_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
органах внутренних дел, а также дети из неполных и малообеспеченных семей. Огромное значение в решении проблем безработицы имеет осуществление самозанятости граждан путем привлечения их к предпринимательской деятельности. С начала прошлого года 269 безработных граждан получили консультационные услуги по открытию собственного дела. Помощь им оказывали специалисты налоговой службы, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Было проведено тестирование на предмет их способности к предпринимательской деятельности, из них открыли собственное дело с оказанием финансовой помощи 60 безработных граждан, в том числе 5 человек - граждане с ограниченными возможностями. В основном открыли собственное дело по таким видам деятельности, как: организация детского досуга, бухгалтерские, парикмахерские, рекламные услуги, услуги автосервиса и другие. Самозанятость жителей Челнов помогает не только в решении проблем безработицы, но и развитию малого предпринимательства. А как известно, в нынешней экономике именно этот сектор является наиболее выгодным и перспективным.
Также впервые в 2016 году центром занятости проводилась работа с различными категориями семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, состоящих на межведомственном патронате, по причинам: злоупотребления родителями алкогольными напитками, жестокого обращения с ребенком, безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних и в случае ими попытки детского суицида, а также многодетных семей, имеющих задолженность по ЖКУ. С начала года специалисты центра занятости посетили 567 семей таких категорий граждан, им было предложено 322 вакансии для трудоустройства, трудоустроено 110 чел. Эта сложная и кропотливая работа будет продолжена в следующем году.
В целом, по городу проводится огромный комплекс работ, направленный на снятии напряжения по безработице. Особо отметим то, что городской Центр занятости охватывает почти все слои населений -детей, инвалидов, малоимущих, предпринимателей и других. Проблема безработицы в условиях нестабильной экономической ситуации может усугубиться. В Набережных Челнах принимаются все усилия для избежание таких проблем.
Список использованной литературы:
1. Челнинские известия: Челны в цифрах: здесь есть и про тебя 12.09.2016 // Режим доступа: http://nabchelni.monavista.ru/news/2017444/
2. В Набережных Челнах открылся первый завод Haier в России - Татар-информ. // Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/25555798/
3. Наиль Магдеев: «Мы все прошли лихие 90-е... Если порядок обеспечен, жить и работать можно» // Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/332330
4. Официальный сайт Набережных Челнов // Режим доступа: http://nabchelny.ru/news/24195
© Газизова А.Я., 2017
УДК 336.21.6 (470.57)
Гильмутдинов А.А.
Студент, магистр, ФГБОУ ВО БашГАУ г. Уфа, Республика Башкортостан Хабиров Г.А. Профессор, д.э.н., ФГБОУ ВО БашГАУ г. Уфа, Республика Башкортостан
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЧИШМИНСКОЕ» РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
В статье выполнен анализ безубыточности объема продаж, определены критическая точка объема
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
продаж и запас финансовой прочности в целом по исследуемой организации и продажи фасованного подсолнечного масла в стоимостном и натуральном выражениях.
Ключевые слова
Объем продажи; критическая точка объема продаж; запас финансовой прочности; прибыль; убыток; операционный рычаг.
Маржинальный анализ основан на исследовании соотношения между тремя группами основных экономических показателей - издержки, объем продаж и прибыль от реализации. Методика позволяет прогнозировать величину каждого из показателей при определенном значении других [1].
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода [2].
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее [3].
В результате проведенного исследования рассчитываются важные для управления предприятием показатели:
- коэффициент маржи (рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от продаж), который показывает, сколько предприятие получает маржинального дохода с каждого рубля выручки;
- точка безубыточности производства в стоимостном выражении (рассчитывается как отношение постоянных затрат за период к коэффициенту маржи), показывающая объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль и который обеспечивает при существующей структуре производства покрытие всех издержек;
- коэффициент финансовой безопасности (рассчитывается как отношение разницы между фактической выручкой и ее значением в точке безубыточности к фактическому объему выручки), который позволяет видеть, насколько допустимо сокращение выручки от продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки;
- операционный рычаг (рассчитывается как отношение маржинального дохода к прибыли), значение которого показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1 % [4].
