР РГБ. Ф. 147-351. Л. 3а.

3 Маккей А. Г. Указ. соч. С. 53.

организовано: так, Великая провинциальная ложа, по сути, включала структуры «дополнительных степеней» в систему собственной организации (§ 9 Законов Великой провинциальной ложи: «Великая провинциальная ложа имеет должное участие к высочайшим степеням Ордена, существующим в ее союзе, не приемлет в оный той ложи, которые отвергают высокие степени»)1, что позже в англо-саксонской (англо-американской) традиции, а также среди большей части континентальных масонских организаций было прознано нерегулярной практикой (ландмарки Маккея). Между тем подобная система встречается в ряде международных масонских организаций, таких как орден «Право человека». Также совершенно иррегулярными были некоторые масонские ложи, в частности, так называемые «Объединенные и принятые масонские ложи», которые на конвенте 1778 г. в Лионе приняли свой кодекс. Структура, описанная в нем, включает Шотландские директории (такие формы «шотландских» уставов существовали во многих странах, в т. ч. и в России, но там не создавались столь причудливые структуры)2, Шотландские ложи Великой национальной директории (в организациях, связанных с Великой провинциальной ложей, существовала только Шотландская директория, общая для всей империи) 3.

Регулярное масонство состоит из нескольких последовательных посвятительных степеней, высшей из которых является третий градус -мастер-масон. Помимо них, существует также великое множество дополнительных степеней, объединенных в своего рода иерархию - система дополнительных степеней. Ложи первых трех степеней (ученик, подмастерье и мастер-масон) объединены в так называемые символические ложи, именуемые также «голубыми» (из-за частого использования этого цвета в одеяниях и символике), или иоанновскими (в честь св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Евангелиста (Иоанна Богослова)). Иоанновские ложи объединяются в Великую ложу (Великий Восток). Все иоанновские ложи, объединенные под управлением Великой ложи или Великого Востока, и составляют систему (союз)4. Данный союз обычно (по всем правилам регулярности) отделен почти от всех дополнительных посвятительных структур (капитулов, Верховных советов, орденов и т. д.). Такое положение, в частности, присутствовало в Уложении Великой ложи Астреи (Основное условие Великой ложи Астреи и лож под ее управлением соединенных, § 8, п. П.Л.) 5.

Основной метод изложения идей в масонской традиции - так называемый символический метод. Как указывает И. Г. Финдель, суть всех символов и символических действий в масонстве - «та мысль, что его цель есть возведение

1 Законы Великой Провинциальной Ложи. СПб., 1817 // НИОР РГБ. Ф. 147-11. С. 5.

2 См.: Законы и статуты шотландских масонов. XIX в. // НИОР РГБ. Ф. 147-1946.

3 Code Maçonique des Loges Rèunes et Rectifiées de France // РГВА. Ф. 118к. Оп. 1. № 7. P. 8 (Л. 4b).

4 Финдель И. Г. Указ. соч. Т. 1. С. 8.

5 Уложение Великой ложи Астреи на В л С. Петербурга. Ч. 1. [Санкт-Петербург] 5815 (1815 г.). С. 4.

духовного храма»1. Его незыблемой основой в традиционном масонстве (регулярном, англо-саксонском) считается вера в Бога и бессмертие души2. Этому противопоставляется подход, характерный для так называемого либерального масонства (континентального, французского), согласно которому основным является принцип Liberté, Egalité, Fraternité, т. е. свобода, равенство и братство, а также полная свобода совести3. Второй подход, появившийся в XIX в., встретил резкую критику современников и иных, не принявших такое положение дел, авторов: как масонов-оккультистов, вроде Папюса, так и других авторов (например, таких как Р. Генон, Ю. Эвола, Е. Блаватская, а также русская масонская диаспора). Аналогичной критике подвергается и марксистский материализм, рассматриваемый в регулярном масонстве как не совместимый с масонским учением и идеей духовного развития4. Еще один подход, существующий в рамках масонства, но встречающийся достаточно редко - это так называемое эзотерическое масонство. Это не просто эзотеризм в рамках той или иной масонской системы (такой есть и в ДПШУ, и в других уставах), но эзотеризм, лежащий в основе целей деятельности ордена или устава. Ярчайшим примером служат существующие в масонстве системы розенкрейцеров («розенкрейцерские» степени, а также «розенкрейцерские» ордена, как, например, орден Злато-Розового креста), Устав Мемфис-Мицраим, а также ряд масонских и парамасонских организаций (например, Орден мартинистов или орден Золотой зари).

