МАШИНОСТРОЕНИЕ: ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КРЕАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА
ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1 2 Д.А. Муринович, MBA, руководитель направления GR , слушатель программы DBA
Г.С. Празднов2, д-р экон. наук, профессор
*АО «Объединенная тепло-энергетическая компания»
2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10586
Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение машиностроения как сердцевины промышленности страны, важнейшего фактора роста эффективности экономики, оптимизации и обновления потенциала производительных сил. Показано состояние и динамика развития инновационного потенциала крупнейшего машиностроительного комплекса страны, находящегося в Свердловской области. Определено значение инвестиций как средства ускорения инновационного развития и технологического обновления машиностроения. Определена сущность и специфика реализуемой государственной политики стимулирования развития предприятий машиностроения с учетом ограниченных финансовых ресурсов. Практическое значение материала статьи детерминировано анализом опыта и расчетом уровня инновационного развития нескольких машиностроительных предприятий.
Ключевые слова: машиностроение, инновации, инвестиции, конкурентоспособность, модернизация, техническое развитие, финансирование, стимулирование.
Машиностроение - ведущая отрасль, сердцевина отечественной промышленности как по величине (около 40% всех занятых в промышленности и около 20% ВВП), так и по значению для народного хозяйства. Машиностроительное производство характеризуется крупными размерами предприятий - в среднем около 2000 работающих на одном предприятии (в отличие от других отраслей промышленности, где в среднем около 850 сотрудников), большей стоимостью Основных Производственных Фондов (ОПФ) в расчете на одного работника, высоким уровнем профессионализма и квалификации персонала [1, стр. 65, 93, 203].
От прогрессивности машин и оборудования, которыми вооружены сотрудники, зависит эффективность производства. Поэтому, постоянное креативное, позитивное обновление технической базы, рост науко-емкости и конкурентоспособности машиностроительной продукции - необходимое условие ускорения развития экономики страны.
Машиностроительный комплекс России имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд отдельных отраслей и производств. К их числу относятся производство электроники, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, вычислительной техники и информационных технологий, авто и судостроение, железнодорожное машиностроение, оборонная промышленность электротехническая, инструментальная промышленность, и т.д.
Один из крупнейших машиностроительных комплексов страны сосредоточен в Свердловской области, которая является важнейшим в стране производителем машиностроительной продукции. Здесь сосредоточены горнодобывающая, металлургическая, химическая электротехническая, оборонная промышленность, машиностроение. Мировую известность имеют дочерние предприятия Госкорпораций Ро-сАтом (АО «ОТЭК», АО «ТВЭЛ»), Ростех (АО «НПК «Уралвагонзавод»), ПАО
"ОМЗ", ООО «УГМК - Холдинг», АО «РМК», и др.
Главным направлением дальнейшего развития машиностроительного производства на текущий период и перспективу является ускоренное инновационное развитие, под которым понимается «улучшение», «изменение», позитивное развитие, «креативность», все, что обеспечивает существенное обновление технической базы на прогрессивной основе. Инновационная стратегия связывает воедино процессы развития кадрового, ресурсного потенциалов предприятия и конкретные инновационные проекты.
В своем развитии экономика проходит путь от так называемой новой экономики к экономике креативной, являющейся наиболее продвинутой системой, характеризующейся использованием новейшей техники, огромного объема уже существующих знаний, цифровых методов управления. В условиях креативной экономики живой труд все больше отходит на задний план и становится вторичным по отношению к овеществленному труду. Поэтому, постоянное креативное, позитивное обновление технической базы предприятий, рост наукоемкости и конкурентоспособности машиностроительной продукции - необходимое условие развития экономики страны.
Конкуренция прямо связана с инновационным развитием, поскольку через конкурентную борьбу новое вытесняет старое. Сами инновации являются объектом конкурентной борьбы между предприятиями, они же являются и результатом конкуренции.
Цель статьи - рассмотреть специфику инновационного развития машиностроительных предприятий (на примере Свердловской области) в условиях ограниченности собственных средств и бюджетного финансирования, нестабильности спроса и цен на продукцию, выявить степень взаимозависимости инновационного развития и эффективности работы предприятий, предложить систему показателей оценки и анализа состояния и динамики инновационного развития.
Объективная необходимость креативного и позитивного инновационного развития машиностроительных предприятий определяется следующим:
1. Изменилось содержание работы предприятий - от "проталкивания" товара к маркетингу.
2. Переходом от экономики закрытого типа к открытой, произошедшим расширением торговли, выходом на зарубежные рынки.
3. Увеличением физического износа, и морального старения большей части основных производственных фондов (ОПФ). При этом инвестиционных ресурсов для предотвращения последствий не компенсированного износа техники у многих предприятий в настоящее время во многих случаях явно недостаточно.
4. На большинстве машиностроительных предприятий с низким уровнем технической оснащенности большинства рабочих мест.