Анализ безубыточности объема продаж нами выполнен по материалам ОАО «Чишминское» Республики Башкортостан (таблица 1)
Таблица 1
Анализ безубыточности объема продаж в ОАО «Чишминское», тыс. руб.
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение (+/-)
1 .Объем продаж 5 453 597,0 6 856 370,0 6 947 806,0 1 494 209,0
2.Переменные затраты 4 505 208,0 5 496 530,0 5 762 322,0 1 257 114,0
З.Маржинальный доход (валовая прибыль (убыток) от продаж) 948 389,0 1 359 840,0 1 185 484,0 237 095,0
4.Доля маржинального дохода в объеме продаж (п.3/п.1*100%) 17,4 19,8 17,1 -1,3
5.Постоянные затраты 558664,0 607298,0 546589,0 -12 075,0
б.Критическая точка объема продаж (п.5/п.4) 3212530,0 3062022,0 3203413,0 -9 118,0
7.Запас финансовой прочности (п.1-п.6) 2 241 067,0 3 794 348,0 3 744 393,0 1 503 327,0
8.То же в % к объему продаж (п.7/п.1*100%) 41,1 55,3 53,9 +12,8
9.Прибыль (убыток) от продаж 389 725,0 752 542,0 638 895,0 249 170,0
Данные таблицы 1 свидетельствует о том, что в 2015 году по сравнению с 2013 годом в ОАО «Чишминское» порог рентабельности (критическая точка объема продаж) снизился на 9119,0 тыс. руб., а запас финансовой прочности увеличился на 1503327,0 тыс. руб. Доля маржинального дохода в выручке сократилась, что свидетельствует о снижении эффективности операционной деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Положительным моментом является рост запаса финансовой прочности с 41,1% до 53,9% и увеличение прибыли от продаж на 63,9%, что указывает на сокращение производственного риска предприятия.
Анализ безубыточности продаж фасованного подсолнечного масла в натуральном выражении представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ безубыточности объема продаж фасованного подсолнечного масла в ОАО «Чишминское»
Показатели Обозначения 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение, +,-
Выручка, тыс. руб. В 5028233,0 6345265,0 6454512,0 1426279,0
Цена, руб. за 1 тонну р 43384,0 44368,0 46733,0 3349,0
Объем реализации, тонн Q 115900,0 143016,0 138114,0 22214,0
Переменные затраты, тыс. руб. VC 4225885,0 5313902,0 5380783,0 1154898,0
Переменные, руб. за 1 тонну v 36461,0 37156,0 38959,0 2498,0
Постоянные затраты, тыс. руб. FC 508384,0 513417,0 517884,0 9500,0
Себестоимость, тыс. руб. ТС = VC+FC 4734269,0 5827320,0 5898667,0 1164398,0
Прибыль, тыс. руб. П=В-ТС 293964,0 517945,0 555844,0 261881,0
Маржинальный доход, тыс. руб. МД = В - VC 802348,0 1031363,0 1073728,0 271381,0
Критический объем продаж, тонна Q»P 73434,0 71189,0 66617,0 -6817,0
Критическая выручка, тыс. руб. Вкр 3185865,0 3158527,0 3113233,0 -72632,0
Запас финансовой прочности, тыс. руб. ЗФП=Вфакт-Вкр 1842368,0 3186738,0 3341279,0 1498911,0
Уровень финансовой прочности, % Уфп = ЗФП/Вфакт 36,6 50,2 51,8 15,2
Операционный рычаг ОР = МД / П 2,7 2,0 1,9 -0,8
Из данных таблицы 2 видно, что выручка предприятия от реализации фасованного подсолнечного масла в 2015 г. по сравнению с 2013 г. выросла на 1426279,0 тыс. руб. и составила 6454512 тыс. руб., что связано увеличением цен на подсолнечное масло с 43384 руб. до 46733 руб. за 1 тонну и увеличением объема продажи на 22214,0 тонн.