Стоит также отметить, что масонство никогда не стремилось подменить собой другие возможные пути саморазвития человека. Так, масонство признает право и авторитет религии в вопросах саморазвития человека, притом не какой-то конкретно, а многих: «Каждый идет своим путем, но к одной и той же цели»5. Между тем инициация, подобно крещению, должна сделать так, чтобы человек «умер» для профанной (мирской) жизни и родился бы для жизни на пути посвящения: «Человек должен умереть и для профанской жизни, и для своей грубой природы, дабы, сбросив ветхого Адама, освободить обитающий в нем вечный дух»6. При этом корень масонства, в особенности масонства мистического, лежит в области христианства, в частности в средневековой христианской мысли, не в плоскости исключительно сложных богословских построений, таких как томизм, но в области «популярной теологии», т. е. наиболее общедоступных ее формул, в

1 Финдель И. Г. Указ. соч. Т. 1. С. 9.

2 Ермолов В. М. Вольный каменщик Шотландского устава // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж. 1954-1955 г. // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 10. Л. 11.

3 Рис Дж., Лоренте-Булл Д. Больше света: современное масонство для мужчин и женщин. С. 55-59. Впервые данное положение было сформулировано в Конституции ВВФ в 1877 г. На данный момент это положение содержится в Конституции ВВФ неизменно ( Art. 1). См.: Grand Orient de France. Constitution et Règlament Général. Paris, 2016. P. 3.

4 Ермолов В. М. Указ. соч. Л. 13.

5 Там же. Л. 12.

6 Там же. Л. 16.

синтезе с некоторым народными или профессиональными представлениями предшественников масонов.

Непосредственно религиозно-мистические аспекты, а также алхимические и теургические, якобы были привнесены в масонство розенкрейцерами. В масонской работе второй половины ХХ в. «Масонство в ряду тайных обществ» указывается, что примерно около 1650 г. в масонство вошли многие братья-розенкрейцеры, принеся вначале степень мастера (ранее мастером именовался только председательствующий в ложе), а затем создали степень Шотландского мастера для изучения тайных наук1.

На политику и культуру религиозно-мистические учения влияли с древнейших времен: так, одним из видных греческих политических деятелей был пифагореец Тимей, а сам Пифагор формулировал идеи государства и права в своих недошедших до нас сочинениях2. Как следствие, мистицизм, магия, ритуалы и теургия часто соседствовали с государственными должностями, а сама магия рассматривалась как политическая технология, применяемая для прорицания, прогнозирования и изменения политической и правовой ситуации в государстве и мире. Сама по себе власть считалась магической. И всякое политическое действо по сей день может рассматриваться как содержащее в себе элементы магии3.

Начиная с эпохи Возрождения сформировалась идея утопического магического пространства власти и культуры, развиваемая различными авторами, например, Дж. Бруно и Т. Кампанеллой. В масонстве, на которое эти идеи оказали влияние, складывается представление о существовании «незримой коллегии» или тайного ордена розенкрейцеров4.

Мода на масонство стремительно росла во второй половине ХУШ века во Франции. Во многом это происходило благодаря акценту ордена на моральный аспект, что вызывало одобрение среди всех слоев общества. Кроме того, огромную роль в популяризации масонства сыграл герцог Орлеанский, будучи Великим мастером ВВФ. Хотя непосредственно делами ложи он почти не занимался (и, вероятно в целом не особо интересовался масонством), одно его социальное положение способствовало появлению новых лож5. В Австрии, при императоре Иосифе II, масонам разрешалось открыто вести свою деятельность. Таким образом, во многом благодаря ученому-масону И. фон Борну, ложа Истинного согласия стала своеобразной «академией наук», куда

1 Приводится по: Д-'- Л-'- Лотос. Тор- Собр.'. 29 апреля 1957 г. Доклад Брл М. П. Кивелиовича «Символизм в природе и символизм посвятительных обществ» // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж, 1957 // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 10. Л. 7.

Также о розенкрейцерах см.: Зотов С. История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный. С. 305-309.

2 Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. С. 28-29, 39.

3 Исаев И. А. «Машина власти» в виртуальном пространстве (формирование образа). С. 13, 17.

4 Исаев И. А. РоШюа Негшейса: скрытые аспекты власти. С. 335-342, 355-361; ср.: Генон Р. Эзотеризм Данте. С. 429-436.

5 Белявский В. С., Богданов А. В. Указ. соч. С. 194.