5. Недостаточной гибкостью и адаптивностью предприятий к нововведениям и потребностям рынка.
В то же время, при наличии соответствующих материальных, финансовых, человеческих, организационных и информационных ресурсов, в машиностроении существуют все возможности для активизации инновационной деятельности.
К таким возможностям относятся, в первую очередь:
1. Постоянное совершенствование научно-методической и нормативной основы принятия прогрессивных управленческих решений в области инновационного развития.
2. Улучшение системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, ориентированных на освоение новых методов управления, внедрения управленческих, технологических и технических инноваций.
3. Осуществление глобального информационного обеспечения, аккумулирующего, классифицирующего, ранжирующего и систематизирующего постоянно обновляемый объем информации об объектах, накапливаемых системой сбора данных.
4. Улучшение возможностей диагностирования и мониторинга технического состояния, анализа и прогнозирования изменений, выполнения упреждающих действий (своевременных ремонтов, модернизации, принятие специальных мер по защите объектов от неблагоприятных внешних воздействий), предотвращения отказов и аварий.
Научная новизна материалов статьи состоит в обосновании критерия, концепции и алгоритма, системы показателей оценки масштабов и эффективности нововведений, выявлении зависимости креативного, гибкого и адаптивного развития от обоснованности и темпов инновационного развития предприятий машиностроения. Акцент ставится на разработку и внедрение проектов, дающих возможность получения дополнительной добавочной стоимости, а не только прирост объемов производства продукции.
В используемых в настоящее время методиках оценки эффективности инноваций на машиностроительных предприятиях рассматривается целый ряд частных и интегральных показателей. Обоснованность этих методов несомненна [3]. Однако, в применяемых оценочных методах отсутствуют ряд показателей, характеризующих те или иные стороны технического или интеллектуального потенциала предприятия. В условиях возрастания конкуренции и необходимости импортозамещения продукции, необходимо использовать дополнительные показатели оценки технического и интеллектуального потенциалов предприятий. К таким показателям можно отнести коэффициенты:
Соотношение (С) величин фондовооруженности труда работников вспомогательного (Фв всп) и основного производств (Фв осн):
Фв всп
С = х 1,2
Фв осн
Здесь: Фв всп. и Фв осн. - фондовооруженность труда, соответственно, во вспомогательных и основных подразделениях предприятия, руб./чел.;
1,2 - коэффициент допустимого разрыва в уровнях Фв всп. и Фв осн. Недопустимо иметь значительное различие фондовооруженности труда в основных и вспомогательных подразделениях предприятий.
Коэффициент гибкости (Кг) предприятий к условиям рынка
Дсо1 - Дсо2 Кг = Дсомах1 - Дсомах2
Дсо1 и Дсо мах1 - добавленные стоимости производимой продукции на обследуемом и лучшем в группе исследуемых предприятиях, руб.;
Дсо2 и Дсомах2 - добавленные стоимости производимой продукции на обследуемом и лучшем в группе исследуемых предприятиях, руб.
Коэффициент использования производственных мощностей (К исп пм) предприятия:
В факт пм
К исп пм = х 100%,
В макс пм
В факт. пм и В макс. пм - фактическая и максимально возможная величины использования производственной мощности предприятия.
Коэффициент адаптивности (Ка) предприятия к условиям рынка.
Ка = Кан Капр
Кан - коэффициент соответствия степени адаптивности к нововведениям предприятия (Кан) лучшему из анализируемой их совокупности (Кан мах).
Капр - коэффициент соответствия степени гибкости к потребностям рынка предприятия (Капр) лучшему из анализируемой их совокупности (К апр мах).
Уровень инновационного развития (Уир) машиностроительного предприятия:
Уир = Кто Кг Ка
Здесь:
Кто - коэффициент технического оснащения производства;
Кг - коэффициент гибкости предприятия к условиям рынка;
Ка - коэффициент адаптивности предприятия к условиям рынка.
Для одного из машиностроительных рассчитаны показатели инновационного предприятий Свердловской области были развития (табл.1).
Таблица 1. Величины инновационного развития для одного из машиностроительных предприятий Свердловской области_
Наименование коэффициентов 2012 г. Величина коэффициентов, % 2017 г. Величина коэффициентов Изменения коэффициентов
К исп. пм 100 1,108 1,108
С 100 1,101 1,101
Кг 100 101,0 101,0
Ка 100 0,996 102,2
Уир 100 105,0 107,0
За счет повышения уровня использования производственных мощностей (ПМ), улучшения возрастных характеристик активной части ОПФ, роста механизации и автоматизации производства, повышения степени гибкости к требованиям рынка несколько повысились значения уровней инновационного и технического развития. Это привело к улучшению показателей производительности труда (на 5,8%), прибыльности (на 3,1%), снижению себестоимости продукции (на 1,9%) (расчеты автора).