При этом критический объем продаж фасованного подсолнечного масла сократился на 6817 тонн, или на 72632 тыс. руб.
Положительным фактором стало увеличение запаса финансовой прочности за анализируемый период с 36,6% в 2013 г. до 51,8% . В тоже время значение операционного рычага снизилось с 2,7 до 1,9.
Основными резервами роста прибыли и сокращения критического объема продаж являются:
1. Сокращение затрат тепловую энергию. Предприятие несет большие потери тепла в транспортировочных трубах из-за их недостаточной теплоизоляции. Можно устранить потери тепла с помощью профессиональных изоляционных материалов с коэффициентом теплопроводности 0,035Вт/м*ч*К.
Утеплитель пенополиуретан ППУ помогает сократить расходуемую на отопление энергию почти на 40%.Так если за 2015 год было израсходовано 33454493 м3 тепловой энергии, то в прогнозном периоде ожидается сокращение на 40%, что составит 13381797 м3, но с учетом роста тарифов на тепловую энергию, экономия составит 36532 тыс. руб.
2. Сокращение потерь сырья при хранении на складе.
Как показывает анализ, сильное отклонение по себестоимости имеется по статье «сырье и материалы». Большая часть превышения затрат связана с потерями подсолнечника при хранении, поскольку устарела система активного вентилирования на складах.
Полная замена вентиляторов позволит сократить потери подсолнечника при хранении на 2,5%, что приведет к уменьшению себестоимости производства подсолнечного масла. Экономия затрат составит 5230,0 тыс. руб.
Внедрение мероприятий по сокращению затрат окажет положительное влияние на финансовые результаты реализации продукции.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Хабиров Г.А., Хабиров А.Г. Маржинальный анализ в системе финансового и операционного менеджмента (статья) [Текст] // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2011. - № 1 (17). - С. 91-94.
2. Хабиров Г.А. Совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений и их информационного обеспечения в сельскохозяйственных предприятиях [Текст]. - М.: Редакция журнала «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2001. - 196 с.
3. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент : проблемы и решения : учебник для магистров [Текст] / под ред. А.З. Бобылевой . - М. : Юрайт, 2012 . - 903 с.
4. Кувшинов М. С. Анализ соответствия методов управления затратами актуальным задачам управления [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2014 . - № 17 . - С. 37-46 .
5. Соколов А. Ю. Маржинальный учет затрат (метод "директ-костинг"): проблемы внедрения на российских предприятиях [Текст] // Управленческий учет. - 2013 . - № 11 . - С. 23-33
© Гильмутдинов А.А., Хабиров Г.А., 2017
УДК33
Глазова М. В.,
канд. экон. наук, заместитель генерального директора по экономике и финансам-казначей, ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», Москва, РФ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАКТИК РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация
Эффективное управление требует от современного менеджера контроля человеческих ресурсов, окружающей среды и материальных ресурсов (технологии) для оптимального достижения цели. Это может быть достигнуто только за счет надлежащего использования соответствующих инструментов для принятия решений. В данной статье дается оценка эффективности разных зарубежных практик разработки и принятия управленческих решений в различных ситуациях.
Ключевые слова
Менеджер, принятие управленческих решений, процесс разработки, результативность, затратность.
Управление в 21-м веке стало более сложным процессом из-за глобализации и технологического развития. Заинтересованные стороны теперь более осведомлены о своих правах и привилегиях, международные законы в настоящее время вытесняют национальные и местные законы, и конкуренция становится все более напряженной.
Эффективное и действенное принятие решений менеджерами может гарантировать конкурентное преимущество предприятию. Это может быть достигнуто только за счет надлежащего использования соответствующих инструментов для принятия решений, принимая во внимание, что управление является одновременно искусством и наукой.
Следует отметить, что эффективная разработка и принятие управленческих решений зависит от многих факторов. Для эффективного и действенного процесса принятия решений, менеджеры в различных организациях должны не только иметь навыки управления человеческими отношениями, но и обладать технической компетентностью. Помимо таланта, лицам, принимающим решения, необходим опыт и