приглашались ученые, музыканты и артисты (в их числе В. А. Моцарт и Й. Гайдн). Она выпускала журнал «Физическое исследование братьев Согласия», способствовала организации экспедиций в Америку и Африку, а также созданию Ботанического и Зоологического парков в Вене. В Пруссии же, где сам Фридрих Великий был масоном, сложно переоценить вклад масонов в культуру и политику1. К слову, сам Фридрих неоднократно демонстрировал в своих сочинениях приверженность именно масонской традиции историографии, в частности в его политико-правовом сочинении «О постановлении и отмене законов», переведенном на русский язык князем Вяземским2.

Говоря о влиянии масонства на культурно-историческую парадигму, стоит обратить внимание на причину образования не только ордена, но и любых сообществ в целом, на связывающую силу, которую Э. Дюркгейм называет «божественное социальное». Именно этот своего рода мистический, религиозный элемент является одной из причин, во-первых, создания масонства, а во-вторых, желания его членов связать свою деятельность с глубокими традициями, с более древними тайными обществами. Но в то же время нельзя не отметить околополитическую направленность масонства и элементы «культового деизма»: с одной стороны, присутствуют молитвы и инвокации Великого архитектора Вселенной, а с другой, делается акцент на развитую светскую этику. Таким образом, орден является по сути синтезом религиозного и политического (при этом открыто отвергая причастность к обоим)3, т. е. своего рода квазирелигией, идеи которой имеют иногда прямые, иногда косвенные отголоски в культурно-исторической парадигме по сей день. В пример можно привести и культ Высшего существа, и «Волшебную флейту» Моцарта, являющуюся, по сути формой нового квазирелигиозного мифа4.

Для многих такая квазирелигиозность, гибкость масонского учения дала повод обвинить орден в лицемерии, скрытом стремлении заполучить власть5. Мы не можем однозначно судить о правдивости данных суждений. Но в то же время с сожалением можно констатировать, что такого рода мысли повлекли за собой очевидно лживые конспирологические теории, отождествляющие масонов со всемирным злом.

1 Там же. С. 207, 214.

2 Фридрих Великий. Рассуждение о причинах, подающих повод к постановлению или отрешению законов / Пер. с нем. Князя Вяземского // НИОР РГБ Ф. 313 (Федоров А. К.) - 7.

3 ГаазМ. А. Указ. соч. С. 218-219.

4 Исаев И. А. Топос и Номос: пространство правопорядков. С. 266-269.

5 Ср. например: Рис Дж., Лоренте-Булл Д. Указ. соч. С. 56-57.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации НИОР - Научно-исследовательский отдел рукописей ОР - Отдел рукописей

РГАДА - Российский государственный архив древних актов РГБ - Российская государственная библиотека РГВА - Российский государственный военный архив РГИА - Российский государственный исторический архив РНБ - Российская национальная библиотека

ЛИТЕРАТУРА

500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах / Под ред. М. Афанасьевой, C. Gilli. М. - СПб., Amsterdam: In de Pelikaan, 1993.

Бегунов Ю. К. Тайная история масонства. М.: Яуза, 2007.

Белявский В. С., Богданов А. В. Происхождение Ордена вольных каменщиков. Масонство в XVII-XVIII веках. Взгляд посвященных. М.: Москвоведение, 2015.

Вирт О. Книга Ученика / Пер с франц. М.: 2017.

Гааз М. А. Гностическая философия права. М.: РУДН, 2021.

Гекеторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран / Пер. с англ. СПб.: Издание Е. Н. Ахматовой, 1876.

Генон Р. Эзотеризм Данте // Генон Р. Избранные сочинения / Пер. с франц. М.: Беловодье, 2003. С. 409-468.

Городницкий Р. А., Серков А. И. Система и ритуалы российского масонства XVIII-XIX вв. (Исправленный шотландский устав). В 2 т. М.: Ганга, 2021.

Дугин А. Г. Ноомахия: войны ума. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект. М.: Академический проект, 2015.

Д.*. Л Л Лотос. Тор Л Собр.'. 29 апреля 1957 г. Доклад Бр.'. М. П. Кивелиовича «Символизм в природе и символизм посвятительных обществ» // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж, 1957 // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 10. Л. 7.

Ермолов В. М. Вольный каменщик Шотландского устава // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж. 1954-1955 г. // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 10. Л. 11.

Законы Великой Провинциальной Ложи // НИОР РГБ. Ф. 147-11.

Законы и статуты шотландских масонов // НИОР РГБ. Ф. 147-1946.