Логическим завершением предлагаемой методики оценки и анализа инновационного развития предприятия является изучение влияния прироста объемов капитальных вложений (Кв), на эффективность производства. Задача ставится таким образом: найти, на какую величину повысится Уир, если израсходовать 10, 20 ... N млн. (млрд.) рублей Кв.
По расчетам, Уир рассматриваемого завода составляет 0,72 (при предельной величине, равной единице), и это позволяет иметь рентабельность, предположим 12%. Повышение Уир, до 0,73, дает возможность повысить рентабельность до 13,5%. Требуется только рассчитать, сколько, при прочих равных условиях, потребуется капитальных вложений для того, чтобы достичь этого результата.
Показателем инновационного развития на микроуровне является применение технологических процессов, включающих ав-
томатизированные конструирование и проектирование с помощью компьютерной техники и основанных на микроэлектронике. Способствует этому применение оборудования с цифровым программным управлением, гибких производственных центров, автоматически управляемых транспортных средств.
Уникальное высокотехнологичное оборудование с маркой уральских предприятий установлено на ведущих металлургических, нефтехимических и машиностроительных заводах страны. В области производится широкий спектр машиностроительной продукции: турбины паровые, электромашины крупные, электрооборудование, сталеплавильное, прокатное и агломерационное оборудование, железнодорожный подвижной состав, экскаваторы, погрузчики, продукция военного назначения [4].
ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» активно ведет освоение производства новой техники для коммунального хозяйства. АО «НПК Уралвагонзавод" внедрил в производство новейшие образцы танков «Армата» Т-14, боевой машины огневой поддержки «Терминатор - 2», тяговый модуль вагонов ТМВ-2, контейнер цистерна с котлом из компактных материалов КЦХ.ПКМ-25/0,4. Таким образом, машиностроительный комплекс Свердловской области обладает серьезным потенциалом (производственным, научно-техническим, кадровым) бла-
годаря совместным усилиям органов законодательной и исполнительной власти всех уровней федеративного устройства России, основных акционеров (в том числе и государство), руководителей предприятий, трудовых коллективов.
Выводы
Одна из причин низкого уровня инновационного развития и коммерциализации инноваций, имеющее место в Свердловском машиностроении, можно считать проведение предприятиями области работ по внедрению инвестиций без учета рыночного спроса как внутри страны, так и за рубежом.
Факторы, тормозящие креативное, инновационное развитие машиностроения в России - недостаточно разработанная методология оценки и анализа инновационного развития, низкий уровень восприимчивости предприятий к инновациям, недостаточное финансирование инновационных процессов, невысокая степень гибко-
ятий к нововведениям и потребностям рынка. Недостаточна разработка и внедрение инновационных прорывных технологий, отсутствие тесных связей и сотрудничества с научными учреждениями, недостаток высококвалифицированных разработчиков программ инновационного развития и специалистов, реализующих имеющиеся программы.
Для решения этой проблемы на многих предприятиях Свердловской области создаются подразделения, отвечающие непосредственно за инновации и инновационное развитие, объединение в таких подразделениях функций по стратегическому и инновационному развитию, которые тесно взаимосвязаны. Необходимость инновационного развития машиностроительных предприятий определяется возрастающими потребностями в продукции машиностроения, изношенностью большей части ОПФ, обострением конкуренции на рынках.
сти и адаптивности большинства предпри-
Библиографический список
1. Число действующих предприятий, среднегодовая численность работников, объем ВВП, ОПФ, рентабельность. Россия в цифрах 2017.
2. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 91-р.
3. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №4.
4. Портал г. Екатеринбурга. Экономика. Машиностроение. http: //www.center. ekt.ru/works 003. htm.
EVALUATION AND ANALYSIS OF MECHANICAL INDUSTRY: CREATIVE AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF INVESTMENT RESOURCES DEFICIENCY
1 2 D.A. Murinovich, MBA, head of GR , DBA program student
G.S. Prazdnov2, doctor of economic sciences, professor
1JSC «Integrated Thermal Power Company»
2Russia presidential academy of national economy and public administration (Russia, Moscow)
Abstract. Present article describes current role and value of mechanical industry as country's production sector core, it also proves the necessity of mechanical industry innovative development as the main factor of economy efficiency growth, enhancement and productive forces resource renewal. It indicates status and development dynamics of the main mechanical industry complex (located in Sverdlovsk Oblast) innovative opportunities. The investment value is defined as speed-up resource for innovative development and technological renewal of mechanical industry. The essence and specificity of ongoing national policy in the area of mechanical industry development stimulation due to limited financial resources is also appointed. Practical value of the article is determined by experience analyses and calculations of the innovative development level through the example of several mechanical industry enterprises.
Keywords: mechanical industry, innovation, investment, competitiveness, modernization, technological development, funding, stimulation.