МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ЗАБЕГОВ И МАРАФОНОВ В РОССИИ
М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент А.И. Вареник, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-37-39
Аннотация. В данной статье авторы исследуют маркетинговые особенности российского рынка спортивных мероприятий в постковидный период. Анализируются предпочтения и мотивации участников для проведения забегов, полумарафонов и марафонов, а также выявлены тенденции, характеризующие данный вид рынка.
Ключевые слова: спортивная индустрия, эффективная маркетинговая деятельность, мотивация, рынок забегов и марафонов.
Главной тенденцией роста рынка спортивной индустрии остается увеличение количества населения, которое регулярно занимается физической культурой и спортом. Ещё одной существенной тенденцией является интеграция спортивной индустрии и индустрии развлечений, поскольку сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга.
Растущая популярность спорта среди населения ведёт к увеличению значения эффективной маркетинговой деятельности спортивных организаций и мероприятий.
Устранение существующих проблем в организации и маркетинговой деятельности спортивных мероприятий является приоритетной задачей для государства. Успешная реализация данной задачи поспособствует физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, общества, здоровье нации, а также дальнейшему развитию экономики России.
Стоит упомянуть влияние пандемии СОУГО-19, которая внесла корректировки в основу спортивной индустрии - в проведение соревнований и на посещение спортивных мероприятий болельщиками.
Ранее спорт не был подвержен внешним кризисам, так как главные потрясения, такие как коррупционные или допинговые скандалы исходили изнутри. Поэтому текущий кризис значительно встряхнул рынок спорта, традиционно считавшийся очень стабильным [5].
Таким образом, учитывая вышеперечисленное, было проведено маркетинговое исследование по выявлению предпочтений и мотиваций в организации и проведении официальных забегов, полумарафонов и марафонов среди спортсменов-любителей. Среди забегов и марафонов, поскольку беговая деятельность считается наиболее доступной для населения, и, как следствие, поддержания физического тонуса.
По результатам вторичных данных, собранных в рамках маркетингового исследования, можно сделать выводы, что рынок забегов и беговых марафонов активно развивается в России и за рубежом.
Изменились цели, ради которых люди участвуют в массовых забегах. Ранее основной мотив был в достижении спортивных успехов, а теперь фокус сместился на здоровье и психологический комфорт.
Бегуны в среднем становятся старше: средний возраст в 1986 году составлял 35,2 года, а в 2018 году - 39,3 года. Это связано с тем, что у бегунов более длинная соревновательная карьера, а также с тем, что люди начинают участвовать в гонках в более старшем возрасте.
Самые популярные дистанции забега в мире - 5 км и полумарафоны. Число участников в этих дистанциях 2,9 и 2,1 миллиона человек в 2018 году соответственно.
США занимают 1-е место в категории стран с наибольшим количеством бегунов. Испания - самая быстрая марафонская страна. Россия лидирует в полумарафоне.
По количеству бегунов самым масштабным субъектом является город Санкт-Петербург - 237 тыс. бегунов, на втором месте Московская область - 133 тыс. человек и третье место заняла республика Татарстан - 97 тыс. человек [4]. Число регулярно занимающихся бегом в России выросло на 480 000 за последние 2 года (на 16%) [3].
Потенциальная ёмкость рынка беговых событий субъектов составляет 1,773 млрд руб. [4].
По результатам, полученным в ходе анализа первичных данных, можно сделать следующие выводы:
- 47,6% опрошенных бегунов участвуют в марафонах несколько раз в год;
- цель участия 32,9% респондентов -получение спортивного адреналина; 25,6%
улучшение личных рекордов; 25,6% демонстрация высокого результата.
- наибольшее среднее значение занял неотъемлемый элемент забега Профессиональная фото- и видеосъёмка = 4,10 ± 1,07;
- самые популярные дистанции забега среди опрошенных респондентов оказались 21 км и 10 км - 79,3% и 73,2% ответов соответственно;
- прохождение регистрации на забег по мнению большинства респондентов - 89% удобнее всего осуществлять на официальном сайте забега;
в забегах опрошенным бегунам не хватает: 12,2% - болельщиков; 12,2%
питания и воды на финише; 11% считают, что необходимо улучшить организационные вопросы в части раздевалок и транзит до места старта;
- по результатам корреляционного анализа, наиболее тесная связь определена между факторами: Освещение забега в СМИ и Профессиональная съёмка г = 0,4969; между факторами: Стартовый пакет и Питание г = 0,461;
Библиографический список
1. Дробинин Г.В. Состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в РФ // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2014. - С. 50-54.
2. Никулина О.В. Цифровая трансформация инновационной деятельности современных компаний как новый вектор экономического роста в России // Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной городской среды.
по результатам проведения анализа методом Фишера выявлено наличие значимых отличий восприимчивости к разнообразию стартового пакета между анализируемыми группами, ф = 1,814; уровень значимости = 0,05.
Что касается критериев выбора забега для участия, 53,7% бегунов считают одним из главных - место и время проведения и 19,5% - трасса. Поэтому при организации забега целесообразно грамотно продумать местоположение забега и качество трассы (рельеф, ровное покрытие), простоту логистики, удобство инфраструктуры.
Поскольку среди всех атрибутов забега наибольшее среднюю оценку опрошенные отдали стартовому пакету и профессиональной фото- и видеосъёмке, то целесообразно должным образом продумать качественное наполнение стартового пакета и грамотно подойти к поиску компетентного фотографа и проведению съёмки забега.
Наличие хорошо наполненного стартового пакета коррелирует с разнообразием питания, то есть при организации забега следует обратить внимание и качественно продумать рацион питания спортсменов, определить достаточное количество еды и воды, поскольку респонденты категорически высказались о том, что на забегах не хватает воды.
Поскольку большинство 89% респондентов высказалось, что проходить регистрацию для участия в забеге им удобнее всего на сайте целесообразно будет создание официального сайта организуемого забега.
В качестве дополнительных мероприятий перед проведением забега целесообразно организовать следующие мероприятия: «Беговые тренировки в центре города», «Мастер-классы по подготовке к забегу».
3. Newrunners. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newrunners.ru/mag/bolshie-dannye-rezultaty-samogo-masshtabnogo-begovogo-issledovaniya/ (дата обращения 24.05.2021).
4. RunRus. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mn-ms.com/files/2016-08/forecast.pdf (дата обращения 24.05.2021).
5. BBC.League One & Two clubs vote to introduce salary cap. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: BBC.com (дата обращения 30.05.2021)
MARKETING ANALYSIS OF THE RACE MARKET AND MARATHONS IN RUSSIA
M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.I. Varenik, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. In this article, the authors explore the marketing features of the Russian sports events market in the post-teen period. The preferences and motivations of participants for running races, half-marathons and marathons are analyzed, and the trends that characterize this type of market are identified.
Keywords: sports industry, effective marketing activities, motivation, the market of races and marathons.