Записка об отличиях карбонариев от свободных каменщиков. НИОР РГБ Ф. 14-492.

Зотов С. История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный. М.: АСТ, 2020.

Извлечения из истории ордена вольных каменщиков // НИОР РГБ. Ф. 178-3186.

Извлечения из истории ордена В[ольных] К[аменщиков] // НИОР РГБ. Ф. 147-135.

Исаев И. А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти. М.: Юристъ, 2002.

Исаев И. А. Топос и Номос: пространство правопорядков. М.: Норма, 2020.

Исаев И. А. «Машина власти» в виртуальном пространстве (формирование образа). М.: Проспект, 2021.

История шотландского братства // НИОР РГБ. Ф. 147-135.

Калиостро. Сочинения / Пер. с франц. Е. Л. Кузьмишина. М.: Ганга, 2017.

Карпачев С. П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. М.: АСТ, Олимп, 2008.

Кинг Ч. У. Гностики и их реликвии, древние и средневековые / Пер. с англ. О. А. Федорова. М.: Амрита-Русь, 2022.

Крата Репоа или посвящение в тайное общество египетских жрецов. М., 1779.

Кузьмишин Е. Л. История масонства в документах. М.: ARS TECTONICA, 2010.

Кузьмишин Е. Л. Масонство. М.: Ганга, 2019.

Ланской С. С. Записка о духе и направлении масонства // НИОР РГБ. Ф. 147-351.

Маккей А. Г. Масонское право / Пер. с англ. Е. Л. Кузьмишина. М.: Ганга, 2021.

Масонство в ряду тайных обществ // Материалы, связанные с деятельностью русской масонской ложи «Юпитер» в Париже. Париж. 1957 // НИОР РГБ. Ф. 754. К. 4. № 11. Л. 74-77.

Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг. М.: Минувшее, 2005.

Нилус С. А. Сим победиши. Близ грядущий Антихрист и царство Дьявола на земле // НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. № 27.

Новосадский Н. И. Елевсинские мистерии. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1887.

Пайк А. Притвор и Срединная Палата / Пер. с англ. Е. Л. Кузьмишина. М.: Ганга, 2021.

Палюлин А. Ю. Идея права и государства в гностических учениях / Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: ВШЭ, 2016.

Прямин-Морозов Б. М. О символических степенях масонства // Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма. Изд. 3-е. М.: Энигма, 2019. С. 439-451.

Размышление о науке масонской // НИОР РГБ. Ф. 147-137.1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размышление о науке масонской // НИОР РГБ. Ф. 147-137.6.

Рис Дж., Лоренте-Булл Д. Больше света: современное масонство для мужчин и женщин. М.: Эдитус, 2022.

Русское масонство: Материалы и исследования / Под ред. М. В. Рейзина и А. И. Серкова. 2-е изд. В 3 т. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1999.

Серков А. И. История русского масонства ХХ в. В 3 т. СПб.: Изд-во им. Новикова, 2009.

Сидоренко Е. Итальянские угольщики начала XIX века. Опыт историческаго изследования. СПб., 1913.

Симон Б. Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы. М.: ИПЛ, 2015.

Финдель И. Г. История Франк-масонства от возникновения его до наших дней. В 2 т. СПб.: Типография Н. Скарятина, 1873.

Фридрих Великий. Рассуждение о причинах, подающих повод к постановлению или отрешению законов // НИОР РГБ. Ф. 313 (Федоров А. К.) - 7.

Херасков И. М. Происхождение масонства и его развитие в Англии XVIII и XIX века // Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С. П. Мельгунова, К. Ф. Некрасова. М.: Задруга, 1914. С. 1-34.

Яркер Д. Школы Арканов. Обзор их происхождения и древней истории, а также истории масонства и его связь с теософскими, научными и философскими мистериями / Пер. с англ. О. И. Трояновского. М.: Ганга, 2015.

Code Maçonique des Loges Rèunes et Rectifiées de France. [Lyon], 5779 (1779) // РГВА. Ф. 118 к. Оп. 1. № 7.

Constitution et Reglements Generaux. Paris, 1921.

Grand Orient de France. Constitution et Règlament Général. Paris, 2016.

LotmasR. The Secrets of Freemasonry. Revealing the suppressed Tradition. London: Magpie Books, 2006.

Ritual of Freemasonry. New York: William Gowans, 1853.

Satan et la Franc-Maçonnerie // РГВА. Ф. 118. Оп. 1. № 316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.